ПРИЛОЖЕНИЕ Утверждена В составе АООП ООО Приказ № 61/3 от 03.11.2020 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» 5-9 класс 1 1. Планируемые результаты освоения предмета Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются: • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: использование элементов причинно-следственного анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметные Выпускник научится: использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; 2 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста; в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; приводить примеры основных видов деятельности человека; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека; оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы. Общество Выпускник научится: демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека; распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса; на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение; раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; конкретизировать примерами опасность международного терроризма. Выпускник получит возможность научиться: наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; осознанно содействовать защите природы. Социальные нормы Выпускник научится: раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; различать отдельные виды социальных норм; 3 характеризовать основные нормы морали; критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; характеризовать специфику норм права; сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности; раскрывать сущность процесса социализации личности; объяснять причины отклоняющегося поведения; описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения. Выпускник получит возможность научиться: использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; оценивать социальную значимость здорового образа жизни. Сфера духовной культуры Выпускник научится: характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; описывать явления духовной культуры; объяснять причины возрастания роли науки в современном мире; оценивать роль образования в современном обществе; различать уровни общего образования в России; находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; раскрывать роль религии в современном обществе; характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры. Выпускник получит возможность научиться: описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода. Социальная сфера Выпускник научится: описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы; объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; выделять параметры, определяющие социальный статус личности; 4 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; описывать основные социальные роли подростка; конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; характеризовать межнациональные отношения в современном мире; объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения; характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; раскрывать основные роли членов семьи; характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов; формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа. Политическая сфера жизни общества Выпускник научится: объяснять роль политики в жизни общества; различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; давать характеристику формам государственно-территориального устройства; различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Выпускник получит возможность научиться: осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Гражданин и государство Выпускник научится: характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; раскрывать достижения российского народа; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; 5 характеризовать конституционные обязанности гражданина. Выпускник получит возможность научиться: аргументированно обосновыватьвлияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. Основы российского законодательства Выпускник научится: характеризовать систему российского законодательства; раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; характеризовать гражданские правоотношения; раскрывать смысл права на труд; объяснять роль трудового договора; разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей; характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений; конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование; анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. Выпускник получит возможность научиться: на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами. Экономика Выпускник научится: объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах; 6 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; называть и конкретизировать примерами виды налогов; характеризовать функции денег и их роль в экономике; раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. Выпускник получит возможность научиться: анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. 7 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ I. Человек в социальном измерении Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Тендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. II. Ближайшее социальное окружение Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО III. Общество — большой «дом» человечества Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика. Экономика Гатчинского района. Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы. Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. Управление Гатчинским муниципальным районом. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение. IV. Общество, в котором мы живём Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. Природа Ленинградской области. Российское общество в начале XXI в. Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Ресурсы Ленинградской области. Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? 8 Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Население Ленинградской области. Место России среди других государств мира. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ V. Регулирование поведения людей в обществе Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность. VI. Основы российского законодательства Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система. ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ VII. Мир экономики Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития. Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы. Экономика Типы экономических систем. Собственность и её формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции. Карманные деньги: за и против. Инфляция. Роль банков в экономике. Банковская система РФ. Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет РФ. Налоги. Пенсионные программы. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Особенности экономического развития России. VIII. Человек в экономических отношениях Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики. 9 Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Бюджет моей семьи. Семейное потребление. Бюджет государства и семьи. Права потребителя. Мир социальных отношений Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе. Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности. IX. ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА X. Политическая жизнь общества Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Законодательное собрание Ленинградской области. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Губернатор Ленинградской области. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм. XI. Культурно-информационная среда общественной жизни Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет. Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость. Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране. XII. Человек в меняющемся обществе Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? 10 Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 5 класс (35 часов) № Название раздела, тема 1 Вводный урок Глава I Человек в социальном измерении 5 часов Загадка человека Биологическое и социальное в человеке Интересы и потребности. Самооценка Основные возрастные периоды жизни человека Урок практикум «Отрочество. Особая пора жизни». Проверочная работа Глава II Семья в жизни человека и общества 7 часов Семья и семейные отношения. Функции семьи Семейные ценности и традиции семьи. Основные роли членов семьи. Семейное хозяйство Урок практикум «Учимся помогать вести семейное хозяйство» Свободное время Урок практикум «Учимся распределять свое время» Проверочная работа по теме «Семья в жизни человека и общества» Глава III Школа 7 часов Образование в жизни человека , его значимость в условиях информационного общества Система образования в РФ . Уровни общего образования Образование и самообразование Одноклассники, сверстники, друзья Урок практикум: «Учимся дружно жить в классе» Урок практикум: «Учимся составлять план по тексту» Проверочная работа по теме «Школа» Глава IV «Труд» 4 часа Труд – основа жизни Урок практикум «Учимся трудиться и уважать труд» Труд и творчество Урок практикум «Учимся творчеству» Проверочная работа Глава V Родина 8 часов Наше государство – Российская федерация Моя малая Родина Государственные символы России Символика Горноуральского городского округа Гражданин России Урок игра «Символика РФ, ГГО» Мы –многонациональный народ Проверочная работа по теме «Родина» Глава VI Повторение 3 часа Подведение итогов. Защита проектов Итоговая контрольная работа за курс 5 класса Корректировка знаний 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 6 класс (35 часов) № Название раздела, тема 1 Введение. Что изучает обществознание? Глава 1. Человек в социальном измерении 12 часов Человек - личность Личностью не рождаются, личностью становятся Человек познает мир Урок практикум «Учимся познавать и оценивать себя» Человек и его деятельность Урок практикум «Учимся правильно организовывать свою деятельность» Потребности человека Потребности и интересы На пути к жизненному успеху Урок практикум «Я успешная личность» Повторительно-обобщающий урок по разделу «человек в социальном измерении» Контрольная работа Глава 2 Человек среди людей 10 часов Межличностные отношения Личные и деловые отношения Человек в группе . Марафон полезных дел Общение Общение со сверстниками Что такое конфликт Почему возникают межличностные конфликты Практикум «Учимся вести себя в ситуации конфликта» Проверочная работа Глава 3 Нравственные основы жизни 9 часов Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор Человек славен добрыми делами Добро и зло. Моральная ответственность Будь смелым Урок практикум «Учимся побеждать страх» Человек и человечность Гуманизм Практикум «Работа с текстом СМИ. Составление плана». Повторительнообобщающий урок по теме «Нравственные основы жизни» Глава 4 . Повторение кура обществознание за 6 класс. 4 часа Защита проектов Итоговое повторение Итоговая контрольная работа за курс 6 класса Корректировка знаний 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 7 класс (35 часов) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Название раздела, тема Вводный урок. 1. Регулирование поведения людей в обществе. 