Аннотации к рабочим программам СОО

Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана
основной образовательной программы среднего общего образования (ФГОС СОО, ФОП СОО)
2023 – 2024 учебный год
Рабочие программы по учебным предметам являются частью ООП СОО, определяющей: содержание; планируемые результаты; тематическое
планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР.
При составлении рабочих программ использовались материалы сайта Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/, Конструктор
рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/.
Предмет
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования составлена на основе
Русский язык
требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также Федеральной программы воспитания,
с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит непосредственному применению при
реализации обязательной части ООП СОО.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка
межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической
принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных
разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и
эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации
личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования обеспечивает общекультурный уровень
молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего образования.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие
его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной
деятельности, самообразования. Содержании программы выделяется три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи»,
«Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культура речи». На изучение русского языка на ступени
среднего общего образования отводится 136 часов:
10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
Родной (русский)
Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
язык
образования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования по учебному
предмету «Родной русский язык» входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
Программа учебного предмета «Родной язык» разработана для общеобразовательных учреждений, реализующих наряду с
обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы
ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах
Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего
общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным
стандартом.

Литература

В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют
свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования
русского языка в разных регионах Российской Федерации. В соответствии с этим в курсе родного языка актуализируются
следующие цели:
• воспитание гражданина и патриота;
• формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
• осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного
отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
• воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в
отношении популяризации родного языка;
• воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
• овладение культурой межнационального общения;
• совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к
речевому самосовершенствованию;
• углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного
языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях
общения;  о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной
специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной
семантикой; о русском речевом этикете;
• совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по
русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
На изучение родного языка в 11 классе отводится 34 учебных часа.
Разделы программы: 1. Язык и культура. 2. Культура речи. 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Рабочая программа по литературе на уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной программы воспитания, с учётом Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.№ 637-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 17, ст.2424) и
подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП СОО.
Основу содержания литературного образования в 10-11 классах составляют чтение и изучение выдающихся произведений
отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ-начала ХХI века с целью формирования целостного
восприятия и понимания художественного произведения, умения его анализировать и интерпретировать в соответствии с
возрастными особенностями обучающихся, их литературным развитием, жизненным и читательским опытом. В рабочей

Английский язык

программе учебного предмета «Литература» учтены этапы российского историко-литературного процесса второй половины
ХIХ-начала ХХI века, представлены разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной литературы.
Учебный предмет «Литература» на уровне среднего общего образования преемственен по отношению к учебному предмету
«Литература» на уровне основного общего образования. В 10-11 классах на изучение учебного предмета «Литература»
(базовый уровень) отводится 204 часа:
10 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
11 класс – 102 часа (3 часа в неделю).
Рабочая программа среднего общего образования по иностранному (английскому) языку (базовый уровень) составлена на
основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 05 2012 № 413 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 12 2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613, приказами Министерства
просвещения Российской Федерации от 24.09.2020 № 519, от 11.12.2020 № 712), основной образовательной программой
среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 28.06.2016 г. № 2/16) с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания, представленных в
Универсальном кодификаторе по иностранному (английскому) языку (одобрено решением ФУМО от 12 04 2021 г , Протокол
№1/21), а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представлен- ной в федеральной рабочей программе воспитания (одобрено решением ФУМО от
12 06 2020 г ).
Рабочая программа учитывает особенности изучения английского языка, исходя из его лингвистических особенностей и
структуры русского языка обучающихся, межпредметных связей иностранного (английского) языка с содержанием других
общеобразовательных предметов, изучаемых в 10—11 классах, а также с учётом возрастных особенностей обучающихся. В
рабочей программе для старшей ступени средней общеобразовательной школы предусмотрено дальнейшее
совершенствование сформированных иноязычных речевых умений обучающихся и использование ими языковых средств,
представленных в примерных рабочих программах начального общего и основного общего образования, что обеспечивает
преемственность между этапами общего образования английскому языку. При этом содержание примерной программы
среднего общего образования имеет особенности, обусловленные задачами развития, обучения и воспитания обучающихся
заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств, предметным
содержанием системы среднего общего образования, а также возрастными психологическими особенностями обучающихся
16—17 лет.
На ступени среднего общего образования на изучение предмета “Английский язык” в гуманитарном профиле отводится 204
часа (3 часа в неделю).

