РП ВД НОО Чтение с увлечением

Приложение
Утверждена в составе
ООП НОО МБОУ СОШ № 21
Приказ от 30.08.2023 г. № 57/5

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Чтение с увлечением. По страницам добрых книг»
( общеинтеллектуальное направление)

для обучающихся 3 класса.

с.Краснополье
1

1.Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» составлена на основе Федерального
государственного стандарта начального общего образования.
Одной из главных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы является повышение качества образования и
воспитания учащихся. Наряду с уроком – основной формой учебного процесса – в начальных классах все большее значение приобретает
внеурочная работа.
Программа реализуется во внеурочной деятельности обучающихся первой ступени обучения в рамках общеинтеллектуального
направления и рассчитана на детей 8-9 лет.
Программа представляет собой интеграцию предметов «Литературное чтение» и «Русский язык» (развитие речи) и является одним
из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения, развития и
воспитания учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению
читательской культуры, привитию навыков самостоятельной работы.
Актуальность программы обуславливается потребностью общества в развитии духовно-нравственных, эстетических качеств
личности; формировании социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности с помощью
произведений о детях и их взаимоотношениях друг с другом и с взрослыми. Произведения имеют огромное воспитательное значение. Они
помогают усвоить высокие нравственные принципы людей.
Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению
новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что курс «Чтение с увлечением. По страницам
добрых книг» способствует формированию читательской компетентности третьеклассников, развивает их образное мышление, обогащает
речь. Содержание занятий призвано расширить творческий потенциал детей, обогатить их словарный запас, сформировать нравственные
чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в
обществе, формируется духовность.
Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена возрастными особенностями третьеклассников, их разносторонними
интересами, любознательностью, увлечённостью, инициативностью.
Основными целями изучения интегрированного курса «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» являются:
 формирование у детей нравственных качеств личности, оценивание героев произведения, размышление над мотивами,
обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, освоение идеи произведения;
 формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения и русского языка через задания творческого и
занимательного характера;
 создание условий для интеллектуального и языкового развития
обучающихся.Программа определяет ряд задач:
 совершенствовать навыки чтения обучающихся;
 формировать мотивацию чтения младших школьников, развивать их устойчивый и осознанный интерес к чтению детских
произведений;
2












знакомить обучающихся с детской книгой как явлением культуры;
формировать читательские умения, расширять читательский кругозор;
формировать основы читательской культуры;
вырабатывать привычку к осознанному чтению, умению применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и
навыки, полученные на уроках литературного чтения и русского языка (развитие речи);
способствовать формированию информационной культуры обучающихся через различные виды заданий работы с текстами;
развивать воображение, литературно-творческие способности третьеклассников;
развивать устную и письменную речь младших школьников;
совершенствовать коммуникативные навыки;
создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
формировать стремление ребёнка к рассуждению и поиску.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности литературоведческих знаний, а также
личностную заинтересованность в их расширении.
Особенностями построения программы «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» является то, что в процессе воспитания
и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы ребёнка. Каждое
занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора. Кроме того, у детей
формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость, доброта, забота, чуткость и др.
Характерной особенностью программы является занимательность материала либо по содержанию, либо по форме.
Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора,
организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника.
Отбор детской литературы для чтения производился по следующим критериям:
 все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей младшего
школьного возраста;
 все используемые произведения входят в круг детского чтения и могут использоваться в процессе самостоятельного чтения.
Основными характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия, которые состоят из
теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
 демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном;
 фронтальная, когда обучающиеся одновременно работают под управлением педагога;
 самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия ил нескольких занятий.
Обучение носит деятельностный и развивающий характер. В ходе занятий обучающиеся осваивают следующие виды внеурочной
деятельности:

3

 познавательная деятельность;
 игровая деятельность;
 художественно-эстетическая деятельность.
Занятия проходят во внеурочное время, 1 раз в неделю. Продолжительность курса определена из расчёта 34 часа (по 1 часу в
неделю).
Принципы проведения занятий
1. Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.
2. Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.
3. Сочетание статичного и динамичного положения детей.
4. Учет возрастных особенностей.
5. Сочетание индивидуальных и групповых форм работы.
6. Связь теории с практикой.
7. Доступность и наглядность.
8. Включение в активную жизненную позицию.
9. Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятиях.
Для реализации программного содержания используются учебные средства:
1. Буряк М.В., Карышева Е.Н. Рабочая тетрадь к курсу «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг». 3 класс. – М.: Планета, 2016.
2. Буряк М.В., Карышева Е.Н. Методические разработки занятий с электронным приложением. – М.: Планета, 2016.

2.Планируемые результаты освоения курса «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг»
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
 формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
 воспитание духовно-нравственных качеств, художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей на
основе опыта чтения произведений для детей;





формирование нравственных качеств и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
4

Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
 учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные универсальные учебные действия:
 овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения
рассуждений;
 овладение навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами;
 активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
 находить ответы в тексте, иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
предметами и процессами.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 готовность слушать собеседника и вести диалог признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 осознанное построение речевого высказывания в соответствиями с задачами коммуникации и составление текстов в устной и
письменной формах;
 активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
 слушать и понимать речь других;
 учиться работать в паре, группе;
 выполнять различные роли (лидера, исполнителя);


умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за
результаты своих действий.

