ДООП Операторское_мастерство_1_час_в_н

ПРИНЯТО
на педагогическим советом
МБОУ СОШ № 21
Протокол № 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
и. о. директора МБОУ СОШ № 21
_____________ О.В.Куликова
Приказ № 57/5 от 30.08.2023 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
«Операторское мастерство»
Возраст обучающихся: 10-17 лет
Программа рассчитана на 2 года

Педагог Олешков Павел Николаевич
Должность – педагог дополнительного образования 1КК

г. Черноисточинск 2022г.
с.Краснополье
2023 г.

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
Название
программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа «Операторское мастерство»

Направленность
программы

техническая

Ф.И.О. педагога, Олешков Павел Николаевич, педагог дополнительного
реализующего
образования.
дополнительну Квалификация педагога соответствует профилю программы
ю
общеобразовате
льную
программу
Год разработки

2023

Где, когда и кем
утверждена
дополнительная
общеобразовате
льная
программа
Информация о
наличии
рецензии
Цель
Задачи

Создание условий для творческой самореализации личности
ребенка,
развития интереса к видеоискусству.
- познакомить обучающихся с историей развития видеосъёмки
и монтажа;
- дать представления о создании видеопродукта;
- обучать основам создания видео, основным приемам монтажа
- формировать технические и композиционные навыки для
реализации творческих замыслов и идей;
- воспитывать целеустремленность, трудолюбие, усидчивость
при достижении определенного результата;
-воспитывать чувство уважения и взаимовыручки.

Ожидаемые
результаты
освоения
программы

Личностные результаты:
и логично думать, и действовать;
планирования процесса
видеосъёмки и получения
конечного результата;

Метапредметные результаты:
дания видеопродукта;

жета в видео.
Предметные результаты:

Срок
реализации
программы

курс – 2 года

Количество
часов в неделю /
год

1 час / 68ч

Возраст
обучающихся

10 - 17 лет

Форма занятий

групповая

Методическое
обеспечение

- набор нормативно-правовых документов;
- наличие утверждённой программы;
- наглядно-дидактический материал по годам обучения (схемы,
рисунки, таблицы, карточки, фотоальбомы и др.);
-методические разработки по блокам программы;
-подборка информационной и справочной литературы;
-видеоуроки и семинары по видеосъёмке, монтажу и работе со
звуком.

Условия
реализации
программы
(оборудование,
инвентарь,
специальные
помещения,
ИКТ и др.)

Учебное помещение (класс), соответствующий санитарногигиеническим требованиям по площади и уровню освещения,
температурному режиму, в кабинете имеются инструкции по
охране труда, правила поведения на занятиях, инструкция по
противопожарной безопасности, интерактивный экран-проектор,
подключенный к ноутбуку, компьютеры, столы, стулья.
На каждого ребенка заводится цифровая папка, где
аккумулируются все видеоработы, сделанные обучающимися на
практических и домашних занятиях на каждый год обучения.

1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Операторское мастерство» технической направленности реализуется в МБОУ
СОШ №21 и направлена на изучение и освоение искусства видеосъёмки и
монтажа. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения РФ от 09 ноября
2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам», Концепцией развития дополнительного образования детей,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04
сентября 2014 г. № 1726-р, Постановлением Правительства РФ «Об утверждении
Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14), Нормативными и уставными
документами МБОУ СОШ №21. Квалификация педагога соответствует профилю
программы.
С появлением различных видеохостингов мы получаем огромное количество
различного рода «видеоконтента» и информации, появляются различные
способы видеосъёмки и монтажа, а также совершенствуется и оборудование, и
необходимо понимать, что не все видео, представленные на различных
платформах сделаны качественно. Из этого следует, что подросткам необходимо
понимать, как создается видео и как сделать его качественным.
В наше время все динамично развивается и способы предоставления различного
рода информации не исключение. Учебная программа должна помочь
обучающемуся развить свои творческие способности и мировоззрение в работе с
видеоконтентом и его создании.
Актуальность программы
Своевременность и актуальность учебной программы «Операторское
мастерство» выражена в том, что сегодня уровень художественного качества
произведений медиакультуры специально занижается, делая ее почти
примитивной и легко доступной, ориентированной на самые широкие слои
населения и, конечно, на обучающихся. Все это находит свое отражение в медиаконъюнктуре современного общества: многочисленные коммерческие FMрадиостанции, музыкальные телеканалы и огромный рынок аудиопродукции и
др. В этой связи очень важно сформировать собственную шкалу ценностей
именно в подростковом возрасте, наиболее сенситивном для этого процесса, т.к.
это период формирования ценностей, жизненных приоритетов, становления
мировоззренческой позиции обучающихся.