Математика

Информатика

10 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
11 класс – 102 часа (3 часа в неделю).
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» базового уровня для обучающихся 10—11 классов разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учётом современных
мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования Реализация
программы обеспечивает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного
образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности обучающихся.
В рабочей программе учтены идеи и положения «Концепции развития математического образования в Российской
Федерации» В соответствии с названием концепции, математическое образование должно, в частности, предоставлять
каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной
жизни в обществе.
Основные линии содержания курса математики в 10-11 классах: «Числа и вычисления», «Алгебра» («Алгебраические
выражения», «Уравнения и неравенства»), «Начала математического анализа», «Геометрия» («Геометрические фигуры и их
свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и статистика». Данные линии развиваются параллельно,
каждая в соответствии с собственной логикой, однако не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии.
Сформулированное в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования требование
«владение методами доказательств, алгоритмами решения задач; умение формулировать определения, аксиомы и теоремы,
применять их, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач» относится ко всем курсам, а формирование
логических умений распределяется по всем годам обучения на уровне среднего образования.
Рабочей программой предусматривается изучение учебного предмета «Математика» в рамках трёх учебных курсов:
«Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Формирование логических умений
осуществляется на протяжении всех лет обучения в старшей школе, а элементы логики включаются в содержание всех
названных выше курсов. В учебном плане на изучение математики в 10—11 классах на базовом уровне отводится 5 учебных
часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 350 учебных часов:
10 класс – 170 часов (5 часов в неделю);
11 класс – 170 часов (5 часов в неделю).
На изучение математики в 10—11 классах на углубленным уровне отводится 476 часов:
10 класс – 272 часа (8 часов в неделю);
11 класс – 204 часа (6 часов в неделю).
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на базовом уровне составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего, а также Федеральной программы воспитания.
Результаты базового уровня изучения учебного предмета «Информатика» ориентированы в первую очередь на общую
функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития, которые включают в
себя:
понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области;
умение решать типовые практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной
предметной области;

История

осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с другими
областями знания.
Курсу информатики 10–11 классов предшествует курс информатики основной школы. Согласно основной образовательной
программе среднего общего образования на изучение информатики на базовом уровне в 10–11 классах отводится 68 часов
учебного времени (1 час в неделю) в гуманитарном, естественно-научном и социально-экономического профилей.
Результаты углублённого уровня изучения учебного предмета «Информатика» ориентированы на получение
компетентностей для последующей профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области, так и в
смежных с ней областях.
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на углублённом уровне среднего общего образования –
обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций обучающегося, его готовности к жизни в условиях
развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. В связи с этим изучение
информатики в 10–11 классах должно обеспечить:
сформированность мировоззрения, основанного на понимании роли информатики, информационных и коммуникационных
технологий в современном обществе;
сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями
оценивания и связь критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;
сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе, понимание
социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и
физиологического контекстов информационных технологий;
принятие правовых и этических аспектов информационных технологий, осознание ответственности людей, вовлечённых в
создание и использование информационных систем, распространение информации;
создание условий для развития навыков учебной, проектной, научно-исследовательской и творческой деятельности,
мотивации обучающихся к саморазвитию.
В содержании учебного предмета «Информатика» выделяются четыре тематических раздела: «Цифровая грамотность»,
«Теоретические основы информатики», «Алгоритмы и программирование», «Информационные технологии»
Углублённый уровень изучения информатики рекомендуется для технологического профиля, ориентированного на
инженерную и информационную сферы деятельности. Углублённый уровень изучения информатики обеспечивает: подготовку
обучающихся, ориентированных на специальности в области информационных технологий и инженерные специальности,
участие в проектной и исследовательской деятельности, связанной с современными направлениями отрасли информационнокоммуникационных технологий, подготовку к участию в олимпиадах и сдаче Единого государственного экзамена по
информатике.
Общее число часов, рекомендованных для изучения информатики – 272 часа: в 10 классе – 136 часов (4 часа в неделю),
в 11 классе – 136 часов (4 часа в неделю). В учебном плане МАОУ СОШ №1 - информатика 1 час в неделю - естественнонаучный профиль , 1 час в неделю - социально-экономический.
Рабочая программа по истории на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной программы
воспитания, и подлежит
непосредственному применению при реализации обязательной части ООП СОО.

