АРПОбществознание_5-9_

ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждена

В составе АООП ООО
Приказ № 61/3 от 03.11.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Обществознание»
5-9 класс

1

1. Планируемые результаты освоения предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании
своей страны;
•
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов,
единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и
семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и
грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной
школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
•
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных
позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных
перспектив;
•
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
•
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
на:
 использование элементов причинно-следственного анализа;
 исследование несложных реальных связей и зависимостей;
 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
 поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
 перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
 6) подкрепление изученных положений
конкретными примерами;
 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;

 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметные
Выпускник научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики
его природы;

2






























 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные
виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей
человека;
 приводить примеры основных видов деятельности человека;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов;
 выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных
конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
деятельностью человека;
 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах
показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;
 моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия
группы на человека, делать выводы.
Общество Выпускник
научится:
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль
природы в жизни человека;
 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;
 оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества,
раскрывать причины экологического кризиса;
 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и
личность;
 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
 выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития;
 осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
 различать отдельные виды социальных норм;

3

  характеризовать основные нормы морали;
 критически
осмысливать
информацию
морально-нравственного
характера,
полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной
позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными
 ценностями;
 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры
проявления
этих качеств из истории и жизни современного общества;

 характеризовать специфику норм права;
 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
 раскрывать сущность процесса социализации личности;
  объяснять причины отклоняющегося поведения;
 описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося
поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния
моральных
устоев на развитие общества и человека;

  оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:

 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое
мнение
о явлениях культуры;

 описывать явления духовной культуры;
  объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
 оценивать роль образования в современном обществе;
  различать уровни общего образования в России;
 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры
из адаптированных источников различного типа;

 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное
отношение
к ним;


объяснять
необходимость непрерывного образования в современных условиях;

 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
 профессиональной деятельности;
 раскрывать роль религии в современном обществе;
  характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:

 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
 культуры;
 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
 современных условиях;
 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях
массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная
сфера
Выпускник научится:

 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать
основные социальные общности и группы;
  объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского
 государства;
 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

4

  приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
 описывать основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
  объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в
обществе;
  раскрывать основные роли членов семьи;
 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать
верные
критерии для оценки безопасных условий жизни;

 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное
 отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:

 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций
 историзма;
 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
 молодежи;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов;выражать собственное
 отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый
образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями
 безопасности жизнедеятельности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
семейных
конфликтов;

 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной
политике
из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:

 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
  различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
  характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:

 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении
нашего государства;

 соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать
обоснованные
выводы.

Гражданин и государство
Выпускник научится:

 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть 
органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
  объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
 раскрывать достижения российского народа;
 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;


называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, 
гарантированные
Конституцией РФ;

 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
5

  характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:

 аргументированно обосновыватьвлияние происходящих в обществе изменений на
положение
России в мире;

 использовать знания и умения для формирования способности уважать права других
 людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:

 характеризовать систему российского законодательства;
  раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
 характеризовать гражданские правоотношения;
 раскрывать смысл права на труд;
  объяснять роль трудового договора;
 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
 отношениях;
 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
  характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
  раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
 определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и
интересов
детей, оставшихся без попечения родителей;

 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других
 людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:

 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,
 основанного на уважении к закону и правопорядку;
 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный
возможный
вклад в их становление и развитие;

 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами.

