АООП НОО технология 1-4

ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждена

В составе АООП НОО
Приказ №18/3 от 05.04.2021

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ

учебного предмета
«Технология»
1-4 классы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлено на достижение следующих
результатов.
Личностные результаты:
1)
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2)
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир всего органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6)
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего
ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к оценке своей учебной деятельности; основы гражданской идентичности,
своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя
народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

2

•
•

•

•
•

•

•

развитие этических чувств-стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать
в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего
поведения; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к ОО, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/ не успешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
установки на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и
обеспечение их благополучия;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках, в
т.ч. с использованием возможностей ВФСКГТО.

Метапредметные результаты:
1.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
2.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3.

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и

4.

способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5.

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6.

использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7.

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8.

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить
текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
3

9.

10.

11.

12.

аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и

сотрудничества;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
14.
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
15.
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования
(в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия
13.

соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в
интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов
требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку
учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые
учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять
констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный
контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно адекватно оценивать правильность
выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации,
так и в конце действия.
В

4

Познавательные УУД: Выпускник
научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения в устной и письменной
форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; владеть основами смыслового
восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из
сообщений разных видов (в первую очередь текстов); осуществлять анализ объектов с выделением
существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из
частей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно
следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых
суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е.
осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных
объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе
распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; владеть рядом общих
приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя
недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
• произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные УУД: Выпускник
научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой ), владеть диалогической формой коммуникации,
используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;

5

•

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что
нет;
• задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи.
Выпускник получит возможность научиться:
•

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

•
•

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве
при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно содействовать
разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

•

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;

•

задавать

вопросы,

необходимые

для

организации собственной деятельности

и

оказывать

и сотрудничества с партнером;
•

осуществлять

взаимный

контроль

в

сотрудничестве

необходимую взаимопомощь;

6

•
•
•
•

•
•

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно
использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных
задач. Предметные результаты:
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда
в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметнопреобразующей деятельности человека;
приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной
обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной
среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных
художественно-конструкторских задач.

1 класс.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Обучающийся научится:
• воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметнопреобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном
пространстве;
• называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах;
организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами
(бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и
инструментами (ножницами , стеками, швейной иглой, шилом);
• соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при
выполнении изделия; различать материалы и инструменты;
• определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от
вида работы; проводить анализ под руководством учителя простейших предметов быта по
используемому материалу;
• объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия).
Обучающийся получит возможность научиться:
• уважительно относиться к труду людей;
• определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
• организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами; отбирать
материалы и инструменты в зависимости от вида работы; анализировать предметы быта
по используемому материалу.
2.
Технология ручной обработки материалов, элементы графической грамоты.
Обучающийся научится:
• узнавать и называть основные материалы и их свойства.
7

•

•

•
•

•
•

•

•
•

•

•
•
•

Бумага и картон называть основные свойства бумаги (цвет, прочность), ее состав
(растительные волокна, (древесина): определять при помощи учителя виды бумаги и
картона;
классифицировать по толщине (тонкая бумага, картон), по поверхности (гофрированная,
гладкая) сравнивать свойства бумаги и ткани (сминаемость, прочность);
выбирать необходимый вид бумаги для выполнения изделия; выбирать под руководством
учителя приемы и способы работы с бумагой: склеивание, отрезание, рисование,
складывание, проглаживание гладилкой, вырезание, отрывание, обрывание по контуру;
размечать детали изделия при помощи шаблона, по линейке; соблюдать правила экономного
расходования бумаги;
составлять композиции по образцу, в соответствии с собственным замыслом, используя
различные техники (аппликация, рваная аппликация мозаика, коллаж, конструирование из
различных материалов, моделирование, макетирование);
выполнять изделия на основе техники оригами;
изготавливать изделие из бумаги на основе сгибания и вырезания простейшей фигуры;
использовать способ соединения бумажных изделий при помощи клея, а также мыльным
раствором к стеклу;
использовать в практической работе разные виды бумаги: журнальную, цветную,
гофрированную, картон; выполнять раскрой деталей при помощи ножниц и обрыванием по
контуру.
Текстильные и волокнистые материалы определять под руководством учителя виды
ткани и нитей по составу; определять свойства ткани (сминаемость, прочность);
определять виды ниток по назначению и использованию: швейные, вышивальные,
вязальные;
Природные материалы называть свойства природных материалов;
сравнивать природные материалы по цвету, форме, прочности; применять на практике
различные приемы работы с природными материалами: склеивание, соединение, деление на
части;
использовать различные способы хранения природных материалов и подготовки их к
работе;
оформлять изделия из природных материалов при помощи окрашивания их гуашью;
выполнять изделия с использованием различных природных материалов;
выполнить сборку изделий из природных материалов при помощи клея и пластилина.
Пластичные материалы называть свойства пластилина: цвет, пластичность, состав (глина,
воск, краски);

