Приложение
Утверждена в составе
ООП НОО МБОУ СОШ № 21
Приказ от 28.08.2024 г. № 172/14
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Грамотеи»
(общеинтеллектуальное направление)
2 класс
с. Краснополье
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекции оптической дисграфии составлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
на основе методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой
«Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы
Е.В. Мазановой: «Коррекция оптической дисграфии» в рамках
общеинтеллектуального направления во внеурочной деятельности.
Данная рабочая программа направлена на коррекцию оптической
дисграфии и создание условий для эффективной реализации и освоения
обучающими 2 класса основной образовательной программы начального
общего образования,
в том числе на обеспечение условий для
индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической
коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение
имеющихся у них недостатков письменной речи.
Рабочая программа разработана на основании и с учетом следующих
нормативно-правовых документов:
Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями);
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования (утвержден приказом Министерства
образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (с изменениями)).
Программа рассчитана на 34 часа. Продолжительность одного занятия
составляет 35 минут. В первые две недели сентября и последние две недели
мая проводится обследование состояния речи обучающихся на начало, и
соответственно, конец учебного года. На каждом занятии обучающимся
предлагается большое количество разнообразных заданий в соответствии с
темой: загадки, ребусы, кроссворды, задания на карточках, доске. Работа
начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два
направления (работа ведется в двух направлениях параллельно):
1. Развитие неречевых процессов;
2. Дифференциация сходных по начертанию букв.
Необходимо отметить, что работа по развитию неречевых процессов не
ограничивается рамками первого этапа. Далее соответствующие мероприятия
включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий.
Всю коррекционно-логопедическую работу можно условно разделить на
3 уровня:
1. Конструирование, реконструирование букв.
2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой
(звуком).
3. Работа со словами-паронимами (квазиомонимами).
Краткая характеристика оптической дисграфии
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса,
пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях
графического образа букв. Нарушения в воспроизведении букв на письме
бывают разных видов:
— замены графически сходных букв — состоящие из одинаковых
элементов, но отличающиеся количеством данных элементов (л — м, и — ш, ш
— щ, ц, — щ);
—
замены
графически
сходных
букв—отличающихся
одним
дополнительным элементом (о — а, б — д, с — х, х — ж);
— замены графически сходных букв — состоящих из одинаковых
элементов, но различно расположенных в пространстве (в — д, т — ш);
— зеркальное написание букв (с — е , э — е).
Первые два вида ошибок связаны с недоразвитием кинетических
представлений. Последние два — это последствие недоразвития оптических
представлений.
Целью коррекционной работы является преодоление ошибок письма,
обусловленных оптической дисграфией, путем проведения работы на уровне
звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. А так же
закрепление обучающимися на логопедических занятиях знаний, полученных
в классе, восполнение пробелов в обучении.
Основные задачи
1. Установление логических и языковых связей между предложениями;
2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс,
корень, окончание);
3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные
способы);
4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных
конструкций;
5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в
словосочетаниях (управления и согласования);
6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;
7. Обучение конструированию сложного предложения.
Структура рабочей программы курса внеурочной деятельности
соответствует п.19.5 ФГОС НОО и включает в себя следующие разделы:
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации видов деятельности;
3. Тематическое планирование.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации видов деятельности.
I.Развитие неречевых процессов
1.Развитие зрительного восприятия, памяти, навыков звукового анализа.
Знакомство с основными и оттеночными цветами. Знакомство с
геометрическими фигурами. Соотнесение предмета с цветом, величиной и
формой. Дифференциация предметов по цвету, величине и форме.
Знакомство с понятием «величина». Сравнение предметов по величине,
ширине, глубине и т.д.
2.Развитие пространственно-временных отношений.
Знакомство с такими понятиями как: год, месяц, день недели, сутки, вчера,
сегодня, завтра. Формирование временных представлений по отношению к
приему пищи. Развитие пространственных представлений: верх, низ, слева,
справа, между, под, над... Расширение объема зрительной памяти.
II. Дифференциация графически сходных букв
1.Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных букв
(рукописного и печатного шрифта).
Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах,
словосочетании, предложении, тексте. Соотнесение буквы со звуком и
символом. Конструирование и реконструирование букв. Сравнение
элементов букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие
зрительно-моторных координации. Дифференциация букв. Работа с
квазиомонимами. Развитие образного мышления.
2. Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных и согласных
букв (рукописного и печатного шрифта).
Дифференциация букв во всех позициях. Сравнение элементов смешиваемых
букв. Соотнесение буквы с символом и звуком. Развитие зрительномоторных координации. Конструирование и реконструирование. Развитие
кинетических представлений. Работа с квазиомонимами.
3. Дифференциация оптически и кинетически сходных согласных букв
(рукописного и печатного шрифта).
Дифференциация сходных по начертанию оптических букв во всех позициях.
Развитие зрительно-моторных координации. Конструирование и
реконструирование. Развитие оптических представлений и оптикопространственных отношений. Установление связей между графемой и
артикулемой. Работа с квазиомонимами.
Виды деятельности обучающихся:
- фронтальная работа с зеркалом при артикуляции звуков;
- парная работа на артикуляционной гимнастике;
- индивидуальная работа при звуко-буквенном анализе слова.
3.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нем взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности.
Метапредметные результаты:
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Смысловое чтение;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты:
По окончании изучения курса во 2 классе
Обучающийся научится:
1 распознавать основные цвета и оттенки, геометрические фигуры,
схему собственного тела, направления;
2 правильно артикулировать звуки русского языка, правильно
называть все буквы русского алфавита;
3 находить сходство и различие всех сходных по начертанию букв.
Обучающийся получит возможность научиться:
1 сравнивать элементы букв двух шрифтов;
2 уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;
3 сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех
этапах;
4 соотносить букву со звуком и наоборот.
4. Тематическое планирование.
№
1,2
Тема занятия
Количество
часов
Диагностика на начало года.
2
1. Развитие неречевых процессов.
7
1Развитие зрительного восприятия, памяти, навыков
звукового анализа
3
Знакомство с основными и оттеночными
цветами. Знакомство с геометрическими
фигурами.
3
1
4
Дифференциация предметов по цвету,
величине и форме.
1
5
Знакомство с понятием «величина».
Сравнение предметов по величине,
ширине, глубине и т.д.
1
2 Развитие пространственно-временных отношений
4
6,7
Знакомство с понятиями: год, месяц, день
недели, сутки, вчера, сегодня, завтра.
2
8
Формирование временных представлений
по отношению к приему пищи.
1
9
Развитие пространственных
представлений: верх, низ, слева, справа,
между, под, над...
1
10
Открытое занятие «Лети, лети,
лепесток…»
1
II. Дифференциация графически сходных букв
21
1 Дифференциация оптически и кинетически
сходных гласных букв (рукописного и печатного
шрифта)
7
11,12
Дифференциация сходных по начертанию
букв в слогах, словах, словосочетании,
2
предложении, тексте.
Соотнесение буквы со звуком и символом.
1
14,15
Конструирование и реконструирование
букв. Сравнение элементов букв.
2
16,17
Дифференциация букв. Работа с
квазиомонимами.
2
13
7
2 Дифференциация оптически и кинетически
сходных гласных и согласных букв (рукописного и
печатного шрифта)
18,19
Дифференциация букв во всех позициях.
2
20,21
Сравнение элементов смешиваемых букв.
2
22,23,24 Конструирование и реконструирование.
Развитие кинетических представлений.
3
3 Дифференциация оптически и кинетически
сходных согласных букв (рукописного и печатного
шрифта)
7
25.26
Дифференциация сходных по начертанию
оптических букв во всех позициях.
2
27,28
Развитие зрительно-моторных
координации. Конструирование и
реконструирование.
2
29,30
Установление связей между графемой и
артикулемой.
2
31
Работа с квазиомонимами.
1
32
Речевой праздник «В гостях у Алфавита».
1
Диагностика на конец года.
2
Всего:
34
33,34
5. Учебно- методическое обеспечение.
плакаты с высказываниями о русском языке,
ИКТ – технология (презентация PowerPoint),
Словари, карточки с заданиями,
Мазанова Е.В. "Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по
профилактике и коррекции оптической дисграфии",
Мазанова Е.В. "Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по
коррекции оптической дисграфии".