РП История России Всеобщая история 10 класс (2)

ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждена

В составе ООП СОО
Приказ № 61/3 от 03.11.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«История России Всеобщая история»
10 класс

Планируемые результаты освоения учебного
предмета: «Всеобщая история. История России» 10 класс
Личностные результаты
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и

технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому
и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5)
умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и

этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты
"История" (базовый уровень) - требования к предметным результатам
освоения базового курса истории должны отражать:
1) сформированность представлений о современной исторической
науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении
задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в
целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом
процессе;
3) сформированность умений применять исторические знания в
профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
4) владение навыками проектной деятельности и исторической
реконструкции с привлечением различных источников;
5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку
зрения в дискуссии по исторической тематике.
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового
исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды всеобщей и
отечественной истории из раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических
событий, явлений, процессов;

характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших исторических событий;
представлять культурное наследие России и других стран;
работать с историческими документами;
сравнивать различные исторические документы, давать им общую
характеристику;
критически анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями,
явлениями, процессами, персоналиями;
использовать статистическую (информационную) таблицу, график,
диаграмму как источники информации;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
составлять описание исторических объектов и памятников на основе
текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
читать легенду исторической карты;
владеть основной современной терминологией исторической науки,
предусмотренной программой;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по
исторической тематике;
оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ
века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические
события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и
национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в
сокровищницу мировой культуры;
определять место и время создания исторических документов;
проводить отбор необходимой информации и использовать
информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении
политической деятельности современных руководителей России и ведущих
зарубежных стран;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших
проблем отечественной и всемирной истории;

понимать объективную и субъективную обусловленность оценок
российскими и зарубежными историческими деятелями характера и
значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий,
войн и революций;
использовать картографические источники для описания событий и
процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и
времени;
представлять историческую информацию в виде таблиц, схем,
графиков и др., заполнять контурную карту;
соотносить историческое время, исторические события, действия
и поступки исторических личностей ХХ века;
анализировать и оценивать исторические события местного
масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам
истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных
источников, знание исторических фактов, владение исторической
терминологией;
приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
применять полученные знания при анализе современной политики
России;
владеть элементами проектной деятельности.

Содержание курса: «Всеобщая история. История России»
История как наука
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции
исторического развития человечества.
Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 24.01.2012 N 39)
Всеобщая история
Древнейшая стадия истории человечества
Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе
первобытной эпохи. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и
формах социальных связей.
Цивилизации Древнего мира и Средневековья
Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь,
политические отношения. Архаичные цивилизации древности.

Мифологическая картина мира.
Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной
формы мышления в античном обществе.
Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудеохристианской духовных традиций. Возникновение религиозной картины
мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем
обществе.
Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура
и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные
особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис
европейского средневекового общества в XIV - XV вв.
Новое время: эпоха модернизации
Модернизация как процесс перехода от традиционного к
индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало
европейской
колониальной
экспансии.
Формирование
нового
пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и
экономических факторов общественного развития в ходе модернизации.
Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере
мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху
Возрождения и Реформации.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в
идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные
революции XVII - XIX вв. Идеология Просвещения и конституционализм.
Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского
общества.
Технический прогресс в XVIII - середине XIX вв.
Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и
социальной структуры индустриального общества в XIX в. Различные
модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в
европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества.
Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной
жизни Нового времени.
Традиционные общества Востока в условиях европейской
колониальной экспансии.
Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине
XIX вв.
От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального

