Приложение Приложение Утверждена составе Утверждена ввсоставе ООП ООО МБОУ СОШ№ №21 21 ООП НОО или ООО или СОО МБОУ СОШ Приказ от 30.08.2023 г. № 57/5 Приказ от 30.08.2023 г. № 57/5 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Школьный театр « Фантазёры » ( направление культурно-эстетическое) с. Краснополье Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу Школьный театр «Фантазёры» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учетом рабочей программы воспитания и примерной программы курса внеурочной деятельности «Школьный театр» для 5-7 классов театрального института имени Бориса Щукина утверждённая на заседании Учёного совета № 7 от 28.03.2022г. Форма организации – кружок. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Личностные результаты: осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; умение организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». планировать свои действия на отдельных этапах работы над выступлением, пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; позитивной самооценки своих актёрских способностей. Познавательные УУД: Обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя. понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям, в инсценизации. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; понимать свой успех и неуспех; предлагать помощь и сотрудничество другим; слушать собеседника и слышать его; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; уметь слушать и слышать товарищей; понимать их позицию; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: обучающиеся научатся: выполнять упражнения актёрского тренинга; строить этюд в паре с любым партнёром; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; учатся говорить четко, красиво; видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; сочинять этюды на заданную тему; изучать особенности декламации стихотворного текста и прозы; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение, счастье). выразительно читать и правильно интонировать; различать произведения по жанру; использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики; использовать упражнения для снятия мышечных зажимов; создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ. Формы контроля: Реализация программы «Школьный театр «Фантазёры»» предусматривает текущий контроль и итоговую аттестацию обучающихся. Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа этюдов и миниатюр. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании освоения программы «Школьный театр» в форме творческого отчета: показа инсценировок, театральных миниатюр, миниспектаклей, проведения школьного мероприятия. Содержание курса внеурочной деятельности Раздел 1. Основы театральной культуры. Театр как вид искусства Роль театрального искусства в формировании личности. Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда артистов театра. История возникновения театра. Виды театрального искусства. Культура поведения в театре. «Зритель» и «фанат». Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис. Сценарий и правила работы с ним. Выразительное чтение разных текстов. Раздел 2. Ритмопластика Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Владение своим телом, свобода и выразительность движений. Правила поведения на сцене. Постановка танцев (для отдельных эпизодов). Раздел 3. Театральная игра Театральные игры, импровизация. Действия с воображаемым предметом. Пластические, ритмические, музыкальные игры. Этюд. Сценический этюд. Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Артикуляция. Работа над дикцией. Раздел 4. Этика и этикет «Этика», «этикет», «этикетка» Такт. Золотое правило нравственности. Культурный человек… Какой он? Раздел 5. Культура и техника речи Учимся говорить красиво. Развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Правильная артикуляция, чёткая дикцией, разнообразная интонация. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Выразительное чтение поэзии и прозы. Работа над выразительностью речи. Раздел 6. Репетиция спектаклей «Приключения Нюрочки» и «Ищу тебя». Знакомство с пьесами. Распределение ролей. Чтение пьес по ролям. Изготовление костюмов и декорация. Репетиция мезон цен. Репетиция пьес по частям. Общая репетиция. Генеральная репетиция. Тематическое планирование по внеурочной деятельности Школьный театр «Фантазёры»» (68 часов в год) Тема 1. 1 2. 2 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Вводное занятие «Что такое театр?». Особенности театра. Виды театрального искусства. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример Азбука театра. Подготовка ко Дню учителя. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Распределение ролей. Репетиция. Работа над темпом, громкостью речи Анализ выступления на празднике «День учителя» Сценическая речь. Культура и техника речи Выразительное чтение. Скороговорение. Учим скороговорки Что такое сценарий? Сценарий и правила работы с ним. Художественное чтение Подготовка к конкурсу «Живая классика» Культура поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат». Выбор пьесы для постановки Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис Знакомство с Новогодними сказками. Чтение сказок по ролям. Знакомство с Новогодними сказками просмотр видео-спектакля Анализ видео-спектакля Основы актёрской грамотности Предлагаемые обстоятельства. Театральные игры. Театральные игры. Театральные игры.-сценки Что такое пантомима? ч а с ы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. Выбор сценария для постановки на Новый год. Распределение ролей с учетом пожеланий артистов Подбор музыкального сопровождения. Репетиция. Изготовление декораций. репетиция Изготовление декораций, костюмов. Репетиция. Репетиция. Генеральная репетиция Новогоднего сценария. Обсуждение новогоднего спектакля Ритмопластика. Сценическое движение Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Учимся создавать образы животных Творческие задания и упражнения Музыкальные пластические игры и упражнения. Работа в парах, группах, чтение диалогов, монологов. Музыкальные пластические игры и упражнения. Работа в парах, группах, чтение диалогов, монологов. Этюд как основное средство воспитания актера. Шутливые словесные загадки. Найди ошибку и назови слово правильно Подготовка ко Дню 8 Марта. Выбор сценок и распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения. Репетиция. Подготовка костюмов и декораций. Репетиция. Подготовка костюмов и декораций. Репетиция. Подготовка костюмов и декораций. Генеральная репетиция. Подготовка костюмов и декораций. Обсуждение праздничного выступления. Этюд как основное средство воспитания актера. Репетиция. Подготовка костюмов и декораций. Понятия «Этика», 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. «этикет»,.Золотое правило нравственности Понятие такта. Золотое правило нравственности Что такое культура и техника речи. Выразительное чтение Поэзии Выразительное чтение Прозы Учусь говорить красиво. Что значит красиво говорить? «Сквернословие… это всегда плохо или иногда хорошо?». Культура и техника речи. В мире пословиц, поговорок, скороговорок. Выразительное чтение поэзии и прозы. Учусь говорить красиво. Что значит красиво говорить? «Сквернословие… это всегда плохо или иногда хорошо?». Культура и техника речи. В мире пословиц, поговорок, скороговорок. Репетиция спектакля Репетиция спектакля Репетиция спектакля Репетиция спектакля Репетиция спектакля Репетиция спектакля Репетиция спектакля Репетиция спектакля Репетиция спектакля Репетиция спектакля Репетиция спектакля Отчётный спектакль Посиделки: «Наши успехи и недостатки». Итоги работы за год. Рефлексия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1