Предметные результаты:
 понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье,
обществе;
 умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять
главную мысль произведения, работать с планом произведения;
5





осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о
доброте, заботе, формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития,
анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.

Ожидаемые результаты освоения программы
В результате изучения курса «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг»
обучающиеся получат возможность:
 закрепить умение работать с книгой;
 закрепить умение работать с текстом;
 проявить интерес к книге;
 расширить читательский кругозор;
 заинтересовать родителей и стимулировать их активно участвовать в развитии познавательных способностей у своих детей.
обучающиеся закрепят умения:
 называть автора произведения;
 записывать название произведения;
 определять тему произведения;
 составлять вопросы по содержанию рассказа;
 понимать содержание произведений и отвечать на вопросы ;
 формулировать письменные ответы на вопросы ;










восстанавливать сюжетную линию произведения;
восстанавливать порядок плана;
восстанавливать цитатный план;
дополнять план произведения;
называть героев рассказа;
составлять план произведения;
составлять картинный план;
выбирать сюжет, к которому относится рисунок;
отвечать на вопросы текста;
6
























дополнять предложения из текста и вписывать пропущенные слова (в кроссворде);
собирать из слов предложения;
записывать значения слов, пословиц и фразеологизмов;
находить и подбирать слова-синонимы;
подбирать свои заголовки к рассказам;
определять ключевые слова в произведении;
восстанавливать предложения;
определять смысл пословиц;
выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию рассказа;
давать характеристику герою, определять его качества характера;
анализировать чувства героев на протяжении всего рассказа;
анализировать поступки героев рассказов и делать вывод о том, какие действия являются положительными, какие
отрицательными;
определять главную мысль произведения;
подбирать слова – ассоциации к предложенным словам;
определять тему и содержание произведения;
описывать героев, используя слова для справок;
определять качества героя, используя описание из текста.
разгадывать кроссворды;
заполнять кроссворд, используя слова для справок;
вписывать предметы, изображённые на рисунке;
разгадывать анаграммы;
читать и отгадывать зашифрованные загадки и пословицы;






составлять из слов пословицы;
составлять из предложенного слова новые слова;
читать слова наоборот;
разгадывать слова по указанным номерам букв.

В качестве воспитательного результата внеурочной деятельности выступает непосредственное духовно-нравственное
приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Происходит это в процессе рассуждения детей о том, что
нужно быть трудолюбивым, отзывчивым, чутким, внимательным, поступать по совести, быть добрым, доброжелательным к окружающим
людям и готовы прийти на помощь.
Влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности будет производить
стойкий воспитательный эффект.
7

На занятиях используются следующие формы контроля.
 Текущий – позволяет определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся, результаты которого
фиксируются учителем на каждом занятии в «Индивидуальных картах успешности». По окончании всего курса учитель имеет
возможность с помощью данных карт отследить уровень сформированности компетентностей каждого учащегося по освоению
новых знаний, умений, навыков, способностей.
 Итоговый – представлен в виде заданий на итоговом занятии. По окончании всего курса обучающиеся заполняют в рабочей
тетради «Лист самооценивания», который позволяет каждому ученику оценит себя, определить умения, которыми он овладел в
результате изучения курса «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг».
 Самооценка – фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания
- незнания».

3. Содержание программы
Рассказы и сказка В.Осеевой (3 ч)
Отомстила. (1 ч)
Почему? (1 ч)
Волшебная иголочка (сказка) (1 ч)
Рассказы Н.Артюховой (10 ч)
Подружки. (1 ч)
Три копухи. (1 ч)
Камень. (1 ч)
Строгая бабушка. (1 ч)
Большая берёза. (1 ч)
Мяу. (1 ч)
Фарфоровые шаги. (1 ч)
Совесть заговорила. (1 ч)
Кролик и репутация. (1 ч)
Новые соседи. (1 ч)
Рассказы Л.Воронковой (2 ч)
Что сказала бы мама? (1 ч)
Ласковое слово. (1 ч)
Рассказы Е.Пермяка (4 ч)
Чужая калитка. (1 ч)
Надёжный человек. (1 ч)
8

