АРП Родной язык (русский) 5-9 кл

ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждена
В составе АООП ООО
Приказ № 61/3 от 03.11.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного
предмета
«Родной язык (русский)»
5-9 классы

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения программы по родному (русскому) языку
являются:
1.
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
3.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
4.
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
6.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметными результатами освоения программы по родному (русскому) языку
являются:
1. Регулятивные УУД:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной.
2

2. Познавательные УУД:
Умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Смысловое чтение Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Развитие мотивации к овладению культурой активного
использования словарей и других поисковых систем.
3. Коммуникативные УУД:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей
и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в
использования информационно- коммуникационных технологий.

области

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками.
Умение работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на
уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний,
умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:
осознание роли русского родного языка в жизни общества и
государства, в современном мире;
осознание роли русского родного языка в жизни человека;
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи
исторического развития языка с историей общества;
осознание
национального
выразительности русского родного языка;

своеобразия,

богатства,

понимание и истолкование значения слов с национальнокультурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание
3

особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в
произведениях устного народного творчества и произведениях
художественной литературы разных исторических эпох;
понимание слов с живой внутренней формой, специфическим
оценочно- характеризующим значением; осознание национального
своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и
поэтических слов- символов, обладающих традиционной метафорической
образностью; распознавание и характеристика;
понимание и истолкование значений фразеологических
оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование
истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное
употребление их в современных ситуациях речевого общения;
понимание значений пословиц и поговорок, крылатых слов и
выражений
и умение истолковать эти значения; знание источников
крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок,
крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
умение охарактеризовать слова с точки зрения происхождения: исконно
русские и заимствованные; понимание процессов заимствования лексики как
результата взаимодействия национальных культур;

4

умение распознавать и характеризовать с помощью словарей заимствованные
слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения
(самые древние и более поздние);
понимание особенностей старославянизмов и умение
распознавать их, понимание роли старославянского языка в развитии
русского литературного языка;
понимание стилистических различий старославянизмов и
умение
дать
стилистическую
характеристику
старославянизмов
(стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);
понимание роли заимствованной лексики в современном
русском языке; распознавание с помощью словарей слов, заимствованных
русским языком из языков народов России и мира;
понимание общих особенностей освоения иноязычной лексики;
определение значения лексических заимствований последних десятилетий;
целесообразное употребление иноязычных слов;
понимание причин изменений в словарном составе языка,
перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом
слов;
умение определять значения устаревших слов с национальнокультурным компонентом;
умение определять значения современных неологизмов и
характеризовать
их по сфере употребления и стилистической окраске; умение
определять различия между литературным языком и диалектами; осознание
диалектов как части народной культуры; понимание национальнокультурного своеобразия диалектизмов;
осознание изменений в языке как объективного процесса;
понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; наличие
общего представления об активных процессах в современном русском языке;
соблюдение норм русского речевого этикета; понимание
национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым
этикетом других народов;
приобретение опыта использования словарей, в том числе
мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида
словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей,
словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических
словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и
поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей;
словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании
5

устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию,
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
осознание важности соблюдения норм современного русского
литературного языка для культурного человека;
умение проводить анализ и оценивание с точки зрения норм
современного русского литературного языка чужой и собственной речи;
корректировка
речи с
учётом
её
соответствия основным
нормам
литературного языка;
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и
правил речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса,
расширение объёма используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации
и стилю общения;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность;
осознанное расширение своей речевой практики, развитие
культуры использования русского языка, способности оценивать свои
языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и
развитие; соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм
современного
русского литературного языка:
произношение имён существительных‚ прилагательных,
глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий
прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий;
произношение гласных [э]‚ [о] после мягких согласных и
шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения;
произношение парных по твёрдости-мягкости согласных перед
[э] в словах иностранного происхождения;
произношение безударного [а] после ж и ш;
произношение сочетания чн и чт; произношение женских
отчеств на -ична, инична;
произношение мягкого [нʼ] перед ч и щ;
постановка ударения
в
отдельных
грамматических
формах
имён
существительных,
прилагательных глаголов (в рамках изученного); в словоформах с
непроизводными предлогами‚ в заимствованных словах;
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере
омографов;
осознание произносительных различий в русском языке,
обусловленных темпом речи и стилями речи;
6

