АРП УО Русский язык

ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждена В составе
АООП НОО
обучающихся с умственной
отсталостью (интелектуальные
нарушения) Приказ №18/3 от

05.04.2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК» разработана в соответствии со следующими
нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
•
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N
273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
•
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;
•
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015
г. № 4/15).

ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
Целями изучения русского языка в начальной школе являются:
развитие речемыслительной деятельности учащихся в процессе овладения
способами и приёмами работы с языковым материалом;
формирование основ речевых умений и системных знаний, обеспечивающих
овладение письменной речью как одной из форм речевой коммуникации;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Программа направлена на реализацию основных задач образовательной области «Язык и речевая
практика» средствами предмета «Русский язык». Она определяет ряд практических задач, решение
которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета.
Во 2 – 3 классах решаются такие задачи:
развитие познавательного интереса к родному языку формирование
первоначальных языковых обобщений;
дальнейшее совершенствование произносительной стороны речи;
уточнение, расширение и активизация словаря;
развитие умения правильно выражать в устной форме свои мысли;
практическое усвоение ряда грамматических сведений и орфографических правил;
выработка достаточно прочных навыков грамотного письма на основе усвоения
звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
использование письменной коммуникации
для решения практикоориентированных задач.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом
зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность
обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном
при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и
реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно
отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой,
графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся
психофизических функций.
2

Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже,
чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более
короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие
неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не
достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и
навыков в области языка.
Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи
обуславливает специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражается в том, что
программа образования носит в основном элементарно-практический характер, при этом ведущим
коррекционным принципом, объединяющим все разделы программы, является развитие речи.
Предмет «Русский язык» включает в себя два раздел «Практические грамматические
упражнения и развитие речи».
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по
грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к
основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего
необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования
основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.
Обучающиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и
синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее
элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный
языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления,
развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по практическим грамматическим упражнениям и развитию речи включает разделы:
«Звуки и буквы», «Слог», «Предложение», «Письмо и чистописание», «Связная письменная речь».
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников
затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого на всех годах обучения
самое серьезное внимание уделяется звукобуквенному анализу.
Во 2 – 3 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически
правильного письма и письма по правилу.
Обучающиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о
гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о
согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием
соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим,
т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных
занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются
различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о
родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.
Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова
осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а
путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с
согласными перед гласными.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно
отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе
разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении
3

предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения
по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны
осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в
определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают
пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для
усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение
именительного и винительного падежей).
Письмо и чистописание. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности,
формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным
развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в
закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление
при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Связная письменная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у
школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли
правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха
и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения
создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно
поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных
высказываний:
сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика»
учебного плана.
На изучение предмета «Русский язык» отводится:
- во 2 классе 102 часа, 34 учебные недели,
- в 3 классе 102 часа, 34 учебные недели.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Освоение обучающимися учебного предмета предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение
ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка
в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют
основу этих результатов.
Личностные результаты:
4

1. Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками;
способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации.
2. Знание и уважительное отношение к Государственным символам России; понимание эмоций
других людей, сочувствие, сопереживание; понимание ценности семьи, формирование чувства уважения,
благодарности, ответственности по отношению к своим близким; любовь к своему краю, к своей малой
родине, месту проживания.
3. Способность идти на компромисс; проявление терпимости к людям иной национальности.
4. Умение адекватно оценивать свои возможности и силы (различает «что я хочу» и «что я могу»);
сознательное и ответственное отношение к личной безопасности (что можно – что нельзя); владение
навыками самообслуживания.
5. Принятие и следование общественным и групповым нормам жизнедеятельности; способность
следовать усвоенным нормам при изменении условий жизнедеятельности (переход в другой класс,
школу, переезд и т.д.).
6. Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным
статусом собеседника; умение корректно привлечь к себе внимание.
7. Наличие положительной учебной мотивации; ответственное отношение к учению (выполнение
всех требований, предъявляемых к ученикам).
8. Желание и умение выражать себя в доступных видах творчества; способность проявлять интерес
к чтению, произведениям искусства; стремление к опрятному внешнему виду; способность ценить
красоту природы, труда и творчества.
9. Стремление к соблюдению морально-этических норм (соответственно возрасту), проявление
добра, умение сопереживать и чувствовать боль других людей.
10. Ценностное отношение к своему здоровью, безопасности и здоровью близких людей; наличие
навыков безопасного экологически грамотного нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
проявление дисциплинированности, последовательности и настойчивости в процессе трудовой
деятельности.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные
для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при
принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
ФГОС определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным
для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня
отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению
образования по варианту программы.
В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными
результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психологомедикопедагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательное
учреждение может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант D
общеобразовательной программы.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
общеобразовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений,
способность их применять в практической деятельности.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на
конец обучения выпускников начальной школы:
5

