АРП УО Ручной труд

ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждена

В составе АООП НОО
обучающихся с умственной
отсталостью (интелектуальные
нарушения)

Приказ №18/3 от 05.04.2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Ручной труд»
2-3 классы

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) АООП в предметной области «Ручной труд» предполагает достижение ими
двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные

результаты

индивидуальноличностные

освоения

качества

и

АООП

социальные

образования
(жизненные)

включают
компетенции

обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Планируемые личностные результаты, представленные в примерной рабочей программе
для второго класса, следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения
учебного предмета «Ручной труд» и использовать их как ориентиры при разработке
учителем собственной рабочей программы с учетом возрастных особенностей и
возможностей обучающихся.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
-

положительное отношение и интерес к труду;

-

понимание значения и ценности труда; отношение к труду как первой жизненной

необходимости.
-

понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение

эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
-осознание своих достижений в области трудовой деятельности;
-

способность к самооценке;

-

умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой

деятельности «нравится» или «не нравится;
-

привычка к организованности, порядку, аккуратности.

Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися
знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням:
минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной
области «Ручной труд» является обязательным для большинства обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо
указывается в ПрАООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными
обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту
программы.

2

Минимальный

уровень

овладения

предметными

результатами

является

обязательным для всех обучающихся с легкой умственной отсталостью второго класса,
включающий следующие знания и умения:
К концу второго класса обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать:
-

правила организации рабочего места;

-

виды трудовых работ;

-

названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда

во втором классе, правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с
ними;
-

названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство,

правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами;
-

приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки,

приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда.
К концу второго класса обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны уметь:
-

организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы,

рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя;
-

анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его

признаки и свойства;
-

определять способы соединения деталей с помощью учителя;

-

составлять

стандартный

план

работы

по

пунктам

с

опорой

на

предметнооперационный план с помощью учителя;
-работать с

доступными материалами (глиной

и

пластилином,

природными материалами, с бумагой и нитками).
-

владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных

материалов с помощью учителя.
Достаточный
не

уровень

освоения

предметными

результатами

является обязательным для всех обучающихся второго класса.
К концу второго года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной

отсталостью должны знать:

3

-

правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность

действий и самодисциплину.
К концу второго класса обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны уметь:
-

самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в

материалах учебника, рабочей тетради;
-

работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы

над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в
соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
-осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и
корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво,
аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между
выполняемыми действиями и их результатами;
-

выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков

ручного труда.

Содержание учебного предмета
Введение.
Повторение пройденного учебного материала. Правила поведения и работы на уроках
ручного труда. Общие правила организации рабочего места на уроках труда. Материалы и
инструменты, используемые на уроках ручного труда.
«Работа с глиной и пластилином»
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины
для скульптуры. Пластилин-материал ручного труда. Организация рабочего места при
выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для
работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным
- предмет создается из отдельных частей; пластическим - лепка из целого куска, когда все
части вытягиваются из одного куска глины, пластилина; комбинированным -объединяющим
лепку из отдельных частей и целого куска. Приемы работы: «раскатывание столбиками»,
«скатывание

шара»,

«вытягивание

одного

конца

столбика»,

«сплющивание»,

«пришипывание», «примазывание». Лепка из пластилина геометрических тел (брусок,
цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную,
цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
4

Лепка композиций к сказкам.
«Работа с природными материалами»
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды
природных материалов). Историко-культурологические сведения об игрушках, сделанных
и природных материалов (в какие игрушки играли дети в старину). Заготовка природных
материалов. Правила работы с природными материалами. Инструменты (шило, ножницы).
Организация рабочего места при работе с природными материалами. Способы соединения
деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями
(аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Изготовление игрушек из
желудей.
Изготовление
игрушек
из
скорлупы
ореха (объемные
изделия).
Комбинированные работы: пластилин, бумага и природные материалы.
«Работа с бумагой и картоном»
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для
письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет,
бумаги. Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего
места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
-

разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном.

Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной
конфигурации. Понятия: «контурное изображение», «силуэт»;
-

разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке). Понятие «линейка», ее

применение и устройство.
Вырезание ножницами из бумаги. Правила работы ножницами. Приемы вырезания
ножницами: «разрез по длинной линии»; «вырезание изображений предметов, имеющие
округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы
вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам».
Обрывание бумаги. Понятия» «аппликация», «бумажная мозаика», «силуэт», «контурное
изображение».

Последовательность

изготовления

аппликации

из

обрывной

бумаги».Складывание фигурок из бумаги (Оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание
треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной
формы пополам»; «деление отрезка на две равные части с помощью сгибания бумаги».