различение вариантов
орфоэпической
и
акцентологической нормы;
употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;
употребление слов с учётом стилистических вариантов
орфоэпической нормы;
понимание активных процессов в области произношения и
ударения; соблюдение основных лексических норм современного русского
литературного
языка:
правильность выбора слова, максимально соответствующего
обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;
соблюдение норм употребления
антонимов‚ омонимов‚

синонимов‚

паронимов;
употребление слова в соответствии с его лексическим
значением и требованием лексической сочетаемости;
употребление
терминов
речи‚ в
публицистике,
художественной литературе, разговорной речи;

в

научном

стиле

опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;
распознавание слов с различной стилистической окраской;
употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом
стилистических норм современного русского литературного языка;
употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом
стилистических норм современного русского литературного языка;
различение типичных речевых ошибок; редактирование текста
с целью исправления речевых ошибок; выявление и исправление речевых
ошибок в устной речи; соблюдение основных грамматических норм
современного русского литературного
языка:
употребление
сложных
существительных,
имён
(географических названий), аббревиатур‚ обусловленное категорией рода;

собственных

употребление
заимствованных
несклоняемых
имён
существительных; склонение русских и иностранных имён и фамилий,
названий
географических
объектов;
употребление
отдельных
грамматических форм имён существительных, прилагательных (в рамках
изученного);
склонение местоимений‚ порядковых и количественных
числительных; употребление отдельных форм имен существительных в
соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду
одушевлённости-неодушевлённости;
7

употребление
форм
множественного
числа
имени
существительного (в том числе форм именительного и родительного падежа
множественного числа); форм 1-го лица единственного числа настоящего и
будущего времени глаголов, форм повелительного наклонения глаголов;
формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида;
употребление имён прилагательных в формах сравнительной
степени‚ в краткой форме;
употребление в речи однокоренных слов разных частей речи;
согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем
составе
количественно-именное сочетание;
согласование сказуемого с подлежащим,
существительным со значением лица женского пола;
согласование
сказуемого
выраженным сочетанием
числительного и существительного;

с

выраженным

подлежащим,

согласование
определения в
количественноименных
сочетаниях с
числительными; построение словосочетаний по типу согласования;
управление предлогов благодаря, согласно, вопреки;
употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания; употребление
предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с
распределительным значением;
построение простых предложений с причастными и
деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных
предложений разных видов;
определение типичных грамматических ошибок в речи;
различение вариантов грамматической нормы: литературных и
разговорных форм именительного падежа множественного числа
существительных мужского рода; форм существительных мужского рода
множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚ различающихся по
смыслу; литературных и разговорных форм глаголов‚ причастий‚
деепричастий‚ наречий;
различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚
обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и
сложных предложений;
правильное
употребление
имён
существительных,
прилагательных, глаголов с учётом вариантов грамматической нормы;
правильное употребление синонимических грамматических
конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей;
редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;
8

выявление и исправление грамматических ошибок в устной
речи; соблюдение основных норм русского речевого этикета:
этикетные формы и формулы обращения;
этикетные формы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому
человеку; употребление формы «он»;
соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного
общения, лежащих в основе национального речевого этикета; соблюдение
русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;
использование в общении этикетных речевых тактик и
приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии;
использование при общении в электронной среде этики и
русского речевого этикета;
соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в
ситуациях делового общения;
понимание активных процессов в русском речевом этикете;
соблюдение основных орфографических норм современного
русского
литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);
пунктуационных норм современного русского
литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);

соблюдение основных

использование толковых, в том числе мультимедийных,
словарей для определения лексического значения слова, особенностей
употребления;
использование орфоэпических, в том числе мультимедийных,
орфографических словарей для определения нормативного произношения
слова; вариантов произношения;
использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚
паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов,
антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
использование грамматических словарей и справочников для
уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения
словосочетания и предложения; для опознавания вариантов грамматической
нормы; в процессе редактирования текста;
использование орфографических словарей и справочников по
пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки
знаков препинания в письменной речи.
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и слушания, чтения и письма, общения с помощью современных средств устной
и письменной коммуникации):
владение различными
выборочным‚
ознакомительным,

