РП СОО русское слово

Приложение к ООП СОО

Рабочая программа
учебного курса «Русское слово»
(10-11 классы)

С.Краснополье
2023 г.

Рабочая программа учебного курса
«Русское слово»
основной общеобразовательной программы среднего общего образования
(в соответствии с требованиями ФГОС)
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями
ФГОС CОО для обучающихся 10-11 классов и имеет общеинтеллектуальное направление.
Срок реализации – 2 года.
Цель:
Формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью,
создание условия для формирования у обучающихся чувства прекрасного,
эстетических чувств и предпочтений.
Задачи:
Обучающие:
•
развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
•
приобретать знания, умения, навыки по грамматике русского языка;
•
пробуждать потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием
родного языка;
•
развивать мотивацию к изучению русского языка;
•
развивать потребность творчества и обогащение словарного запаса;
•
совершенствовать общее языковое развитие обучающихся;
•
углублять и расширять знания и представления о литературном языке.
Воспитывающие:
•
воспитывать культуру обращения с книгой;
•
формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру
мышления. Развивающие:
•
развивать смекалку и сообразительность;
•
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
•
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
•
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
•
создавать условия для развития творческих способностей обучающихся, реализации
их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.
•
формировать умения и навыки художественного самообразования.
•

Общая характеристика программы
Программа внеурочной деятельности «Русское слово» является закономерным
продолжением уроков русского языка, его дополнением. Данная рабочая программа
ориентирована на связь с программным материалом по русскому языку, учитывает
необходимость осуществления преемственности.
Программа данного курса
позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир
слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных
2

интересов как основы учебной деятельности. В процессе деятельности обучающиеся
увидят разнообразные оттенки слов и выражений (фразеологизмов, крылатых
выражений), поймут, что произведения художественной литературы, включающие
необычные слова, неделимые словосочетания, образные выражения достойны
внимания, изучения и использования в своих творческих работах. Знание
лексического богатства русского языка создает условия для успешного усвоения
всех учебных предметов.
Содержание и методы обучения программы «Русское
слово» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и
навыков, полученных на уроках русского языка и литературы, обеспечивают
единство развития, воспитания и обучения.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей, которые не всегда удаётся
рассмотреть на уроке, развитию у обучающихся интереса к различным видам
лингвистической деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной
деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Место программы в учебном плане:
Программа внеурочной деятельности входит в общеинтеллектуальное направление.
На освоение программы:
- в 10 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год;
- в 11 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
• интерес к изучению языка;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Обучающийся получит возможность сформировать:
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной жизни;
• самостоятельно проектировать индивидуальный образовательный маршрут,
используя ресурсы сети Интернет и разнообразную литературу.

3

Метапредметные результаты Регулятивные
УУД:
Обучающийся сможет
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
• адекватно
использовать
речевые
средства
для решения
различных коммуникативных
задач; владеть
монологической
и
диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
• соблюдать основные
орфографические и
пунктуационные
правила
современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её
в разных видах деятельности;
• проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический,
морфемный, орфографический;
• соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях
Обучающийся получит возможность научиться:
• отличать признаки основных языковых единиц;
• использовать основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом,
фонетикой, морфологией,
орфографией;
основные орфографические
и пунктуационные правила;
• четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
• подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
4

•
•
•

различать паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
выделять художественные изобразительные средства в тексте;
пользоваться
орфографическим,
словобразовательным,
фразеологическим,
этимологическим словарями, а также словарями синонимов и антонимов.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности
как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном
учебном процессе и повседневной жизни.
Результат внеурочной деятельности: защита творческих работ.

Содержание учебной программы
10 класс
Вводное занятие. Слово о нас. О задачах курса и планах работы на учебный год.
Практическая часть: проведение диагностики словарного запаса обучающихся.
ПУТЬ К СЛОВУ
Слово о слове. Что есть слово? («Солнце языковой системы»). Уточнение понятия о
лексическом значении слов. Обогащение словарного запаса учащихся. Писатели, поэты и
учёные о богатстве и выразительности русского слова.
Практическая часть: тренинг «Слово – это…» (продолжи предложение), конкурс чтецов.
Индивидуальный проект «Путешествие в мир слова».
Слово о словарях
Виды словарей. Работа с лингвистическими словарями русского языка. Роль
энциклопедических и лингвистических словарей. Орфографический словарь – наш
помощник.
Практическая часть: экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями».
Орфографические задачи, тесты, кроссворды, ребусы. Нахождение слова в разных
словарях.
К истокам слова
Рассказ о науке этимологии. Строение словарной статьи этимологического словаря.
5

Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Практическая
часть: лингвистическая игра «Происхождение слов».
Культура слова
Знакомство с современными нормами русского литературного произношения.
Орфоэпический словарь, его основные свойства и функции.
Практическая часть: викторина «Давайте говорить правильно» (по выявлению уровня
орфоэпической культуры учащихся).
Слово…и «слова-родственники». «Чужие слова»
Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Способы образования родственных
слов. Омонимичные корни.
Знакомство с особенностями строения словарной статьи словаря иностранных слов.
Введение понятия «устойчивые обороты». Исследовательская работа со словарем
иностранных слов и определением значения этих слов.
Практическая часть: групповой проект «Секреты родственных слов» (работа со словами,
например: родник, родина, родня. Что общего?) Индивидуальный проект «Определи
значение иностранных слов»
Слова-омонимы и многозначные слова
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового
словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с
толковыми словарями.
Практическая часть: индивидуальный проект «Слова-близнецы». Игра «Прямое и
переносное значение слов».
Слово и его синонимы, антонимы, паронимы
Изучение особенностей синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и
правильным употреблением их в речи. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Знакомство с понятием «паронимы». Виды паронимов и способы их образования. Беседа о
правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
Практическая часть: игра «На карнавале слов». Групповой проект «Слова-друзья»
Слово во фразеологических оборотах
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении
фразеологизмов в речи. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы». Практическая
часть: фразеологический КВН.
Роль слова в тексте
Понимание роли слова в устном народном творчестве (пословицах и поговорках, загадках,
скороговорках, притчах, легендах, приметах, в русских народных песнях, сказках).
Знакомство со сказителями сказок. Слово в названиях произведений классической и
современной литературы (поэзия, проза). Слово в текстах художественной литературы.
Понятия: живая народная речь, литературный язык, анализ литературных образцов.
Практическая часть: нахождение строк народной речи в произведениях А.С. Пушкина,
Н.В.Гоголя. Индивидуальный проект «Русские сказочники».
6

ОТ СЛОВА К ТЕКСТУ
В глубину текста
Тема, основная мысль, авторская позиция. Смысловые части текста, микротема, абзац.
План текста: простой, сложный, тезисный. Способы связи предложений в тексте. Средства
связи предложений в тексте. Лексические средства связи (контекстуальные синонимы).
Морфологические средства создания выразительности текста (существительные,
прилагательные). Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое
ударение. Смысловая связь.
Практическая часть: определение темы, идеи, смысла заглавия, с помощью учителя смысла целого или крупных частей прочитанного произведения. Определение микротем,
установление последовательности событий, описываемых явлений в тексте, понимание
смыслового содержания при объединении самостоятельно прочитанных частей
произведения, выбор из текста произведения наиболее интересных и значимых отрывков
для последующего анализа и объяснения. Коллективное и парное составление плана
произведения. Ответы на вопросы обобщающего характера. Подбор иллюстраций к
отдельным частям произведения.
11 класс
ТИПОЛОГИЯ ТЕКСТОВ.
Типы речи.
Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного
типа.
Сочинение-повествование.
Сочинение-описание.
Сочинение-рассуждение.
Практическая часть: типологический анализ предложенных текстов, «сжимание» текста,
редактирование текста с целью предупреждения логико-композиционных ошибок в
сочинении.
Стили текста. Основные черты
Стилистика как наука, позволяющая выразить мысль по-разному, различными языковыми
средствами. Определение стилей (разговорный, официально-деловой, публицистический,
научный, художественный) и их особенности. Изобразительно-выразительные средства
языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические,
стилистические.
Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, творческие задания,
развивающие оригинальность мышления.
Языковые особенности разных стилей речи
Характеристика каждого функционального стиля: а) сфера применения; б) основные
функции; в) ведущие стилевые черты; г) языковые особенности; д) специфические
формы (жанры).
Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, «перевод» русских
народных сказок («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка») в различные стилевые пласты.

