ПРИЛОЖЕНИЕ Утвержден аВ составе АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальные нарушения) Приказ №18/3 от 05.04.2021 Рабочая программа учебного предмета «Музыка» Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки № 1599 от 19.12.2014г.), «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Рабочая программа для обучающихся с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) разработана на основе Программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В. В. Воронковой. Москва. «Просвещение». 2008. Программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Основной целью обучения музыке является формирование основ музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части духовной культуры личности. Задачи учебного предмета «Музыка»: - накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями); - приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей, самостоятельной музыкальной деятельности; - развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности; - развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.); - обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине,патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности; - формирование у обучающихся элементарных представлений и умений о процессах сочинения, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, а также самостоятельного использования доступных технических средств для реализации потребности в слушании музыкальных произведений в записи; - реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации. Общая характеристика учебного предмета Содержание и обучение музыке и пению, составлено с учетом возрастных, психофизических особенностей учащихся: трудности мутационного периода, нарушение познавательной деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы. В коррекционной работе используются специально подобранные формы и методы музыкального общения, музыкальные произведения, игровые и проблемные ситуации, которые воздействуют на аффективную сферу ребенка, развивают высшие психические процессы, такие как мотивация, память, мышление, способствуют формированию нравственных качеств личности учащихся среднего звена. Музыкальный материал для пения подобран с учетом возможностей и возрастных особенностей учащихся 1-4 классов: щадящий режим в пении, уменьшение количества разучиваемых песен. Имеет определенную тематическую направленность: песни о добре, дружбе, , о любви к Родине, размышления о смысле жизни, с целью заинтересованности детей, а также воспитания у учащихся социально-значимых качеств личности. Музыкальный материал для слушания подобран с учетом его художественной ценности, доступности в восприятии и понимании, музыкального вкуса учителя музыки; с целью знакомства с разнообразием музыкальных жанров, стилей и понятий; в основном это музыкальные произведения, имеющие программную основу (названия). Основной формой реализации курса является урок, состоящий из 4-х разделов: распевание-пение, слушание музыки, беседа о музыке и композиторах, элементы музыкальной грамоты. Большое значение отводится организационному моменту на уроке, где происходит уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе: подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, любо успокаивающим эффектом. Это - слушание музыки, имеющей определенный характер, музыкальное приветствие, игры на развитие мышечной памяти и др. В основном этапе урока используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен. Особое внимание отводится беседам нравственно-этического характера с активным диалогическим участием школьников (элементами дискуссии), целью которых является не освоение знаний и умений, а развитие личностной, эмоционально-волевой сферы подростка с нарушением интеллекта. Данный курс предполагает овладение учащимися элементами музыкальной культуры, способствует успешной адаптации учеников в обществе. Место учебного предмета в учебном плане Предмет «Музыка» входит в образовательную область «Искусство». класс 2 класс 3 класс итого 1 1 количество 2 часов в неделю 34 34 количество 68 часов в год Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные и предметные результаты освоения предмета Освоение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных . Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными компетенциями, необходимыми им для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предмета и характеризуют достижения обучающегося в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты обучения в связи с усвоением учебной программы по музыке: - положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности; - готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия; - готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми; - осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной; - адекватная самооценка собственных музыкальных способностей; - начальные навыки реагирования на изменения социального мира; - сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений; - наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты обучения Посредством занятий музыкой обучающиеся достигают следующих результатов: Минимальный уровень: - определение содержания знакомых музыкальных произведений; - представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании; - пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); - выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; - правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; - правильная передача мелодии в диапазоне ре1 -си1; - различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша; - передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом); - определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); - владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень: - самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него; - представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании; - сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности; - ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; - различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; - знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др. - владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки. Содержание учебного предмета «музыка» 2 класс Пение • Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале. • Исполнение песенного материала в диапазоне до1 – до2 . • Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания на всем диапазоне. • Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла). • Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание исполнения. • Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни. Слушание музыки • Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. • Развитие умения различать звуки по высоте (высокие – низкие) и длительности (долгие – короткие). • Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных произведениях. • Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр. • Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: арфа, флейта, орган. • Игра на музыкальных инструментах. • Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, обучение игре на металлофоне. Содержание учебного предмета «музыка» 3 класс Пение • Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале. • Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами. • Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания). • Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог. • Развитие умения контролировать слухом качество пения. • Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента. • Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен. • Работа над чистотой интонирования и устойчивостью унисона. Пение выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля. Слушание музыки • Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения. • Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении. • Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель, балалайка. • Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне. • Обучение детей игре на балалайке, ложках (или других доступных народных инструментах). Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 2 класс № п/п Направления + разделы Всего Количество часов, отводимых на каждую тему часов 68 1 группа 2 группа 3 группа НАПРАВЛЕНИЕ 1 Осенние мелодии (1-3 модуль) 1 Модуль осени 1.