фгос_ИЗО_5-9

ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждена

В составе ООП ООО
Приказ № 61/3 от 03.11.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета
«Изобразительное искусство»
5-7 классы

Планируемые результаты изучения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на
достижение учащимися личностных, мета предметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»:















воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского
общества;



формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;



формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное,
языковое духовное многообразие современного мира;



формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;



развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;



формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности;



осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 



развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:










умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;



умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;



умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 



умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;



владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 



умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 



Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:









формирование основ художественной культуры обучающихся как части их
общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и
средства организации общения; развитие эстетического, эмоциональноценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности,
способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;



развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном
и нравственном пространстве культуры;



освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных
народов, классические произведения отечественного и зарубежного
искусства, искусство современности);



воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;



приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и
жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись,
графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне,
приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических
искусствах (театр и кино);





приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
разных техниках и различных видах визуально-пространственных искусств,
в специфических формах художественной деятельности, в том числе
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная
графика, мультипликация и анимация);



развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства, освоение практических умений и навыков восприятия,
интерпретации и оценки произведений искусств; формирование
активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;



осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;



развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности .






Выпускник получит возможность научиться:

 основам рефлексивного чтения;
 ставить проблему, аргументировать ее актуальность; 







 самостоятельно проводить исследование на основе применения
методов наблюдения и эксперимента;
 выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов,
объектов;

 организовывать исследование с целью проверки гипотез;

 делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на
основе аргументации.

Формирование ИКТ-компетентности
обучающихся Обращение с устройствами
ИКТ
Выпускник научится:
 подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным













сетям, использовать аккумуляторы; 

 соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер,
проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием
проводных и беспроводных технологий;

 правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную

систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными
объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение,
запоминание и вырезание);

 осуществлять информационное подключение к локальной сети и
глобальной сети Интернет;

 входить в информационную среду образовательного учреждения, в
том числе через Интернет, размещать в информационной среде
различные информационные объекты;





 выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с
расходными материалами;

 соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики

и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности,
учитывающие специфику работы с различными экранами.
Выпускник получит возможность научиться:

 осознавать и использовать в практической деятельности основные

психологические особенности восприятия информации человеком.

Фиксация изображений и звуков
Выпускник научится:

 осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса

обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию












хода и результатов проектной деятельности;

 выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и
звуков в соответствии с поставленной целью;

 проводить обработку цифровых фотографий с использованием
возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать
презентации на основе цифровых фотографий;

 проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием

возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить 




транскрибирование цифровых звукозаписей; 

 осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала

с использованием возможностей специальных компьютерных
инструментов.
Выпускник получит возможность научиться:



 использовать возможности ИКТ в творческой деятельности,
связанной с искусством;
 осуществлять трехмерное сканирование.
Коммуникация и социальное
взаимодействие Выпускник научится:
 выступать с аудио-видео поддержкой, включая выступление перед












дистанционной аудиторией;

 участвовать в обсуждении (видео-аудио, текстовый форум) с
использованием возможностей интернета;
 использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
 вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;

 осуществлять образовательное взаимодействие в информационном

пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение
заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы,
формирование портфолио); 

 соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с

уважением относиться к частной информации и информационным
правам других людей.
Выпускник получит возможность:






 получить опыт взаимодействия в социальных сетях, групповой
работы над сообщением (вики);
 получить опыт участия в форумах в социальных образовательных сетях;
 получить опыт игрового и театрального взаимодействия с
использованием возможностей интернета.

Основы учебно-исследовательской и проектной
деятельности Выпускник научится:

 планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,







































используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные
исследуемой проблеме;
выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;


 распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены
путем научного исследования, отбирать адекватные методы
исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

 использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как

наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы»,
эксперимент, моделирование, использование математических моделей,
теоретическое обоснование, установление границ применимости
модели/теории;

 ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
 отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически
относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их
основания;

 видеть и комментировать связь научного знания и ценностных

установок, моральных суждений при получении, распространении
и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование,
учебный и социальный проект;
использовать догадку, «озарение», интуицию;
использовать такие математические методы и приемы, как перебор
логических возможностей, математическое моделирование;
использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как абстрагирование
от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными
фактами;
использовать некоторые приемы художественного познания мира: целостное
отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое
единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за
качество выполненного проекта.
Выпускник научится:

 характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое
значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);
создавать декоративные изображения на основе русских образов; 

 раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном
искусстве и в современной жизни;
создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;















определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; 

создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с
опорой на народные традиции;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов
в цветовом решении;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на
доступном для данного возраста уровня);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на
основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;


 владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета,
формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале  плоскостных или
объемных декоративных композиций;



распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять
собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и
украшением ее декоративнойросписьювтрадицииодногоизпромыслов; 

 характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе
народных традиций;

различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
различать
национальные особенности русского орнамента и орнаментов

 других народов России;
 находить общие черты в единстве материалов, формы и декора,






















конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях
народных и современных промыслов;
различать и характеризовать несколько народных художественных
промыслов России;
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем
состоит различие временных и пространственных видов искусства;
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение
для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием
изображения;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными
художественными материалами;

 создавать образы, используя все выразительные возможности
художественных материалов;




простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений; 

 навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов 
(кухонная утварь);

 изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение


























































простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры
из геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам
линейной перспективы;
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство
изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и
глубины пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение
в композиции натюрморта;
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками
на картоне;
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном
искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
применять перспективу в практической творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений в
зарисовках наблюдаемого;
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила
линейной и воздушной перспективы;
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и
настроения в природе;
навыкам создания пейзажных зарисовок;
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс,
воздушная перспектива;
пользоваться правилами работы на пленэре;
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений
о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной
выразительности живописного произведения;
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической
организации плоскости изображения;
различать основные средства художественной выразительности в изобразительном
искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль
формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и
детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими
материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки,
использовать коллажные техники;

 различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический

































































пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
различать и характеризовать виды портрета;
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами; 
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения
пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с
натуры, по представлению, по памяти;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными
навыками плоского 
и объемного изображения предмета и группы предметов; использовать
графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического построения головы человека в
рисунке;
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников портретистов и определять их произведения;
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры
человека;
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного
образа; навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в
истории искусства;
приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками
фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и
целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника
над жизнью;
объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в
произведениях станковой живописи;
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы
над эскизом;
узнавать и объяснять понятия «тематическая картина»,
«станковая живопись»;
перечислять и характеризовать основные жанры сюжетнотематической картины;
характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение
значительных событий в истории общества, как воплощение его
мировоззренческих позиций и идеалов;
узнавать и характеризовать несколько классических произведений и
называть имена великих русских мастеров исторической картины;
характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии
русской культуры;

 рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа
 народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
 называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства»





















и их наиболее известные произведения;
творческому опыту по разработке и созданию изобразительного
образа на выбранный исторический сюжет;
творческому опыту по разработке художественного проекта
– разработки композиции на историческую тему;
творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из
Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
называть имена великих европейских и русских художников,
творивших на библейские темы;
узнавать и характеризовать произведения великих европейских
и русских художников на библейские темы;
характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

 рассуждать об особенностях художественного образа советского народа












































в годы Великой Отечественной войны;
описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли,
посвященные Великой Отечественной войне;
творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому
историческому событию или историческому герою;
анализировать художественно-выразительные средства
произведений изобразительного искусства XX века;
культуре зрительского восприятия;
характеризовать временные и пространственные искусства;
понимать разницу между реальностью и художественным образом;
представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных
иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы
графическими материалами;
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды
героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства
и творчестве художников-анималистов;
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов
животных;
систематизировать и характеризовать основные этапы развития и
истории архитектуры и дизайна;
распознавать объект и пространство в конструктивных видах
искусства; понимать сочетание различных объемов в здании;
понимать единство художественного и функционального в вещи, форму
и материал;
иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурнохудожественных стилей разных эпох;





















































понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в
пространстве городской среды;
понимать плоскостную композицию как возможное
схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка –
вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект
и вспомогательные соединительные элементы;
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне
и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и
в пространстве;
создавать практические творческие композиции в технике
коллажа, дизайн-проектов;
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов
архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение
цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
приобретать общее представление о традициях ландшафтнопарковой архитектуры;
характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII –
XIX веков;
называть и раскрывать смысл основ искусства
флористики; понимать основы краткой истории костюма;
характеризовать и раскрывать смысл композиционноконструктивных принципов дизайна одежды;
применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции
в формировании букета по принципам икебаны;

 использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными
 материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
 отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный

















композиционный замысел;
использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в
процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева.
София Киевская. Фрески. Мозаики;
различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля.
Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов
Московского Кремля;
различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи.
Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной,
духовной и художественной жизни Руси;
узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;

 характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и

храма Покрова-на-Рву;
 раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать
 по характерным особенностям икону и парсуну;
 работать над проектом (индивидуальным или коллективным),
создавая разнообразные творческие композиции в материалах по
 различным темам;

различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
 материалами и др.;
 работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура); использовать выразительный язык при
 моделировании архитектурного пространства;
сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи


Древней Руси;


рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
 ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного
 искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
 использовать в речи новые термины, связанные со стилями в
изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;

выявлять и называть характерные особенности русской портретной 
живописи


















XVIII века;

характеризовать признаки и особенности московского барокко;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в
материале.
Выпускник получит возможность научиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные
художественные материалы для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку
зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах
искусства;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
изобразительного искусства;
понимать специфику изображения в полиграфии;



 различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.;
 различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое,
живописное, компьютерное, фотографическое);
 проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.; 
создавать художественную композицию макета книги, журнала;

 называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;

 называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и 
архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;


называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века

иопределятьскульптурныепамятники; 

 называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и
 определять их произведения живописи;
 называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и
 определять произведения пейзажной живописи;
 понимать особенности исторического жанра, определять произведения
 исторической живописи;
 активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать
разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть

























целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники
архитектуры модерна;
использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре 
(макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты
объектов на предметной плоскости и в пространстве;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины
XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в
материале;
узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
узнавать, называть основные художественные стили в европейском и
русском искусстве и время их развития в истории культуры;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные
образы;
применять творческий опыт разработки художественного проекта –
создания композиции на определенную тему;

 понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века.
Модерн. Авангард. Сюрреализм;
 характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;



создавать с натуры и по воображению архитектурные образы

графическимиматериаламиидр.;

 работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, 
монументальная скульптура);

 использовать выразительный язык при моделировании архитектурного
пространства;
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
 получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших
 музеев мира;


 использовать навыки коллективной работы над объемно-пространственной
композицией;
 понимать основы сценографии как вида художественного творчества;






 понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

 называть имена российских художников(А.Я. Головин, А.Н. Бенуа,




































 




М.В. Добужинский);
различать особенности художественной фотографии;

различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план,
ракурс, свет, ритм и др.);
понимать изобразительную природу экранных искусств;
характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
различать понятия: игровой и документальный фильм;

называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн.
А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
понимать основы искусства телевидения;
понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;

применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного
спектакля;

применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по
созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;

добиваться в практической работе большей выразительности костюма и
его стилевого единства со сценографией спектакля;

использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять
выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных
средств фотографии;

применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и
навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении
отдельных недочетов и случайностей;
понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки
и компьютерного монтажа;

 применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и
 изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной
  анимации;
 смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-

  операторского искусства фильмы мастеров кино;

 использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для

  формирования школьного телевидения;

 реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике



создания видео-этюда.

2. Содержание учебного предмета
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована
на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения
ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на

формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и
ценностях русской художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая
деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа
включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств –
живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и
декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.
В программу включены следующие основные виды художественнотворческой деятельности:
ценностно-ориентационная и коммуникативная
деятельность; изобразительная деятельность (основы
художественного изображения);

декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративноприкладного искусства);
художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и
архитектуры); художественно-творческая деятельность на основе
синтеза искусств.
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими
предметами является художественный образ, созданный средствами разных
видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах
художественной деятельности.

Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении
общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование),
освоении практического применения знаний и основано на
межпредметных связях с предметами: «История России»,
«Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Народное художественное творчество – неиссякаемый
источник самобытной красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический
характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции
и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник
архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный
народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия
народного праздника, их

символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента
и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках
(Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и
цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая
роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву,
тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в
изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного
искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества.
Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы
цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические
тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего
мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт
в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы.
Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в
живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в
графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение
головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный
рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской,
В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин,
П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в
истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден).
Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок
фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах
искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.
Библейские
сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт,
Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном
искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная
живопись
XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина
в русском
искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников
объединения
«Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из
жизни
моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в
изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в
монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль
картины в искусстве XX
века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская).
Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).
Анималистический

жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах
декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации
предметно
– пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к
объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как
образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и
материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи
(Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной
архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и
архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового
искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики.
Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада.
История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.

Изобразительное искусство и архитектура РоссииXI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность,
обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика.
Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура
Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев,
Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура
(церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву).
Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции
(книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в
полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое).
Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом
дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной
карточки и др.

Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и
архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С.
Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля
барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской
архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII
века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях
русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников»
(И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной
живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов).
Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна

(Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г.
Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О.
Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард,
сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в
зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и
их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские
художественные музеи (Русский музей,

Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С.
Пушкина).
Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная
фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник.
Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим
и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа,
М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание
художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной
фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс,
свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная
природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж.
Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм,
свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы.
Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор,
художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф.
Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его
особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественнотворческие проекты.

3.Тематический планирование
5 класс
№

Темы уроков

Количество
часов

Виды изобразительного искусства и основы образного языка
1
2
3
4
5

Дары осени в натюрморте
Колорит и образный строй натюрморта
Осенние плоды в твоём натюрморте
Чудо-дерево. Образ-символ «дерево жизни» в разных видах
искусства.
Красота осеннего пейзажа в живописи

1
1
1
1
1

6
Красота осеннего пейзажа в графике
1
7
«Осенних дней очарованье» в книжной графике
1
8
Зимняя пора в живописи
1
9
Зимняя пора в живописи (продолжение)
1
Искусство полиграфии
10
Осеннее настроение. Книжная графика, ее связь с образами,
1
сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературного
произведения
11
Осеннее настроение. Особенности книжной графики.
1
Иллюстрация.
12
Экологическая тема в плакате.
1
13
Троицына неделя и её образы в искусстве
1
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты
14
Делу время -потехе – час. Искусство вокруг нас.
1
15
Рукодельницы и мастера.
1
16
Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства
1
17
Изображение героев сказок и былин для школьной новогодней
1
галереи.
18
Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым
1
небом.
19
Изба – творенье русских мастеров
1
20
Фасад - лицо избы, окна – ее глаза
1
21
Изба – модель мироздания
1
22
Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и
1
современность.
23
Масленица - праздник конца зимы и начала весны
1
24
Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве
1
25
Традиции оформления праздничной среды.
1
26
Народный праздничный костюм
1
27
Обрядовые куклы Троицыной недели.
1
28
Традиции и современность Троицыной недели.
1
29
Человек и земля-кормилица.
1
30
Ярмарка
1
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
31
Животные – братья наши меньшие
1
32
Животные и его повадки в творчестве скульпторов -аниматоров
1
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и
художественная фотография
33
Художник и театр. Декорации к опере – сказке «Снегурочка»
1
34
Образы персонажей оперы – сказки «Снегурочка»
1

6 класс
№

Темы уроков

« Виды изобразительного искусства и основы образного языка»
1
Осенний букет
2
Композиция в натюрморте: формат, фактура, характер мазка.
3
Многоцветие цветов в декоративной росписи.
4
Тема крестьянского труда и праздника в искусстве
5
Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских
художников. Жатва
6
Образ простого народа в российском искусстве 19 в.
«Передвижники» Реализм.
7
Прилет птиц.
8
Символ птицы в народной игрушке
9
Образ водной стихии в искусстве. И. Айвазовский.
Водная стихия в творчестве импрессионистов. К. Моне.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Символ птицы в народной игрушке
1
Выразительные средства графики в отражении природных форм.
1
А. Дюрер.
12
Цветы в творчестве художников. Пейзажи и натюрморты В. Ван
1
Гога.
«Народное художественное творчество- неиссякаемый источник самобытной
красоты»
13
Искусство Жостова и Нижнего Тагила.
1
14
Твои любимые осенние цветы в росписи подноса
1
15
Растительный орнамент Древнего мира.
1
16
Зооморфные мотивы в орнаменте Древнего Египта.
1
17
Изысканный декор и совершенство пластической формы сосудов 1
Древней Греции.
18
Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая,
1
рамочная геральдическая)
19
Современный керамический сосуд в твоем исполнении.
1
20
Традиции встречи Нового года в культуре разных народов.
1
21
Новый год шагает по планете…
1
22
Костюм как атрибут праздника.
1
Символизм. Модерн. Живопись, рисунок и эскизы костюмов Л.
Бакста, А Бенуа, М. Врубеля, В. Васнецова
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
10
11

