АРП УО Речевая практика

ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждена В составе
АООП НОО
обучающихся с умственной
отсталостью (интелектуальные
нарушения) Приказ №18/3 от

05.04.2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Речевая практика»

1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» составлена в
соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью на 2016-2017 учебный год и следующих
нормативно - правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Введение в программу «Русский язык» предмета «Речевая практика» обусловлено
несовершенством речевой практики обучающихся с нарушением интеллекта, что
задерживает речевое развитие их речи как средства общения и затрудняет включение детей
в разнообразные нормы коммуникации.
Основная цель предмета: развитие речевой коммуникации обучающихся,
способствующей использованию ими вербальных и невербальных средств общения с
окружающими людьми в различных ситуациях. Задачи:
1. Совершенствование речевого опыта обучающихся.
2. Коррекция обогащение языковой базы устных высказываний обучающихся.
3. Формирование выразительной стороны речи.
4. Развитие у обучающихся умений строить устные связные высказывания.
5. Воспитание культуры речевого общения.
Программа
состоит
из
подразделов:
«Аудирование
и
дикция»,
«Выразительность речи», «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания»,
«Культура общения», материал которых постепенно расширяется и усложняется.
2. Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Речевая практика» имеет практическую направленность и способствует
формированию социально значимых умений обучающихся с нарушением интеллекта:
развитие речи как средства общения, умения налаживать деловые и межличностные
контакты.
Содержание раздела «Аудирование и дикция» предполагает развитие у
обучающихся способностей воспринимать и понимать обращенную к ним речь, выработку
навыков четкости произношения и эмоциональной выразительности. В содержание работы
включены упражнения на слушание речи, записанной на магнитофон. Они помогают
обучающимся понимать запись информации на автоответчике в справочной службе, речь
дикторов. Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» речевые ситуации в
соответствии с лексической темой, учатся отчетливо произносить слоги, слова,
чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом использовании мимики и
жестов в процессе речевого общения, так как они привлекают собеседника к процессу
коммуникации; тренируются в практическом различении интонационных средств
выразительности – силы голоса, темпа, тона речи.
Урок строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, и
параллельно отрабатываются темы из других разделов. Материал раздела «Аудирование и
дикция» реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных тренировочных упражнений

или сопровождает задания других разделов. Работа по совершенствованию невербальных
компонентов речи обучающихся продолжается в разделе «Выразительность
(эмоциональность) речи». Темы раздела «Сила голоса», «Темп речи», «Интонация»,
«Мимика и жесты» соответствуют основной теме урока и являются предметом отдельного
разговора на нем. Для работы над каждой темой отводится несколько уроков, как в начале
четверти, так и в течение её. На этих уроках идет знакомство и тренировка в использовании
того или иного средства выразительности, а во время работы над речевой ситуацией
проводится закрепление полученных интонационных или мимических умений. Ведущим
является раздел «Подготовка к речевой ситуации и организация высказывания». На уроках
обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные речевые ситуации,
моделируя различные варианты речевого поведения. Раздел «Культура общения»
предполагает формирование у обучающих знаний основ речевого этикета и умений
соблюдать их в определенной ситуации общения. Его содержание реализуется в процессе
работы над речевыми ситуациями.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане – образовательная
область «Язык и речевая практика». Согласно учебному плану общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
обучающихся с ОВЗ на изучение предмета «Речевая практика» в 1-4 классах отводится 2
часа в неделю:

Класс
количество часов в неделю

2 класс

3 класс

2

2

68

68

количество часовв год

Планируемые результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение
ими социокультурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-осознание языка как основного средства человеческого общения;
-понимание того, что правильная устная речь – это показатель индивидуальной
культуры человека;
-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным
для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех
обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
на конец обучения в 2 классе:
Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

формулировка просьб и желаний с
использованием этикетных слов и
выражений; участие в ролевых играх в
соответствии с речевыми
возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов;
ответы на вопросы учителя по их
содержанию с опорой на иллюстративный
материал;

понимание содержания небольших по
объему сказок, рассказов и стихотворений;
ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и
телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с
опорой на образец речи учителя и анализ
речевой ситуации; активное участие в
диалогах по темам речевых ситуаций;

выразительное произнесение чистоговорок,
коротких стихотворений с опорой на
образец чтения учителя; участие в беседах
на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию
прослушанных и/или просмотренных радиои телепередач.

