АРП УО Изобразительное искусство

ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждена

В составе АООП НОО
обучающихся с умственной
отсталостью (интелектуальные
нарушения)

Приказ №18/3 от 05.04.2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
2-3 классы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение

обучающимися

с

лёгкой

степенью

умственной

отсталости

(интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает
достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные

результаты

включают

овладение

обучающимися

жизненными

компетенциями, необходимыми им для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
предмета и характеризуют достижения обучающегося в усвоении знаний и умений,
способность их применять в практической деятельности.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты обучения в связи с усвоением учебной программы по
изобразительному искусству:
•

положительное отношение и интерес к занятиям по изобразительной

деятельности;
•

понимание красоты в окружающей действительности и возникновение

эмоциональной реакции («красиво» / «некрасиво»);
•

оценка собственных возможностей и формируемых умений по передаче
свойств объектов и явлений окружающего мира, а также отражению
собственных впечатлений с помощью изобразительной деятельности;

•

умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой

творческой деятельности («нравится» / «не нравится»);
•

развитие эстетических потребностей и чувств, проявление чувства радости от
восприятия красоты окружающей действительности;

2

•

проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи;

•

проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;

•

стремление к сотрудничеству в творческой деятельности;

•

привычка к организованности, порядку, аккуратности;

•

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;

•

овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;

•

элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;

•

установка на дальнейшее формирование умений в изобразительной и
творческой деятельности.

Предметные результаты обучения
Посредством занятий изобразительной деятельностью обучающиеся достигают следующих
результатов:
развитие представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений
искусства; развитие интереса к изобразительному искусству и изобразительной
деятельности, потребности в художественном творчестве;
овладение элементарными практическими умениями и навыками изобразительной
деятельности;
формирование понятий и представлений по изучаемым темам, овладение
тематической и терминологической лексикой, используемой при изобразительной
деятельности и обсуждении предметов искусства и народного творчества. Требования к
умениям и навыкам к концу обучения во 2-3 классе Обучающиеся должны знать:
•

элементарные сведения о работе художника, скульптора, декоратора;

•

основные требования к композиции изображения (рисунке, аппликации) на листе
бумаги, расположенном горизонтально или вертикально;

•

характерные внешние признаки объектов, передаваемых в лепке, рисунке,
аппликации;

•

правила организации рабочего пространства при осуществлении изобразительной
деятельности;
3

•

приёмы работы с пластилином, красками, бумагой и ножницами;

•

речевой материал, изучавшийся в связи с обучением изобразительной деятельности
во 2-3 классе (в том числе названия изготавливаемых объектов, их частей,
характеристика свойств, соотношений и взаиморасположения объектов и отдельных
элементов, названия материалов, инструментов и описание действий с ними).

Обучающиеся должны уметь:
•

наблюдать объекты и явления окружающего природного и социального мира,
рассматривать образцы художественного творчества и мастерства;

•

передавать собственные наблюдения и впечатления через изобразительную
деятельность (в лепке, рисунке, аппликации);

•

организовывать своё рабочее место с учётом вида предстоящей изобразительной
деятельности;

•

ориентироваться на плоскости листа, оперировать понятиями и словарём,
передающими пространственное расположение объектов на изобразительной
поверхности;

•

проводить прямые и волнистые линии карандашом (фломастером, мелком, кистью) в
заданном направлении, не поворачивая листа; рисовать сразу кистью или
фломастером; рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной
формы; использовать в работе шаблоны и заготовки по заданию учителя;

•

повторять и воспроизводить действия учителя при работе над аппликацией, лепке,
рисовании;

•

изображать знакомые предметы с помощью шаблонов, по точкам и самостоятельно;

•

изображать объекты окружающего мира (деревья, дома), передавая отличительные
признаки, учитывая строение;

•

передавать фигуру и позу человека в лепке и рисунке;

•

различать названия и оттенки цветов, смешивать краски (при работе с гуашью),
получая составные цвета;

•

выполнять работу с опорой на определённую последовательность действий (под
руководством учителя или по заданиям, предложенным в учебнике);

•

действовать самостоятельно при выполнении знакомых операций и по аналогии;

•

выполнять узоры в полосе, круге, передавая ритм повторением и чередованием форм
и цвета;
4

•

передавать основные смысловые связи в рисунке на заданную тему или по
рассказуописанию;

•

узнавать в иллюстрациях и репродукциях картин знакомых персонажей, проявлять
эмоционально-эстетическое отношение к изображённым сюжетам в рисунке,
аппликации, скульптуре.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание

программы

отражено

в

следующих

разделах:

«Обучение

композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму
предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и
формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений
искусства».
1. Обучение композиционной деятельности
Закрепление умения размещать рисунок (в аппликации 2–3 готовых вырезанных
изображения или силуэта) на изобразительной плоскости. Продолжение работы над
понятиями «середина листа», «край листа» (верхний, нижний, левый, правый).
Закрепление умения учитывать расположение листа бумаги (горизонтальное и
вертикальное) в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы
изображаемого предмета, размер рисунка в зависимости от формата листа; наряду со
словесной

речью

учитель

использует

жесты,

характеризующие

направление,

протяжённость, подчёркивающие размер предметов.
Обучение детей способам построения рисунка (многопредметное и фризовое
построение). Обращение внимания на смысловые связи в рисунке, на возможные варианты
объединения предметов в группы по смыслу.
Вырезание силуэтов предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое.
Составление узора в полосе с соблюдением чередования формы и цвета его элементов.
Формирование умений планировать деятельность (в лепке, в процессе работы над
аппликацией, при рисовании с натуры, в декоративной работе). Выделение этапов
очерёдности.
2. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию
Формирование у обучающихся умения проводить сначала с помощью опорных
точек, затем от руки волнистые, ломаные линии в разных направлениях, а также
5

вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые линии (возможно использование
приёма дорисовывания).
Обучение приёмам изображения с помощью опорных точек, а затем от руки
геометрических форм: эталоны круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала.
Использование приёма «дорисовывание изображения».
Развитие умения анализировать форму предметов. Формирование представлений и
способов

изображения

различных

деревьев:

береза,

ель,

сосна.