Однако, работая за компьютером, обучающиеся часто не задумываются о смысле
медиатехнологий и воспринимают их очень поверхностно. В результате этого
все медиатехнологии для подростков начинают выполнять только
релаксационную и развлекательную функции, отодвигая на второй план
потребность и стремление в приобретении новых знаний и развитии творческих
способностей. Учитывая тот факт, что в настоящее время медиарынок
перенасыщен некачественной в художественном и содержательном плане
продукцией, все более актуальной становится задача развития педагогического
потенциала медиаобразования у обучающихся.
Медиатехнологии имеют гораздо более широкие границы, чем понимание их
только в качестве средства прямой или дистанционной информатизации
педагогического процесса. Воспринимая медиатехнологии как перспективное
направление развития экранных искусств, можно на высоком уровне комплексно
решать задачу развития педагогического потенциала этой современной
технологии.
Отличительной особенностью и главным приоритетом обучения является
развитие творческого мировоззрения у обучающихся через работы с видео и
развитие самостоятельного креативного мышления. Процесс работы над видео
достаточно длительный процесс, необходимо продумать сценарный план
видеоролика, спланировать процесс видеосъёмки, отснятый материал обработать
в монтажной программе и в процессе всех действий можно вносить коррективы
и видоизменить конечный продукт. Большое количество всевозможных методов
работы с камерой и её настройки дают понять, что создание видео не легкий
процесс и имеет под собой множество продуманных и запланированных
действий и чем сложнее парируется видеоряд, тебя большое количество времени
необходимо для подготовки не только аппаратуры, но и команды, что требует
умения работать не только с аппаратурой, но и с людьми.
Отличительной особенностью образовательной программы "Операторское
мастерство" можно считать ее выраженную направленность на
дифференцированный подход в обучении. Создаются условия для мотивации к
получению знаний и умений в области прикладных наук и дисциплин, таких как
драматургия и режиссура, компьютерные и цифровые технологии в области
видео и кино, полиграфического дизайна и рекламы. На основе развития
креативного мышления и умения построить логическую последовательность
действий у детей

формируются навыки самостоятельных шагов, ведущих к качественному
результату!
В учебной программе заложены три образовательные линии: дидактическая,
развивающая и воспитательная.
Дидактическая – обучение специальным приемам и методам работы с
аппаратурой доступной всем обучающимся в виде смартфона и возможности его
настройки, работать в помещении и на открытом воздухе, с различным типом
освещения, управлять балансом белого, работа с композицией, использование
штатива и подручных средств для фиксации и стабилизации камеры, творческая
работа при обработке видео.
В программе, кроме дидактической линии обучения видеосъёмке и монтажу,
заложена линия формирования эстетической культуры учащегося средствами
восприятия красивого, развития личностных данных обучающихся, осознания
роли качественного продукта и проработки мелочей в готовом видео,
возможность креативного мышления и реализации любых задумок. Также
формируются еще две образовательных линии – развивающая и воспитательная.
Развивающая - развитие универсальных учебных действий (личностных,
познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Воспитательная – воспитание личностных качеств и способностей у обучающихся,
направленных на саморазвитие, отражающие их индивидуально-личностную
позицию к учению и познанию, социальные компетентности, общую и эстетическую
культуру обучающихся.
Новизна программы
Программа «Операторскоке мастерство» основана на синтезе изучения теории и
практики классической видеосъёмки и современных приёмов работы с видео,
изучения теории и практики работы с монтажными программами.
В основе программы - компетентностный подход. Главным инструментом
обучающегося является видеокамера (смартфон) - сложное технологическое
изделие, обладающее огромным набором функций и настроек и станция для
видеомонтажа (компьютер). В видеосъёмке и монтаже используются
специальное оборудование, приспособления и устройства для управления и
моделирования видеосъёмкой.
Новизна программы основана на формировании визуальной культуры и
грамотности обучающегося в мире искусства и цифровых технологий, на
формировании навыков и умений творческой самореализации на основе
объемно-пространственного и креативного мышления в области видеосъёмки и
монтажа.

В программе используются соответствующие целям и задачам принципы и
методы обучения:
Принцип доступности и индивидуальности, предусматривает учет
возрастных особенностей и возможностей, обучающихся в связи с этим —
определение посильных для него заданий.
Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке
перед обучающимися и выполнении им все более трудных новых заданий, в
постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.
Принцип систематичности — непрерывность и регулярность занятий.
Принцип сознательности и активности, предполагает обучение,
опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение обучающегося к
своим действиям.
Используются педагогические технологии:
Информационно-коммуникативные технологии.
Для получения качественного результата обучающемуся необходимо освоить
обширный творческий и технологический инструментарий видеографа.
Программа модифицирована и адаптирована для существующих условий
ведения учебного процесса. В основу программы положены методические
разработки учебной программы «Твой первый фильм» написанный авторами:
Владимир Фомин главный режиссер утреннего информационного канала
«Настроение» и Игорем Могучевым специалистом в области маркетинга
цифрового оборудования на российском рынке.
Адресат программы
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Программа направлена на детей 10-17 лет, любознательных, активных,
честолюбивых, желающих реализовать себя, чувствующих в себе силу и
уверенность. Допускается зачисление детей на второй год обучения по итогам
собеседования, тестирования.
Объем программы
Первый модуль стартовый -1 год обучения - 34 часов.
Второй модуль базовый - 1 год обучения - 34 часов.
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения групповая, форма занятий — лекции, просмотр
видеоконференций, видео-семинаров, мастер классы, практические занятия,
пленэры, разбор работ и анализ, встречи с интересными профессионалами,
походы в телекомпании.
Формы организации образовательного процесса