высказывание своих просьб и желаний;
выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения и т. п.),
используя соответствующие этикетные
слова и выражения;
участие в коллективном составлении
рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций;
составление рассказов с опорой на
картинный или картинно-символический
план.

Состав базовых учебных действий обучающихся 2 класса:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с
одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к
обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных
действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта
осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

осознание себя как ученика, заинтересованного
базовые посещением школы;
учебные действия
способность к осмыслению социального окружения и
социальной роли ученика;
самостоятельность в выполнении учебных заданий;
самостоятельность в выполнении поручений;
понимание личной ответственности за свои поступки на
основе правил поведения в классе, детском коллективе,
образовательном учреждении;
стремление к безопасному поведению в природе и
обществе.
Личностные

входить и выходить из учебного помещения со звонком; базовые ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного
учебные действия
помещения);
Регулятивные

пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) работать с учебными принадлежностями (инструментами,
спортивным инвентарем) организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие
необходимые помещения;
-

принимать

цели

и

произвольно

включаться

в

деятельность, следовать предложенному плану и работать в
общем темпе; - активно участвовать в деятельности,
контролировать свои действия;
оценивать действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными
образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с
учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.

выделять существенные, общие и отличительные
Познавательные базовые свойства предметов;
учебные действия
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать,
классифицировать на наглядном материале;
-

пользоваться знаками,

символами, предметами –

заместителями;
-

читать;
писать;

наблюдать; работать с информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение,
таблицу,
предъявленные
на
бумажных, электронных и других носителях) под
руководством и с помощью учителя.
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик,
Коммуникативные
базовые
учебные ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
использовать
принятые
ритуалы
социального
действия
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в
разных видах деятельности и быту;
договариваться и изменять свое поведение с учетом
поведения других участников спорной ситуации.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
на конец обучения в 3 классе:
Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Выполнять задания
словесной
инструкции учителя, детей;
-

по

Понимать содержание сказок и
рассказов, прочитанных учителем или
артистами в аудиозаписи;

выполнять инструкцию, предложенную
выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться в письменной форме;
правилами этикета при встрече и расставании
выразительно произносить
с детьми и взрослыми;
чистоговорки, короткие стихотворения после
знать свои имя и фамилию, адрес дома, анализа;
объяснять, как можно доехать или дойти до
участвовать в диалогах по темам
школы (по вопросам учителя);
речевых ситуаций;
участвовать в ролевых играх в
правильно выражать свои просьбы,
соответствии с речевыми возможностями;
употребляя вежливые слова, уметь
слушать сказку или рассказ, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и
отвечать на вопросы с опорой на извиняться, используя соответствующие
иллюстративный
выражения;
материал;
сообщать сведения о себе: имя и
выразительно
произносить фамилию, адрес, имена и фамилии своих
чистоговорки, короткие стихотворения по родственников;
образцу учителя;
принимать участие в коллективном
составлении рассказа по темам речевых
участвовать в беседе;
ситуаций;
слушать
сказку
или
рассказ,
уметь воспроизводить составленные
пересказывать
рассказы с опорой на картинносимволический
содержание, опираясь
на
картинносимволический план.
план;
слушать сказку или рассказ,
пересказывать содержание.

Состав базовых учебных действий обучающихся 3 класса:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с
одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к
обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных
действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта
осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

осознание себя как ученика, заинтересованного
Личностные
базовые посещением школы;
учебные действия
способность к осмыслению социального окружения и
социальной роли ученика;
самостоятельность в выполнении учебных заданий;
самостоятельность в выполнении поручений;
понимание личной ответственности за свои поступки на
основе правил поведения в классе, детском коллективе,
образовательном учреждении;
стремление к безопасному поведению в природе и
обществе.
входить и выходить из учебного помещения со звонком; Регулятивные
базовые ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного
учебные действия
помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
работать
с
учебными
принадлежностями
(инструментами, спортивным инвентарем) - организовывать
рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие
необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и работать в
общем темпе; - активно участвовать в деятельности,
контролировать свои действия;
оценивать действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными
образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с
учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
выделять существенные, общие и отличительные
Познавательные базовые свойства предметов;
учебные действия
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать,
классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками,
символами, предметами –
заместителями;
читать;
писать;
наблюдать; работать с информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение,
таблицу,
предъявленные
на
бумажных, электронных и других носителях) под
руководством и с помощью учителя.

