ПРИЛОЖЕНИЕ Утверждена В составе ООП ООО Приказ № 61/3 от 03.11.2020 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» 5-7 классы Планируемые результаты изучения учебного предмета В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, мета предметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоциональноценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности . Выпускник получит возможность научиться: основам рефлексивного чтения; ставить проблему, аргументировать ее актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся Обращение с устройствами ИКТ Выпускник научится: подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы; соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий; правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание); осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты; выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами; соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие специфику работы с различными экранами. Выпускник получит возможность научиться: осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком. Фиксация изображений и звуков Выпускник научится: осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности; выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий; проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей; осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. Выпускник получит возможность научиться: использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством; осуществлять трехмерное сканирование. Коммуникация и социальное взаимодействие Выпускник научится: выступать с аудио-видео поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; участвовать в обсуждении (видео-аудио, текстовый форум) с использованием возможностей интернета; использовать возможности электронной почты для информационного обмена; вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета; осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио); соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. Выпускник получит возможность: получить опыт взаимодействия в социальных сетях, групповой работы над сообщением (вики); получить опыт участия в форумах в социальных образовательных сетях; получить опыт игрового и театрального взаимодействия с использованием возможностей интернета. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности Выпускник научится: планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; использовать догадку, «озарение», интуицию; использовать такие математические методы и приемы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; использовать некоторые приемы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. Выпускник научится: характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов; раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; создавать эскизы декоративного убранства русской избы; создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы; определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции; создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении; умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровня); выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративнойросписьювтрадицииодногоизпромыслов; характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций; различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России; находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов; различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства; классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира; объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения; композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами; создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов; простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений; навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь); изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции; создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел; строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы; характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства; передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта; творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне; выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания; рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов; применять перспективу в практической творческой работе; навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого; навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; навыкам создания пейзажных зарисовок; различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; пользоваться правилами работы на пленэре; использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения; навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения; различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле; пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники; различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм; различать и характеризовать виды портрета; понимать и характеризовать основы изображения головы человека; пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами; видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти; видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; использовать графические материалы в работе над портретом; использовать образные возможности освещения в портрете; пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке; называть имена выдающихся русских и зарубежных художников портретистов и определять их произведения; навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека; навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа; навыкам лепки и работы с пластилином или глиной; рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства; приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы; характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью; объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи; изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом; узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»; перечислять и характеризовать основные жанры сюжетнотематической картины; характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов; узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины; характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры; рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории; называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения; творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет; творческому опыту по разработке художественного проекта – разработки композиции на историческую тему; творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов; представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре; называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы; узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы; характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества; рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны; описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне; творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою; анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века; культуре зрительского восприятия; характеризовать временные и пространственные искусства; понимать разницу между реальностью и художественным