РП ВД ООО Отечество

Приложение
Утверждена в составе
Приложение
ООП ООО МБОУ СОШ № 21
Приказ от 30.08.2023 г. № 57/5

Утверждена в составе

ООП НОО или ООО или СОО МБОУ СОШ № 21
Приказ от 30.08.2023 г. № 57/5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Отечество»
(духовно-нравственное направление)

с. Краснополье

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Отечество» для учащихся 5-6 классов составлена на основе:
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
СОШ № 21;
-учебного плана для 5-9 классов на 2023-2024 уч. год;
-календарного учебного графика МБОУ СОШ № 21 на 2023-2024 уч. Год
На изучение курса «Отечество» отводится в течении года: 5-6 классах 35 занятий
(классы чередуются по 17,5 ч. в год. Программа рассчитана на 2 года обучения).
7-8 – по 35 час в год
Насколько общество бережет свои традиции и насколько гармонично соединяет их
с новациями, настолько правомерно говорить об уровне культурного развития данного
общества и степени развития людей, живущих в этом обществе.
Именно в простых взглядах, выработанных народами за века, заложенных в их образе жизни, отображенных в традициях, в народной этике, в вере, в заботе о будущих поколениях истинная культура человека.
У каждого человека есть Родина, нация, язык, обычаи, в которых он воспитывается.
Человек испокон веков несет свой опыт, предостерегая детей от зла, обучая их добру. Отход от простейших истин, которые несет человеческий опыт из поколения в поколение,
ведет к нравственному тупику. Возвращение же к растерянным понятиям в деле воспитания - настоятельная необходимость.
Проблема формирования у школьников духовно-нравственных качеств личности в
условиях современной школы весьма актуальна, так как порождается целым рядом противоречий:

между традиционными методами воспитания и введением инновационных
технологий;


между исторически сложившимся укладом и введением новых стандартов;



между семейными традициями и законодательством о семье;


между теорией подчинения личного общественному и установлению личностных приоритетов в обществе;


между вопросами морали и права;



между порядочностью и предприимчивостью;


между поддержанием Российской самобытности и ориентацией на иностранные порядки.
«Лишь мудрая и ответственная политика в сфере образования позволит вырастить
достойную смену нашему поколению. Нравственная растерянность многих молодых людей, утрата ими смысла жизни становится почвой для различных пороков, создает угрозу
будущему России». ( Приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и
Всея Руси Алексия II участникам конференции«Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования 10-11 октября 2002 года).
Сегодня, в век информационных войн и технологий, манипулировать поведением
людей стало особенно легко. Многим молодым людям стало сложно отличать свои собственные желания и взгляды от тех, что навязаны извне. Еще более актуальна данная тема
становится в свете последних событий в мире. Возрождению национализма и экстремизма

может противостоять только человек с высокими духовно-нравственными принципами и
убеждениями, горячо любящий свою Родину, осознающий, что от него зависит будущее
страны.
Цель:
Воспитание духовно-нравственного, творческого, компетентного гражданина
России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи:
в области формирования личностной культуры:

формирование способности к духовному развитию, реализации творческого
потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания .

давать нравственную оценку своим и чужим поступкам, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм;

формирование основ морали — представления о добре и зле, должном и недопустимом,

принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и
этнических духовных традиций;

формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, способности к самостоятельным поступкам и действиям,
совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:



формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности

за Отечество;


воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и куль-

туре;


формирование патриотизма и гражданской солидарности;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания
других людей и сопереживания им;



становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным
российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;


В области формирования семейной культуры:

формирование представления о семейных ценностях, отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями
российской семьи.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного воспитания.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается
на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений
• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству;
правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный
мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
• Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость,
забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
• Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
• Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Общая характеристика
Данная программа создает условия для размышлений подростка о просторах, краях
и землях России, о языке, символах и кодах родной культуры, о том, как в российской цивилизации сформированы ритмы времени, о его духовно -нравственных смыслах.
Объектом изучения являются традиции, образы героев, исторические памятники,
святые и святыни и т. д. Динамичность построения программы позволяет проследить
судьбу семьи в судьбе России. Все это способствует формированию образов малой Родины и всего Отечества, радостной сопричастности к родной культуре и ее наследию.
Основными принципами реализации программы являются:
- краеведческий принцип;
- антропологический подход как системообразующий в интегрировании знаний о
духовной сущности человека и целостности личности, где духовное и телесное неразделимы;
- принцип системности, который предусматривает включение в содержание духовно-нравственного просвещения философских, научных и религиозных взглядов на
проблемы миропонимания, места и предназначения человека в существующем мире;

