РП КВД Грамотеи 2 класс

Приложение
Утверждена в составе
ООП НОО МБОУ СОШ № 21
Приказ от 28.08.2024 г. № 172/14

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Грамотеи»
(общеинтеллектуальное направление)
2 класс

с. Краснополье

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекции оптической дисграфии составлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
на основе методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой
«Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы
Е.В. Мазановой: «Коррекция оптической дисграфии» в рамках
общеинтеллектуального направления во внеурочной деятельности.
Данная рабочая программа направлена на коррекцию оптической
дисграфии и создание условий для эффективной реализации и освоения
обучающими 2 класса основной образовательной программы начального
общего образования,

в том числе на обеспечение условий для

индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической
коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение
имеющихся у них недостатков письменной речи.
Рабочая программа разработана на основании и с учетом следующих
нормативно-правовых документов:


Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями);

 Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального общего образования (утвержден приказом Министерства
образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (с изменениями)).
Программа рассчитана на 34 часа. Продолжительность одного занятия
составляет 35 минут. В первые две недели сентября и последние две недели
мая проводится обследование состояния речи обучающихся на начало, и
соответственно, конец учебного года. На каждом занятии обучающимся
предлагается большое количество разнообразных заданий в соответствии с

темой: загадки, ребусы, кроссворды, задания на карточках, доске. Работа
начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два
направления (работа ведется в двух направлениях параллельно):
1. Развитие неречевых процессов;
2. Дифференциация сходных по начертанию букв.
Необходимо отметить, что работа по развитию неречевых процессов не
ограничивается рамками первого этапа. Далее соответствующие мероприятия
включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий.
Всю коррекционно-логопедическую работу можно условно разделить на
3 уровня:
1. Конструирование, реконструирование букв.
2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой
(звуком).
3. Работа со словами-паронимами (квазиомонимами).
Краткая характеристика оптической дисграфии
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса,
пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях
графического образа букв. Нарушения в воспроизведении букв на письме
бывают разных видов:
— замены графически сходных букв — состоящие из одинаковых
элементов, но отличающиеся количеством данных элементов (л — м, и — ш, ш
— щ, ц, — щ);
—

замены

графически

сходных

букв—отличающихся

одним

дополнительным элементом (о — а, б — д, с — х, х — ж);
— замены графически сходных букв — состоящих из одинаковых
элементов, но различно расположенных в пространстве (в — д, т — ш);
— зеркальное написание букв (с — е , э — е).
Первые два вида ошибок связаны с недоразвитием кинетических
представлений. Последние два — это последствие недоразвития оптических
представлений.

Целью коррекционной работы является преодоление ошибок письма,
обусловленных оптической дисграфией, путем проведения работы на уровне
звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. А так же
закрепление обучающимися на логопедических занятиях знаний, полученных
в классе, восполнение пробелов в обучении.
Основные задачи
1. Установление логических и языковых связей между предложениями;
2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс,
корень, окончание);
3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные
способы);
4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных
конструкций;
5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в
словосочетаниях (управления и согласования);
6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;
7. Обучение конструированию сложного предложения.
Структура рабочей программы курса внеурочной деятельности
соответствует п.19.5 ФГОС НОО и включает в себя следующие разделы:
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации видов деятельности;
3. Тематическое планирование.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации видов деятельности.
I.Развитие неречевых процессов
1.Развитие зрительного восприятия, памяти, навыков звукового анализа.
Знакомство с основными и оттеночными цветами. Знакомство с

