АРП_УО_ОБЖ_

ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждена
В составе АООП НОО
обучающихся с умственной
отсталостью (интелектуальные
нарушения) Приказ №18/3 от
05.04.2021

Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
для 2-3 классов
Пояснительная записка
Реализация государственной политики в области национальной безопасности России
предусматривает повышение культуры безопасности жизнедеятельности населения,
формирование которой начинается в детском возрасте с создания безопасного
социальнообразовательного пространства. Эффективность воспитательно-образовательного
процесса в коррекционном классе определяется, прежде всего, особенностями социального
развития учащихся, формированием у них базовых установок и социальных представлений.
Формирование социальных представлений у детей с умственной отсталостью, имеющих
комплексные нарушения физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных
качеств, рассматривается как проблема ознакомления с окружающим природным и
социальным миром, осознания самого себя в этом мире, ориентирования в нём, формирования
культуры здорового образа жизни. Социальные представления о безопасности
жизнедеятельности у школьников с умственной отсталостью отличаются качественным

своеобразием. Это проявляется во фрагментарности, недостаточной осознанности, в
трудности усвоения алгоритмов поведения в чрезвычайных ситуациях и прогнозирования
поступков и действий. Имеющие физическую слабость, часто незнающие и непонимающие
опасностей, которые их подстерегают, не умеющие прогнозировать последствия своего
поведения и вследствие отсутствия самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми,
природными явлениями и обитателями, техникой - всё это усугубляет поведение учащихся в
случаях чрезвычайных происшествий, осложняя процесс их социальной адаптации.
Низкий уровень социальных представлений, их фрагментарный характер и неустойчивый
характер у детей с умственной отсталостью значительно усугубляет отставание в общем
развитии, социализации и адаптации в небезопасном окружающем мире и требует
искусственной стимуляции за счёт целесообразных путей и средств образовательного
процесса.
Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у учащихся с
умственной отсталостью выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности, способам и
средствам сохранения здоровья.
Программа составлена в соответствии с учетом требований федерального компонента
государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании:
•

программы
общеобразовательных
учреждений
Основы
безопасности
жизнедеятельности 1-11 классы, авт. А.Т. Смирнов, П.В. Ижевский, Л.П. Анастасова и
др.; под общей ред. А.Т. Смирнова. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2007.

Целью настоящего курса является воспитание и формирование человека, знающего и
умеющего принимать необходимые меры по предотвращению или устранению чрезвычайной
ситуации и не являющегося носителем или источником возникновения экстремальных
ситуаций.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам общеобразовательной школы и
направлен на решение следующих задач:
•

•

•
•

•

формирование у учащихся знаний о здоровом образе жизни, об опасных и
чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
развитие качеств личности учащихся, необходимых для ведения здорового образа
жизни, обеспечения безопасного поведения в повседневной жизни, в случае
возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
развивать познавательные возможности учащихся;
воспитание у учащихся чувства ответственности за личную и общественную
безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни и здоровью и
жизни окружающих;
обучение учащихся умению предвидеть потенциальные опасности и правильно
действовать в случае их наступления, оказывать первую медицинскую помощь.

Предполагаемое решение коррекционных задач в процессе обучения основам безопасной
жизнедеятельности:
•

формирование ребёнка как социально равноправной личности, способной

•

самостоятельно в меру своих возможностей) жить в обществе людей;
коррекция нарушений физического развития;

•

формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими
людьми, адекватного поведения в социуме;
соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и

•

сотрудничества;
формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих

•

•

безопасную жизнедеятельность;
формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и
социальном мире, способствующих социальной реабилитации и адаптации.
Общая характеристика курса

Основы безопасности жизнедеятельности включают знания правил дорожного движения,
пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам
поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе
различного рода общения и взаимодействия в социуме. Рассмотрение формирования
социальных представлений в данном контексте должно осуществляться на основе
межпредметных связей. Это позволит знакомить детей с проблемами в развитии, в том числе
интеллектуальном, со знаково-символической системой (пожарной атрибутикой, дорожными
знаками, информационными и запрещающими табличками по гигиене и т.п.), которая
является инструментарием к познанию и опосредует любую деятельность человека, в том
числе предметно-практическую, игровую, учебную и трудовую.
Занятия по основам безопасности жизнедеятельности призваны решить серьёзные проблемы
учащихся в самостоятельном понимании, осмысливании, сохранении и использовании
получаемой из окружающей среды информации, выстраивании на её основе правильного
безопасного поведения, адекватном оценивании сложных жизненных ситуаций.