Минимальный уровень:
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными
орфограммами;
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с
ориентацией
на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим
проговариванием;
запись под диктовку текст, включающие слова с изученными орфограммами (3035 слов);
дифференциация и подбор слова различных категорий по вопросу (название
предметов, действий и признаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами
с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения;
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), озаглавливание его;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его
анализа.
С целью выполнения требований Стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе всей образовательной деятельности на первом этапе
обучения в начальных классах должны быть сформированы БУД: Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями.
Принятие социальной роли ученика;
осознание себя как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной
и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель-класс);

6

умение договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях;
умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и
учителем.
Регулятивные учебные действия:
ориентирование в пространстве школы и класса;
знание и понимание ритуалов школьного поведения и учебной деятельности;
владение школьным инструментарием;
умение работать с учебной целью и задачей. Планирование;
контроль и коррекция процесса и результатов деятельности; - умение оценивать в
процессе учебной и внеучебной деятельности.
Познавательные учебные действия:
выделение некоторых существенных, общих и отличительных свойств хорошо
знакомых предметов; установление видо-родовых отношений предметов;
выполнение операций обобщения, сравнения, классификации на наглядном
материале;
умение пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; - читать;
писать;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,
предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные
твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости –
мягкости, звонкости –глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я.
Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Словапредметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих фрукты,
овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительноласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных,
названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.
«Слова-друзья». «Слова-враги».
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название
действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование
слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам
какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал,
вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.

7

Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в
обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с
предлогами.
Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов.
Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с
непроверяемыми орфограммами в корне.
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных
звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных
путем изменения формы слова.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и
второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи.
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с
опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова.
Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с
деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких
предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное
составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление
небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и
иллюстрации.

Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п Наименование разделов, тем
программы

Количество
Общее кол-во часов по программе
часов по Теоретические занятия Практические
разделу,
занятия
данной теме
Повторение (8 часов)

Звуки и буквы
Выделение звука и буквы в
слове
Слово.
Предмет и слово,
называющее предмет
Понятие о предложении.
Оформление предложения
при письме.
Предложение и его схема.
Распространение
предложений.
Составление предложений с
данным словом.

1

0,5

0,5

1

0.5

0.5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

7

Контрольное списывание.

1

8

Работа над ошибками.

1

1

2

3

4
5
6

1
0,5

0,5
8

Звуки и буквы (8 часов)
9
10
11
12
13
14

15
16

17
18
19
20
21
22

Гласные звуки и буквы.
Согласные звуки и буквы.
Слова, которые различаются
одним звуком.
Слова, которые различаются
количеством звуков.
Слова, которые различаются
последовательностью звуков.
Ударение в словах.
Знакомство со знаком
ударения
Выделение ударного гласного
в слове
Выделение ударного
гласного в слове.
Закрепление

1
1
1

0.5
0.5
0.5

0.5
0.5
0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

Деление слов на слоги.
0.5
Гласные в образовании
0.5
слогов.
Гласные в образовании
1
0.5
слогов. Закрепление
Перенос слов по слогам
1
0.5
Деление слов со звуками и, й
1
0.5
на слоги.
Согласные
артикулярно
1
0.5
сходные р-л. Их различение
на слух и в произношении.
Написание слов с этими
согласными.
Звонкие и глухие согласные (9 часов)

0.5
0.5

Слог (6 часов)
1
1

0.5
0.5
0.5
0,5

23
24
25

Дифференциация б – п.
Дифференциация в – ф.
Дифференциация г – к.

