Приложение к ООП СОО Рабочая программа учебного курса «Русское слово» (10-11 классы) С.Краснополье 2023 г. Рабочая программа учебного курса «Русское слово» основной общеобразовательной программы среднего общего образования (в соответствии с требованиями ФГОС) Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями ФГОС CОО для обучающихся 10-11 классов и имеет общеинтеллектуальное направление. Срок реализации – 2 года. Цель: Формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью, создание условия для формирования у обучающихся чувства прекрасного, эстетических чувств и предпочтений. Задачи: Обучающие: • развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету; • приобретать знания, умения, навыки по грамматике русского языка; • пробуждать потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; • развивать мотивацию к изучению русского языка; • развивать потребность творчества и обогащение словарного запаса; • совершенствовать общее языковое развитие обучающихся; • углублять и расширять знания и представления о литературном языке. Воспитывающие: • воспитывать культуру обращения с книгой; • формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру мышления. Развивающие: • развивать смекалку и сообразительность; • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; • развивать умение пользоваться разнообразными словарями; • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. • создавать условия для развития творческих способностей обучающихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности. • формировать умения и навыки художественного самообразования. • Общая характеристика программы Программа внеурочной деятельности «Русское слово» является закономерным продолжением уроков русского языка, его дополнением. Данная рабочая программа ориентирована на связь с программным материалом по русскому языку, учитывает необходимость осуществления преемственности. Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных 2 интересов как основы учебной деятельности. В процессе деятельности обучающиеся увидят разнообразные оттенки слов и выражений (фразеологизмов, крылатых выражений), поймут, что произведения художественной литературы, включающие необычные слова, неделимые словосочетания, образные выражения достойны внимания, изучения и использования в своих творческих работах. Знание лексического богатства русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Содержание и методы обучения программы «Русское слово» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у обучающихся интереса к различным видам лингвистической деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Место программы в учебном плане: Программа внеурочной деятельности входит в общеинтеллектуальное направление. На освоение программы: - в 10 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год; - в 11 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; • интерес к изучению языка; • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Обучающийся получит возможность сформировать: • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной жизни; • самостоятельно проектировать индивидуальный образовательный маршрут, используя ресурсы сети Интернет и разнообразную литературу. 3 Метапредметные результаты Регулятивные УУД: Обучающийся сможет • самостоятельно формулировать тему и цели урока; • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); • пользоваться словарями, справочниками; • осуществлять анализ и синтез; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения; Коммуникативные УУД: • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. • высказывать и обосновывать свою точку зрения; • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • задавать вопросы. Предметные результаты: Обучающийся научится: • соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка; • извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности; • проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический; • соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях Обучающийся получит возможность научиться: • отличать признаки основных языковых единиц; • использовать основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией; основные орфографические и пунктуационные правила; • четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; • подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты; 4 • • • различать паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы; выделять художественные изобразительные средства в тексте; пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическим словарями, а также словарями синонимов и антонимов. Обучающийся получит возможность для формирования: • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни; • выраженной познавательной мотивации; • устойчивого интереса к новым способам познания • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; • использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. Результат внеурочной деятельности: защита творческих работ. Содержание учебной программы 10 класс Вводное занятие. Слово о нас. О задачах курса и планах работы на учебный год. Практическая часть: проведение диагностики словарного запаса обучающихся. ПУТЬ К СЛОВУ Слово о слове. Что есть слово? («Солнце языковой системы»). Уточнение понятия о лексическом значении слов. Обогащение словарного запаса учащихся. Писатели, поэты и учёные о богатстве и выразительности русского слова. Практическая часть: тренинг «Слово – это…» (продолжи предложение), конкурс чтецов. Индивидуальный проект «Путешествие в мир слова». Слово о словарях Виды словарей. Работа с лингвистическими словарями русского языка. Роль энциклопедических и лингвистических словарей. Орфографический словарь – наш помощник. Практическая часть: экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями». Орфографические задачи, тесты, кроссворды, ребусы. Нахождение слова в разных словарях. К истокам слова Рассказ о науке этимологии. Строение словарной статьи этимологического словаря. 