Программа по курсу ОБЖ строится по концентрическому принципу, что дает возможность
осуществлять коррекцию умственной деятельности учащихся. Распределение изучаемого
материала позволяет постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует
более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в
программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким
образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых
лет постоянно используется и закрепляется, переходя в умения и навыки.
Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование
соответствующих методов, приемов, средств обучения.
На уроках ОБЖ в специальной (коррекционной) школе VIII вида широко применяется
метод объяснения. Объяснение проводится при четком соблюдении дидактических
принципов, используемых в специальном обучении:

•

объяснение должно быть небольшим по объему и непродолжительным;
материал, подобранный для объяснения, должен быть доступным
умственно отсталым детям;

•

объяснение сопровождается демонстрацией наглядности, показом способов и
приемов работы, практическими действиями учащихся;

•

во время объяснения допустимо задавать вопросы учащимся, активизируя их
деятельность и проверяя понимание объясняемого.

Рассказ – последовательное изложение содержания учебного материала. На уроках ОБЖ
используют: рассказ-выступление, направленный на подготовку к восприятию нового
материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение,
обобщающий материал. Возможны использование наглядности, прослушивание
звукозаписи, просмотр фильмов.
Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения
новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля.
Лучшему усвоению темы служит использование наглядности, которая может быть
следующих видов: натуральная, образная, символическая наглядность; схематические
изображения; графические средства; технические демонстрационные средства.

Методом формирования у учащихся навыков, умений и практических операций является
упражнение.
В ходе учебного процесса большое количество знаний, навыков и умений оценивается на
практических занятиях.
Для оценки достижений учащихся используются следующие виды и формы контроля:
- предварительная проверка,
- текущая проверка,
- контрольная проверка, - итоговые проверки.
Проверки, как правило, проводятся с использованием различных способов контроля и
оценки. Наиболее часто применяются следующие виды:
- вопросы для текущего контроля знаний;
- тесты;
- проверочные работы;
- проверка практических навыков.
При оценке успеваемости учащихся учитывается, что дети одного и того же класса всегда
имеют разные учебные возможности. В специальной (коррекционной) школе VIII вида
оценка успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах. Она должна

учитывать степень продвижения учащегося, стимулировать процесс его учения,
выполняя воспитательную функцию.
Место курса в учебном плане
Настоящая программа по изучению учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» во 2 - 4 классах составлена на 34 часов в соответствии с учебным
планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой начального уровня
обучения.
На изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во 2 - 4 классах
отводится:
количество часов в год – 34;
количество часов в неделю – 1;
Требования к результатам освоения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
в 2-3 классах
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009г. №373) данная рабочая программа направлена на
достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты
адаптация учащихся к условиям обучения;
формирование элементарных навыков уважительного отношения к чужому
мнению;
принятие социальной роли ученика, развитие предпосылки учебной
деятельности;
•
формирование коммуникативных умений и социальных контактов с
•
•

окружающими людьми, адекватного поведения в социуме;
•
формирование элементарных практических знаний об окружающем природном
и социальном мире, способствующих социальной реабилитации и адаптации;
•
формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков,
обеспечивающих безопасную жизнедеятельность
•
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному
отношению к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
•

освоение начальных норм познавательной и личностной рефлексии;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• обобщение объектов по существенным признакам;
• умение сравнивать объекты по нескольким признакам;
•

•

умение устанавливать причинно-следственные связи;

•

готовность слушать собеседника и вести диалог;

•

способность к взаимопомощи;

осуществление учебного сотрудничества с учителем.
Базовый уровень.
•

Учащиеся к концу обучения в начальной школе
должны
знать:
правила перехода дороги, перекрестка; виды транспортных средств;
правила движения на велосипедах;
• правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным
авиационным транспортом, обязанности пассажира;
• правила движения пешеходов по загородной дороге;
•

•

обязанности пассажиров;

•

правила посадки и высадки из транспортного средства;

•

правила поведения при возникновении пожара в общественных местах,

и

в общественном транспорте;
•

источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут
возникнуть дома;

•

меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой
химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;

•

признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений;

•

правила обеспечения сохранности личных вещей;

•

как оповещаю население о чрезвычайных ситуациях;

о чрезвычайных ситуациях природного характера: ураган, снегопад,
наводнение, землетрясение их последствия.
• правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема;
•

метель,

•

ядовитые растения грибы, ягоды;

•

основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому образу жизни;

•

правила поведения на пляже.

основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на
лодке; способы и средства спасения утопающих; основные спасательные средства;
•
•

как ориентироваться на местности;

•

как организовать безопасную переправу через водную преграду;

•

меры пожарной безопасности при разведении костра;

•

когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова;

основные понятия - «здоровье», «здоровый образ жизни»; факторы, влияющие на
состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).
иметь
представление:
•

об опасных погодных явлениях, наиболее характерных для региона проживания;
правила безопасного поведения на улицах. Где можно и где нельзя играть;
• об опасности на водоемах.
должны
уметь:
•

•

правильно вести себя на водоеме зимой;

•

уметь правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми.

•

правильно переходить дороги при высадке из транспортных средств

•

переходить дорогу, перекресток;

•

различать сигналы светофора;

•

правильно садиться и выходить из общественного транспорта;

•

двигаться по загородной дороге, в том числе группой;

•

правильно вести себя при возникновении пожара в общественном месте или
в общественном транспорте;

•

разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;
соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой
химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;

•

оказать первую помощь при отравлении угарным газом;

•

действовать при обнаружении загорания в лесу, в поле.

•

ориентироваться на местности: определить стороны горизонта по компасу и
местным предметам. Завязать 1 -2 вида узлов, развести и погасить костер;

вызвать «скорую помощь», оказать первую доврачебную помощь при порезах и
ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо и
•

нос, при укусе насекомыми, собакой, кошкой, при кровотечении из носа;
оказать первую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кисти рук, бедра,
колена).
•

Развитие жизненной компетенции проявляется в:
•

умении адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде,

в физической нагрузке и т.п.;
•

умении пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях
(очки, кресло, слуховой аппарат и т.п.);

•

умении адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать
возникшую проблему («У меня болит…», «Сладкие фрукты мне нельзя» и т.п.);

•

умении обратиться ко взрослому при затруднениях в учебном процессе («Мне
не видно», «Можно я пересяду», «Повторите пожалуйста» и т.п.);

•

овладении навыками коммуникации;

овладении социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
представлении об устройстве домашней жизни, умеет включаться в
•

разнообразные повседневные дела;
•

представлении об устройстве школьной жизни;

•

умении ориентироваться в школьном пространстве;

•

умении включаться в разнообразные школьные дела;

•

умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить намерения,
завершить разговор;

•

использовании вещи в соответствии с их функциями;

•

умении адекватно вести себя в быту с точки зрения безопасности для себя
и окружающих;

•

знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного
статуса (в семье, в школе, в транспорте, в магазине и т.д.);

•

умении адекватно использовать социальные ритуалы;

•

умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«основы безопасности жизнедеятельности» во 2 классе

Обучающиеся должны:
Личностные:
- осознавать себя гражданами страны, учениками, членами семьи;
- осознавать себя членами ученического коллектива;
- адаптироваться к условиям обучения;
- обладать духовными и физическими качествами, обеспечивающими защищенность жизненно
важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

Метапредметные:
- уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
- уметь обобщать объекты по существенным признакам;
- уметь сравнивать объекты по нескольким признакам;
- уметь слушать собеседника и вести диалог;
- владеть умениями формулировать личные понятия о безопасности;
- владеть умениями анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных
ситуаций;
- владеть умениями обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
- владеть умениями выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние
на безопасность жизнедеятельности человека;.
Предметные:
в познавательной сфере:
- иметь представление об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- иметь представление о влиянии последствий чрезвычайных ситуаций на безопасность
личности, общества и государства;
- иметь представление о государственной системе обеспечения защиты населения от
чрезвычайных ситуаций;
- иметь представление об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных
и чрезвычайных ситуаций;
в ценностно-ориентационной сфере:
- уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных
источников;
в коммуникативной
сфере:
- уметь информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии.
Планируемые результаты изучения учебного предмета

«основы безопасности жизнедеятельности» в 3 классе
Обучающиеся должны:
Личностные:
- уважительно относиться к чужому мнению, уметь контактировать с окружающими людьми,
адекватно вести себя в социуме;
- иметь социально-бытовые, трудовые умения и навыки, обеспечивающие безопасную
жизнедеятельность
Метапредметные:
- способствовать взаимопомощи;
-владеть навыками самостоятельного определения цели и задачи по безопасному поведению
в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- уметь воспринимать и перерабатывать информацию в целях личной безопасности в
повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- иметь опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности
жизнедеятельности.
Предметные:
в познавательной сфере
- иметь представление о здоровом образе жизни;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
в ценностно-ориентационной
сфере:
- уметь применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные
решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально
складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
в коммуникативной сфере:
- уметь отстаивать свою точку зрения.

