ФГОС_музыка_5-9 (1)

ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждена

В составе ООП ООО
Приказ № 61/3 от 03.11.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета
«Искусство(музыка)»
5-8 классы

1. Планируемые результаты освоения учебного
предмета. Личностные результаты
1
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед
Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной
России).
2. Готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду,
наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность
и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе
упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность
участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно
взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация
себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере
организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к
окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности
продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и
организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций
анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского
потенциала).
2

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения
на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры учащихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к
истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты
человека; потребность в общении с художественными произведениями,
сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты, включают освоенные учащимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (личностные, регулятивные,
познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт,
закономерность, феномен, анализ, синтез, является овладение учащимися основами
читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной
деятельности. На уровне основного общего образования на всех предметах будет
осуществляться работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.
Учащиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов:
продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального
и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и
социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов учащиеся усовершенствуют приобретённые на первом
уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами,
преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

2.Содержание учебного предмета
Овладение основами музыкальных знаний на уровне основного общего образования
должно обеспечить формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части
общей и духовной культуры, развитие музыкальных способностей учащихся, а также
способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды
музыкальной деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных
видах музыкально-творческой деятельности.
Освоение учебного предмета «Музыка» направлено на:
1) приобщение учащихся к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому
феномену, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт
поколений;

2) расширение музыкального и общего культурного кругозора учащихся; воспитание их
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов
мира, классическому и современному музыкальному наследию;
3) развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения,
позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной
деятельности;
4) развитие способности к эстетическому освоению мира, способности
оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;
5) овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность
эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с
жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства,
элементарную нотную грамоту.
В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет
«Музыка» способствует формированию у учащихся потребности в общении с музыкой в
ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования,
организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в
жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.
Изучение предмета «Музыка» в части формирования у учащихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на
межпредметных связях с предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное
искусство», «История», «География», «Математика» и др.
Программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых для
обеспечения достижения образовательных результатов. По усмотрению учителя
музыкальный и теоретический материал разделов, связанных с народным музыкальным
творчеством, может быть дополнен регионально-национальным компонентом.
6

Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных
построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и
характера
музыки.
Разнообразие
вокальной,
инструментальной,
вокальноинструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы
построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический
цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг
музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические,
эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой.
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка.
Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и
изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве.
Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа.
Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной
вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое,
соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с
музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и
интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской
храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант,
хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы
(М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.
Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов
(М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И.
Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального
музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской
музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. Средневековая
духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной
и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса,
реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская
классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторовромантиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф.Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в
творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской
музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).
Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната,
симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие
жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт,
симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф.
Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И.
Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф,
М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной
музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие
композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ
столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и
характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок7

музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная
музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты,
конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся
отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский,
А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных
исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и
др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные
исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры
и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться
классической? Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.
Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее
роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов.
Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и
Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении
образовательных результатов:
1. Ч. Айвз. «Космический пейзаж».
2. Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).
3. Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город Нью-Йорк» (обр.
Дж. Сильвермена, перевод С. Болотина).
4. Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».
5. Э. Артемьев. «Мозаика».
6. И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-но Д.Б. Кабалевского).
Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга соль минор. Органная фуга ля минор.
Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Фуга ре диез минор (ХТК, том Ι). Итальянский концерт.
Прелюдия № 8 ми минор («12 маленьких прелюдий для начинающих»). Высокая месса си
минор (хор «Kirie» (№ 1), хор «Gloria» (№ 4), ария альта «Agnus Dei» (№ 23), хор
«Sanctus» (№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47). Сюита № 2 (7 часть
«Шутка»). И. Бах-Ф. Бузони. Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло.
7. И. Бах-Ш. Гуно. «Ave Maria».
8. М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».
9. Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони «Мария!», песня и танец
девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сцена драки).
10. Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция Ι части). Соната № 8
(«Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (ΙΙ часть, менуэт). Соната № 23
(«Аппассионата»). Рондо-каприччио «Ярость по поводу утерянного гроша». Экосез ми
бемоль мажор. Концерт № 4 для ф-но с орк. (фрагмент ΙΙ части). Музыка к трагедии И.
Гете «Эгмонт» (Увертюра. Песня Клерхен). Шотландская песня «Верный Джонни».
11. Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты: Увертюра, Хабанера из I д., Сегедилья,
Сцена гадания).
12. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1). Танец (№ 2) Развод
караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Вторая интермеццо (№ 7). Болеро (№ 8).
Тореро (№ 9). Тореро и Кармен (№ 10). Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал (№ 13).
13. А. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн, III ч.). Симфония № 2 «Богатырская»
(экспозиция, Ι ч.). Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу красному слава!», Ария
Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.).
14. Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
8

