АООП НОО Изобразительное искусство 1-4

ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждена

В составе АООП НОО
Приказ №18/3 от 05.04.2021

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ

учебного

предмета
«Изобразительное искусство»
1-4 классы

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям. У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего
ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности; основы гражданской идентичности,
своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя
народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

2

- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на здоровый образ жизни;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать
в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего
поведения; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для
формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к ОО,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных
мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого
учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- установки на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и
обеспечение их благополучия;
Метапредметные результаты (освоенные обучающимися УУД (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями): 1) овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование
умения
понимать причины
успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 8)
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить
текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с

3

аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими
действиями сравнения, анализа,
синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и
причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными
и
межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в
системе универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в
интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной
области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
- различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи,
4

собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит
возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и
о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие
способов решения задач; владеть основами смыслового восприятия художественных и
познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов
(в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда
или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
признаков и их синтеза;
- владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск
информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; записывать, фиксировать
информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и
восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, классификацию,
самостоятельно выбирая основания и

5

критерии для указанных логических операций; строить
логическое рассуждение,
включающее
установление
причинно- следственных связей; произвольно
и
осознанно владеть
общими
приемами решения
задач.
Коммуникативные УУД: Выпускник научится: адекватно использовать
коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая
его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя
в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении
и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания,
учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет; задавать вопросы;
адекватно
использовать
речевые
средства
для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: учитывать и
координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно
содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех
участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы,
необходимые
для организации
собственной
деятельности
и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства
для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
1 класс
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
–
живопись,

различать основные виды художественной деятельности (рисунок,
скульптура,

художественное

конструирование

и

дизайн,

декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественно-творческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с
ними для передачи собственного замысла;
–

эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
6

–
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие
природу, различные стороны (разнообразие, красоту и т. д.) окружающего мира и
жизненных явлений;
–
приводить примеры ведущих художественных музеев России и
художественных музеев своего региона. Обучающийся получит возможность
научиться:
–
воспринимать
произведения
изобразительного
искусства;
участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать
сюжет и содержание в знакомых произведениях;
–

видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины,

архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
–

создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в

пространстве;
–
использовать
выразительные
средства
изобразительного
искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём; различные художественные материалы для
воплощения собственного художественно-творческого замысла;
–

различать основные и составные, тёплые и холодные

цвета;

использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой
деятельности;
–
наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять
и
анализировать
пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы;
использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи,
скульптуре, графике, художественном конструировании;
–
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные
узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм для
создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой
деятельности специфику стилистики произведений народных художественных
промыслов в России (с учётом местных условий). Обучающийся получит
возможность научиться:
–
пользоваться средствами выразительности языка живописи,
графики, скульптуры, декоративно-прикладного
конструирования в
деятельности;

собственной
передавать

искусства,

художественного

художественно-творческой
разнообразные

эмоциональные

состояния,

7

используя различные оттенкицвета, при создании живописных композиций на
заданные темы;
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Обучающийся научится:
–
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно-творческой деятельности;
–
выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи
своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на усвоенные
способы действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
–
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы,
человека, предметов;
–

изображать пейзажи, выражая своё отношение к ним;

–
изображать композиции на значимые
участвовать в коллективных работах на эти темы.

жизненные

темы

и

2 класс
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
–
различать основные виды художественной деятельности (рисунок,
живопись,
скульптура,
художественное
конструирование
и
дизайн,
декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественно-творческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с
ними для передачи собственного замысла;
–
эмоционально- ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного
образного языка;
–
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие
природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.)
окружающего мира и жизненных явлений;
–

приводить примеры ведущих художественных музеев России и

художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и
назначение. Обучающийся получит возможность научиться:
–
воспринимать
произведения
изобразительного
искусства;
участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать
сюжет и содержание в знакомых произведениях;
8

–

видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины,

архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
–
высказывать аргументированное суждение о художественных
произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных
состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
–

создавать простые композиции на заданную тему на плоскости;

–
использовать
выразительные
средства
изобразительного
искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные
материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
–

различать основные и составные, тёплые и холодные

цвета;

использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой
деятельности;
–
создавать
средствами живописи,
графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в
объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика,
одежды, украшений человека;
–
наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять
и
анализировать
пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы;
использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи,
скульптуре, графике, художественном конструировании;
–
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные
узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм для
создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой
деятельности специфику стилистики произведений народных художественных
промыслов в России (с учётом местных условий). Обучающийся получит
возможность научиться:
–
пользоваться средствами выразительности языка живописи,
графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного
конструирования в собственной художественно-творческой деятельности
–
моделировать новые формы, различные ситуации путём
трансформации известного, создавать новые образы природы, человека,
фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Обучающийся научится:

9

–
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно-творческой деятельности;
–
выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи
своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и
намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.
— в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного
объекта) с опорой на усвоенные способы действия. Обучающийся получит
возможность научиться:
–
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов;
–

изображать пейзажи, натюрморты, выражая своё отношение к ним;

–
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные
темы и участвовать в коллективных работах на эти темы
3 класс
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
–
различать основные виды художественной деятельности (рисунок,
живопись,
скульптура,
художественное
конструирование
и
дизайн,
декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественно-творческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы
с ними для передачи собственного замысла;
–
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать
их специфику;
–
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного
образного языка;
–
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
шедевры своего национального, российского и мирового искусства,
изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту,
трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
–

приводить примеры ведущих художественных музеев России и

художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и
назначение. Обучающийся получит возможность научиться:
–
воспринимать
произведения
изобразительного
искусства;
участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать
сюжет и содержание в знакомых произведениях;
–

видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины,

архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
10

–
высказывать аргументированное суждение о художественных
произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных
состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
–
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве;
–
использовать
выразительные
средства
изобразительного
искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные
материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
–
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять
их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной
красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной
учебнотворческой деятельности;
–
создавать
средствами живописи,
графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в
объёме пропорции лица; передавать характерные черты внешнего облика, одежды,
украшений человека;
–
наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять
и
анализировать
пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы;
использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи,
скульптуре, графике, художественном конструировании;
–
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные
узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и
стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной
художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений
народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
–
пользоваться средствами выразительности языка живописи,
графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного
конструирования в
собственной художественно-творческой деятельности;
передавать

11

разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки
создании живописных композиций на заданные темы;

цвета, при

–
моделировать новые формы, различные ситуации путём
трансформации известного, создавать новые образы природы, человека,
фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства
и компьютерной графики
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Обучающийся научится:
–
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно-творческой деятельности;
–
выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи
своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и
намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.
д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам
данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные
способы действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
–
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов;
–
понимать и передавать в художественной работе разницу
представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять
терпимость к другим вкусам и мнениям;
–

изображать пейзажи, натюрморты, портреты,

выражая

своё
отношение к ним;
–
темы и

изображать многофигурные композиции на значимые жизненные

участвовать в коллективных работах на эти темы.

4 класс
Восприятие искусства и виды художественной деятельности Выпускник
научится:
–
различать основные виды художественной деятельности (рисунок,
живопись,
скульптура,
художественное
конструирование
и
дизайн,
декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественно-творческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с
ними для передачи собственного замысла;
12

–
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать
их специфику;
–
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного
образного языка;
–
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие
природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.)
окружающего мира и жизненных явлений;
–
приводить примеры ведущих художественных музеев России и
художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и
назначение. Выпускник получит возможность научиться:
–
воспринимать
произведения
изобразительного
искусства;
участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать
сюжет и содержание в знакомых произведениях;
–

видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины,

архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
–
высказывать аргументированное суждение о художественных
произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных
состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
–

создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в

пространстве;
–
использовать
выразительные
средства
изобразительного
искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные
материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
–
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять
их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной
красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной
учебнотворческой деятельности;
–
создавать
средствами живописи,
графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в
объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика,
одежды, украшений человека;
–
наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять
и
анализировать
пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы;
13

использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи,
скульптуре, графике, художественном конструировании;
–
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные
узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и
стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных
художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Выпускник
получит возможность научиться:
–
пользоваться средствами выразительности языка живописи,
графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного
конструирования в
собственной художественно-творческой деятельности;
передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные
оттенкицвета,
при создании живописных композиций на заданные темы;
–
моделировать новые формы, различные ситуации путём
трансформации известного, создавать новые образы природы, человека,
фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и
компьютерной графики;
–
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя
язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
–
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно-творческой деятельности;
–
выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи
своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и
намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.
— в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного
объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы
действия. Выпускник получит возможность научиться:
–
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов;
–
понимать и передавать в художественной работе разницу
представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость
к другим вкусам и мнениям;
–

изображать пейзажи, натюрморты, портреты,

выражая

своё
отношение к ним;
14

–
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные
темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
1. Содержание учебного предмета
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества:
художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его
условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических
искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе,
человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и
различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве.
Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере
культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства
народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский
музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров
национального, российского и мирового искусства. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации
его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель,
мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в
искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц,
животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в
соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания
выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание
формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры.
Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного
образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон
— сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков
художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного
искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной
культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни,
хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре.
Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном
15

искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в
прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев,
морозные узоры на стекле и т. д.). Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и
перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше,
загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое,
тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный
центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции.
Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов.
Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.
Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные,
острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и
художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы,
человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные
формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере.
Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема.
Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.).
Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи
и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль
ритма в декоративно-прикладном искусстве. Значимые темы искусства. О чем говорит
искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений,
различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в
разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных
географических широт. Использование различных художественных материалов и средств
для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда,
норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка
шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность
тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов —
представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан,
И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с
несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи

16

(например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных
условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в
искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры
народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении
жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с
музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной
культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в
искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах
мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих
лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу,
героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение,
презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование
различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых,
удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации
его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных,
географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере
изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр
натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков,
транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности. Участие в различных видах
изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской
деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж,
человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты:
композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой. Создание моделей
предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и
бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации
собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном
конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона,
композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной
анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики,
гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина,
глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего
отношения к произведению.
17

2.
Тематическое планирование
1 класс(1ч в неделю – 33 ч.)
№ п/п
1

Тема
Родина моя – Россия. Какого цвета осень. Живая природа: цвет.
Пейзаж в живописи.
Родина моя – Россия. Твой осенний букет. Декоративная композиция.

Кол-во час
1

Родина моя – Россия. Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция,
пространство, планы.
Искусство дарит людям красоту. В сентябре у рябины именины.
Декоративная композиция.
Искусство дарит людям красоту. Щедрая осень. Живая природа: форма.
Натюрморт: композиция.

1

1

12

Искусство дарит людям красоту. В гостях у народного мастера С. Веселова.
Орнамент народов России.
Искусство дарит людям красоту. Золотые травы России. Ритмы
травного узора хохломы.
Наши достижения. Что я знаю и могу.
Искусство дарит людям красоту. О чем поведал каргопольский узор.
Искусство дарит людям красоту. Русская глиняная игрушка.
Земля – наш общий дом. Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж в
графике.
Земля – наш общий дом. Зимний пейзаж: день и ночь.

13

Земля – наш общий дом .Белоснежные узоры. Вологодские кружева.

1

14

Родина моя – Россия. Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная
композиция.
Наши достижения. Я умею, я могу. Наш проект.

1

16

Родина моя – Россия. По следам зимней сказки. Декоративная
композиция.

1

17

Искусство дарит людям красоту. Зимние забавы. Сюжетная композиция.

1

18

Искусство дарит людям красоту. Защитники земли Русской.
Образ богатыря.
Искусство дарит людям красоту. Открой секреты Дымки. Русская глиняная
игрушка.
Искусство дарит людям красоту. Краски природы в наряде русской
красавицы. Народный костюм.
Земля – наш общий дом. Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет.

1

Искусство дарит людям красоту. Птицы – вестники весны. Декоративная
композиция.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ сказочного героя.
Искусство дарит людям красоту. «У Лукоморья дуб зелёный...»
Дерево – жизни украшение.

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

15

19
20
21
22
23
24

1

1
1

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

1
1

18

25
26
27
28
29
30
31
32
33

Искусство дарит людям красоту. В царстве радуги-дуги. Основные и
составные цвета.
Искусство дарит людям красоту. Красуйся красота по цветам лазоревым.
Цвет и оттенки.
Родина моя – Россия. Какого цвета страна родная. Пейзаж в
живописи.
Искусство дарит людям красоту. Основные и составные цвета.

1

Земля – наш общий дом. Весенний день. Восприятие произведений
искусства. Живопись. Композиция.
Искусство дарит людям красоту. Дымковская игрушка. Скульптура.
Декоративно-прикладное искусство. Объем.
Земля – наш общий дом. Весенние цветы. Живопись. Форма.
Земля – наш общий дом. Здравствуй, лето. Восприятие произведений
искусства. Живопись. Цвет.
Искусство дарит людям красоту. Красота обычных вещей. Художественное
конструирование и дизайн. Композиция.

1

1
1
1

1
1
1
1

19

2 класс(1ч в неделю – 34 ч.)
№ п/п
Тема
1
ТБ. Человек и человеческие взаимоотношения. Восприятие
произведений искусства. Композиция.
2
Земля – наш общий дом. Осенний букет. Рисунок. Живопись. Цвет.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23

Кол-во час
1
1

Земля – наш общий дом. Осень – пора грибная. Живопись.
Форма.
Земля – наш общий дом. Осенние листья. Живопись. Форма.
Земля – наш общий дом. Осень. Музыка дождя. Рисунок. Линия.

