АРП родная литература(русская)_5-9

ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждена
В составе ООП ООО
Приказ № 61/3 от 03.11.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета

« Родная литература»
5-9 классы

1

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ
ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:

•

осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей

этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед
Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;

•

способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на

основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;

•

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;

•

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,

его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

•

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание
значимости художественной культуры народов России и стран мира;

•

способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем

взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

•

неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых)

норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам
других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность
универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
2

Регулятивные УУД:

•

умение

самостоятельно

определять

цели

своего

обучения,

ставить

и

формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;

•

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения;

•

владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:

3

решений

и

•

умение определять понятия, создавать обобщения,

устанавливать

аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;

•

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,

модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•

навыки смыслового чтения.

Коммуникативные УУД

•

умение организовывать учебное сотрудничество

и совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

•

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;

•

формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой
активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)» должны отражать:

•

понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-

языковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей
родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской
литературы;

•

проявление ценностного отношения к родной русской литературе как

хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение
15
национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте
единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации и мира;

•

понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской

литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов,
продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;

•

осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных

смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного
диалога с культурами народов России и мира;

•

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте

культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими
традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

•

овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в

произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих
суждения и оценки по поводу прочитанного;

•

применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в

повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании;
умение формировать и обогащать собственный круг чтения;

•

накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений

родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» по годам обучения

5

Ю

Первый год обучения. 5 класс

•

формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных

сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале
русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление
ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в
произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;

•

формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в

контексте культур народов России; русские национальные традиции в рождественских
произведениях и произведениях о семейных ценностях;

•

формирование начальных представлений о русском национальном характере, его

парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне
1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;

• развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на
основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате
ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других
искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование
начальных представлений о проектноисследовательской деятельности и оформлении ее
результатов, начальных умений работы с разными источниками информации.
Второй год обучения. 6 класс

•

развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в

фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского
народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на
уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального
сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской
зиме;

•

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте

культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о русской
масленице, о родном крае и русском доме;

•

развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и

загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и
взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о
подростках и о богатстве русского языка и родной речи;

•

развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста

на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие

7

историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под
руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями
других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие
начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления
ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения простейшими
способами её обработки и презентации.
Третий год обучения. 7 класс

•

развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие

русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и
мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского
народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и
нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле;

•

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте

культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном
праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;

•

развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского

патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской души; взрослых
проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского языка и родной
речи;

•

развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста

по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора
читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики
героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения
словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать
произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с
разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и
презентации.
Четвёртый год обучения. 8 класс

•

развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о
8

нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального
сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и
великой русской реке Волге;

•

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте

культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном
праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;

•

развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о

войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о
языке русской поэзии;

•

развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного

и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание
автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода,
ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного
искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для
внеклассного

чтения;

развитие

умений

самостоятельной

проектно-исследовательской

деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками
информации и овладения основными способами её обработки и презентации.
Пятый год обучения. 9 класс

•

развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие

произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития
представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского
национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе
Петербурга и российской степи в русской литературе;

•

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте

культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об августовских
Спасах и о родительском доме как вечной ценности;

•

развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о

Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского
Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;

•

развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в

единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций,
9

давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста;
создавать

развернутые

историко-культурные

комментарии

и

собственные

тексты

интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно
отбирать произведения для внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и
перспективную цели чтения художественной литературы; развитие умений самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с
разными источниками информации и овладения различными способами её обработки и
презентации.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
5 класс
Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития
человека.(1)
Славянская мифология (2ч)
Из литературы XIX века (4)
Русские басни.
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые
(анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок.
Сказители. Собиратели сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невестыволшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою,
недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность
жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы
Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод.
Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного.
Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло
наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами.
Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического
содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как
10

выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки
в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
Александр Сергеевич Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и
Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы
и сюжеты пушкинского произведения.
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное,
фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и
причудливый сюжет произведения.
Николай Васильевич Гоголь. «Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.)
Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести.
Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых
сил.

Теория

литературы.

Фантастика

(развитие

представлений).

