РП ООО однкнр 8-9 кл

Приложение к ООП ООО

Приложение к ОПП ООО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного
предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для обучающихся 8-9 классов

с. Краснополье 2023

Планируемые результаты освоения учебного
предмета: «Основы духовно-нравственной культуры России»
8-9 класс
Основными результатами реализации предметной области ОДНКНР
должно стать освоение предметного содержания, а также овладение
универсальными метапредметными и личностными учебными действиями.
Личностные результаты:
осознание основ российской гражданской идентичности,
понимание особой роли многонациональной России в современном мире,
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
гражданское и этнокультурное самосознание, основанное на свободном
принятии ценностей многонационального российского общества;
уважительное отношение к своей стране, её истории, любви к
родному краю, народу, своей семье; гуманное, толерантное отношение к
людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм
нравственного
поведения,
межличностной
культуры
общения
и
самоопределения ценностей в социокультурном российском обществе;
мотивация к развитию творческих способностей и самовыражение
личности в этнокультурных и общероссийских традициях и культурных
нормах.
Метапредметные результаты определяются кругом универсальных
учебных действий (далее - УУД) разного типа (регулятивных, познавательных,
коммуникативных), которые успешно формируются средствами данного
предмета:
освоение и овладение культуросообразными способами
выполнения универсальных учебных действий;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии в области духовно-нравственной культуры народов России;
использование различных способов поиска, сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации об элементах
культур народов России в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения, мнений,
убеждений и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной коллективной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством
учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты обучения основам духовно-нравственной
культуры народов России нацелены на решение, прежде всего, следующих
задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о
российской многонациональной культуре, этнокультурах;
формирование
этнокультурных
понятий,
представлений,
рефлексия учащимися своего способа действия посредством его сопоставления
со способом выполнения этого действия, соответствующим определенной
этнокультурной традиции;
использование полученных знаний в практической деятельности,
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых
форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села,
города, района, области, края, республики; при этом благодаря влиянию семьи,
родственников, друзей, эмоционально окрашенному восприятию природной
среды и социального окружения наполняются конкретным содержанием такие
понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык»,
«моя семья и род», «мой дом». Решение перечисленных задач в ходе освоения
предметного содержания курса ОДНКНР ведет к достижению, в конечном
счете, важнейшего личностного результата, который и является основной
целью введения данной предметной области:
осознание себя гражданином России, россиянином, то есть,
человеком, который готов в течение жизни осваивать культурные богатства
своей страны при полном понимании значимости их национальных,
региональных особенностей; отстаивать единство и солидарность
многонационального народа Российской Федерации, принимая личное участие
в судьбе России.
Содержание курса
.1. МОДУЛЬ «Я - ЧЕЛОВЕК»
Отличительная особенность этого модуля состоит в том, что его
изучение требует определенной способности учащихся к абстрактному

