ПРИЛОЖЕНИЕ Утверждена В составе АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальные нарушения) Приказ №18/3 от 05.04.2021 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Занимательный труд» 2-3 классы Пояснительная записка Рабочая программа факультатива по курсу "Занимательный труд" для 2,3 класса предназначена для обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Курс «Занимательный труд» носит развивающий характер. Успешное овладение знаниями в начальных классах коррекционной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультатив “Занимательный труд”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательному труду”. Программа направлена на формирование у учащихся умений и навыков работы с различными материалами и инструментами в процессе ручного труда. Трудовое обучение является одним из ведущих педагогических средств компенсации и коррекции недостатков развития детей с нарушениями интеллекта. Курс «Занимательный труд» является наиболее понятным и доступным видом трудовой деятельности. Изготовление учащимися разнообразных поделок и изделий дает широкие возможности для ознакомления их со свойствами материалов и простейшими инструментами, применяемыми в работе с ними. Уроки, проводимые в определенной системе, создают необходимые условия для развития сенсомоторной культуры учащихся. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: восприятия, внимания, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Цель и задачи курса. Цель: Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. Задачи: • овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; • формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки в зависимости от их свойств; • коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учетом их возрастных особенностей; • формирование у детей интереса к разнообразным видам труда. Общая характеристика курса Факультативный курс «Занимательный труд» занимает важное место в решении задач, которые состоят в том, чтобы пробудить у обучающихся стремление к труду и расширению опыта практической деятельности, обеспечению разностороннего развития школьников с нарушением интеллекта. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Данный учебный предмет является специфическим для обучения школьников с особыми образовательными потребностями. Программа определяет содержание и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной обработки материалов (бумаги, картона, ткани, глины и т.д.), а также включает первоначальные сведения об элементах организации труда. Выполняя программу, следует помнить о том, что в течение всего срока обучения необходимо отрабатывать пространственные понятия, сравнивать объекты по форме, величине, формировать умение анализировать. При выполнении задания необходимо использовать образец выполнения изделия и предметная инструкционная карта. Изучение многих тем программы завершается выполнением коллективных работ. Темы данного курса будут перекликаться с содержанием программного материала по ручному труду третьего класса. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательному труду». Доступность в обучении предусматривает такое построение занятий, при котором учитывается уровень подготовки школьников. Уровень овладения БУД у обучающихся всегда разный, задача учителя состоит в том, чтобы осуществлять индивидуальный подход к обучающимся, применяя дифференцированные задания. Описание места учебного курса. Учебный предмет «Занимательная грамматика» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. Программа предмета реализуется через урочную деятельность в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормами. Программа рассчитана на один год обучения в начальных классах школы, реализующей адаптированные основные общеобразовательные. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут. При проведении занятий следует учитывать не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений и изобразительных навыков. Принцип построения занятий «от простого к сложному», как правило, на выполнение одной работы отводится два занятия (в зависимости от сложности задания). Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным приемам на более сложном уровне. Место учебного предмета в учебном плане Класс Количество часов 2 класс 3 класс год 1 час в неделю 1 час в неделю 68ч. 34ч 34 часа Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом. • • • • • • • осознание себя как гражданина России; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, интереса к чтению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. • Личностные базовые учебные действия осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика; самостоятельность в выполнении учебных заданий; самостоятельность в выполнении поручений; понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении; стремление к безопасному поведению в природе и обществе. Регулятивные базовые учебные действия входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; оценивать действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные базовые учебные действия выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо - родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; читать; писать; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других руководством и с помощью учителя. Коммуникативные базовые учебные действия носителях) под вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Предметные результаты Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательными для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень: • • • • • • • • знание правил организации рабочего места; знание видов трудовых работ; знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда; умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте; • умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; • определять способы соединения деталей; • умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора). Достаточный уровень: знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину; • знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; • знание видов художественных ремесел; умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради; • умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении трудовых работ; умение осознанно подбирать материалы их по физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам; • умение отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки; экономно расходовать материалы; • умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, • умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; • умение оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); • умение устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения. Содержание программы Работа с природными материалами Минимальный уровень. Знание правил организации рабочего места; знание названий поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Знание названий листьев деревьев. Умение составлять аппликацию из сухих листьев с опорой на предметно-операционный план в коллективной беседе. Достаточный уровень Знание правил организации рабочего места; умение находить Необходимую информацию в материалах учебника; Умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и Колющими инструментами, Соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении трудовых работ. Знание названий листьев деревьев, знание понятия «аппликация» Умение составлять аппликацию из сухих листьев с опорой на предметно-операционный план в коллективной беседе. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника; умение экономно расходовать материал; Умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы. Формирование умения планировать ход работы. Личностные результаты Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Работать с учебными принадлежностями, организовывать рабочее место. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Работа с бумагой и картоном Минимальный уровень. Умения размечать по линейке, резать бумагу ножницами, смазывать детали клеем, соединять детали. Умение выполнять приёмы: разметка полос на бумаге по линейке (шаблону); разрез по длинной линии; склеивание полос-заготовок; сгибание полос. Работать с опорой на предметно-операционный план с частичной помощью учителя Умения размечать круг по шаблону (полушаблону); вырезать по кругу, симметрично вырезать; собирать кольца-заготовки). Достаточный уровень Умения узнавать и называть виды работы с бумагой (аппликация) и приёмы работы с бумагой. Умения размечать по линейке, резать бумагу ножницами, смазывать детали клеем, соединять детали. Умение работать с наглядностью (таблицами, учебником). Установление причинно-следственных связей. Выполнение общественных поручений по уборке класса. Осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника. Личностные результаты. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Работа с пластилином Минимальный уровень. -знание правил организации рабочего места; • знание видов трудовых работ; • знание правил хранения пластилина, санитарно-гигиенических требований при работе с ним; • знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда при работе с пластилином, их устройства; • • знание приемов работы (выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда; умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, • • • • рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте; умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей; • умение работать с пластилином. Достаточный уровень • знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину; • знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; • знание видов художественных ремесел; умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради; • умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении трудовых работ; умение осознанно подбирать материалы их по физическим, декоративнохудожественным и конструктивным свойствам; • умение отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки; экономно расходовать материалы; • умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, • умение осуществлять текущий самоконтроль Личностные результаты. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Работать с учебными принадлежностями, организовывать рабочее место. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Тематическое планирование 2 класс (34) № Тема занятия Колво часов п/п Работа с пластилином 1 2 Вводное занятие. Правила работы с пластилином. Материал, вспомогательные предметы для работы. Пано «Фрукты» 3 Панно « Овощи» 1 4 5 Поздравительная открытка 1 1 1 1 Панно «Осенние листья». . 6 Панно «Осенний лес». 1 7 Ягоды, цветы, листья. 1 8 Цветные зонтики Работа с бумагой 1 9 Аппликация из геометрических фигур 1 10 Цветочная клумба 1 11 Снегири на ветке 1 12 13 Новогодняя елка Изготовление ёлочных украшений 1 1 14 Изготовление гирлянды 1 15 16 «Матрешка». Украшение сарафана. Знакомство с оригами. Родом из Японии. 1 1 17 Базовая форма «Треугольник». 1 18 Базовая форма «Книжка». 1 19 20 21 22 23 Базовая форма «Дверь». Изготовление «Зайчик» Изготовление «собака» Поздравительная открытка Цветочные композиции Цветы из бумажных салфеток Изготовление «Лягушка» Веселые тарелочки « Улитка» « Свинка» «Курочка» «Мороженое» «Фрукты на тарелке» «Солнышко» «Бабочки» « Лягушка» Итоговое занятие. Выставка работ «Наша галерея». 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тематическое планирование 3 класс (34) № Тема занятия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Колво часов п/п 1. Вводный урок 1 2. Экскурсия в природу с целью сбора природного материала 1 3. Выполнение панно из засушенных листьев. 1 4. Изготовление фигурок животных из шишек. 1 5. Изготовление открытки ко дню учителя. 1 6. Изготовление открытки с сюрпризом для друга. 1 7. Аппликации в технике «бумажный комочек»: гриб, цыпленок, овечка. 1 8. Изготовление закладки-аппликации 1 9. Аппликации в технике «петли»: Ромашка, хризантема. 1 10. Аппликации в технике «петли»: лебедь, еловые ветви. 1 11. Изготовление объемной открытки ко Дню Матери 1 12. Изготовление елочек из бумаги 1 13. изготовление деда мороза и снегурочки 1 14. Новогодние игрушки. 1 15. Новогодние игрушки. 1 16. Изготовление новогодних гирлянд 1 17. Виды оригами. Техника выполнения. 1 18. Складывание простых форм. 1 19. Складывание простых форм. 1 20. Игрушка «Скворец». Практическая работа. 1 21. Игрушка «Сова». Практическая работа. 1 22. Изготовление открытки к 23 февраля с элементами оригами. 1 23. Игрушка «Сорока». Практическая работа. 1 24. Игрушка «Тюльпаны». Практическая работа. 1 25. «Цветочные фантазии». Работа с гофрированной бумагой, салфетками. Необходимые инструменты, приспособления 26. Букеты из конфет. Последовательность выполнения. 1 27. Букеты из конфет. Практическая работа. 1 28. Техника безопасности при работе с пластилином и стеком. 1 29. Морские обитатели 1 30. Зоопарк 1 31. Мир сказки глазами детей. 1 32. Краски победы. 1 33. Ваза, оклеенная пластилином. 1 34. Ах! Лето! 1 1 Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса 1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой, 3-е издание, исправленное, М: «Просвещение», 2011г.- 240с. 2. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционных школ VIII вида. Учебное пособие. Т.С. Жидкина. М.: Академия, 2005. 3. А. Кикбуш. Поделки из природных материалов, М: «РОСМЕН», 2007. 4. Л. А. Кузнецова. Технология. Ручной труд. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных организаций VIIIвида. СанктПетербург: филиал издательства «Просвещение», 2014г.- 112с. 5. Л.А.Кузнецова. Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и родителей. М.: Просвещение, 2011. 6. С.Ю.Раделов. Лепим сами. М.: Кристалл,2003. Компьютер с художественным программным обеспечением; Мультимедиа – проектор; Модели и натурный фонд. Игры и игрушки.