ПРИЛОЖЕНИЕ Утверждена В составе ООП СОО Приказ № от 03.11.2020 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» 10-11 классов Планируемые результаты Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» В результате изучения технологии на базовом уровне ученик должен: знать/понимать: - влияние технологий на общественное развитие; - составляющие современного производства товаров или услуг; - способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду; - способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; - основные этапы проектной деятельности; - источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства; уметь: - оценивать потребительские качества товаров и услуг; - изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг; - составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; - использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности; - проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; - организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта; - выполнять изученные технологические операции; - планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; - уточнять и корректировать профессиональные намерения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; - решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; - самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; - рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; - составления резюме и проведения самопрезентации; - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. Содержание учебного предмета. Учебный процесс на занятиях по технологии строится на основе изучения организации производства товаров или услуг в процессе технологической подготовки в выбранной школьником сфере деятельности и ориентирован на профессиональное самоопределение учащихся. Производство, труд и технологии Технология как часть общечеловеческой культуры. Влияние технологий на общественное развитие. ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТЕХНОЛОГИЙ, ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И ХАРАКТЕРА ТРУДА. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Составляющие современного производства. Разделение и кооперация труда. Нормирование труда; нормы производства и тарификация; нормативы, системы и формы оплаты труда. Требования к квалификации специалистов различных профессий. ЕДИНЫЙ ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК РАБОТ И ПРОФЕССИЙ (ЕТКС). Выявление способов снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ; РАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА. Овладение основами культуры труда: НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА; трудовая и технологическая дисциплина; безопасность труда и средства ее обеспечения; эстетика труда; этика взаимоотношений в трудовом коллективе; формы творчества в труде. Взаимозависимость рынка товаров и услуг, технологий производства, уровня развития науки и техники: НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ И НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ТЕХНОЛОГИЯХ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; введение в производство новых продуктов, современных технологий. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и анализ востребованности объекта потенциальными потребителями на основе потребительских качеств. МОДЕЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ, ЭРГОНОМИЧЕСКИХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБЪЕКТА ТРУДА. Выбор технологий, средств и способов реализации проекта. Планирование проектной деятельности. Выбор путей и способов реализации проектируемого материального объекта или услуги. Поиск источников информации для выполнения проекта С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭВМ. ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ТВОРЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРОДУКТОВ ТРУДА. Документальное представление проектируемого продукта труда С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭВМ. ВЫБОР СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. Организация рабочих мест и технологического процесса создания продукта труда. Выполнение операций по созданию продукта труда. Контроль промежуточных этапов деятельности. Оценка качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Оформление и презентация проекта и результатов труда. Учебный проект по технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг. Профессиональное самоопределение и карьера. Изучение рынка труда и профессий: КОНЪЮНКТУРА РЫНКА ТРУДА И ПРОФЕССИЙ, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Поиск источников информации о рынке образовательных услуг. Планирование путей получения образования, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И СЛУЖЕБНОГО РОСТА. ВОЗМОЖНОСТИ КВАЛИФИКАЦИОННОГО И СЛУЖЕБНОГО РОСТА. Характер профессионального образования. И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования или трудоустройства. Выполнение проекта по уточнению профессиональных намерений. 1. Тематическое планирование 10 класс № п/п Количе ство часов 1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1 час Технология как часть общечеловеческой культуры. Влияние технологий на общественное развитие. ИОТ 056-2017 2 Понятие о технологической культуре. Взаимосвязь и 1 час взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда. 3 Научные открытия, оказавшие значительное влияние на 1 час развитие технологий. 4 Научные открытия, оказавшие значительное влияние на 1 час развитие технологий. Промышленные технология и транспорт. 5 Технологическая культура общества и технологическая 1 час культура производства. Сельское хозяйство в системе природопользования. 6 Технологическая культура общества и технологическая 1 час культура производства. 7 Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. 1 час Применение экологически чистых и безотходных производств. 