15. Ж. Брель. Вальс.
16. Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).
17. А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа
и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»).
18. Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и виолончелей).
19. А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный сарафан» (сл.
Г. Цыганова).
20. В. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина (симфония-действо для
солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на душе» (№ 1), «Смерть разбойника» (№ 2),
«Ерунда» (№ 4), «Ти-ри-ри» (№ 8), «Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17).
Вокальный цикл «Времена года» («Весна», «Осень»).
21. Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). I часть, IV часть.
22. Г. Гендель. Пассакалия из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя» (№ 44) из
оратории «Мессия».
23. Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д., Песня Порги из II д.,
Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа из II д.). Концерт для ф-но с
оркестром (Ι часть). Рапсодия в блюзовых тонах. «Любимый мой» (сл. А. Гершвина,
русский текст Т. Сикорской).
24. М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор «Разгулялися,
разливалися», романс Антониды, Полонез, Краковяк, Мазурка из II д., Песня Вани из III
д., Хор поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д., хор «Славься!»). Опера «Руслан и
Людмила» (Увертюра, Сцена Наины и Фарлафа, Персидский хор, заключительный хор
«Слава великим богам!»). «Вальс-фантазия». Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А.
Пушкина). «Патриотическая песня» (сл. А. Машистова). Романс «Жаворонок» (ст. Н.
Кукольника).
25. М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса).
26. К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых напев», Мелодия,
Хор фурий).
27. Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг, «Смерть
Озе»). Соната для виолончели и фортепиано» (Ι часть).
28. А. Гурилев. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка
сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова).
29. К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита» («Лунный
свет»). Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольный кэк-уок»).
30. Б. Дварионас. «Деревянная лошадка».
31. И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. Лебедева-Кумача). Оперетта
«Белая акация» (Вальс, Песня об Одессе, Выход Ларисы и семи кавалеров).
32. А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты по выбору учителя).
33. Знаменный распев.
34. Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог Кола). Концерт № 3 для
ф-но с оркестром (Финал). «Реквием» на стихи Р. Рождественского («Наши дети»,
«Помните!»). «Школьные годы».
35. В. Калинников. Симфония № 1 (соль минор, I часть).
36. К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных).
37. Д. Каччини. «AveMaria».
38. В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для арфы с оркестром)
(фрагменты по усмотрению учителя). «Мой край тополиный» (сл. И. Векшегоновой).
39. В. Лаурушас. «В путь».
40. Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).
41. И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко).
42. А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).
43. Ф. Лэй. «История любви».
9

