РП ВД ООО информационная-безопасность-9-класс

Приложение
Утверждена в составе
ООП ООО МБОУ СОШ № 21
Приказ от 30.08.2023 г. № 57/5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Информационная безопасность»
(9 класс)

с. Краснополье

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Информационная безопаснсость»
адресована учащимся 7-9 классов, учитывает требования, выдвигаемые федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования к предметным
(образовательные области «Математика и информатика», «Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности»), метапредметным и личностным результатам. Программа
курса «Информационная безопасность» разработана на основе программы курса
«Информационная безопасность, или на расстоянии одного вируса» Наместниковой М.С.
Основными целями изучения курса являются:
- обеспечение условий для профилактики негативных тенденций в информационной
культуре учащихся, повышения защищенности детей от информационных рисков и угроз;
- формирование навыков своевременного распознавания онлайн-рисков (технического,
контентного, коммуникационного, потребительского характера и риска интернетзависимости).
Задачи программы:
- сформировать общекультурные навыки работы с информацией (умения, связанные с
поиском, пониманием, организацией, архивированием цифровой информации и ее
критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов с
использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео);
- создать условия для формирования умений, необходимых для различных форм
коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др.) с
различными целями и ответственного отношения к взаимодействию в современной
информационно-телекоммуникационной среде;
- сформировать знания, позволяющие эффективно и безопасно использовать технические
и программные средства для решения различных задач, в том числе использования
компьютерных сетей, облачных сервисов и т.п.;
- сформировать знания, умения, мотивацию и ответственность, позволяющие решать с
помощью цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с
конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных
потребностей;
- сформировать навыки по профилактике и коррекции зависимого поведения школьников,
связанного с компьютерными технологиями и Интернетом.
Место учебного курса
Программа учебного курса «Информационная безопасность» рассчитана на 34 учебных
часа, из них 22 часа – учебных занятий, 9 часов – подготовка и защита учебных проектов, 3
часа – повторение. На изучение курса «Информационная безопасность» отводится по 1 часу
в неделю в 9 классе.
Характеристика личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного курса «Информационная безопасность»
Предметные:
Выпускник научится:
- анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в интернете;
- безопасно использовать средства коммуникации,
- безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества,
- безопасно использовать ресурсы интернета.
Выпускник овладеет:
- приемами безопасной организации своего личного пространства данных
использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т.п.

с

Выпускник получит возможность овладеть:
- основами соблюдения норм информационной этики и права;
- основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной
культуры безопасности жизнедеятельности;
- использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет- ресурсы и
другие базы данных.
Метапредметные.
Регулятивные универсальные учебные действия.
В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.
Познавательные универсальные учебные действия.
В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
- критически оценивать содержание и форму текста;
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- критически
относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи

своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Личностные.
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим людям в
реальном и виртуальном мире, их позициям, взглядам, готовность вести диалог с другими
людьми, обоснованно осуществлять выбор виртуальных собеседников;
- готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах;
- сформированность понимания ценности безопасного образа жизни; интериоризация
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в информационнотелекоммуникационной среде.
Содержание программы учебного курса «Информационная безопасность»
Основное содержание программы представлено разделами «Безопасность общения»,
«Безопасность устройств», «Безопасность информации».
Каждый раздел учебного курса завершается выполнением проектной работы по одной из
тем, предложенных на выбор учащихся и/или проверочного теста.
Раздел 1. «Безопасность общения»
Тема 1. Общение в социальных сетях и мессенджерах. 1 час.
Социальная сеть. История социальных сетей. Мессенджеры. Назначение социальных
сетей и мессенджеров. Пользовательский контент.
Тема 2. С кем безопасно общаться в интернете. 1 час.
Персональные данные как основной капитал личного пространства в цифровом мире.
Правила добавления друзей в социальных сетях. Профиль пользователя. Анонимные
социальные сети.
Тема 3. Пароли для аккаунтов социальных сетей. 1 час.
Сложные пароли. Онлайн генераторы паролей. Правила хранения паролей. Использование
функции браузера по запоминанию паролей.
Тема 4. Безопасный вход в аккаунты. 1 час.
Виды аутентификации. Настройки безопасности аккаунта. Работа на чужом компьютере
с точки зрения безопасности личного аккаунта.
Тема 5. Настройки конфиденциальности в социальных сетях. 1 час.
Настройки приватности и конфиденциальности в разных социальных сетях. Приватность
и конфиденциальность в мессенджерах.
Тема 6. Публикация информации в социальных сетях. 1 час.
Персональные данные. Публикация личной информации.

