РП УО АФК

Утверждена

Приказ №18/3 от 05.04.2021

Адаптированная рабочая программа
по предмету «Адаптивная физическая культура» для детей
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), вариант 1

2021

Планируемые результаты освоения обучающимися адаптивной
физической культуры.
Повышение реабилитационного потенциала через коррекцию физического развития.
Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа
жизни.
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие
координации движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- включенное наблюдение за обучающимися в процессе занятий;
- проверка выполнения отдельных упражнений;
- выполнение установленных заданий.
Для более успешной и эффективной работы по программе устанавливаются связи с
сотрудниками Центра и родителями. Программа «Адаптивная физкультура» включает
методические рекомендации по ЛФК и разделы образовательной программы «Общая
физическая подготовка», для детей с особыми образовательными потребностями.
К специфическим принципам работы по программе «Адаптивная физкультура»
относятся:
1. Создание мотивации;
2. Согласованность активной работы и отдыха;
3. Непрерывность процесса;
4. Необходимость поощрения;
5. Социальная направленность занятий;
6. Активизации нарушенных функций;
7. Сотрудничество с родителями;
8. Воспитательная работа.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1)Знать основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты
1)
восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и
ограничений: освоение доступных способов контроля над функциями собственного
тела: сидеть, стоять, передвигаться (в том числе с использованием технических средств);
2)
освоение двигательных навыков, координации, последовательности движений;
совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;
3)
умение радоваться успехам;
4)
соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью,
самостоятельностью и независимостью:
5)
умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость,
болевые ощущения и другое;
6)
повышение уровня самостоятельности в освоении и совершенствовании
двигательных умений.

Содержание учебного предмета, курса
Основы теоретических знаний
Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить
вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам
организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В
свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает
обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать
физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь
при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением
школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов. К
формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся

разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные
мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими
упражнениями. Для более качественного освоения предметного содержания настоящей
программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа: с
образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательнотренировочной направленностью.

Дыхательные упражнения
Болезни органов дыхания относят к наиболее частой патологии. При этих
заболеваниях не только развиваются соответствующие изменения в дыхательных путях
и легочной ткани, но и существенным образом изменяется функция дыхания, а также
наблюдаются нарушения деятельности других органов и систем. Всем известно, что
важным средством тренировки дыхательного аппарата являются дыхательные
упражнения. На своих уроках адаптивной физической культуры, чтобы достичь высокой
эффективности и экономичности дыхательного аппарата при выполнении упражнений,
я использую метод управления дыханием. Нужно, чтобы каждая фаза дыхания (вдох или
выдох) строго соответствовала определенной фазе движения. Задача сложная, но
необходимая.
Под специальными навыками понимается:
1умение управлять актами вдоха и выдоха по длительности и скорости их
выполнения, т.е. произвольно удлинять или укорачивать, ускорять или замедлять вдох
и выдох;
2хорошее владение навыком прерывистого дыхания;
3умение задерживать дыхание на определенное время;
4умение воспроизводить заданную величину жизненной емкости легких, т.
е. произвольно управлять объемом вдоха и выдоха;
5владение навыками различных типов дыхания - грудным, брюшным или
диафрагмальным и смешанным.

Упражнения на координацию
Упражнения на координацию позволяют постепенно и всесторонне подойти к
вопросу освоения пространства и умения координировать свои действия в этом
пространстве. А тренировка сознания позволяет подготовить прочную базу для
изучения более сложных комплексов и медитативных упражнений. Кроме
общеоздоровительного эффекта, стимуляции деятельности нервной системы,
сохранения гибкости суставов и укрепления мышц, упражнения на равновесие и
координацию способствуют выработке устойчивости при опоре на малую площадь, что
невозможно без внутреннего спокойствия и сосредоточенности.