Обманное озеро. (1 ч)
Славка. (1 ч)
Рассказы и сказки В.Драгунского (2 ч)
Сверху вниз, наискосок! (1 ч)
Надо иметь чувство юмора.( 1 ч)
Рассказы и сказки Н.Носова (7 ч)
Леденец. (1 ч)
Про репку. (1 ч)
Карасик.( 1 ч)
Клякса.( 1 ч)
Прятки. (1 ч)
Замазка. (1 ч)
Про тигра.( 1 ч)
Рассказ А.Гайдара (1 ч)
Совесть. (1 ч)
Рассказы М.Зощенко( 4 ч)
Трусишка Вася. (1 ч)
Показательный ребёнок. (1 ч)
Лёля и Минька. Бабушкин подарок.( 1 ч)
Лёля и Минька. Не надо врать.( 1 ч)
Итоговое занятие (1 ч)
Конкретные предметные результаты и основные виды учебной деятельности прописаны к каждому произведению в календарнотематическом планировании.
Работа с информацией
Представление информации в виде предметных картинок и сюжетных рисунков.
Рекомендации для учителя
1. При подготовке к занятиям дети дома предварительно знакомятся с текстом произведения.
2. К каждому занятию прилагается текст произведения, по которому написан конспект. Учитель может при необходимости этот
файл распечатать.
Курс «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» является интегрированным. На каждом занятии используются задания, которые
можно разделить на четыре блока:
 предметный блок;
 блок по развитию речи;
9

 воспитательный блок;
 занимательный блок.
Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий предметного блока (включены задания на отработку знаний по
литературному чтению и русскому языку (развитию речи)):
 называть автора произведения;
 записывать название произведения;
 определять тему произведения;
 составлять вопросы по содержанию рассказа;
 понимать содержание произведений и отвечать на вопросы;
 формулировать письменные ответы на вопросы;
 восстанавливать сюжетную линию произведения.
Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий блока по развитию речи:
 восстанавливать порядок плана;
 восстанавливать цитатный план;














дополнять план произведения;
называть героев рассказа;
составлять план произведения;
составлять картинный план;
выбирать сюжет, к которому относится рисунок;
отвечать на вопросы текста;
дополнять предложения из текста и вписывать пропущенные слова (в кроссворде);
собирать из слов предложения;
записывать значения слов, пословиц и фразеологизмов;
находить и подбирать слова-синонимы;
подбирать свои заголовки к рассказам;
определять ключевые слова в произведении;
восстанавливать предложения.

Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий воспитательного блока (включены задания на духовно-нравственное
развитие):
 определять смысл пословиц;
 выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию рассказа;
 давать характеристику герою, определять его качества характера;
 анализировать чувства героев на протяжении всего рассказа;
10








анализировать поступки героев рассказов и делать вывод о том, какие действия являются положительными, какие
отрицательными;
определять главную мысль произведения;
подбирать слова – ассоциации к предложенным словам;
определять тему и содержание произведения;
описывать героев, используя слова для справок;
определять качества героя, используя описание из текста.

Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий занимательного блока:
 разгадывать кроссворды;
 заполнять кроссворд, используя слова для справок;
 вписывать предметы, изображённые на рисунке;
 разгадывать анаграммы;






читать и отгадывать зашифрованные загадки и пословицы;
составлять из слов пословицы;
составлять из предложенного слова новые слова;
читать слова наоборот;
разгадывать слова по указанным номерам букв.

Учебно-тематический план

4.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Наименование тем
Рассказы и сказка В.Осеевой
Рассказы Н.Артюховой
Рассказы Л.Воронковой
Рассказы Е.Пермяка
Рассказы В.Драгунского
Рассказы Н.Носова
Рассказы А.Гайдара
Рассказы М.Зощенко
Итоговое занятие
Итого:

11

Всего часов
3ч
10 ч
2ч
4ч
2ч
7ч
1ч
4ч
1ч
34 ч

5. Календарно- тематическое планирование курса «Чтение с увлечением»

3 класс
№
п\п
1

Дата
по
плану

Дата
по
факту

Тема занятия
Валентина Осеева
«Отомстила»

Основные виды учебной
деятельности
Знакомиться с курсом «Чтение с
увлечением. По страницам
добрых книг». Знакомиться с
краткой биографией Валентины
Осеевой; определять тему
произведения; записывать
лексическое значение слова;
выяснять значение выражений,
встречающихся в тексте;
вспоминать содержание рассказа
и составлять картинный план;
отвечать на вопросы текста;
анализировать, какие чувства
испытывал главный герой на
протяжении всего рассказа;
формулировать письменные
ответы; рассуждать о том, что в
семье должны быть дружеские
отношения; оценивать свою
работу на уроке.

12

Планируемые предметные результаты
изучения материала
Вписывать данные о произведении в карточку;
выяснять лексическое значение слова «месть»;
составлять картинный план; формулировать
вопросы по содержанию; выяснять основную
мысль произведения; давать письменный ответ
на поставленный вопрос; находить пословицы,
соответствующие оцениванию поступка
главного героя; анализировать , как изменялись
чувства главного героя на протяжении всего
рассказа; выполнять задание занимательного
характера.

2

Любовь Воронкова «Что
сказала бы мама?»