Программой предусмотрено, что каждое занятие направлено на изучение основ
видеосъёмки и монтажа и приобретение необходимого практического опыта, на
приобщение детей к активной познавательной и творческой работе на основе
личного интереса.
Программа составлена таким образом, что организация деятельности
обучающихся предполагает использование активных и оригинальных методов
обучения, индивидуальной и коллективной деятельности по выполнению
упражнений и созданию разнообразных видеороликов, их оценке (само- и
взаимооценка), осознание своего места в образовательном процессе (рейтинг
успешности).
Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и
приемов работы, при которых в процессе усвоения знаний, законов и правил
видеосъёмки и монтажа, у учащихся развивается творческие способности и
креативное мышление.
Практическая значимость программы
Практическую значимость программы можно охарактеризовать решением
следующих задач:

процессе обучения.
-пространственного и композиционного мышления у
обучающегося.

азвитие навыков самостоятельного принятия решений, самостоятельного
планирования творческого процесса видеосъёмки и монтажа, а также
практической реализации задуманного.
и монтажа, что позволит ученику использовать полученные знания не только в
рамках обучение, но и в личных целях.
Срок освоения программы
Программа рассчитана на 2 года обучения - два модуля.
1 модуль – 34 учебных недель, 9 месяцев 34 учебных часа.
2 модуль – 34 учебных недель, 9 месяцев. 34 учебных часа.
Каждый модуль рассчитан на 1 год обучения.
Режим занятий
Количество часов в неделю: 1 час, периодичность: 1 раз в неделю,
продолжительность занятия 1 академических часа (40 минут), наполняемость
группы – 8-12 человек.
Цели и задачи программы
Основной целью данной программы является:
Создание условий для творческой самореализации личности ребенка, развития
интереса к видеоискусству.
Реализация программы направлена на решение следующих задач:
- познакомить обучающихся с историей развития видеосъёмки и монтажа;
- дать представление о создании видеопродукта;
- обучить основам создания видео, основным приемам монтажа;
- формировать технические и композиционные навыки для реализации
творческих замыслов и идей;
- воспитывать целеустремленность, трудолюбие, усидчивость при достижении
определенного результата;
- воспитывать чувство уважения, терпимости и взаимовыручки.

Содержание программы
Учебный план
первого года обучения
стартового уровня
первого модуля

Раздел.
Тема

1.
1.1.
1.2.
2.1
2.2
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
3.9.
3.10

Знакомство.
Беседа. Вводный инструктаж.
Анализ работ Обучающихся.
История развития видеосъёмки и
монтажа.
Жанры видео.
Работа с видеокамерой
Основные планы при видеосъёмке.
Видеосъёмка со смартфона
Настройка видеокамеры, что нужно
знать.
Работа со штативом и подручными
средствами.
Панорамная видеосъёмка и другие
приёмы.
Различия видеосъёмки в помещение и
на улице.
Основные законы при видеосъёмке и
их обход.
Форматы видео и на что они влияют.
Разрешение камеры и частота кадров,
на что делать упор.
Зум видеокамеры, как с ним работать.

Количество часов

Всего

Теори
я

1

1

2

1

Практика

1
18

8
1
1
1

10
1
1

3
2
2
1
1
1
2

Форма
контрол
я

1

Практич
еское
задание.
Опрос.
Практич
еское
задание.
Опрос.

4.
4.1.
4.2.
4.3
4.4.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
6.4.
6.5.

Основы ведения видеосъёмки.
Как работать с человеком на камеру.
Правило третей.
Перспектива кадра.
Композиция кадра.
Написание сценария.
Что такое сценарий.
Из чего состоит сценарий видеоряда.
Покадровое написание сценария.
Как вести видеосъёмку по сценарию.
План видеосъёмки

8
1
2
2
3
5
1
1
1
1
1

3
1
1
1
4
1
1
1
1

5
1
1
1
2
1

1

опрос

Практич
еское
задание.
Опрос.