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –
Коммуникативные
базовые
учебные ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
действия
использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в
разных видах деятельности и быту;
договариваться и изменять свое поведение с учетом
поведения других участников спорной ситуации.

Содержание программы
2 класс
Аудирование и понимание речи
Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о
выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на
аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном
виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов,
предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с
аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи Развитие артикуляционной
моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование
силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в
общении.
Общение и его значение в жизни Речевое и неречевое общение.
Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и
др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение,
радио». Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли,
чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,
нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые
обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные,

бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику
полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька,
девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без
обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня
зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …».
Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад
познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания
в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй»,
«здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и
отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг
или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые
(фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий
школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных
невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как
живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те)
еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником
…» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …»,
«Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо
ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой
связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста …», «Попросите,
пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с
помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …»,
«Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная
реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно»,
«Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление,
пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя
(Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините, пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и
др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим,
ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции,
в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч.
в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) 100
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития
коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни.
Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм
знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте
познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей,
сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по
теме ситуации.

3 класс Аудирование
и понимание речи
Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений,
различных по количеству слов: ма—мя, ло—лё, вя—вья; был—бил, пел—пил, кости—
гости, тонет—стонет; Я видела сегодня в скворечнике скворца — Я видела вчера в
скворечнике скворца и скворушку. Игра в маленького учителя, выполнение подобных
заданий детьми (с помощью учителя).
Слушание коротких сказок и рассказов в аудиозаписи, просмотр видеофильмов.
Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.

Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение
письменного задания в ролевую ситуацию.
Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует
услышанному предложению: Миша сердится на себя (на картинке клякса в альбоме,
которая капнула с Мишиной кисточки) — Вася удивляется (на картинке мальчик открывает
альбом, а там клякса от краски). Объяснение выбора.
Дикция и выразительность речи
Совершенствование речевого дыхания: посчитаем до 10 на одном выдохе, потянем
звук [с], потом [з] на одном выдохе и др. Чёткое выразительное произнесение чистоговорок,
стихотворных диалогов по подражанию. Например: «От топота копыт пыль по полю летит»
(выбор силы голоса и ритма); «— Что ты, ёж, такой колючий? // — Это я на всякий случай:
// Знаешь, кто мои соседи? // Волки, лисы и медведи!» (смена тона голоса, переход от
интонации повествования к интонации вопроса и наоборот) и др.
Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование нужной силы голоса в
различных ролевых ситуациях.
Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим
тоном голоса (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и др.) в специально
подобранных диалогах. Отгадывание на схематических рисунках (пиктограммах)
выражения этих чувств. Соотнесение с подготовленной ситуацией.
Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и
восклицательной интонацией. Обыгрывания ситуации, например: Снег идёт? — Да, снег
идёт. — Ура, снег идёт!
Общение и его значение в жизни
Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше
общение с ними?
Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем расшифровать их.
Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные?
Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение обучающихся к выводу
(с опорой на иллюстративный материал): сообщить что-то новое, обменяться мнением,
попросить о чём-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д.
Правила речевого общения. Коллективная работа с опорой на иллюстративный
материал и заранее подготовленные ситуации по определению правил: — нужно говорить
по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все слушают, иначе никто ничего не поймёт;
— говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали;
— когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;
— если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо делать это
вежливо и не обижать его;
— не забывать употреблять вежливые слова: «Пожалуйста», «Извини», «Извините»,
«Спасибо».
Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и
афиши на улицах города, реклама, письма, поздравительные открытки). Написание записок
друг другу с передачей информации, просьбы, предложений о совместных действиях и т. д.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу,
изучавшемуся в 1 и 2 классах).
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,

нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые
обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные,
бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику
полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька,
девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без
обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие.
Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?».
Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение
познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы
«Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью
обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные
правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза
человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока».
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными
взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как
живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи (те)
ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой.
Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание
Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с
помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…»,
«Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо
ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика
мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…»,
«Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих
формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет
Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене.
Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику,
близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы
«Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно

я…». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…». Благодарность. Формулы
«Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,… (имя)»), благодарность как
ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень
приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на
поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)»,
«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение.
Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на
замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование
форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и
мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «Телефонный разговор», «Весёлый праздник».
«Я за порогом дома»: «Снова в школу!», «В библиотеке», «На приёме у врача»,
«Отправляюсь в магазин», «Я — зритель», «Какая сегодня погода?».
«Я и мои товарищи»: «Мы собрались поиграть», «Лисичка со скалочкой», «Сказки
про Машу», «Новогодние поздравления», «Снегурочка», «Весенние поздравления»,
«Готовим подарок к празднику», «Поздравляем с Днём победы!», «Узнай меня!».
«Я в мире природы»: «Учимся понимать животных».
Межпредметные связи
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей
действительности. Называние предметов, их характеристик, правильное построение
простых нераспространенных предложений при ответах на вопросы.
Следует помнить, что дети в школе видят не конкретные предметы и явления, а их
изображения. Умственно отсталые дети, в отличие от своих сверстников с нормальным
интеллектуальным развитием, не всегда узнают знакомые предметы на рисунках. Чаще они
не отождествляют изображения с реальной действительностью.
Большие затруднения они испытывают в понимании ситуативных картинок, и тем
более сюжетных, особенно если следует установить несложные связи, отношения. Поэтому
все занятия по развитию речи следует проводить поэтапно — от изучения конкретных
предметов, реальных жизненных ситуаций переключаться на их изображения, а затем и
описания:
- узнавание и называние конкретных предметов;
- узнавание и называние данных предметов, изображенных на рисунках;
- работа с ситуативной картинкой; моделирование ситуации; составление
простой фразы на основе предложенного рисунка;
- работа с несложной сюжетной картинкой; связное высказывание по
картинке;
- работа с сюжетной картинкой, требующей установить несложные связи,
зависимости; связное высказывание по картинке;
- чтение детям доступных им по теме стихотворений, сказок, рассказов;
рассматривание иллюстраций; беседа по прочитанному; пересказ по вопросам,
самостоятельно.

На всех занятиях необходимо использовать игры и игровые моменты, бытовые и
трудовые ситуации, логические игры на классификацию, игру «Четвертый лишний»,
картинное лото, домино и другие.
Обучающийся должен быть поставлен в приближенные к естественным условия,
побуждающие его к самостоятельному высказыванию, активизирующие его речевую и
познавательную деятельность.
Урок строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации.
Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в
пределах данного урока.
При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли
собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников
должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут
являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен
испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его
стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное
намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры
- театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды
деятельности, активизирующие живое общение школьников.

Календарно-тематическое планирование
2 класс
Количество Общее кол-во часов по программе
часов по
Теоретические занятия Практичес
разделу,
кие занятия
данной теме
Школьная жизнь (9 часов)

№ п/п Наименование разделов, тем
программы

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Добро пожаловать!
1
У нас новый ученик
1
Кто нас лечит и кормит.
1
Правила для школьника.
1
Дежурим
с
другом
1
(подругой).
«Ура! Перемена!»
1
Истории о лете.
1
Составление предложений о
1
лете с опорой на картинки
Я расскажу вам, где отдыхал.
1
Игры и игрушки (4 часа)
«Игрушки».
«Моя любимая игрушка».
«Магазин игрушек».
«Уложим куклу спать».

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5
1

0,5

0,5

1
0,5
1
0,5
1
0,5
1
0,5
Играем в сказку (7 часов)

0,5
0,5
0,5
0,5

14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24
25
26

Знакомство со сказкой «Три
медведя»
Инсценировка сказки «Три
медведя».
Знакомство со сказкой «Три
поросенка».
Инсценировка сказки «Три
поросенка».
Знакомство со
сказкой
«Красная Шапочка».
Инсценировка
сказки
«Красная Шапочка».
Знакомство со
стихотворением С.
Михалкова «Мой щенок».
В воскресенье все дома.
Расскажи о себе.
Алло, алло!
Правила ведения
телефонного разговора
Я звоню в экстренные
службы
Моделирование типового
диалога с диспетчером

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1
1
1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Я дома (6 часов)
1
1
1
1

Мои товарищи в школе (4 часа)
Играем во дворе.
1
0,5
Не надо больше ссориться.
1
0,5
Дружат
в
нашем
1
0,5
классе девочки и
мальчики.
Наш товарищ заболел
1
0,5
Готовим новогодний праздник (4 часа)

0,5
0,5
0,5

31
32
33
34

Готовимся к празднику.
Новогодние чудеса.
Новогодние поздравления.
Новогодние поздравления.