мышлению и рефлексии. Как уже было сказано выше, его место в Программе в
качестве первого по порядку содержательного модуля не означает, что он
должен обязательно изучаться в 5 классе. Этот модуль вполне может
выступать как стержневой на весь период обучения, а также быть
завершающим в освоении всей Программы. Предлагаемые темы могут быть
наполнены разным содержанием в зависимости от специфики той культурной
среды, в которой работает данная образовательная организация. Например,
тема физического здоровья человека и здорового образа жизни может быть
продолжена и развита в рамках модуля «Я и культура моего народа».
Основной задачей изучения модуля является ознакомление учащихся со
взглядами на сущность и миссию человека, а также формирование
представления о том, что в понимании всех этнокультур и религий (несмотря
на их различия) человек является нравственным и духовным существом.
Учащимся предстоит понять и осознать, что во всех культурах существует
четкое понимание добра и зла, а ареной борьбы между ними выступает
человеческая жизнь. Необходимо сформировать понимание того факта, что
человечество, несмотря на сложность и противоречивый характер своих
поисков, все же выработало ясные критерии определения добра и зла.
Воспитательная задача модуля – формирование личной потребности
активно служить добру и противостоять злу. Кроме этого, изучение модуля
направлено на формирование навыков здорового образа жизни, который
выступает в данном случае в форме обобщения культурноисторического
опыта народа в русле той или иной религиозной и/или этнической традиции.
В результате изучения модуля учащийся научится:
применять знания о биологическом и культурно-социальном
началах в природе человека для объяснения его феномена;
характеризовать специфику нравственных норм и объяснять
необходимость их соблюдения;
применять полученные знания о категориях нравственности для
самоанализа и корректировки собственного поведения в обществе;
приводить примеры основных видов деятельности человека,
выделять их сущностные характеристики, объяснять роль мотивов в этой
деятельности в целях самоанализа;
оценивать на
конкретных
примерах роль основных
видов
деятельности в жизни человека и общества;
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами
группы человеческих потребностей, применяя эти знания для самоанализа;
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на
примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей и
вредных привычек, угрожающих здоровью;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов,
выражать собственное отношение к различным способам их разрешения;
объяснять возможные причины отклоняющегося поведения и
описывать негативные последствия его наиболее опасных форм;
критически осмысливать информацию морально-нравственного
характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать,
анализировать полученные данные, а также применять полученную
информацию для определения собственной позиции; соотносить свое
поведение и поступки других людей с нравственными ценностями.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
Тема 1. Происхождение и сущность человека
Постановка проблемы: Что объединяет большинство этнокультурных
версий происхождения человека и человечества? Представления о сущности,
происхождении и смысле жизни человека в различных культурах и религиях:
одна из самых глубоких, вечных, непостижимых и волнующих человеческих
тайн – «Что есть я сам?».
Тема 2. Человек как творец и продукт культуры
Постановка проблемы: Что такое культура и в чем состоит ее сущность?
Человек творец и продукт культуры. Познание человеком самого себя и
окружающего мира.
Тема 3. Человек и природа
Постановка проблемы: в чем состоит общность и специфика отношения
к природе в культуре разных российских народов; влияет ли на отношение к
природе та или иная религиозная традиция? Взаимоотношения человека и
природы. Человек и природа в фольклоре и в разных религиозных традициях
народов России.
Тема 4. Человек как нравственное существо
Постановка проблемы: Что такое доброта, честность, совесть, долг,
милосердие,
сострадание,
ответственность,
свобода,
трудолюбие,
взаимопомощь и другие нравственные ценности?
Человек как духовное и нравственное существо. Общечеловеческие
ценности, представления о добре и зле в различных этнокультурах и религиях
(на многочисленных примерах из мифов, былин, сказок и т.п.). Тема 5.
Человек - созидатель
Постановка проблемы: Совместны ли «гений и злодейство»?
Созидательная деятельность человека, человеческий труд. Творчество
человека.
Тема 6. Человеческие потребности и их удовлетворение

Постановка
проблемы:
Самоограничение
в
удовлетворении
потребностей – что это, хорошо или плохо? Физические и духовные
потребности человека и их удовлетворение.
Жизнь и физическое здоровье человека как ценности. Понимание
здоровья и болезни в различных культурах и религиях. Взаимосвязь
физического и нравственного здоровья. Вредные привычки (алкоголизм,
наркомания, курение и др.) и необходимость борьбы с ними в свете
культурного опыта человечества. Безопасность человеческой жизни.
3.2. МОДУЛЬ «Я, МОЯ СЕМЬЯ И МОИ ДРУЗЬЯ»
Изучение модуля может быть во многом построено на личном опыте
учащихся, на примерах жизни их семей. Учащиеся могут писать сочинения,
рассказывать о позитивном опыте своей семьи, изучать ее историю,
сопоставлять эту историю с историей своего народа и страны в целом,
создавать «генеалогические древа» и т.д. При этом учитель должен
учитывать, что, к сожалению, не каждый учащийся живет в семье и тем
более в полноценной и благополучной семье, опытом и историей которой
можно гордиться. Поэтому любой публичный разговор и обмен информацией
на эти темы возможен исключительно на добровольной основе: каждый
учащийся имеет
полное право на неприкосновенность в этих аспектах своей личной жизни.
Главная воспитательная задача изучения модуля – формирование
отношения к семье как к одной из высших ценностей человеческой жизни.
Содержание модуля учит школьника жить и эффективно общаться в
«малой группе».
В результате изучения модуля учащийся научится:
характеризовать и раскрывать на конкретных, близких к
собственному жизненному опыту примерах основные функции семьи в
обществе;
раскрывать основные роли членов семьи, опираясь на собственный
опыт семейной жизни;
знать историю своей семьи и уметь его представить; оценивать
вклад своих предков в общественную копилку историко-культурных
достижений на фоне основных этапов истории страны;
формировать личное положительное отношение к необходимости
соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в
соответствии
с
требованиями
безопасности
жизнедеятельности;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни и осознанно
выбирать критерии безопасных условий жизни;
использовать элементы причинно-следственного анализа при
характеристике семейных конфликтов; выполнять несложные практические
задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения
семейных конфликтов и выражать собственное отношение к этим способам;