видами слушания (детальным,
критическим‚
интерактивным)
9

монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических
текстов различных функционально-смысловых типов речи;
владение различными видами чтения (просмотровым,
ознакомительным,
изучающим,
поисковым)
учебно-научных,
художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов
речи;
умение дифференцировать и интегрировать информацию
прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от
второстепенных;
классифицировать
фактический
материал
по
определённому признаку; выделять наиболее существенные факты;
устанавливать логическую связь между выявленными фактами;
умение соотносить части прочитанного и прослушанного
текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи
между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;
определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;
умение проводить анализ прослушанного или прочитанного
текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества
микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные,
рамочные/ дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);
владение умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком
литературы, примечаниями и т. д.; основными способами и средствами получения,
переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование
графиков, диаграмм, схем для представления информации;
владение правилами информационной безопасности при
общении в
социальных сетях;
уместное использование коммуникативных стратегий и тактик
устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала,
самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление и др.;
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение
диалога и др.;
умение участвовать в беседе, споре, владение правилами
корректного речевого поведения в споре;
умение строить устные учебно-научные сообщения (ответы на
уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление,
ответ- группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад;
принимать участие в учебнонаучной дискуссии;
владение умениями учебно-делового общения: убеждения
собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об
объекте; объяснения сущности объекта; оценки;
10

умение создавать устные и письменные тексты описательного
типа:
определение, дефиниция, собственно описание, пояснение;
умение
создавать
устные
и
письменные
тексты
аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с
использованием различных способов аргументации, опровержения доводов
оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации);
оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
умение
создавать
текст
как
результат
проектной
(исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме
и представлять его в
устной форме;
умение выполнять комплексный анализ текстов публицистических жанров (девиз, слоган,
путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений) и создавать их;
умение выполнять комплексный анализ текстов фольклора,
художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных
сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.) и интерпретировать их;
умение определять фактуальную и подтекстовую информацию
текста, его сильные позиции;
умение создавать объявления (в устной и письменной форме);
деловые письма;
умение оценивать устные и письменные речевые высказывания
с точки зрения их эффективности, умение понимать основные причины
коммуникативных неудач и объяснять их; оценивать собственную и чужую
речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
умение редактировать собственные тексты с целью
совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и
отредактированный текст.

2. Содержание учебного предмета
Первый год обучения
Раздел 1. Язык и культура.

11

Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни
человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному
языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык
– язык русской художественной
литературы.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и
духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного
русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т. п.), слова с
национально- культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т. п.),
народнопоэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель,
цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна
девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная,
Иван-царевич, сивка-бурка, жар-птица и т. п.) в русских народных и литературных сказках,
народных песнях, былинах, художественной литературе.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и
литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему веленью; сказка про белого бычка;
ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с
поварихой, с сватьей бабой Бабарихой и др.), источники, значение и употребление в
современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как
воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной
культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.
Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии.
Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях
устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных
исторических эпох.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика,
земляника,
рыжик).
Метафоры
общеязыковые
и
художественные,
их
национальнокультурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные
средства.
Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь
определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.
п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом,
неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т. п., лиса – хитрая для русских,
мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости для
тюркских народов и т. п.).
Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их
этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как
таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с
устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок и
имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.
Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение.
Раздел 2. Культура речи.
12

Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые
варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения.
Запретительные пометы в орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах
прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркер смысла слова (пАрить — парИть, рОжки — рожкИ,
пОлки — полкИ, Атлас — атлАс).
Произносительные варианты орфоэпической нормы (було[ч’]ная —було[ш]ная,
до[жд]ём — до[ж’ж’]ём и т. п.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний
(микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).
Роль звукописи в художественном тексте.
Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками.
Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях
(фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с
языком жестов других народов.
Основные литературного правильность лексические нормы современного русского
языка.
Основные
нормы
словоупотребления:
выбора
слова,
максимально
соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.
Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в
современном русском литературном языке. Стилистическая окраска слова (книжная,
нейтральная‚ разговорная, просторечная); употребление имён существительных,
прилагательных, глаголов в речи с учётом стилистических норм современного русского
языка (кинофильм — кинокартина — кино – кинолента; интернациональный —
международный; экспорт — вывоз; импорт — ввоз; блато — болото; брещи — беречь; шлем
— шелом; краткий — короткий; беспрестанный — бесперестанный; глаголить – говорить –
сказать – брякнуть).
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Категория рода: род заимствованных несклоняемых имён существительных (шимпанзе,
колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложносоставных существительных
(плащпалатка, диван-кровать, музей-квартира); род имён собственных (географических
названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имён
существительных.
Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(я), -ы(-и), различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы
(туловища); образа (иконы) – образы (литературные); меха (выделанные шкуры) – мехи
(кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и
профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа
существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы
– трактора и др.).
Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы
речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной
формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений
собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по
профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени
воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения
13

