РП СОО твоя профессиональная карьера

Приложение к ООП СОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Твоя профессиональная карьера»
10-11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Твоя профессиональная карьера»
для 10-11 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального,
государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС
ООО).
Рабочая программа по предмету «Твоя профессиональная карьера» разработана в
соответствии со следующими документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (с дополнениями и изменениями), утверждённым приказом
Минобрнауки Р.Ф. от 17.12.2010 г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки Р.Ф. от
29.12.2014 г. №1644) ;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской
федерации от 31.05.2021 года № 287.
- Основной образовательной программой основного общего образования, МБОУ СОШ
№21;
- - Учебным планом МБОУ СОШ№21 с.Краснополье.
Проблема выбора профессии стара как мир. С изменением экономической,
политической, социально-культурной ситуации в стране необходимо и новое
понимание его содержания.
Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры
на выбор образа жизни с помощью профессии. Профессия уже выступает как средство
для достижения желаемого образа жизни. Все это приводит к трудностям в помощи
педагогов, психологов, родителей, пытающихся оказать помощь старшеклассникам,
которые находятся в состоянии неопределенности, либо сделать сомнительный и
примитивный профессиональный выбор, попадая под влияние средств массовой
информации и общественных стереотипов. При этом подростки считают, что
располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для
выбора профиля дальнейшего обучения.

•

•

ЦЕЛИ КУРСА:
Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет
специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о
мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных
социально-экономических условиях.

•
•

•

•

•

ЗАДАЧИ КУРСА:
Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их
соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовоспитания,
пробуждения потребности в самосовершенствования;
Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей
индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в
будущей профессии;
Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами
организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями
профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально
организованных профессиональных проб.
Место предмета в учебном плане
На изучение курса «Твоя профессиональная карьера» в 10-11 классах согласно
Учебному плану отводится 1 час в неделю, в 10 классе 35 часов за учебный год, в 11
классе 34 часа за учебный год.
Общая характеристика внеурочного курса.
Предложенный внеурочный курс «Твоя профессиональная карьера» может быть
полезен каждому при выборе профессии. Выбор профессии определяет жизненный
путь на долгое время, учитывая личные склонности к тому или иному виду
деятельности. Для этого в курс включены деловые игры, тестирования.
Чем раньше учащиеся смогут поставить перед собой конкретную цель, тем короче
будет путь ее достижения. Чем больше они сообразуют свой выбор с ситуацией на
городском рынке труда, тем успешнее будет дальнейший жизненный путь.
Очень важно для учащихся правильно спланировать свое профессиональное будущее,
выбрать профессию, которая станет любимым делом.
Изучая этот курс, учащиеся познакомятся:
1.С анализом положения в ведущих отраслях хозяйства.
2.С работой самых успешных фирм города.
3.С примерами кадровой политики конкретных организаций Омска.
4.Познакомят учащихся и с системой высшего, начального и среднего
профессионального образования.
Изучив курс, учащиеся смогут найти ответы на вопросы:
1. Где применить себя?
2. Что такое совместное предприятие?
3. Как правильно выбрать будущую профессию?

4.Какие права и обязанности есть у выпускников школ?
5. Какие специалисты особенно нужны на современном рынке труда?
6. Как правильно искать работу и от чего зависит возможность трудоустройства?
Разрабатывая планы профессионального будущего, следует учесть профессиональные
интересы и предпочтения, способности к тому или иному виду деятельности,
востребованность профессии на рынке труда. Это помогает им соотнести свои
индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их
профессия, в непосредственной профессиональной деятельности. Только тогда, когда
все это будет принято во внимание, можно рассчитывать на удачу.
Программа имеет модульную структуру. Каждый из трех модулей заканчивается
практикой работой учащихся. Это дает возможность индивидуализировать процесс
изучения материалов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Учащиеся должны знать:
-значение профессионального самоопределения,
-требования к составлению личного профессионального плана;
-правила выбора профессии;
-понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
-понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также
психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором
профессии;
-понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой
сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
-значение творческого потенциала человека, карьеры;
-источники получения дополнительной информации об интересующих их профессиях
и способах получения желаемого профессионального образования;
-образовательные учреждения, которые дают желаемый уровень профессионального
образования и требования к абитуриентам;
-варианты более полного выявления и развития задатков, способностей к
определенным видам профессиональной деятельности.
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека
и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности
хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве;
о рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
-соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной
профессии;

-составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
-использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
-анализировать профессиограммы, информацию по общим признакам
профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах
хозяйствования в условиях рынка;
-пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
-обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
-приводить пример, указывать отличия в характере, процессе и условиях труда
различных типов профессий;
-выявлять тип своей будущей профессии;
-определять свои профессиональные предпочтения;
-определять цели своей собственной карьеры;
-выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере
деятельности;
-делать вывод о необходимости соотносить свои желания (хочу) со своими
способностями и возможностями (могу) и требованиями рынка (надо); -анализировать
результаты получения специальных знаний в рамках
профессионального образования, выявляя степень соответствия имеющихся задатков и
способностей требованиям конкретных профессий;
-обоснованно анализировать потребности рынка труда города и области;
-обоснованно выбирать соответствующие желаниям и возможностям обучающегося,
его семьи тип профессионального образования, место и форму его получения; организовывать качественную подготовку к поступлению в конкретное учебное
заведение.
Межпредметные связи.
В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы
организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция,
«круглый стол», пресс- конференция, индивидуальные и групповые беседы. Изучение
курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведения занятий,
насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для
самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.

№

Содержание рабочей программы
курса «Профориентация» («Твоя профессиональная карьера»)
10 класс
Тема урока
Основные виды учебной деятельности

«Океан профессий.»(23 ч.)
1-3 Профессия и
человек. Что такое
профессия
4
Место диагностики
в образовательном
процессе.

Общее понятие о профессии, специальности,
должности.
Личный профессиональный план.
Практическая работа: составление
индивидуальной программы
самовоспитания
Информация об уровнях и видах учебных
заведений. Работа с опросником ЛПП.
Профориентационная игра
«Эпитафия» и
«Звездный час», позволяющая соотнести свое
представление о счастье с определенной
профессиональной
деятельностью. Осознание
основных личностных смыслов.
Анализ индивидуального анкетированная.
Профессиограммы.

5-8 Профессия и время.

9

Значение выбора профессии для человека и
общества. Ситуация и факторы выбора профессии.
Ситуация выбора профессии профессиональная
пригодность;
проектирование
профессионального жизненного пути; определять
соответствие выбранной
профессии своим способностям, личностным
особенностям и запросам рынка труда;
Потребность и причины Отношение к деятельности, к людям, л, самому
смены профессии
себе, к предметно
Занятость населения, безработица.
Построение личного
профессионального маршрута.

10- Какие бывают
14 профессии

«Хочу» – склонности, интерес.
«Могу» – возможности человека.
«Надо» – потребности рынка труда. Понятие о
профессии, специальности и должности.
Профессиональная пригодность;
проектирование профессионального
жизненного пути;

15

Проблема готовности к
профессии

16

Как классифицировали Система профессионального технического,
профессии за рубежом? среднего-спец. И высшего образования в Карелии
и Северо-западном регионе России. Осознание
необходимости учитывать личностные
особенности и требования к профессии

17- Наиболее
20 распространенная
отечественная
классификация
профессий.

Творческое отношение к собственной
жизни.
Целеустремлённость в преодолении жизненных
трудностей при устройстве
своей профессиональной судьбы . Уточнение
образа наиболее привлекательной профессии.
Работа с дифференциально- диагностическим
опросником. Составление схемы
«Оптимальный выбор
профессии», обзор типичных ошибок, совершаемых
при выборе профессии.

Характеристика профессий типа
«человек-человек», «человек- техника»
«человек-знак»,
«человек-природа», «человек- художественный
образ»
Рынок, его функции, структура. Конкуренция,
формирование рыночной инфраструктуры.
Кадровое планирование. Банки данных о рабочей
силе (спрос и предложение).
Занятость населения,
безработица. Построение
личного профессионального
маршрута.

Характеристика профессий типа
«человек-человек», «человек- техника»
«человек-знак»,
«человек-природа», «человек- художественный
образ»
ориентироваться в типах и подтипах
профессий;
· составлять личный профессиональный план;
·проектировать свою
профессиональную карьеру
22- Где и как можно Профессиональное образование.
23 приобрести профессию Государственный стандарт
профессионального образования.
Уровни профессионального
образования: начальное, среднее,
высшее, послевузовское.
Профессиональное образовательное
учреждение.
Система профессиональной подготовки кадров:
ученичество, профессиональные
пробы, курсовая форма подготовки
кадров, училища, техникумы,
21

Житейские способы
классификации
профессий.

лицеи, ССУЗы, институт, академия,
университет,
аспирантура, докторантура, ординатура
и интернатура, институты повышения
квалификации. Источники
информации о профессиональных учебных
заведениях.
Обзор типичных ошибок, совершаемых при
выборе
профессии. Что должен знать
абитуриент. Рейтинг профессий. Осознанный
выбор.
Какие профессии вас привлекают(11 ч.)

24- Сформированность
25 профориентационно
значимой компетенции.