- принцип личностно-ориентированного образования, направленный на обеспечение условий свободы выбора воспитанниками видов, форм и способов осуществления
творческой поисковой деятельности, что создает предпосылку духовного самоопределения и духовно-нравственного становления личности.
Особенность данной программы заключается:
- в комбинировании различных форм и методов работы, адаптированных к конкретным условиям, конкретной теме;
- включение учащихся в активную познавательную деятельность дающих возможность для развития духовно-нравственных качеств личности;
- внедрение в традиционный образовательный процесс различных инновационных
технологий;
- учитель преимущественно выступает в роли консультанта;
- применение разновозрастных занятий с выстраиванием индивидуальной образовательной траектории;
-применение преимущественно коллективной формы работы;
- свободном выборе учащимися темы, сроков исследования и форм представления
результатов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения образовательной программы
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
7) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
8) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
4) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5) смысловое чтение;

6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
7) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные результаты освоения образовательной программы
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории
как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта
России;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие
традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Формирование ИКТ-компетентности:
1) выполнение заданий на понимание, осмысление изученного материала с учетом
просмотра фрагментов видеофильмов и мультимедиаресурсов.
2) осуществление поиска информации в Интернете.
3) создание сообщения и презентации в Power Point по заданной тематике
Основы проектно-исследовательской и проектной деятельности.
1) планировать и выполнять с помощью взрослых учебное исследование или учебный проект.
2) распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем
научного исследования.
3) формулировать вытекающие из исследования выводы.
4) ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя языковые средства.
5) использовать некоторые методы получения знаний характерные для социальных
и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание.
Модели защиты проектной и учебно-исследовательской работы.

1. «Классическая защита». Устное выступление сосредоточено на принципиальных вопросах:
а) тема исследования и ее актуальность;
б) круг использованных источников и основные научные подходы к проблеме;
в) новизна работы (изучение малоизвестных источников, выдвижение определенной версии, новые подходы к решению проблемы и т. д.);
г) основные выводы по содержанию работы.
2. «Индивидуальная защита». Обучающийся раскрывает личностный аспект работы над проектом или учебным исследованием:
а) обоснование выбора темы;
б) способы работы над проектом или учебным исследованием;
в) оригинальные находки, собственные суждения, интересные факты, идеи;
г) личная значимость проделанной работы;
д) перспективы продолжения исследования.
3 «Творческая защита» предполагает:
а) оформление стенда с документальными и иллюстративными материалами по теме исследования, их комментарий;
б) демонстрацию слайдов, видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе реферирования;
в) оригинальное, яркое представление фрагмента основной части проекта или
учебного исследования.
Обучаемый должен грамотно выражать свои мысли в устной форме, уметь отвечать
четко на вопросы в рамках темы исследования. Одноклассники могут участвовать в оценивании работ, заполняя «судейские» карточки по нескольким заранее определенным
критериям.
Методы и формы организации учебной деятельности.
Для формирования нравственных и духовных ценностей учащихся большое значение имеет внедрение в традиционный образовательный процесс различных инновационных технологий, способствующих более свободному, живому восприятию предметов, связанных с духовно-нравственной направленностью. Они помогают оптимально выстроить
образовательный процесс, помочь личности в самоопределении, самореализации, самооценке и самоактуализации.
Кейс - технология-технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций.
Название технологии произошло от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай.
Структура процесса обучения по КТ

1.