в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к
незнакомому человеку. Употребление формы «он».
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Язык и речь. Точность и логичность речи.
Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон,
тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи:
монолог и диалог.
Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст.
Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип
речи. Средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой
стиль. Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. Особенности
языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка.
Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с
уменьшительными суффиксами и т. д.).
Второй год обучения Раздел
1. Язык и культура.
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского
(старославянского) языка в развитии русского языка. Диалекты как часть народной
культуры. Диалектизмы и их национально- культурное своеобразие. Сведения о
диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных
литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях
семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной
лексики в произведениях художественной литературы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования
из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения
иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном
русском языке.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные
неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.
Национально-культурная специфика русской фразеологии.
Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций,
быта, исторических событий, культуры и т. п. (начать с азов, от доски до доски, приложить
руку и т. п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).
Раздел 2. Культура речи.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи.
Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚
устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм;
14

заимствованных слов: ударение в форме родительного падежа множественного числа
существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в
глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах
в формах прошедшего времени мужского рода; ударение в формах глаголов II спряжения
на -ить; глаголы звонИть, включИть и др. Варианты ударения внутри нормы: бАловать –
баловАть, обеспЕчение – обеспечЕние.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления
синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления
антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности
употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов
и лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий
географических объектов; именительный падеж множественного числа существительных
на -а/-я и -ы/- и (директора, договоры); родительный падеж множественного числа
существительных мужского и среднего рода с нулевым окончанием и окончанием -ов
(баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); родительный падеж множественного числа
существительных женского рода на -ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь);
творительный падеж множественного числа существительных 3-го склонения;
родительный падеж единственного числа существительных мужского рода (стакан чая –
стакан чаю); склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных.
Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические
ошибки в речи.
Нормы употребления форм имён существительных в соответствии с типом
склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом
существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду
одушевлённости-неодушевлённости (смотреть на спутника – смотреть на спутник),
особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов,
мандаринов; профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имён прилагательных в формах сравнительной степени
(ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен
– торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
имён существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и
справочниках.
Речевой этикет. Национальные особенности речевого этикета.
Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета:
сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных
ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет.
Соотношение понятий «этика» – «этикет» – «мораль»; «этические нормы» – «этикетные
нормы» – «этикетные формы». Устойчивые формулы речевого этикета в общении.
Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и
15

комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚
утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы чтения.
Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Текст как единица языка и речи. Текст, тематическое единство текста. Тексты
описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный
ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного
ответа. Различные виды ответов: ответ- анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление,
ответгруппировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного
сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила
создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический
стиль.
Устное
выступление.
Язык
художественной литературы. Описание внешности человека.
Третий год обучения.
Раздел 1. Язык и культура.
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей
общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и
изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие
слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и
явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из
общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе
национальнобытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке
синонимы.
Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики
между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом
речевом контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и
т. п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных
слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий
прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в
словоформах с непроизводными предлогами (нА дом‚ нА гору).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости,
способы управления, функционально- стилевая окраска и употребление паронимов в речи.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы 1-го лица единственного числа
16

настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1-го лица
настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить,
утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в
повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий
– висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в
словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической нормы
глагола (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать,
оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость
речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная
интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение
категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет
использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Традиции русского речевого общения.
Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент,
уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге,
уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи. Текст, основные признаки текста: смысловая
цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых
структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые
(индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная
функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство,
объяснение.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как
управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его
языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстовая информация в
текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
Четвёртый год обучения
Раздел 1. Язык и культура
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова
праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова,
собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник
развития лексики русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.
Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной
публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета.
17

Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «вы» в русском речевом этикете и в
западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя,
обращение к знакомому и незнакомому. Специфика приветствий, традиционная тематика
бесед у русских и у других народов.
Раздел 2. Культура речи.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после
мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения;
произношение парных по твёрдости-мягкости согласных перед е в словах иностранного
происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и
чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед
мягкими [фʼ] и [вʼ]; произношение мягкого [нʼ] перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи.
Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе,
разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов.
Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в
своём составе количественно- именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим,
выраженным существительным со значением лица женского пола (врач пришёл – врач
пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного
несколько и существительного; согласование определения в количественно-именных
сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и
две молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестёр
– обоих братьев).
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим,
выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько,
большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных
грамматических словарях и справочниках.
Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты
приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования
собственных имён; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в
коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых
формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания.
Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные методы, способы и
средства получения, переработки информации.
Текст как единица языка и речи. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы
аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной
аргументации в учебно-научном общении.