Компоненты процесса
профессионального
самоопределения: трудолюбие, интерес к работе,
потребность
в
профессиональном
самоопределении, профессиональный интерес,
склонность, профессиональный идеал, мотивы
выбора
профессии,
профессиональное
самосознание, профессиональное призвание.
Показатели профессионального самоопределения:
мечта о профессии, профессиональное намерение,
профессиональное стремление.
Понятие о способах классификации профессий по
различным признакам. Знакомство с типами ,
группами , отделами профессий.

26- Профессиональный
28 успех и здоровье.

29- Познай себя. Ваши
30 интересы и склонности.

31

Выявление своей
личности

Понятие профпригодности. Знакомство с
описаниями
Составляющие профессиональной пригодности.
Роль здоровья ,
образования,
способностей
,
личностных
качеств
в
профессиональном самоопределении.
Служба занятости.
Тестирование. Психологическая
характеристика типа
темперамента, особенности и: проявления
в проф. Деятельности Практическое
задание: выполнение опросника Айзенка.
«Образ «Я» как система
представлений о себе. Структура
«Образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение
управлять собой).
Развивающие
процедуры.
Методика
«Произвольное самоописание» (с учетом
модификации «Я» в глазах другого);
методика
самооценки
(соотношение
«реального» и «идеального «Я»).

32- Тестирование.
33

34- Что
помогает
35 познать мир.

Тестирование « Познание своей личности».
Соотносить свои индивидуальные особенности
с требованиями конкретной профессии
нам Цель и задачи творческих проектов
«Мой выбор».
Компоненты проекта «Мой выбор».
Требования к оформлению проекта.
Порядок проведения защиты проекта.
Критерии оценивания проект.
Анализировать профессиограммы, информацию
о профессиях по общим признакам
профессиональной деятельности; Пользоваться
сведениями
о
путях
получения
профессионального образования

Содержание рабочей программы курса «Твоя профессиональная карьера»
10
класс
Тема урока
Основные виды учебной деятельности
№
Познай себя ( 12 ч.)

1-3 Как добиться успеха в Творческое отношение к собственной жизни.
профессиональной
Целеустремлённость в преодолении жизненных
карьере.
трудностей при устройстве своей
профессиональной судьбы . о смысле и
значении труда в жизни человека и общества;

4-5 Зачем нужно уметь
контролировать свое
поведение.
Тест»
Уровень
субъективного
контроля».

Практическая работа: составление
индивидуальной программы
самовоспитания. Свойства
нервной системы. Ограничения при выборе
профессии. Компенсаторные возможности за счет
выработки индивидуального стиля деятельности.
Темперамент в
профессиональном
становлении
личности.
Характерологические
особенности
личности.
соотносить свои
индивидуальные
особенности
с
требованиями
конкретной профессии;

6-8 Ваши ценности в
жизни.

Сущность и виды самоопределения
человека.
Жизненное и профессиональное самоопределение, их
сущность и взаимосвязь. Смысл и цель
жизни человека. Личностный и социальный аспекты
выбора
профессии.
Определение
понятий
«наличное Я»,
«желаемое Я». Роль осознанного смысла жизни в
выборе профессии.
Эмоции и чувства, их функции в профессиональной
деятельности.
Практическое задание: выполнение опросника
«Беспокойство-тревога», методики
"Незаконченные

910

Как Ваши чувства
влияют на Вашу
жизнь

предложения" определения понятий
«тип нервной системы», «темперамент»,
«характер», «самооценка»;
· типы нервной системы;
· типы темперамента;
· определение понятия
«потребности»;
· виды потребностей;
· особенности делового общения; определение
понятия
«конфликт»;

Психологический
практикум.
Творческое
мышление.

Сущность и виды познавательных
процессов, их структура.
Ощущение, восприятие, представление.
Виды представлений.
Внимание, свойства внимания. Память, ее виды.
Мышление.
Воображение. Эмоции, чувства, воля: сущность и
функции.
Виды эмоциональных состояний. Роль
познавательных процессов, эмоций, чувств и
воли в профессиональном
самоопределении и профессиональной
деятельности человека.
12 Общительны ли Вы?
Сущность и типы темперамента, их
психологическая
характеристика, особенности проявления в
учебной и профессиональной
деятельности. положительные и отрицательные
характеристики различных типов темперамента.
Роль темперамента в профессиональной
деятельности человека.
Погружение в практику - лучший способ принятия верного решения
(21 ч.)
13- Достижение успеха.
Понятие о профессиональной карьере.
14
Критерии профессиональной
11

компетентности. о смысле и значении труда в
жизни человека и общества
15- Первые шаги в выборе Система
профессионально19 профессии.
технического образования. Подготовка
рабочих
на производстве. Средние специальные
учебные заведения, их типы, условия приема и
обучения.
Типы высших учебных заведений. Источники
получения информации о профессиях,
учебных заведениях и вакансиях.
Возможности компьютерных сетей для получения
информации о профессиях и учебных заведениях.

20- Можно ли выбрать
21 профессию?