•

сравнивать свойства пластилина и глины (форма, пластичность, цвет);

•

использовать приемы деления пластилина с помощью стеки и нитки;

•

использовать пластичные материалы в качестве материала для соединения деталей

•

выполнять рельефную аппликацию из пластилина; использовать конструктивный способ
лепки: вылепливание сложной формы из нескольких частей разных форм путем
8

примазывания одной части к другой ; использовать пластический способ лепки: лепка из
целого куска; использовать пластилин для декорирования.
Конструктор определять детали конструктора;
• узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки
материалов в зависимости от их свойств;
• использовать приемы работы завинчивание и отвинчивание; выбирать и заменять детали
конструктора в зависимости от замысла.
Ткани и нитки отмерять длину нити;
• выполнять строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки
стежков с перевивом спиралью;
• использовать различные виды стежков в декоративных работах для оформления изделий;
выполнять разметку деталей изделия при помощи выкройки;
выполнять раскрой деталей изделия при помощи ножниц;
• создавать разные виды кукол из ниток по одной технологии; использовать ткани и нити для
украшения одежды и интерьера;
• расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия;
• пришивать пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями (пуговицы с 2, 4
отверстиями)
Растения, уход за растениями уметь получать, сушить и проращивать семена по заданной
технологии;
• осваивать правила ухода за комнатными растениями и использовать их под руководством
учителя;
• проводить долгосрочный опыт на определение всхожести семян;
• наблюдать и фиксировать результаты, определять и использовать инструменты и
приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями
Элементы графической грамоты использовать карандаш и резинку при вычерчивании,
рисовании заготовок;
• чертить прямые линии по линейке и по намеченным точкам; использовать правила и
способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, наперстком, ножницами, гаечным и
накидным ключами;
• использовать стеки при работе с пластичными материалами, а также при декорировании
изделия.
Обучающийся получит возможность научиться:
• комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
• использовать одну технологию для изготовления разных изделий; применять инструменты
и приспособления в практической работе в быту и профессиональной деятельности;
• оформлять изделия по собственному замыслу и на основе предложенного образца.
3.
Конструирование и моделирование.
Обучающийся научится: выделять детали конструкции, называть их форму способ
соединения; анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме; изготавливать
конструкцию по слайдовому плану или заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться: создавать мысленный образ конструкции
и воплощать этот образ в материале; изменять вид конструкции.
4.
Практика работы на компьютере.
9

Обучающийся научится: понимать информацию, представленную в разных формах;
наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный
материал, текстовый план, слайдовый план ); выполнять простейшие преобразования информации
(перевод текстовой информации в рисуночную и/или табличную форму); работать со «Словарем
юного технолога».
Обучающийся получит возможность научиться:
•
•
•

понимать значение компьютера для получения информации;
различать и использовать информацию, представленную в различных формах;
наблюдать за действиями взрослых при работе на компьютере и принимать посильное
участие в поиске информации;

•
•

соблюдать правила работы на компьютере;
находить информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника. 5.
Проектная деятельность.

Обучающийся научится: составлять план работы на основе слайдов, предложенных в
учебнике; распределять обязанности в соответствии с заданными условиями при работе в
паре. Обучающийся получит возможность научиться:
• первоначальным навыкам работы над проектом под руководством учителя;
ставить цели, распределять;
• роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия;
• развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре;
• применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.
2 класс.
1.
•

•

•
•

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Обучающийся научится:
воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметнопреобразующей деятельности человека - создателя и хранителя этнокультурного наследия
(на примере народных традиционных ремесел России) в различных сферах на Земле, в
Воздухе, на Воде, в информационном пространстве;
называть основные виды профессиональной (ремесленнической) деятельности человека:
гончар, пекарь, корзинщик, плотник, резчик по дереву и т.д. организовывать рабочее место
с помощью учителя для работы с материалами: бумагой, пластичными материалами,
природными материалами (крупами, яичной скорлупой, желудями, скорлупой от орехов,
каштанами, ракушки), тканью, ниткам, фольгой; с инструментами: ножницами, стеки,
швейной иглой , шилом;с инструментами: челнок, пяльцы (вышивание), нож (для
разрезания), циркуль ;
соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
различать материалы и инструменты;
определять необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; при
помощи учителя проводить анализ простейших предметов быта по используемому
материалу, назначению;
10

•

объяснять значение понятия «технология», как процесс изготовления изделия на основе
эффективного использования различных материалов.
Обучающийся получит возможность научиться:

•

определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
называть традиционные для своего края народные промыслы и ремесла;
осмыслить
значимость сохранения этнокультурного наследия России.
• познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства (хохломской росписью,
Городецкой росписью, дымковской игрушкой), их особенностями, историей возникновения
и развития, способом создания.
2.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Обучающийся научится:
•

