АРП УО Занимательный труд .

ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждена В составе
АООП НОО
обучающихся с умственной
отсталостью (интелектуальные
нарушения) Приказ №18/3 от

05.04.2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Занимательный труд»
2-3 классы

Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива по курсу "Занимательный труд" для 2,3 класса предназначена
для

обучения детей

с

легкой

умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями). Курс «Занимательный труд» носит развивающий
характер.
Успешное овладение знаниями в начальных классах коррекционной школы невозможно
без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки
урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им
богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит
факультатив “Занимательный труд”, являющийся закономерным продолжением урока, его
дополнением. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с
младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно
снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательному труду”.
Программа направлена на формирование у учащихся умений и навыков работы с
различными материалами и инструментами в процессе ручного труда.
Трудовое обучение является одним из ведущих педагогических средств компенсации и
коррекции недостатков развития детей с нарушениями интеллекта.
Курс «Занимательный труд» является наиболее понятным и доступным видом трудовой
деятельности. Изготовление учащимися разнообразных поделок и изделий дает широкие
возможности для ознакомления их со свойствами материалов и простейшими инструментами,
применяемыми в работе с ними. Уроки, проводимые в определенной системе, создают
необходимые условия для развития сенсомоторной культуры учащихся. В процессе трудового
обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: восприятия,
внимания, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития,
особенно мелкой моторики рук.
Цель и задачи курса.
Цель:
Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их
труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое
применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Задачи:

• овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом
практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и
общества;
• формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы
обработки в зависимости от их свойств;
• коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учетом
их возрастных особенностей;
• формирование у детей интереса к разнообразным видам труда.
Общая характеристика курса
Факультативный курс «Занимательный труд» занимает важное место в решении
задач, которые состоят в том, чтобы пробудить у обучающихся стремление к труду и
расширению опыта практической деятельности, обеспечению разностороннего развития
школьников с нарушением интеллекта. Это имеет большое значение для формирования
подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения школьников с
особыми образовательными потребностями. Программа определяет содержание и уровень
основных знаний и умений учащихся по технологии ручной обработки материалов (бумаги,
картона, ткани, глины и т.д.), а также включает первоначальные сведения об элементах
организации труда. Выполняя программу, следует помнить о том, что в течение всего срока
обучения необходимо отрабатывать пространственные понятия, сравнивать объекты по
форме, величине, формировать умение анализировать. При выполнении задания
необходимо использовать образец выполнения изделия и предметная инструкционная
карта. Изучение многих тем программы завершается выполнением коллективных работ.
Темы данного курса будут перекликаться с содержанием программного материала
по ручному труду третьего класса.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с
младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно
снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательному
труду».
Доступность в обучении предусматривает такое построение занятий, при котором
учитывается уровень подготовки школьников.
Уровень овладения БУД у обучающихся всегда разный, задача учителя состоит в
том, чтобы осуществлять индивидуальный подход к обучающимся, применяя
дифференцированные задания.

Описание места учебного курса.

Учебный предмет «Занимательная грамматика» входит в часть, формируемую
участниками образовательных отношений адаптированной основной образовательной
программы для обучающихся с умственной отсталостью. Программа предмета реализуется

через урочную деятельность в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами
и нормами.
Программа рассчитана на один год обучения в начальных классах школы,
реализующей адаптированные основные общеобразовательные. Занятия проводятся 1 раз в
неделю, продолжительностью 40 минут.
При проведении занятий следует учитывать не только возраст детей, но и уровень их знаний,
умений и изобразительных навыков. Принцип построения занятий «от простого к сложному»,
как правило, на выполнение одной работы отводится два занятия (в зависимости от сложности
задания). Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т.е.
периодическое возвращение к определенным приемам на более сложном уровне.

Место учебного предмета в учебном плане
Класс
Количество
часов

2 класс

3 класс

год

1 час в неделю

1 час в неделю

68ч.

34ч

34 часа

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение
ими социокультурным опытом.
•
•
•

•
•
•

•

осознание себя как гражданина России;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; •
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временнопространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться
ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности,
интереса к чтению;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
•
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают,
с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к
обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более
сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта
осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
•

Личностные базовые
учебные действия

осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы;
способность к осмыслению социального окружения и
социальной роли ученика;
самостоятельность в выполнении учебных заданий;
самостоятельность в выполнении поручений;
понимание личной ответственности за свои поступки
на основе правил поведения в классе, детском
коллективе, образовательном учреждении;
стремление к безопасному поведению в природе и
обществе.