1
1
1

0.5
0.5
0.5

0.5
0.5
0.5

26

Дифференциация д – т.

1

0.5

0.5

27

Дифференциация ж– ш.

1

0.5

0.5

38

Дифференциация з – с.

1

0.5

0.5

29

Различение твердых и мягких
согласных.

1

0.5

0.5

9

1
0.5

32

Контрольный диктант.
1
Работа над ошибками.
1
0.5
Шипящие и свистящие согласные звуки (4 часа)
Шипящие согласные.
1
0.5

33

Свистящие согласные.

0.5

34

Дифференциация шипящих и
1
0,5
свистящих согласных.
Дифференциация шипящих и
1
0,5
свистящих согласных.
Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога (5 часов)

0,5

Буква е в начале слова или
слога.
Буква ё в начале слова или
слога.
Буква ю в начале слова или
слога.
Буква я в начале слова или
слога.
Гласные буквы е, ё, ю, я в
начале слова или слога.

30
31

35

36
37
38
39
40

1

0.5

0.5

0,5

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

Твердые и мягкие согласные (8 часов)
41
42
43
44
45
46
47
48
49

Гласные ы – и после твердых
1
0.5
и мягких согласных.
Гласные о – ё после твердых
1
0.5
и мягких согласных.
Гласные у – ю после твердых
1
0.5
и мягких согласных.
Гласные а – я после твердых
1
0.5
и мягких согласных.
Гласная е после мягких
1
0.5
согласных.
Различение твердых и мягких
1
0,5
согласных.
Контрольный диктант.
1
0.5
Работа над ошибками.
1
0,5
Мягкий знак на конце слова (4 часа)

0.5

Буква ь для обозначения
мягкости согласных на конце
слова.

0.5

1

0.5

0.5
0.5
0.5
0.5
0,5
0.5
0,5

10

50
51

52

53
54
55

56
57
58
59

60

61

62

63
64
65
66

Письмо слов с мягкими
согласными на конце.
Различение твердых и
мягких согласных на конце
слова.
Различение слов с твердыми
и мягкими согласными на
конце.

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

Слово
Названия предметов (10 часов)
Предмет и его название.
1
0.5
Название предметов,
1
0.5
отвечающих на вопрос что?
Различение названий частей
1
0.5
предмета.

0.5
0.5

Различение
сходных
1
0.5
предметов и их названий.
Различение
сходных
1
0.5
предметов и их названий.
Название предметов,
1
0.5
отвечающих на вопрос кто?
Название предметов,
1
0.5
отвечающих на вопрос кто?
Закрепление
Различение
слов,
1
0.5
отвечающих на вопросы кто
это? что это?
Различение слов,
1
0,5
обозначающих один или
несколько одинаковых
предметов.
Различение слов,
1
0,5
обозначающих один или
несколько одинаковых
предметов.
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных (4 часа)
Большая буква в именах
1
0.5
людей.
Большая буква в именах и
1
0.5
фамилиях людей.
Большая буква в кличках
1
0.5
животных.
Большая буква в именах и
1
0.5
фамилиях людей, кличках
животных.

0.5

0.5
0.5
0.5
0.5

0.5

0,5

0,5

0.5
0.5
0.5
0.5

11

67

68

69

70

71

72

73
74

75
76
77

78

79
80
81

Названия действий предметов (8 часов)
Действие и его название.
1
0.5
Название действий
предметов, отвечающих на
вопрос что делает?
Название действий
1
0.5
предметов, отвечающих на
вопрос что делают
Группировка действий
1
0.5
предметов по признаку их
однородности (кто как голос
подает, кто как
передвигается)
Группировка действий
1
0.5
предметов по признаку их
однородности (кто как голос
подает, кто как
передвигается). Закрепление.
Согласование
слов,
1
0.5
обозначающих действия со
словами,
обозначающие
предметы.
Согласование
слов,
обозначающих действия со
словами,
обозначающие
предметы.
Название предметов и их
действий.
Выделение
названий
предметов и действий по
вопросам.