История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного,нравственного
опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня
семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи
прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта
своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в
учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и
мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого её народа, его культуры в
общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему
Отечества.
На изучение истории на ступени среднего общего образования (базовый уровень) отводится 136 часов:
10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
Изучение истории на углубленном уровне на ступени среднего общего образования предполагается расширение задач по
следующим параметрам:
• углубление социализации обучающихся, формирование гражданской ответственности и социальной культуры,
адекватной условиям современного мира;
• освоение систематических знаний об истории России и всеобщей истории XX—XXI вв.;
• воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому
государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
• формирование исторического мышления, то есть способности рассматривать события и явления с точки зрения их
исторической обусловленности и взаимосвязи, в развитии, в системе координат «прошлое — настоящее — будущее»;
• работа с комплексами источников исторической и социальной информации, развитие учебно-проектной деятельности; в
углубленных курсах — приобретение первичного опыта исследовательской деятельности;
• расширение аксиологических знаний и опыта оценочной деятельности (сопоставление различных версий и оценок
исторических событий и личностей, определение и выражение собственного отношения, обоснование позиции при
изучении дискуссионных проблем прошлого и современности);
• развитие практики применения знаний и умений в социальной среде, общественной деятельности, межкультурном
общении;
• в углубленных курсах — элементы ориентации на продолжение образования в образовательных организациях высшего
образования гуманитарного профиля.
Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение предмета «История» учебным планом
гуманитарного профиля на углубленном уровне в 10—11 классах. На изучение истории на ступени среднего общего
образования (углубленный уровень) отводится 272 часа:
10 класс – 136 часов (4 часа в неделю);

Обществознание

11 класс – 136 часов (4 часа в неделю).
Рабочая программа по обществознанию на уровне среднего общего образования разработана на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, в соответствии с концепцией
преподавания учебного предмета «Обществознание», а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Обществознание выполняет ведущую роль в реализации функции интеграции молодёжи в современное общество,
направляет и обеспечивает условия формирования российской гражданской идентичности, освоения традиционных ценностей
многонационального российского народа, социализации обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию, труду и творческому самовыражению, правомерному поведению и взаимодействию с другими людьми в
процессе решения задач личной и социальной значимости.
Содержание учебного предмета ориентируется на систему теоретических знаний, традиционные ценности российского
общества, представленные на базовом уровне, и обеспечивает преемственность по отношению к обществоведческому курсу
уровня основного общего образования путём углублённого изучения ряда социальных процессов и явлений. Наряду с этим
вводится ряд новых, более сложных компонентов содержания, включающих знания, социальные навыки, нормы и принципы
поведения людей в обществе, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни.
Разделы курса отражают основы различных социальных наук. Углубление теоретических представлений сопровождается
созданием условий для развития способности самостоятельного получения знаний на основе освоения различных видов
(способов) познания, их применения при работе как с адаптированными, так и неадаптированными источниками
информации в условиях возрастания роли массовых коммуникаций. Содержание учебного предмета ориентировано на
познавательную деятельность, опирающуюся как на традиционные формы коммуникации, так и на цифровую среду,
интерактивные образовательные технологии, визуализированные данные, схемы, моделирование жизненных ситуаций.
Изучение обществознания на углублённом уровне предполагает получение обучающимися широкого (развёрнутого)
опыта учебно-исследовательской деятельности, характерной для высшего образования.
С учётом особенностей социального взросления обучающихся, их личного социального опыта и осваиваемых ими
социальных практик, изменения их интересов и социальных запросов содержание учебного предмета на углублённом уровне
обеспечивает обучающимся активность, позволяющую участвовать в общественно значимых, в том числе волонтёрских,
проектах, расширяющих возможности профессионального выбора и поступления в образовательные организации,
реализующие программы высшего образования.
Целями изучения учебного предмета «Обществознание» углублённого уровня являются:
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и
правосознания, уважения к социальным нормам и моральным ценностям, приверженности правовым принципам,
закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации; развитие духовнонравственных позиций и приоритетов личности в период ранней юности, правового сознания, политической культуры,
экономического образа мышления, функциональной грамотности, способности к предстоящему самоопределению в
различных областях жизни: семейной, трудовой, профессиональной;
• освоение системы знаний, опирающейся на системное изучение основ базовых для предмета социальных наук, изучающих
особенности и противоречия современного общества, его социокультурное многообразие, единство социальных сфер и
институтов, человека как субъекта социальных отношений, многообразие видов деятельности людей и регулирование