18

Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды
косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса,
критика аргументов, критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной
(исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная
дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила
корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе
электронного), страницы дневника и т. д.
Пятый год обучения
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая
значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений
художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и
внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском
языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава
языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и
переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация
процесса заимствования иноязычных слов. Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных
вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚
связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в
современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря,
согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с
распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение
словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово
– обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе
словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же
падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с
косвенной речью.
19

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух
однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в
предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних
указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических
словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета.
Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии,
интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила
информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное
общение.
Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов:
аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления
информации.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст
и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

3. Тематическое планирование

5 класс
№
1
2
3
4
5
6

Тема урока
Общение устное и письменное. Читаем учебник.
Слушаем на уроке
Подготовка к изложению по тексту Г. А. Скребицкого
«Случай на охоте»
Написание изложения по тексту Г. А. Скребицкого
«Случай на охоте»
Тема текста
Основная мысль текста
Подготовка к домашнему сочинению на тему «Летние
радости»

Колво часов
1
1
1
1
1
1

20

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Сжатое изложение по рассказу В. П. Ката-ева. «Гордость
– это хорошо или плохо?»
Подготовка к сочинению по картине Ф.Решетникова
«Мальчишки»
Написание сочинения по картине Ф.Решетникова
«Мальчишки»
Диалог
Повествование
Подготовка к обучающему изложение с элементами
описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»).
Написание обучающего изложения с элементами
описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»)
Описание предмета. Орфоэпия
Подготовка к сочинению по картине И. Э. Грабаря
"Февральская лазурь"
Подготовка к подробному изложению (К. Г.
Паустовский)
Написание подробного изложения (К.Г. Паустовский
"Первый снег")
Сочинение по личным впечатлениям в жанре письма
Сочинение- рассуждение
Контрольное сочинение-описание по картине П. П.
Кончаловского "Сирень в корзине" с последующим анализом
Анализ сочинения П. П. Кончаловского «Сирень в
корзине»
Доказательства в рассуждении
Элементы рассуждения. Сжатое изложение (упр. 513)
Элементы рассуждения. Сжатое изложение (упр. 513)
Письменное оформление работы.
Образность русской речи: сравнение, метафора
Образность русской речи: эпитет, олицетворение
О чем может рассказать имя
Стилистическая окраска слова
Композиционные особенности описания, повествования,
рассуждения
Средства связи предложений и частей текста
Разговорная речь. Просьба, извинение
Официально-деловой стиль
Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план
текста
Публицистический стиль. Устное выступление
Особенности языка фольклорных текстов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21

6 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
89
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20
21
22
23
24
25
26
27
28

Тема урока
Ситуация общения
Сочинение на тему «Интересная встреча
Составле-ние диалога на тему по выбору
Составление продолжения текста по данному началу
Сочинение-рассказ.
Собирание материалов к сочине-нию. Устное сочинение
– описание картины (А. П. Гераси-мов «После дождя»)
Сжатое изложение
Сочинение – описание изображённого на картине (Т. Н.
Яблонская. «Утро»)
Составление письма другу.
Сочинение-описание по личным впечатлениям
Описание природы
Изложение «Возвраще-ние Влади-мира в отчий дом» (по
отрывку из повести А. С. Пушкина «Дубровский»)
Составление устного публичного выступления о
произведениях народного промысла
Составление юмористического рассказа по рисунку
Публичное выступление на тему «Береги природу!»
Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица на 1 31 тему
«Как я однажды помогал маме»
Нормы употребления имен существительных
Нормы
употребления
имен
прилагательных,
числительных,
местоимений
Рассуждение. Сочинение-рассуждение
Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам на тему
«Стёпа колет дрова» с включением части готового текста
Рассказ по сюжетным рисункам
Отражение во фразеологии истории и культуры народа
Стилистические особенности произношения и ударения
Эффективные приемы чтения
Эффективные приемы чтения
Этапы работы с текстом
Тематическое единство текста