Содержание учебного плана
1 раздел. Знакомство.
Вводный инструктаж. Беседа о видеосъёмке и монтаже. Анализ видеоработ
учащихся.
Итог: получение представления об обучащихся и их степень
заинтересованности.
2 раздел. История развития видеосъёмки и монтажа.
Ознакомление с историей создания и развития видеосъёмки и монтажа, как
проходило развитие и что нового привносили нам новые технологии.
Ознакомление с жанрами видео: хроника, репортаж, художественные репортаж,
художественное видео, игровое видео, оперативное видео, событийное видео,
социальный ролик, блоги, контент видеохостингов и т.д.
Итог: обучающиеся получат первое представление и видеосъёмке и монтаже или
узнают для себя что-то новое из истории и развития этой профессии.
3 раздел. Работа с видеокамерой.
Изучение основ работы с видеокамерой, основные настройки, возможность
съёмки видео с телефона и как смартфон может стать видеокамерой.
Знакомство с панорамной съёмкой и работой со штативом, о возможностях
использовать различные подручные средства для реализации задуманного.
Отличие работы с камерой в помещении и на открытом пространстве.
Ознакомление с форматами видео, разрешением видеокамеры и частотой кадров,
а также работой с зумом.
Изучение форматов видео и их преимущества и недостатков.
Итог: обучающиеся получат навыки работы с видеокамерой.
4 раздел. Основы ведения видеосъёмки.
Как работать с человеком на камеру и что для этого нужно знать. Правило
третей при видеосъёмке объектов. Перспектива кадра и композиция кадра при
видеосъёмке на, что они влияют и какой эффект дают при просмотре видео.
Итог: обучающиеся узнают, как работать с человеком на камеру и как нужно его
снимать.
5 раздел. Основы монтажа.
Какие монтажные программы существуют и их возможности монтажа.
Дополнительные программы при монтаже, чем ещё можно пользоваться чтобы
сделать видео лучше. Знакомство с интерфейсом программы и обзор рабочих
сред. Эффекты и их наложение на видео. Работа со слоями. Надписи в видео.
Музыкальные и звуковые эффекты. Переходы между кадрами и вывод видео.
Итог: обучающиеся получат первичные здания по обработке видео в программе.
6 раздел. Написание сценария.
Что такое сценарий и для чего он нужен при видеосъёмке. Из чего состоит
сценарий видеоряда. Покадровое написание сценария и какие приёмы
существуют для его создания. Как вести видеосъёмку по сценарию и что всегда
необходимо учитывать. План видеосъёмки.
Итог: обучающиеся получат знания по написанию сценария для видео.

Планируемые результаты
Планируемые результаты данного года обучения.
Обучающиеся студии видеосъёмки и монтажа в конце 1 года обучения имеет:
Личностные результаты:

действовать;
го, что видеосъёмка и монтаж кропотливый труд;
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
т основными правилами видеосъёмки;

видеой, работы с эффектами и слоями.

Предметные результаты:

ме;

Регулятивные УУД:
как акт
самостоятельного нахождения и принятия решения;
видеокамерой и пространством;
— это кропотливый процесс по
созданию конечного продукта в видео готового видео.
Коммуникативные УУД:
проблемам общения со сверстниками в процессе обучения и за пределами
учебного заведения;
фотографии;
процессе фотографирования.

Учебный план
первого года обучения
базового уровня
второго модуля
Раздел. Тема

1.
1.1.
1.2.

2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3.
3.1
3.2

3.3
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
5.
5.1

Количество часов

Беседа.
Беседа. Повторный
инструктаж.
Разбор летнего домашнего
задания.

1

Мульти задачная
видеосъёмка.
Видеосъёмка диалогов.
Видеосъёмка с
корреспондентом.
Видеосъёмка событийная.
Видеосъёмка с
верхней/нижней точки.
Видеосъёмка в движении и
стабилизация камеры.
Работа с микрофонами и
петличкой.
Работа со звуком.
Закадровая запись голоса.
Нарезка музыкальной
композиции и как
обрабатывать звук.
Звуковые эффекты в видео.

18

18

3
3

3
3

3
3

3
3

3

3

3

3

4

4

Обработка
видеоматериала.
Покраска и цветокоррекция
видео.
Эффекты в видео.
Переходы с помощью
эффектов
Наложение слоёв друг на
друга.
Командная работа.
Этика видеосъёмки.

8

8

2

2

2
2

2
2

2

2

1

8
2
2

15
1

1

1

2
1
1

1
1

6
1
1

14
1

Форма
контроля

5.2
5.3
5.4
5.5

Правила видеосъёмки в
журналистике.
Работа с несколькими
видеокамерами.
Постановочная видеосъёмка.
Работа с командой.