Формирование

представления и развитие умения изображать человека в статической позе: человек стоит.
Развитие умения рисовать жилые дома городского типа (с использованием приёма
сравнения).
3. Развитие восприятия цвета предметов и
формирование умения передавать его в живописи
Обучение приёмам составления зелёного, оранжевого, фиолетового, коричневого
цветов в работе с акварелью. Совершенствование умений узнавать и называть локальный
цвет предмета.
Совершенствование умения работать цветными карандашами и краской (гуашью).
Обучение приёмам работы акварельными красками (умение разводить краску на палитре,
покрывать поверхность бумаги краской, работая влажной кистью, и т.д.). Закрепление
приёма работы с акварелью «примакивание».
4. Обучение восприятию произведений искусства
Беседа по плану:
1. Кто написал картину?
2. Что изображено на картине?
3. Нравится ли вам картина? Объясни почему.
4. Какое настроение (грустное, весёлое, спокойное) создаёт эта картина?
Для демонстрации рекомендуется использовать произведения живописи и
книжной графики: картины И. Левитана, А. Саврасова, И. Шишкина, иллюстрации к
сказкам Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачёва и др., доступные пониманию учащихся
(по выбору учителя).
Занятия проводятся в форме классно-урочной системы. Практическая
изобразительная деятельность обучающихся по обработке и оформлению собственных
работ может осуществляться также и во внеурочное время. Программой
предусматриваются следующие виды работы:

6

‒

рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по
памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную
тему; декоративное рисование.

‒

лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры
или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной
композиции;

‒

выполнение плоскостной и полуобъёмной аппликаций (без фиксации
деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с
фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и
клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение
предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

‒ проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций картин
художников, книжных иллюстраций, картинок, произведений народного и
декоративно-прикладного искусства.

7

Тематическое планирование
2 класс
№ п/п

Тема

Кол-во
час
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

1
2
3
4
5
6
7
8

Вспомним лето. Ветка с вишнями. Рисование и лепка
Рисунок. Съедобные грибы
Лепка. Корзина с разными съедобными грибами
Беседа о художниках и их картинах
Фон темный, светлый. Рисунок зайца
Краски: гуашь и акварель. Рисунок. Листок дерева
Рабочее место для рисования красками акварель. Рисование фона.
Небо
Главные и составные цвета. Рисунок. Туча

9
10

Рисунок. Фрукты на столе
Рисование фигуры человека по шаблону

1ч
1ч

11
12
13
14

Беседа о художниках и их картинах. Лепка человека
Рисунок. «Мама в новом платье»
Лепка. Снеговик. Рисунок. «Снеговики во дворе»
Панорама «В лесу зимой». Работа с бумагой и ножницами.

1ч
1ч
1ч
1ч

1ч

Аппликация и рисунок
15

Рисунок. Петрушка

1ч

16

Аппликация «Хоровод»

1ч

17
18

Разные породы собак. Лепка «Собака»
Рисунок «Собака»

1ч
1ч

19

Разные породы кошек. Лепка «Кошка»

1ч

20

Рисунок «Кошка»

1ч

21
22
23
24

Аппликация «Мишка»
Дымковская игрушка. Лепим «Барыню»
Рисунок «Птичка- зарянка»
Аппликация «Скворечник на березе»

1ч
1ч
1ч
1ч
8

25

Аппликация «Ваза»

1ч

26
27

Рисунок. «Ваза»
Поговорим о цветах. Цветы в работах известных художников

1ч
1ч

28
29
30
31
32

Рисунок «Подснежник»
Аппликация. «Подснежник»
Рисунок «Ваза с цветами»
Аппликация «Ваза с цветами»
Рисунок «Кактус»

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

33

Открытки к праздникам весны. Рисунок «Открытка к празднику»

1ч

34

Рисунок по описанию «В парке весной»

1ч

3 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Тема урока
Рисование осенних цветов
Рисование узора в полосе из веток с листочками
Беседа на тему «Натюрморт»
Рисование овощей
Рисование фруктов
Беседа по картинам об осени
Рисование на тему «Парк осенью»
Рисование геометрического орнамента в квадрате
Рисование орнамента из квадратов
Рисование будильника круглой формы
Рисование двухцветного мяча
Рисование симметричного узора по образцу
Рисование узора в полосе из веточек ели и снежинок
Беседа по картинам на тему «Зима пришла»
Рисование на тему «Нарядная елка»
Рисование узора на рукавичке
Рисование на тему «Елка зимой в лесу»
Рисование доски (с узором) для резания овощей
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»
Рисование молотка
Иллюстрирование басни «Лев и мышь»
Рисование игрушки - вертолета
Оформление поздравительной открытки к 8 Марта
Рисование узора из растительных форм в полосе

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Рисование узора для гжельской тарелки
Рисование теннисной ракетки
Самостоятельное рисование узора в квадрате
Рисование на тему «Космос»
Беседа по картинам о весне
Рисование на тему «Деревья весной»
Рисование на тему «Праздник Победы»
Рисование весенней веточки
Рисование весенних цветов
Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».