7

Жанр текста
Жанры: 1) художественного стиля - рассказ, повесть, роман, стих, сонет, драма, сказка,
трагедия, комедия, гимн, ода и др.; 2) публицистического стиля - статья, репортаж, очерк;
3) научного стиля - статья, лекция, монография, учебник; 4) официально-делового приказ, заявление, служебная записка. Практическая часть: творческие задания
ОТ ГОТОВОГО ТЕКСТА – К СОБСТВЕННОМУ ТЕКСТУ
Модель создания речевого высказывания
Постижение основ риторики, умение отбирать материал, выделяя главное, опуская детали,
избирая наиболее желательную форму языкового выражения. Знакомство с мастерами
ораторского искусства, составление плана выступления.
Практическая часть: создание текста-послания для конкурса юных ораторов о том, что
волнует, особенно интересует. Конкурс юных ораторов
Творческое изложение
Сжатое изложение текстов публицистического характера.
Практическая часть: изложения с заданием ввести в текст описание местности, дать
оценку поступков героев, высказать свое мнение о герое.
Обучение написанию сочинения-миниатюры
Сбор материала к сочинению, его систематизация Практическая
часть: написание сочинения – миниатюры
на предложенные темы (например: «Моё отношение к слову», или « Моя дорога в школу»,
или «В гостях у Ивана Грозного).
Сочинение-анализ поэтического текста
Практическая часть: комплексный анализ поэтического текста. Анализ стихотворения
Ф.И. Тютчева, А.А.Фета (по выбору).
Сочинение-анализ эпизода
Комплексный анализ прозаического текста. Практическая
часть: анализ рассказа (по выбору).
Нетрадиционные жанры сочинений
Письмо. Обобщение знаний о структуре писем. Языковые особенности построения письма.
Общественная значимость письма в современном обществе.
Практическая часть: письмо реальному адресату.
Дневниковые записи. Основные правила ведения, три разновидности использования
дневника (собственно дневник, дневник писателя, литературные произведения в форме
дневника).
Практическая часть: составление дневника литературного персонажа.
Отзыв как жанр. Смысловые и структурные особенности жанра отзыва.
Практическая часть: отзыв на прочитанное произведение.
Аннотация. Формирование представления о структуре аннотации. Осознание учащимися
её актуальности и ценности в общественной жизни.
8

Практическая часть: составление аннотации к художественному произведению
(например, по повести В. Железникова «Чучело» или по повести Г. Троепольского
«Белый Бим Чёрное ухо»).
Эссе как жанр сочинений. Формирование у учащихся представления об эссе как
публицистическом жанре, его особенностях.
Практическая часть: эссе «О времени и о себе» Что значит быть патриотом?
Составление памятки об особенностях жанра эссе: «Что такое эссе?»
Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…» Выступления
учащихся – защита проектов.
Практическая часть: коллективный проект: создание сборника творческих работ
учащихся «Мастерская слова».

Тематическое планирование
№ Тема
п/п

10 класс
ПУТЬ К СЛОВУ ( 25 ч)

Слово о слове
Слово о словарях
К истокам слова
Культура слова
Слово…и «слова-родственники». «Чужие слова»
Слова-омонимы и многозначные слова
Слово и его синонимы, антонимы, паронимы
Слово во фразеологических оборотах
Роль слова в тексте
ОТ СЛОВА К ТЕКСТУ (9 ч)
10 Тема и основная мысль
11 Смысловые части текста
12 Типы связи. Смысловая связь
ИТОГО
11 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Количество
часов

2
4
4
4
2
2
3
2
2
3
3
3
34

ТИПОЛОГИЯ ТЕКСТОВ (13 ч)
1
2
3
4
5
6

Типы речи
Стили текста. Основные черты
Изобразительно-выразительные средства языка
Языковые особенности разных стилей речи
Жанр текста
Художественный стиль

4
4
1
1
1
2
9

7
8
9
10
11
12
13

ОТ ГОТОВОГО ТЕКСТА – К СОБСТВЕННОМУ ТЕКСТУ (21 ч)
Модель создания речевого высказывания
7
Творческое изложение
2
Обучение написанию сочинения-миниатюры
2
Сочинение-анализ поэтического текста
2
Сочинение-анализ эпизода
3
Нетрадиционные жанры сочинений
3
«Как наше слово отзовётся…» Выступления
2
учащихся – защита проектов.