узнавать и называть основные материалы и их свойства; узнавать и называть свойства
материалов, изученных во 2 классе:
Бумага и картон: виды бумаги: копировальная, металлизированная, калькированная и их
свойства (поверхность, использование); особенности использования различных видов бумаги;
практическое применение кальки, копировальной и металлизированной бумаги. Выбирать и
объяснять необходимый вид бумаги для выполнения изделия; приемам работы с калькой,
копировальной и металлизированной бумагой; выполнять различные виды орнамента,
(геометрический, растительный, зооморфный, комбинированный); выбирать вид бумаги в
зависимости от выполняемого изделия (под руководством учителя); осваивают новую технологию
выполнение изделия на основе папье-маше.
Текстильные и волокнистые материалы: структура и состав тканей; способ производства
тканей (хлопковые и льняные ткани вырабатываются из волокон растительного происхождения;
шерстяные производятся из шерстяного волокна, получаемого из шерсти животных; искусственные

11

получают, используя химические вещества); производство и виды волокон (натуральные,
синтетические); способы соединения (сваливание, вязание и ткачество) и обработки волокон
натурального происхождения;
Природные материалы: различать виды природных материалов: крупы (просо, гречка и т.д.),
яичная скорлупа (цельная и раздробленная на части), желуди , скорлупа от орехов, каштаны,
листики, ракушки; сравнивать природные материалы по их свойствам и способам использования;
использовать технологию выполнения мозаики: из крупы, из яичной скорлупы (кракле), создавать
композиции на основе целой яичной скорлупы, оформлять изделия из природных материалов при
помощи фломастеров, красок и цветной бумаги.
Пластичные материалы: сравнивать свойства (цвет, состав, пластичность) и виды (тесто,
пластилин, глина) пластичных материалов; познакомятся с видами изделий из глины,
использованием данного материала в жизнедеятельности человека; познакомятся с видами рельефа:
барельеф, горельеф, контррельеф; сравнивать различных видов рельефа на практическом уровне;
использовать прием смешивания пластилина для получения новых оттенков; Использовать
технологию выполнения объемных изделий - лепки из соленого теста,
конструирования из пластичных материалов; использовать прием лепки мелких деталей приемом
вытягиванием.
Ткани и нитки: приемам работы с нитками (наматывание); различать виды ниток, сравнивая
их свойств (цвет, толщина); выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения;
выполнять виды швов: стачные и украшающие, ручные и машинные, шов «через край»,
«тамбурный шов»; новым технологическим приемам: моделирование на основе выполнения
аппликации из ткани народных костюмов; конструирование игрушек на основе помпона по
собственному замыслу; «изонить»; украшение изделия новыми отделочными материалами:
тесьмой, блестками; плетения в три нитки
Растения, уход за растениями: выращивать лук на перо по заданной технологии; проводить
долгосрочный опыт по выращиванию растений, наблюдать и фиксировать результаты;
использовать правила ухода за комнатными растениями, используя инструменты и
приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями.
Элементы графической грамоты: выполнять простейшие эскизы и наброски; изготавливать
простейшие изделия (плоские и объемные) по слайдовому плану, эскизам; выполнять разметку
материала, с помощью циркуля, по линейке, через копировальную, калькированную бумагу,
помощью шаблонов, на глаз; выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или
мела, при помощи шаблона на ткани; выполнять разметку симметричных деталей; оформлять
изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца; узнавать, называть,
выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их
свойств; использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок
(карандаш, резинка, линейка, циркуль ); чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;
вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу; применять приемы
безопасной работы с инструментами; использовать правила и способы работы с шилом, швейной
иглой, булавками, наперстком, ножницами, челноком, пяльцами (вышивание), ножом (разрезания),
циркулем, гаечным и накидным ключами; использовать правила безопасной работы при работе с
яичной скорлупой, металлизированной бумагой; осуществлять раскрой ножницами по
криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами, ножом по фальцлинейке.
Обучающийся получит возможность научиться:
• комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
• изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
12

•

осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных
изделий;

•

осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях
быту и профессиональной деятельности; оформлять изделия по собственному замыслу;
выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий; подбирать
материал наиболее подходящий для выполнения изделия.