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

0.5

0.5

Предлоги (6 часов)
Предлог как отдельное слово
1

Предлоги в, из, на, у, с.
1
0.5
Раздельное написание
1
0.5
предлогов со словами, к
которым они относятся
Раздельное написание
1
0.5
предлогов со словами, к
которым они относятся
Контрольный диктант.
1
Работа над ошибками.
0.5
Слова с непроверяемыми гласными (2 часа)
Выделение
«трудной»
1
0.5
гласной в словах.

0.5
0.5

0.5

1
0.5
0.5
12

82
83

84
85
86
87
88
89
90
91

92

93
94
95
96

97

98

99

100
101

Написание гласных в словахродственниках
Написание гласных в словахродственниках. Закрепление.
Выделение предложения из
текста
Правила записи
предложений.
Предложение и его схема.
Порядок слов в предложении.

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

Предложение (7 часов)
1
0.5

0.5

1

0.5

0.5

1
1

0.5
0.5

0.5
0.5

Порядок слов в предложении.
1
0.5
Закрепление
Завершение начатого
1
0.5
предложения.
Составление предложений по
1
0,5
предметной картинке
Составление предложений по
1
0,5
предметной картинке.
Закрепление.
Составление предложений по
1
0.5
вопросу.
Повторение изученного за год (10 часов)
Звонкие и глухие согласные.
1
0.5
Твердые и мягкие согласные.
1
0.5
Мягкий знак на конце слов.
1
0.5
Слова, обозначающие
1
0.5
название и действие
предметов
Слова, обозначающие
1
0.5
название и действие
предметов. Закрепление.
Большая буква в именах,
1
0.5
фамилиях людей, кличках
животных
Письмо слогов, слов с
1
0.5
твердыми и мягкими
согласными
Контрольный диктант за год.
1
Работа над ошибками.
Раздельное написание
предлогов со словами.

1

0.5

0.5
0.5
0,5
0,5

0.5

0.5
0.5
0.5
0.5

0.5

0.5

0.5

1
0.5

13

102

Предложение.
Написание
прописной буквы в начале
предложения, точки в конце.
Итого за год:

1

1

102

48,5

53,5

3 класс
№ п/п

Наименование разделов,
тем программы
«Повторение»

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Выделение предложения из
текста.
Оформление
предложения
при письме.
Предложение и его схема.
Предложения – вопросы и
предложения – ответы
Завершение начатого
предложения.
Различение набора слов и
предложения
Порядок слов в
предложении.
Повторение знаний о
предложении
Контрольное списывание.
Работа над ошибками.
«Звуки и буквы»
Алфавит
Гласные и согласные звуки
Ударение в словах
Ударные и безударные
гласные.
Выделение ударной гласной в
слове.
Деление слов на слоги
Гласные буквы е, ё в начале
слова или слога
Гласные буквы ю, я в начале
слова или слога
Перенос слов при письме
Контрольный диктант

Количество
часов по
разделу,
данной теме
10 часов

Общее кол-во часов по программе
Теоретические
Практические
занятия
занятия

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1
0,5

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5

0,5
1

1
1
33 часа
1
1
1

14

21
22
23

24

25
26
27
28
29
30
31
32

33
34
35
36

37

38

39

40

41
42
43

Работа над ошибками
Согласные звуки и буквы
Твердые и мягкие согласные
Обозначение мягкости
согласных на письме
буквами и, е, ё
Обозначение мягкости
согласных на письме
буквами ю,я
Буква ь на конце слова.
Буква ь в середине слова.
Различение твердых и мягких
согласных
Гласные после шипящих
Написание жи-ши в словах
Написание ча-ща в словах
Написание чу-щу в словах
Написание жи-ши, ча-ща,
чу-щу в словах
Парные звонкие и глухие
согласные
Составление пар звонких и
глухих согласных
Различение б-п, в-ф
Различение д-т, г-к
Различение ж-ш, з-с
Наблюдение за звонкими и
глухими согласными на
конце слова
Правописание звонких и
глухих согласных на конце
слова
Проверка написания звонких
и глухих согласных на конце
слова
Проверка написания звонких
и глухих согласных на конце
слова
Правила правописания в
словах

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Правила правописания в
словах. Закрепление знаний.
Контрольный диктант.

