Приложение Утверждена в составе ООП НОО МБОУ СОШ № 21 Приказ от 28.08.2024 г. №172/14 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ спортивно-оздоровительное направление «Волейбол» 1-4 классы с. Краснополье 1. Пояснительная записка 1.1. Введение Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление. Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурноспортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 1-4 классах. Волейбол – один из игровых видов спорта, в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.). Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей. Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся являются: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт; СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.; Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников. О недопустимости перегрузок обучающихся в школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999); Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.); Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в нашей школе, на заседании методического совета принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» для обучающихся 1-4 классов, реализация которой будет нивелировать негативное воздействие школьных факторов риска на здоровье обучающихся. 1.2. Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по физкультурноспортивному и оздоровительному направлению внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта. Цель конкретизирована следующими задачами: пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся; популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха; формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом; обучение технике и тактике игры в волейбол; развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости); формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний; воспитание моральных и волевых качеств. Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. 1.3. Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут. Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся. Таблица 1 Формы проведения занятия и виды деятельности Однонаправленные занятия Посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: техникой, тактикой или физической. Комбинированные занятия Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка. Целостно-игровые занятия Построены на учебной двухсторонней игре в волейбол по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил. Контрольные занятия Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне техникотактической и физической подготовленности занимающихся. Подобная реализация программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа для 1—4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре. Личностные результаты формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к культуре других народов; развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). 4.Тематическое планирование. 4.1 Тематическое планирование 1 класс № 1 тема Перемещения Кол-во часов 8 2 Верхняя передача 6 3 Нижняя передача 6 4 Верхняя прямая подача с середины площадки 4 5 Прием мяча 3 6 Подвижные игры и эстафеты 8 7 Физическая подготовка в процессе занятия. Итого 35 часов. 4.2 Тематическое планирование 2 класс № тема Кол-во часов 1 Индивидуальные тактические действия в защите. 8 2 Закрепление техники верхней передачи 6 3 Закрепление техники нижней передачи 6 4 Верхняя прямая подача 4 5 Закрепление техники приема мяча с подачи 3 6 Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра 8 7 Физическая подготовка в процессе занятия. Итого 35 часов. 4.3 Тематическое планирование 3 класс № тема Кол-во часов 1 Индивидуальные тактические действия в нападении. 8 2 Закрепление техники верхней передачи 6 3 Закрепление техники нижней передачи 6 4 Верхняя прямая подача 4 5 Закрепление техники приема мяча с подачи 3 6 Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра 8 7 Физическая подготовка в процессе занятия. Итого 35 часов. 4.4 Тематическое планирование 4 класс № 1 тема Совершенствование техники верхней, нижней передачи Кол-во часов 4 2 Прямой нападающий удар 8 3 Совершенствование верхней прямой подачи 6 4 Совершенствовать приема мяча с подачи и в защите 4 5 Двусторонняя учебная игра 5 6 Одиночное блокирование 4 7 Страховка при блокировании 4 8 Физическая подготовка в процессе занятия. Итого 35 часов. 5. Календарно-тематическое планирование 1 класс. № Тема занятия 1 Разучивание стойка игрока (исходные положения) 2 Стойка игрока (исходные положения) 3 Разучивание перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед 4 Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед 5 Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед 6 Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед 7 Игровое занятие 8 Разучивание сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) 9 Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) 10 Эстафеты с различными способами перемещений. 11 Разучивание верхняя передача мяча над собой 12 Верхняя передача мяча над собой 13 Верхняя передача мяча над собой 14 Игровое занятие. 15 Разучивание верхняя передача мяча у стены. 16 Верхняя передача мяча в парах 17 Верхняя передача мяча у стены, в парах, через сетку. 18 Игровое занятие. 19 Разучивание: верхняя прямая подача с середины площадки. 20 Верхняя прямая подача с середины площадки. 21 Верхняя прямая подача с середины площадки. 22 Верхняя прямая подача с середины площадки. 23 Игровое занятие. Дата 24 Нижняя передача над собой 25 Нижняя передача над собой 26 Нижняя передача над собой 27 Игровое занятие 28 Нижняя передача мяча у стены, в парах 29 Нижняя передача мяча у стены, в парах 30 Нижняя передача мяча у стены, в парах 31 Игровое занятие. 32 Прием мяча с подачи у стены. 33 Подача и прием мяча в парах . 34 Подача прием мяча через сетку в парах с середины площадки 35 Учебная игра мини-волейбол.