8 Методы и средства оценки экологического состояния 1 час окружающей среды. Экологическое состояние и экологическая мораль в техногенном мире. 9 Выявление способов снижения негативного влияния 1 час производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов; рациональное размещение производства 10 Особенности рынка потребительских товаров и услуг. 1 час Субъекты рынка Тема урока 11 12 13 14 15 16 17 18 19 товаров и услуг. Сертификация изделий и услуг. Маркировка продовольственных и промышленных товаров. Значение страхования в современном обществе. Виды страхования. Изучение рынка товаров и услуг в Интернет. Проверочная работа №1 по пройденным разделам. Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции Инновационные продукты и технологии. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспериментальных исследований в проектировании Источники научной и технической информации. Оценка достоверности информации. Способы хранения информации. Проблемы хранения информации на электронных носителях. Составление бизнес-плана как способ экономического обоснования проекта. Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и анализ востребованности объекта потенциальными потребителями на основе потребительских качеств. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 20 Проведение опросов и анкетирования. Моделирование объектов. 1 час 21 Виды нормативной документации, используемой при проектировании Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство Учет требований безопасности при проектировании. Состав проектной документации. Поиск источников информации для выполнения проекта с использованием ЭВМ. Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности использовать Методы решения 1 час 22 23 24 25 1 час 1 час 1 час 1 час 26 27 28 29 30 творческих задач в технологической деятельности. Этапы решения творческой задачи. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности. Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Законы художественного конструирования Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма Эвристические приемы решения практических задач. Метод фокальных объектов. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ. Банк идей. Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Выбор средств и методов реализации проекта 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 31 Проверочная работа №2 (по пройденным разделам.) 1 час 32 Моделирование функциональных, эргономических и эстетических 1 час качеств объекта труда. Выбор технологий, средств и способов реализации проекта. Научный подход в проектировании изделий. 33 Проведение испытаний модели или объекта. Оценка 1 час достоверности полученных результатов. Приступаем к материализации проекта. 34 Презентация результатов проектной деятельности. 1 час Планирование проектной деятельности. Выбор путей и способов реализации проектируемого материального объекта или услуги. 34 часа Итого: Тематическое планирование 11 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема урока Количе ство часов 1 час сферы 1 час Структура современного производства ИОТ 056-2017 Представление об организации производства: производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Составляющие современного производства. Разделение и кооперация труда. Нормирование труда; нормы производства и тарификация; нормативы, системы и формы оплаты труда. Требования к квалификации специалистов различных профессий. ЕТКС. Овладение основами культуры труда: НОТ; трудовая и технологическая дисциплина. Безопасность труда и средства ее обеспечения; эстетика труда; этика взаимоотношений в трудовом коллективе; формы творчества в труде. Взаимозависимость рынка товаров и услуг, технологий производства, уровня развития науки и техники: научные открытия и новые направления в технологиях созидательной деятельности; Введение в производство новых продуктов, современных технологий. Функционально-стоимостный анализ. (ФСА) 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 12 Поиск источников информации для выполнения проекта с использованием ЭВМ. 13 Основные закономерности развития искусственных систем 14 Применение основных методов творческого решения практических задач для создания продуктов труда. Логические и эвристические методы решения задач. 15 Применение основных методов творческого решения практических задач для создания продуктов труда. Метод мозговой атаки. 16 Документальное представление проектируемого продукта труда с использованием ЭВМ. 17 Выбор способов защиты интеллектуальной собственности 1 час 18 Организация рабочих мест и технологического процесса создания продукта труда. 19 Выполнение операций по созданию продукта труда. Контроль промежуточных этапов деятельности. 20 Оценка качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. 21 Оформление и презентация проекта и результатов труда 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 22 Учебный проект по технологии проектирования и создания 1 час материальных объектов и услуг. 23 Изучение рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда 1 час и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Средства получения информации о рынке труда и путях 1 час профессионального образования. Виды и формы получения профессионального образования. 1 час Региональный рынок образовательных услуг. Самостоятельный анализ рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности. Сопоставление профессиональных планов с состоянием 1 час здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Центры профконсультационной помощи. 1 час Поиск источников информации о рынке образовательных услуг. 1 час Планирование путей получения образования, 1 час профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Характер профессионального образования и профессиональная мобильность. 1 час Сопоставление профессиональных планов с состоянием 1 час здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Подготовка резюме и формы самопрезентации для 1 час получения профессионального образования или трудоустройства. Выполнение проекта по уточнению профессиональных 1 час намерений. Составление резюме и проведения самопрезентации. Выполнение проекта по уточнению профессиональных 1 час намерений. Итого 34ч