Школьникам предлагается случай, например «Убийство царевича Дмитрия»

- он должен быть проблемным
- должен допускать альтернативные варианты решения
Кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы, диаграммы

символы, фотографии, рисунки, сценарии ролевых и деловых игр и т. д.“
2.
Отбор информации - ученики учатся самостоятельно добывать информацию,
её обрабатывать, анализировать (учебно - информационные компетентности),
3.
выявляется позиция школьника по сути ситуации, формируется альтернативное мышление.
Коллективное обсуждение вариантов решения (сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы), формируются социальные компетентности
Метод погружения.
Понятие “погружение” (концентрированное обучение) давно вошло в педагогическую терминологию и понимается преимущественно, как длительное изучение (до нескольких дней) одного предмета.
Преимущества погружения видны как в учебно-методическом плане: (возможность
охватить целый логически и хронологически законченный период с чётко выраженными
причинно-следственными связями), так и в эмоционально-психологическом: создание
особого психологического поля и совместного “проживания” в нем учителя и ученика.
“Погружение” даёт возможность изменить структуру материала в рамках одного
“погружения”, переходить к различным видам деятельности учащихся, менять нагрузку в
зависимости от фаз врабатываемости в течение недели, по которым максимум работоспособности достигается к концу третьего дня, а потом достигает максимума к концу шестого
дня, позволяет планировать индивидуальные темпы усвоения материала и, при необходимости, формы работы для каждого учащегося в зависимости от особенностей его характера.
И последнее, а по существу, главное преимущество – это возможность создания
особого психологического поля, в котором учитель и ученик будут совместно проживать
длительное время. Погружение позволяет при определённых условиях не изучать произведение, не “проходить” его, а проживать или переживать.
.
Метод проектов.
Во–первых, он успешно интегрируется в образовательный процесс. Дает возможность, начиная с 5 класса, ненавязчиво усваивать процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы, а к 9 классу отобрать по – настоящему увлеченных школьников и рекомендовать их для работы над исследовательскими проектами.
Во-вторых, обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие
детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.
В-третьих, предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам военно-патриотического воспитания, выводя его на качественно новый уровень.
Работа над проектом включает следующие этапы:
1 этап. Подготовительный. На данном этапе реализуются такие виды проектной
деятельности, как:
1. Определяется тема проекта. Выявляется проблема, обоснуется актуальность и
выбор темы. Ставятся цели, выдвигаются задачи.
2. Отбираются необходимые источники информации.

3. Формируется творческая группа исследователей на принципе добровольности и
интереса к проблеме.
4. Составляется маршрутная карта реализации исследовательских задач проекта.
2 этап. Исследовательский. Включает следующие виды проектной деятельности
учащихся:
1. Выстраивается образ индивидуальной и коллективной организации исследовательской работы на основе анализа и творческой переработки полученной информации .
2. Распределяется задачи между участниками проекта, определяется схема их взаимодействия, планируется порядок выполнения работ.
3. Выполняется теоретическая и практическая части исследования, анализируются
и обобщаются результаты, формулируются выводы.
Составляется отчёт и готовится его презентация.
3 этап. Заключительный. На заключительном этапе проектной деятельности учащихся предусматривается:
1. Защита проекта в форме, соответствующей содержанию. Такими формами может
быть постановка дидактического спектакля, презентация видеофильма, мультимедиа –
шоу, проведение экскурсий и т.п.
2. Рефлексия, анализ выполненной работы, её оценивание.
Исследовательский метод - высшая форма воспитания творческой инициативы
учащихся, их самостоятельности. Он концентрирует в себе все то, что формируется системой активизации процесса обучения.
Исследовательский метод не является общедоступным. Условиями его применение
является высокий уровень развития следующих компетенций:
1) Коммуникативные компетенции: способность вступать в контакт, высказывать
свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию и т.д.;
готовность решать коммуникативные задачи, адекватно вести себя в различных социальных ситуациях, компетенции; владение устным и письменным общением, несколькими
языками;
2) Информационные компетенции: владение новыми информационными технологиями, понимание диапазона их применения, критическое отношение к распространяемой
по каналам СМИ информации.
3) Интеллектуальные компетенции: способность к обобщению, умение выделять
существенные признаки познаваемой действительности; гибкость, креативность ума – динамичность, подвижность и т.д. При гибком уме человек легко переходит от прямых связей к обратным, от одной системы действий к другой, от привычного хода мыслей к нестандартным
Исследовательский метод обучения находит применение тогда, когда развитие
учащихся достигает такого уровня, что они в состоянии осуществить самостоятельно все
этапы поисковой деятельности. Обдумав обозначенную проблему, ученики сами намечают план поиска, строят предположение (гипотезу), определяют способ ее проверки, проводят наблюдения. Фиксируют факты, сравнивают их, классифицируют, обобщают, доказывают, делают выводы.
Опыт показывает, что широким полем деятельности для применения исследовательского метода в обучении истории является краеведение. Использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообра-