Встреча 7 2 3 2 «Здравствуй школа» 2 «Осеннее 2 настроение» «Осень в гости к нам 2 пришла» Развлечение «Дары осени» 1 Виды деятельности обучающихся: 1-2 группа 3 группа Слушание музыки: пение учителя без аккомпанемента, Слушание музыки: пение инструментальные пьесы, знакомые учителя без детские мелодии. аккомпанемента, Пение: имена детей, музыкальные приветствия, инструментальные пьесы, отдельные фразы из знакомых песен, пение в знакомые сопровождении ритмических движений головой, мелодии. туловищем, руками и ногами. Муз.-ритмические характером Пение: звукоподражание, движения: в соответствии пропевание гласных звуков, пение в стайкой: за учителем; по направлению к учителю; к сопровождении игрушке, предмету. Музыкально-дидактические игры. ритмических движений на (песня/танец/марш). с Ходить Игра музыки детские музыкальных инструментах: бубен, руками. погремушка, колокольчик. Муз.-ритмические Театрализованная деятельность: обыгрывание образа персонажа сказки с использованием масок (лиса, медведь, заяц). движения: передвижение в пространстве зала, с помощью учителя. Игра на музыкальных инструментах: погремушка, колокольчик. Театрализованная деятельность: слушание сказок. Модуль 2. Осень в 7 2 3 2 лесу «Лисичка-сестричка» 2 «В гостях у зайки» 3 «Путешествие в 2 осенний лес» Виды деятельности обучающихся: 1-2 группа Слушание 3 группа музыки: пение учителя без аккомпанемента, инструментальные пьесы, знакомые Слушание музыки: пение учителя без аккомпанемента, инструментальные пьесы, Пение: имена детей, музыкальные приветствия, знакомые детские отдельные фразы из знакомых песен, пение в детские мелодии. сопровождении ритмических движений головой, мелодии. туловищем, руками и ногами. Пение: звукоподражание, Муз.-ритмические движения: в соответствии с пропевание характером Бегать звуков, пение в стайкой: за учителем; по направлению к учителю; в сопровождении разных направлениях «в рассыпную»; в заданном ритмических движений направлении с игрушкой. Музыкально-дидактические руками. игры. Муз.-ритмические Игра на музыки (песня/танец/марш). музыкальных инструментах: гласных бубен, движения: передвижение погремушка, колокольчик. в пространстве зала, с Театрализованная деятельность: помощью учителя. игрыимпровизации на музыкального Игра на музыкальных основе образа животного (лиса, инструментах: погремушка, колокольчик. медведь, заяц). Театрализованная деятельность: слушание сказок. 3 Модуль 3. Как звери готовятся к зиме 8 3 3 2 «У медведя во бору» 3 «Почему 2 медведь зимой спит?» «Птицы» 2 Итоговое 1 мероприятие: развлечение «Звери в лесу» Виды деятельности обучающихся: 1-2 группа Слушание 3 группа музыки: пение учителя без аккомпанемента, инструментальные пьесы, знакомые Слушание музыки: пение учителя без аккомпанемента, инструментальные пьесы, Пение: имена детей, музыкальные приветствия, знакомые детские отдельные фразы из знакомых песен, пение в детские мелодии. сопровождении ритмических движений головой, мелодии. туловищем, руками и ногами. Пропевание звуков с Пение: звукоподражание, демонстрацией их длины и высоты. пение в сопровождении Муз.-ритмические движения: закрепление ранее ритмических руками. изученных движений и игр. Игра на движений музыкальных инструментах: бубен, Муз.-ритмические движения: передвижение погремушка, колокольчик. Театрализованная деятельность: Инсценирование в пространстве зала, с помощью учителя. ранее изученных сказок и сценок. Игра на музыкальных инструментах: погремушка, колокольчик. Театрализованная деятельность: слушание сказок. НАПРАВЛЕНИЕ 2 Зимняя музыка(4-6 модуль) 4 Модуль 4. 8 3 3 2 Здравствуй, зимушка-зима «Волшебные 2 снежинки» «Зимние сказки» 2 «Новогодние 2 игрушки» «Праздничная 1 ёлочка» Итоговое мероприятие: праздник 1 «Новый год» Виды деятельности обучающихся: 3 группа 1-2 группа Слушание музыки: пение учителя с аккомпанементом, инструментальные пьесы, Слушание музыки: пение учителя с аккомпанементом, знакомые детские мелодии, немузыкальные звуки (аудиозаписи: голоса животных, перелетных птиц, инструментальные пьесы, знакомые шум вьюги, скрип снега). детские Пение: имена детей, музыкальные приветствия, мелодии. немузыкальные (аудиозаписи: отдельные фразы из знакомых песен, пение в звуки сопровождении ритмических движений головой, голоса перелетных туловищем, руками и ногами. Пропевание звуков с демонстрацией их длины и животных, птиц, шум вьюги, скрип снега). Пение: звукоподражание высоты. Муз.