44. Мадригалы эпохи Возрождения.
45. Р. де Лиль. «Марсельеза».
46. А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть, Адажио).
47. М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
48. Д. Мийо. «Бразилейра».
49. И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты: Полечка, Морское плавание, Галоп).
50. В. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре минор.
Соната до мажор (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная серенада» (Рондо). Симфония № 40.
Симфония № 41 (фрагмент ΙΙ ч.). Реквием («Diesire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (I, II, III
ч.). Фрагменты из оперы «Волшебная флейта». Мотет «Ave, verumcorpus».
51. М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти
Бориса, сцена под Кромами). Опера «Хованщина» (Вступление, Пляска персидок).
52. Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала).
53. Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по выбору.
54. Негритянский спиричуэл.
55. М. Огиньский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).
56. К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра «Кармина Бурана». («Песни
Бойерна:Мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с инструментами и
магическими изображениями») (фрагменты по выбору учителя).
57. Дж. Перголези «Stabatmater» (фрагменты по выбору учителя).
58. С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс). Соната № 2 (Ι ч.).
Симфония № 1 («Классическая». Ι ч., ΙΙ ч., III ч. Гавот, IV ч. Финал). Балет «Ромео и
Джульетта» (Улица просыпается, Танец рыцарей, Патер Лоренцо). Кантата «Александр
Невский» (Ледовое побоище). Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору
учителя).
59. М. Равель. «Болеро».
60. С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть). Концерт № 3 для ф-но с
оркестром (Ι часть). «Вокализ». Романс «Весенние воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс
«Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли). Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии
(додиез минор, соль минор, соль диез минор). Сюита для двух фортепиано № 1
(фрагменты по выбору учителя). «Всенощное бдение» (фрагменты по выбору учителя).
61. Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы, хороводная песня
Садко «Заиграйте, мои гусельки», Сцена появления лебедей, Песня Варяжского гостя,
Песня Индийского гостя, Песня Веденецкого гостя). Опера «Золотой петушок»
(«Шествие»). Опера «Снегурочка» (Пролог: Сцена Снегурочки с Морозом и Весной, Ария
Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»; Третья песня Леля (ΙΙΙ д.), Сцена таяния
Снегурочки «Люблю и таю» (ΙV д.)). Опера «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»).
Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (оркестровый эпизод
«Сеча при Керженце»). Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть). Романс «Горные
вершины» (ст. М. Лермонтова).
62. А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).
63. Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема» («Грустный вальс»).
64. П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем».
65. Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (ΙΙ ч. «Поет зима, аукает»). Сюита «Время,
вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» («Тройка»,
«Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»).
Музыка к драме А. Толстого «Царь Федор Иоанович» («Любовь святая»).
66. А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми бемоль минор).
67. И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы гулянья, Балаганный дед,
Танцовщица, Шарманщик играет на трубе, Фокусник играет на флейте, Танец оживших
кукол). Сюита № 2 для оркестра.
68. М. Теодоракис. «На побережье тайном». «Я – фронт».
10

69. Б. Тищенко. Балет «Ярославна» (Плач Ярославны из ΙΙΙ действия, другие
фрагменты по выбору учителя).
70. Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» (фрагменты по выбору
учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по выбору учителя).
71. А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная).Концерт для скрипки с
оркестром (I ч., II ч., ΙΙΙ ч.). Музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад» (Галоп, Вальс)
72. К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты).
73. Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра. Общее
адажио. Сцена заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта. Гимн любви).
74. П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин». Симфония № 4 (ΙΙΙ ч.).
Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал). Симфония № 6. Концерт № 1 для ф-но с
оркестром (ΙΙ ч., ΙΙΙ ч.). Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная
увертюра «1812 год». Сюита № 4 «Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года»
(«На тройке», «Баркарола»). Ноктюрн до-диез минор. «Всенощное бдение» («Богородице
Дево, радуйся» № 8). «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова). «Легенда» (сл.
А. Плещеева). «Покаянная молитва о Руси».
75. П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».
76. М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор. Прелюдия ля
минор. Симфоническая поэма «Море».
77. А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано.
Ревизская сказка (сюита из музыки к одноименному спектаклю на Таганке): Увертюра (№
1), Детство Чичикова (№ 2), Шинель (№ 4),Чиновники (№ 5).
78. Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс № 10 (си
минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48. Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа
минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля мажор).
79. Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная увертюра».
80. И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая мышь».
81. Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл на ст. В. Мюллера
«Прекрасная мельничиха» («В путь»). «Лесной царь» (ст. И. Гете). «Шарманщик» (ст. В
Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева). «AveMaria» (сл. В.
Скотта).
82. Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары).
83. Д. Эллингтон. «Караван».
84. А. Эшпай. «Венгерские напевы».