1
1
1
2
1
10

1
10

Содержание учебного плана
1 раздел. Беседа.
Вводный инструктаж. Беседа о видеосъёмке и монтаже. Анализ видеоработ
учащихся.
Итог: мотивация на дальнейшее обучение.
2 раздел. Мульти задачная видеосъёмка.
Видеосъёмка диалогов «восьмеркой» или «крестом». Видеосъёмка с
корреспондентом. Видеосъёмка событийная. Видеосъёмка с верхней/нижней
точки. Видеосъёмка в движении и стабилизация камеры. Работа с микрофонами
и петличкой.
Итог: обучающиеся узнают процесс работы с несколькими камерами и как
снимать различные мероприятия.
3 раздел. Работа со звуком.
Закадровая запись голоса. Нарезка музыкальной композиции и как обрабатывать
звук в программа Adobe Audition. Звуковые эффекты в видео, на что они влияют
и как их используют при создании видео.
Итог: обучающиеся получат первичные знания по работе в программе adobe
Audition.
4 раздел. Обработка видеоматериала.
Покраска и цветокоррекция видео. Эффекты в видео, способы преображения
видео и добавления в него изюминки. Переходы с помощью глитчей и футажей.
Наложение слоёв друг на друга. Футажи объектов, возможность из
использования в видео.

Итог: обучающиеся узнают новые возможности для обработки видео.
5 раздел. Работа в Adobe After effect.
Знакомство с интерфейсом программы. Эффекты и их отличие от программ для
монтажа. Работа с готовыми проектами. Сложные переходы. Работа с текстом и
его анимацией. Работа с графическими объектами. Коррекция видео и как можно
исправить недочеты видеоматериала.
Итог: обучающиеся получат первичное знание по работе в программа adobe After
Effect.
6 раздел. Моё видео в интернете.
Авторские права на материал и что можно использовать. Использование чужих
материалов в своих видео. Звуковые композиции в видео. Создание канала на
YouTube, что нужно учитывать. Оформление и развитие канала.
Партнерские программы и их возможности. Библиотека музыки и звуковых
композиций. Типы каналов на YouTube.
Итог: обучающиеся узнают, как обращаться с видеохостингами на примере
YouTube.
7 раздел. Командная работа.
Этика видеосъёмки с другими видеографами. Правила видеосъёмки в
журналистике. Работа с несколькими видеокамерами. Постановочная
видеосъёмка, что необходимо учитывать. Работа с командой, делегирование
полномочий правильная постановка задач. Анализ работ профессионалов.
Итог: обучающиеся создадут совместный видео продукт.
Планируемые результаты
Планируемые результаты данного года обучения.
Обучающийся студии особенности видеосъёмки и монтажа в конце 2 модуля
обучения имеет:
Личностные результаты:

реализации конкретного сюжета или техники;

творческим процессом.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
верхней/нижней точки и в движении;
ать закадровый голос и работать со звуковыми эффектами в
видео;

несколькими видеографами.
Регулятивные УУД:
самостоятельного нахождения и принятия решения;
решений в процессе видеосъёмки и монтажа;
– это кропотливая работа по
применения всех полученных знаний и их управление.
Коммуникативные УУД:
проблемам общения со сверстниками в процессе обучения и за пределами
учебного заведения;

процессе создания видео продукта.
Предметные результаты:
умеет вести мульти задачную видеосъёмку;

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
Реализация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программы
«Операторское мастерство»
Первый год обучения (стартовый уровень, первый модуль)
1 полугодие

2 полугодие

Итого

Период

Кол-во
недель

Кол-во
часов

Период

Кол-во
недель

Кол-во
часов

Кол-во
недель

Кол-во
часов

01.0931.12.23

18
недель

16

09.0131.05.24

20
недель

18

38

34

Сроки организации промежуточного контроля
14.12.2023-28.12.2023

17.05.2024-31.05.2024

Формы контроля
Тестовые задания,
практические
задания Готовое
видео, отчетное
собрание

Второй год обучения (базовый уровень, второй модуль)
1 полугодие

Итого

2 полугодие

Период

Кол-во
недель

КОЛ-ВО
ЧАСОВ

Период

Кол-во
недель

Кол-во
часов

Кол-во
недель

Кол-во
часов

01.0931.12.24

18
недель

16

09.0131.05.25

20
недель

18

38

34

Сроки организации промежуточного контроля
14.12.2024-28.12.2024

17.05.2025-31.05.2025

Формы контроля
Тестовые задания,
практические
задания Готовое
видео, отчетное
собрание

Условия реализации программы
Учебное помещение (класс), соответствующий санитарно-гигиеническим
требованиям по площади и уровню освещения, температурному режиму, в
кабинете имеются инструкции по охране труда, правила поведения на занятиях,
инструкция по противопожарной безопасности, интерактивный экран-проектор,
подключенный к ноутбуку, компьютеры, столы, стулья.
На каждого ребенка заводится цифровая папка, где аккумулируются все
видеоработы, сделанные обучающимися на практических и домашних занятиях
на каждый год обучения.
Формы аттестации/ контроля
Входяший контроль -проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень
подготовленности обучающихся.
Текущий контроль (проводится на каждом занятии):