3

Евгений Пермяк «Чужая
калитка»

Знакомиться с краткой
биографией Любови
Воронковой; определять тему
произведения; записывать
лексическое значение слова;
выяснять значение слов,
встречающихся в тексте;
анализировать, какими
качествами обладают герои
рассказа; формулировать
письменные развёрнутые ответы;
выяснять смысл пословиц;
рассуждать о том, что нужно
быть добрым, отзывчивым,
готовым прийти на помощь;
оценивать свою работу на уроке.
Знакомиться с краткой
биографией Евгения Пермяка;
определять тему произведения;
записывать лексическое
значение слова; выяснять
значение слов, встречающихся в
тексте; составлять вопрос по
содержанию рассказа;
анализировать, какими
качествами обладает герой
рассказа; формулировать
письменные ответы; выяснять
смысл пословиц; рассуждать о
том, что нужно быть
трудолюбивым, добрым,
отзывчивым, готовым прийти на
помощь; оценивать свою работу
на уроке.

13

Вписывать данные о произведении в карточку;
определять, какими качествами обладают герои
рассказа; формулировать вопросы по
содержанию рассказа; давать письменный
развёрнутый ответ на поставленный вопрос;
находить пословицы, соответствующие
основной мысли произведении; выполнять
задания занимательного характера.

Вписывать данные о произведении в карточку;
определять, какими качествами обладают герои
рассказа; формулировать вопросы по
содержанию рассказа; давать письменный
развёрнутый ответ на поставленный вопрос;
находить пословицы, соответствующие
основной мысли произведении; выполнять
задания занимательного характера.

4

Виктор Драгунский
«Сверху вниз, наискосок!»

Знакомиться с краткой
биографией Виктора
Драгунского; определять тему
произведения; выяснять
значение слов и выражений,
встречающихся в тексте;
пользоваться словами для
справок для описания героев
рассказа; анализировать, какие
чувства испытывал главный
герой на протяжении всего
рассказа; формулировать
письменные ответы; находить в
рассказе ответы на поставленные
вопросы; выяснять смысл
пословиц; делить текст на
смысловые части; рассуждать о
том, что каждому делу нужно
учиться; оценивать свою работу
на уроке.

14

Вписывать данные о произведении в карточку;
составлять описание героев рассказа с помощью
опорных слов; формулировать вопросы по
содержанию рассказа; давать письменный
развёрнутый ответ на поставленный вопрос;
находить пословицы, соответствующие
основной мысли произведении; анализировать,
как изменялись чувства и настроение героев на
протяжении всего рассказа; выполнять задания
занимательного характера.

5

Нина Артюхова
«Подружки»

6

Николай Носов «Леденец»

Знакомиться с краткой
биографией Нины Артюховой;
определять тему произведения;
давать характеристику героев
рассказа; находить в отрывке из
рассказа предложение,
отражающее главную мысль;
находить в рассказе ответы на
поставленные вопросы;
рассуждать и дополнять
высказывание; выяснять смысл
пословиц; рассуждать о том, что
каждому делу нужно быть
доброжелательным к
окружающим людям, относиться
к ним с пониманием, дорожить
дружбой; оценивать свою
работу на уроке.
Знакомиться с краткой
биографией Николая Носова;
определять тему произведения;
отвечать на вопросы текста;
восстанавливать план рассказа;
давать характеристику герою
рассказа; находить в рассказе
ответы на поставленные
вопросы; составлять и
записывать правила поведения;
выяснять смысл пословиц;

15

Вписывать данные о произведении в карточку;
давать характеристику героям рассказа;
формулировать вопросы по содержанию
рассказа; давать письменный развёрнутый ответ
на поставленный вопрос; находить пословицы,
соответствующие основной мысли
произведении; выполнять задания
занимательного характера.

Вписывать данные о произведении в карточку;
отвечать на вопросы текста; восстанавливать
план текста; составлять вопрос по содержанию;
называть правила поведения, которые нарушил
герой рассказа; выбирать пословицу, которая
соответствует содержанию рассказа; выполнять
задания занимательного характера.

7

Аркадий Гайдар «Совесть»

8

Михаил Зощенко
«Трусишка Вася»

рассуждать о том, что нужно
иметь чувство ответственности
за свои поступки и слушаться
родителей; оценивать свою
работу на уроке.
Знакомиться с краткой
биографией Аркадия Гайдара;
определять тему произведения;
выяснять значение слов и
выражений, встречающихся в
тексте; пользоваться словами
для справок для описания героев
рассказа; анализировать, какие
чувства испытывал главный
герой на протяжении всего
рассказа; формулировать
письменные ответы; находить в
рассказе ответы на поставленные
вопросы; выяснять смысл
пословиц; рассуждать о том, что
значит поступать по совести;
оценивать свою работу на уроке.
Знакомиться с краткой
биографией Михаила Зощенко;
определять тему произведения;
выяснять лексическое значение
слова «кузнец»; находить
соответствие между рисунком и
текстом; пользоваться словами
для справок для описания героев
рассказа; анализировать, какие
чувства испытывал главный
герой на протяжении всего
рассказа; формулировать

16

Вписывать данные о произведении в карточку;
определять качества героев рассказа с помощью
опорных слов; формулировать вопросы по
содержанию рассказа; давать письменный ответ
на поставленный вопрос; находить пословицы,
соответствующие основной мысли
произведения; анализировать, как изменялись
чувства героини на протяжении всего рассказа;
составлять из слов предложение.