находить и извлекать социальную информацию о государственной
семейной политике из источников различного типа;
моделировать возможные последствия позитивного и негативного
воздействия различных социальных групп на человека и делать личностные
выводы относительно собственной роли в малой группе;
понимать роль дружбы и товарищества в жизни человека как
важнейших ценностей; анализировать и регулировать собственные
взаимоотношения с другими членами малой группы.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
Тема 1.Что такое семья?
Постановка проблемы: Почему семья является важнейшей ценностью для
всех традиционных культур?
Что такое семья и как она понимается в разных культурах и религиях.
Нравственные основы семьи. Любовь в семье и почитание старших.
Отражение любви к женщине в культуре и искусстве разных народов.
Тема 2. Члены семьи и их роль. Воспитание в семье
Постановка проблемы: Что каждому члену семьи обеспечивают крепкие
семейные связи между старшими и младшими поколениями?
Родительский долг и отношение родителей к детям. Отношение к
родителям. Почитание старших и забота о младших. Мать и ее роль в семье.
Отец – глава семьи. Образ матери и отца в народных культурах. Что значит
быть сыном или дочерью. Роли сестры и брата, дедушки и бабушки. Роль
мужчины и женщины в этнокультурах народов России.
Тема 3.Семейные взаимоотношения
Постановка проблемы: Что может нарушать порядок взаимоотношений в
семье? Семейные конфликты и пути их разрешения с точки зрения разных
этнокультурных, религиозных и современных светских традиций.
Ответственность людей при создании семьи. Факторы, способствующие
укреплению семьи. Семейный уклад, семейные праздники и памятные даты.
Символы и традиции семьи. Родословная и семейный альбом. История семьи
на фоне истории моего народа, моей страны.
Тема 4. Семья в современном мире
Постановка проблемы: Могут ли традиционные семейные ценности
помочь современной семье в ее жизни? Опасности и трудности, с которыми
сталкивается семья в современном мире и в современной России.
Тема 5. Я и мои друзья
Постановка проблемы: Для чего мне нужны друзья? Межличностные
взаимоотношения людей в малых группах. Ученический коллектив. Мои
друзья и их роль в моей жизни. Дружба и ее отражение в культуре.
3.3. МОДУЛЬ «Я И МОЙ НАРОД»

Модуль позволяет в наибольшей степени использовать обширный
культурологический материал, состоящий из разноплановых элементов
национальных культур: язык, история, литература, музыка, архитектура,
изобразительное искусство, фольклор и т.д. Естественно, что в каждом
субъекте Российской Федерации модуль будет иметь свое собственное
содержание. Учебные занятия и внеклассные мероприятия в рамках данного
модуля следует проводить как максимально яркие, запоминающиеся и
наполненные деятельностью события, личностно значимые для каждого
учащегося и педагога. Здесь особенно уместны познавательные экскурсии,
походы, выполнение проектов. Учащиеся могут совместно отмечать
традиционные праздники и памятные даты, участвовать в восстановлении
памятников культуры, проявлять свои способности в разных областях
художественного творчества, исполнительского искусства, то есть,
заниматься разнообразными полезными видами культуротворческой и
культуроохраннной деятельности.
Главная воспитательная задача – формирование культурной
идентичности, так как ощущение принадлежности к истории и культуре
своего народа в единстве с культурами других народов многонациональной
страны является неотъемлемой частью общей социальной идентичности
человека, наряду с гражданской идентичностью. Поэтому в своей работе
учитель должен исходить из идей интеграции ценностей этнокультур
народов России, диалога культур и терпимости. Содержание модуля
представлено двумя частями, которые можно условно назвать так:
«Россия - многонациональная страна» и «Культура моего народа».
В результате изучения модуля учащийся научится:
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры,
выражать свое мнение о различных явлениях культуры;
описывать явления духовной, в том числе традиционной культуры,
понимать язык и особенности этой культуры, понимать необходимость ее
сохранения;
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения
достижений культуры;
анализировать и объяснять роль традиционной культуры в истории
и в современной жизни;
находить, извлекать и анализировать информацию о достижениях и
проблемах культуры из источников различного типа;
описывать общие духовные ценности всего российского народа и
выражать собственное отношение к ним;
раскрывать роль религии в истории и в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной
культуры;