Промежуточная (контроль) (проводится по окончанию первого полугодия:

Итоговый контроль (проводится в конце учебного года):

Критерии оценки аттестации/контроля
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

нание принципов видеосъёмки в помещении и на открытом воздухе;

ерспективы и композиции кадра;
Критерии оценки уровня практической подготовки:

, как покадрово расписать сценарий видео;

со штативом;

Критерии уровня развития и воспитанности:

учащихся студии;
упражнений;
рамках мероприятий учреждения;

акцентов узкой направленности;

Оценочные материалы
Диагностические материалы
Вводная диагностика
при вступлении в объединение «Операторское мастерство»
состоит из двух частей: кроссворд и практическое выполнения заданий.
Диагностика направлена на выявление уже известных тем и полученных
навыков до начала обучения в объединении.
В зависимости от результатов диагностики обучающиеся распределяются по
группам и годам обучения
Практическая часть вводной диагностики включает в себя работу с
видеокамерой, а именно: ручной захват, включение, выключение,
приближение,
отдаление; работу со штативом: установка штатива
для работы, знание названий его
составных частей.

Промежуточная диагностика
для обучающихся объединения «Видеостудия» проходит в
виде викторины, в которую входит знание теории и практики.
Обучающиеся должны
дать определения понятиям и ответить на вопросы
по теме, пройденным за первое
полугодие обучения
1.
Баланса белого
–
это______________________________________________________
2.
Крупность плана
это____________________________________________________
3.
Понятие крупность плана изобрели
________________________________________
___________________________________________________________________
______
4.
Видеоряд
–
это
___________________________________________________________
______________________________________________________________
______________
5.
Панорама
–
это_______________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________
5.
Соотнесите понятия
Название штатива
Назначение штатива
Гориллапод
Носимая
аппаратура для стабилизации
изображения
Глайдтрек
Компактное устройство для съемки. Имеет
только одну телескопическую ногу

Стедикам
Штатив с укрепленными ногами
Монопод
Легко крепится к любым плоским
поверхностям
Штатив для киносъемочной аппаратуры
Компактный штатив и прорезиненными
шарнированными ножками
Штатив
прищепка
Приспособление для съемки с высоких
точек
Операторский кран
Приспособление, с помощью которого
камера снимает плавные панормы
6.
Перечислите оборудование, которое может использов
аться для съемок
___________________________________________________________________
__________
___________________________________________________________________
__________
___________________________________________________________________
__________
________
___________________________________________________________________
__
7.
Перечислите известные вам крупности плана
___________________________________________________________________
__________
________________________________________________________________
_____________
___________________________________________________________________
__________
8. Кино бывает _______________ и __________________.
9.
Вставьте недостающие слова
Любой видеофильм состоит из ________________
______. А они, в свою очередь,
состоят

из_________________. Каждая __________________состоят из кадров,
которые
соединяются между собой при помощи монтажа.
10. Каждый фильм, как и литературное произведение имеет _______________,
_________,
___________________ и _____________________. Самая нап
ряженная часть
–
это
________________________.
Итоговая диагностика
воспитанников первого года обучения проходит в виде теста на
знание определений, понятий
и выполнения действий на съемочной площадке.
1.
Что из перечисленного не является
видеооборудованием?
видеокамера
экшн
камера
фотоаппарат
осветительные приборы
2.
Видеокамера включается кнопкой
вкл
вкл
power
rec
3.
Исходя из названия выберете фильм, не являющийся художественным
«Планета Земля»
«Хроники Нарнии»

«Мэри Поппинс
»
«Белое солнце пустыни»
4.
Что из перечисленного не входит в структуру фильма?
Завязка
пролог
развязка
кульминация
эпилог
5.
Средняя первая крупность плана бывает у
зданий
транспортных средств
людей
животных
6.
Соотнесите
стрелочками
крупности
планов с описанием
Крупность плана
Описание
Дал
В кадре комната. За столом сидит бабушка в кресле и вяжет
спицами зеленый шарф. Ее колени накрыты пледом в клетку.
Остальная часть ног в кадр не сходит
Общ
В кадре корреспондент с микрофоном, который
берет
интервью у спортсмена, который только что получил золотую
медаль за первое место в забеге на олимпиаде. Журналист и