Юмор

(развитие

представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной
деятельности). Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских
детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни
крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной
деятельности).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной
деятельности). «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды.
Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная
близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория
литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной
деятельности). «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор
ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор
(развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления).
Речь героев как средство создания комической ситуации.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной
деятельности). «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе.
Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и
11

сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое
воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема
исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало
литературной деятельности). «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей.
Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие
окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления
героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало
литературной деятельности). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство
героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла,
смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин.
«Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные
лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия
окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные
пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и
русской природы в лирических стихотворениях.
Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты
литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор (развитие
понятия).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные
приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость,
несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям
человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева».
Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена.
Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон,
олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты
внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Теория литературы.
Художественная деталь (начальные представления).

12

Н.А.Некрасов
6 класс
Русская литература XVIII-XIX века (5ч)

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».
Н.С. Лесков
Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Гордость писателя за народ.
А.П.Чехов
А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Роль художественной детали.
А.К.. Толстой
А.К.Толстой. Стихотворение «Где гнутся над омутом лозы...» Связь картин природы с
настроением в стихотворении.

А. И. Куприн.
А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа.

Русская литература 20 века (7ч) А.Грин.
А.Грин.Жестокая реальность и романтическая мечта в феерии А.С. Грина
«Алые паруса».

А.П. Платонов.
А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.
В.П.Астафьев
В.П.Астафьев«Конь с розовой гривой». Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор
в рассказе.
В. Распутин
В.Распутин. Жажда знаний героя, его нравственная стойкость,чувство собственного
достоинства. Нравственная проблематика рассказа. В.Шукшин
В.Шукшин. Рассказ«Критики». Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Ф.Искандер

13

Ф. Искандер «13 подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детских
характеров.

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ (1ч)
Г.Тукай, К.Кулиев. Жизнь и творчество.Любовь к малой родине и своему родному краю
в стихотворениях поэтов.
7

класс

Введение (1) Значение художественного произведения в культурном наследии России.
Роль родного слова в формировании личности человека.
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие
былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин.
Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его
национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и
ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII века
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем
стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе.
Утверждение необходимости свободы творчества.
Теория литературы. Понятие о жанре оды (начальные представления). Особенности
литературного языка XVIII столетия.
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения.
Характеристика героев. Участие в коллективном диалоге. ИЗ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века
Александр Сергеевич Пушкин (3 часа). Краткий рассказ о писателе.
«Полтава»

(«Полтавский

бой»),

«Медный

всадник» (вступление «На берегу

пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство
в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение
чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское
отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции.
Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва.
Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
14

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в
обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и
гуманистическое в повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение
для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и
Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за
правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с
произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы
гусляров. Язык и стих поэмы.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.
Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение
родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления.
Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Иван Сергеевич Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о
богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы»,
«Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Николай Алексеевич Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за
судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.) Михаил
Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория

литературы.

Гротеск

(начальные

представления).

Ирония

(развитие

представлений)
Развитие речи. Решение тестов. Устная и письменная характеристика героев.
Составление викторины на знание текстов. Составление плана письменного высказывания.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия
рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.
(Для чтения и обсуждения.)
15

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
Развитие речи. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в
коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика
героев.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в
семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).
Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды
пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут
лошади».
Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие
молодежи.
Теория

литературы.

Публицистика

(развитие

представлений).

Мемуары

публицистический жанр (начальные представления).

Четвёртый год обучения (34 ч) 8 КЛАСС РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ - РОДИНА МОЯ
(14 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Русская старина, народные песни.
Древнерусская литература: «Повесть о жизни и храбрости Александра Невского».
Г орода земли русской (6 ч)
Степи Оренбурга. По местам Пугачёва. А. С. Пушкин «Капитанская дочка Музей
Пушкина в Михайловском.
По страницам биографии поэта, лирика Пушкина.
Усадьба Л. Н. Толстого в Ясной поляне. «После бала»
Родные просторы –(5ч.)
Волга — русская река:
16

как

«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»
На земле Уральской. Писатели Урала:
Мамин – Сибиряк «Емеля – охотник»
П. Бондин «Моя школа».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (2 ч) Праздники русского мира -2
Троица:
И. А. Бунин. «Троица»
Стихи русских писателей о Рождестве и Масленице.

Резерв на вариативную часть программы - 2 ч.

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР - РУССКАЯ ДУША (12 ч)
Не до ордена - была бы Родина (4 ч)
А. Твардовский «Василий Тёркин»
Стихи и песни о ВОВ.

Загадки русской души -(2ч.)
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»
Такие разные русские характеры -6
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
М. Ю. Лермонтов «Мцыри
Н. В. Гоголь «Ревизор».

Резерв на вариативную часть программы - 2 ч.

