РП география 10

ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждена

В составе ООП СОО
Приказ № 61/3 от 03.11.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«География»

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:
 Мировоззрением и нравственным сознанием, соответствующим современному
уровню развития науки и общественной практики, основанным на диалоге культур,
а также осознанием своего места в поликультурном мире на основе усвоения
общечеловеческих ценностей.
 Толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире, готовностью и
способностью вести диалог с другими людьми.
 Коммуникативными навыками сотрудничества в образовательной, общественно –
полезной, учебно – исследовательской, проектной и других видах деятельности.
 Готовностью и способностью к образованию, в том числе самообразованию,
сознательным отношением к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные:
 ставить учебные задачи;
 вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
 выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной
задачи;
 планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями,
задачами и условиями;
 выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной
задачи;
 планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями,
задачами и условиями;












оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
пользоваться различными способами самоконтроля;
классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
систематизировать и структурировать информацию;
определять проблему и способы ее решения;
формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
владеть навыками анализа и синтеза;
искать и отбирать необходимые источники информации;
использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего
пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию
выполненных работ на основе умений безопасного использования средств
информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
 представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
 работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план,
выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в
другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
 использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
 создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными
задачами; составлять рецензии, аннотации;
 выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при
выступлении; вести дискуссию, диалог;
 находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Предметные:
 сравнивать изменение характера связей человека с природной средой на
протяжении его истории. Сельскохозяйственная и промышленная революция.














Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и
акваторий. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду.
Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природноресурсный
потенциал.
Классификация
природных
ресурсов.
Ресурсообеспеченность стран мира. Применение ресурсосберегающих и
энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология.
Различные
виды
природных
ресурсов
их
характеристика.
Виды
природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая
политика.
Анализировать демографическую история человечества. Динамику численности
населения. Демографический взрыв. Теория и фазы демографического перехода.
Воспроизводство населения. Демографическая политика. Этническая и языковая
мозаика. Этнический состав населения. Языковой состав. Возрастной и половой
состав населения мира. Половозрастная пирамида. Показатели качества населения.
Занятость населения. Экономически активное население. Проблема безработицы и
ее географические особенности. Рынок труда. Средняя плотность населения Земли.
Города – главная форма расселения людей. Урбанизация, агломерация,
Мегалополис. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Миграции
населения. Виды миграций. Причины миграций. География международных
миграций.
Раскрывать содержание понятия «география культуры». Модификация мировой
культуры по этническим и религиозным признакам. Культура – путь решения
многих проблем человечества. Осевые линии распространения цивилизации.
Современные цивилизации. География религий. Взаимосвязь культуры и религий.
Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные и
традиционные верования. Цивилизации Запада и Востока. Равноценность
национальных культур и цивилизаций.
Сопоставлять понятия «политическая карта мира». Периоды формирования
политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные
и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте
мира. Государство – главный объект политической карты. Территория и границы
государства. Форма правления. Государственный строй. Типы государств.
Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН –
массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале
геополитики.
Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств.
Секторы мировой экономики. Отраслевая структура экономики. Территориальная
структура экономики. Глобализация мировой экономики. Основное содержание
научно-технической революции на современном этапе. Международное
разделение труда - высшая форма географического разделения труда. Факторы,
определяющие размещение экономики. Промышленность мира. Основные
промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития
промышленности.
Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав.
Межотраслевые связи.
Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики.
Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Сфера услуг. Структура сферы
услуг.
Мировые экономические связи. Экономическая интеграция. Интеграционные
союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.

В результате изучения географии на базовом уровне обучающийся должен:
Знать/понимать: - основные географические понятия и термины;
-традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные
месторождения и территориальные сочетания;
- численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их
этногеографическую специфику;
- различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового
хозяйства, размещения его основных отраслей;
-географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню
социально-экономического развития, специализации в системе международного
географического разделения труда;
-географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения
России, ее роль в международном географическом разделении труда.
Уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические
тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов,
процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов
мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной
концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и
техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники
географической
информации
для
проведения
наблюдений
за
природными,
социально-экономическими
и
геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием
разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;
таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие
географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные
взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: выявления и объяснения географических аспектов различных
текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной
жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и
регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, различных видов человеческого общения.

2.Содержание учебного предмета
Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 ч)
Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления
прошлого
географической
среды:
описательный,
картографический,
геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения
человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной
средой на протяжении его истории. Присваивающее и производящее хозяйство.
Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество — природная
среда» в Средневековье. Промышленная революция — качественный скачок в
освоении планеты. Появление новых форм взаимодействия человека с
окружающей средой. Научно-техническая революция. Современные масштабы
освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. От естественных
ландшафтов к культурным. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт.
Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация
человеческого
воздействия
на
природную
среду.
Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природноресурсный
потенциал.
Классификация
природных
ресурсов.
Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов
природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и
энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология.
Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Месторождения
минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими
ископаемыми различных стран и регионов.
Рудные и нерудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных
стран
и
регионов.
Комплексное
освоение
ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда.
Сельскохозяйственные угодья. Невозможность расширения пахотных площадей
планеты. Деградация почв, ее масштабы. Повышение плодородия почв.
Рекультивация
земель.
Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни
человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой.
Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире.
Как восполнить недостаток пресных вод. Гидроресурсы. Гидроэнергетический
потенциал.
Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение
лесных ресурсов по планете. Лесистость. Лесные пояса: северный и южный.
Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование.
Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение. Лесовосстановление.
Ресурсы Мирового океана. Роль Океана в жизни человечества. Биологические,
минеральные, энергетические ресурсы. Марикультура и аквакультура. Ресурсы
континентального шельфа. Железомарганцевые конкреции. Энергия приливов.
Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального
использования.
Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной
энергетики. Энергия Солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества
нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные
ресурсы.
Что такое природопользование. Виды природопользования. Особо охраняемые
природные территории. Экологическая политика. Устойчивое развитие. Связь

природопользования

и

устойчивого

развития

общества.