победитель в кадре по пояс
Ср1
В кадре тетрадь в клетку. Женская рука исправляет красной
ручкой самостоятельную работу ученика 6 клас
са и
аккуратно ставит оценку
Ср2
Золотая осень. В кадре здание школы. Нарядная первоклашка
с белыми бантами держит в руках букет оранжевых
гладиолусов. Девочку видно в полный рост
Кр
Зима. В кадре мама с дочкой в горнолыжных костюмах
плавно спускаются вн
из. Камера отъезжает, и мы видим, что
они катаются на горнолыжном курорте
Дтл
В кадре довольный ребенок, который только что вышел из
магазина. В руке он что
то несет. С приближением крупности
плана мы понимаем, что он только что купил мороженое
Нзд
В кад
ре окно. Мы смотрим на него с улицы. На подоконник
запрыгивает белая кошка, которая следит за птичками,
летающими перед окном. Мы не знаем, какого цвета у кошки
хвост, ведь видим только верхнюю половину кошки
Отзд
В кадре лицо мужчины, который
одновременно смеется и
плачет от счастья, потому что он только что выиграл в
лотерее денежный приз
Пнр
В кадре пустынный пляж. Море, солнце, золотой песок, на по
небу летит маленькая птичка
Ср
Весенний лес. Тишина. Для того, чтобы показать всю красоту
пр
ироды, мы снимаем всю эту красоты, провозя камерой
горизонтально слева на право
7.
Что или кого нельзя снимать на камеру
-

людей в солнечных очках
людей, танцующих на дискотеке
инвалидов
дождь
Промежуточная диагностика
для обучающихся второго года обучения проходит
в форме викторины, в ходе которой педагог определяет полученные знания и
навыки за
первое полугодие
. В ходе диагностики обучающиеся отвечают на вопросы и выполняют
практические задания.
1.
Мультипликация
это_
________________________________________________
2.
Какие виды мультипликации ты знаешь?
_________________________________
___________________________________________________________________
____
3.
Первый мультфильм, вышедший на экраны
–
«_______________________
___________»
4.
Первый
советский
мультфильм
создали
________________________________________
5.
Перечисли инструменты, материалы и оборудование, которое используют для
создания
пластилинового
мультфильма_________________________________________
_________________
______________________________________________________
6.

Самым
трудоемким
видом
мультипликации
является_____________________________
7.
Хромакей
–
это
___
_____________________________________________________________
8.
Хромакей
используется
для____________________
_______________________________
9.
Хромакей
бывает
двух
цветов
__________________и____________________________
10.
Видеомонтаж
–
это__________________________________________________________
Для проверки знаний и умений обучающихся в объединении «Видеостудия» 2
года
обучения педагог проводит
итоговую диагностику
по знаниям и навыкам, полученным в
течение двух лет обучения
. Такая диагностика проходит в объединении в виде теста.
1.
Основными этапа
ми создания фильма являются (выберете несколько
вариантов ответов)
задумка
сценарий
-

план съемки
озвучивание
видеомонтаж
2.
Для со
зд
ания фильма в домашних условиях с минимальными затратами
необходимо (выберете несколько вариантов ответов)
камер
а
штатив
осветительные приборы
компьютер
микрофон
3.
Немое кино
–
это
фильм для глухонемых
телесуфлер
фильм без звука голоса героев
архивные съемки
оперативные съемки
4.
Самый известный актер эпохи немого кино
Леонид Якубович
Стивен
Кинг
-

Чарли Чаплин
Аркадий Райкин
Стивен Кинг
5.
Режиссер документального фильма «Человек с киноаппаратом»
Лев Кулешов
Дзига Вертов
Сергей Эйзенштейн
Леонид Ярмольник
6.
Перед началом съемочного процесса необходимо
включить камеру
прове
рить заряжен ли аккумулятор
проверить работает ли микрофон
убедиться, что вы умеет пользоваться видеооборудованием
7.
Художественное кино
–
это
сказка
новостной выпуск
мультфильм
серия фильмов о континентах
8.
Какие крупности плана бывают толь
ко у людей?
Дтл

Кр
Ср1
Дал
Ср2
Ср
9. Раскадровка
–
это
покадровое описание происходящего действия
монтаж кадров встык
разрезание кадра в монтажной программе
прямая трансляция
10.
Какие виды съемок тебе знакомы? (Выбери несколько вариантов ответов)
пейзаж
интерьерная съемка
натюрморт
горнолыжная съемка
лесная съемка
мимическая съемка
съемка с разной степени освещенности
11.
Видеомонтаж –это
система действий для создания фильма
программа

упорядоченное воспроизведение кадров в проигрывателе
разрезание кадров
12. Термин «Мультипликация» запатентовал
Уил Смит
Уил Винтон
Бред Питт
Джейсон Стэйтем
13. Бумажная перекладка –это
техника оригами
вид мультипликации
перекладка бумаг с места на место
составление документов
14. Хромакей бывает двух цветов
зеленый и желтый
синий и красный
синий и зеленый
белый и зеленый
15. Видеомонтаж бывает (выбери несколько вариантов ответов)
параллельный
линейный
вертикальный
групповой
Нелинейный