характеризовать основные направления развития отечественной
культуры в современных условиях;
критически воспринимать явления массовой культуры;
выявлять тенденции национализма и религиозного экстремизма в
жизни современного общества, прежде всего в молодежной среде, и активно
противостоять им; выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике собственное правильное поведение в этой сфере.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
Тема 1. Россия – многонациональная страна
Постановка проблемы: Как соотносятся друг с другом понятия народ,
нация, народность? Россия - многонациональная страна, различные народы и
этнокультуры на территории нашей страны. Расселение коренных народов на
карте России, их численность, субъектность.
Тема 2. Роль религии в жизни человека и общества
Постановка проблемы: Какими должны быть взаимоотношения людей,
придерживающихся разных религиозных и внерелигиозных взглядов? Роль
традиционных религий в развитии культур народов России. Особенности и
различия культур в языках, верованиях, традициях. Общие исторические,
культурные, языковые, религиозные особенности у разных народов России.
Принцип «свободы совести». Что такое «стереотип»? Опасность и
недопустимость «стереотипного» отношения к носителям тех или иных
культур.
Тема 3. Традиционные религиозные культуры в России
Постановка проблемы: Чем обусловлено разнообразие традиционных
вероисповеданий в нашей стране? Обзор основных традиционных религиозных
культур России: христианской православной, исламской, буддийской,
иудейской. Их особенности и роль в истории России.
Тема 4. Историческая судьба моего народа
Постановка проблемы: Каково место моего народа в сложении
многонационального единства всех народов России? Происхождение,
важнейшие этапы истории, культура и религия моего народа.
Тема 5. Традиции моего народа
Постановка проблемы: В чем состоит своеобразие традиционной
культуры моего народа? Календарный цикл праздников и памятных дат моего
народа. Религиозные праздники, периоды ограничений (посты) и их смысл.
Какие календарные даты отмечают представители моего народа, как и когда
встречают Новый год, весну, лето и т.д., как обставляют рождение и взросление
ребенка, заключение брака, старость и смерть человека.
Здоровый образ жизни в моей национальной культуре. Закаливание,
физические упражнения в национальных традициях.

Национальная кухня и ее традиции. Особенности быта и устройство дома
в моей национальной культуре. Особенности ведения домашнего хозяйства
(село и город). Домашняя утварь и ее ритуальный смысл.
Традиции общения, добрососедства и гостеприимства. Национальный
характер и его проявление в различных ситуациях.
Тема 6. Язык традиционной культуры
Постановка проблемы: Почему современные люди зачастую не
понимают языка своей традиционной культуры и как научиться его понимать?
Особенности языка народного искусства. Мотивы природы и жизнь человека в
традиционной музыке, устном словесном творчестве, декоративно-прикладном
искусстве моего народа. Необходимость сохранения аутентичных форм
фольклора как части общекультурного наследия всех народов России.
Отражение народных культурных традиций в современном профессиональном
искусстве (музыка, литература, изобразительное искусство, театр и т.д.)
Традиционная культура как база, основа развития современной культуры.
Тема 7. Герои, памятники и святыни моего народа
Постановка проблемы: Почему необходимо чтить героев, памятники и
святыни моего народа? Отражение героического прошлого в эпосе моего
народа как основа его исторической памяти. Важнейшие памятники истории,
культуры и религии моего народа, народные святыни как духовный источник
становления национального характера и составная часть общекультурного
наследия всех народов России.
Тема 8. Необходимость борьбы с национализмом, экстремизмом и
ксенофобией
Постановка проблемы: Чем отличаются национализм, экстремизм и
ксенофобия от естественного чувства любви и уважения к своему народу?
Причины возникновения национализма, экстремизма и ксенофобии в
молодежной среде. Способы противодействия влиянию тоталитарных
религиозных культов и террористических организаций на молодежь.
3.4. МОДУЛЬ «Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Также как и модуль «Я и культура моего народа», он может быть
наполнен чрезвычайно разнообразным культурно-историческим содержанием.
Учитель должен уметь отобрать из многообразного материала то, что
наиболее уместно для данного субъекта Российской Федерации, для специфики
образовательной организации, а также то, что близко и понятно ему самому.
Главная
воспитательная задача
модуля
воспитание
гражданственности и патриотизма. В этом смысле задачи изучения модуля
в наибольшей степени пересекаются с общими воспитательными задачами,
которые стоят перед школой.
В результате изучения модуля учащийся научится:
характеризовать особенности национально-государственного и
территориального устройства Российской Федерации;

