РП Биология животных 7

ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждена
В составе ООП ООО
Приказ № 61/3 от 03.11.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета

«Биология животных»
7 класс

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты освоения ООП
1.
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в
качестве гражданина России, субъективная значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности судьбе российского народа). Осознание
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества (идентичность человека с российской многонациональной
культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России);
2.
Готовность и способность учащихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность
осознанному
выбору
и
построению
дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве; сформированность представлений об основах светской
этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении гражданского общества и
российской государственности; понимание значения нравственности, веры и
религии в жизни человека, семьи и общества).
Сформированность
ответственного отношения к
учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально
значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества,
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи.
4.
Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной

практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.
5.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания
6.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвоватьжизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и
социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта
социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере
организаторской деятельности;
7.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа
жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и
здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8.
Развитость
эстетического
сознания
через
освоение
художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического
характера
(способность
понимать
художественные
произведения,
отражающие
разные
этнокультурные
традиции;
сформированность основ художественной культуры учащихся как части их
общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение
окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению
мира,
самовыражению и ориентациив художественном и нравственном
пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного
отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностнозначимой ценности).
9.
Сформированность
основ
экологической
культуры,
соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие
опыта
экологически
ориентированной
рефлексивно-оценочной
и
практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к

исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в
том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты, включают освоенные учащимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (личностные,
регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как
система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез, является овладение
учащимися основами читательской компетенции, приобретение навыков
работы с информацией, участие в проектной деятельности. На уровне
основного общего образования на всех предметах будет осуществляться
работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.
Учащиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших
планов: продолжения образования и
самообразования,осознанного планирования своего актуального и
перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой
и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность
в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного
будущего».
При изучении учебных предметов учащиеся усовершенствуют
приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят
их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать
содержащуюся в них информацию, в том числе:

интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в
сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в
наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм,
карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
В ходе изучения всех учебных предметов учащиеся приобретут опыт
проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей
воспитанию
самостоятельности,
инициативности,
ответственности,

повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе
реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением
выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том
числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить
способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску
нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого
решения.
Предметные результаты освоения ООП:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания
биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам,
процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и
человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным
организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить
несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний –понятиями,
закономерностями,
законами,
теориями,
имеющими
важное
общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории
становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи;
рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения
наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в
кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной
литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и
электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
и основ здорового образа жизни в быту;
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
– воспринимать
информацию биологического содержания в научно-популярной литературе,
средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать
полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике
информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о
биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая
особенности аудитории сверстников.

Живые организмы Выпускник научится:
елять существенные признаки биологических объектов (клеток и
организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных
для живых организмов;
таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

грибов и бактерий;
классификацию биологических объектов
(растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их
принадлежности к определенной систематической группе;
различных организмов в жизни человека;
растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
организмов к среде обитания;
биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные
признаки биологических объектов;
биологические объекты (растения, животные, бактерии,
грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;
функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
льзовать методы биологической науки: наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и
объяснять их результаты;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в
природе;
культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
получит возможность научиться:
научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках,
Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы
в другую;

довательской и проектной деятельности по изучению
организмов различных царств живой природы, включая умения
формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с
определителями растений; размножения и выращивания культурных
моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы
(признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое
сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе;
животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории
сверстников;
связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности
растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную
деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.
Человек и его здоровье Выпускник научится:
клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов
жизнедеятельности, характерных для организма человека;
окружающей среды, родства человека с животными;
животных;
соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных
привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных
заболеваний;
сопоставления биологических объектов и других материальных
артефактов;

у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей
человеку;
биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их
изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ,
выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
клеток и тканей, органов и систем органов;
биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом
человека и объяснять их результаты;
рациональной организации труда и отдыха;
анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье

получит возможность научиться:
ения тех или иных приемов при
оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах,
обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках,
Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной
формы в другую;
к собственному здоровью и здоровью других людей;
-популярной литературе, Интернетресурсах
информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений
и докладов;
действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;
последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая
особенности аудитории сверстников;

связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма
человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение
окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность
группы.
Общие биологические закономерности Выпускник научится:
экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых
организмов;
аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты
окружающей среды;
человека от состояния окружающей среды;
определения их принадлежности к определенной систематической группе;
биологических объектов в природе и жизни человека; значение
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
ь происхождения и эволюции организмов на основе
сопоставления особенностей их строения и функционирования;
возникновения приспособленности, процесс видообразования;
описаниям реальные
биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные
признаки биологических объектов;
умозаключения на основе сравнения;
ями

строения

и

функциями органов и систем органов;
биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и
объяснять их результаты;
едения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
-популярной литературе, Интернетресурсах
информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений,
докладов, рефератов;

получит возможность научиться:
понимать экологические проблемы, возникающие в условиях
нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих,
последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
научнопопулярной
литературе,
специализированных
биологических
словарях, справочниках, Интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее,
переводить из одной формы в другую;
к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других
людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,
экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам
живой природы);
проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе
нескольких
источников
информации,
сопровождать
выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

связанных с теоретическими и практическими проблемами в области
молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и
охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность,
учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы.