зить методику исследования, вносить в изучение истории конкретность и убедительность.
Краеведческая проблематика ученических исследований имеет свою специфику. Краеведческие объекты или темы мало изучены, что создает большие возможности поисковоисследовательской работы учителя и учащихся.
Исследовательский метод предполагает работу с историческими источниками. Исторические источники можно подразделить на объективные (вещественные) и субъективные (все остальные). Использовать субъективные источники следует, учитывая личную
роль автора данного источника. Например, письменные источники: летописи, законодательные акты, делопроизводственная документация, актовые материалы (грамоты), статистика, периодическая печать, документы личного происхождения, литературные памятники, публицистика и политические сочинения, научные труды.
Во - первых достоверность зависит от достоверности тех источников, на основании
которых они написаны. Работа с мемуарными источниками требует особой методики: вопервых, из-за субъективного характера любых воспоминаний участников событий; вовторых, человеческая память не самый надежный источник истинных знаний. Поэтому,
чтобы восстановить достоверность и полноту тех или иных событий по истории края, необходимо тщательно изучить эти события по всем другим имеющимся источникам.
Во - вторых достоверность зависит и от тех целей и задач, которые ставит перед
собой автор. Типичным недостатком в краеведческой работе является излишний «местный патриотизм», мешающий установить подлинное, объективное место рассматриваемых событий (фактов) в истории всей страны, определить их историческую значимость.
Очень часто чрезмерная любовь к своей малой Родине и заставляет авторов использовать
не совсем проверенные факты.
Ни материалы периодической печати, ни мемуарные источники, ни рассказ учителя
не может заменить самостоятельной работы учащихся над первоисточниками - это надежный путь сбора достоверной информации. Работа с архивными документами вырабатывает навыки и умения исследовательской деятельности, воспитывает уважение к историческому факту, любовь к истории. Особо хочется предостеречь от использования одного,
какого либо источника. Например, сделать вывод только на источниках, размещенных в
сети Интернет нельзя, так как сведения очень противоречивые и нет ни какой гарантии их
достоверности.
Оформление результатов исследовательской работы: публикация, реферат, доклад,
презентация, сценическая реконструкция, эссе, рисунок, кинофильм.
Данная программа позволяет каждому ученику проходить путь, от небольшого исследования результатом, которого может стать рисунок, стихотворение или минисочинение, до серьезного исследования с применением новых научных методик.
Поисково-исследовательская работа позволяет соприкоснуться с «живой» историей. «Все для фронта, все для Победы» - результаты этих работ легли в основу театрализованных представлений с элементами реконструкции. Песни и пляски, восстановленные
по воспоминаниям старожилов, были представлены на фестивале детского творчества
«Радуга». Походы по родному краю, встречи с ветеранами, записи их воспоминании имеют огромный воспитательный эффект.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс-35 часов
«Мой дом - моя семья»
1.
Я и моя семья (6 час) – формирование гражданского отношения к своей семье, положительного отношения к себе, учить ориентироваться в родственных отношениях и пополнять знаний о близких людях. Генеалогия как наука. Теория семейного родства.
Дом и семейный быт. Род, очаг, поколение, предки. Подготовительная работа к составлению родословной семьи. Что такое генеалогическое древо семьи.
2.
Русская народная культура (8 час) - создание условий для формирования
у обучающихся мотивации к познанию пошлого, изучению культурного наследия своего
народа.Сбор предметов старинного быта для экспозиции «Русская изба». Особенности
обычаев и обрядов местного населения. Предметы традиционной материальной культуры.
Русский национальный костюм. Православные праздники.
3.
Я и моя школа (6 час) – формирование гражданского отношения к школе,
работникам школы и педагогам, воспитание чувства гордости за достижения школы.История возникновения образования в селе. Учителя и ученики разных лет. Путешествия по воспоминаниям ветеранов-педагогов. Школьные традиции.
4.
Земля - наш общий дом (6 час) – формирование общих познавательных
способностей детей, расширение знаний об окружающем мире, развитие любознательности и стремления к изучению и сохранению природы Земли. Наше природное наследие.
Экологические проблемы региона - как их решать? Охраняемые объекты. Красная книга.
5.
Защитники Отечества (9 час) – формирование у детей патриотических
чувств,основанных на ознакомлении с боевыми традициями и памятниками боевой славы,
воспитание любви и уважения к защитникам Родины.
Есть такая профессия - Родину защищать. Военная слава земляков. Выпускники
школы - в рядах Российской Армии. Служба в армии -почетная обязанность. Имена героев в названии улиц нашего района. Города-герои. День Победы - великий праздник.
6 класс- 35 часов
«С чего начинается Родина?»
1.
Я и я (5 час)- формирование гражданского отношения к себе, членам своей
семьи, другим людям. Мое окружение. Как я к ним отношусь? Чем интересны люди, живущие на моей улице? Что для меня в жизни главное. Здоровый образ жизни. Культура
поведения.
2.
Я и моя семья (6 час)-формирование знаний о прошлом своих предков, побуждение интереса к своим родовым корням. Методические основы составления родословной. Знакомство с генеалогическим древом знаменитостей (Сталин, Жуков, Суриков).
Родословная роспись своей семьи. Фотогалерея родных. Семейный герб.
3.
Я и культура (6 час)- формирование потребностей к изучению русской народной культуры, сохранению культурной самобытности каждого народа.Объекты культурного наследия моего села. Района. Области. Предметы материальной культуры (Национальные костюмы. Полотенца. Платки. Фартуки). Старинное ткачество.
4.
Я и школа (6 час)- формирование гражданского отношения к школе, работникам школы и педагогам, воспитание чувства гордости за достижения школы. Роль
учителя в школе. Учительские династии и их семейные традиции. След выпускников в
истории школы. Летопись школы. Школьный музей и архив.
5.
Я и мое Отечество (8 час)-формирование у молодых граждан страны высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности служить Родине.Листаем
великой истории строки: Полководцы Великой Отечественной войны. Поэты, писатели и