Колво часов
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
22

29
30
31
32
33
34
35

Тексты описательного типа
Разговорная речь. Рассказ о событии
Научный стиль. Словарная статья
Научное сообщение. Устный ответ
Виды ответов
Проверочная работа
Заключительный урок

1
1
1
1
1
1
1

7 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Тема урока
Введение. Значение языка в жизни человека и общества
Сочинение по картине И.И. Бродского «Летний сад
осенью» (письмо о впечатлениях)
Текст
Диалог. Виды диалогов
Стили литературного языка
Публицистический стиль
Описание внешности человека
Выборочное изложение (по у.151)
Выборочное изложение (по у.151)
Сочинение – описание внешности человека «Успешный
телеведущий»
Сочинение – описание внешности человека «Успешный
телеведущий»
Описание действий
Изложение с элементами сочинения
Контрольное сочинение на тему «Поэзия мастерства»
Анализ сочинений
Сжатое изложение
Анализ изложения
Учебно-научная речь. Отзыв.
Учебный доклад
Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.
Г. Паустовский «Обыкновенная земля»)
Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.
Г. Паустовский «Обыкновенная земля»)
Комплексный анализ текста

Колво часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23

Составление текстов в официально-деловом стиле
Слово в стихах, слово в прозе
Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска

1
1
1

Стилистические
возможности
существительного,
прилагательного, глагола.
Стилистические возможности синтаксиса
Средства художественной выразительности
Комплексный анализ текста
Стилизация и пародия
Анализ языка поэтического текста
Анализ языка прозаического текста
Комплексный анализ текста
Обобщение и повторение изученного
Обобщение и повторение изученного

1

23
24
25
слов
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

1
1
1
1
1
1
1
1
1

8 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Введение. Русский язык в современном мире.
Буквы Ни НН в суффиксах прилагательных, причастий и
наречий.
Изложение по тексту Аверченко.
Текст как единица синтаксиса.
Предложение как единица синтаксиса.
Сочинение. Чудный двор.
Составное глагольное сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Роль второстепенных членов предложения.
Приложение. Знаки препинания при приложении.
Синтаксический разбор двусоставного предложения.
Главные члены односоставного предложения.
Неопределённо-личные предложения.
Контрольная работа по теме «Односоставные предложения».
Анализ контрольной работы.
Однородные члены предложения.
Однородные и неоднородные определения.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Пунктуационный разбор предложений с однородными
членами.
Контрольная работа по теме: «Однородные члены
предложения».
Анализ контрольной работы.
Обособленные определения.
Сочинение – рассуждение «Можно ли жить без Родины?»
Обособленные приложения, знаки препинания при них.
Практическая работа по теме: «Обособленные определения
и приложения».
Обособленные
обстоятельства,
выраженные
деепричастными оборотами.
Обособление уточняющих членов предложения.
Обособление дополнений с предлогами.
Изложение «Как я покупал собаку».
Анализ изложения.
Упаотребление обращений.
Жанр делового письма.
Прямая речь и диалог.
Рассказ по данному началу.
Обобщение и повторение изученного

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9 класс
Введение. Международное значение русского языка.
Лексика и фразеология.
Способы сжатия текста.
Сжатое изложение. Аудиотекст.
Анализ изложения.
Конспект.
Повторение по теме «Сложносочинённые предложения».
Практическое занятие по сборнику ОГЭ.
Сложноподчинённые предложения с придаточными
обстоятельственными.
10
Сжатое изложение.
1
2
3
4
5
6
7
8
9

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25

11
12
13
14
15
16
17

Анализ изложения.
Придаточные уступительные.
Сложноподчинённые предложения с придаточными
присоединительными.
Сложноподчинённые
предложения
с
несколькими
придаточными.
Сжатое изложение типа ОГЭ.
Анализ изложения.
Бессоюзные сложные предложения, знаки препинания в нём.

1
1
1

Реферат как вид изложения текста.
Практическая работа по теме: «Бессоюзные сложные
предложения»».
Анализ практической работы.
Сочинение – рассуждение типа ОГЭ.
Анализ сочинения – рассуждения.
Деловые бумаги.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Тире в бессоюзном сложном предложении.
Изложение с элементом сочинения.
Анализ изложения.
Предложения с разными видами связи.
Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему.
Анализ сочинения.
Русский литературный язык и его стили.
Итоговое контрольное изложение.
Анализ изложения.
Обобщение и повторение изученного

1
1

1
1
1
1

-18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».