1

Искусство дарит людям красоту. Красота обычных вещей.
Цилиндр. Художественное конструирование и дизайн. Объём.
Искусство дарит людям красоту. Осенние подарки природы.
Натюрморт. Скульптура. Композиция.
Искусство дарит людям красоту. Осенний натюрморт.
Живопись. Цвет. Объем.
Искусство дарит людям красоту. Полхов – майданская роспись.
Декоративно-прикладное искусство.
Искусство дарит людям красоту. Филимоновская игрушка.
Декоративно-прикладное искусство. Скульптура.
Земля – наш общий дом. Сказка про осень. Живопись. Цвет.
Земля – наш общий дом. Животные. Рисунок. Линия.
Искусство дарит людям красоту. Рисуем сказку. Живопись.
Искусство дарит людям красоту. Сказочная птица. Декоративноприкладное искусство. Цвет.
Искусство дарит людям красоту. Архангельский
рождественский пряник. Скульптура. Форма.
Искусство дарит людям красоту. Карнавальные маски.
Художественное конструирование и дизайн. Форма.
Человек и человеческие взаимоотношения. Восприятие
произведений искусства. Зимние развлечения. Живопись.
Композиция.
Искусство дарит людям красоту. Богородская игрушка.
Скульптура. Форма.
Земля – наш общий дом. Наши друзья – животные. Рисунок.
Пятно.
Земля – наш общий дом. Наши друзья – животные. Живопись.
Форма.
Земля – наш общий дом. Любимые сказки. Рисунок. Пятно.
Искусство дарит людям красоту. Красота обычных вещей.
Художественное конструирование и дизайн. Объем.
Родина моя – Россия. Защитники земли русской. Восприятие
произведений искусства. Рисунок.

1

1
1

1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

20

24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Искусство дарит людям красоту. Красота обычных вещей.
Художественное конструирование и дизайн. Объем. Форма.
Человек и человеческие взаимоотношения. Моя семья – забота и
любовь. Восприятие произведений искусства. Рисунок.

1

Земля – наш общий дом. Птицы. Рисунок. Форма.
Родина моя – Россия. Художественные музеи страны.
Восприятие произведений искусства.
Родина моя – Россия. Весенний день. Рисунок. Композиция.
Родина моя – Россия. Готовимся к рисованию сказки. Рисунок.
Линия. Форма.
Родина моя – Россия. Рисуем сказку. Живопись. Композиция.
Земля – наш общий дом. Насекомые. Рисунок. Композиция.
Искусство дарит людям красоту. Проект детской площадки.
Художественное конструирование и дизайн. Объем. Форма.
Родина моя – Россия. Лето красное. Живопись. Цвет.
Земля- наш общий дом. Дары лета.

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

21

3 класс(1ч в неделю – 34 ч.)
№ п/п

Тема урока

Количество
часов

1

ТБ. Земля – наш общий дом. Мой прекрасный сад. Живопись. Цвет.

1

2

Земля – наш общий дом. Летние травы. Рисунок. Линия.
Земля – наш общий дом. Прощание с летом. Насекомые.
Живопись. Цвет.
Искусство дарит людям красоту. Подносы Жостово. Декоративноприкладное искусство. Композиция.
Искусство дарит людям красоту. Осенние фантазии.
Скульптура. Художественное конструирование и дизайн.
Земля – наш общий дом. Осенние листья. Ось симметрии.
Живопись. Цвет.
Земля – наш общий дом. Осенний букет. Живопись. Композиция.

1

3
4
5
6
7

1
1
1
1
1

8

Искусство дарит людям красоту. Линии и пространство. Художественное 1
конструирование и дизайн.

9

Земля – наш общий дом. Портрет красавицы осени. Живопись. Цвет.

10

12

1
Родина моя – Россия. Дорогие сердцу места. Восприятие
произведений искусства. Композиция.
Искусство дарит людям красоту. Машины на службе человека. Рисунок. 1
Форма
1
Родина моя – Россия. Труд людей осенью. Рисунок. Композиция.

13

Земля – наш общий дом. Животные. Рисунок.

1

14

Земля – наш общий дом. Животные. Скульптура.
Искусство дарит людям красоту. Домик сказочного героя.
Рисунок. Композиция. Форма.
Искусство дарит людям красоту. Сказочные кони. Декоративноприкладное искусство. Композиция.
Земля – наш общий дом. Портрет сказочного героя. Рисунок.
Земля – наш общий дом. Карнавальные костюмы. Художественное
конструирование и дизайн
Родина моя – Россия. Восприятие произведений искусства.
Зимний город. Живопись.
Земля – наш общий дом. Звери и птицы в городе. Рисунок

1

Родина моя – Россия. Восприятие произведений искусства. Макет
сказочного города. Художественное конструирование и дизайн.
Родина моя – Россия. Декорации. Живопись.