-ритмические движения: закрепление ранее изученных движений и игр. голосам животных, пение в сопровождении ритмических движений Движение по кругу: взявшись за руки; друг за другом; руками. расходятся из круга; собираются в круг. Муз.-ритмические движения: передвижение в пространстве зала, с Игра на музыкальных инструментах: рожки, помощью учителя; дудочки, свистульки и ударные инструменты. простейшие танцевальные движения (топать, Театрализованная деятельность: закрепление ранее хлопать, совершать повороты телом музыку). изученных сценок. Игра на музыкальных Подготовка к новогоднему утреннику. инструментах: барабан. Театрализованная деятельность: слушание сказок, знакомство с героями сказок посредством ощупывания. Музыкально-дидактические игры. 5 Модуль 5. 6 Проводы Елочки «Праздник в лесу» «Прощание елочкой» 2 с 1 2 2 2 «Зимние забавы» 2 Промежуточная аттестация 1 Виды деятельности обучающихся: 3 группа 1-2 группа Слушание музыки: пение учителя с Слушание музыки: пение аккомпанементом, инструментальные пьесы, учителя с знакомые детские мелодии, немузыкальные звуки аккомпанементом, (аудиозаписи: голоса животных, перелетных птиц, инструментальные пьесы, шум вьюги, скрип снега). знакомые мелодии. немузыкальные Слушание народных песен и колядок. Пение: имена детей, музыкальные приветствия, отдельные фразы из знакомых песен, пение в сопровождении ритмических движений головой, туловищем, руками и ногами. Пропевание знакомых песен с подражанием различным интонациям взрослого. Муз.-ритмические движения: построения: в ряд; в колонну друг за другом; в колонну парами. Игра на музыкальных инструментах: рожки, дудочки, свистульки, свирели и ударные инструменты. Передача ритмической пульсации 2/4. перелетных вьюги, и птиц, скрип шум снега). Пение: звукоподражание голосам животных, пение в сопровождении ритмических Муз.-ритмические движения: передвижение в пространстве зала, с помощью Театрализованная деятельность: использованием кукол би-ба-бо. голоса животных, движений руками. Музыкально-дидактические игры. песен (аудиозаписи: и колядок. высоты. знакомых звуки Слушание народных песен Пропевание звуков с демонстрацией их длины и Инсценирование детские сказок с учителя; простейшие танцевальные движения (топать, хлопать, совершать повороты тела под музыку). Игра на музыкальных инструментах: барабан. Театрализованная деятельность: слушание сказок, знакомство с героями сказок с использованием различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). 6 Модуль 6. 8 3 3 2 Зимние забавы «Масленица» 2 «Веселый марш» 2 «Мы бравые солдаты» 2 «Проводы зимы» 2 ч. 2 Виды деятельности обучающихся: 3 группа 1-2 группа Слушание музыки: пение учителя с Слушание музыки: пение аккомпанементом, инструментальные пьесы, учителя с знакомые детские мелодии, немузыкальные звуки аккомпанементом, (аудиозаписи: голоса животных, перелетных птиц, инструментальные пьесы, шум вьюги, скрип снега). знакомые Слушание народных хороводных песен и попевок. Пение: имена детей, музыкальные приветствия, отдельные фразы из знакомых песен, пение в сопровождении ритмических движений головой, Пропевание звуков с демонстрацией их длины и звуки Пропевание знакомых песен с подражанием различным перелетных птиц, шум Слушание народных песен и попевок. Пение: звукоподражание интонациям взрослого. Муз.-ритмические движения: закрепление ранее изученных движений и игр. музыкальных (аудиозаписи: голоса животных, хороводных высоты. на мелодии. немузыкальные вьюги, скрип снега). туловищем, руками и ногами. Игра детские голосам животных, пение в сопровождении ритмических движений инструментах: дудочки, свистульки и ударные инструменты. Передача ритмической пульсации 2/4. рожки, руками. Муз.-ритмические Игра в оркестре. движения: передвижение в Театрализованная деятельность: пространстве зала, с Инсценирование знакомых сказок помощью песен и учителя; простейшие танцевальные с использованием кукол би-ба-бо. Имитационные игры со знакомыми персонажами. движения (топать, хлопать, совершать повороты телом под музыку). Игра на музыкальных инструментах: барабан. Театрализованная деятельность: слушание сказок, знакомство с героями сказок при использовании различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). НАПРАВЛЕНИЕ 3 Весенняя музыка(7-8 модуль) 7 Модуль 7. Мы 8 3 3 2 мамины помощники «Мамин день» 2 Мероприятие: 2 развлечение «Женский день» «Мы - помощники» 2 «Любимые игрушки» 2 Виды деятельности обучающихся: 1-2 группа 3 группа Слушание музыки: инструментальные пьесы с ярко Слушание музыки: выраженными жанровыми признаками, знакомые инструментальные пьесы с детские мелодии, немузыкальные звуки (аудиозаписи ярко - голоса животных, пение птиц, звуки капели, выраженными журчание ручья). жанровыми признаками, Пение: пропевание отдельных слов и фраз песен, знакомые детские пение в сопровождении ритмических движений, пение мелодии, немузыкальные знакомых песен без музыкального сопровождения. звуки (аудиозаписи: Муз.