2. Содержание учебного предмета Живые организмы
Биология – наука о живых организмах
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии
в познании окружающего мира и практической деятельности людей.
Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к
природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете
биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен
веществ,
движение,
размножение,
развитие,
раздражимость,
приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у
растений, животных, грибов и бактерий.
Клеточное строение организмов
Клетка–основа строения и жизнедеятельности организмов. История
изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность
клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка.
Грибная клетка. Ткани организмов.
Многообразие организмов
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация
организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные
организмы. Основные царства живой природы.
Среды жизни
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания.
Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде.
Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления
организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни
в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.
Царство Растения
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее
знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений.
Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение
– целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды
обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.
Органы цветкового растения
Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые
системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и
вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов.
Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки.
Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и
значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды
опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов.
Распространение плодов.
Микроскопическое строение растений
Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое
строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля.
Микроскопическое
строение
листа.
Жизнедеятельность цветковых растений

Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение
энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание,
удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ.
Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение
растений. Оплодотворение у цветковых растений.

Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и
размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.
Многообразие растений
Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие
водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны),
отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные,
отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные
(Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и
Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики
заболеваний, вызываемых растениями. Царство Бактерии
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе,
жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
Царство Грибы
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов
в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы.
Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний,
вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.
Многообразие животных
Царство Животные
Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы
органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и
классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в
жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и
инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение
животных в природе и жизни человека.
Одноклеточные животные, или Простейшие
Общаяхарактеристика простейших.
Происхождение простейших.
Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения
человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики
заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Тип Кишечнополостные
Многоклеточные животные. Общая
характеристика типа

Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Типы червей
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая
характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические
плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных
паразитическими червями. Меры профилактики заражения.
Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Тип Моллюски
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков.
Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека. Тип
Членистоногие
Общаяхарактеристика типа Членистоногие. Среды
жизни.
Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности
ракообразных, их значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности
паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи –
переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры
профилактики.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности
насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в
природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые –
вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей.
Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые –
переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных.
Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Тип Хордовые
Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник.
Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы.
Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения
и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни.
Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные
систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека.
Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места
обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения
в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных.

Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных.
Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение
земноводных в природе и жизни человека.
Класс
Пресмыкающиеся.
Общая
характеристика
класса
Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего
строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение
и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в
природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и
особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и
жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в
жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц
в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы,
приемы выращивания и ухода за птицами.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие.
Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и
мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и
поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и
развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие
млекопитающих. Млекопитающие
– переносчики возбудителей опасных
заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая
помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих.
Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение
млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних
млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними
млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.
Человек и его здоровье Введение в науки о человеке
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности
организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс
наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения
человеческого организма (наблюдение, измерение,
эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия
человека и животных.
Особенности человека как социального существа.
Происхождение современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека
Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов.
Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и
системы органов организма человека, их строение и функции. Организм
человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа,
тканевая жидкость).

Нейрогуморальная регуляция функций организма
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы
регуляции функций. Нервная система: центральная и периферическая,
соматическая и вегетативная.
Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной
системы.
Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария
головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его
функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их
предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в
регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней
секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы
смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций
эндокринных желез.
Опора и движение
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический
состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности
скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета.
Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного
формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма.
Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Кровь и кровообращение
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды.
Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты,
лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови.
Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение
работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в
борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая
системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам.
Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови.
Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы.
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений,
приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание
Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные
объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания.
Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных
заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного

организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего,
отравлении угарным газом.
Пищеварение
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции.
Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой
полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание.
Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком
кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.
Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом
кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания,
предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.
Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и
энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины.
Проявление гиповитаминозов и авитаминозов и меры их предупреждения.
Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания.
Регуляция обмена веществ.
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях
среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в
процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах,
ожогах, обморожениях и их профилактика.
Выделение
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования
и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной
системы и меры их предупреждения.
Размножение и развитие
Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное
развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование
признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и
предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о
репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их
профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Сенсорные системы (анализаторы)
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их
строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка.
Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их
предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха.
Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса.

Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на
органы чувств.
Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П.
Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы,
их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память,
мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение
нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия,
словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из
поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности
личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и
поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение
интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и
воспитания в развитии психики и поведения человека.
Здоровье человека и его охрана
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил
здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание,
двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических
упражнений на органы и системы органов. Защитноприспособительные
реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение,
употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура
отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как
источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к
ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная
организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей
среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности
собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния
окружающей среды.
Общие биологические закономерности Биология как наука
Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение,
описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и
использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в
формировании естественно-научной картины мира. Основные признаки
живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как
система. Классификация живых природных объектов.
Клетка
Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их
родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка,
плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие

клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены.
Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин
заболевания организма. Деление клетки – основа размножения, роста и
развития организмов. Организм
Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и
многоклеточные организмы. Особенности химического состава организмов:
неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен
веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание,
дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и
регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие
организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение.
Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость –
свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Приспособленность организмов к условиям среды.
Вид
Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого.
Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица
эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные
движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие
видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение
растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных
систематических групп растений и животных. Применение знаний о
наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении
новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.
Экосистемы
Экология, экологические факторы, их влияние на организмы.
Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные
компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.
Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная
экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное
сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в
биогеоценозах. Биосфера–глобальная экосистема. В. И. Вернадский –
основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и
роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции
биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы.
Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и
жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в

экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и
экосистемы.
Примерный список лабораторных и практических работ по разделу
«Живые организмы»:
1.
Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с
ними.
2.
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти
плода томата).
3.Изучение органов цветкового растения.
4. Изучение строения позвоночного животного.
5. Выявление передвижение воды и минеральных веществ в
растении. 6.Изучение строения семян однодольных и двудольных
растений.
7. Изучение строения водорослей.
8. Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).
9. Изучение внешнего строения папоротника (хвоща).
10.
Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян
голосеменныхрастений.
11.
Изучение внешнего строения покрытосеменных растений.
12.
Определение признаков класса в строении растений.
13.
Определение рода или вида нескольких травянистых
растенийодного-двух семейств.
14.
Изучение строения плесневых грибов.
15.
Вегетативное размножение комнатных растений.
16.
Изучение строения и передвижения одноклеточных
животных.
17.
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение
за егопередвижением и реакциями на раздражения.
18.
Изучение строения раковин моллюсков.
19.
Изучение внешнего строения насекомого.
20.
Изучение типов развития насекомых.
21.
Изучение внешнего строения и передвижения рыб.
22.
Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц.
23.
Изучение внешнего строения, скелета и зубной
системымлекопитающих.
Примерный список экскурсий по разделу «Живые организмы»:
1. Многообразие животных.
2. Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и
животных список лабораторных и практических работ по разделу
«Человек и его
здоровье»:

Изучение строения головного мозга.

оения крови человека и лягушки.

Cписок
лабораторных и
практических
работпо
разделу «Общебиологические закономерности»:
1.
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых
микропрепаратах.
2.
Выявление изменчивости организмов.
3.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
(наконкретных примерах).

Тематическое планирование биология 7 класс
Многообразие животного мира (27 часов)+ 8 часов
1
2
3

35

Общие сведения о животном мире, Роль животных в
1
природе
Одноклеточные животные, или Простейшие
1
№12.Изучение многообразия одноклеточных животных.
Паразитические простейшие. Значение простейших
1

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Ткани, органы и системы органов многоклеточных
животных
Тип Кишечнополостные.
Многообразие Кишечнополостных
Тип Плоские черви. Общая характеристика
Тип Круглые черви.. Общая характеристика
Тип Кольчатые черви Лабораторная работа №13
«Изучение внешнего строения дождевого червя»
Тип Моллюски. Класс Брюхоногие, двустворчатые
моллюски
Класс Головоногие моллюски.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные
Класс Паукообразные
Класс Насекомые Лабораторная работа №14 «Изучение
внешнего строения насекомого».
.Многообразие насекомых
Обобщающий урок по теме : «Типы Беспозвоночных
животных».
Тип Хордовые.
Строение и жизнедеятельность рыб.. Лабораторная
работа №15 «Изучение внешнего строения рыбы»
Приспособления рыб к условиям обитания. Значение
рыб
Класс Земноводные
Класс Пресмыкающиеся.
Класс Птицы Лабораторная работа №16 «Изучение
внешнего строения птицы
Многообразие Птиц и их значение. Птицеводство.
Класс Млекопитающие или Звери

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25 Многообразие зверей.
26 Домашние Млекопитающие.

1
1

27 Обобщающий урок по теме: «Тип Хордовые».
Эволюция растений и животных. Экосистемы 5 часов5

1

28 Этапы эволюции органического мира.

1

29
30
31
32

1

Охрана растительного и животного мира.
Экосистема. Экологические факторы.
Искусственные экосистемы.
Повторение тем Экосистемы Эволюция растений и
животных, их охрана
33 Итоговый контроль
34 Анализ итогового контроля. Многообразие
животных.Экскурсия
35

1
1
1
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».