Вписывать данные о произведении в карточку;
определять, какой из отрывков соответствует
иллюстрации; определять , какими качествами
обладает герой рассказа; давать письменный
краткий ответ на поставленный вопрос; находить
пословицы, соответствующие основной мысли
произведения; выполнять задания
занимательного характера.

9

Николай Носов
«Про репку»

10

Валентина Осеева
«Почему?»

письменные краткие ответы;
находить в рассказе ответы на
поставленные вопросы; выяснять
смысл пословиц; рассуждать о
том, что нужно быть смелым,
послушным; оценивать свою
работу на уроке.
Знакомиться с краткой
биографией Николая Носова;
определять тему произведения;
выяснять значение слов и
выражений, встречающихся в
тексте; пользоваться словами
для справок для описания героев
рассказа; отвечать на вопросы
текста; выяснять, какие действия
совершали герои текста;
формулировать письменные
ответы; находить в рассказе
ответы на поставленные
вопросы; работать с сюжетной
картинкой; рассуждать о том,
что нужно верить в себя и свои
силы; оценивать свою работу на
уроке.
Определять тему произведения;
вспоминать содержание рассказа
и восстанавливать цитатный
план; находить соответствие
между рисунком и текстом;
отвечать на вопросы по
содержанию рассказа; выяснять

17

Вписывать данные о произведении в карточку;
отвечать на вопросы текста; определять качества
героев рассказа с помощью опорных слов;
давать письменный ответ на поставленный
вопрос; находить соответствие между героями и
их действиями; составлять слова с опорой на
сюжетную картинку.

Вписывать данные о произведении в карточку;
восстанавливать цитатный план; определять,
какой отрывок соответствует тексту; определять
состояние героев рассказа; описывать внешность
мамы; давать письменный ответ на
поставленный вопрос; определять пословицу,
которая раскрывает смысл рассказа; собирать из

11

Михаил Зощенко
«Показательный ребёнок»

12

Николай Носов «Карасик»

13

Нина Артюхова

смысл пословиц; выполнять
задание занимательного
характера; рассуждать о том, что
необходимо иметь чувство
ответственности за свои
поступки; оценивать свою
работу на уроке.
Определять тему произведения;
выяснять значение слов и
выражений, встречающихся в
тексте; вспоминать содержание
рассказа и составлять картинный
план; формулировать
письменные ответы; отвечать на
вопросы по содержанию
рассказа; выполнять задание
занимательного характера;
рассуждать о том, что маленьким
детям нужно знать свой
домашний адрес; оценивать
свою работу на уроке.
Определять тему произведения;
отвечать на вопросы текста;
вспоминать содержание рассказа
и восстанавливать сюжетную
линию рассказа; составлять и
записывать правила поведения;
выяснять смысл пословиц;
выполнять задания
занимательного характера;
рассуждать о том, что нужно
быть честным; оценивать свою
работу на уроке.
Определять тему произведения;

18

слов пословицы.

Вписывать данные о произведении в карточку;
подбирать свои заголовки к тексту; составлять
картинный план; формулировать вопросы по
содержанию рассказа; давать письменный ответ
на поставленный вопрос; находить слова с
одинаковым значением; составлять слова
«Калейдоскопа».

Вписывать данные о произведении в карточку;
отвечать на вопросы текста; восстанавливать
сюжетную линию рассказа; давать
характеристику героям рассказа; находить
пословицу, соответствующую основной мысли
произведения; выполнять задания
занимательного характера.

Вписывать данные о произведении в карточку;

«Три копухи»

14

Нина Артюхова «Камень»

15

Евгений Пермяк
«Надёжный человек»

выяснять значение слов и
выражений, встречающихся в
тексте; делить текст на
смысловые части и
озаглавливать каждую часть;
составлять из частей загадку и
разгадывать её; формулировать
письменные ответы; отвечать на
вопросы по содержанию
рассказа; выяснять идейное
содержание произведения с
помощью пословиц; рассуждать
о том, что нельзя перекладывать
работу на других, находя для
себя отговорки; оценивать свою
работу на уроке.
Определять тему произведения;
выяснять значение слов и
выражений, встречающихся в
тексте; рассказа и составлять
картинный план; давать
характеристику герою; выяснять
идейное содержание
произведения с помощью
пословиц; рассуждать о том, что
нужно отвечать за свои
поступки; оценивать свою
работу на уроке.
Определять тему произведения;
выяснять значение слов и
выражений, встречающихся в
тексте; работать с сюжетными
картинками; формулировать
письменные ответы; отвечать на

19

находить слова с одинаковым значением;
составлять план рассказа; формулировать
вопросы по содержанию рассказа; давать
письменный развёрнутый ответ на
поставленный вопрос; объяснять смысл
пословиц; выполнять задание занимательного
характера.

Вписывать данные о произведении в карточку;
придумывать заголовок к тексту; составлять
картинный план; давать характеристику героям
рассказа; находить пословицы, соответствующие
основной мысли произведения; выполнять
задание занимательного характера.