образом; представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский; опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами; собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.); представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов; опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных; систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна; распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства; понимать сочетание различных объемов в здании; понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал; иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурнохудожественных стилей разных эпох; понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры; различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого; характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды; понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху; осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.; применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы; применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов; получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта; приобретать общее представление о традициях ландшафтнопарковой архитектуры; характеризовать основные школы садово-паркового искусства; понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков; называть и раскрывать смысл основ искусства флористики; понимать основы краткой истории костюма; характеризовать и раскрывать смысл композиционноконструктивных принципов дизайна одежды; применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны; использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов; отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел; использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды; узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики; различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля; различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси; узнавать и описывать памятники шатрового зодчества; характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву; раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну; работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам; различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси; создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси; рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры; ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков; использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков; выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века; характеризовать признаки и особенности московского барокко; создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале. Выпускник получит возможность научиться: активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства; выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства; понимать специфику изображения в полиграфии; различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.; различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое); проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.; создавать художественную композицию макета книги, журнала; называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков; называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков; называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века иопределятьскульптурныепамятники; называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи; называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи; понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи; активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства; определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна; использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры; создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале; узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков; узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры; осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы; применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему; понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм; характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди; создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическимиматериаламиидр.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России; получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира; использовать навыки коллективной работы над объемно-пространственной композицией; понимать основы сценографии как вида художественного творчества; понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения; называть имена российских художников(А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский); различать особенности художественной фотографии; различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.); понимать изобразительную природу экранных искусств; характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа; различать понятия: игровой и документальный фильм; называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков; понимать основы искусства телевидения; понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа; применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля; применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов; добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля; использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии; применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.; пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей; понимать и объяснять синтетическую природу фильма; применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма; применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра; использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа; применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации; смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно- операторского искусства фильмы мастеров кино; использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения; реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда. 2. Содержание учебного предмета Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры. В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства. В программу включены следующие основные виды художественнотворческой деятельности: ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность; изобразительная деятельность (основы художественного изображения); декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративноприкладного искусства); художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры); художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств. Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности. Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология». Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве. Виды изобразительного искусства и основы образного языка Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре. Понимание смысла деятельности художника Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин). Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Вечные темы и великие исторические события в искусстве Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных. Конструктивное искусство: архитектура и дизайн Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды. Изобразительное искусство и архитектура РоссииXI –XVII вв. Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко. Искусство полиграфии Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др. Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский). Взаимосвязь истории искусства и истории человечества Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты. Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественнотворческие проекты. 3.Тематический планирование 5 класс № Темы уроков Количество часов Виды изобразительного искусства и основы образного языка 1 2 3 4 5 Дары осени в натюрморте Колорит и образный строй натюрморта Осенние плоды в твоём натюрморте Чудо-дерево. Образ-символ «дерево жизни» в разных видах искусства. Красота осеннего пейзажа в живописи 1 1 1 1 1 6 Красота осеннего пейзажа в графике 1 7 «Осенних дней очарованье» в книжной графике 1 8 Зимняя пора в живописи 1 9 Зимняя пора в живописи (продолжение) 1 Искусство полиграфии 10 Осеннее настроение. Книжная графика, ее связь с образами, 1 сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературного произведения 11 Осеннее настроение. Особенности книжной графики. 1 Иллюстрация. 12 Экологическая тема в плакате. 1 13 Троицына неделя и её образы в искусстве 1 Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты 14 Делу время -потехе – час. Искусство вокруг нас. 1 15 Рукодельницы и мастера. 1 16 Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства 1 17 Изображение героев сказок и былин для школьной новогодней 1 галереи. 18 Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым 1 небом. 19 Изба – творенье русских мастеров 1 20 Фасад - лицо избы, окна – ее глаза 1 21 Изба – модель мироздания 1 22 Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и 1 современность. 23 Масленица - праздник конца зимы и начала весны 1 24 Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве 1 25 Традиции оформления праздничной среды. 1 26 Народный праздничный костюм 1 27 Обрядовые куклы Троицыной недели. 1 28 Традиции и современность Троицыной недели. 1 29 Человек и земля-кормилица. 1 30 Ярмарка 1 Вечные темы и великие исторические события в искусстве 31 Животные – братья наши меньшие 1 32 Животные и его повадки в творчестве скульпторов -аниматоров 1 Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография 33 Художник и театр. Декорации к опере – сказке «Снегурочка» 1 34 Образы персонажей оперы – сказки «Снегурочка» 1 6 класс № Темы уроков « Виды изобразительного искусства и основы образного языка» 1 Осенний букет 2 Композиция в натюрморте: формат, фактура, характер мазка. 3 Многоцветие цветов в декоративной росписи. 4 Тема крестьянского труда и праздника в искусстве 5 Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских художников. Жатва 6 Образ простого народа в российском искусстве 19 в. «Передвижники» Реализм. 7 Прилет птиц. 8 Символ птицы в народной игрушке 9 Образ водной стихии в искусстве. И. Айвазовский. Водная стихия в творчестве импрессионистов. К. Моне. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Символ птицы в народной игрушке 1 Выразительные средства графики в отражении природных форм. 1 А. Дюрер. 12 Цветы в творчестве художников. Пейзажи и натюрморты В. Ван 1 Гога. «Народное художественное творчество- неиссякаемый источник самобытной красоты» 13 Искусство Жостова и Нижнего Тагила. 1 14 Твои любимые осенние цветы в росписи подноса 1 15 Растительный орнамент Древнего мира. 1 16 Зооморфные мотивы в орнаменте Древнего Египта. 1 17 Изысканный декор и совершенство пластической формы сосудов 1 Древней Греции. 18 Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, 1 рамочная геральдическая) 19 Современный керамический сосуд в твоем исполнении. 1 20 Традиции встречи Нового года в культуре разных народов. 1 21 Новый год шагает по планете… 1 22 Костюм как атрибут праздника. 1 Символизм. Модерн. Живопись, рисунок и эскизы костюмов Л. Бакста, А Бенуа, М. Врубеля, В. Васнецова Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. 10 11 Каменные стражи Русской земли Рыцарский замок в средневековой Европе Военное облачение русского воина и доспехи рыцаря. Исторический и батальный жанр в живописи и графике. В. Суриков. «Понимание смысла деятельности художника» 23 24 25 26 1 1 1 1 27 Тема прекрасной девы и женщины- матери в искусстве. 1 28 Личность женщины в портретно- исторической композиции 1 «Конструктивное искусство: архитектура и дизайн» 29 Народный костюм России как культурное достояние народов 1 мира. 30 Дизайн одежды: прошлое и современность. Вкус и мода. 1 31 Разноликий хоровод. 1 «Вечные темы и великие исторические события в искусстве» Пасхальная тема в прикладном искусстве. Библейская тема в творчестве Л. да Винчи, Рембрандта А. Иванова, М. Нестерова. « Взаимосвязь истории искусства и истории человечества» 34 Крупнейшие художественные музеи страны. Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. 32 33 1 1 1 7 класс № Темы уроков Виды изобразительного искусства и основы образного языка 1 2 3 Натюрморт в зарубежном искусстве. П. Пикассо. Натюрморт в русском искусстве. К.С. Петров-Водкин. Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. Количество 1 1 1 Конструктивное искусство: архитектура и дизайн 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Виды архитектуры. Ш. Э. ле Корюзье. Тема архитектуры в живописи и графике. Дизайн интерьера и его древние истоки. Монументальная живопись. Дионисий. Особенности интерьера в архитектуре Возрождения и Нового времени (барокко, классицизм) Интерьер как жанр изобразительного искусства. А. Венецианов. Архитектура России 18 вв. Барокко. В. Растрелли. Классицизм. В. И. Баженов. Интерьер дворянского дома и его отражение в бытовой живописи России. П.А.Федотов. Линейная перспектива и ее применение в изображении интерьера. Одежда и прически дворян в живописи и графике 18-19 вв. К.Брюллов. Дизайн и его виды. версия, устойчивости, динамики с помощью простых геометрических форм. , декоративно-прикладное искусство 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 14 15 Пространственная композиция как объект дизайна. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садовопарковая) Знаменитые скульпторы: И. Мартос, Э.-М. Фальконе, О. Роден, С. Коненков, В. Мухина. Синтез изобразительного искусства и архитектуры. 1 1 1 16 1 Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты 17 18 19 Праздники в дворянском обществе 18-19 вв. 1 1 Виды декоративно-прикладного и народного искусства. Вышивка. Древние образы в произведениях современного декоративно1 прикладного искусства. 1 Орнамент как основа декоративного украшения. Роспись по дереву. 1 Особенности орнамента народов России. Городец, Хохлома. Связь времен в народном искусстве. Глиняная игрушка. 1 Истоки и современное развитие дымковской и филимоновской игрушки. 1 1 Особенности профессионального декоративно-прикладного искусства. Ювелирное искусство: традиции и современность. 1 Ярмарка и ее отражение в сюжетах лаковой миниатюры Палеха, Холуя 1 и др. Ярмарка в произведениях русских живописцев. 1 20 21 22 23 24 25 26 27 Вечные темы и великие исторические события в искусстве 28 29 30 31 32 Тема праздника в иконописи, живописи и графике. Мечты о полете в творчестве художников. Космическая тема в творчестве художников. Творчество А. Леонова. Вечные темы и великие исторические события в искусстве. П. Корин. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве, мемориальные ансамбли. 1 1 1 1 1 Понимание смысла деятельности художника 33 34 Изображение участников спортивных состязаний в античном искусстве и в 20 в. Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции. 1 1