Право

общественных отношений;
• развитие комплекса умений, направленных на синтезирование информации из разных источников (в том числе
неадаптированных, цифровых и традиционных) для решения образовательных задач и взаимодействия с социальной
средой, выполнения типичных социальных ролей, выбора стратегий поведения в конкретных ситуациях осуществления
коммуникации, достижения личных финансовых целей, взаимодействия с государственными органами, финансовыми
организациями;
• овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения с использованием
инструментов (способов) социального познания, ценностных ориентиров, элементов научной методологии; обогащение
опыта применения полученных знаний и умений в различных областях общественной жизни и в сферах межличностных
отношений, создание условий для освоения способов успешного взаимодействия с политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами и решения значимых для личности задач, реализации личностного
потенциала; расширение палитры способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых
для участия в жизни общества, профессионального выбора, поступления в образовательные организации, реализующие
программы высшего образования, в том числе по направлениям социально-гуманитарной подготовки.
Общее число часов, рекомендованных для изучения
- на базовом уровне – 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю);
- на углубленном уровне – 272 часа: в 10 классе – 136 часов(4 часа в неделю), в 11 классе – 136 часов (4 часа в неделю).
Право является одним из значимых гуманитарных предметов в системе среднего общего образования, поскольку призвано
обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской
гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности
ценностям и установкам, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при
решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования являются научные знания о государстве и
праве. Учебный предмет «Право» на уровне среднего общего образования многогранно освещает проблемы прав человека,
порядок функционирования органов государственной власти, акцентируя внимание на современных реалиях жизни, что
способствует формированию у обучающихся правосознания и правовой культуры.
Курс «Право» имеет следующие цели:
 изучение и усвоение основ правовых знаний, и в первую очередь российского права;
 развитие у подрастающего поколения правовой культуры, воспитание цивилизованного правосознания и уважения к
закону;
 привитие умений и навыков использовать свои знания на практике, в жизни;
 воспитание правомерного, законопослушного поведения, предотвращение правонарушений и вместе с тем понимание
юридической ответственности за совершенные противоправные поступки и деяния.
Правовые знания необходимы каждому, поскольку во всех областях жизни – в школе, дома, в семье, на работе, в магазине,
транспорте – человек сталкивается с нормами права, законами, которые определяют и регулируют права, обязанности и
поведение людей.

География

Физика

Освоение учебного предмета «Право» на базовом уровне направлено на повышение правовой грамотности обучающихся,
формирование высокого уровня их правового воспитания, ответственности и социальной активности. Учебный предмет
«Право» на уровне среднего общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к
таким учебным предметам, как «Обществознание», «История», «Экономика», что создает возможность одновременного
изучения тем по указанным учебным предметам.
Общее количество часов на 2 года обучения на углубленном уровне составляет 140 часов. Общая недельная загрузка в
каждом году обучения – 2 часа.
Рабочая программа учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации образовательной
программы среднего общего образования. Программа по географии отражает основные требования ФГОС СОО к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ.
Изучение географии направлено на достижение следующих целей:
• воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с другими народами, уважения культуры разных стран и регионов
мира, ценностных ориентаций личности посредством ознакомления с важнейшими проблемами современности, c ролью
России как составной части мирового сообщества;
• воспитание экологической культуры на основе приобретения знаний о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на
глобальном, региональном и локальном уровнях и формирование ценностного отношения к проблемам взаимодействия
человека и общества ; формирование системы географических знаний как компонента научной картины
• мира, завершение формирования основ географической культуры;
• развитие познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
овладения комплексом географических знаний и умений, направленных на использование их в реальной
действительности;
• приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной на достижение целей устойчивого развития.
В программе по географии на уровне среднего общего образования соблюдается преемственность с программой по
географии на уровне основного общего образования, в том числе в формировании основных видов учебной деятельности
обучающихся.
Общее число часов, отведенных для изучения географии, – 68 часов: по одному часу в неделю в 10 и 11 классах.
Рабочая программа по физике на уровне среднего общего образования (базовый уровень изучения предмета) составлена на
основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО), а также с учётом
федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.
Содержание программы направлено на формирование естественно-научной картины мира учащихся 10—11 классов при
обучении их физике на базовом уровне на основе системно-деятельностного подхода. Программа соответствует требованиям
ФГОС СОО к планируемым личностным, предметным и метапредметным результатам обучения, а также учитывает
необходимость реализации межпредметных связей физики с естественно-научными учебными предметами.