Тема 7. Кибербуллинг. 1 час.
Определение кибербуллинга. Возможные причины кибербуллинга и как его избежать?
Как не стать жертвой кибербуллинга. Как помочь жертве кибербуллинга.
Тема 8. Публичные аккаунты. 1 час.
Настройки приватности публичных страниц. Правила ведения публичных страниц.
Овершеринг.
Тема 9. Фишинг. 2 часа.
Фишинг как мошеннический прием. Популярные варианты распространения фишинга.
Отличие настоящих и фишинговых сайтов. Как защититься от фишеров в социальных сетях и
мессенджерах.
Выполнение теста и/или защита индивидуальных и групповых проектов 3 часа.
Раздел 2.

«Безопасность устройств»

Тема 1. Что такое вредоносный код. 1 час.
Виды вредоносных кодов. Возможности и деструктивные функции вредоносных
кодов.
Тема 2. Распространение вредоносного кода. 1 час.
Способы доставки вредоносных кодов. Исполняемые файлы и расширения вредоносных
кодов. Вредоносная рассылка. Вредоносные скрипты. Способы выявления наличия
вредоносных кодов на устройствах. Действия при обнаружении вредоносных кодов на
устройствах.
Тема 3. Методы защиты от вредоносных программ. 2 час.
Способы защиты устройств от вредоносного кода. Антивирусные программы и их
характеристики. Правила защиты от вредоносных кодов.
Тема 4. Распространение вредоносного кода для мобильных устройств. 1 час.
Расширение вредоносных кодов для мобильных устройств. Правила безопасности при
установке приложений на мобильные устройства.
Выполнение теста и/или защита индивидуальных и групповых проектов. 3 часа.
Раздел 3 «Безопасность информации»
Тема 1. Социальная инженерия: распознать и избежать. 1 час.
Приемы социальной инженерии. Правила безопасности при виртуальных контактах.
Тема 2. Ложная информация в Интернете. 1 час.
Цифровое пространство как площадка самопрезентации, экспериментирования и
освоения различных социальных ролей. Фейковые новости. Поддельные страницы.
Тема 3. Безопасность при использовании платежных карт в Интернете. 1 час.
Транзакции и связанные с ними риски. Правила совершения онлайн покупок.
Безопасность банковских сервисов.
Тема 4. Беспроводная технология связи. 1 час.
Уязвимость Wi-Fi-соединений. Публичные и непубличные сети. Правила работы в
публичных сетях.
Тема 5. Резервное копирование данных. 1 час.
Безопасность личной информации. Создание резервных копий на раз- личных
устройствах.

Тема 6. Основы государственной политики в области формирования культуры
информационной безопасности. 2 час.
Доктрина национальной информационной безопасности. Обеспечение свободы и
равенства доступа к информации и знаниям. Основные направления государственной
политики в области формирования культуры информационной безопасности.
Выполнение теста и/или защита индивидуальных и групповых проектов. 3 часа.
Повторение. 3 часа.