5 Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Практическая часть: лингвистическая игра «Происхождение слов». Культура слова Знакомство с современными нормами русского литературного произношения. Орфоэпический словарь, его основные свойства и функции. Практическая часть: викторина «Давайте говорить правильно» (по выявлению уровня орфоэпической культуры учащихся). Слово…и «слова-родственники». «Чужие слова» Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Способы образования родственных слов. Омонимичные корни. Знакомство с особенностями строения словарной статьи словаря иностранных слов. Введение понятия «устойчивые обороты». Исследовательская работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. Практическая часть: групповой проект «Секреты родственных слов» (работа со словами, например: родник, родина, родня. Что общего?) Индивидуальный проект «Определи значение иностранных слов» Слова-омонимы и многозначные слова Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Практическая часть: индивидуальный проект «Слова-близнецы». Игра «Прямое и переносное значение слов». Слово и его синонимы, антонимы, паронимы Изучение особенностей синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Знакомство с понятием «паронимы». Виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Практическая часть: игра «На карнавале слов». Групповой проект «Слова-друзья» Слово во фразеологических оборотах Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы». Практическая часть: фразеологический КВН. Роль слова в тексте Понимание роли слова в устном народном творчестве (пословицах и поговорках, загадках, скороговорках, притчах, легендах, приметах, в русских народных песнях, сказках). Знакомство со сказителями сказок. Слово в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза). Слово в текстах художественной литературы. Понятия: живая народная речь, литературный язык, анализ литературных образцов. Практическая часть: нахождение строк народной речи в произведениях А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя. Индивидуальный проект «Русские сказочники». 6 ОТ СЛОВА К ТЕКСТУ В глубину текста Тема, основная мысль, авторская позиция. Смысловые части текста, микротема, абзац. План текста: простой, сложный, тезисный. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Лексические средства связи (контекстуальные синонимы). Морфологические средства создания выразительности текста (существительные, прилагательные). Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь. Практическая часть: определение темы, идеи, смысла заглавия, с помощью учителя смысла целого или крупных частей прочитанного произведения. Определение микротем, установление последовательности событий, описываемых явлений в тексте, понимание смыслового содержания при объединении самостоятельно прочитанных частей произведения, выбор из текста произведения наиболее интересных и значимых отрывков для последующего анализа и объяснения. Коллективное и парное составление плана произведения. Ответы на вопросы обобщающего характера. Подбор иллюстраций к отдельным частям произведения. 11 класс ТИПОЛОГИЯ ТЕКСТОВ. Типы речи. Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение. Практическая часть: типологический анализ предложенных текстов, «сжимание» текста, редактирование текста с целью предупреждения логико-композиционных ошибок в сочинении. Стили текста. Основные черты Стилистика как наука, позволяющая выразить мысль по-разному, различными языковыми средствами. Определение стилей (разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный) и их особенности. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, творческие задания, развивающие оригинальность мышления. Языковые особенности разных стилей речи Характеристика каждого функционального стиля: а) сфера применения; б) основные функции; в) ведущие стилевые черты; г) языковые особенности; д) специфические формы (жанры). Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, «перевод» русских народных сказок («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка») в различные стилевые пласты. 7 Жанр текста Жанры: 1) художественного стиля - рассказ, повесть, роман, стих, сонет, драма, сказка, трагедия, комедия, гимн, ода и др.; 2) публицистического стиля - статья, репортаж, очерк; 3) научного стиля - статья, лекция, монография, учебник; 4) официально-делового приказ, заявление, служебная записка. Практическая часть: творческие задания ОТ ГОТОВОГО ТЕКСТА – К СОБСТВЕННОМУ ТЕКСТУ Модель создания речевого высказывания Постижение основ риторики, умение отбирать материал, выделяя главное, опуская детали, избирая наиболее желательную форму языкового выражения. Знакомство с мастерами ораторского искусства, составление плана выступления. Практическая часть: создание текста-послания для конкурса юных ораторов о том, что волнует, особенно интересует. Конкурс юных ораторов Творческое изложение Сжатое изложение текстов публицистического характера. Практическая часть: изложения с заданием ввести в текст описание местности, дать оценку поступков героев, высказать свое мнение о герое. Обучение написанию сочинения-миниатюры Сбор материала к сочинению, его систематизация Практическая часть: написание сочинения – миниатюры на предложенные темы (например: «Моё отношение к слову», или « Моя дорога в школу», или «В гостях у Ивана Грозного). Сочинение-анализ поэтического текста Практическая часть: комплексный анализ поэтического текста. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А.Фета (по выбору). Сочинение-анализ эпизода Комплексный анализ прозаического текста. Практическая часть: анализ рассказа (по выбору). Нетрадиционные жанры сочинений Письмо. Обобщение знаний о структуре писем. Языковые особенности построения письма. Общественная значимость письма в современном обществе. Практическая часть: письмо реальному адресату. Дневниковые записи. Основные правила ведения, три разновидности использования дневника (собственно дневник, дневник писателя, литературные произведения в форме дневника). Практическая часть: составление дневника литературного персонажа. Отзыв как жанр. Смысловые и структурные особенности жанра отзыва. Практическая часть: отзыв на прочитанное произведение. Аннотация. Формирование представления о структуре аннотации. Осознание учащимися её актуальности и ценности в общественной жизни. 8 Практическая часть: составление аннотации к художественному произведению (например, по повести В. Железникова «Чучело» или по повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»). Эссе как жанр сочинений. Формирование у учащихся представления об эссе как публицистическом жанре, его особенностях. Практическая часть: эссе «О времени и о себе» Что значит быть патриотом? Составление памятки об особенностях жанра эссе: «Что такое эссе?» Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…» Выступления учащихся – защита проектов. Практическая часть: коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся «Мастерская слова». Тематическое планирование № Тема п/п 10 класс ПУТЬ К СЛОВУ ( 25 ч) Слово о слове Слово о словарях К истокам слова Культура слова Слово…и «слова-родственники». «Чужие слова» Слова-омонимы и многозначные слова Слово и его синонимы, антонимы, паронимы Слово во фразеологических оборотах Роль слова в тексте ОТ СЛОВА К ТЕКСТУ (9 ч) 10 Тема и основная мысль 11 Смысловые части текста 12 Типы связи. Смысловая связь ИТОГО 11 класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Количество часов 2 4 4 4 2 2 3 2 2 3 3 3 34 ТИПОЛОГИЯ ТЕКСТОВ (13 ч) 1 2 3 4 5 6 Типы речи Стили текста. Основные черты Изобразительно-выразительные средства языка Языковые особенности разных стилей речи Жанр текста Художественный стиль 4 4 1 1 1 2 9 7 8 9 10 11 12 13 ОТ ГОТОВОГО ТЕКСТА – К СОБСТВЕННОМУ ТЕКСТУ (21 ч) Модель создания речевого высказывания 7 Творческое изложение 2 Обучение написанию сочинения-миниатюры 2 Сочинение-анализ поэтического текста 2 Сочинение-анализ эпизода 3 Нетрадиционные жанры сочинений 3 «Как наше слово отзовётся…» Выступления 2 учащихся – защита проектов. ИТОГО 34 Учебно – методическое и материально - техническое обеспечение программы: 1. Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации. 2-е издание М: ООО «Кейс», 2012 – 208 с. 2. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва-1963 3. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009. 4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD). 5. Григорян Л.Т., Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. Яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с. 6. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М: издательство «Отчий дом», 2006 г. – 336 с., ил. 7. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. 8. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., «Знание», 1978. – 304 с. 9. Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому языку (Из опыта работы со словом). – СПб.: КАРО, 2003. – 124 с. 10. Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. 5-6 классы/ Сост. Т.Н.Трунцева. – М.:ВАКО, 2014. – 32 с. 11. Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Ю.И.Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская; Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с., ил. 12. Турниры знатоков русского языка: Дидактические материалы / Авт.-сост. Н.М. Лебедев. – М.: Вербум-М, 2006. – 141 с. – (Словесник; Профильная школа) 13. Успенский Л. Слово о словах. М: Мир энциклопедий Аванта +, 2008 г. - 544 с., ил. 14. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/new/8286 15. 10 Фелицына В.Н., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. Лингвостановедческий словарь. / Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина; Под ред. Верещагина Е.М., Костомарова В.Г. – М.: «русский язык», 1979. – 240 с. Словари русского языка: 1. Агеенко Ф.А., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1960г. – 216 с. 2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с. 3. Алекторова Л.П. и др. Учебный словарь синонимов русского языка / Л.П. Алекторова, В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П. Колесников, В.Н. Шанский. - М.: ШколаПресс, 1994. - 209 с. 4. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М.: Сов. Энциклопедия, 1974. - 448 с. 5. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - 2-е изд. М.: Просвещение, 1996. - 240 с. 6. Бельчиков Н.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. – М., 1968.-216 с. 7. Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. – 426с. 8. Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: Просвещение, 1994. - 268 с. 9. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – М., 1971. - 679 с. 10. Введенская Л.А., Колесников Н.П. Новый орфографический словарь. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1994. -275 с. 11. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984. – 395с. 12. Горбачевич К.С. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. – М., 1973. – 216с. 13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах / В.И. Даль. М. : Русский язык - Медиа, 2006. 14. Евгеньева А.П. Словарь синонимов. - Л., 1975. - 463 с. 15. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 447 с. 16. Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка /Под ред. В.П. Жукова. - М.: Рус. яз., 1987. - 448с. 17. Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М, 1976. - 467с. 18. Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. – М., 1971.-416 с. 19. Колесников Н.Т.Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. М., 1972. - 670 с. 20. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М., 1986. – 469с. 21. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 272 с. 22. Максимов С. Крылатые слова. - М.: Худ. лит-ра, 1969. - 528 с. 23. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993. 11 24. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование»: ООО «Издательство «ОНИКС-ЛИТ», 2012. – 1376 с. 25. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. - 288с. 26. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 319с. 27. Розенталь Д.Э., Толенкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1976. – 680с. 28. Рохманова Л.И. Трудности русского языка. – М., 1974. – 438с. 29. Словарь иностранных выражений и слов / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.М. Бабкина, В.В. Шендецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ленинград: Наука, 1981. – 696 с. 30. Словарь лингвистических терминов 2012. http://linguisticdictionary.info/word/jA/Jazk-179.html 31. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – М., 1985. 32. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1978. – 365с. 33. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005. 34. Фразеологический словарь русского языка / Л.А. Воинова, В.П. Жуков, А.И. Федоров; Под ред. А.И. Молоткова.-М.:Сов.Энциклопедия, 1968.-543 с. 35. Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая, Е.И. Голанова, И.А. Василевская; Под ред. В.В. Иванова. – М., 1983. – 319с. 36. Электронный словарь сокращений, на конец 2011 года виртуальное издание содержит более 130 000 сокращений и аббревиатур. http://sokr.ru. 37. Этимологический словарь славянских языков, вып. 1-А. Под ред. Трубачева О.Н. - М., 1974. - 316 с. 12