5

Сминание и накручивание бумаги на карандаш. Прием «сминание бумаги с
последующим ее расправлением». Последовательность составления аппликация из мятой
бумаги.
Конструирование из бумаги и картона разными способами. Конструирование на
основе полос. Конструирование из бумаги на основе кругов. Конструирование на основе
трубочки. Понятия:«полоса», «трубочка», «кольцо», «окружность», «круг», «шар».
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью.
Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей
(щелевой замок).
«Работа с текстильными материалами»
Повторение сведений о нитках. Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как
работать с нитками. Виды работы с нитками:
- наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
- связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком).
Пришивание пуговиц. Понятие «пуговица». Виды пуговиц. Инструменты и материалы,
необходимые для пришивания пуговиц. Приемы пришивания пуговиц: «прием пришивания
пуговиц с двумя сквозными отверстиями»
Шитье. Инструменты для швейных работ. Виды ручных стежков и строчек: «строчка
прямого стежка».
Вышивание. Понятия «вышивка», «канва». Применение вышивки. Приемы вышивания:
вышивка «строчкой прямого стежка», вышивка «строчкой прямого стежка с перевивом».
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека.
Из чего делают ткань. Свойства ткани. Мнется, утюжится. Лицевая и изнаночная сторона
ткани. Шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие. Режутся ножницами.
Прошиваются иголками. Сматываются в рулоны, скучиваются. Цвет ткани. Сорта ткани и
их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и
приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани,
прямой строчкой (изготовление игольницы).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение
тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Комбинированные работы: бумага и ткань.

6

Работа с древесиной. Содержание нового для третьеклассников вида работы
направлено на ознакомление их с назначением и применением древесины. Элементарные
теоретические сведения позволят детям усвоить понятия «Дерево» и «древесина».
Выполняя задания, школьники познакомятся с простейшими способами обработки
древесины (зачистка, шлифовка) ручными инструментами и приспособлениями
(напильник, наждачная бумага).
Работа с проволокой. Содержание нового для школьников вида работы состоит в
ознакомлении их с назначением и применением проволоки. Элементарные теоретические
сведения позволят сформировать у детей представление о видах проволоки (медная,
алюминиевая, стальная), её свойствах (сгибается, ломается, отрезается кусочками; толстая
и тонкая, мягкая и жёсткая) и приёмах работы с ней (сгибается волной, в кольцо, в спираль,
намотка на карандаш, сгибание под прямым углом плоскогубцами).
Работа с металлоконструктором. Содержание нового для третьеклассников вида
работы подготавливает их к переходу на профессиональное обучение и направлено на
ознакомление их с профессией слесаря. Работая с набором «Металлический конструктор»,
школьники овладевают рядом сборочных операций (подбор планок по количеству
отверстий, соединение деталей винтами и гайками, завинчивание и отвинчивание гаек
пальцами и инструментами).

Тематическое планирование 2
класс
№ п/п

Тема

1

Вводный урок. Правила поведения и работы на уроках
ручного труда.
Работа с природными материалами 5 ч

2
3

Экскурсия в природу. Заготовка природных материалов.
Работа с природными материалами. Изготовление
игрушек из желудей. Способы соединения деталей.
Работа с природными материалами. Изготовление
игрушек из скорлупы ореха: кораблик, черепаха, рыбка.
Работа с природными материалами Аппликация из
засушенных листьев
Декоративная аппликация из засушенных листьев.
Рамочка для фотографий.
Работа с глиной и пластилином 3 ч

1ч
1ч

Правила работы с глиной и пластилином. Лепка из
пластилина прямоугольных геометрических форм
(брусков разного цвета). Складывание ворот из
вылепленных деталей

1ч

4
5
6

7

Колво час
1ч

1ч
1ч
1ч

7

8

Лепка из пластилина изделия, имеющего прямоугольную 1 ч
геометрическую форму (молоток).
Работа с нитками 6 ч

9

Работа с нитками. Свойства ниток и виды работ с ними.
Связывание ниток в пучок. Связывание ниток в ягоду.
Пришивание пуговиц
Работа с нитками. Применение ниток. Сматывание ниток
в клубок. Изготовление фигурки девочки из связанных
пучков ниток.
Свойства, сорта ткани и их назначение. Составление
коллекции.
Раскрой деталей изделия из ткани. Изделие «Игольница»
Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой
строчкой. Изделие «Игольница»
Работа с бумагой и картоном 4 ч

1ч

Работа с бумагой. Виды и сорта бумаги. Правила работы с
клеем и кистью. Выполнение подставки для кисти.
Изготовление аппликации из мятой бумаги на тему
«Дерево (весной, летом, осенью, зимой)
Работа с бумагой и картоном. Изготовление шара из
бумажных полос.
Работа с бумагой и картоном. Изготовление из бумаги
игрушек в форме шара