Содержание учебного предмета
1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила
поведения учащихся
1.1. Безопасное поведение на улицах и дорогах Движение пешеходов по
улицам и дорогам.
Правостороннее и левостороннее движение.
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрестки, их виды.
Переходим улицу, площадь, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. Виды
транспортных средств. Скорости движения городского транспорта. Сигналы,
подаваемые водителями транспортных средств.
Мы пассажиры. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки и
высадки из транспортного средства.
На загородной дороге, движение пешехода по загородной дороге.
1.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре
Огонь и человек. Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров.
Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки.
Возникновение пожара в общественном транспорте. Правила поведение.
1.3. . Безопасное поведение дома
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Соблюдение мер
безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. Соблюдение мер
безопасности при пользовании газовыми приборами и печном отоплении.
1.4. . Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
Правила обеспечения сохранности личных вещей. Защита квартиры (дома) от воров и
грабителей. Звонок в дверь. Звонок по телефону.
Особенности поведения с незнакомыми людьми. Самозащита от насильников и хулиганов.
2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 2.1.
Первая медицинская помощь при отравлении газами Отравление. Причины
отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами.
Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при
отравлении угарным газом.
3. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
3.1 . Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени
Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Ураганы, бури(штормы), смерчи.
Примеры их последствий, мероприятия по защите. Оползни, сели, лавины. Мероприятия
по предупреждению и защите от их последствий.
3.2 Основные мероприятия гражданской обороны по защите
населения.
Организация; оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания
речевой инфо
рмации о чрезвычайных ситуациях.
3.3 Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного времени.
Защитные сооружения гражданской обороны (убежище, ПРУ).
Материально-техническое обеспечение Образовательного процесса
Книгопечатная продукция

1.Анастасова, Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений/Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В.Иванова. - М.:
Просвещение, 2011. – 56 с.
2. Анастасова, Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 3-4 классы: Учебное пособие
для общеобразовательных учреждений./ Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В.Иванова. М.: Просвещение, 2014. – 191 с.
2.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. // Под ред. Воронковой В.В. – М.:
«Школа-Пресс», 1994.

3.Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб.пособ. для вузов / В.Г.
Петрова, И.В. Белякова. – М., 2002.
Печатные пособия
Таблицы:
« Правила безопасности для дошкольников», «Один дома», «Мой дом. Что нам стоит дом
построить», «Действия при эвакуации из горящего здания», «Гимнастика для глаз».
Компьютерные и информационно-коммуникационные средства
CD-диски «Пожар», «Мультипликационные уроки осторожности», «Сам себе
МЧС», «Спасик и его команда», «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы»
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1. Иллюстративные пособия:
Дорожная азбука
2. Игровой материал:
•
•
•
•

Как избежать неприятностей?
Учим дорожные знаки
Азбука пешехода
Домино с дорожными знаками

Тематическое планирование
2 класс (
34ч.)

№
п/п

Содержание учебного материала

Кол-во

1.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила
поведения учащихся
Чрезвычайные ситуации.

2.

Какими бывают чрезвычайные ситуации.

1

3.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание
всем!»

1

4.

(7ч)
1

Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!» 1
Практическая работа №1: «Внимание всем!»

5.

Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения и их
причины.

1

6.

Какими бывают наводнения. Мероприятия по защите от наводнений.

1

7.

ЧС природного происхождения. Человек – часть природы.

1

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

(10ч)

8.

От чего зависит наше здоровье? Тест
№1 по теме: «ЧС»

1

9.

Как живёт наш организм, из чего состоит тело человека?

1

10.

Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы и т.д.

1

11.

Органы дыхания.

1

12.

Болезни и их возможные причины.

1

13.

Пути передачи инфекционных заболеваний.

1

14.