геометрическими фигурами. Соотнесение предмета с цветом, величиной и
формой. Дифференциация предметов по цвету, величине и форме.
Знакомство с понятием «величина». Сравнение предметов по величине,
ширине, глубине и т.д.
2.Развитие пространственно-временных отношений.
Знакомство с такими понятиями как: год, месяц, день недели, сутки, вчера,
сегодня, завтра. Формирование временных представлений по отношению к
приему пищи. Развитие пространственных представлений: верх, низ, слева,
справа, между, под, над... Расширение объема зрительной памяти.
II. Дифференциация графически сходных букв
1.Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных букв
(рукописного и печатного шрифта).
Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах,
словосочетании, предложении, тексте. Соотнесение буквы со звуком и
символом. Конструирование и реконструирование букв. Сравнение
элементов букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие
зрительно-моторных координации. Дифференциация букв. Работа с
квазиомонимами. Развитие образного мышления.
2. Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных и согласных
букв (рукописного и печатного шрифта).
Дифференциация букв во всех позициях. Сравнение элементов смешиваемых
букв. Соотнесение буквы с символом и звуком. Развитие зрительномоторных координации. Конструирование и реконструирование. Развитие
кинетических представлений. Работа с квазиомонимами.
3. Дифференциация оптически и кинетически сходных согласных букв
(рукописного и печатного шрифта).
Дифференциация сходных по начертанию оптических букв во всех позициях.
Развитие зрительно-моторных координации. Конструирование и
реконструирование. Развитие оптических представлений и оптикопространственных отношений. Установление связей между графемой и
артикулемой. Работа с квазиомонимами.
Виды деятельности обучающихся:
- фронтальная работа с зеркалом при артикуляции звуков;
- парная работа на артикуляционной гимнастике;
- индивидуальная работа при звуко-буквенном анализе слова.

3.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
 Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
 Формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
 Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нем взаимопонимания;
 Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
 Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
 Формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности.
Метапредметные результаты:
 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;

 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 Смысловое чтение;
 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
 Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты:
По окончании изучения курса во 2 классе
Обучающийся научится:
1 распознавать основные цвета и оттенки, геометрические фигуры,
схему собственного тела, направления;
2 правильно артикулировать звуки русского языка, правильно
называть все буквы русского алфавита;
3 находить сходство и различие всех сходных по начертанию букв.
Обучающийся получит возможность научиться:
1 сравнивать элементы букв двух шрифтов;
2 уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;
3 сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех
этапах;

4 соотносить букву со звуком и наоборот.
4. Тематическое планирование.
№
1,2

Тема занятия

Количество
часов

Диагностика на начало года.

2

1. Развитие неречевых процессов.

7

1Развитие зрительного восприятия, памяти, навыков
звукового анализа
3
Знакомство с основными и оттеночными
цветами. Знакомство с геометрическими
фигурами.

3
1

4

Дифференциация предметов по цвету,
величине и форме.

1

5

Знакомство с понятием «величина».
Сравнение предметов по величине,
ширине, глубине и т.д.

1

2 Развитие пространственно-временных отношений

4

6,7

Знакомство с понятиями: год, месяц, день
недели, сутки, вчера, сегодня, завтра.

2

8

Формирование временных представлений
по отношению к приему пищи.

1

9

Развитие пространственных
представлений: верх, низ, слева, справа,
между, под, над...

1

10

Открытое занятие «Лети, лети,
лепесток…»

1

II. Дифференциация графически сходных букв

21

1 Дифференциация оптически и кинетически
сходных гласных букв (рукописного и печатного
шрифта)

7

11,12

Дифференциация сходных по начертанию
букв в слогах, словах, словосочетании,

2

предложении, тексте.
Соотнесение буквы со звуком и символом.

1

14,15

Конструирование и реконструирование
букв. Сравнение элементов букв.

2

16,17

Дифференциация букв. Работа с
квазиомонимами.

2

13

7
2 Дифференциация оптически и кинетически
сходных гласных и согласных букв (рукописного и
печатного шрифта)
18,19

Дифференциация букв во всех позициях.

2

20,21

Сравнение элементов смешиваемых букв.

2

22,23,24 Конструирование и реконструирование.
Развитие кинетических представлений.

3

3 Дифференциация оптически и кинетически
сходных согласных букв (рукописного и печатного
шрифта)

7

25.26

Дифференциация сходных по начертанию
оптических букв во всех позициях.

2

27,28

Развитие зрительно-моторных
координации. Конструирование и
реконструирование.

2

29,30

Установление связей между графемой и
артикулемой.

2

31

Работа с квазиомонимами.

1

32

Речевой праздник «В гостях у Алфавита».

1

Диагностика на конец года.

2

Всего:

34

33,34

5. Учебно- методическое обеспечение.
 плакаты с высказываниями о русском языке,
 ИКТ – технология (презентация PowerPoint),
 Словари, карточки с заданиями,

 Мазанова Е.В. "Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по
профилактике и коррекции оптической дисграфии",
 Мазанова Е.В. "Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по
коррекции оптической дисграфии".


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».