общества
Научно-технический прогресс в конце XIX - начала XX вв. Изменение
социальной структуры индустриального общества.
Кризис классических идеологий на рубеже XIX - XX вв. и поиск новых
моделей общественного развития.
История России
История России - часть всемирной истории.
Народы и древнейшие государства на территории России
Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и
кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на
первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне.
Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный
строй и верования восточных славян.
Русь в IX - начале XII вв.
Происхождение государственности у восточных славян. Дань и
подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства.
(ОДНКНР) Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами
Запада и Востока. Влияние Византии. (ОДНКНР) Культура Древней Руси
как один из факторов образования древнерусской народности.
Антикоррупционная составляющая: Причины появления коррупции в
России. Коррупционная составляющая феодальной раздробленности
Древнерусского государства
Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.
Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и
княжества. Монархии и республики. Русь и степь. Идея единства русской
земли.
Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие.
Включение русских земель в систему управления Монгольской империи.
Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с
Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в
составе великого княжества Литовского.
Антикоррупционная составляющая: Влияние татаро-монгольского ига
на усиление коррупционных связей.
Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и
категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в северо-восточной Руси. Москва
как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения

русских земель и освобождения от ордынского владычества.
Зарождение национального самосознания.
Антикоррупционная составляющая: Экономическое превосходство как
средство обеспечивающее централизацию российского государства.
Великое княжество Московское в системе международных отношений.
Принятие ордой ислама. Русская церковь. Духовенство. (ОДНКНР)
Автокефалия русской православной церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних
факторов на развитие русской культуры.
Российское государство во второй половине XV - XVII вв.
Завершение объединения русских земель и образование Российского
государства. Свержение золотоордынского ига. "Москва – третий Рим". Роль
церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре
общества и формах феодального землевладения. Особенности образования
централизованного государства в России. Рост международного авторитета
Российского государства. Формирование русского, украинского и
белорусского народов.
Антикоррупционная составляющая: Брачные связи как коррупционное
средство.
Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание
органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение
крестьян. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества.
Расширение государственной территории в XVI в.
Антикоррупционная составляющая: Превышение должностных
полномочий. Авторитаризм.
Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социальноэкономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.
Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории
государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в
экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование
мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения
XVII в.
Формирование национального самосознания. Развитие культуры
народов России в XV - XVII вв. Усиление светских элементов в русской
культуре XVII в.
Россия в XVIII - середине XIX вв.
Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм.
Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение
крепостничества в условиях модернизации.

Антикоррупционная составляющая: Формирование государственного
механизма противодействия коррупции. Создание государственных органов
по борьбе с коррупцией.
Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного
общества.
Антикоррупционная составляющая: Государственные перевороты, как
средство достижения коррупционных целей. Значение фаворитизма в
формировании коррупционного поведения.
Реформы государственной системы в первой половине XIX в.
Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX вв.:
господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений.
Начало промышленного переворота.
Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы.
Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная
война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой
культурой XVIII - первой половины XIX вв.
Россия во второй половине XIX - начале XX вв.
Реформы 1860-х - 1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие
капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве.
Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и
модернизационные процессы.
Антикоррупционная составляющая: Сословная система как причина
социального неравенства.
Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и
его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы
С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Нарастание экономических
и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.
Антикоррупционная
составляющая:
государственные
реформы
социальной системы общества.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в
России на рубеже веков.
Антикоррупционная составляющая: Революционные настроения как
форма общественного противодействия коррупционному произволу
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX начале XX вв. Развитие системы образования, научные достижения
российских ученых.

Тематическое планирование 10 класс 70 часов

№

Название раздела, тема

Количество
часов

1

Введение. Россия и мир накануне Первой мировой войны.
Российская империя в Первой мировой войне.
Россия в годы «великих потрясений» 6ч.
Россия в годы «великих потрясений" Россия и мир накануне Первой
мировой войне.
Российская империя в Первой мировой войне
Великая российская революция: февраль 1917 г. Великая
российская революция: октябрь 1917 г.
Первые революционные преобразования большевиков.
Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм
Гражданская война.

