Приложение Утверждена в составе ООП НОО МБОУ СОШ № 21 Приказ от 28.08.2024 г. № 172/14 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Грамотеи» (общеинтеллектуальное направление) 2 класс с. Краснополье 1. Пояснительная записка Рабочая программа по коррекции оптической дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция оптической дисграфии» в рамках общеинтеллектуального направления во внеурочной деятельности. Данная рабочая программа направлена на коррекцию оптической дисграфии и создание условий для эффективной реализации и освоения обучающими 2 класса основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков письменной речи. Рабочая программа разработана на основании и с учетом следующих нормативно-правовых документов: Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями)). Программа рассчитана на 34 часа. Продолжительность одного занятия составляет 35 минут. В первые две недели сентября и последние две недели мая проводится обследование состояния речи обучающихся на начало, и соответственно, конец учебного года. На каждом занятии обучающимся предлагается большое количество разнообразных заданий в соответствии с темой: загадки, ребусы, кроссворды, задания на карточках, доске. Работа начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два направления (работа ведется в двух направлениях параллельно): 1. Развитие неречевых процессов; 2. Дифференциация сходных по начертанию букв. Необходимо отметить, что работа по развитию неречевых процессов не ограничивается рамками первого этапа. Далее соответствующие мероприятия включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий. Всю коррекционно-логопедическую работу можно условно разделить на 3 уровня: 1. Конструирование, реконструирование букв. 2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком). 3. Работа со словами-паронимами (квазиомонимами). Краткая характеристика оптической дисграфии Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов: — замены графически сходных букв — состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов (л — м, и — ш, ш — щ, ц, — щ); — замены графически сходных букв—отличающихся одним дополнительным элементом (о — а, б — д, с — х, х — ж); — замены графически сходных букв — состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в — д, т — ш); — зеркальное написание букв (с — е , э — е). Первые два вида ошибок связаны с недоразвитием кинетических представлений. Последние два — это последствие недоразвития оптических представлений. Целью коррекционной работы является преодоление ошибок письма, обусловленных оптической дисграфией, путем проведения работы на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. А так же закрепление обучающимися на логопедических занятиях знаний, полученных в классе, восполнение пробелов в обучении. Основные задачи 1. Установление логических и языковых связей между предложениями; 2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание); 3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы); 4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций; 5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования); 6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения; 7. Обучение конструированию сложного предложения. Структура рабочей программы курса внеурочной деятельности соответствует п.19.5 ФГОС НОО и включает в себя следующие разделы: 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации видов деятельности; 3. Тематическое планирование. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации видов деятельности. I.Развитие неречевых процессов 1.Развитие зрительного восприятия, памяти, навыков звукового анализа. Знакомство с основными и оттеночными цветами. Знакомство с геометрическими фигурами. Соотнесение предмета с цветом, величиной и формой. Дифференциация предметов по цвету, величине и форме. Знакомство с понятием «величина». Сравнение предметов по величине, ширине, глубине и т.д. 2.Развитие пространственно-временных отношений. Знакомство с такими понятиями как: год, месяц, день недели, сутки, вчера, сегодня, завтра. Формирование временных представлений по отношению к приему пищи. Развитие пространственных представлений: верх, низ, слева, справа, между, под, над... Расширение объема зрительной памяти. II. Дифференциация графически сходных букв 1.Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных букв (рукописного и печатного шрифта). Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах, словосочетании, предложении, тексте. Соотнесение буквы со звуком и символом. Конструирование и реконструирование букв. Сравнение элементов букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие зрительно-моторных координации. Дифференциация букв. Работа с квазиомонимами. Развитие образного мышления. 2. Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных и согласных букв (рукописного и печатного шрифта). Дифференциация букв во всех позициях. Сравнение элементов смешиваемых букв. Соотнесение буквы с символом и звуком. Развитие зрительномоторных координации. Конструирование и реконструирование. Развитие кинетических представлений. Работа с квазиомонимами. 3. Дифференциация оптически и кинетически сходных согласных букв (рукописного и печатного шрифта). Дифференциация сходных по начертанию оптических букв во всех позициях. Развитие зрительно-моторных координации. Конструирование и реконструирование. Развитие оптических представлений и оптикопространственных отношений. Установление связей между графемой и артикулемой. Работа с квазиомонимами. Виды деятельности обучающихся: - фронтальная работа с зеркалом при артикуляции звуков; - парная работа на артикуляционной гимнастике; - индивидуальная работа при звуко-буквенном анализе слова. 3.Результаты освоения курса внеурочной деятельности. Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Метапредметные результаты: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Смысловое чтение; Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Предметные результаты: По окончании изучения курса во 2 классе Обучающийся научится: 1 распознавать основные цвета и оттенки, геометрические фигуры, схему собственного тела, направления; 2 правильно артикулировать звуки русского языка, правильно называть все буквы русского алфавита; 3 находить сходство и различие всех сходных по начертанию букв. Обучающийся получит возможность научиться: 1 сравнивать элементы букв двух шрифтов; 2 уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов; 3 сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах; 4 соотносить букву со звуком и наоборот. 4. Тематическое планирование. № 1,2 Тема занятия Количество часов Диагностика на начало года. 2 1. Развитие неречевых процессов. 7 1Развитие зрительного восприятия, памяти, навыков звукового анализа 3 Знакомство с основными и оттеночными цветами. Знакомство с геометрическими фигурами. 3 1 4 Дифференциация предметов по цвету, величине и форме. 1 5 Знакомство с понятием «величина». Сравнение предметов по величине, ширине, глубине и т.д. 1 2 Развитие пространственно-временных отношений 4 6,7 Знакомство с понятиями: год, месяц, день недели, сутки, вчера, сегодня, завтра. 2 8 Формирование временных представлений по отношению к приему пищи. 1 9 Развитие пространственных представлений: верх, низ, слева, справа, между, под, над... 1 10 Открытое занятие «Лети, лети, лепесток…» 1 II. Дифференциация графически сходных букв 21 1 Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных букв (рукописного и печатного шрифта) 7 11,12 Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах, словосочетании, 2 предложении, тексте. Соотнесение буквы со звуком и символом. 1 14,15 Конструирование и реконструирование букв. Сравнение элементов букв. 2 16,17 Дифференциация букв. Работа с квазиомонимами. 2 13 7 2 Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных и согласных букв (рукописного и печатного шрифта) 18,19 Дифференциация букв во всех позициях. 2 20,21 Сравнение элементов смешиваемых букв. 2 22,23,24 Конструирование и реконструирование. Развитие кинетических представлений. 3 3 Дифференциация оптически и кинетически сходных согласных букв (рукописного и печатного шрифта) 7 25.26 Дифференциация сходных по начертанию оптических букв во всех позициях. 2 27,28 Развитие зрительно-моторных координации. Конструирование и реконструирование. 2 29,30 Установление связей между графемой и артикулемой. 2 31 Работа с квазиомонимами. 1 32 Речевой праздник «В гостях у Алфавита». 1 Диагностика на конец года. 2 Всего: 34 33,34 5. Учебно- методическое обеспечение. плакаты с высказываниями о русском языке, ИКТ – технология (презентация PowerPoint), Словари, карточки с заданиями, Мазанова Е.В. "Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии", Мазанова Е.В. "Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии".