АРП_УО Знатоки природы

ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждена
В составе АООП НОО
обучающихся с умственной
отсталостью (интелектуальные
нарушения)
Приказ №18/3 от 05.04.2021

Рабочая программа
учебного предмета
«Знатоки природы»
2-3 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа по общеобразовательному курсу «Знатоки природы» составлена на первый
этап обучения (начальная школа) для обучающихся с умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями) на основании следующих
нормативно – правовых документов:
1 .Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
2.Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (
интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа соответствует АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (
интеллектуальными нарушениями).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями, которые
определены стандартом.

Основная цель факультатива «Знатоки природы» заключается в формировании первоначальных
знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром
природы и человека.
Курс коррекционного занятия «Знатоки природы» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать,
анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Общая характеристика учебного предмета
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и
даёт возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями
и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Знатоки природы» учтены современные научные данные об
особенностях познавательной деятельности, эмоционально- волевой регуляции, поведения младших
школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который
выдвигает на первый план обеспечение:
- полисенсорности восприятия объектов;
- практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), с предметами познания по возможности в натуральном виде и в естественных
условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
- накопление представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с
различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями,
практической деятельностью в процессе решения учебно–познавательных задач. В совместной
деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
- закрепление представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний
и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и
учебной деятельности;
- постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета
познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса « Знатоки природы» уделено формированию представлений об
окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, мете человека в природе, взаимосвязях человека
и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие
способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об
особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации
жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами «Сезонные изменения», «Неживая природа»,
«Живая природа» (в том числе человек), «Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества
наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта
первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе
Курс «Знатоки природы» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний,
пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать,
взаимодействовать с окружающим миром.

Количество часов в
неделю
Количество часов в
год

2 класс
1

3 класс
1

всего
2

34

34

68

Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
•

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как
члена семьи, одноклассника, друга;

•

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

•

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной
организации;

•

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

•

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;

•

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

•

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве её природной и социальной
частей;

•

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.

Коммуникативные:
• умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик –
класс, учитель-класс);
•

умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;

•
•

обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Регулятивные:
•
•

входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

•

умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
• передвигаться по школе, находить
свой класс, другие необходимые помещения;
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
•

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников.

Познавательные:
•

узнавать и называть изучаемые объекты и явления;

•

называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу,
запаху, материалу);
• выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов;
•
•

устанавливать видо- родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном предмете;

•

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности.

Предметные результаты
Минимальный уровень:
- представления о назначении объектов изучения;
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; - ухаживание за
комнатными растениями;
- кормление зимующих птиц;
- составление повествовательного и описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах
по предложенному плану;
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем
ситуации.
Достаточный уровень:

- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - отнесение
изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
- развёрнутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
- знание отличительных существенных признаков групп объектов;
- умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- знание правил гигиены органов чувств;
- знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных
особенностей;
- готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и
учебнотрудовых задач; ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания рассказать
о предмете изучения
или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового
контроля), оценка своей работы и одноклассников, понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми;
адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
- соблюдение элементарных
санитарно-гигиенических норм;
- выполнение доступных природоохранительных действий;
- готовность к использованию сформированных решений учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых
задач в объёме программы.

Содержание учебного предмета
«Сезонные изменения» Временные
изменения.
День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток.
Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни
недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года .
Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе,
жизни растений, животных и человека). Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в
сезоне; в году, начиная с января. Календарь.
Сезонные изменения в неживой природе.
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием
подробности описания качественных изменений.
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года.
Сбор листьев, плодов и семян.
Ознакомление с названиями растений и животных.
Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений.
Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.

Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды,
предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия). Игры детей в разные
сезоны года.
Труд людей в сельской местности
и городе в разное время года.
Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями
(похолодание, гололед, жара и пр.)
«Неживая природа»
Солнце, облака, луна, звёзды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние
объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным
параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении
ребёнком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, Солнце- звезде,
вокруг которой в космосе двигается Земля.
«Живая природа»
Растения . Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры.
Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения
дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и
семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени
на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы.
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид.
Значение в природе. Использование человеком.
Животные .
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем
кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат
животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма. Животные дикие. Звери.
Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые.
Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль
в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период
гнездования (соблюдение тишины и уедин енности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и
уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правила сбора урожая грибов и
лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой,
ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.
Человек .
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности).
Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела:
кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание).
Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье).
Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа).
Значение в жизни человека
(ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений).

Гигиена
органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов
чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением
тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания
(полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба).
Режим сна, работы.
Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом. Человек
– член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.
Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь.
Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка.
Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или
др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека.
Назначение учреждения.
Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые,
метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский
транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России.
Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные
костюмы. Россия –
многонациональная страна. Праздники нашей страны.
Достижения нашей страны в науке и
искусстве. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.

«Безопасное поведение»
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений,
предупреждение появления сквозняков.
Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта,
предупреждение контактов с больными людьми.
Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной
болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по
назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное
описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании
медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным.
Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами.
Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного. Правила
поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора,
пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по
тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в
общественном транспорте.

Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ
и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике),
электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности
№

1

Раздел/примерное
количество часов
«Сезонные изменения»

Виды деятельности
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением
школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира,
ее временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего
места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
умение вступать в контакт и работать в коллективе;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно
участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников.
узнавать и называть изучаемые объекты и явления;
называть предметы, характеризовать их по основным
свойствам;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;

«Неживая природа»- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины
мира, ее временно-пространственной организации;
положительное
отношение
к
окружающей
действительности, готовность к организации взаимодействия с
ней и эстетическому её восприятию;
формирование эстетических потребностей, ценностей и
чувств; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве её природной и социальной частей;
умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель
– ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе; узнавать и называть изучаемые объекты и явления; называть
предметы, характеризовать их по основным свойствам; - выделять
некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо- родовые отношения предметов;

2

«Живая природа»
3

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением
школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника,
друга; - владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося,
формирование и развитие социально значимых мотивов учебной

деятельности;
положительное отношение к окружающей действительности,
готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её
восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве её природной и социальной частей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям; умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик,
ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно
участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
узнавать и называть изучаемые объекты и явления;
называть предметы, характеризовать их по основным
свойствам; - выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо- родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать;
на наглядном предмете;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и
явлениями окружающей действительности;

4

«Безопасное

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами

поведение»

социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности,
готовность к организации взаимодействия с ней;
формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
тумение вступать в контакт и работать в коллективе;
умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия
с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие
необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и
оценивать свои действия;
узнавать и называть изучаемые объекты и явления;
называть предметы, характеризовать их по основным
свойствам; - выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать,
классифицировать; - наблюдать под руководством взрослого за
предметами и явлениями окружающей действительности.

Ресурсное обеспечение
1.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.
Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова «Живой мир». Учебники 1-4 классов для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2014, 2015, 2016, 2017 г.
Наглядные пособия:
1. Набор картинок по развитию речи «Времена года».
2. Наглядное пособие «Календарь природы».
3. Таблицы «Окружающий мир».
4. Набор предметных картинок «Посуда», «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные»,
«Овощи», «Фрукты», «Насекомые», «Грибы».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Тема занятия

Кол-во

Введение.
Планета Земля
Звезда Солнце.
Сутки. Время суток день.
Занятия людей в течение суток.
Солнце и жизнь растений.
Небо днем и ночью.
Осень. Мой огород
Занятия детей осенью.
Наш урожай
Животные.
Мои животные

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21

Уход за домашними животными.
Лесные жители
Приспособление животных к различным условиям жизни.
Приспособление животных к различным временам года.
Зима. Зимние месяцы.
Изучение признаков зимы.
Моя одежда зимой
Человек.
Моя гигиена.

1
1
1
1
1
1
1
1
2

22
23

Уход за зубами
Береги глаза

1
2

24

Комплекс утренней гимнастики.

2

25.
26.
27.
28.
29.
30.

Весна.
Весенние месяцы.
Изучение признаков весны.
Занятия детей весной.
Мой огород весной
Лето. Признаки лета.

1
1
1
1
1
1

31.
32.
33.
34.

Летние месяцы
Одежда и занятия детей летом.
Летний отдых детей.
Повторение.

1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс

№
п/п

Тема занятия

1.
2.
3

Месяцы лета. С. Маршак о летних месяцах.
Как я провел летние каникулы.

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Собираем урожай.

Сентябрь – осенний месяц.
Экскурсия.
Овощи: картофель, капуста.
Растения на клумбах: астры, ноготки.
Грибы: съедобные, несъедобные.
Птицы зимующие и перелетные.
Орехи.
Травы полезные и опасные.
Декабрь – первый месяц зимы. Экскурсия.
Термометр. Температура воздуха.
Зимующие птицы: снегирь, синица.
Перелетные птицы: грач, скворец.
Труд людей зимой.
Восход и закат солнца
Календарь
Февраль. Февральские приметы.
Воздух

Значение воздуха.
Ветер
Направление ветра
Весна. Приметы весны (экскурсия)
Насекомые. Муравей. Муха

Готовим огород весной.
Природа просыпается.
Человек и природа
Окружающая среда и здоровье человека
Охрана здоровья: мой организм.
Здоровье человека. Режим труда и отдыха.
Закаливание. Виды закаливания.

Здоровье и спорт.
Итоговое занятие.
Лето. Летний отдых.

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».