•
1.
•
•
•
•
•
•
2.
•
•
•

•

•
•
•
3.
•
•
•
•
•
•
•

Конструирование и моделирование.
Обучающийся научится:
выделять детали конструкции, называть их форму и определять способ соединения;
анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и готовому образцу;
изменять детали конструкции изделия для создания разных вариантов изделии;
анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия;
изготавливать конструкцию по слайдовому плану или заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
изменять конструкцию изделия и способ соединения деталей;
создавать собственную
конструкцию изделия по заданному образцу.
Практика работы на компьютере.
Обучающийся научится:
понимать информацию, представленную в учебнике в разных формах;
воспринимать книгу как источник информации;
наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст ,
иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать простейшие выводы;
выполнять простейшие преобразования информации (переводить текстовую
информацию в табличную форму;
заполнять технологическую карту по заданному образцу и/или под руководством учителя;
осуществлять поиск информации в интернете под руководством взрослого Обучающийся
получит возможность научиться:
понимать значение использования компьютера для получения информации;
осуществлять поиск информации на компьютере под наблюдением взрослого; соблюдать
правила работы на компьютере и его использования и бережно относиться к технике;
набирать и оформлять небольшие по объему тексты; отбирать информацию по заданной
теме на основе текста и иллюстраций учебника.
Проектная деятельность. Обучающийся научится:
восстанавливать или составлять план последовательности выполнения изделия по
заданному слайдовому или текстовому плану;
проводить сравнение последовательности выполнения разных изделий и находить общие
закономерности в их изготовлении;
выделять этапы проектной деятельности;
определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя;
распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя;
проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям; Обучающиеся
получит возможность научиться:
определять задачи каждого этапа проектной деятельности;
13

•
•
•

ставить цели, самостоятельно распределять роли при выполнении изделия, проводить
оценку качества выполнения изделия;
развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре;
применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.

3 класс
1.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Обучающийся научится:
• воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой
деятельности человека - созидателя в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в
информационном пространстве;
• называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод,
архитектор, инженер-строитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея садовник,
дворник, и т.д. бережно относиться к предметам окружающего мира;
• организовывать самостоятельно рабочее место для работы в зависимости от используемых
инструментов и материалов; соблюдать правила безопасной работы с инструментами при
выполнении изделия; отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения
изделия в зависимости от вида работы, с помощью учителя заменять их; проводить
самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемому материалу;
• проводить анализ конструктивных особенностей простейших предметов быта под
руководством учителя и самостоятельно;
• осваивать доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе текстового и слайдового
плана, работы технологической картой.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
•
•

осмыслить понятие «городская инфраструктура»;
уважительно относиться к профессиональной деятельности человека;
осмыслить значимости профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной жизни
человека;

•

осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность.
2.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Обучающийся научится:
• узнавать и называть основные материалы и их свойства, происхождение, применение в
жизни; узнавать и называть свойства материалов, изученных в 3 классе:
Бумага и картон: свойства различных видов бумаги: толщина, или объемная масса; гладкость;
белизна; прозрачность; сопротивление разрыву, излому продавливанию, раздиранию; прочность
поверхности; влагопрочность; деформация при намокании; скручиваемость; впитывающая
способность; выбирать необходимый вид бумаги для выполнения изделия; приемам работы с
калькой, копировальной и металлизированной бумагой; выполнять различные виды орнамента,
(геометрический, растительный, зооморфный, комбинированный).выбирать или заменять вид
бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под руководством учителя); выполнять изделия
при помощи технологии выполнение папье-маше; осваивать технологию создания объемных
изделий из бумаги, используя особенности этого материала, создания разных видов оригами;

14

выполнять раскрой вырезанием симметричных фигур в гармошке, подгонкой по шаблону; освоение
элементов переплетных работ (переплет листов в книжный блок).
Текстильные и волокнистые материалы: структура и состав тканей; способ производства
тканей (ткачество, гобелен); производство и виды волокон (натуральные, синтетические);
Природные материалы: сравнивать свойства природных материалов при изготовлении
изделий из соломки, листьев, веточек и др. знакомство с новым природным материалом - соломкой,
ее свойствами и особенностями использования в декоративноприкладном искусстве; знакомство с
новым материалом — пробкой, ее свойствами и особенностями использования; применять на
практике различные приемы (склеивание, соединение, дел осваивать приемы работы с соломкой:
подготовка соломки к выполнению изделия: холодный и горячий способы; выполнение аппликации
из соломки; учитывать цвет и фактуру соломки при создании композиции; использовать свойства
пробки при создании изделия; выполнять композицию из природных материалов.оформлять
изделия из природных материалов при помощи фломастеров, красок и цветной бумаги.
Пластичные материалы систематизация знаний о свойствах пластичных материалов; выбор
материала в зависимости от назначения изделия наблюдение за использованием пластичных
материалов в жизнедеятельности человека; использовать пластичные материалы для соединения
деталей; новому виду работы с пластичным материалом - тестопластике
Конструктор: сравнивать свойства металлического и пластмассового конструктора;
выполнять способы соединения (подвижное и неподвижное) конструктора.
Металл: знакомство с новым материалом проволокой, ее свойствами; способам работы с
проволокой: скручивание, сгибание, откусывание.
Бисер: знакомство с новым материалом бисером; виды бисера; свойства бисера и способы его
использования; виды изделий из бисера; леска, ее свойства и особенности. использование лески при
изготовлении изделий из бисера. освоят способы бисероплетения.
Ткани и нитки: знакомство с технологическим процессом производства тканей, с ткацким
станком (прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основа, уток); конструирование
костюмов из ткани обработка ткани накрахмаливание; различать виды ниток, сравнивая их свойств
(назначение); выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения; выполнять виды
швов: стачные и украшающие, ручные и машинные, шов «через край», «тамбурный шов», освоить
строчки стебельчатых, петельных и крестообразных стежков; новым технологическим приемам:
изготавливать мягкие игрушки из бросовых материалов (старые перчатки, варежки); изготавливать
карнавальный костюм; украшать изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками.
украшать изделия при помощи вышивки и вязанных элементов; вязать воздушные петли крючком;
виду соединения деталей - натягивание нитей.
Продукты питания: знакомство с понятием продукты питания; виды продуктов; знакомство
с понятием «рецепт», «ингредиенты», «мерка»; способам приготовления пищи (без термической
обработки и с термической обработкой); готовить блюда по рецептам, определяя ингредиенты и
способ его приготовления; использовать для определения веса продуктов «мерки»
Растения, уход за растениями освоят способы ухода за парковыми растениями Элементы
графической грамоты выполнять простейшие чертежи, эскизы и наброски; изготавливать
простейшие изделия (плоские и объемные) по слайдовому плану, эскизам, техническим рисункам
и простым чертежам; выполнять разметку материала, с помощью циркуля, по линейке, через
копировальную, калькированную бумагу, помощью шаблонов, на глаз. выполнять разметку на
ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела, при помощи шаблона. выполнять разметку
симметричных деталей; оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного

15

образца; готовить пищу по рецептам, не требующим термической обработки; заполнять
простейшую техническую документацию
«Технологическую карту» выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки
материалов в зависимости от их свойств; использовать инструменты, необходимые при
крестообразных стежков; новым технологическим приемам: изготавливать мягкие игрушки из
бросовых материалов (старые перчатки, варежки); изготавливать карнавальный костюм; украшать
изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками. украшать изделия при помощи
вышивки и вязанных элементов; вязать воздушные петли крючком; виду соединения деталей натягивание нитей.
Продукты питания: знакомство с понятием продукты питания; виды продуктов; знакомство с
понятием «рецепт», «ингредиенты», «мерка»; способам приготовления пищи (без термической
обработки и с термической обработкой); готовить блюда по рецептам, определяя ингредиенты и
способ его приготовления; использовать для определения веса продуктов «мерки» вычерчивании,
рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль); чертить прямые линии по линейке и
намеченным точкам; вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу;
выполнять «эскиз» и «технический рисунок»; применять масштабирование при выполнении
чертежа; «читать» простейшие чертежи; анализировать и использовать обозначения линий чертежа.
Обучающийся получит возможность научиться:
• изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
• комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
• осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных
изделий;
• осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях
быту и профессиональной деятельности оформлять изделия по собственному замыслу;
выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий. подбирать
материал наиболее подходящий для выполнения изделия.

•
•
•
•
•
•

•
•
•

3. Конструирование и моделирование Обучающийся
научится:
выделять детали конструкции, называть их форму, расположение и определять способ
соединения;
анализировать конструкцию изделия по рисунку, простому чертежу, схеме, готовому
образцу;
частично изменять свойства конструкции изделия;
выполнять изделие, используя разные материалы;
повторять в конструкции изделия конструктивные особенности реальных предметов и
объектов;
анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия составлять на основе
слайдового плана текстовый и наоборот.
Обучающийся получит возможность научиться:
сравнивать конструкцию реальных объектов и конструкции изделия;
соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических фигур с изображением
развертки;
создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.
4. Практика работы на компьютере.
Обучающийся научится:
16

•

•

•

•
•
•

•
•
•
•
•

использовать информацию, представленную в учебнике в разных формах при защите
проекта; воспринимать книгу как источник информации; наблюдать и соотносить разные
информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план,
слайдовый план) и делать выводы и умозаключения; выполнять преобразования
информации;
переводить текстовую информацию в табличную форму; самостоятельно заполнять
технологическую карту по заданному образцу; использовать компьютер для поиска,
хранения и воспроизведения информации;
различать устройства компьютера и соблюдать правила безопасной работы; находить,
сохранять и использовать рисунки для оформления афиши.
Обучающийся получит возможность научиться:
переводить информацию из одного вида в другой
создавать простейшие информационные объекты;
использовать возможности сети Интернет по поиску информации
5. Проектная деятельность Обучающийся
научится:
составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому или
текстовому плану;
определять этапы проектной деятельности; определять задачи каждого этапа проекторной
деятельности под руководством учителя и самостоятельно;
распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя и или выбирать роли
в зависимости от своих интересов и возможностей;
проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
проектировать деятельность по выполнению изделия на основе технологической карты как
одного из средств реализации проекта
Обучающийся получит возможность научиться:

•

осмыслить понятие стоимость изделия и его значение в практической и производственной
деятельности;

•
•

выделять задачи каждого этапа проектной деятельности;
распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно
выполнять отдельные виды обработки материалов;

•

проводить оценку качества выполнения изделия на каждом этапе проекта и корректировать
выполнение изделия;

•

развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике
правила сотрудничества.
4 Класс

1. Общекультурные и общетрудовые
компетенции. Основы культуры труда.
Выпускник научится:
• иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных
народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих
родителей) и описывать их особенности; понимать общие правила создания предметов
17

•
•

•
•
•

рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность),
прочность, эстетическая выразительность - и руководствоваться ими в практической
деятельности;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на
инструкционную карту;
при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; выполнять доступные
действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, в
том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя
элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать
пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт
(изделия, комплексные работы, социальные услуги).

2. Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты.
Выпускник научится:
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах,
происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в
обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным
свойствам в соответствии с поставленной задачей;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и
доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их
выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
• применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами:
чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная
игла);
• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с
простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы,
читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные
изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации
собственного или предложенного учителем замысла;
•

прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать
художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративнохудожественной задачей.
3. Конструирование и моделирование Выпускник
научится:
• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное
расположение, виды соединения деталей;

18

•

•

решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа
соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие
доступные и сходные по сложности задачи;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или
эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:
• соотносить объемные конструкции, основанные на правильных геометрических формах, с
изображениями их разверток;
• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской
задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать
этот образ в материале.
4. Практика работы на компьютере Выпускник
научится:
• соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для
воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения
доступных конструкторско-технологических задач;
• использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами:
активировать, читать информацию, выполнять задания;
• создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы
текстов и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой
информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее
получения, хранения, переработки.
5. Проектная деятельность Выпускник научится:
• составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому или
текстовому плану;
• определять этапы проектной деятельности; определять задачи каждого этапа проекторной
деятельности под руководством учителя и самостоятельно;
• распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя и или выбирать роли
в зависимости от своих интересов и возможностей;
• проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям; проектировать
деятельность по выполнению изделия на основе технологической карты как одного из
средств реализации проекта; Выпускник получит возможность научиться:
• осмыслить понятие стоимость изделия и его значение в практической и производственной
деятельности; выделять задачи каждого этапа проектной деятельности;
• распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно
выполнять отдельные виды обработки материалов;
• проводить оценку качества выполнения изделия на каждом этапе проекта и корректировать
выполнение изделия; развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре;
• применять на практике.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
19

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживания
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда
человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и
декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2-3 народов).
Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных
народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая
выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к
природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество
мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование
трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов,
распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических
материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы.
Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей
(руководитель и подчиненный).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и
воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура
межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных
видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. 2. Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических,
механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их
практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их
декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих
способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых
инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия;
выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор
материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка,
отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов:
разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки,
угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом),
формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное,
проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание,
вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных
орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных
графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание).
Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва).
20

Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж,
эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий
(технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие
о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы
соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и
внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку,
простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим,
функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на
компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки
информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации.
Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее
представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших
средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам,
каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное
отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами),
готовыми материалами на электронных носителях.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование,
создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод
текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Wordи PowerPoint

21

3.Тематическое планирование.
1 класс (33 ч)

№п/п

Темы уроков

ИОТ
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживания.
Пластичные материалы. Лепка
1.
«Печатаем рисунки » на пластилиновой основе
2.
Рисование жгутиками из пластилина
3.
Лепка конструктивным способом несложных фигур

Количество
часов

3 ч.
1
1
1
3ч
1
1
1

Аппликация .
Аппликация на бумажной основе
5.
Аппликация из пластилина
6.
Плоскостная аппликация из листьев на бумажной основе
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической
грамоты
3ч
Мозаика
7.
Аппликация из кусочков бумаги
1
8.
Нанесение мозаичного изображения на пластилиновой основе
1
9.
Нанесение мозаичного изображения на пластилиновой основе
1
Художественное складывание
3ч
10.
Прием гофрирования бумаги
11.
Складывание из бумажного квадрата с использованием схемы
12.
Складывание из бумажного квадрата с использованием схемы
Плетение
3ч
13.
Простейшее узелковое плетение
1
14.
Объемное косое плетение в три пряди
1
15.
Плоское прямое плетение из полос бумаги
1
Шитьё и вышивание
3ч
16.
Продергивание нитей на льняной ткани, отделка бахромой
1
17.
Швы «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом»
1
18.
Пришивание пуговицы с двумя отверстиями
1
Моделирование и конструирование из геометрических фигур
9ч
19.
Аппликация из геометрических фигур, размеченных по шаблону
1
20.
Моделирование и конструирование из правильных геометрических
1
фигур
21.
Моделирование и конструирование из простых форм
1
22.
Объемное моделирование и конструирование из готовых
1
геометрических
23.
Создание технических моделей из готовых геометрических форм
1
24.
Аппликация из геометрических фигур, размеченных по шаблону
1
25.
Создание художественных образов из готовых форм с добавлением 1
деталей
4.