Тематическое планирование 5 класс 34 часа
№
п/п
1
2
4

5
6

Темы уроков
Раздел Музыка как вид искусства
Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Музыка рассказывает обо всем.
Формирование русской классической музыкальной
школы М.И. Глинка. Романса трепетные звуки
Программная музыка. Что за прелесть эти сказки».
Симфоническая сюита Римского-Корсакова
«Шехерезада»
Жанры инструментальной и вокальной музыки.
Вторая жизнь песни. Способы обращения
композиторов к народной музыке: цитирование,

Количество
часов
31
1
1
1

1
1

варьирование.
7

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
Н.Римский-Корсаков фрагменты из оп. «Садко»

1

8

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. На
основе музыки П.Чайковского

1

9

Музыка в театре, кино, на телевидении.

1

10

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
(На основе произведения Э.Уэббера «Кошки»)

1

11
12

Мир композитора.
Что роднит музыку с изобразительным искусством.
Прослушивание М.Мусоргский «Картинки с
выставки» -фрагменты.

1
1

13

Небесное и земное в звуках и красках.

1

14

За отчий дом. За русский край. С.Прокофьев кантата
«Александр Невский»-фрагменты

1

15

Музыкальная живопись и живописная музыка.

1

16

Форелли- квинтет. Дыхание русской песенности.
Ф.Шуберт «Фореллен-квинтет»
С.Рахманинов «Прелюдия»

1

17

Колокольность в музыке и изобразительном
искусстве.

1

18

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

19

Волшебная палочка дирижера.

1

20

Образы борьбы и победы в искусстве.

1

21

Полифония в музыке и живописи.
На примере Греческого распева 17 века, Музыка
И.Баха, П.Чайковского

1

22

Музыка на мольберте. Композитор-художник»

1

23

Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка
К.Дебюсси

1

24

О подвигах, о доблести и славе... Жанр – реквием.Д.
Кабалевский

1

25

В каждой мимолетности вижу я миры. Музыка
Прокофьева

1

26

Мир композитора. С веком наравне.

1

Раздел Народное музыкальное творчество
27
28
29

30

31

32

5

Характерные черты русской народной музыки. Песня
– верный спутник человека
Основные жанры русской народной вокальной
музыки. Мир русской песни
Знакомство с творчеством всемирно известных
отечественных композиторов Г.В. Свиридов Что
может изображать хоровая музыка
Знакомство с музыкальной культурой, народным
музыкальным творчеством своего региона.

1
1
1

1

Истоки
и
интонационное
своеобразие,
1
музыкального фольклора разных стран.
Раздел «РУССКАЯ МУЗЫКА ОТ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ДО РУБЕЖА 19-20 вв»
Всю жизнь мою несу родину в душе…

1

1

РАЗДЕЛ «ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА ОТ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ДО РУБЕЖА 19-2- вв»
2
33
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Романтизм
1
в западно – европейской музыке
34

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
Сравнительная характеристика особенностей
восприятия мира композиторами классиками и
романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)

1

6 класс 34 часа
№
п/п
1
2

3

4

Темы уроков
Значение музыки в жизни человека
Воздействие музыки на человека, ее роль в
человеческом обществе.
Воздействие музыки на человека, ее роль в
человеческом обществе. Искусство – память
человечества
Музыка как вид искусства
Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и
живописи. Картинная галерея.
Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и
живописи. Картинная галерея. русская классическая школа

Количество
часов
2
1
1

7
1

1

- М.И. Глинка

5

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

1

6

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.И.
Чайковский
Мир музыкального театра. С.Прокофьев, П.Чайковский,

1

7
8
9

10

1

А.Журбин и их произведения.
Образы киномузыки. Творчество отечественных
композиторов-песенников - И.О. Дунаевский, Г.Свиридов,
А.Журбин

1

Образы киномузыки. Современная трактовка
классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера,
киномузыка
«Уноси мое сердце в звенящую даль…». Лирические

1

1

образы романсов С.В.Рахманинова

«Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа 19-20 вв»
11
Народное искусство Древней Руси. Особенности развития
1

5

русского музыкального фольклора

12

13

Образы русской народной и духовной музыки.
Духовный концерт.
.
«Фрески Софии Киевской» В. Кикта. Духовные сюжеты

1

1

и образы в современной музыке

14

«Перезвоны» Молитва. Связь музыки В.Гаврилина с

1

русским народным музыкальным творчеством.