Вписывать данные о произведении в карточку;
объяснять значение слова; отвечать на вопросы
текста; составлять план рассказа; давать
характеристику героям рассказа; находить
пословицы, соответствующие основной мысли
произведения; выполнять задание

16

Николай Носов «Клякса»

17

Виктор Драгунский «Надо
иметь чувство юмора»

вопросы по содержанию
рассказа; выяснять идейное
содержание произведения с
помощью понимания чувств
главного героя; подбирать
слова-ассоциации; рассуждать о
том, как важно уметь быть
хорошим другом и совершать
благородные поступки;
оценивать свою работу на уроке.
Определять тему произведения;
выяснять значение слова,
встречающегося в тексте;
отвечать на вопросы текста;
отвечать на вопросы по
содержанию рассказа и
составлять план; давать
характеристику герою, используя
слова для справок; выяснять
идейное содержание
произведения с помощью
пословиц; рассуждать о том, что,
совершая любой поступок,
необходимо подумать о
последствиях; оценивать свою
работу на уроке.

занимательного характера.

Определять тему произведения;
выяснять значение слов и
выражений, встречающихся в
тексте; делить текст на
смысловые части;
восстанавливать план рассказа;
формулировать письменные

Вписывать данные о произведении в карточку;
подбирать слова-ассоциации; восстанавливать
порядок расположения пунктов плана;
формулировать вопросы по содержанию
рассказа; давать развёрнутый ответ на
поставленный вопрос; выполнять задания
занимательного характера.

20

Вписывать данные о произведении в карточку;
отвечать на вопросы текста; восстанавливать
сюжетную линию рассказа; давать
характеристику героям рассказа; находить
пословицу, соответствующую основной мысли
произведения; выполнять задания
занимательного характера.

18

Нина Артюхова «Строгая
бабушка»

19

Евгений Пермяк
«Обманное озеро»

ответы; отвечать на вопросы по
содержанию рассказа; подбирать
слова-ассоциации; рассуждать о
том, что нужно уметь
посмотреть на себя со стороны,
посмеяться над самим собой;
оценивать свою работу на уроке.
Определять тему произведения;
отвечать на вопросы текста;
отвечать на вопросы по
содержанию рассказа и
восстанавливать сюжетную
линию рассказа; давать
характеристику герою, используя
слова для справок;
формулировать письменные
ответы; рассуждать о том, что
нужно быть чутким по
отношению к своим близким и
ответственным за свои поступки;
оценивать свою работу на уроке.
Определять тему произведения;
выяснять значение слов и
выражений, встречающихся в
тексте; делить текст на
смысловые части и находить
ключевые слова; формулировать
письменные ответы; отвечать на
вопросы по содержанию
рассказа; выполнять задание
тестового характера; отгадывать
загадку; анализировать
поведение героя; определять
качества характера; рассуждать о

21

Вписывать данные о произведении в карточку;
отвечать на вопросы текста; восстанавливать
сюжетную линию рассказа; составлять вопрос
по содержанию рассказа; описывать героя,
использую слова для справок; дополнять
высказывание; разгадывать кроссворд.

Вписывать данные о произведении в карточку;
отвечать на вопросы текста; находить ключевые
слова в рассказе; формулировать вопросы по
содержанию рассказа; давать развёрнутый ответ
на поставленный вопрос; выбирать слова для
характеристики героя рассказа; выполнять
задание занимательного характера.

20

Любовь Воронкова
«Ласковое слово»

21

Нина Артюхова
«Большая берёза»

22

Валентина Осеева

том, почему важно любить
природу; оценивать свою работу
на уроке.
Определять тему произведения;
предлагать свой вариант
заголовка; отвечать на вопросы
по содержанию текста и
восстанавливать цитатный план;
выполнять задание с выбором
ответов; анализировать
поведение героя, определять
качества характера ; выяснять
идейное содержание
произведения с помощью
пословиц; рассуждать о том, что
нужно быть добрым; оценивать
свою работу на уроке.
Определять тему произведения;
делить текст на смысловые
части; восстанавливать план
рассказа; выяснять значение
выражений, встречающихся в
тексте; вспоминать содержание
рассказа и отвечать на вопросы;
анализировать, какие чувства
испытывал герой на протяжении
всего рассказа; формулировать
письменные ответы; рассуждать
о том, что нужно уметь держать
своё обещание и не причинять
своими поступками страдания
другому человеку; оценивать
свою работу на уроке.
Определять тему произведения;

22

Вписывать данные о произведении в карточку;
придумывать заголовок к рассказу;
восстанавливать цитатный план; формулировать
вопросы по содержанию рассказа; отвечать на
вопрос по тексту; находить пословицы,
соответствующие основной мысли
произведения; выполнять задания
занимательного характера.

Вписывать данные о произведении в карточку;
дополнять план рассказа; формулировать
вопросы по содержанию рассказа; давать
развёрнутый ответ на поставленный вопрос;
выбирать слова для характеристики героев
рассказа; анализировать, как изменялись чувства
и настроение главного героя на протяжении
всего рассказа.