1
0,5
1
0,5
1
0,5
1
0,5
Зимняя прогулка (4 часа)

0,5
0,5
0,5
0,5

35
36
37
38

Зимняя одежда.
Зимние забавы.
Мы катаемся с горы.
Мы лепим снеговика.

1
0,5
1
0,5
1
0,5
1
0,5
С днём рождения! (7 часов)

0,5
0,5
0,5
0,5

27
28
29

30

0,5

39

Режим дня школьника.

1

0,5

0,5

40
41

С днем рождения
Подарки на день рождения

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

42

Ролевая игра «День рождения»

1

0,5

0,5

43

Составление рассказа о
1
0,5
праздновании дня рождения
День рождения! Знакомимся с
1
0,5
гостями.
Накрываем на стол.
1
0,5
Я за порогом дома (5 часов)

0,5

44
45
46
47

48

Садитесь,
пожалуйста!
(Поведение в автобусе)
Ролевая игра по теме:
«Вежливые слова» (рассказ В.
Осеевой)
«Это слово говорят, если вас
благодарят»
Ролевая
игра
по
теме:
«Вежливые слова» (рассказ
В. Осеевой)

1

0,5

0,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

49
50

Поведение в школе
Обобщающий урок

51

Дежурство.

1

0,5

0,5

52

Составление рассказа о
дежурстве в столовой

1

0,5

0,5

53

Ролевая игра «В столовой»

1

0,5

0,5

54

Обязанности дежурного
по классу

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1
Дежурство (9 часов)

56

Обязанности дежурного по
столовой
Я записался в кружок

57

Занятия в спортивной секции

58

Составление
рассказа
занятиях в кружках

55

1

о

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

59

Я тоже занимаюсь в кружке.
Беседа

1

0.5

0,5

Мир природы (9 часов)
60

«К нам весна шагает…»

1

61

Первоцветы.

1

0,5

0,5

62

Весенняя прогулка.

1

0,5

0,5

63

0,5

0,5

64

«А у нас в квартире кот! А у
вас?»
Знакомство со
стихотворением С.
Михалкова «Мой щенок».

1

0,5

0,5

65

У меня есть щенок!

1

0,5

0,5

66

Здравствуй лето!

1

0,5

0,5

67

Здравствуй, лето!

1

0,5

0,5

68

Итоговое
занятие.
Повторение изученного.
Итого за год

0,5

0,5

1

0,5

0,5

68

33,5

34,5

3 класс
№
п/п

Наименование разделов, тем
программы

«Снова в школу!»

Количество
Общее кол-во часов по
часов по
программе
разделу,
Теоретические Практические
данной
занятия
занятия
теме
4 часа
1
1
1
1
4 часа
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

8

Прощай, лето!
Ролевая игра «Мы снова вместе!»
Игра «Рассказ по кругу»
Мои летние каникулы
«Мы собрались поиграть»
Разучивание считалочек
Секреты вежливого общения.
Игры «Дополни предложение»,
«Рассказ по кругу»
Моя любимая игра

