Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 21
Утвержден в составе АООП НОО
для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями
(Вариант 1)
/[J
Учебный план
начального общего образования
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 21 на 2025 - 2026 учебный год,
приведенный в соответствие с ФАООП обучающихся с
интеллектуальными нарушениями, утвержденной Приказом Министерства
просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026
(Вариант 1)
МО Горноуральский, Свердловская область 2025
Пояснительная записка
Учебный план АООП НОО МБОУ СОШ № 21 (далее - Учебный план),
реализующий ФАООП УО (Вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на
их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1
дополнительном и в 1 классе и 34 учебных недель в году со 2 по 4 класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732
академических часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV
класс).
В учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов,
входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную
коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых
образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции
недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру
учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также
его интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения
в экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся,
а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. ,
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в
том числе этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом
развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная
деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие
направления внеурочной деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно
развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию
коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении
объемов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов
в неделю из часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в МБОУ СОШ №21, которая
предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов,
необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет
суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов
должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с
учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических
потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции
Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный № 61573),
действующим до 1 января 2027 г.
Для развития потенциала тех обучающихся с интеллектуальными
нарушения, которые в силу особенностей своего психофизического развития
испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут
разрабатываться с участием их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей,
темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов,
программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Недельный учебный план АООП для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (вариант 1) I - IV классов
Предметные области
Класс
Количество часов
Всего
I
II
III
IV
Русский язык
3
3
3
3
12
Чтение
3
4
4
4
15
Речевая практика
2
2
2
2
8
2. Математика
Математика
3
4
4
4
15
3. Естествознание
Мир природы и человека
2
1
1
1
5
4. Искусство
Музыка
2
1
1
1
5
Рисование (изобразительное
искусство)
1
1
1
1
4
5. Физическая
культура
Адаптивная физическая
культура
3
3
3
3
12
6. Технология
Ручной труд
2
1
1
1
5
21
20
20
20
81
-
3
3
3
9
Занимательная грамматика
-
2
2
2
6
Мир природы и человека
-
1
1
1
3
21
23
23
23
90
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
6
6
6
6
24
Логопедические занятия
3
3
3
3
12
Психокоррекционные занятия
3
3
3
3
12
Внеурочная деятельность:
4
4
4
4
16
Разговоры о важном
1
1
1
1
4
Орлята России
1
1
1
1
4
Мир театра
1
1
1
1
4
1
1
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
Максимально допустимая годовая нагрузка (при
5-дневной учебной неделе)
Подвижные игры
Годовой учебный план АООП для обучающихся с интеллектуальными
________
нарушениями (вариант 1) I - IV классов________________
Предметные области
Класс
Количество часов
Всего
I
II
III
IV
Русский язык
99
102
102
102
405
Чтение
99
136
136
136
507
Речевая практика
66
68
68
68
270
2. Математика
Математика
99
136
136
136
474
3. Естествознание
Мир природы и человека
66
34
34
34
168
4. Искусство
Музыка
66
34
34
34
168
Рисование (изобразительное
искусство)
33
34
34
34 '
135
5. Физическая
культура
Адаптивная физическая
культура
99
102
102
102
405
6. Технология
Ручной труд
66
34
34
34
168
693
680
680
680
2733
-
102
102
102
306
Занимательная грамматика
-
68
68
68
204
Мир природы и человека
-
34
34
34
102
Максимально допустимая годовая нагрузка (при
5-дневной учебной неделе)
693
782
782
782
3039
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
198
204
204
204
810
Логопедические занятия
99
102
102
102
405
Психокоррекционные занятия
99
102
102
102
405
Внеурочная деятельность:
132
136
136
136
540
Курс «Разговоры о важном»
33
34
34
34
135
Курс «Орлята России»
33
34
34
34
135
Курс «Мир театра»
33
34
34
34
135
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при 5-дневной учебной
неделе (33 учебных недели в I классе, 34 учебных недели во II - IV классах).