Упражнения на мышцы брюшного пресса
Сильные и хорошо развитые мышцы живота имеют не только эстетическое
значение. Слабые и дряблые мускулы не выдерживают давления внутренних органов,
особенно при натуживании, что приводит к нарушению осанки. На животе легко
откладывается жир, усугубляя все негативные последствия, вызванные слабостью

брюшной стенки. Тренированные же мышцы обеспечивают фиксацию внутренних
органов, правильную осанку, красивый внешний вид, а также способствуют
эффективному выполнению профессиональной деятельности, связанной с физическими
нагрузками.

Упражнения на гибкость
«Запас гибкости» (а точнее сказать, «резервная растяжимость»), позволяет в
пределах соблюдаемой амплитуды движения свести к минимуму сопротивление
растягиваемых мышц, благодаря чему движения выполняются без излишнего
напряжения, более экономично.

Кроме того, резервная растяжимость служит гарантией против травм.
Физиологическое значение упражнений на растягивание заключается в том, что
при достижении и удержании определенной «растянутой» позы в мышцах
активизируются процессы кровообращения и обмена веществ. Упражнения на
подвижность в суставах позволяют сделать мышцы более эластичными и упругими
(повысить «неметаболическую» силу), увеличивают мобильность суставов.
Это способствует повышению координации движений, увеличивает
работоспособность мышц, улучшает переносимость нагрузок и обеспечивает, как уже
говорилось выше, профилактику травматизма.
Поскольку при растягивающих упражнениях улучшается кровообращение мышц,
данный вид упражнений является эффективным средством, ускоряющим процессы
восстановления после объемных и скоростно-силовых нагрузок, за счет удаления из
организма продуктов метаболического обмена (шлаков).

Элементы спортивных игр
Необходимо включать в разработку программы элементы спортивных игр.
Выполнение элементарных движений:
-подачи и передачи мяча;
- отбивание мяча кулаком, коленями, здоровой ногой в футболе
- метание мяча на дальность и меткость и др.

Календарно-тематическое планирование
3 класс
№
п/п

Тема урока

I
1

Знания о физической культуре
Правила поведения на уроках
физической культуры, Т.Б.
Чистота одежды и обуви.
Название снарядов и гимнасти
ческих элементов, понятие о
правильной осанке, ходьбе, беге,
метании, прыжках.
Значение утренней зарядки.

2

3

Ча
сы

Дата
план

4ч
1

05.09

1

06.09

1

07.09

факт

Планируемые результаты
по ФГОС
лично
предметные
стные
1.1
Определять и кратко
характеризовать физическую
культуру как занятия физ.
упражнениями, подвижными
и спортивными играми
Ознакомление с санитарногигиеническими, двигательными требованиями.
Формирование понятий:

Правила безопасности при
занятиях физическими
упражнениями.
4
Физическая нагрузка и отдых.
1
12.09
Физическое развитие. Осанка.
Физические качества.
II Гимнастика
46ч
10ч
2.1 Строевые упражнения.
Инструктаж по ТБ при выполнении строевых упражнений
5
Построение в колонну, шеренгу
2
13.09
6
по инструкции учителя.
14.09
7
Повороты на месте (направо,
2
19.09
8
налево) под счет.
20.09
9
Размыкание и смыкание
2
21.09
10 приставными шагами.
26.09
11 Перестроение из колонны по
2
27.09
12 одному в колонну, по два через
28.09
середину зала в движении с
поворотом.
13 Выполнение команд: «Шире
2
03.10
14 шаг!», «Реже шаг!» Игра
04.10
«Запрещённое движение».

опрятность, аккуратность.
Выполнять правила поведения,
Т.Б. на уроках физкультуры,
быстро и точно реагировать
на сигналы.