Тематическое планирование учебного курса.
№
п/п

Тема

Количество
часов

1

Общение в социальных сетях и
мессенджерах (ВР)

1

2

С кем безопасно общаться
в интернете

1

3

Пароли для социальных сетей
аккаунтов

1

4

Безопасный вход в аккаунты

1

5

Настройки конфиденциальности в
социальных сетях

1

6

Публикация информации в
социальных сетях

1

7

Кибербуллинг

1

Основное содержание

Характеристика основных видов учебной
деятельности обучающихся

Тема 1. «Безопасность общения»
Социальная сеть. История социальных сетей. Выполняет базовые операции при
Мессенджеры. Назначение социальных сетей использовании мессенджеров и социальных
и мессенджеров. Пользовательский контент. сетей. Создает свой образ в сети Интернет.
Изучает историю и социальную значимость
личных аккаунтов в сети Интернет.
Персональные данные как основной капитал Руководствуется в общении социальными
личного пространства в цифровом мире.
ценностями и установками коллектива и
Правила добавления друзей в социальных
общества в целом. Изучает правила сетевого
сетях. Профиль пользователя. Анонимные
общения.
социальные сети.
Сложные пароли. Онлайн
генераторы
Изучает основные понятия регистрационной
паролей. Правила хранения паролей.
информации и шифрования. Умеет их
Использование функции браузера по
применить.
запоминанию паролей.
Виды аутентификации. Настройки
Объясняет причины использования
безопасности аккаунта. Работа на чужом
безопасного входа при работе на чужом
компьютере с точки зрения безопасности
устройстве. Демонстрирует устойчивый
личного аккаунта.
навык безопасного входа.
Настройки приватности и конфиденциальности Раскрывает причины установки закрытого
в разных социальных сетях. Приватность и профиля. Меняет основные настройки
конфиденциальность в мессенджерах.
приватности в личном профиле.
Персональные данные. Публикация
личной информации.

Осуществляет поиск и использует информацию,
необходимую для выполнения поставленных
задач.
Определениет кибербуллинга. Возможные Реагирует на опасные ситуации, распознает
причины кибербуллинга и как его избежать? провокации и попытки манипуляции со
Как не стать жертвой кибербуллинга. Как стороны виртуальных собеседников.
помочь жертве кибербуллинга.

8

Публичные аккаунты

1

9

Фишинг

2

10

Выполнение теста и/или защита
индивидуальных и групповых
проектов

3

1

Что

такое

вредоносный код

2

Распространение вредоносного
кода

1

3

Методы защиты от вредоносных
программ

2

4

Распространение вредоносного
кода для мобильных устройств

1

5.

Выполнение теста и/или защита
индивидуальных и групповых
проектов

3

1

Настройки приватности публичных страниц. Решает экспериментальные задачи.
Правила ведения публичных страниц.
Самостоятельно создает источники информации
Овершеринг.
разного типа и для разных аудиторий, соблюдая
правила информационной безопасности.
Анализ проблемных ситуаций. Разработка
Фишинг как мошеннический прием.
кейсов с примерами из личной жизни/жизни
Популярные варианты распространения
знакомых. Разработка и распространение чекфишинга. Отличие настоящих и
листа (памятки) по противодействию фишингу.
фишинговых сайтов. Как защититься от
фишеров в социальных сетях и
мессенджерах.
Самостоятельная работа.
Тема 2. «Безопасность устройств»
Виды вредоносных кодов. Возможности и Соблюдает технику безопасности при
деструктивные функции вредоносных кодов. эксплуатации компьютерных систем.
Использует инструментальные программные
средства и сервисы адекватно задаче.
Способы доставки вредоносных кодов. Выявляет и анализирует (при помощи чекИсполняемые
файлы
и
расширения листа) возможные угрозы информационной
вредоносных кодов. Вредоносная рассылка. безопасности объектов.
Вредоносные скрипты. Способы выявления
наличия вредоносных кодов на устройствах.
Действия при обнаружении вредоносных
кодов на устройствах.
Способы защиты устройств от вредоносного Изучает виды антивирусных программ и
правила их установки.
кода. Антивирусные программы и их
характеристики. Правила защиты от
вредоносных кодов.
Расширение вредоносных кодов для
Разрабатывает презентацию, инструкцию по
мобильных устройств. Правила безопасности обнаружению, алгоритм установки приложений
при установке приложений на мобильные
на мобильные устройства для учащихся более
устройства.
младшего возраста.
Умеет работать индивидуально и в группе.
Принимает позицию собеседника, понимая
позицию другого, различает в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории.