Каменные стражи Русской земли
Рыцарский замок в средневековой Европе
Военное облачение русского воина и доспехи рыцаря.
Исторический и батальный жанр в живописи и графике. В.
Суриков.
«Понимание смысла деятельности художника»
23
24
25
26

1
1
1
1

27
Тема прекрасной девы и женщины- матери в искусстве.
1
28
Личность женщины в портретно- исторической композиции
1
«Конструктивное искусство: архитектура и дизайн»
29
Народный костюм России как культурное достояние народов
1
мира.
30
Дизайн одежды: прошлое и современность. Вкус и мода.
1
31
Разноликий хоровод.
1
«Вечные темы и великие исторические события в искусстве»
Пасхальная тема в прикладном искусстве.
Библейская тема в творчестве Л. да Винчи, Рембрандта А.
Иванова, М. Нестерова.
« Взаимосвязь истории искусства и истории человечества»
34
Крупнейшие художественные музеи страны. Третьяковская
галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных
искусств им. А.С.Пушкина.
32
33

1
1

1

7 класс
№
Темы уроков
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
1
2
3

Натюрморт в зарубежном искусстве. П. Пикассо.
Натюрморт в русском искусстве. К.С. Петров-Водкин.
Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте.

Количество

1
1
1

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Виды архитектуры. Ш. Э. ле Корюзье. Тема архитектуры в живописи и
графике.
Дизайн интерьера и его древние истоки. Монументальная живопись.
Дионисий.
Особенности интерьера в архитектуре Возрождения и Нового времени
(барокко, классицизм)
Интерьер как жанр изобразительного искусства. А. Венецианов.
Архитектура России 18 вв. Барокко. В. Растрелли. Классицизм. В. И.
Баженов.
Интерьер дворянского дома и его отражение в бытовой живописи
России. П.А.Федотов.
Линейная перспектива и ее применение в изображении интерьера.
Одежда и прически дворян в живописи и графике 18-19 вв. К.Брюллов.
Дизайн и его виды. версия, устойчивости, динамики с помощью
простых геометрических форм. , декоративно-прикладное искусство

1
1
1
1
1
1
1
1
1

13
14
15

Пространственная композиция как объект дизайна.
Художественный образ и художественно-выразительные средства
скульптуры.
Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садовопарковая)
Знаменитые скульпторы: И. Мартос, Э.-М. Фальконе, О. Роден, С.
Коненков, В. Мухина.
Синтез изобразительного искусства и архитектуры.

1
1
1

16

1
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник
самобытной красоты

17
18
19

Праздники в дворянском обществе 18-19 вв.
1
1
Виды декоративно-прикладного и народного искусства. Вышивка.
Древние образы в произведениях современного декоративно1
прикладного искусства.
1
Орнамент как основа декоративного украшения. Роспись по дереву.
1
Особенности орнамента народов России. Городец, Хохлома.
Связь времен в народном искусстве. Глиняная игрушка.
1
Истоки и современное развитие дымковской и филимоновской игрушки. 1
1
Особенности профессионального декоративно-прикладного искусства.
Ювелирное искусство: традиции и современность.
1
Ярмарка и ее отражение в сюжетах лаковой миниатюры Палеха, Холуя
1
и др.
Ярмарка в произведениях русских живописцев.
1

20
21
22
23
24
25
26
27

Вечные темы и великие исторические события в искусстве
28
29
30
31
32

Тема праздника в иконописи, живописи и графике.
Мечты о полете в творчестве художников.
Космическая тема в творчестве художников. Творчество А. Леонова.
Вечные темы и великие исторические события в искусстве. П. Корин.
Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном
искусстве, мемориальные ансамбли.

1
1
1
1
1

Понимание смысла деятельности художника
33
34

Изображение участников спортивных состязаний в античном искусстве
и в 20 в.
Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции.

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».