1.1

Общеразвивающие упражнения 8ч
без предметов.
Инструктаж по ТБ при выполнении общеразвивающих упражнений
1.3
15 Основные положения и
2
05.10
16 движения рук, ног, туловища,
10.10
головы, выполняемые на месте и
в движении.
17 Сочетание движений ног, туло2
11.10
18 вища с одноименными и разнои12.10
менными движениями рук.
19 Дыхательные упражнения и
2
17.10
20 упражнения для формирования
18.10
правильной осанки.
21 Простые комплексы
2
19.10 ____
22 общеразвивающих и
24.10
корригирующих упражнений

Овладение способностью
принимать и сохранять
цели и задачи. Выявлять
различия в основных способах
передвижения человека.
Ознакомление с понятием
колонна. Построение в зале
из колонны по одному в
колонну, по два через
середину зала в движении с
поворотом по сигналу учителя

1.3
2.2 2.4
3.2 3.8

Определять ситуации,
требующие применения
правил предупреждения травматизма.

2.2

2.3

23
24
25
26
27
28
29
30

Общеразвивающие и корригиру 11ч
ющие упражнения с предметами.
Инструктаж. ТБ при выполнении упражнений с предметами
2
1.5
Комплексы упражнений
25.10
26.10
с гимнастическими палками.
2
Комплексы упражнений
07.11
08.11
с флажками.
2
Комплексы упражнений
09.11
14.11
с малыми обручами.
2
Комплексы упражнений с
15.11
большими и малыми мячами.
16.11

Иметь представление о
мышечной системе человека.
Развитие само-сти и личной
отве-сти за свои поступки.
Овладение способностью
принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности.
Овладение умениями
организовывать здоровьесбере
гающую деятельность.
Формирование навыков
контролировать свое
физическое состояние.
Формирование, развитие и
совершенствование
двигательных умений
и навыков.

1.6
2.1 2.2
3.2 3.7

Совершенствование
двигательных умений
и навыков. Формирование
представление об
упражнениях с предметами.
Формирование умения
взаимодействовать в группах
(под руководством учителя).
Принимать образ «хорошего

1.3 1.6
2.2 2.4
3.2 3.5

31
32

Комплексы упражнений со
скакалками. Игра-эстафета со
скакалками.

2

21.11
22.11

33

1
Комплексы с набивными мячами.
Игра-эстафета «Кто быстрее?»
2ч
Элементы акробатических
упражнений. Инструктаж ТБ.
1
Элементы акробатических
упражнений. Перекаты в
группировке.
1
Из положения лежа на спине
«мостик». 2—3 кувырка вперед
(строго индивидуально)

23.11

2.4
34

35

2.5
36
37
38
39
40

41
2.6
42
43
44
45

2.7
46
47
48
49
50

6ч
Лазанье. Инструктаж ТБ
при перелезании.
2
Лазанье по гимнастической
стенке вверх и вниз разноименным и одноименным способом.
2
Лазанье по гимнастической
стенке вверх и вниз
разноименным способом.
Движение по наклонной гимнасти 1
ческой скамейке в сторону пристав
ными шагами с опорой на стопы
и кисти рук.
1
Пролезание сквозь гимнастические обручи.
4ч
Висы. Инструктаж ТБ при
выполнении висов.
2
Вис на гимнастической стенке на
согнутых руках.
Упор на гимнастическом бревне 2
и на скамейке.

Равновесие.
Инструктаж ТБ при ходьбе.
Ходьба по гимнастической
скамейке с перешагиванием
через предмет.
Ходьба по рейке гимнастической
скамейки, с доставанием предметов с пола в положении приседа.
Стойка на одной ноге, другая в
сторону, вперед, назад с
различными положениями рук.

28.11

ученика» и нести личную
ответственность за здоровый
образ жизни. Осуществлять
взаимный контроль и
оказывать помощь
в сотрудничестве.

1.3

29.11

30.11
05.12

Формирование умения
взаимодействовать в группах
(под руководством учителя).
Формирование умения
понимать причины успеха
/неуспеха учебной
деятельности. Выполнять
задание в соответствии с
целью урока. Развитие
гибкости, равновесия.

1.6
2.1 2.4
3.2 3.7

1.5

Иметь представление о своих
физических возможностях.
Следовать при выполнении
заданий инструкциям учителя.
Развитие двигательных
возможностей в процессе
обучения. Проявлять качества
силы, быстроты,
выносливости.