16. Статичный план –это
камера неподвижна
камера снимает панораму
смена крупности плана
съемка форонтальной камерой
17. Футаж –это
неудачный кадр
съемка с горы
фон для видеомонтажа
съемка экшн
камерой
18. Штатив состоит из (выбери несколько вариантов ответов)
ног
головы
шеи
рук
окуляра
1
9. Понятие крупности плана изобрели
Лев Кулешов и Павел Курочкин
Дарья Донцова и Дэйл Карнеги
Сергей Эйзенштейн и Альберт Эйнштейн
Лев Кулешов и Сергей Эйзенштейн

Приложение 3
Игра – Угадай фильм по сцене до монтажа

Приложение 4
Опрос на выявления предпочтений, обучающихся в видео контенте.
Опрос в форме свободных ответов, обучающимся необходимо самостоятельно
прописать ответы.
1) Какие видео вы чаще всего смотрите в свободное время?
2) Есть ли у вас любимый блогер?
3) Какие социальный сети вам больше всего нравятся?
4) Какими социальными сетями вы пользуетесь?
5) В каких социальных сетях вы чаще всего смотрите видео?
6) Что вам больше всего нравится в видео? (обработка, информация, рассказ и
т.д.)
7) Какой видео контент хотели бы создавать сами?
8) Как вы думаете какое направление в видео сейчас популярно среди блогеров и
в социальных сетях?
9) Какой жанр фильмов вы больше всего смотрите?
10) Хотели бы вы научится создавать видеоконтент? (напишите жанр в котором
хотите работать)

Методические материалы
В программе «Особенности видеосъёмки и монтажа» использованы материалы:
1. Хилько, Н.Ф. Аудиовизуальное творчество в социально-культурной сфере //
ОНВ. 2008. №6. С. 171-175.
2. Фомин, В. и Могучев И. Твой первый фильм // сборник статей из журнала
«Цифровой видео». – М.: Изд-во «Цифровое видео», 2000. – С. 26.
3. Стечкин, И. Мобильное фото: карманные инструменты для работы с
фотографиями / И. Стечкин // Журналист. - 2013. - № 11 - С. 46-47.
4. Самотойлова, Т.Е., Семишова Е.П. Университетское телевидение как средство
формирования корпоративной культуры студенческой молодежи // Вестник ТГУ.
2013. №8. С. 250-252.
5. Познин, В.Ф. Экранное творчество: современные тенденции // Вестник ТГУ.
2008. №7 – С. 425-428.
6. Назаренко, О.П. Программа дополнительного образования детей "Искусство
фотографии" / О.П. Назаренко, Г.В. Клепиковская // Дополнительные
образовательные программы для руководителей образовательных учреждений,
педагогов, учителей школ, воспитателей дошкольных учреждений. - 2012. - № 5.
- С. 1-45.
7. Макаров, Д. Какой камерой лучше снимать / Д. Макаров // Журналистика и
медиарынок. - 2013. - № 6 - С. 94-97.
8. Макаров, Д. Правильный ракурс / Д. Макаров // Журналистика и медиарынок.
- 2014. - № 7/8 - С. 112-114.
9. Короткова, Е. Н. Мультимедийные средства массовой коммуникации: контент
и технологии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №70. С. 201-205

10. Аминов И. Б., Ходжаева Д. Ф. Применение средств мультимедийных
технологий как условие повышения качества обучения // Молодой ученый. —
2015. — №21. — С. 759-761
11. Masterman, L. Teaching the Media. London [Текст] / L. Masterman // Comedia
Publishing Group. – 1985. – 341 p
12. Шестёркина, Л.П. Основные характеристики новых социальных медиа
[Текст] / Л.П. Шестёркина, И.Д. Борченко // Учёные записки ЗабГУ. Серия:
Филология, история, востоковедение. – 2014. – №2. – С. 107-111.
13. Гамалей В. Мой первый видеофильм от А до Я. - СПб.: Питер, 2006 – 268 с.;
14. Кит Андердал. Adobe Premiere CS4 для чайников. – Изд-во Вильямс, 2009. –
368 с.;
15. Медведев Г. С., Пташинский В. С. "Adobe After Effects CS3 с нуля!
Видеомонтаж, анимация, спецэффекты: книга + Видеокурс (CD)." – Триумф,
2008. – 270 с.;
16. Столяров А.М., Столярова Е.С. Ваш первый фильм в Pinnacle Studio/Studio
Plus version 10.5 (+ CD-ROM) . – Изд-во НТ-Пресс, 2007. - 304 с.;
17. Щербаков Ю.В. "Сам себе и оператор, сам себе и режиссер" М.: Феникс, 2000
– 448 с.;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».