Тема 2. Политическая карта мира (4 ч)
Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической
карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и
качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте
мира.
Государство — главный объект политической карты. Территория и границы
государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного
устройства. Типы государств. Главные критерии типологии. Основные типы стран
на политической карте мира.
Политическая география и геополитика. Политическая организация мира.
ООН — массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале
геополитики.
Тема 3. География населения (5 ч)
Демографическая история человечества. Динамика численности населения.
Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в
отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического
перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения.
Демографическая
политика.Мероприятия
демографической
политики.
Этническая и языковая мозаика. Этнический
состав населения.
Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой
состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа.
Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения.
Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов.
Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное
население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и ее географические
особенности. Рынок труда.
Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя
плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на
территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие
города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации
и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское
расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений.
Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций
населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция.
Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.
Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций (5 ч)
Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой
культуры по этническим и религиозным признакам. Культура — путь решения
многих проблем человечества. Цивилизация — культурная общность наивысшего
типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения
цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и
природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.
География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный
элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения.
Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к
чувствам верующих людей.

Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные
черты. Культурно-историческое наследие китайско-конфуцианской цивилизации.
Индуистская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Вклад
индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика,
культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры,
культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская
цивилизация: специфика, культурные ценности.
Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная.
Особенности
историко-географического
распространения,
сравнительная
молодость, культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост
между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и
цивилизаций.
Тема 5. География мировой экономики (10 ч)
Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств.
Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный.
Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные.
Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики.
Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике.
Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном
этапе.
Международное разделение труда — высшая форма географического
разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом
географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики,
изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационноэкономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и
высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и
социальные
факторы.
Промышленность
мира.
Горнодобывающая
промышленность.
Электроэнергетика. Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и
угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти.
Обрабатывающая
промышленность.
Металлургия,
машиностроение,
химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности:
структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные
промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития
промышленности.
Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав.
Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения
в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция».
Животноводство.
Интенсивный
и
экстенсивный
характер
развития
животноводства.
Главные
сельскохозяйственные
районы
мира.
Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой
экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные
показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта:
сухопутный, морской, воздушный.
Сфера услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение
определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные
(торговля, транспорт, прокат и др.), личные (туризм, гостиничное дело,
общественное
питание
и
др.),
деловые,
социальные.
Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей.

Экономическая интеграция.
интеграция и Россия.

Интеграционные

союзы

мира.

Экономическая

Тема 6. Обобщающее повторение – 1 час
3 Календарно-тематическое планирование по географии в 10 классах
№п/
п
1

2
3

4
5
6
7
8
9
10

Тема урока

Практические работы

Тема 1. Человек и ресурсы Земли 10 ч
От древности до наших дней.
Практическая работа №1 Выявления
изменения характера связей человека с
природой на протяжении истории.
Современное освоение планеты
Природные ресурсы и экономическое Практическая работа №2 Оценка
развитие.
обеспеченности разных регионов и
стран основными видами природных
ресурсов
Ископаемые ресурсы
Земельные ресурсы
Водные ресурсы
Лесные ресурсы
Ресурсы Мирового океана
Другие виды ресурсов
Природопользование и устойчивое
Практическая работа №3 Подбор
развитие.
информации о направлениях
рационального использования
природных ресурсов
Тема 2. Политическая карта мира 4 часа

11
12
13

14

Формирование политической карты
мира
Государство – главный объект
политической карты
Типы государств "

Практическая работа №7 Составление
классификационной таблицы
"Крупнейшие страны мира по формам
правления

Политическая география и
геополитика. тест по теме
«Политическая карта мира»
Тема 3. География населения 5 ч

15
16
17

18

Демографическая история
человечества
Этническая и языковая мозаика
Возрастно-половой состав населения
мира.
Расселение: жители городов и
деревень

Практическая работа №4 Анализ и
сравнение половозрастных пирамид
развитой и развивающейся стран

Количество
часов
111

19

20
21

22
23
24

25

26
27
28
29

30
31

32
33

34

35

Миграции населения,

Практическая работа
№5.Определение
степени обеспеченности крупных
регионов и стран трудовыми ресурсами.
Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций 5 ч
Что изучает география культуры
География религий
Практическая работа №6 Описание
одного из памятников Всемирного
культурного наследия (по выбору)
Цивилизации Востока
Цивилизации Запада
Современные цивилизации. Охрана
Всемирного
культурного
и
природного наследия. Конвенция
ЮНЕСКО.
Тема5. География мировой экономики 10 ч
Мировая экономика
Практическая работа №
8.Характеристика отрасли
промышленности мира (по выбору) по
плану
Научно-техническая революция
Международное разделение труда
Горнодобывающая промышленность.
Энергетика.
Практическая работа №
9. Прокладывание по контурной карте
маршрута международного туризма
Обрабатывающая промышленность
Практическая работа № 10.
Обозначение на контурной карте
мировых центров производства
важнейших отраслей продукции
промышленности
Сельское хозяйство
Транспорт и сфера услуг
Практическая работа №
11. Подготовка сообщения "Развитие
промышленности и экологические
проблемы»
Мировые хозяйственные связи и
интеграция
Обобщающее повторение 1 час
Обобщение и повторение курса 10
класса. Контрольный тест по всему
курсу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».