15

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

1

Творчество Ф.И.Шаляпина

«Современная музыкальная жизнь»

2

16

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство
прекрасного пения. Музыкальные образы песен Ф. Шуберта

1

17

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

1

Ф.Шуберт

Зарубежная музыка от эпохи средневековья
до рубежа 19-20 вв»
18
Образы духовной музыки Западной Европы.
Небесное и земное в музыке Баха.
19
Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга.
Хорал.
20
Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.
«Кармина Бурана». Творчество К.Орфа.

11
1
1
1

21

Вечные темы искусства и жизни.

1

22

Образы камерной музыки. Творчество Ф.Шопена
.
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

1

23

1

Особенности жанра инструментальной баллады Ф.Шопена

24

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

1

музыка эпохи Барокко.

25

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа –
мозаика цветов?» Выразительные возможности

1

электромузыкального инструмента.

26

Образы симфонической музыки «Метель». Творчество

1

Г.Свиридова.

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В
печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
28
Интерпретация и обработка классической музыки.
«Русская и зарубежная музыкальная культура 20 в»
27

1
1
2

29

Авторская музыка: прошлое и настоящее.

1

30

Джаз – искусство 20 века. истоки ,жанры, джазовые

1

композиторы и исполнители

Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной
красоты и жизненной правды
32
Преобразующая сила музыки как вида искусства. (По
законам красоты.)
«Народное музыкальное творчество»
31

33

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве
композиторов.

34

Образы романсов и песен русских композиторов.
Старинный русский романс.

2
1
1

2
1

1

8 класс
№

Тема

К-во
ч.

1 четверть Современная музыкальная жизнь
1.
2.
3.

4.
5.

6.
7.

Может ли современная музыка считаться классической?Музыка
«старая» и «новая»
Может ли современная музыка считаться классической?Настоящая
музыка не бывает «старой»
О традиции в музыке .Живая сила традиции.
«Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв»

1ч.

Обращение композиторов к народным истокам профессиональной
музыки.Вечные темы в музыке.Искусство начинается с мифа
Роль фольклора в становлении профессионального музыкального
искусства.Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова
«Снегурочка»

1ч.

1ч.
1ч.

1ч.

Роль фольклора в становлении профессионального музыкального 1 ч
искусства.Языческая Русь в «Весне священной». И. Стравинский
Роль фольклора в становлении профессиональногомузыкального
2ч
искусства.«Благославляю вас, леса..»
Вторая четверть (8 ч) Музыка как вид искусства

8.
9.
10.
11.

Разнообразие
вокально-инструментальной и театральной 1 ч
музыкиМир человеческих чувств. Образы радости в музыке
Разнообразие инструментальной музыки. Концерт 1.«Мелодией одной
2ч
звучат печаль и радость»
Разнообразие камерной музыки.2.Разнообразие вокальной музыки
Разнообразие инструментальной музыки Фортепианный цикл «Слезы
1ч
людские, о слезы людские…»

12.

Разнообразие инструментальной музыки
Соната Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

1ч

13.

Опера.Разнообразие
вокально-инструментальной и театральной 2 ч
музыки.1.2.Два пушкинских образа в музыке

14.

Разнообразие вокальной- музыки.Романс

Обобщающий урок.
1ч.
Третья четверть (10
ч)
Русская
и зарубежная музыка от эпохи
средневековья до рубежа XIX-ХХ вв
16. Стилевые особенности в творчестве ЧайковскогоТрагедия любви в
2ч
музыке. П. Чайковский «Ромео и Джульетта»
17. Стилевые особенности в творчестве
Л. БетховенПодвиг во имя 1 ч
свободы. Л. Бетховен увертюра «Эгмонт»
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
15.