1ч

10
11

12
13
14

15
16
17
18

1ч
1ч

1ч
1ч
1ч

1ч
1ч
1ч

Работа с глиной и пластилином 5ч
19
20

21
22
23

24

Применение глины для изготовления посуды. Лепка из
пластилина чашки цилиндрической формы.
Глиняные изделия конической формы. Лепка из
пластилина чашки конической формы из 6
пластилиновых жгутиков.
Применение глины для скульптуры. Лепка из пластилина
фигурки «Медвежонок» из отдельных частей.
Работа с пластилином. Лепка фигурок из целого куска
пластилина (утка).
Работа с глиной и пластилином. Лепка чайной посуды в
форме шара (чайник).
Работа с нитками 3 ч

1ч
1ч

1ч
1ч
1ч

Работа с текстильными материалами. Приёмы вышивания 1 ч
нитками: «прямой стежок», «вперёд иголку», "шнурок".
8

Вышивка закладки или салфетки из канвы стежком
"шнурок".
Применение тесьмы. Изготовление салфетки с
аппликацией из тесьмы.

25
26

1ч
1ч

Работа с бумагой и картоном 7 ч
Складывание из бумаги маски собаки
Правила работы с ножницами. Изготовление из бумаги
пакета для хранения изделий.
Работа с бумагой и картоном. Разметка бумаги и картона
по шаблонам сложной конфигурации. Аппликация
«Яблоко», «Рыба!» в технике бумажной мозаики.
Работа с картоном. Свойства картона. Правила работы с
шаблоном. Экономическая разметка фигур на бумаге.
Изготовление из бумаги дорожного знака «Переход».
Изготовление предметной аппликации, состоящей из
геометрических фигур «Грузовик»
Работа с бумагой и картоном. Разметка бумаги и картона
по линейке. Изготовление поздравительной открытки .
Складывание фигурок из бумаги.

27
28
29

30

31
32
33

1ч
1ч
1ч

1ч

1ч
1ч
1ч

Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных
бумажных фигурок.
Работа с глиной и пластилином 1ч
Лепка композиции к сказке «Колобок»

34

1ч

3 класс
№ п/п

1
2
3
4
5
6

Тема урока
Работа с природными материалами
Вводный урок. Экскурсия в природу с целью сбора
природного материала
Изготовление аппликации из скорлупы ореха «Воробьи на
ветках»
Изготовление аппликации из засушенных листьев «Птица».
«Птица из пластилина и сухой тростниковой травы».
Изготовление по образцу аппликации «Подводный мир»
Работа с бумагой и картоном
Аппликация из обрывной бумаги дерева

Кол-во
часов
5 часов
1
1
1
1
1
8 часов
1
9

7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

31
32
33
34

Окантовка картона полосками бумаги. «Картина на
окантованном картоне».
Окантовка картона листом бумаги. «Складная
доска для игры».
Изготовление складной гирлянды из бумажных полос.
Изготовление цепочки из бумажных колец
Изготовление карнавальной полумаски. «Плоская
полумаска».
Изготовление карнавальных головных уборов «Каркасная
шапочка»
Изготовление карнавальных головных уборов.
«Карнавальный кокошник», «Карнавальный шлем».

1

Работа с проволокой
Познавательные сведения о проволоке. «Волна», «Кольцо»,
«Спираль», «Прямой угол» из проволоки
Изготовление изделия «Паук» из скорлупы грецкого ореха,
пластилина и проволоки.
Изготовление буквы из проволоки».
Изготовление стрекозы из проволоки и бисера
Работа с древесиной
Экскурсия в школьную столярную мастерскую
Изготовление опорного колышка для растений
Аппликация из древесных опилок «Собака».
Аппликация «Цыпленок» из опилок
Работа с металлоконструктором
Познавательные сведения о металлоконструкторе. «Две
планки, соединённые винтом и гайкой».
«Треугольник», «Квадрат».
Работа с текстильными материалами
Закрепление сведений о нитках. Применение ниток.
Строчка прямыми стежками
Строчка косыми стежками
Изготовление прихватки
Прямой стежок в два приёма
Косой стежок в два приёма
Виды ручных швов.
«Закладка с вышивкой строчкой прямого и косого стежка».
Работа с бумагой и картоном
Объёмные изделия из картона.
«Коробка, склеенная с помощью клапанов».
Конструирование
объёмных
игрушек
на
основе
геометрических тел. «Матрёшка из конусов».
Конструирование
объёмных
игрушек
на
основе
геометрических тел. «Собака из цилиндров».
Итоговый урок

4 часа
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
4 часа
1
1
1
1
2 часа
1
1
7 часов
1
1
1
1
1
1
1
4 часа
1
1
1
1
10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».