ИТОГО

34

Учебно – методическое и материально - техническое обеспечение программы:
1. Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации. 2-е издание М: ООО
«Кейс», 2012 – 208 с.
2. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике
русского языка. Часть первая. Государственное учебно-педагогическое
издательство Министерства просвещения РСФСР Москва-1963
3. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового
поколения. М.: Педагогика, 2009.
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
5. Григорян Л.Т., Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. Яз.:
Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
6. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома.
М: издательство «Отчий дом», 2006 г. – 336 с., ил.
7. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
8. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М.,
«Знание», 1978. – 304 с.
9. Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому языку (Из опыта
работы со словом). – СПб.: КАРО, 2003. – 124 с.
10.
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. 5-6 классы/
Сост. Т.Н.Трунцева. – М.:ВАКО, 2014. – 32 с.
11.
Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика сочинений
разных жанров»/ Ю.И.Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А.
Никольская; Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.:
Просвещение, 1990. – 176 с., ил.
12.
Турниры знатоков русского языка: Дидактические материалы / Авт.-сост.
Н.М. Лебедев. – М.: Вербум-М, 2006. – 141 с. – (Словесник; Профильная школа)
13.
Успенский Л. Слово о словах. М: Мир энциклопедий Аванта +, 2008 г. - 544
с., ил.
14.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг.:
[Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/new/8286 15.
10

Фелицына В.Н., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые
выражения. Лингвостановедческий словарь. / Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина; Под
ред. Верещагина Е.М., Костомарова В.Г. – М.: «русский язык», 1979. – 240 с.
Словари русского языка:
1. Агеенко Ф.А., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения.
– М., 1960г. – 216 с.
2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - М.:
Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с.
3. Алекторова Л.П. и др. Учебный словарь синонимов русского языка / Л.П.
Алекторова, В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П. Колесников, В.Н. Шанский. - М.:
ШколаПресс, 1994. - 209 с.
4. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М.: Сов. Энциклопедия, 1974.
- 448 с.
5. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - 2-е изд. М.: Просвещение, 1996. - 240 с.
6. Бельчиков Н.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных
слов русского языка. – М., 1968.-216 с.
7. Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова,
В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. – 426с.
8. Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Краткий фразеологический словарь
русского языка. - СПб.: Просвещение, 1994. - 268 с.
9. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – М., 1971. - 679 с.
10. Введенская Л.А., Колесников Н.П. Новый орфографический словарь. - Ростов
н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1994. -275 с.
11. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984. – 395с.
12. Горбачевич К.С. Трудности словоупотребления и варианты норм русского
литературного языка. – М., 1973. – 216с.
13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах / В.И.
Даль. М. : Русский язык - Медиа, 2006.
14. Евгеньева А.П. Словарь синонимов. - Л., 1975. - 463 с.
15. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для
учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 447 с.
16. Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических
синонимов русского языка /Под ред. В.П. Жукова. - М.: Рус. яз., 1987. - 448с.
17. Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского.
- М, 1976. - 467с.
18. Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. – М., 1971.-416 с.
19. Колесников Н.Т.Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. М., 1972. - 670 с.
20. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М., 1986. –
469с.
21. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для
учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 272 с.
22. Максимов С. Крылатые слова. - М.: Худ. лит-ра, 1969. - 528 с.
23. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.
11

24. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и
фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. –
28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование»: ООО
«Издательство «ОНИКС-ЛИТ», 2012. – 1376 с.
25. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь
русского языка. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. - 288с. 26.
Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для
учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 319с.
27. Розенталь Д.Э., Толенкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.:
Русский язык, 1976. – 680с.
28. Рохманова Л.И. Трудности русского языка. – М., 1974. – 438с.
29. Словарь иностранных выражений и слов / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.М.
Бабкина, В.В. Шендецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ленинград: Наука, 1981. – 696
с.
30. Словарь лингвистических
терминов
2012.
http://linguisticdictionary.info/word/jA/Jazk-179.html
31. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – М., 1985.
32. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.:
Просвещение, 1978. – 365с.
33. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом
«Литература», 2005.
34. Фразеологический словарь русского языка / Л.А. Воинова, В.П. Жуков, А.И.
Федоров; Под ред. А.И. Молоткова.-М.:Сов.Энциклопедия, 1968.-543 с.
35. Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая, Е.И.
Голанова, И.А. Василевская; Под ред. В.В. Иванова. – М., 1983. – 319с.
36. Электронный словарь сокращений, на конец 2011 года виртуальное издание
содержит более 130 000 сокращений и аббревиатур. http://sokr.ru.
37. Этимологический словарь славянских языков, вып. 1-А. Под ред. Трубачева
О.Н. - М., 1974. - 316 с.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».