22

26.
27.

Объемное моделирование и конструирование из бумаги путем
1
скручивания
Моделирование летательных аппаратов с использованием разметки по 1
шаблону
Человек и информация
2ч

28.
29.

Изучение компьютера и его частей
Освоение правил пользования компьютером и поиска информации
Художественное конструирование

1
1
4ч

30.
31.
32.
33.

Изготовление плоскостных изделий
Изготовление объемных изделий с множеством деталей
Художественное конструирование из природных материалов
Приемы соединения изделий из природных материалов

1
1
1
1

23

2 класс (34 часа)
№ п/п
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.

10.
11.

12.
13.
14.
15.

16.

Темы уроков

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы
культуры труда.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты.
Бумага и картон.
Строительство.
Особенности деревянного зодчества.
Изделие: «Изба».
Особенности народного промысла городецкая роспись.
Изделие: «Городецкая роспись».
Домашние животные и птицы. Практическая работа:
«Домашние животные» Изделие: «Лошадка».
Проектная
деятельность.
«Деревенский
двор».
Изготовление объёмных изделий на основе развёртки.
Ткачество. Знакомство со структурой ткани, переплетением
нитей. Изделие: «Коврик».
Мебель, традиционная для русской избы. Завершение проекта
«Убранство избы» создание и оформление композиции
«Убранство избы» Изделие: «Стол и скамья».
Проектная деятельность. «Убранство избы» Убранство
русской избы. Утварь. Значение печи в быту.
Народные промыслы. Народный промысел хохломская
роспись. Техника: папье-маше, грунтовка. Изделие: «Золотая
хохлома».
Текстильные и волокнистые материалы.

Количество часов
1

8ч
1
1
1
1
1
1

1
1

6ч

Из чего состоит ткань. Инструменты для работы с тканью.
Национальный костюм и особенности его украшения.
Создание национального костюма (женского и мужского).
Способы украшения костюмов. Изделие: «Костюмы для Ани
и Вани».
Внешние признаки тканей из натуральных волокон. Изделие:
«Русская красавица».
Технология выполнения строчки косых стежков. Работа с
ткаными материалами. Изделие: «Кошелёк».
Технология выполнения строчки косых стежков. Работа с
ткаными материалами. Изделие: «Кошелёк».
История матрёшки. Разные способы росписи матрёшек:
семёновская,
вятская,
загорская
(сергиево-посадская),
полховско- майдановская, авторская. Изделие: «Матрешка».
Природные материалы.

1

Свойства природных материалов и приёмы работы с этими
материалами. Изделие: «Цыпленок».

1

1

1
1
1
1

3ч

24

17.

История возникновения ёлочных игрушек и традиции 1
празднования Нового года. Симметричные фигуры. Изделие:
«Ёлочные игрушки из яиц».

18.

Проектная деятельность. «Аквариум» Аквариум
аквариумные рыбки. Виды аквариумных рыбок. Изделие:
«Аквариум».
Пластичные материалы.

19.
20.
21.
22.
23.

24.
25.

26.
27.

28.

29.

30.
31.
32.

и 1

5ч

Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной
картины. Изделие: пейзаж «Деревня».
Особенности народного промысла дымковская игрушка.
Изделие: «Дымковская игрушка».
Закрепление приёмов работы с пластилином. Изделие:
«Семейка грибов на поляне».
Знакомство с новой техникой изготовления изделий –
тестопластикой. Изделие: «Игрушка из теста».
Проектная
деятельность.
«Праздничный
стол»
Изготовление изделий из пластичных материалов.
Ткани и нитки.

1

Посуда. Виды посуды и материалы, из которых она
изготавливается. Изделие: «Корзина с цветами».
Способ оформления изделий вышивкой. Виды швов и стежков
для вышивания. Материалы, инструменты и приспособления
для выполнения вышивки. Изделия:
«Тамбурные стежки», «Салфетка».
Рыболовство. Вода и её роль в жизни человека. Изделие:
композиция «Золотая рыбка».
Традиции оформления русской избы, правила приёма гостей.
Изделие: «Домовой». Практическая работа «Наш дом».
Растения, уход за растениями.

1

Земледелие. Деятельность человека на земле. Технология
выращивания лука. Практическая работа №1 «Выращивание
лука».
Элементы графической грамоты.

1

1
1
1
1
4ч

1

1
1
1ч

Книгопечатание. История книгопечатания. Способы создания 1
книги. Изделие: «Книжка-ширма».
Конструирование и моделирование.

1ч

4ч

Полуобъёмная аппликация. Работа с бумагой и волокнистыми 1
материалами. Изделие: «Русалка».
1
Птица счастья. Значение символа птицы в культуре. Оберег.
Освоение техники оригами. Изделие: «Птица счастья».
Использование ветра. Использование силы ветра человеком. 1
Работа с бумагой. Изделие: «Ветряная мельница».
25

Свойства фольги. Использование фольги. Изделие: «Флюгер».