Вписывать данные о произведении в карточку;

«Волшебная иголочка»

23

Николай Носов «Прятки»

24

Нина Артюхова «Мяу»

соотносить рисунки и отрывки
из текста; вспоминать
содержание рассказа и отвечать
на вопросы; анализировать,
какими качествами обладает
герой рассказа; рассуждать о
том, что нужно быть
трудолюбивым, добрым,
отзывчивым, готовым прийти на
помощь; оценивать свою работу
на уроке.
Определять тему произведения;
делить текст на смысловые части
и составлять картинный план;
определять главных героев
произведения; выяснять
значение выражений,
встречающихся в тексте;
вспоминать содержание рассказа
и отвечать на вопросы;
анализировать, какие отговорки
придумывал главный герой,
чтобы не выполнять правила
игры; формулировать
письменные ответы; рассуждать
о том, что играть по правилам и
справедливо, поступать потоварищески; оценивать свою
работу на уроке.
Определять тему произведения;
предлагать свой вариант
заголовка; отвечать на вопросы
по содержанию текста и
восстанавливать цитатный план;

23

соединять отрывки из текста с рисунками;
определять, какими качествами обладает герой
рассказа; собирать из слов пословицы,
разгадывать кроссворд.

Вписывать данные о произведении в карточку;
находить карточки с именами главных героев;
составлять картинный план; формулировать
вопросы по содержанию рассказа; выполнять на
нахождение соответствия; давать развёрнутый
ответ на поставленный вопрос; выполнять
задания занимательного характера.

Вписывать данные о произведении в карточку;
придумывать заголовок к тексту;
восстанавливать цитатный план; составлять
вопрос по содержанию рассказа; находить в
тексте предложения, подтверждающие

составлять и записывать вопрос
по содержанию рассказа;
находить в отрывках из текста
предложения, которые отвечают
на вопрос; рассуждать о том, что
нужно быть чутким по
отношению к животным;
оценивать свою работу на уроке.

высказывание; выполнять задание
занимательного характера.

25

Евгений Пермяк «Славка»

Определять тему произведения;
называть главных героев
произведения; выяснять
значение слов и выражений,
встречающихся в тексте;
вспоминать содержание рассказа
и отвечать на вопросы;
называть слова-ассоциации;
анализировать поведение и
характер главного героя;
определять идейное содержание
пословиц; заполнять кроссворд с
помощью слов для справок;
формулировать письменные
ответы; рассуждать о
трудолюбии, усердии; оценивать
свою работу на уроке.

Вписывать данные о произведении в карточку;
подбирать слова-ассоциации к слову «труд»;
выбирать слова, соответствующие качествам
главного героя; формулировать вопросы по
содержанию рассказа; находить пословицы,
раскрывающие смысл произведения; давать
развёрнутый ответ на поставленный вопрос;
заполнять кроссворд.

26

Нина Артюхова
«Фарфоровые шаги»

Определять тему произведения;
называть главных героев
произведения; вспоминать
содержание рассказа и отвечать
на вопросы; соотносить рисунок
и отрывок из текста; составлять
план текста; составлять и

Вписывать данные о произведении в карточку;
соотносить рисунок и отрывок из текста;
восстанавливать план; составлять вопрос по
содержанию рассказа; отвечать на вопрос по
содержанию рассказа; выбирать отрывки из
текста, отвечающие на вопрос по содержанию
рассказа; выполнять задание занимательного

24

записывать свой вопрос по
содержанию рассказа;
рассуждать и записывать ответ
по содержанию рассказа;
рассуждать о том, что нужно
быть чутким, добрым к
окружающим людям; оценивать
свою работу на уроке.

характера.

27

Николай Носов «Замазка»

Определять тему произведения;
выяснять значение выражений,
встречающихся в тексте; делить
текст на смысловые части и
восстанавливать план рассказа;
вспоминать содержание рассказа
и отвечать на вопросы;
анализировать, поведение
главных героев, заполнять
кроссворд с помощью слов для
справок; формулировать
письменные ответы; рассуждать
о правилах этикета, умении
вести себя в кинотеатре;
оценивать свою работу на уроке.

Вписывать данные о произведении в карточку;
отвечать на вопросы текста; дополнять план
рассказа; формулировать вопросы по
содержанию рассказа; называть правила
поведения, которые нарушили герои рассказа;
давать развёрнутый ответ на поставленный
вопрос; заполнять кроссворд.

28

Нина Артюхова «Совесть
заговорила»

Определять тему произведения;
объяснять, что обозначает
выражение; называть главных
героев произведения; соотносить
рисунки с отрывками из текста;
отвечать на вопросы по
содержанию рассказа; составлять

Вписывать данные о произведении в карточку;
объяснять смысл выражения; соединять рисунок
и отрывок из текста; составлять вопрос по
содержанию рассказа; отвечать на вопрос по
содержанию рассказа; называть пословицы,
которые послужат советом; выполнять задание
занимательного характера.