1

2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

22
23
24
25
26
27

Идеология и культура периода Гражданской войны. Гражданская война на
территории Пригородного района
Советский Союз в 1920-1930-х гг. 10ч

Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к
нэпу. Экономика нэпа.
Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.
Политическое развитие в 1920-е гг.
Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг.
Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.
«Великий перелом». Индустриализация.
Коллективизация сельского хозяйства.
Политическая система СССР в 1930-е гг. Советская национальная
политика в 1930-е гг.
Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. СССР и
мировое сообщество в 1929—1939 гг.
Контрольная работа по теме: Россия в 1914-1930-х гг.
Великая Отечественная война. 1941—1945 гг 8ч.
СССР накануне Великой Отечественной войны.
Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22
июня 1941 — ноябрь 1942 г.).
Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома.
Человек и война: единство фронта и тыла Просмотр электронной
выставки "Россия-моя история.Свердловская обл." "Вспомним
трудовое сражение"
Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом
(ноябрь 1942—1943 г.).
Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной
войне. Окончание Второй мировой войны.
Советская разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной
войны
Контрольная работа по теме "Великая Отечественная война"
Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг 15ч.
Место и роль СССР в послевоенном мире. Восстановление и
развитие экономики.
Изменения в политической системе в послевоенные годы.
Идеология, наука и культура в послевоенные годы.

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

28

29
30

31
32
33

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

47

48
49
50
51
52
53

Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном
СССР. Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной
войны».
Смена политического курса
Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х —
середине 1960-х гг. Культурное пространство и повседневная жизнь
в середине 1950-х — середине 1960-х гг.
Политика мирного сосуществования в 1950-х — первой половине
1960-х гг.
Политическое развитие в 1960-х — середине 1980-х гг
Социально-экономическое развитие страны в 1960-х — середине
1980-х гг. Национальная политика и национальные движения в 1960х — середине 1980-х гг.
Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине
1960-х — первой половине 1980-х гг. Проверочная работа
Политика разрядки международной напряжённости. СССР и мир в
начале 1980-х гг. Предпосылки реформ
Социально-экономическое развитие СССР в 1985—1991 гг
Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. Реформа
политической системы.
Новое политическое мышление и перемены во внешней политике.
Национальная политика и подъём национальных движений. Распад
СССР
Контрольная работа по теме: Россия в 1945 – 1991 гг.
Российская Федерация 6ч
Российская экономика на пути к рынку. Политическое развитие
Российской Федерации в 1990-е гг.
Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг.
Духовная жизнь страны в 1990-е гг.
Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг.
Политическая жизнь России в начале XXI в. Экономика России в
начале XXI в.
Повседневная и духовная жизнь. Внешняя политика России в начале
XXI в. Россия в 2008— 2018гг.
Повторительно-обобщающий урок Итоговая контрольная работа за
курс Истории России 1914г- начало ХХIв.
Новейшая история.
Первая половина XXв 10ч

1

Индустриальное общество в начале XXв. Политическое развитие в
начале XXв. «Новый империализм». Происхождение Первой
мировой войны.
Первая мировая война. 1914-1918 гг. Версальско-Вашингтонская
система
Последствия войны: революция и распад империй.
Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы

1

Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. Пути выхода

1
1

США: «новый курс» Ф. Рузвельта. Демократические страны Европы
в 1930-е гг.
Тоталитарные режимы Европы в 30-е годы
Восток и Латинская Америка в первой половине XX века.

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1

1
1

54
55
56

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Международные отношения в 30-е годы.
Вторая мировая война
Повторно-обобщающий по теме: «Мир в первой половине XX в.».
Проверочная работа
Новейшая история. Вторая половина XX – начало XXIв 14ч
Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война».
Послевоенное политическое и экономическое развитие.
США во второй половине XX в.
Великобритания и Франция во второй половине XX в.
Италия и Германия во второй половине XX в.
Страны Восточной Европы во второй половине XX в.
Латинская Америка во второй половине XX в.
Страны Азии и Африки, Япония, Китай и Индия в современном
мире.
Культура XX - ого века
Международные отношения.
Повторно-обобщающий по теме: «Мир в XX – начале XXІ в.»
Контрольная работа по теме: «Мир в XX – начале XXІ в.»
Итоговое повторение
Урок-резерв

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».