Химия

Стержневыми элементами курса физики средней школы являются физические теории (формирование представлений о
структуре построения физической теории, роли фундаментальных законов и принципов в современных представлениях о
природе, границах применимости теорий, для описания естественно-научных явлений и процессов).
В соответствии с ФГОС СОО физика является обязательным предметом на уровне среднего общего образования. Программа
предусматривает изучение физики на базовом уровне в объёме 136 часов за два года обучения: по 2 часа в неделю в
гуманитарном, социально-экономическом профилях 10 и 11 классов.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО углублённый уровень изучения учебного предмета «Физика» на уровне среднего
общего образования выбирается обучающимися, планирующими продолжение образования по специальностям физикотехнического профиля.
На изучение физики (углублённый уровень) на уровне среднего общего образования отводится 340 часов: в 10 классе – 170
часов (5 часов в неделю), в 11 классе – 170 часов (5 часов в неделю).
Предлагаемый в программе по физике перечень лабораторных и практических работ является рекомендованным, учитель
делает выбор проведения лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
Рабочая программа среднего общего образования по химии (базовый уровень) составлена на основе Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте среднего общего образования, с учётом «Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» и основных положений
федеральной рабочей программы воспитания.
Химическое образование в школе является базовым по отношению к системе химического образования, реализует
присущие общему химическому образованию ключевые ценности, которые отражают государственные, общественные и
индивидуальные потребности. Этим определяется сущность общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «Химия». В ходе изучения предмета учащиеся познакомятся с основами органической химии.
Получат базовые представления о номенклатуре, изомерии, способах получения и химических свойствах органических
соединений различных классов. Также учащиеся познакомятся на базовом уровне с различными областями применения
органических веществ, в том числе полимеров. Составляющими предмета «Химия» являются базовые курсы — «Органическая
химия» и «Общая и неорганическая химия», основным компонентом содержания которых являются основы базовой науки:
система знаний по неорганической химии (с включением знаний из общей химии) и органической химии. Формирование данной
системы знаний при изучении предмета обеспечивает возможность рассмотрения всего многообразия веществ на основе
общих понятий, законов и теорий химии.
На ступени среднего общего образования на изучение химии на базовом уровне отведено 68 учебных часов, по 2 часа в
неделю в 10 и 11 классах.
Рабочая программа среднего общего образования по химии (углублённый уровень) составлена на основе Федерального
закона от 29 12 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте среднего общего образования, с учётом «Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» и федеральной рабочей

Биология

программы воспитания.
В соответствии с концептуальными положениями ФГОС СОО о назначении предметов базового и углублённого уровней в
системе дифференцированного обучения на завершающей ступени школы (10—11 классы) учебный предмет «Химия» на
уровне углублённого изучения направлен на реализацию преемственности с последующим этапом получения химического
образования в рамках изучения специальных естественно-научных и химических дисциплин в вузах и организациях среднего
профессионального образования. В этой связи изучение предмета «Химия» ориентировано преимущественно на расширение
и углубление теоретической и практической подготовки обучающихся, выбравших определённый профиль обучения, в том
числе с перспективой последующего получения химического образования в средних специальных и высших учебных
организаций.
Составляющими предмета «Химия» на уровне углублённого изучения являются углублённые курсы —
«Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия». В естественно-научном профиле 10-11 классов изучение предмета
предусмотрено в объёме учебной нагрузки не менее 3 часов в неделю соответственно 204 часа за два года обучения.
Рабочая программа среднего общего образования по биологии составлена на основе Федерального закона от 29.1 .2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, Концепции преподавания учебного предмета «Биология» и основных положений федеральной рабочей
программы воспитания.
Структурирование содержания учебного материала в программе осуществлено с учётом приоритетного значения знаний
об отличительных особенностях живой природы, о её уровневой организации и эволюции. В соответствии с этим в структуре
учебного предмета «Биология» выделены следующие содержательные линии: «Биология как наука. Методы научного
познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая система», «Система и многообразие
органического мира», «Эволюция живой природы», «Экосистемы и присущие им закономерности».
На изучение биологии на базовом уровне отведено 68 учебных часов, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах.
Цель изучения учебного предмета «Биология» на углублённом уровне – овладение обучающимися знаниями о
структурно-функциональной организации живых систем разного ранга и приобретение умений использовать эти знания в
формировании интереса к определённой области профессиональной деятельности, связанной с биологией, или к выбору
учебного заведения для продолжения биологического образования.
Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на углублённом уровне обеспечивается решением следующих
задач:
• освоение обучающимися системы биологических знаний: об основных биологических теориях, концепциях, гипотезах,
законах, закономерностях и правилах, составляющих современную естественно-научную картину мира; о строении,
многообразии и особенностях биологических систем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о
выдающихся открытиях и современных исследованиях в биологии;
• ознакомление обучающихся с методами познания живой природы: исследовательскими методами биологических наук
(молекулярной и клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития, генетики и селекции, биотехнологии и
синтетической биологии, палеонтологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований
в лаборатории и в природе (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование);