17

Пятый год обучения (34 ч) 5 КЛАСС РАЗДЕЛ 1.
РОССИЯ - РОДИНА МОЯ (13 ч) Преданья старины
глубокой (4 ч)
Памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»
«Ода…» Ломоносов
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении)
А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» Грибоедов
«Горе от ума».
Города земли русской (6 ч)
:
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный...»
(«Вновь Исакий в облаченьи... »)
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах. »)
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Ф. М. Достоевский «Белые ночи»
Родные просторы (3 ч)
А. Т. Твардовский. Стихи о Родине.
А. Блок. «Россия»
Н.В. Гоголь «Мёртвые души».
Резерв на вариативную часть программы - 3 ч.

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (3 ч)

18

Тепло родного дома (3 ч) Родительский
дом:
A. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы)

А.И.Солженицын «Матрёнин двор».
Резерв на вариативную часть программы - 2 ч.

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР - РУССКАЯ ДУША (11 ч)
Не до ордена - была бы Родина (4 ч)
Великая Отечественная война:
М.А. Шолохов «Судьба человека».
А. Ахматова. Лирика.
Загадки русской души (5 ч)
М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
Слово о поэте Маяковском. Лирика
«Расскажу о любимом поэте, писателе». Лишь
слову жизнь дана (2 ч)
Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков. М.
Булгаков «Собачье сердце».
Резерв на вариативную часть программы - 2 ч.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1

Тема урока

Кол-во
часов

Изобразительный характер формул волшебной сказки

1

2

Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного 1
героя

3

«Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки

1

4

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки

1

5

Из литературы XVIII века. М. В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, 1
гражданин

6

Жанр басни в мировой литературе

7

И. А. Крылов. Басни

1

18

8

«У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» – 1
собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

9

«Черная курица, или подземные жители» как нравоучительное
произведение

10

Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

11

Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или
Утопленница»

12

«Крестьянские дети». Язык стихотворения

13

И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа

14

«Кавказский пленник»: Жилин и Костылин

15

"Кавказский пленник". Смысл названия рассказа. Поучительный
характер рассказа. Утверждение гуманистических идеалов. Развитие
представлений об идее, сюжете, рассказе

16

А. П. Чехов «Хирургия» как юмористический рассказ

17

Рассказы Чехова

18

И. А. Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.
Эстетическое и этическое в рассказе

19

«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела»

20

«В дурном обществе» Подготовка к письменному ответу на
проблемный вопрос

21

«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы

22

К. Г. Паустовский «Заячьи лапы» и другие рассказы

23

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа

24

«Никита»: быль и фантастика

25

И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо.
«Города и годы».

26

Д. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов.
«Родная деревня» Образ родины в стихах о природе

20

27

Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение.

28

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа

29

Х. К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?».

30

Х.-К. Андерсен. Сказки Волшебные сказки Андерсена. Сказки о
предметах окружающего мира

31

«Приключения Тома Сойера» – любимая книга многих поколений
читателей

32

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя

33

Итоговая контрольная работа

34

Литературный праздник «Путешествие по

стране Литературии 5

класса»
6 класс
№

Тема урока

Кол-во
часов

1

Загадки

1

2

Урок-посиделки «Русский фольклор» Р/р

1

3

Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха»

1

4

Вн. Чтение А. С. Пушкин. «Зимняя дорога». Тема дороги в лирике

1

Пушкина
5

А. С. Пушкин. Двусложные размеры стиха Р/р

1

6

«Дубровский»: композиция романа

1

7

А. С. Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»: сюжет и 1
герои

8

«Барышня-крестьянка»: особенности композиции повести. Приём
антитезы

9

«Повести Белкина»:проблемы и герои Автор и рассказчик

10

М. Ю. Лермонтов.«Листок». Антитеза как основной композиционный
приёмстихотворения

11

«Бежин луг»: образы крестьянских детей

12

Ф. И. Тютчев.«С поляны коршун поднялся…». Противопоставление
судеб человека и коршуна
21

1

13

А. А. Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение тем природыи любви

14

Н. А. Некрасов.«Железная дорога»:
стихотворения

своеобразие композиции

15

Н. А. Некрасов.«Железная дорога»:
стихотворения

своеобразие композиции

16

«Левша» Р/р Подготовка кписьменному ответу на проблемный вопрос

17

А. П. Чехов. Рассказы Антоши Чехонте

18

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я. П.
Полонский

22

№

Тема урока

Кол-во
часов

1

Былина. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность

1

2

Р.р. Классное сочинение Написание своей былины

1

3

Карело-финский эпос, французский. Изображение жизни народа, его 1
традиций, обычаев

4

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности

5

Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина 1

6

Мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы

1

7

А.С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге» и её летописный источник.