Регулятивные базовые
учебные действия

входить и выходить из учебного помещения со
звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного
помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и
т.д.)
работать с учебными принадлежностями
(инструментами, спортивным инвентарем)
организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие
необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать
свои действия;
оценивать действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными
образцами, принимать оценку деятельности, оценивать
ее с учетом предложенных критериев, корректировать
свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые
учебные действия

выделять существенные, общие и отличительные
свойства предметов;
устанавливать видо - родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать,
классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами –
заместителями;
читать;
писать;
наблюдать; работать с информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленные на
бумажных, электронных и других
руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные
базовые учебные
действия

носителях)

под

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –
ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в
разных видах деятельности и быту;

договариваться и изменять свое поведение с учетом
поведения других участников спорной ситуации.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными
результатами не является обязательными для всех обучающихся. Минимальный уровень
является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
•
•
•
•
•

•
•
•

знание правил организации рабочего места;
знание видов трудовых работ;
знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного
труда, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства,
правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках
ручного труда;
умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы,
рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте;

•

умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его
признаки и свойства;
• определять способы соединения деталей;
• умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином; природными
материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом;
древесиной; конструировать из металлоконструктора).
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда,
включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
• знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
• знание видов художественных ремесел; умение находить необходимую информацию в
материалах учебника, рабочей тетради;
• умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими
инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении
трудовых работ; умение осознанно подбирать материалы их по физическим,
декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
• умение отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей
оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки; экономно
расходовать материалы;
• умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием
с опорой на предметно-операционные и графические планы,
• умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и
корректировку хода практической работы;
• умение оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
• умение устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями
и их результатами; выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской
после уроков трудового обучения.
Содержание программы
Работа с природными материалами
Минимальный уровень. Знание правил организации рабочего места; знание названий
поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правил их хранения,
санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание названий инструментов,
необходимых на уроках ручного труда, правил техники безопасной работы с колющими и
режущими инструментами. Знание названий листьев деревьев. Умение составлять
аппликацию из сухих листьев с опорой на предметно-операционный план в коллективной
беседе.
Достаточный уровень Знание правил организации рабочего места; умение находить
Необходимую информацию в материалах учебника;
Умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и
Колющими инструментами,

Соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении трудовых работ.
Знание названий листьев деревьев, знание понятия «аппликация» Умение составлять
аппликацию из сухих листьев с опорой на предметно-операционный план в коллективной
беседе.
Умение находить необходимую информацию в материалах учебника; умение экономно
расходовать материал;
Умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и
корректировку хода практической работы. Формирование умения планировать ход работы.
Личностные результаты Формирование умения принимать цели и произвольно
включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Работать с учебными принадлежностями, организовывать рабочее место.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях
Работа с бумагой и картоном
Минимальный уровень. Умения размечать по линейке, резать бумагу ножницами,
смазывать детали клеем, соединять детали.
Умение выполнять приёмы: разметка полос на бумаге по линейке (шаблону); разрез по
длинной линии; склеивание полос-заготовок; сгибание полос.
Работать с опорой на предметно-операционный план с частичной помощью учителя
Умения размечать круг по шаблону (полушаблону); вырезать по кругу, симметрично
вырезать; собирать кольца-заготовки).
Достаточный уровень Умения узнавать и называть виды работы с бумагой (аппликация)
и приёмы работы с бумагой.
Умения размечать по линейке, резать бумагу ножницами, смазывать детали клеем,
соединять детали.
Умение работать с наглядностью (таблицами, учебником).
Установление причинно-следственных связей.
Выполнение общественных поручений по уборке класса.
Осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий.
Умение находить необходимую информацию в материалах учебника.
Личностные результаты. Принятие и освоение социальной роли обучающегося,
формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.

Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе
Работа с пластилином
Минимальный уровень.
-знание правил организации рабочего места;
•

знание видов трудовых работ;

•

знание правил хранения пластилина, санитарно-гигиенических требований при

работе с ним;
•

знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда при работе с
пластилином, их устройства;

•
•

знание приемов работы (выделения детали из заготовки, формообразования,
соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы,

•
•
•
•

рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем
столе,
сохранять порядок на рабочем месте;
умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его
признаки и свойства;
определять способы соединения деталей; • умение работать с пластилином.

Достаточный уровень
•

знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность
действий и самодисциплину;

•

знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;

•

знание видов художественных ремесел; умение находить необходимую информацию
в материалах учебника, рабочей тетради;

•

умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими
инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении
трудовых работ; умение осознанно подбирать материалы их по физическим,
декоративнохудожественным и конструктивным свойствам;

•

умение отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей
оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки; экономно
расходовать материалы;

•

умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над
изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы,

•

умение

осуществлять

текущий

самоконтроль

Личностные

результаты.

Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Работать с учебными принадлежностями, организовывать рабочее место.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
Тематическое планирование 2 класс (34)
№
Тема занятия

Колво
часов

п/п
Работа с пластилином

1

2

Вводное занятие. Правила работы с пластилином. Материал,
вспомогательные предметы для работы.
Пано «Фрукты»

3

Панно « Овощи»

1

4
5

Поздравительная открытка

1
1

1

1

Панно «Осенние листья». .
6

Панно «Осенний лес».

1

7

Ягоды, цветы, листья.

1

8

Цветные зонтики
Работа с бумагой

1

9

Аппликация из геометрических фигур

1

10

Цветочная клумба

1

11

Снегири на ветке

1

12
13

Новогодняя елка
Изготовление ёлочных украшений

1
1

14

Изготовление гирлянды

1

15
16

«Матрешка». Украшение сарафана.
Знакомство с оригами. Родом из Японии.

1
1

17

Базовая форма «Треугольник».

1

18

Базовая форма «Книжка».

1

19
20
21
22
23

Базовая форма «Дверь».
Изготовление «Зайчик»
Изготовление «собака»
Поздравительная открытка
Цветочные композиции
Цветы из бумажных салфеток
Изготовление «Лягушка»
Веселые тарелочки « Улитка»
« Свинка»
«Курочка»
«Мороженое»
«Фрукты на тарелке»
«Солнышко»
«Бабочки»
« Лягушка»
Итоговое занятие.
Выставка работ «Наша галерея».

1
1
1
1
1

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тематическое планирование 3 класс (34)
№
Тема занятия

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Колво
часов

п/п

1.

Вводный урок

1

2.

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала

1

3.

Выполнение панно из засушенных листьев.

1

4.

Изготовление фигурок животных из шишек.

1

5.

Изготовление открытки ко дню учителя.

1

6.

Изготовление открытки с сюрпризом для друга.

1

7.

Аппликации в технике «бумажный комочек»: гриб, цыпленок, овечка.

1

8.

Изготовление закладки-аппликации

1

9.

Аппликации в технике «петли»: Ромашка, хризантема.

1

10. Аппликации в технике «петли»: лебедь, еловые ветви.

1

11. Изготовление объемной открытки ко Дню Матери

1

12. Изготовление елочек из бумаги

1

13. изготовление деда мороза и снегурочки

1

14. Новогодние игрушки.

1

15. Новогодние игрушки.

1

16. Изготовление новогодних гирлянд

1

17. Виды оригами. Техника выполнения.

1

18. Складывание простых форм.

1

19. Складывание простых форм.

1

20. Игрушка «Скворец». Практическая работа.

1

21. Игрушка «Сова». Практическая работа.

1

22. Изготовление открытки к 23 февраля с элементами оригами.

1

23. Игрушка «Сорока». Практическая работа.

1

24. Игрушка «Тюльпаны». Практическая работа.

1

25. «Цветочные фантазии». Работа с гофрированной бумагой, салфетками.
Необходимые инструменты, приспособления
26. Букеты из конфет. Последовательность выполнения.

1

27. Букеты из конфет. Практическая работа.

1

28. Техника безопасности при работе с пластилином и стеком.

1

29. Морские обитатели

1

30. Зоопарк

1

31. Мир сказки глазами детей.

1

32. Краски победы.

1

33. Ваза, оклеенная пластилином.

1

34. Ах! Лето!

1

1

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
образовательного процесса

1.
Программа специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой, 3-е издание,
исправленное, М: «Просвещение», 2011г.- 240с.
2.
Методика преподавания ручного труда в младших классах
коррекционных школ VIII вида. Учебное пособие. Т.С. Жидкина. М.: Академия,
2005.
3.
А. Кикбуш. Поделки из природных материалов, М: «РОСМЕН»,
2007.
4.
Л. А. Кузнецова. Технология. Ручной труд. 3 класс. Учебник для
специальных
(коррекционных)
образовательных
организаций
VIIIвида.
СанктПетербург: филиал издательства «Просвещение», 2014г.- 112с.
5.
Л.А.Кузнецова. Методические рекомендации. Пособие для учителей
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и родителей.
М.: Просвещение, 2011.
6.
С.Ю.Раделов. Лепим сами. М.: Кристалл,2003.
Компьютер с художественным программным обеспечением;
Мультимедиа – проектор;
Модели и натурный фонд.
Игры и игрушки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».