Экономика
Выпускник научится:

  объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
 различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное
 поведение субъектов экономической деятельности;
  раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и
процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об
экономических системах;

6

















 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать
действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать
структуру бюджета государства;
 называть и конкретизировать примерами виды налогов;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
 анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные,
отражающие экономические явления и процессы;
 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической
деятельности;
оценивать
этические
нормы
трудовой
и
предпринимательской деятельности;
 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;
 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики
и модели поведения потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
 грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; сопоставлять
свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и
трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

7

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
I. Человек в социальном измерении
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни.
Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с
ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные
«параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные
роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста.
Отношения в семье и со сверстниками.
Тендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие
права человек получает от рождения.
II. Ближайшее социальное окружение
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и
воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в малой
группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения.
Общение. Межличностные конфликты и пути их
разрешения.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
III.
Общество — большой «дом» человечества
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества.
Основные типы обществ. Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их
взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика. Экономика
Гатчинского района.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления.
Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. Управление
Гатчинским муниципальным районом.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества:
создание, сохранение, распространение, усвоение.
IV.
Общество, в котором мы живём
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные
средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы
современности. Экологическая ситуация в современном
глобальном мире: как спасти природу. Природа Ленинградской области.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед
отечественной экономикой. Ресурсы Ленинградской области.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство
нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть
гражданином своего Отечества?

8

Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как
их сохранить и приумножить. Население Ленинградской области. Место России среди
других государств мира.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
V.
Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и
обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности.
Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние
моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права.
Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция
Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права,
политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в
России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги.
Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и
обязанность.
VI. Основы российского законодательства Гражданские
правоотношения. Гражданско-правовые споры.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и
интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения. Права,
обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения
несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность не­совершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ
VII. Мир экономики
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности.
Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их
возможности. Предприятия и их современные формы. Экономика Типы экономических
систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы
рыночной экономики.
Деньги и их функции. Карманные деньги: за и против. Инфляция. Роль банков в
экономике. Банковская система РФ.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет РФ. Налоги.
Пенсионные программы.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI
в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Особенности
экономического развития России.
VIII. Человек в экономических отношениях
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого
фактора в развитии экономики.

9

Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность.
Трудовая этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум.
Бюджет моей семьи. Семейное
потребление. Бюджет государства и семьи.
Права потребителя.
Мир социальных отношений
Социальная неоднородность общества: причины и про­явления. Общество как
взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в
обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное
общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий
«социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном
обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная
политика Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений
в современной России. Понятие толерантности.
IX.

ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА
X.
Политическая жизнь общества
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы
государства. Функции государства.
Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России.
Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Законодательное собрание
Ленинградской области.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское
общество и правовое государство. Местное самоуправление. Губернатор Ленинградской
области.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы
исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм.
Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность.
Патриотизм.
XI. Культурно-информационная среда общественной жизни
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации.
Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта
современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нор­мы. Мировые религии.
Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение
религиозной жизни в нашей стране.
XII. Человек в меняющемся обществе
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам?

10

Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ
жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
5 класс (35 часов)
№

Название раздела, тема

1

Вводный урок
Глава I Человек в социальном измерении 5 часов
Загадка человека
Биологическое и социальное в человеке
Интересы и потребности. Самооценка
Основные возрастные периоды жизни человека
Урок практикум «Отрочество. Особая пора жизни». Проверочная работа
Глава II Семья в жизни человека и общества 7 часов
Семья и семейные отношения. Функции семьи
Семейные ценности и традиции семьи. Основные роли членов семьи.
Семейное хозяйство
Урок практикум «Учимся помогать вести семейное хозяйство»
Свободное время
Урок практикум «Учимся распределять свое время»
Проверочная работа по теме «Семья в жизни человека и общества»
Глава III Школа 7 часов
Образование в жизни человека , его значимость в условиях информационного
общества
Система образования в РФ . Уровни общего образования
Образование и самообразование
Одноклассники, сверстники, друзья
Урок практикум: «Учимся дружно жить в классе»
Урок практикум: «Учимся составлять план по тексту»
Проверочная работа по теме «Школа»
Глава IV «Труд» 4 часа
Труд – основа жизни
Урок практикум «Учимся трудиться и уважать труд»
Труд и творчество
Урок практикум «Учимся творчеству» Проверочная работа
Глава V Родина 8 часов
Наше государство – Российская федерация
Моя малая Родина
Государственные символы России
Символика Горноуральского городского округа
Гражданин России
Урок игра «Символика РФ, ГГО»
Мы –многонациональный народ
Проверочная работа по теме «Родина»
Глава VI Повторение 3 часа
Подведение итогов. Защита проектов
Итоговая контрольная работа за курс 5 класса
Корректировка знаний