1

11

15
16
17
18
19
20
21
22

1

1
1
1
1
1
1

1
22

23

Родина моя – Россия. Великие полководцы России. Рисунок. Линия.

1

24

Родина моя – Россия. Цветочные узоры павловских шалей. Декоративноприкладное искусство.

2

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Человек и человеческие взаимоотношения. Портрет мамы.
Живопись. Цвет.
Искусство дарит людям красоту. Подарок маме.
Художественное конструирование и дизайн.
Родина моя – Россия. Головной убор русской красавицы. Декоративноприкладное искусство.
Искусство дарит людям красоту. Рисуем сказки А.С.Пушкина.
Декоративно-прикладное искусство. Композиция.
Земля – наш общий дом. Весенняя веточка. Живопись. Форма.
Искусство дарит людям красоту. Праздничный салют. Живопись.
Граттаж.
Земля – наш общий дом. Красота моря. Живопись. Цвет.
Родина моя – Россия. Родная природа. Облака. Живопись. Линия.
Цвет.
Родина моя – Россия. Восприятие произведений искусства.
Живопись.
Родина моя – Россия. Лето красное. Живопись. Цвет.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

23

4 класс (1ч в неделю – 34 ч.)
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Тема урока

ТБ. Земля – наш общий дом. Путешествуя по земному шару.
Живопись.
Искусство дарит людям красоту. Восприятие произведений
искусства. Фрукты и овощи. Рисунок. Натюрморт.
Искусство дарит людям красоту. Фрукты и овощи. Живопись.
Натюрморт.
Искусство дарит людям красоту. Конструкция предметов. Ваза.
Рисунок.
Искусство дарит людям красоту. Конструкция предметов.
Цветы. Рисунок.
Искусство дарит людям красоту. Конструкция предметов.
Букет. Живопись.
Искусство дарит людям красоту. Чудо – кувшины. Скульптура.
Форма.
Искусство дарит людям красоту. Дивный сад хозяйки медной
горы. Живопись.
Земля – наш общий дом. Соединение искусства и природы.
Восприятие произведений искусства. Художественное
конструирование и дизайн.
Искусство дарит людям красоту. Мир любимых вещей.
Рисунок. Перспектива.
Родина моя – Россия. Дверь, ведущая в сказку. Рисунок.
Композиция.
Искусство дарит людям красоту. Посуда. Рисунок. Форма.
Искусство дарит людям красоту. Красота обычных вещей.
Художественное конструирование и дизайн. Коллаж.
Земля – наш общий дом. Восприятие произведений искусства.
Художественное конструирование и дизайн. Инсталляция.
Родина моя – Россия. Красота моего города. Живопись.
Колорит.
Земля – наш общий дом. Восприятие произведений искусства.
Рисуем деревья. Живопись. Цвет.
Искусство дарит людям красоту. Сказочный лес. Декоративноприкладное искусство. Форма.
Родина моя – Россия. Старинные города России.
Художественное конструирование и дизайн.
Земля – наш общий дом. Городской пейзаж. Рисунок.
Композиция. Перспектива.
Искусство дарит людям красоту. Художественное
конструирование и дизайн. Конструируем свой дом.
Искусство дарит людям красоту. Праздничный наряд города.
Рисунок.

Кол- во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24

22
23
24
25
26
27
28

29
30
31
32
33
34

Человек и человеческие взаимоотношения. Автопортрет.
Рисунок. Линия.
Человек и человеческие взаимоотношения. Восприятие
произведений искусства. Пропорции лица человека. Рисунок.
Человек и человеческие взаимоотношения. Рисунки мастеров
слова. Рисунок. Линия.
Искусство дарит людям красоту. Литература, музыка, театр.
Восприятие произведений искусства.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образы балета.
Пропорции фигуры человека. Рисунок. Форма.
Искусство дарит людям красоту. Герои сказок. Восприятие
произведений искусства. Скульптура.
Искусство дарит людям красоту. Сказки на шкатулках.
Восприятие произведений искусства. Декоративно-прикладное
искусство.
Искусство дарит людям красоту. Города будущего.
Художественное конструирование и дизайн.
Земля – наш общий дом. Интерьер – образ эпохи. Рисунок.
Перспектива.
Искусство дарит людям красоту. Удобство и красота.
Художественное конструирование и дизайн.
Родина моя – Россия. «Этот День Победы…» Художественное
конструирование и дизайн.
Искусство дарит людям красоту. Скульптура. Изразец.
Земля – наш общий дом. «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Плакат.

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».