Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 УТВЕРЖДЕНО Директор школы О.В. Куликова Протокол № 172/13 от 28.08.2024 Учебный план основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 21 на 2024 - 2025 учебный год, приведенный в соответствие с АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026 (Вариант 1) Горноуральский городской округ, Свердловская область 2024 Пояснительная записка Учебный план МБОУ СОШ № 21, реализующих АООП УО (Вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 34 учебных недель в году со 5 по 9 класс. Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 академических часов на 2 этапе обучения (V - IX класс). В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: - формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; - формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; - увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; - введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; - введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционноразвивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в МБОУ СОШ № 21, которая предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Недельный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся V - IX классов Предметные области Класс Учебные предметы Количество часов V Всего VI VII VIII IX Обязательная часть 1. Язык и речевая практика Русский язык 4 4 4 4 4 20 Чтение (Литературное чтение) 4 4 4 4 4 20 2. Математика Математика 4 4 3 3 3 17 Информатика - - 1 1 1 3 Природоведение 2 2 - - - 4 Биология - - 2 2 2 6 География - 2 2 2 2 8 Основы социальной жизни 2 1 2 2 2 10 Мир истории - 2 - - - 2 История Отечества - - 2 2 2 6 Музыка 1 - - - - 1 Рисование (изобразительное искусство) 2 - - - - 2 6. Физическая культура Адаптивная физическая культура 2 3 2 2 2 10 7. Технология Профильный труд 6 6 7 7 7 33 Итого 27 28 28 28 28 139 Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 2 2 1 1 1 7 ОБЖ 1 1 1 1 1 5 Логопедическая коррекция 1 1 - - - 2 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 29 30 30 30 30 149 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 6 6 6 6 6 30 Логопедические занятия 3 3 3 3 3 15 3. Естествознание 4. Человек и общество 5. Искусство Психокоррекционные занятия 3 3 3 3 3 15 Внеурочная деятельность: 4 4 4 4 4 20 Курс «Разговоры о важном» 1 1 1 1 1 5 Курс «Мультипликация» 1 1 1 1 1 5 Курс «Веселая скакалка» 2 2 2 2 2 10 Годовой учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся V - IX классов Предметные области Класс Учебные предметы Количество часов V Всего VI VII VIII IX Обязательная часть 1. Язык и речевая практика Русский язык 136 136 136 136 136 680 Чтение (Литературное чтение) 136 136 136 136 136 680 2. Математика Математика 136 136 102 102 102 578 - - 34 34 34 102 68 68 - - - 136 Биология - - 68 68 68 204 География - 68 68 68 68 272 68 68 68 68 68 340 Мир истории - 68 - - - 68 История Отечества - - 68 68 68 204 Музыка 34 - - - - 34 Рисование (изобразительное искусство) 68 - - - - 68 6. Физическая культура Адаптивная физическая культура 68 68 68 68 68 340 7. Технология Профильный труд 204 204 238 238 238 1122 Итого 918 952 986 986 986 4726 Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 68 68 34 34 34 340 ОБЖ 34 34 - - - 68 Спортивные игры 34 34 34 34 34 170 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 986 1020 1020 1020 1020 5066 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 204 204 204 204 204 1020 Логопедические занятия 102 102 102 102 102 510 Информатика 3. Естествознание 4. Человек и общество 5. Искусство Природоведение Основы социальной жизни Психокоррекционные занятия 102 102 102 102 102 510 Внеурочная деятельность: 136 136 136 136 136 680 Курс «Разговоры о важном» 34 34 34 34 34 170 Курс «Мультипликация» 34 34 34 34 34 170 Курс «Веселая скакалка» 68 68 68 68 68 340 Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).