-ритмические движения: закрепление ранее голоса животных, пение изученных движений (бег вслед за учителем; бег по птиц, звуки капели, направлению к учителю; бег в «рассыпную»» бег в журчание ручья). заданном направлении). Определение Музыкально - дидактические игры. музыкальных Игра на музыкальных инструментах: игра в инструментов на оркестре на всех изученных группах инструментов. чернобелых Передача ритмической пульсации 4/4. иллюстрациях. Пение: Театрализованная деятельность: инсценирование. звукоподражание голосам животных, пение в сопровождении ритмических движений руками и ногами. Муз.ритмические движения: передвижение в пространстве зала, с помощью учителя; простейшие танцевальные движения (топать, хлопать, раскачивать тело под музыку). Игра на музыкальных инструментах: закреплять умение действовать погремушкой и Освоение колокольчиком. самостоятельной игры на бубне. Театрализованная деятельность: слушание сказок, выполнение предметно-игровых действий с (укладывать кормить). 8 Модуль 8. 8 3 3 куклами спать, 2 Домашние животные «Домашние животные. 2 Кошка» 2 ч. «Домашние животные. 2 Собака» 2 ч. «Домашние животные. 2 Корова, лошадь» 2 ч. «Домашние птицы» 2 2 ч. Виды деятельности обучающихся: 1-2 группа 3 группа Слушание музыки: инструментальные пьесы с ярко Слушание музыки: выраженными жанровыми признаками, знакомые инструментальные пьесы с детские мелодии, немузыкальные звуки (аудиозаписи: ярко голоса домашних животных, пение птиц, звуки капели, жанровыми журчание ручья). выраженными признаками, знакомые детские Пение: пропевание отдельных слов и фраз песен, мелодии, немузыкальные (аудиозаписи: пение в сопровождении ритмических движений, пение звуки голоса домашних знакомых песен без музыкального сопровождения. животных, Отстукивание ритма мелодии с помощью ладоней. звуки капели, журчание Муз.-ритмические движения: вслед за учителем ручья). переходить от ходьбы к бегу; от бега к ходьбе. музыкальных Передавать в движении темп мелодии инструментов на (быстромедленно). чернобелых иллюстрациях. Музыкально - дидактические игры. Пение: звукоподражание, Игра на музыкальных инструментах: игра в оркестре на всех изученных группах инструментов. Передача ритмической пульсации 4/4. Подыгрывание на музыкальном инструменте одной части двухчастной пьесы. Театрализованная деятельность: инсценирование пение птиц, Определение пропевание гласных звуков, пение в сопровождении ритмических движений руками и ногами. Муз.ритмические движения: передвижение в пространстве зала, с помощью учителя; простейшие танцевальные движения (топать, хлопать, раскачивать тело под музыку). Игра на музыкальных инструментах: закреплять умение действовать погремушкой и колокольчиком. Овладение приемами самостоятельной игры на бубне. Театрализованная деятельность: слушание сказок, выполнение предметно-игровых действий с (укладывать кормить). НАПРАВЛЕНИЕ 4 куклами спать, Летняя музыка (9 модуль) 9 Модуль 9. 8 3 3 2 «Здравствуй, лето!» «Солнышко лучистое» 2 «Мы танцуем и поем, 2 очень весело живем» «Веселые насекомые» 2 Итоговое мероприятие: развлечение «Ура, каникулы!» 1 Итоговая аттестация 1 Виды деятельности обучающихся: 3 группа 1-2 группа Слушание музыки: инструментальные пьесы с ярко Слушание музыки: выраженными жанровыми признаками, знакомые инструментальные пьесы с детские мелодии, немузыкальные звуки (аудиозаписи: ярко выраженными голоса домашних животных, пение птиц, звук шелеста жанровыми признаками, листьев, журчание воды, жужжание насекомых). Пение: пропевание отдельных слов и фраз песен, пение в сопровождении ритмических движений, пение знакомых песен без музыкального сопровождения. Отстукивание ритма мелодии с помощью ладоней. Хоровое исполнение знакомых песен. Муз.-ритмические движения: закрепить знакомые движения по кругу: друг за другом; из круга; собираться в круг; двигаться по кругу парами; двигаться парами по классу. Музыкально - дидактические игры. Игра на музыкальных инструментах: игра в оркестре на всех изученных группах инструментов. Передача ритмической пульсации 4/4. знакомые детские мелодии, немузыкальные звуки (аудиозаписи: голоса домашних животных, пение птиц, звук шелеста листьев, журчание воды, жужжание насекомых). Определение музыкальных инструментов на чернобелых иллюстрациях. Пение: звукоподражание, пение в сопровождении ритмических движений руками и ногами. Подыгрывание на музыкальном инструменте одной Муз.-ритмические части двухчастной пьесы. движения: передвижение Театрализованная деятельность: инсценирование. в пространстве зала, с помощью учителя; простейшие танцевальные движения (топать, хлопать, совершать повороты тела под музыку). Игра на музыкальных инструментах: самостоятельная игра на барабане. Театрализованная деятельность: слушание сказок, совершениепредметноигровых действийс куклами (укладывать спать, кормить). 3 класс № п/п 1 2 3 Наименование разделов, тем программы Повторение песен за 2 класс. Характер музыки. -Веселые путешественники муз.М.Старокадомского Характер музыки. -Веселые путешественники муз.М.Старокадомского Количество часов по разделу, данной теме 1 1 1 5 Выразительные средства в музыке -Песенка крокодила гены муз. В.Шаинского 1 6 Выразительные средства в музыке -Песенка крокодила гены муз. В.Шаинского Части песни -Первоклашка муз.В.Шаинского 1 8 Части песни -Первоклашка муз.В.Шаинского 1 9 Природа в музыке. Осень Осень наступила муз. Островского Природа в музыке. Осень Почему медведь зимой спит муз.Л книппера Природа в музыке. Осень Почему медведь зимой спит муз.Л книппера Повторение материала Природа в музыке. Зима. 1 7 10 11 12 13 1 1 1 1 1 -Снежная королева Муз. Д.Львова-компанейца 14 Природа в музыке. Зима. Новогодняя хороводная муз. А. Островского 1 1 Двухчастная форма Дж.Бизе.Ария теодора.(опера Кармен) Двухчастная форма Дж.Верди.Триумфальный марш (опера Аида) Вальс П.Чайковский. Вальс цветов (балет Щелкунчик Вальс П.Чайковский. Вальс цветов (балет Щелкунчик Музыка родной природы и природа в музыке. -Наш край муз. 1 2 3 4 5 1 1 1 1 Д.Кабалевского 6 7 8 Музыка родной природы и природа в музыке. -Наш край муз. Д.Кабалевского Знакомство с музыкальными инструментами (саксофон). -В.Моцарт. Аллегро Знакомство с музыкальными 1 1 1 инструментами (саксофон). -В.Моцарт. Аллегро 9 10 11 12 13 14 1 2 3 Знакомство с музыкальными инструментами (виолончель) -Ф.Шуберт.Аве Мария Знакомство с музыкальными инструментами (виолончель) -Ф.Шуберт.Аве Мария Знакомство с музыкальными инструментами (балалайка). -Ф.Шуберт. Музыкальный момент Природа в музыке. Весна -Белые кораблики муз.В.Шаинского Природа в музыке. Весна -Белые кораблики муз.В.Шаинского Повторение материала 3-х частная форма. Дж.Верди.Триумфальный марш (опера Аида) 3-х частная форма. Дж.Верди.Триумфальный марш (опера Аида) Как рождаются музыкальные жанры. -Голубой вагон муз. В.Шаинского 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 Природа в музыке. Весна 1 5 -Белые кораблики муз.В.Шаинского Природа в музыке. Весна 1 -Белые кораблики муз.В.Шаинского Повторение материала Итого 1 34 6 Материально-техническое обеспечение Наименование объектов и средств МТО Необходимое количество Имеется в наличии Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Научно популярная литература по искусству: справочные пособия, энциклопедии по искусству (Музыкальная энциклопедия, музыкально – энциклопедический словарь, энциклопедический словарь юного музыканта, словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства») д/п библиотека д/п библиотека д + ф - Печатные пособия Портреты композиторов и исполнителей Наглядно - дидактический материал Игры и игрушки Театральные куклы Музыкальные инструменты Комплект детских музыкальных инструментов: барабан, 4 4 металлофон, бубен, маракас, музыкальный треугольник, народные инструменты: деревянные ложки, трещотки. Информационное обеспечение образовательного процесса Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Учительский портал http://www.uchportal.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september