1

0,5

0,5

9

«В библиотеке»
Правила поведения в библиотеке

4 часа
1

1
2
3
4
5
6
7

1

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42

Экскурсия в библиотеку
Ролевая игра «В библиотеке»
Книга – мой друг
«На приёме у врача»
Я иду в больницу
Правила поведения на приеме у врача
Ролевая игра «В регистратуре»
Ролевая игра «На приеме у врача»
«Лисичка со скалочкой»
Знакомство со сказкой
Игра «Рассказ по кругу»
Инсценировка сказки
«Сказки про Машу»
Знакомство со сказкой
Игра «Живые загадки»
Конкурс «Мастер сказки сказывать»
Инсценировка сказки
«Отправляюсь в магазин»
Я иду в магазин
Правила поведения в магазине
Игра «Дополни предложение»
Ролевая игра «В магазине»
«Новогодние поздравления»
Новый год. Разучивание
стихотворений.
Письменное приглашение на праздник
Конкурс «Мастер новогодней песни и
стихотворения»
«Телефонный разговор»
Чтение сказки К.Чуковского
«Телефон»
Составление правил общения по
телефону
Звонок в спецслужбы
Ролевая игра «Телефонный разговор»
«Я — зритель»
Волшебный мир театра
Секреты вежливого общения
Ролевая игра «В театре»
Ролевая игра «Кинотеатр».
«Какая сегодня погода?»
Стихи и загадки об осени
Стихи и загадки о зиме
Картины осени, зимы
Источники прогноза погоды

1
1
1
4 часа
1
1
1
1
3 часа
1
1
1
4 часа
1
1
1
1
4 часа
1
1
1
1
3 часа
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

4 часа
1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1
4 часа
1
1
1
1
4 часа
1
1
1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
1

«Снегурочка»
43
44
45
46

47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Слушание сказки «Снегурочка»
Рассказывание сказки по
иллюстрациям
Мастер сказки сказывать
Расскажи мне сказку
«Весенние поздравления
(23 февраля и 8 марта)»
Скоро праздник!
Разучивание праздничных стихов,
песен
Создание поздравительных открыток
Ролевая игра «Я – мамин помощник»
«Готовим подарок к празднику»
Какой выбрать подарок
Открытка – душа подарка
Ролевая игра «С праздником!»
«Весёлый праздник»
Правила приема гостей
Правила поведения в гостях за
праздничным столом
Игры для детской компании
Ролевая игра «День рождения»
«Учимся понимать животных»
Мир природы
В зоопарке у зверей
Мы друзья или враги природы?
Ролевая игра «Живая маска»
«Поздравляем с Днём Победы!»
Прослушивание стихов и песен о
Великой Отечественной войне
Устное поздравление с Днем Победы
Экскурсия в музей боевой славы
«Узнай меня!»
Мы такие разные!
Игра «Дополни предложение»,
«Узнай меня!»
Рассказ – описание о себе, товарище.
Итоговый урок
Итого:

4 часа
1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1
4 часа

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1
3 часа
1
1
1
4 часа
1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1
4 часа
1
1
1
1
3 часа
1

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

1
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5
1
35

1
1
4 часа
1
1
1
1
68 часов

33

Литература и материально-техническое обеспечение
Учебная
программа
(базовая)

Учебники

Методический Дидактический
материал
материал

Дополнительная Технические
литература
средства
обучения

Программа под
редакцией
кандидата
психологических
наук, профессора
И.М.
Бгажноковой
«Программы
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII
вида. 0-4 класс».
Москва,

«Речевая
практика» 1-4
классы, автор
Комарова С.В. ,
М.:
Просвещение,
2016г.,
допущенный
Министерством
образования и
науки
Российской
Федерации

Ефремова Л.Н.
« Коррекция
устной
и
письменной
речи учащихся
начальных
классов». –М.
Владос, 2001.
Плешакова Е.
П. « Русский
язык»
коррекционноразвивающие
задания и
упражнения. –
Волгоград:
Учитель» 2008.
Методика
обучения
русскому
языку в
коррекционной
школе
А.К.Аксёнова
« ВЛАДОС»

Игры по
обучению
грамоте и чтению
автор
Н.Н.Максимук
ООО «ВАКО»
2004г.
Речевые
пятиминутки
автор
Н.И.Гридчина.
КАРО СанктПетербург 2005г.
Лекции по
Дефектологии.

«Просвещение»,
2011.

Коррекционные
упражнения
Физ.минутки
Речевые разминки
Игровые
упражнения
Наглядные
пособия. рисунки,
игрушки,
плакаты.
Открытки
–
поздравления.
Открытки
–
приглашения.
Маски
для
театрализованных
игр.

Наборы
сюжетных
картинок.
Мультфильмы.
Видеофильмы
Иллюстрации
Портреты
писателей и
поэтов.
Настольные
игры.
Ситуативные
картинки.
Русские
народные
сказки.
Сборник
загадок


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».