25

29

Нина Артюхова «Кролик и
репутация»

30

Михаил Зощенко «Лёля и
Минька: Бабушкин
подарок»

и записывать вопрос по
содержанию рассказа; давать
письменный ответ на вопрос;
определять пословицы, которые
послужат советом; рассуждать о
том, что нужно стараться
учиться; оценивать свою работу
на уроке.
Определять тему произведения;
выяснять значение слов и
выражений, встречающихся в
тексте; называть главных
героев рассказа; делить текст на
смысловые части и составлять
план рассказа; вспоминать
содержание рассказа и отвечать
на вопросы; анализировать
поведение главных героев ,
опираясь на отрывки из текста;
анализировать поведение
главного героя ,определять его
качества характера;
формулировать письменные
ответы; рассуждать о том, что
добрые поступки могут изменить
человека в лучшую сторону;
оценивать свою работу на уроке.
Определять тему произведения;
работать с сюжетными
картинками к рассказу,
подбирать к ним предложения из
текста; вспоминать содержание
рассказа и отвечать на вопросы
текста; анализировать

26

Вписывать данные о произведении в карточку;
объяснять значение слова «репутация»; находить
карточки с именами героя рассказа; составлять
план рассказа; формулировать вопросы по
содержанию рассказа; находить в отрывках
рассказа ответ на поставленный вопрос ;
анализировать, как изменялись чувства и
настроение главного героя на протяжении всего
рассказа.

Вписывать данные о произведении в карточку;
находить в рассказе предложения,
соответствующие рисункам; находить в рассказе
слова, характеризующие героев; формулировать
вопросы по содержанию рассказа; заполнять
кроссворд.

31

Михаил Зощенко «Лёля и
Минька: Не надо врать»

32

Нина Артюхова «Новые
соседи»

поведение главных героев и
выяснять черты их характера;
заполнять кроссворд с помощью
слов для справок;
формулировать письменные
ответы; рассуждать о том, что
нужно быть скромным, щедрым
и послушным человеком;
оценивать свою работу на уроке.
Определять тему произведения;
соотносить рисунки с отрывками
из текста; отвечать на вопросы
по содержанию рассказа;
составлять и записывать вопрос
по содержанию рассказа; давать
письменный ответ на вопрос;
определять пословицы, которые
послужат советом; рассуждать о
том, что нужно говорить правду;
оценивать свою работу на уроке.
Определять тему произведения;
отвечать на вопросы по
содержанию рассказа и
восстанавливать цитатный план;
находить в тексте предложение,
которое соответствует рисунку;
давать характеристику герою ,
используя слова для справок;
составлять и записывать вопрос
по содержанию рассказа; давать
письменный ответ на вопрос;
рассуждать о том, что нужно
быть добрым, воспитанным
человеком; оценивать свою

27

Вписывать данные о произведении в карточку;
определять, какой отрывок соответствует
иллюстрации; составлять и записывать вопрос по
содержанию рассказа; давать письменный
краткий ответ на поставленный вопрос; находить
пословицы, которые послужат советом;
выполнять задания занимательного характера.

Вписывать данные о произведении в карточку;
придумывать заголовок к тексту;
восстанавливать цитатный план; выписывать из
текста предложение; давать характеристику
герою рассказа; составлять вопрос по
содержанию рассказа; давать краткий ответ
вопрос по содержанию рассказа; выполнять
задания занимательного характера.

33

Николай Носов «Про
тигра»

34

Итоговое занятие

работу на уроке.
Определять тему произведения;
вспоминать содержание рассказа
и отвечать на вопросы текста;
объяснять смысл пословиц и
фразеологизмов, встречающихся
в рассказе; анализировать
поведение главных героев и
выяснять черты их характера;
составлять из частей слов
загадку и разгадывать её;
формулировать письменные
ответы; рассуждать о том, что
нужно нести ответственность за
свои поступки; оценивать свою
работу на уроке.
Вспоминать содержание
произведений и отвечать на
вопросы текста; вписывать
название и авторов произведений
на обложку книг; называть
авторов и названия рассказов;
размышлять о том, чему учат
читателей рассказы о детях и
взаимоотношениях между ними;
вспоминать и записывать
пословицы о честности, добре,
труде, совести, дружбе;
выяснять, какими
нравственными качествами
должен обладать человек;
разгадывать кроссворд;
оценивать себя, определять,
какими видами учебной

28

Вписывать данные о произведении в карточку;
отвечать на вопросы текста; объяснять смысл
пословиц и фразеологизмов; формулировать
вопросы по содержанию рассказа; давать
развёрнутый ответ на поставленный вопрос;
формулировать качество человека, опираясь на
отрывки рассказа; выполнять задание
занимательного характера.

Отвечать на вопросы текста; вписывать название
и авторов произведений на обложку книг;
находить соответствие между писателями и их
произведениями ; определять, чему учат
читателей рассказы о детях и взаимоотношениях
между ними; записывать пословицы о честности,
добре, труде, совести, дружбе; размышлять о
том, какими нравственными качествами должен
обладать человек; разгадывать кроссворд;
оценивать себя, определять, какими видами
учебной деятельности овладел и на каком
уровне.

деятельности овладел и на каком
уровне; заполнять лист
самооценивания.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».