Как путешествуют болезни. От чего ещё можно заболеть.

1

15.

Как путешествуют болезни.
Практическая работа №2: «Как защитить себя от болезни».

1

16.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Тест
№2 по теме: «Основы медицинских знаний»

1

17.

Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
Практическая работа №3: «Первая помощь при царапине, порезе,
ушибе»
Защита человека в чрезвычайных ситуациях

1

(15ч)

18.

Природное окружение и его опасности.

1

19.

Как не заблудиться в лесу.
Практическая работа №4: «Ориентирование в лесу».

1

20.

Правила безопасного поведения в лесу.

1

21.

Чем опасны водоёмы зимой.

1

22.

Как вести себя на реке зимой.

1

23.

Меры предосторожности при движении по льду водоемов.

1

24.

В волшебном лесу: за грибами и ягодами.

1

25.

Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности

1

26.

Первая помощь при отравлении грибами.
Практическая работа №5: «Первая помощь при пищевых
отравлениях».

1

27.

Встреча с животными. Опасные животные. Правила поведения и меры
защиты от них.
Тест №3 по теме: «Опасные ситуации»

1

28.

В волшебном лесу: опасные встречи. Как избежать неожиданной встречи с
животными и змеями.

1

29.

В волшебном лесу: опасные встречи.
Практическая работа №6: «Первая помощь при укусах насекомых».

1

30.

Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад. Правила поведения.

1

31.

Скоро лето. Учимся плавать. Правила поведения на пляже.

1

32.

Правила поведения на воде.
Тест №4 по теме: «Как нужно купаться»
Безопасное поведение на улицах и дорогах

(2)

33.

Правила перехода дорог. Элементы дорог. Перекрестки. Практическая
работа №7: «Переход улиц и дорог»

1

34.

Сигналы светофора и регулировщика.
Тест №5 по теме: «Безопасное поведение на улицах и дорогах»

1

3 класс (34ч.)
№
Содержание учебного материала
п/п
1. Введение. Чрезвычайная ситуация – что это?
2. Опасные ситуации: производственные аварии и их последствия.
3. Опасные ситуации: стихийные бедствия (ураган, наводнение, снежная
буря и т.д.). Действия при ЧС, если ты дома, в районе расположения
школы, на улице.
4. Бытовой травматизм. Виды травм (ожоги, раны, ушибы)

5.
6.
7.
8.

Действия при травме во время подвижных игр, на уроках труда, при
работе на приусадебном участке. Как помочь себе и товарищу.
Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.
Безопасность пешеходов. (разбор конкретных ДТП, их причины).
Перекрестки и их виды. Дорога и ее составные части.
Экскурсия. Перекрестки и их виды. Дорога и ее составные части.

Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
Повторение пройденного
Безопасность пассажиров. Места ожидания общественного
транспорта. Правила посадки и высадки пассажиров.
12. Места игр, катания на велосипеде, лыжах, роликах, коньках.
13. Составление безопасного маршрута « дом-школа, школа-дом».
14. Правила перехода улицы (дороги) при высадке из общественного
9.
10.
11.

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

транспорта (автобуса).
Правила действий, если незнакомый человек звонит в твою дверь.
Повторение пройденного.
Противопожарные меры. Средства остановки огня. Средства защиты.
«План эвакуации».
Правила действий при пожаре у соседей.
Правила действий при запахе газа.
Службы –помощники (01,02, 03, 04)
Правила безопасного поведения на воде. Правила купания и меры
безопасности в оборудованных и необорудованных местах.

Кол-во
1
1
1

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

22. Игры на воде. Как помочь утопающему. Вода зимой. Правила
поведения на льду.
23. Повторение пройденного
24. Основы медицинских знаний и правила оказания первой
медицинской помощи. ПМП - первая медицинская помощь. Виды
ПМП.
25. Применение ПМП. Что необходимо для ПМП.
26. Кожа. Порезы. Раны. Ушибы. ПМП при порезах, ранах, ушибах.
27. Практическая работа. Способы бинтования.

1

28. Основы здорового образа жизни. Инфекционные болезни. «Болезнь
грязных рук». Способы передачи инфекционных болезней.
29. Способы борьбы с инфекционными болезнями.
30. Укусы диких животных.
31. Экскурсия. Сбор лекарственных трав.
32. Ролевая игра «Медпункт»
33. Правила безопасного поведения во время летних каникул.
34. Повторение пройденного за год.

1

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».