РП по биологии 10-11 классы 2020-2021

ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждена

В составе ООП СОО
Приказ № 61/3 от 03.11.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета

«БИОЛОГИЯ»

1 ПЛАНИУРЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
РЕДМЕТА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ)
Личностные результаты
1) реализация этических установок по отношению к биологическим
открытиям, исследованиям и их результатам;
2) признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья
своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированности познавательных мотивов, направленных на
получение нового знания в области биологии в связи с будущей
профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с
сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметные результаты.
1) овладение составляющими исследовательской и проектной
деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать
материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и
справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты.
I. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
1) характеристика содержания биологических теорий (клеточная,
эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере;
законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся
учёных в развитие биологической науки;
2) выделение существенных признаков биологических объектов (клеток:
растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических;
организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы)
и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение,
действие искусственного и искусственного отборов, формирование

приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение
энергии в экосистемах и биосфере);
3) объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения;
вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина,
наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов
на организм человека, экологических факторов на организмы; причин
эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов,
наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости с мены экосистем;
4) привидение доказательств (аргументация) единства живой и неживой
природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и
окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов
5) умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
6) решение элементарных биологических задач; составление элементарных
схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи
питания);
7) описание особей вида по морфологическому критерию;
8) выявление изменчивости, приспособление организмов к среде обитания,
источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных
изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на
биологических моделях;
9) сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и
неживой природы, зародышей человека и других млекопитающих,
природные экосистемы, и агроэкосистемы своей местности), процессов
(естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и
формулировка выводов на основе сравнения.
II. В ценностно-ориентационной сфере:
1) анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождение
жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения,
последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической
информации, получаемой из разных источников;
2) оценка этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение
направленное изменение генома).
III В сфере трудовой деятельности:
Овладение умениями и навыками постановки биологических
экспериментов и объяснения их результатов.
IV В сфере физической деятельности:
Обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний,
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в
природной среде

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне
среднего общего образования
Выпускник на базовом уровне научится:
•
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной
научной картины мира и в практической деятельности людей;
•
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками:
биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных
явлений;
•
понимать смысл, различать и описывать системную связь между
основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид,
экосистема, биосфера;
•
использовать основные методы научного познания в учебных
биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению
биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов,
анализировать их, формулировать выводы;
•
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической
информации и предлагать варианты проверки гипотез;
•
сравнивать биологические объекты между собой по заданным
критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
•
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых
организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе
биологических теорий;
•
приводить примеры веществ основных групп органических соединений
клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
•
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по
описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и
функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
•

распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

•
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по
морфологическому критерию;
•

объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

•
классифицировать биологические объекты на основании одного или
нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и
размножения, особенности развития);
•

объяснять причины наследственных заболеваний;

•
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов
изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать
наследственную и ненаследственную изменчивость;
•
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие
адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
•
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи
питания);
•
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия
для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
•
оценивать достоверность биологической информации, полученной из
разных источников, выделять необходимую информацию для использования
ее в учебной деятельности и решении практических задач;
•
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы,
графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
•
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в
практической деятельности человека и в собственной жизни;
•
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина,
наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
•

объяснять последствия влияния мутагенов;

•

объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
•
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам,
явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную,
эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности,
закономерности изменчивости;

•
характеризовать современные направления в развитии биологии;
описывать их возможное использование в практической деятельности;
•

сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

•
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по
предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
•
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и
половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или
митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
•
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание,
составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы
наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
•
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по
заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
•
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды,
прогнозировать возможные последствия деятельности человека для
существования отдельных биологических объектов и целых природных
сообществ.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ
ДЛЯ 10 -11 КЛ.
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в
биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в
формировании современной научной картины мира, практическое значение
биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение.
Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты,
АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки.
Нанотехнологии в биологии.

Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении
современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и
эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.
Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных
заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез.
Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация
наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном.
Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение.
Соматические и половые клетки.
Организм
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у
растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез).
Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека;
последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на
эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп
организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы
наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности.
Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их
предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная
изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.

Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления
и перспективы развития. Биобезопасность.

11 класс
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина.
Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы.
Макроэволюциям и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция –
элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на
генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы
классификации, систематика.
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции
органического мира на Земле. Современные представления о происхождении
человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы
антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения
популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии
в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния
деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как
основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы.
Круговороты веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого
развития.
Перспективы развития биологических наук.

Тематическое планирование 10 класс 2020-2021

№

1

2

3
4
5
6

7

8

9

10

Тема урока
Раздел 1. Биология, как
комплекс наук о живой природе
(2 ч)
Биология как наука.
Методы научного
познания
Основные критерии живого.
Уровни организации живой
природы. Биологические системы
Раздел 2. Клетка (17 ч)
Химический состав организмов.
Неорганические вещества клетки
Органические вещества.
Углеводы. Липиды
Органические вещества. Белки.
Протеомика
Органические вещества клетки.
Нуклеиновые кислоты. АТФ,
витамины
Клетка - структурная и
функциональная единица
организма. Основные этапы
развития цитологии Клеточная
теория. Методы изучения клетки
Строение клетки. Клеточная
мембрана. Ядро. Геном.
Цитоплазма. Клеточный центр.
Рибосомы
Строение клетки.
Эндоплазматическая сеть.
Комплекс Гольджи. Лизосомы.
Вакуоли. Клеточные включения.
Митохондрии. Пластиды.
Органоиды движения
Сравнение строения и
жизнедеятельности клеток
прокариот и эукариот

Количество
часов
2

контроль

1

1

17
1
1
1
1

тест

1

1

1

1

тест

11

12

13
14
15

16
17
18

19

20

21

22
23
24

25

26
27
28

Сравнение строения и
жизнедеятельности клеток
растений и животных
Вирусы - неклеточная форма
жизни. Профилактика вирусных
заболеваний
Повторение и обобщение темы
«Клетка»
Контрольная работа №1по теме
Клетка
Анализ контрольной работы
Обмен веществ и превращение
энергии в клетке. Ферменты
Энергетический обмен в клетке
Пластический обмен веществ в
клетке. Фотосинтез. Хемосинтез
Пластический обмен в клетке.
Биосинтез белка в клетке.
Генетический код
Жизненный цикл клетки:
интерфаза и деление. Митоз, или
непрямое деление клетки. Мейоз
Раздел 3. Организм (13 ч)
Организм как биологическая
система. Гомеостаз. Регуляция
функций организма
Обмен веществ и превращение
энергии в организме. Автотрофы
и гетеротрофы. Аэробы и
анаэробы
Размножение организмов.
Бесполое и половое размножение
Развитие гамет. Оплодотворение
Индивидуальное развитие
организма. Эмбриональный
период
Индивидуальное развитие
организма. Постэмбриональный
период
Контрольная работа №2по теме
Размножение
Генетика. Генетические понятия и
символы. Методы генетики
Законы наследственности,

1

1

1
1

К р №1

1

1
1
1

1

Тест термины

1
1

1

тест

1
1
1

1
Кр№2

29

30
31
32
33

34
35

установленные Г. Менделем.
Гипотеза
чистоты гамет. Неполное
доминирование. Дигибридное
скрещивание.
Анализирующее
скрещивание. Генофонд
Хромосомная теория
наследственности. Закон Моргана.
Взаимодействие генов. Генетика
пола. Наследование, сцепленное С
полом.
Цитоплазматическая
наследственность
Наследственная изменчивость.
Норма реакции
Наследственная изменчивость,
наследственные болезни
Селекция. Этапы развития
селекции. Селекция растений
Селекция животных и
микроорганизмов.
Биотехнология Повторение
Итоговое тестирование
Итоговое тестирование


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».