33.

1
1ч

Практика работы на компьютере.
Поиск информации в Интернете. Практическая работа «Ищем
информацию в Интернете».
3 класс(34 часа)

34.

№
п/п

1.

2.

1

Темы уроков

ИОТ
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы
культуры труда, самообслуживания.
Пластичные материалы. Лепка.
Знакомство с книгой. Современная игрушка из пластилина. Лепка
пластилиновой игрушки.
Аппликация .
Выпуклая контурная аппликация. Панно.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты Мозаика.

3.
4.

5.
6.

Мозаика из мелких природных материалов «Алые паруса»,
«Корзиночка».
Плоскостное конструирование и моделирование из бумаги и картона.
Мозаика из элементов круга и овала.
Технология ручной обработки материалов. Элементы
графической грамоты
Художественное складывание. Оригами.
Оригами из квадрата и прямоугольника.
Модульное оригами.
Плетение.

Количес
тво
часов
1ч

1
1ч
1
2ч

1
1
2ч

1
1
3ч

7.
8.
9.

Плетение объёмное из двух полосок. Лягушка. Загадочный зверь.
Плетение плоское на картоне с помощью иголки и нитки.
Рисунки из углов, узоры в круге.
Шитьё и вышивание.

10.
11.

Конструирование и моделирование из ткани.
Плоские игрушки из ткани (детали соединяются швом).

1
1

12.
13.

Конструирование и моделирование из ткани.
Плоские игрушки из ткани (детали соединяются клеем). Броши.

1
1

Моделирование и конструирование.
14.
15.

Объёмное конструирование и моделирование из бумаги и картона.
Летающие модели.

1
1
1
4ч

4ч
1
1
26

16.
17.

Мир конструктора.
Изготовление по чертежам. Изделие «Дом»
Практика работы на компьютере.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Получение информации.
Представление информации.
Кодирование информации.
Кодирование и шифрование данных.
Хранение информации.
Обработка информации и данных.
Объект, его имя и свойства.

1
1
17ч

Функции объекта.

1
1
1
1
1
1
1
1

26.

Отношения между объектами.

1

27.

Отношения между объектами.

1

28.

Характеристика объекта.

1

29.

Характеристика объекта.

1

30.

Документ и данные об объекте.

1

31.

Документ и данные об объекте.

1

32.
33.
34.

Повторение за курс 3 класса.

1
1
1

Современные средства коммуникации.
Обобщающий урок.

27

4 класс (34ч)

№
п\п

Тема урока

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры
труда, самообслуживания.
Пластичные материалы. Лепка.
1.
Знакомство с бытовой керамикой. Способы лепки. Технология лепки
простого сосуда. Роспись сосуда.
2.
Знакомство с архитектурной керамикой. Изразец.
3.
Порядок изготовления «изразцового» панно из пластилина. Роспись панно
красками.
Технология ручной обработки материалов. Художественное
складывание.
4.
Гофрирование бумаги: приёмы работы изготовления гофрированной
подвески. Варианты отделки изделия.
5.
Приёмы работы по изготовлению раскладной открытки. Композиция.
Изготовление раскладной открытки и её оформление.
6.
Вырезание прямоугольника. Схема изготовления маски из бумаги.
Отделка маски.
7.
Вырезание прямоугольника. Схема изготовления шапочки из бумаги.
Отделка шапочки.
Плетение.
8.
Плетение из полос. Изготовление коробочки. Прямое плетение.
9.
Основные правила создания украшений. Украшение из бисера.
10. Изготовление бус и цепочек из бисера.
11. Плетение из нитей.
Шитьё и вышивание.
12. Закладка из ткани с вышивкой
13. Выполнение петельного шва.
14. Фигурки животных.
Моделирование и конструирование.

Колво
часов

3ч
1
1
1
4ч
1
1
1
1
4ч
1
1
1
1
3ч
1
1
1
3ч
28

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Объёмное моделирование и конструирование из бумаги.
Построение развёртки с помощью циркуля и линейки. Деление окружности
на равные части. Последовательность изготовления изделия.
Моделирование из деталей конструктора.
Практика работы на компьютере
Основными правилами поведения в кабинете информатики. Повторение
изученного в 3 классе.
Понятие. Определение понятия
Определение понятия
Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение
Контрольная работа по теме: «Суждение, умозаключение, понятие»
Модель объекта.
Текстовая и графическая модели.
Алгоритм как модель действий.
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Исполнитель алгоритма. Компьютер как исполнитель
Контрольная работа по теме: «Мир моделей»
Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления.
Цель управления. Управляющее воздействие
Средство управления. Результат управления
Современные средства коммуникации.
Контрольная работа по теме: «Управление»
Повторение за курс 4 класса

15.
16.
17.
18.

1
1
1
17ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».