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
6 класс (35 часов)
№

Название раздела, тема

1

Введение. Что изучает обществознание?
Глава 1. Человек в социальном измерении 12 часов
Человек - личность
Личностью не рождаются, личностью становятся
Человек познает мир
Урок практикум «Учимся познавать и оценивать себя»
Человек и его деятельность
Урок практикум «Учимся правильно организовывать свою деятельность»
Потребности человека
Потребности и интересы
На пути к жизненному успеху
Урок практикум «Я успешная личность»
Повторительно-обобщающий урок по разделу «человек в социальном
измерении»
Контрольная работа
Глава 2 Человек среди людей 10 часов
Межличностные отношения
Личные и деловые отношения
Человек в группе .
Марафон полезных дел
Общение
Общение со сверстниками
Что такое конфликт
Почему возникают межличностные конфликты
Практикум «Учимся вести себя в ситуации конфликта»
Проверочная работа
Глава 3 Нравственные основы жизни 9 часов
Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор
Человек славен добрыми делами
Добро и зло. Моральная ответственность
Будь смелым
Урок практикум «Учимся побеждать страх»
Человек и человечность
Гуманизм
Практикум «Работа с текстом СМИ. Составление плана». Повторительнообобщающий урок по теме «Нравственные основы жизни»
Глава 4 . Повторение кура обществознание за 6 класс. 4 часа
Защита проектов
Итоговое повторение
Итоговая контрольная работа за курс 6 класса
Корректировка знаний

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

32
33
34
35

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

12

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
7 класс (35 часов)
№
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Название раздела, тема
Вводный урок.
1. Регулирование поведения людей в обществе. 12 часов.
Что значит жить по правилам. Работа с текстом: составление
краткого плана.
Права и обязанности граждан.
Права и обязанности граждан. Ответы на вопросы к тексту.
Почему важно соблюдать законы
Почему важно соблюдать законы. Написание эссе.
Защита Отечества
Защита Отечества. Терминологический диктант.
Для чего нужна дисциплина
Виновен — отвечай. Викторина.
Кто стоит на страже закона. Создание опорного конспекта.
Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе».
Создание кластера.
ПОУ Регулирование поведения людей в обществе
2.Человек в экономических отношениях. 14 часов.
Экономика и её основные участники
Экономика и её основные участники. Деловая игра
Мастерство работника. Создание синквейна.
Производство, затраты, выручка, прибыль
Производство, затраты, выручка, прибыль. Терминологический
диктант.
Виды и формы бизнеса
Виды и формы бизнеса. Деловая игра
Обмен, торговля, реклама.
Деньги, их функции. Электронные деньги. Проверочная работа.
Экономика семьи
Экономика семьи. Планирование семейного бюджета
Практикум по теме «Человек в экономических отношениях».
Создание кластера.
Практикум по теме «Человек в экономических отношениях».
Работа с текстом: ответы на вопросы.
ПОУ Человек в экономических отношениях. Деловая игра Человек
— часть природы.

Количество
часов

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3. Человек и природа. 5 часов.
28
29
30
31
32

Охранять природу — значит охранять жизнь. Групповая работа.
Составляем проект «Решение экологических проблем Нижнего
Тагила и Горноуральского городского округа»
Закон на страже природы.
Практикум по теме «Человек и природа». Учимся писать эссе.
Практикум по теме «Человек и природа». Создание кроссворда.
ПОУ Человек и природа. Элемент проектной деятельности:
формулировка темы исследования и планирование.