1

1

Тема судьбы в балладе
8

Проза А.С. Пушкина.

1

«Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке
9

М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта

1

10

Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров.

1

Нравственный поединок героев поэмы
11

Р.р. Классное сочинение по «Песне про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1

12

Тарас Бульба и его сыновья

1

13

Р.р. Анализ эпизода «Осада польского города Дубно».

1

14

Р.Р. Характеристика литературного героя. Противопоставление

1

Остапа Андрию. (Домашнее сочинение)
15

И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их

1

гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и
обездоленных
16

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла

17

H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за 1
судьбу народа

18

М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил». Страшная сила сатиры.

23

1

1

19

Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей 1
и взрослых

20

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

1

21

И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры».

1

Сложность взаимопонимания детей и взрослых.
22

М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер
повести

1

23

Р.Р. Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство».

1

24

В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и
общества

1

25

Л.Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа

1

26

А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные 1
ценности

27

Ритмы и образы военной лирики. Урок мужества

1

28

Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

1

29

«Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о

1

Родине, родной природе
30

Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие
молодежи

31

Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», 1
«Я вновь пришел сюда...». Особенности художественной образности
дагестанского поэта

32

Дж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения. Судьба и 1
творчество гениального поэта

33-34

Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.

1

2

Подведение итогов года
35

Заключительный урок

1

24

Четвертый год обучения (8 класс)
Блок

Тема

Количество

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Русская старина, народные песни:

14

обрядовые, исторические, лирические
Преданья старины глубокой

народные песни, частушки.
Древнерусская литература: «Повесть о
жизни и храбрости Александра Невского».

3

Степи Оренбурга. По местам Пугачёва.
Исторические места русской
земли,
прославленные
русскими писателями

Изучение повести Пушкина «Капитанская
дочка,

образ

Пугачёва,

становление

личности Петра Гринёва, сочинение по 6
повести Пушкина.
Музей Пушкина в Михайловском.
По страницам биографии поэта, изучение
5
Волга — русская река:
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..»

Родные просторы

(русская народная песня).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»
На земле Уральской. Писатели Урала:
Мамин – Сибиряк «Емеля – охотник», П.

(фрагмент)
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

1
2
2
2

Троица:
Праздники русского мира

И. А. Бунин. «Троица»

Стихи русских писателей о Рождестве и
Масленице.
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР - РУССКАЯ ДУША
25

1
1
12

Не до ордена - была бы Родина

Загадки русской души

Творчество Твардовского: поэма
«Василий Тёркин», характер образа воина 4
Анализ отдельных глав, сочинение.
Сеятель твой и хранитель:

2

Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»
Герои комедии Фонвизина «Недоросль»
Образ Митрофанушки. Поэма Лермонтова
«Мцыри», история создания, образ
Такие разные русские
юноши. Образ Хлестакова в комедии
6
характеры
Пятый го д обучения – 9 класс
Раздел 1. РО ССИЯ Гоголя «Ревизор».Тема
13
«маленького» — РОДИНА МОЯ
человека в повести Гоголя Памятник
древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве», тема, идея,
герои произведения.
Прославленье Родины в «Оде…»

4

Ломоносова
Преданья старины глубокой В. А. Жуковский. «Певец во стане русских
1
Проверочная работа по итогам изучения разделавоинов» (в
сокращении)
Резерв на вариативную часть программыА. Н. Радищев «Путешествие 1
из
ральской

26

Петербург и Москва в русской
литературе:
А. С. Пушкин. «Город пышный, город
Г орода земли русской

бедный...»
(«Вновь Исакий в облаченьи... »)
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город 6
в плавных разворотах. ») А.С. Пушкин
«Евгений Онегин»

Раздумья о Родине в стихах Твардовского. 3
Родные просторы

Стихи о Родине А. Блока.

Образ России в поэме Гоголя «Мёртвые
души».
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Родительский дом:
Тепло родного дома

1
1
3
3

B. П. Платонов. «На заре туманной

юности» (главы)

Картины послевоенной деревни в повести
1
Проверочная работа по итогам изучения раздела
1
Резерв на вариативную часть программы
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР - РУССКАЯ ДУША
11
Не до ордена - была бы Родина Великая Отечественная война:
М.А. Шолохов. Судьба Родины и народа в 4
рассказе «Судьба человека».
Особенности поэзии А. Ахматовой.

Судьбы Пушкина, Лермонтова. Роман
Такие разные русские
характеры

«Герой нашего времени», загадки образа 5
Печорина.

27

Песни и романсы на стихи русских поэтов
19-20 веков.
Лишь слову жизнь дана

Поэтика повести Булгакова «Собачье

2

сердце».
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы

28

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».