Практическая работа: состав, анализ личного
профессионального плана
составлять план подготовки к профессиональному
самоопределению;
анализировать
профессиограммы и
психограммы; выполнять профессиональные
пробы

22- Практические
23 игровые упражнения

Практическое задание: выполнение "Диагностическодифференциального опросника Климова"

24- Знакомство со
25 словарем профессий

Происхождение труда. Разделение труда.
Мануфактура. Крупная машинная индустрия.
Постиндустриальное общество. Современные
формы разделения труда:
международное, отраслевое, технологическое,
функциональное, профессиональное,
специальное. Сущность понятий «профессия»,
«специальность»,
«квалификация», «должность». Основные
характеристики профессии правила выбора профессии;
понятие о
профессиях, специальностях, должностях;

26- Где учиться и как Сущность и виды труда. Процесс труда. Функции
27 искать работу.
человека в процессе труда. Готовность к труду.
Предмет туда. Средства труда. Продукты трудовой
деятельности. Сферы, отрасли и секторы
экономики. Сфера материального и
нематериального производства. Отрасль труда.
Предпринимательство как
сфера трудовой деятельности. Цель, значение,
формы предпринимательства.

28- Рынок и его
29 требования к
профессионалу

Сущность рынка труда и принципы его
формирования. Безработица и причины ее
появления.
Статус
безработного.
Требования к
современному профессионалу. Профессии в XXI веке.
Рынок труда Омской области.

30

Выполнение
профессиональной
пробы человек природа.

Сущность понятия «способности»,
общие и
специальные способности. Уровни развития
способностей: неспособность, способность, талант,
гениальность. Основные свойства специальных
способностей. Задатки как предпосылка
формирования и развития способностей.
Способности и выбор
профессии. Типы профессий и специальные
способности.

31

Человек, среда,

Профессиональная

машины и автоматы

деятельность: функции, цели, задачи, средства и
предметы
труда,
результаты.
Профессиональная
компетентность,
профессиональное мастерство. Показатели
профессионального
мастерства.
Виды
профессиональной этики. Профессиональная
карьера, ее формы. Структура плана
профессиональной карьеры.

« За» и «Против».

Сущность и типы темперамента, их психологическая
характеристика, особенности проявления в учебной
и профессиональной
деятельности. положительные и отрицательные
характеристики различных типов темперамента.
Роль темперамента в профессиональной
деятельности человека.

32

33- Проект
34 «Профессиональная
карьера».

Защита профессий типа "человек-человек",
"человек- техника» "человек- знак",
"человекприрода",
«человек- художественный об выявлять собственные
интересы и склонности в
профессиональной сфере деятельности;
· делать вывод о
необходимости соотносить свои желания («хочу»)
со своими способностями и
возможностями («могу») и требованиями рынка труда
(«надо»);
· называть мотивационные факторы выбора
профессии;
· называть ошибки, которые могут быть допущены при
выборе профессии;
· перечислять основания, по которым
предпочтительнее

осуществлять выбор профессии.

Содержание внеурочного курса.
класс

10
№

Тема урока

1-3
4
5-8
9
1014
15
16
1720
21
2223

Профессия и человек. Что такое профессия
Место диагностики в образовательном процессе.
Профессия и время.
Потребность и причины смены профессии
Какие бывают профессии
Проблема готовности к профессии
Как классифицировали профессии за рубежом?
Наиболее распространенная отечественная классификация
профессий.
Житейские способы классификации профессий.
Где и как можно приобрести профессию

Кол-во
часов
3
1
4
1
5
1
1
4
1
2

2425
2628
2930
31
3233
3435

Сформированность профориентационно значимой компетенции.

2

Профессиональный успех и здоровье.

3

Познай себя. Ваши интересы и склонности.

2

Выявление своей личности
Тестирование.

1
2

Что помогает нам познать мир.

2

11 класс ( Всего 34 часа)
№

Тема урока

1-3
4-5

Как добиться успеха в профессиональной карьере.
3
Зачем нужно уметь контролировать свое поведение. Тест 2
«Уровень субъективного контроля».
Ваши ценности в жизни.
3
Как Ваши чувства влияют на Вашу жизнь
2
Психологический практикум. Творческое мышление.
1
Общительны ли Вы?
1
Достижения успеха
2

6-8
9-10
11
12
1314
1519
2021
2223
2425
2627
2829
30
31
32
3334

Первые шаги в выборе профессии.

Кол-во часов

5

Можно ли выбрать профессию?

2

Практические игровые упражнения

2

Знакомство со словарем профессий

2

Где учиться и как искать работу.

2

Рынок и его требования к профессионалу

2

Выполнение профессиональной пробы человек - природа.
Человек , среда, машины и автоматы
« За» и «Против».
Проект « Профессиональная карьера».

1
1
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».