1

Социальная инженерия:
распознать и избежать

1

2

Ложная информация в Интернете

1

3

Безопасность при использовании
платежных карт в Интернете

1

Беспроводная технология связи

1

5

Резервное копирование данных

1

6

Основы государственной политики
в области формирования культуры
информационной
безопасности

2

7

Выполнение теста и/или защита
индивидуальных и групповых
проектов
Повторение

3

Итого

34

4

8

3

Тема 3 «Безопасность информации»
Приемы социальной инженерии. Правила
безопасности при виртуальных контактах.

Находит нужную информацию в базах
данных, составляя
запросы
на поиск.
Систематизирует получаемую информацию в
процессе поиска.
Определяет возможные источники
Цифровое пространство как площадка
необходимых сведений, осуществляет поиск
самопрезентации, экспериментирования и
информации. Отбирает и сравнивает материал
освоения различных социальных ролей.
по нескольким источникам. Анализирует и
Фейковые новости. Поддельные страницы.
оценивает достоверность информации.
Транзакции и связанные с ними риски.
Приводит примеры рисков, связанных с
Правила совершения онлайн покупок.
совершением онлайн покупок (умеет
Безопасность банковских сервисов.
определить источник риска). Разрабатывает
возможные варианты решения ситуаций,
связанных с рисками использования платежных
карт в Интернете.
Уязвимость Wi-Fi-соединений. Публичные и Используя различную информацию, определяет
понятия. Изучает особенности и стиль ведения
непубличные сети. Правила работы в
личных и публичных аккаунтов.
публичных сетях.
Безопасность личной информации. Создание
резервных копий на различных устройствах.
Доктрина национальной информационной
безопасности. Обеспечение свободы и
равенства доступа к информации и знаниям.
Основные направления государственной
политики в области формирования культуры
информационной безопасности.

Создает резервные копии.
Умеет
привести
выдержки
из
законодательства РФ:
- обеспечивающего конституционное право
на поиск, получение и распространение
информации;
- отражающего правовые аспекты защиты
киберпространства.

Список источников:
Бабаш А.В. Информационная безопасность: Лабораторный практи- кум / А.В. Бабаш,
Е.К. Баранова, Ю.Н. Мельников. – М.: КноРус, 2019. – 432 c
2.
Вехов В. Б. Компьютерные преступления: способы совершения и раскрытия / В.Б.
Вехов; Под ред. акад. Б.П. Смагоринского. – М.: Право и за- кон, 2014. – 182 с.
3.
Громов Ю.Ю. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие
/ Ю.Ю. Громов, В.О. Драчев, О.Г. Иванова. – Ст. Оскол: ТНТ, 2017. – 384 c.
4.
Дети в информационном обществе // http://detionline.com/journal/about
5.
Ефимова Л.Л. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт:
Монография / Л.Л. Ефимова, С.А. Кочерга. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2016. – 239 c.
6.
Запечников С.В. Информационная безопасность открытых систем. В 2-х т. Т.2 –
Средства защиты в сетях / С.В. Запечников, Н.Г. Милославская, А.И. Толстой, Д.В. Ушаков.
– М.: ГЛТ, 2018. – 558 c.Защита детей by Kaspersky // https://kids.kaspersky.ru/
7.
Кузнецова А.В. Искусственный интеллект и информационная без- опасность общества
/ А.В. Кузнецова, С.И. Самыгин, М.В. Радионов. – М.: Ру- сайнс, 2017. – 64 c.
8.
Наместникова М.С. Информационная безопасность, или На расстоянии одного вируса.
7-9 классы. Внеурочная деятельность. – М.:Просвещение, 2019. – 80 с.
9.
Основы кибербезопасности. // https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn-- p1ai/index.php/glava1-osnovy-kiberbezopasnosti-tseli-i-zadachi-kursa
10.
Стрельцов A.A. Правовое обеспечение информационной безопасности России:
теоретические и методологические основы. – Минск, 2005. – 304 c.
11.
Сусоров И.А. Перспективные технологии обеспечения кибербезопасности //
Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 22(66)
12.
Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского
исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. – М.: Фонд
Развития Интернет, 2013. – 144 с.

1.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».