художники о войне. Самые значимые битвы войны. Награды войны. Книга памяти. Вклад
моей семьи в дело Великой победы.
6.
Я и моя планета (6 час) формирование ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности, расширение знаний об окружающем мире, развитие любознательности и стремления к изучению и сохранению природы Земли. Мы живем на Урале. Его природа и достопримечательности. Горы. Реки.
Озера. Любимые места туристов. Мой проект по защите природы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
«МОЙ ДОМ-МОЯ СЕМЬЯ».
№ п/п

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

16

17
18
19
20
21
22
23
24
25

Тема
1 год обучения
Вводное занятие. Генеалогия как наука.
Теория семейного родства. Прямые и боковые
родственные связи.
Дом и семейный быт. Практическая работа по
описанию быта своей семьи.
Род, очаг, поколение, предки.
Что такое генеалогическое древо семьи? Поиск
информации у родственников старшего поколения,запись рассказов.
Моя родословная. Практическое ознакомление с
родословными.
Русская народная культура.
Предметы традиционной материальной культуры.
Особенности обычаев и обрядов местного населения.
Русский национальный костюм. Экскурсия в
«Русскую избу».
Сбор предметов старинного быта для экспозиции
«Русская изба».
Сбор предметов старинного быта для экспозиции
«Русская изба».
Православные праздники. Ильин день. Троица.
(Легенды)
Обрядовый словарь местного населения.
Введение в тему: История возникновения образования в селе Краснополье, п. Первомайский.
Презентация.
Учителя и ученики разных лет. Экскурсия по экспозиции школьного музея: «Выпускники- наши
коллеги».
Путешествия по воспоминаниям ветерановпедагогов.
Встречи с ветеранами педагогического труда.
Педагоги нашей школы–труженики Тыла
Славные традиции школы.
Земля- наш общий дом. Введение.
Наше природное наследие. Экскурсия в природу.
Экологические проблемы региона - как их решать?
Охраняемые объекты.
Красная книга. Мультимедийный рассказ об исчезающих видах растений.