раскрывать достижения российского народа как результат
культурного взаимодействия всех наций и народностей исторически входящих
в состав России; находить культурно приемлемые способы выражения
уважения к героическому прошлому и достижениям своей страны; осознавать
основы российской гражданской идентичности;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности, приводить
примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятий «гражданин» и
«гражданство»;
осознавать значение личной патриотической позиции в укреплении
нашего государства; понимать, в чем состоят основы российской гражданской
идентичности;
использовать полученные знания и приобретенные умения для
формирования способности уважать права и культурные особенности всех
наций и народностей;
извлекать и использовать информацию СМИ для анализа
тенденций развития национально-культурных взаимоотношений внутри
страны и во внешнем мире;
характеризовать межнациональные отношения в современном
мире и в России, видеть их основные проблемы; объяснять причины
межнациональных конфликтов и предлагать пути их разрешения;
осознавать образ единого и целостного мира при разнообразии
культур, национальностей и религий, а также при уважении к истории и
культуре всех народов.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
Тема 1. Россия – наша большая Родина
Постановка проблемы: Чем является для нас Родина и Россия?
«Большая» и «малая» Родина. Отношение к России в литературе, музыке,
поэзии, живописи, в народной культуре.
Тема 2. Роль русского народа и русского языка в истории России
Постановка проблемы: Каковы границы Русского мира? Роль русского
народа и русской культуры в истории нашей страны, в формировании
культурного облика России и общенациональной культуры. Русская культура
за рубежом. Русский мир.
Русский язык – государственный язык. Его роль в жизни страны. Русский
язык как средство межнационального общения и культурного взаимодействия.
Тема 3.
Конституция
и
законодательство
России
о
межнациональных отношениях
Постановка проблемы: В чём состоит значение Конституции РФ?
Конституция России – главный закон жизни россиян. Правила

межнационального общения и диалога в свете Конституции и законодательства
России.
Тема 4. Объединяющие основы и ценности национальных культур
Постановка проблемы: Что объединяет различные культуры народов
мира и России? «Универсальные ценности» культур. Как культуры различных
народов России взаимно дополняют и обогащают друг друга (на конкретных
примерах)? Как формируется и развивается общероссийская культура?
Национальный характер россиянина. Правила гостеприимства и
сотрудничества.
Тема 5. Российская культура и ее роль в мировой культуре
Постановка проблемы: Каковы составляющие российской культуры?
Важнейшие достижения российской культуры, искусства, науки, образования.
Место отечественной культуры в мировой культуре.
Тема 6. Столица страны, столица региона (моей республики,
области, района) и их роль в политической и культурной жизни
Постановка проблемы: В чем состоит символический смысл столичного
статуса города для формирования гражданской и региональной, локальной
идентичности? Столица России – Москва, ее роль в истории и вклад в культуру
нашей страны. Мой регион (республика, город, район) в составе России, его
особенности, история и роль в развитии страны.
Тема 7. Общенациональные святыни России
Постановка проблемы: Почему следует беречь общенациональные
святыни? Что каждый из нас может сделать для их сохранения? Герои России.
Великие победы России. Духовные ценности российской культуры и как их
сохранить и приумножить. Святыни нашего Отечества (храмы, памятники,
памятные комплексы, природные памятники, символы и т.п.).
Тема 8. Гражданин России
Постановка проблемы: Что означает быть гражданином своей страны?
Патриотизм. Ответственность за Родину. Наш долг перед Родиной.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
«В мире культуры»
1
. Культура – неотъемлемая сторона жизни цивилизованного
человека.
Общее понятие о культуре. Структура культуры. Виды человеческой
деятельности, относящиеся к культуре. Рукотворный и нерукотворный мир.
Формы духовной культуры