1

0,5

0,5

Работа над ошибками
«Слово»

1
1
37 часов

1
0,5

0,5
15

44

45

46
47
48

49

50
51
52

53-54

55

56
57

58

59
60

Названия предметов
Различение названий
предметов по вопросам кто?
что?
Обобщающее название
группы однородных
предметов
Выделение названий
предмета из предложения
Выделение названий
предмета из предложения
Большая буква в именах,
отчествах, фамилиях людей
и в кличках животных
Названия действий
Различение названий
действий по вопросам что
делает? что делают?
Контрольное списывание
Работа над ошибками
Различение названий
действий по вопросам что
делал? что делала? что
сделал? что сделала?
Различение названий
действий по вопросам что
делал? что делала? Что
делали? что сделал? что
сделала? что сделали?
Различение названий
действий по вопросам что
сделает? что сделают?
Постановка вопросов к
названиям действий.
Подбор названий действий к
названиям предметов по
вопросам
Названия
признаков
Определение
признака
предмета
по
вопросам
какой? какая? какое? какие?
Различение предметов по их
признакам
Постановка вопросов к
названиям признаков

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1
1

0,5
0,5

1
0,5
0,5

2

1

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

16

предмета
61

62

63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74

75

76
77
78

79

80

81
82
838485

Постановка вопросов к
названиям признаков
предмета
Выделение названий
признаков предмета из
предложения
Контрольное списывание
Работа над ошибками
Названия предметов,
действий и признаков
Предлоги
Предлоги в, на, с, из, у
Предлоги к, по со словами
Предлог от со словами
Предлоги над, под со
словами
Предлог о со словами
Предлоги к, по, от, над, под,
о со словами
Контрольное списывание
Работа над ошибками.
Раздельное написание
предлогов со словами, к
которым они относятся
Раздельное написание
предлогов со словами, к
которым они относятся
Контрольный диктант
Работа над ошибками
Раздельное написание
предлогов со словами, к
которым они относятся.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1
1

0,5
0,5

1
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1
1

0,5
0,5

1
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1
1
1

0,5
0,5

1
0,5
0,5

Правописание слов с
непроверяемыми написаниями
в корне.
Правописание слов с
непроверяемыми написаниями
в корне

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

«Предложение»
Выделение предложения из
текста
Выделение предложения из
текста

15 часов
1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

3

1,5

1,5

Предложение законченное и
незаконченное

17

86
87
88
89
90
91
92
93
94
95

96
97
98
99
100
101
102

Распространение предложений
Распространение предложений

Контрольное списывание.
Работа над ошибками
Слова в предложении
Порядок слов в предложении
Составление предложений
Составление предложений
Работа с деформированным
тестом
Работа с деформированным
тестом
«Повторение пройденного
за год»
Правила правописания в
слове
Контрольный диктант за год
Работа над ошибками
Название действий
предметов
Название действий
предметов
Предложение
Предложение
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1
1
1

0,5
0,5

1
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1
1
102 часа

0,5
0,5
45

0,5
0,5
57

7 часов
1

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
учебного предмета «Русский язык» включает: Учебники:
- 2 класс – Якубовская Э.В., Павлова Н.В. Русский язык. 2 класс. Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). М.: Просвещение, 2016 г.;
- 3 класс – Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык. 3 класс. Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). М.: Просвещение, 2016 г.;
Программно-методическое обеспечение:
- Аксенова А.К. - Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе, М.: Гуманитарн. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009;
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение.- М.: Просвещение, 1994г.;
- Якубовская Э.В. Русский язык. Методические рекомендации. 1-4 классы: учеб. пособие для
общеобразоват.
организаций, реализ.
адапт. основные
общеобразоват.
программы, М.: Просвещение, 2017 г.
Печатные пособия:
- наборы предметных картинок;
18

-

картинное лото;
наборы сюжетных картинок по отдельным темам;
различные виды словарей;
репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ;

-

Учебно-практическое оборудование:
опорные таблицы по отдельным изучаемым темам;
схемы (звукобуквенного разбора слова; разбора слов по составу);
дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам;
наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.);

Технические средства обучения:
- классная доска с набором креплений для картинок, таблиц;
- компьютер с программным обеспечением;
- магнитная доска;

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».