овладение обучающимися умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую
информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии
и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по
отношению к окружающей природной среде, собственному здоровью и здоровью окружающих людей; обосновывать и
соблюдать меры профилактики инфекционных заболеваний, правила поведения в природе и обеспечения безопасности
собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать
современные научные открытия в области биологии;
• развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в процессе знакомства с выдающимися открытиями
и современными исследованиями в биологии, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования,
проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и
процессов;
• воспитание у обучающихся ценностного отношения к живой природе в целом и к отдельным её объектам и явлениям;
формирование экологической, генетической грамотности, общей культуры поведения в природе; интеграции естественнонаучных знаний;
• приобретение обучающимися компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в
природе, охраны видов, экосистем, биосферы), сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих людей
(соблюдения мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни;
• создание условий для осознанного выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории, способствующей
последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями
региона.
Общее число часов, отведенных на изучение биологии на углубленном уровне среднего общего образования, составляет
204 часа: в 10 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Отбор организационных форм, методов и средств обучения биологии осуществляется с учётом специфики его
содержания и направленности на продолжение биологического образования в организациях среднего профессионального и
высшего образования.
Обязательным условием при обучении биологии на углублённом уровне является проведение лабораторных и
практических работ. Также участие обучающихся в выполнении проектных и учебно-исследовательских работ, тематика
которых определяется учителем на основе имеющихся материально-технических ресурсов и местных природных условий.
•

Физическая
культура

Рабочая программа по физической культуре на уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также на основе характеристики планируемых
результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной
рабочей программе воспитания.
Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для 10—11 классов общеобразовательных организаций
представляет собой методически оформленную концепцию требований Федерального государственного образовательного

стандарта среднего общего образования и раскрывает их реализацию через конкретное содержание.
Общий объём часов, отведённых на изучение учебной дисциплины «Физическая культура» в средней
общеобразовательной школе, составляет 204 часа (3 часа в неделю), из которых 136 часов (2 часа в неделю) отводятся на
реализацию программы инвариантных модулей. На вариативные модули отводится 68 часов из общего объёма (1 час в
неделю). Вариативные модули рабочей программы, включая и модуль «Базовая физическая подготовка», могут быть
реализованы за счет часов внеурочной деятельности, в форме сетевого взаимодействия с организациями системы
дополнительного образования.
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее — ОБЖ) (вариант 1)
Основы
безопасности
разработана на основе требований к результатам освоения программы сред Программа обеспечивает реализацию практикожизнедеятельности ориентированного подхода в преподавании учебного предмета ОБЖ, системность и непрерывность приобретения
обучающимися знаний и формирования у них навыков в области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня
основного общего образования; предполагает освоение содержания материала в логике последовательного нарастания
факторов опасности: опасная ситуация, экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация – и разумного построения модели
индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в
природной, техногенной, социальной и информационной сферах.
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования является достижение выпускниками
базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с актуальными потребностями личности,
общества и государства.
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования
федеральная рабочая программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных
модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «Предвидеть опасность, по возможности её
избегать, при необходимости безопасно действовать».
В программе ОБЖ содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего образования и
преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
Модуль №1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»
Модуль №2 «Безопасность в быту»
Модуль №3 «Безопасность на транспорте»
Модуль №4 «Безопасность в общественных местах» Модуль №5 «Безопасность в природной среде»
Модуль №6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»
Модуль №7 «Безопасность в социуме»
Модуль №8 «Безопасность в информационном пространстве»
Модуль №9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму» него общего образования, представленных в ФГОС СОО,
федеральной программы воспитания, Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» и предусматривает непосредственное применение при реализации ООП СОО
Модуль №10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения».
Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования отводится 68 часов (1 час в неделю)
в

10—11 классах.
Для формирования практических навыков в области военной службы в соответствии с Приказом Министра обороны
Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/134 от 24 02 2010 «Об
утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны
и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования,
образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных
пунктах» организуются учебные сборы. На учебные сборы отводятся 5 дней продолжительностью 35 часов. освоение
содержания материала в логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация, экстремальная
ситуация, чрезвычайная ситуация – и разумного построения модели индивидуального и группового безопасного поведения
в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационной
сферах.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».