Приложение Утверждена в составе ООП ООО МБОУ СОШ № 21 Приказ от 30.08.2023 г. № 57/5 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Музыкальная капель» (общекультурное направление) с. Краснополье Пояснительная записка Направленность образовательной программы (общеразвивающей): кружок «Музыкальная капель», общекультурное направление, вокальноисполнительская деятельность. Актуальность программы: Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства. Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там. Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в кружке «Музыкальная капель» у обучающихся повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, они учатся исполнять сами вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формируют знания во многих областях музыкального искусства. Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей посредством вовлечения их в певческую деятельность. Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей: -обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство; -сформировать основы сценической культуры; -развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения; -развивать творческую активность детей; -воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру. Срок реализации, продолжительность образовательного процесса. Программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 34 часа. Режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 мин. Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Возраст обучающихся: от 7 до 12 лет. Формы занятия: Предусматривается групповая форма обучения. Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку. Формы организации вокальной деятельности: - музыкальные занятия; - репетиции; -участие в концертах и конкурсах. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Музыкальная капель» Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности: Личностные результаты: формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности; формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; формирование эмоциональное отношение к искусству; формирование духовно-нравственных оснований; реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования. Метапредметные результаты: регулятивные УУД: планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации; самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия; выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством. коммуникативные УУД: участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.); уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке; применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач; познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Предметные результаты: разнообразные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и познавательно-творческой деятельности; знание особенностей музыкального языка; применение полученных знаний и приобретённого опыта творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; выражение образного содержания музыки через пластику и движение; создание коллективных музыкально-пластических композиций; исполнение вокальных произведений разных жанров. Формы проведения итогов реализации программы: Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса. Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления. содержание программы Цель: - создание условий для включения детей в музыкально-творческую деятельность. Задачи: - формировать основы вокальной и сценической культуры: - содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения: - развивать творческую активность и самостоятельность детей: - воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру. № Количество Наименование темы, ее содержание п/п часов 1. Вводное занятие. Охрана голоса 1 Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. Беседа о том, что полезно, а что вредно для голоса 2. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками 1 пения Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Овладение основными навыками. 3. Певческая установка 1 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Итого Беседа о положении, которое певец должен принять перед началом звукоизвлечении. Формирование вокального звука. Звукообразование. Музыкальные штрихи Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Знакомство и основными муз. штрихами. Формирование правильных навыков дыхания Типы дыхания. Вокальные упражнения. Дикция и артикуляция Артикуляционный аппарат. Понятия дикция и артикуляция. Унисон. Ансамбль. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Понятие акапелла. Элементы двухголосья. Двухголосие. Интервал. Правила простого двухголосия. Закономерности гармонии в простом двухголосии. Музыкально-исполнительская работа. Формы и методы музыкально-исполнительской работы коллектива Ритм. Знакомство с простыми ритмами и размерами. Сценическое движение Воспитание самовыражения через движение и слово. Работа над репертуаром Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Концертная деятельность. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Итоговые занятия, творческие отчеты Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ. 1 1 1 1 1 2 2 6 6 6 4 34 тематическое планирование 2023-2024 № п/п Темы Количество часов Вводное занятие Охрана голоса Работа над звуковедением и чистотой интонирования Работа над динамикой и артикуляцией Выработка активного унисона. Формирование чувства ансамбля Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой 1 1 1 1 7 8 9 10 11 Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения Работа над звуковедением и чистотой интонирования Работа над особенностями произношения при пении Дикция и артикуляция Работа над репертуаром ко Дню матери 1 1 1 1 1 12 13 14 15 Музыкально исполнительская работа Унисон Работа над дикцией и артикуляцией в песне «Новогодняя» Работа над репертуаром к Новому году 1 1 1 1 1 2 3 4 5 6. 16 Работа над дикцией и артикуляцией в песне «Три белых коня» 17 Работа над звуковедением и чистотой интонирования 18 Музыкально-исполнительская работа на сцене 19 Песни военных лет 1 1 1 1 1 1 Работа над репертуаром «Кто если не мы» Работа над репертуаром «Молитва», «Месяц май» Работа над репертуаром «Молитва», «Месяц май» Сценическое движение Музыкально-исполнительская работа Пение каноном 1 1 1 1 1 1 26 Элементы двухголосья. 27 Работа над репертуаром «Кадриль», «Моя Россия, моя страна» 28 Сценическое движение 1 20 21 22 23 24 25 1 1 29 Музыкально-исполнительская работа 30 Работа над «Кино идет» 1 1 31 Работа над репертуаром «Каникулы» 1 32 Работа над репертуаром «Последний звонок» 33 Музыкально-исполнительская работа 34 Итоговый концерт Итого 1 1 1 34