2
Искусство в жизни современного человека. Искусство – зеркало
жизни. Искусство вокруг нас. Виды искусства. Роль искусства в жизни
людей.
Художественный образ – стиль – язык.
Величие многонациональной российской культуры. Роль искусства в
сближении народов. Знаки и символы искусства. Наука и искусство. Знание
научное и знание художественное. Человек творец и носитель культуры.
Известные деятели российской науки и культуры.
Преобразующая сила искусства Законы красоты. Гармония, композиция,
симметрия, пропорция, ритм. Предназначение искусства, его действенная сила.
Массовая культура.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
Край, в котором ты живёшь»
Символика Свердловской области. Административное деление
Свердловской области. Мой район: история, достопримечательности. Город
Екатеринбург - Крупные города Нижний Тагил-опорный край державы .
Современная инфраструктура
. Развитие культуры Урала Народы, проживающие на территории
Свердловской области. Особенности политики Свердловской области.
Памятники культуры и архитектуры. Народная музыка. фольклор.
Литература. Устное народное творчество. Произведения уральских писателей
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
«Религия и культура»
Возникновение религий. Роль религии в развитии культуры. Вклад религии
в развитие материальной и духовной культуры общества. Понятия «вера»,
«религиозная вера». Особенности религиозной веры. Причины возникновения
религии. Формы религии и их наличие в современных культах.
Религии мира
и
их основатели.
Предпосылки
возникновения и нравственные основы
мировых религий. История
возникновения. Религиозные традиции мира. Национальные религии.
Многобожие
Культурные традиции буддизма. Появление и распространение буддизма.

Сущность и вероучение буддизма. Культовые сооружения буддистов.
Буддийские монастыри. Буддийский календарь
Культура ислама. История возникновения ислама. Первые столетия ислама
(VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Коран, Столпы ислама.
Культовые здания ислама. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский
календарь
Иудаизм и культура.
Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие
Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего
убранства синагоги. Еврейский календарь Культурное наследие
христианства.
Христианство, Библия, Ветхий завет. Новый завет, Евангелие. Культурное
наследие христианской Руси. Богослужебное песнопение. Колокольный звон.
Христианские праздники.
История религий в России.
Особенности истории различных религий в России. Основные этапы
возникновения и развития православия и других религий в России. Роль
православия в истории России. Христианские конфессии.
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Ритуалы в религиозных традициях мира. Обряды в христианстве, исламе,
буддизме и иудаизме. Особенности религиозных обрядов и традиций. Молитва
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
«Нравственные ценности российского народа»
Религия и мораль.

Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди
иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в
буддизме.
Понятие «мораль». Моральные нормы. Соблюдение моральных норм. Человеческие ценности.

Мораль и нравственность
Нравственные заповеди в религиях мира. Роль правил в жизни общества.
Источники нравственности: традиции, обычаи, религии. Золотое правило
нравственности

Совесть как всеобщий естественный закон.
Общественно-исторический характер морали и совести. Понятия «совесть»,
«стыд». Совесть – мерило нравственности. Психологическая сторона
совести.Совесть как внутренний источник нравственного поведения человека.
Правда и ложь
Понятие «правда» и «ложь». Нравственные качества личности: честность,
порядочность, справедливость, их значимость в жизни человека.
Добро и зло.
Суть добра и зла, представление об этих двух понятиях, их взаимосвязь в
жизни. Противоречие понятий добро и зло. Ценностное отношение к понятиям
добра и зла, греха, раскаяния и воздаяния
Милосердие, сочувствие.
Сострадание, забота о слабых, любовное отношение к другому человеку.
Доброжелательность, взаимопомощь.

Совершенствование человека в труде.
Человек и труд. Труд - основа и непременное условие жизнедеятельности
людей. Пословицы о труде.
О дружбе и друзьях
Понятия «дружба», «дружеские отношения», «товарищество».

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
«Твой духовный мир»
Любовь и уважение к Отечеству
Духовные традиции многонационального народа России. Любовь к
Родине. Понятия «служение», «патриотизм».