1
1
1
1
1

13

33
34
35

4.Повторение курса обществознание за 7 класс. 3 часа.
Итоговое повторение.
Контрольная работа Человек и право. Человек и экономика.
Человек и природа».
Обобщение курса «Обществознание»

1
1
1

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
8 класс (35 часов)
№
Название раздела, тема

1

Вводный урок.
Глава 1. Глава I. Личность и общество (6 ч.)

2

Что делает человека человеком

3
4
5
6
7

Человек, общество и природа
Общество как форма жизнедеятельности людей
Развитие общества
Как стать личностью
Практикум по теме «Личность и общество»
Глава II. Сфера духовной культуры (8 ч.)

Количество
часов

1

1
1
1
1
1
1

Сфера духовной жизни
8
9
10
11

Мораль.
Долг и совесть
Моральный выбор — это ответственность
Образование

12

1
1
1
1
1

Наука в современном обществе
13

1
Религия как одна из форм культуры

14
15

Практикум по теме «Сфера духовной культуры»
Глава III. Экономика (13 ч.)

1
1

Экономика и ее роль в жизни общества
16
17
18
19
20

Главные вопросы экономики
Собственность
Рыночная экономика
Производство- основа экономики
Предпринимательская деятельность

21

1
1
1
1
1
1

Роль государства в экономике
22

1
Распределение доходов

23

1
14

24
25
26
27
28

Потребление
Инфляция и семейная экономика
Безработица, ее причины и последствия
Мировое хозяйство и международная торговля
Практикум по теме «Экономика
Глава IV. Социальная сфера (5 ч.)
Социальная структура общества

29

1
1
1
1

1
Социальные статусы и роли
Социальная сфера

30

1
Нации и межнациональные отношения

31
32
33
34
35

1
Отклоняющееся поведение. Практикум по теме «Социальная
сфера»
Повторение курса обществознания за 8 класс. 3 часа
Обобщающий урок по курсу обществознание за 8 класс.
Итоговая контрольная работа
Повторение

1
1
1
1

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
9 класс (34 часа)
№
Название раздела, тема

Количество
часов

Глава 1 Политика(10 часов)
Введение. Политика и власть.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Государство.
Политический режимы
Правовое государство
Гражданское общество и государство
Участие граждан в политической жизни Опасность

политического экстремизма
Политические партии и движения Проверочная работа
Гражданин – человек, имеющий права

1
1
1
1
1
1
1
1

Антикоррупционная составляющая: Политические
гарантии защиты от коррупции: многопартийность,
разделение властей, свобода средств массовой
информации; право граждан участвовать в
управлении делами государства.
9.
10.
11.
12.

Итоговое повторение по теме «Политика»
Контрольная работа тема "Политика"
Глава 2. Право (24 часа)
Право, его роль в жизни общества и государства

1
1
1

1

13.
14.
15.

Правоотношения и субъекты права
Правонарушения и юридическая ответственность
Правоохранительные органы

1
1

15

16.
17.
18.
19.
20.
21.

Главный Закон РФ-Конституция Российской Федерации

Конституция Российской Федерации.-поправки урокпрактикум
Основы конституционного строя Российской Федерации
Права и свободы человека и гражданина
Права и свободы человека и гражданина-урок практикум решение практических задач
Гражданские правоотношения

1
1
1
1
1
1

Право на труд и трудовые правоотношения..
22.
23.
24.
25.
26.

Трудовой договор и его значение в регулировании
трудовой деятельности человека
Семейные правоотношения

.Правоотношения родителей и детей
Административные правоотношения

1
1
1
1
1

Уголовное право, основные понятия и принципы.
Понятие и виды преступлений..
27.
28.
29.
30

Необходимая оборона. Цели наказания. Виды
наказаний
Социальные права
Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов

1
1
1

Антикоррупционная составляющая: Понятие
коррупции. Противодействие коррупции.
Коррупционные правонарушения: виды,
ответственность
31
32
33

34

1

Правовое регулирование отношений
в сфере образования
Итоговая контрольная работа

Анализ к/р.
Государство РФ. Органы государственной власти в РФ.
Политические партии в ГГО Местное самоуправление

1

1

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».