12 часов. Что значит жить по правилам. Работа с текстом: составление краткого плана. Права и обязанности граждан. Права и обязанности граждан. Ответы на вопросы к тексту. Почему важно соблюдать законы Почему важно соблюдать законы. Написание эссе. Защита Отечества Защита Отечества. Терминологический диктант. Для чего нужна дисциплина Виновен — отвечай. Викторина. Кто стоит на страже закона. Создание опорного конспекта. Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе». Создание кластера. ПОУ Регулирование поведения людей в обществе 2.Человек в экономических отношениях. 14 часов. Экономика и её основные участники Экономика и её основные участники. Деловая игра Мастерство работника. Создание синквейна. Производство, затраты, выручка, прибыль Производство, затраты, выручка, прибыль. Терминологический диктант. Виды и формы бизнеса Виды и формы бизнеса. Деловая игра Обмен, торговля, реклама. Деньги, их функции. Электронные деньги. Проверочная работа. Экономика семьи Экономика семьи. Планирование семейного бюджета Практикум по теме «Человек в экономических отношениях». Создание кластера. Практикум по теме «Человек в экономических отношениях». Работа с текстом: ответы на вопросы. ПОУ Человек в экономических отношениях. Деловая игра Человек — часть природы. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3. Человек и природа. 5 часов. 28 29 30 31 32 Охранять природу — значит охранять жизнь. Групповая работа. Составляем проект «Решение экологических проблем Нижнего Тагила и Горноуральского городского округа» Закон на страже природы. Практикум по теме «Человек и природа». Учимся писать эссе. Практикум по теме «Человек и природа». Создание кроссворда. ПОУ Человек и природа. Элемент проектной деятельности: формулировка темы исследования и планирование. 1 1 1 1 1 13 33 34 35 4.Повторение курса обществознание за 7 класс. 3 часа. Итоговое повторение. Контрольная работа Человек и право. Человек и экономика. Человек и природа». Обобщение курса «Обществознание» 1 1 1 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 8 класс (35 часов) № Название раздела, тема 1 Вводный урок. Глава 1. Глава I. Личность и общество (6 ч.) 2 Что делает человека человеком 3 4 5 6 7 Человек, общество и природа Общество как форма жизнедеятельности людей Развитие общества Как стать личностью Практикум по теме «Личность и общество» Глава II. Сфера духовной культуры (8 ч.) Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 Сфера духовной жизни 8 9 10 11 Мораль. Долг и совесть Моральный выбор — это ответственность Образование 12 1 1 1 1 1 Наука в современном обществе 13 1 Религия как одна из форм культуры 14 15 Практикум по теме «Сфера духовной культуры» Глава III. Экономика (13 ч.) 1 1 Экономика и ее роль в жизни общества 16 17 18 19 20 Главные вопросы экономики Собственность Рыночная экономика Производство- основа экономики Предпринимательская деятельность 21 1 1 1 1 1 1 Роль государства в экономике 22 1 Распределение доходов 23 1 14 24 25 26 27 28 Потребление Инфляция и семейная экономика Безработица, ее причины и последствия Мировое хозяйство и международная торговля Практикум по теме «Экономика Глава IV. Социальная сфера (5 ч.) Социальная структура общества 29 1 1 1 1 1 Социальные статусы и роли Социальная сфера 30 1 Нации и межнациональные отношения 31 32 33 34 35 1 Отклоняющееся поведение. Практикум по теме «Социальная сфера» Повторение курса обществознания за 8 класс. 3 часа Обобщающий урок по курсу обществознание за 8 класс. Итоговая контрольная работа Повторение 1 1 1 1 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 9 класс (34 часа) № Название раздела, тема Количество часов Глава 1 Политика(10 часов) Введение. Политика и власть. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Государство. Политический режимы Правовое государство Гражданское общество и государство Участие граждан в политической жизни Опасность политического экстремизма Политические партии и движения Проверочная работа Гражданин – человек, имеющий права 1 1 1 1 1 1 1 1 Антикоррупционная составляющая: Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода средств массовой информации; право граждан участвовать в управлении делами государства. 9. 10. 11. 12. Итоговое повторение по теме «Политика» Контрольная работа тема "Политика" Глава 2. Право (24 часа) Право, его роль в жизни общества и государства 1 1 1 1 13. 14. 15. Правоотношения и субъекты права Правонарушения и юридическая ответственность Правоохранительные органы 1 1 15 16. 17. 18. 19. 20. 21. Главный Закон РФ-Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации.-поправки урокпрактикум Основы конституционного строя Российской Федерации Права и свободы человека и гражданина Права и свободы человека и гражданина-урок практикум решение практических задач Гражданские правоотношения 1 1 1 1 1 1 Право на труд и трудовые правоотношения.. 22. 23. 24. 25. 26. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека Семейные правоотношения .Правоотношения родителей и детей Административные правоотношения 1 1 1 1 1 Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений.. 27. 28. 29. 30 Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний Социальные права Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов 1 1 1 Антикоррупционная составляющая: Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность 31 32 33 34 1 Правовое регулирование отношений в сфере образования Итоговая контрольная работа Анализ к/р. Государство РФ. Органы государственной власти в РФ. Политические партии в ГГО Местное самоуправление 1 1 16