Долг, свобода, ответственность.
Понятия «свобода», «долг», «ответственность» в разных религиях.
Ответственное поведение, обязанности, свободный выбор личности.
Культура поведения человека.
Понятие «этика». Этикет
в
разных
жизненных
ситуациях.
Нравственные качества человека. Воспитание.
Семья, дом. Семейные традиции.
Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека.Семья –
хранитель духовных ценностей. Любовь, искренность, симпатия,
взаимопомощь и поддержка–главные семейные ценности. Родовой герб.

Календарно-тематическое планирование 8 класс 35 часов
№

Название раздела, тема

Количество
часов

Модуль «Я – Человек» 13ч.
1

Происхождение и сущность человека

1

2

Человек как творец и продукт культуры

1

3

Человек и природа

1

4

Человек как нравственное существо

1

5

Человек – созидатель культуры

1

6

Человеческие потребности и их удовлетворение

1

7

«Я, моя семья и мои друзья»Что такое семья?

1

8

Члены семьи и их роль. Воспитание в семье

1

9

Семейные взаимоотношения

1

10

Семья в современном мире

1

11

Я и мои друзья

1

12

Урок повторения о обобщения знаний по теме

1

13

Проверочная работа по модулю «Я – Человек»
Модуль «Я и мой народ» 9ч.

14

Россия – многонациональная страна

1

15

Роль религии в жизни человека и общества

1

16

Традиционные религиозные культуры в России

1

17

Историческая судьба моего народа

1

18

Традиции моего народа

1

19

Язык традиционной культуры

1

20

Герои, памятники и святыни моего народа

1

21

Необходимость
борьбы
с
национализмом,
и
экстремизмом ксенофобией
Урок пововторения и обобщения знаний по теме " Я и мой народ"
Модуль «Я-гражданин России»

1

23
24
25

Россия – наша большая Родина
Роль русского народа и русского языка в истории России

1
1
1

26

Объединяющие основы и ценности национальных культур

1

27

Российская культура и ее роль в мировой культуре

1

28

Столица страны, столица региона (моей республики,
области, района) и их роль в политической и культурной

1

29

Общенациональные святыни России

1

22

Конституция и законодательство России о
межнациональных отношениях

1

30
31
30
31

Гражданин России
Урок повторения и обобщения знаний по теме«Я-гражданин
России»
Проверочная работа по теме «Я-гражданин России»

Резервное время для повторения, обобщения, культурных
программ либо защиты проектов по тематике модуля

1
1
1
1

32
33

Экскурсия в школьный музей

1

Урок повторения и обобщения. Подготовка к контрольной
работе

1

34
35

Итоговая Контрольная работа
Урок повторения и обобщения знаний. корректировка

1
1

Календарно-тематическое планирование 9 класс 34 часа
№

1
2
3
4
5
6

6
7
8
9
10
11
12
13

Название раздела, тема
Модуль «В мире культуры»6ч
Культура – неотъемлемая сторона жизни цивилизованного
человека.
Искусство в жизни современного человека.
Моё хобби
Величие многонациональной российской культуры
Преобразующая сила искусства
Обобщающий урок«В мире культуры»
Модуль «Край, в котором ты живёшь» 2ч
Символика Свердловской
области. Горноуральского
Городского округа
Развитие культуры на Урале
Обобщающий урок- экскурсия школьный музей
Модуль «Религия и культура» 8ч
Возникновение религий. Религии мира и их основатели
Культурные традиции буддизма.
Культура ислама.
Иудаизм и культура
Культурное наследие христианства.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
История религий в России.
15 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
1
16 Обобщающий урок. Защита докладов
1
Модуль «Нравственные ценности российского народа » 10ч.
17 Религия и мораль.
1
18 Мораль и нравственность.
1
19 Герои среди нас
1
20 Совесть как всеобщий естественный закон.
1
14

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Правда и ложь
Добро и зло.
Милосердие, сочувствие
Совершенствование человека в труде.
О дружбе и друзьях.
Обобщающий урок
Модуль «Твой духовный мир»
Любовь и уважение к Отечеству.
Долг, свобода, ответственность.

1

Служить России-долг или призвание
Культура поведения человека.

1

Семья, дом. Семейные традиции
Традиции моей семьи
Обобщающий урок по курсу Основы духовнонравственной культуры России
Урок резерв

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».