18.

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных
композиторов Г.В. СвиридовМотивы пути и дороги в русском
искусстве

1ч

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
19.

Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа
древнерусской храмовой музыкиМир духовной музыки

1ч.

20.

Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской
классической музыкальной школы.Колокольный звон на Руси

1ч

21.

Древнерусская духовная музыкаРождественская звезда

1ч

Роль фольклора в становлении профессионального музыкального 1 ч
искусства.От Рождества до Крещения
23. Духовная музыка русских композиторов. «Светлый праздник»
1ч
24. Итоговый урок
1ч.
Четвертая четверть. Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.,
современная музыкальная жизнь.
25. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.1.Как мы
2ч
понимаем современность А.Онеггер. Пасифик 231
2.Философские образы 20 века: «Турангалила – симфония» О. Мессиан

22.

26. Знакомство с творчеством всемирно известных композиторов 20
в.Вечные сюжеты
27. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных
культурах Востока и Запада .Диалог Запада и Востока в творчестве
отечественных современных композиторов

1ч

28. Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и
исполнители.Новые области в музыке 20 века
29. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и
характерных признаках.
1.Диалог времен в музыке А Шнитке .
2. «Любовь никогда не перестанет»
Г. Свиридов.
30. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов.Подводим 1 ч
итоги

1ч

1ч

2ч

7 класс

№
п/п

1

Темы уроков
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Количеств
о часов
17

Классика и современность
1

2

В музыкальном театре. Опера
1

3

Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин»
1

4

Опера А. Бородина «Князь Игорь». Знакомство с
эпической оперой

5

Опера А. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы

1
1
6

В музыкальном театре. Балет
1

7

Балет Б. И. Тищенко «Ярославна»
1

8

Героическая тема в русской музыке
1

9

В музыкальном театре. «Мой народ – американцы».
Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»
1

10

В музыкальном театре. «Мой народ – американцы».
«Порги и Бесс» - американская национальная опера
1

11

Опера Ж. Бизе «Кармен»
1

12

Балет Р. К. Щедрина «Кармен – сюита»
1

13

Сюжеты и образы духовной музыки
1

14

Музыкальное «зодчество» России. «Всенощное бдение»
С.В Рахманинова

15

Рок – опера Л. Э. Уэббера «Иисус Христос –
суперзвезда». Проверочная Работа по теме:
«Особенности драматургии музыкальной сценической
музыки»
Музыка Д. Б. Кабалевского
к драматическому
спектаклю «Ромео и Джульетта»

1

16

1

1
17

«Гоголь – сюита» из музыки А. Г. Шнитке
к
спектаклю « Ревизская сказка». Проверочная
работа по теме: «Особенности
музыкальной

драматургии сценической музыки»
1
,Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
18

17часов

Музыкальная драматургия – развитие музыки
1

19

Два направления культуры: светская и духовная музыка
1

20

Камерная инструментальная музыка: этюд
1

21

Транскрипция. Ф Лист
1

22

Циклические инструментальной«Кончерто гроссо»,
«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке

23

Соната «Патетическая» Л. Бетховена, Соната № 2 С.
Прокофьева
Соната «Патетическая» Л. Бетховена, Соната №11 В.
Моцарта. Сонатная форма
Симфоническая музыка

1

24
25

1
1
1

26
27
28
29

Симфоническая музыка. Знакомство с жанром
«симфония»
Симфоническая музыка. Строение симфонического
произведения
Симфоническая музыка. Симфония в творчестве великих
композиторов
Симфоническая картина Празднества» К. Дебюсси

1
1
1
1

30

Инструментальный концерт
1

31

Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз»
1

32
33

34

Музыка народов мира. Многообразие жанров
музыкального фольклора
Музыка народов мира. Особенности музыкального
языка. Пр. раб «Особенности драматургии камерной и
симфонической музыки»
Популярные хиты из мюзиклов и рок– опер.

1

1
1

888 к


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».