Дата
Примечание
План Факт

26
27

28
29
30
31
32
33
34
35

23 февраля- день защитника Отечества. История
возникновения праздника.
Есть такая профессия - Родину защищать. Презентация «Служба в Армии-почетная обязанность», участие в «Уроке мужества».
Военная слава земляков Путешествие по Книге
памяти.
Имена героев в названии улиц нашего района.
Города-герои. Презентация.
Города воинской славы.
Урал- опорный край державы.
День Победы - великий праздник.
На нас глядят глаза героев. Экскурсия в школьный музей
Труженики тыла с.Краснополье, п. Первомайский
Итоговый урок.Обобщение.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6-7 КЛАСС
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»
№ п/п

1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18

1
2

3

Тема
1 год обучения
Введение. Кто меня окружает, и как я к ним отношусь?(Семья, родные, друзья, одноклассники).
Чем интересны люди, проживающие на моей
улице? Составление рассказов.
Здоровый образ жизни. Что это значит? Посещение спортивного зала, интервью у учителя физкультуры.
Урок нравственности «Моя культура поведения».
История с. Краснополье и п.Первомайкий.
Методические основы составления родословной.
Рассматривание родословной знаменитых личностей (Сталин, Жуков,Суриков).
Поиск и исследование семейных фотографий.
Фотогалерея семьи.
Родословные росписи (поколенная роспись).
Схема составления.
Выявление имен и биографий родственников, их
участие в главных этапах развития страны.
Выявление имен и биографий родственников, их
участие в главных этапах развития страны.
Культурное наследие. Объекты культурного наследия моего села.Экскурсия
Объекты культурного наследия моего района.
Презентация.
Объекты культурного наследия моей области.
Предметы материальной культуры. Экспозиция
«Русский национальный костюм».
Полотенце, платок. Другие головные уборы.
Ткачество на Руси. Мастер-класс по прядению в
Русской избе, с приглашением местных мастериц.
Презентация « Учитель-слово-то какое!». О роли
учителя в школе.
2 год обучения
Учительские династии в нашей школе. Встреча с
представителями династий.
След выпускников в истории школы. Путешествие по страницам жизни выпускников, принесших славу школе.
Страницы летописи школьной жизни. По мате-

Дата
План Факт

Примечание

4
5
6
7

8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18

риалам архива школы.
Школьный музей. История создания. Экскурсия.
Моя планета в опасности. Почему мы так говорим? Анализ тестов.
Природа и достопримечательности Центрального
черноземья. Презентация.
Урок экологии « Я люблю свою Землю буду ее
защищать». Индивидуальные выступления учащихся.
Экологические тропинки моего села. Плакаты.
Заповедные места Горноуральского городского
округа.
Отечество. Что вкладываем мы в это понятие?
Листаем Великой истории строки: Полководцы
Великой Отечественной войны.
Самые значимые битвы войны. Презентация.
Военные награды страны.
Поэты, писатели о войне.
Война в произведениях художников.
Книга памяти.
Практическое занятие по подготовке материала к
круглому столу.
Вклад моей семьи в дело Великой победы. Беседа
за круглым столом.
Памятники участникам Великой Отечественной
войны на территории Горноуральского Городского округа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п

Тема

1
2
3

История военной символики царской России
военной символики советского периода
История военной символики современной России
Предмет и значение генеалогии в системе знаний о родном крае

4

Генеалогия как вспомогательная историческая
дисциплина
Династии в русской истории
Презентация «Семейные реликвии»
Семейные ценности моей семьи
Особенности работы с историческими источниками
Топонимика о тайнах названий родного края
Народная культура, быт, обычаи
Православные праздники
Поэты и писатели-земляки
Выдающиеся уроженцы и жители Горноуральского городского округа
Они прославили мой край
Книга памяти Горноуральского городского округа Гражданская война
Книга памяти Горноуральского городского округа 1мировая война
Книга памяти Горноуральского городского округа Великая Отечественная война
900 - дней Блокады!
Мы славим город _Сталинград!

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
27
29
30
31
32

Участники Великой Отечественной войны Краснопольской территории
Защитники Отечества
Участники локальных войн
Участники локальных войн Краснопольской территории
Это высокое звание – Человек!
Что такое «гражданственность»?
Что такое «толерантность»?
Культурное наследие Отечества: многонациональность, разнообразие
«Служить России суждено тебе и мне»
Планета – наш дом, береги еѐ
Природа Свердловской области
Личностью не рождаются
Волонтёры России

Дата
Примечание
План Факт

33
34

Ветеран живет рядом
Итоговое повторение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».