1.5

Иметь представление о своих 1.6
физических возможностях.
2.2 2.4
Следовать при выполнении
3.2 3.6
заданий инструкциям учителя.
Развитие двигательных
возможностей в процессе
обучения. Проявлять качества
силы, быстроты, выносливости.

06.12
07.12
12.12

1.6
2.2 2.4
3.2 3.6

13.12

14.12
19.12
20.12
21.12

5ч
2

26.12
27.12

2

16.01
17.01

1

18.01

1.3

Формирование умения
выполнять задание в
соответствии с задачами.
Формирование способов
позитивного взаимодействия
со сверстниками в парах и
группах. Совершенствование
навыков ходьбы и развитие
координационных
способностей. Формировать
умение адекватно понимать
оценку взрослого и
сверстников.

1.6
2.4 2.7
3.5 3.7

Подвижные и коррекционные
2ч
игры
Инструктаж по ТБ во время подвижных игр.
51 Подвижные игры зимой. «Вот
1
так карусель!»
52 Подвижные игры зимой.
1
«Снегурочка»
III Легкая атлетика
3.1 Опорные прыжки.
4ч
Инструктаж ТБ во время прыжков.
53 Подготовка к выполнению
1
опорных прыжков.
54 Прыжок боком через гимнастичес 2
55 кую скамейку с опорой на руки.
56 Прыжок в глубину из положения 1
приседа.
3.2 Ходьба.
6ч
Инструктаж по ТБ при ходьбе.
57 Ходьба в различном темпе.
2
58
59 Ходьба с выполнениями
2
60 упражнений для рук
61 Ходьба с контролем и без
2
62 контроля зрения.
V

23.01

1.5

Формирование умения выполнять задание в соответствии с
целью и задачами. Освоение
двигательных навыков,
координации движений.

1.6
2.1 2.6
3.5 3.7

1.5

Формирование умения выполнять задание в соответствии с
целью и задачами. Освоение
двигательных навыков,
координации движений.

1.6
2.1 2.6
3.5 3.7

Формирование умения
выполнять задание в
соответствии с задачами.
Совершенствовать навыки
ходьбы. Определять осанку
как привычное положение
тела, когда человек стоит,
сидит или передвигается.

1.6
2.2 2.5
3.6 3.7

1.3

Знакомство с разновидностя ми бега. Формирование
потребности к ЗОЖ.
Понимать значение и
влияние физ. упражнений
на трудовую деятельность.
Следовать инструкциям
учителя. Осваивать умения
по самост. выполнению
упражнений в оздоровит.
формах занятий. Проявлять
качества силы, быстроты,
выносливости при
выполнении упражнений.

1.6
2.2 2.4
3.5 3.7

1.3

Формирование навыка
отталкивания при выполнении
прыжка в длину с места,
применять технику прыжков,
технику приземления.
Следовать при выполнении
инструкциям учителя.
Взаимодействовать с
товарищами.

1.6
2.1 2.4
3.5 3.7

1.3

Формирование: навыка
метания мячей; представлений
о различных позициях рук; о

1.6
2.2 2.4
3.5 3.7

24.01

25.01
30.01
31.01
01.02

06.02
07.02
08.02
13.02
14.02
15.02

3.3 Бег.
7ч
Инструктаж по ТБ во время бега.
63 Знакомство с понятием «высокий 1
20.02
старт». Игра - эстафета «Кто
быстрее?»
64 Медленный бег до 3 мин
2
21.02
65 (сильные дети).
22.02
66 Бег в чередовании с ходьбой до
2
27.02
67 100 м.
28.02
68 Челночный бег (3×5 м). Бег на
1
01.03
скорость до 40 м.
69 Понятие эстафетный бег
1
06.03
(встречная эстафета).
3.4 Прыжки.
4ч
Инструктаж по ТБ при выполнении прыжков.
70 Прыжки с ноги на ногу с
2
07.03
71 продвижением вперед, до 15 м.
08.03
72 Прыжки в длину (место
1
13.03
отталкивания не обозначено)
способом согнув ноги.
73 Ознакомление с прыжком с
1
14.03
разбега способом перешагивание.
3.5 Метание.
4ч
Инструктаж по ТБ при выполнении метания мяча.
74 Метание малого мяча левой,
2
15.03
75 правой рукой на дальность в горизонталь 20.03

1.3

ную цель (расстояние 4-8 м).
76
77

Метание малого мяча левой,
правой рукой на дальность
в вертикальную
цель (расстояние 4-8 м).

IV

Коррекционные упражнения (для 13ч
развития пространственновременной дифференцировки и
точности движений)

2

21.03
22.03

Инструктаж по ТБ при выполнении коррекционных упражнений.
78 Перестроение из круга в квадрат 2
1.1
03.04
79 по ориентирам.
04.04
80 Ходьба до различных
2
05.04
81 ориентиров.
10.04
82 Повороты направо, налево без
1
11.04
контроля зрения.
83 Принятие исходных положений
1
12.04
рук с закрытыми глазами по
команде учителя.
84 Ходьба вперед по гимнастичес
2
17.04
85 кой скамейке с различными
18.04
положениями рук, ног.
86 Прыжок в высоту до
2
19.04
87 определенного ориентира.
24.04
88 Дозирование силы удара мячом
2
25.04
89 об пол с таким условием, чтобы
26.04
он отскочил на заданную высоту:
до колен, до пояса, до плеч.
90 Ходьба на месте под счет
1
01.05
учителя от 15 до 10 с, затем
выполнение данной ходьбы с
определением времени.
V
12ч
Подвижные и коррекционные
игры
Инструктаж ТБ во время игр
91 Знакомство с подвижной игрой
1
1.6
02.05
«Два сигнала».
92 Знакомство с подвижной игрой
1
03.05
«Запрещенное движение».
93 Игры с элементами общеразвива1
08.05
ющих упражнений. «Шишки,
желуди, орехи»
94 Игры с элементами общеразвива1
09.05
ющих упражнений. «Самые
сильные».
95 Игры с элементами общеразвива1
10.05
ющих упражнений. «Мяч соседу».
96 Игры с бегом и прыжками.
1
15.05
«Пятнашки маршем».

различных положениях ног.
Проявлять качества силы,
координации и быстроты при
метании малого мяча.
Определять ситуации,
требующие применения
правил предупреждения
травматизма.

Формировать умение
осуществлять действие по
образцу и заданному
правилу; адекватно
оценивать свои действия и
действия партнеров .
Овладение способностью
принимать и сохранять цели и
задачи. Следовать
инструкциям учителя.
Определять ситуации,
требующие применения
правил предупреждения
травматизма.
Соотносить упражнения с
развитием определённых
физических качеств.
Выполнять упражнения на
координацию движения.

1.6
2.1 2.4
3.2 3.6

Совершенствование
1.3
изученных элементов в
2.1 2.4
играх. Знать правила
3.2 3.5
проведения подвижных игр.
Формировать умение
адекватно оценивать свои
действия и действия
партнера. Выполнять
упражнения на координацию
движений и быстроту во время
подвижных игр. Определять
ситуации, требующие
применения правил
предупреждения травматизма.
Следовать при выполнении
упражнений инструкциям
учителя. Принимать и

Игры с бегом и прыжками.
«Прыжки по полоскам».
98 Игры с бегом и прыжками.
«Точный прыжок».
99 Игры с бегом и прыжками.
«К своим флажкам».
100 Игры с бросанием, ловлей и
метанием. «Попади в цель».
101 Игры с бросанием, ловлей и
метанием. «Мяч - среднему»,
«Гонка мячей по кругу».
102 Повторение
97

1

16.05

1

17.05

1

22.05

1

23.05

1

24.05

сохранять цели и задачи.
Применять полученные
Умения в беге и прыжках
во время подвижных игр.
Определение общей цели и
путей ее достижения; умение
договариваться о
распределении функций и
ролей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».