РП всеобщая_история история России 5-9 2020-21_compressed

ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждена

В составе ООП ООО
Приказ № 61/3 от 03.11.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«История России. Всеобщая история.»
5-9 класс

1.Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
1.1 Готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
2. Готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность
к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской
этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду,
наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию
образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов
диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования
интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе
упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые
формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,
продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение
компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей
созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации
в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование
компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений,
способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского
потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры учащихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к
эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
9.
Сформированность основ экологической культуры,
соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом,
к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты, включают освоенные учащимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные,
коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например, таких как система,
факт, закономерность, феномен, анализ, синтез, является овладение учащимися основами
читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в
проектной деятельности. На уровне основного общего образования на всех предметах будет
осуществляться работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.
Учащиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов:
продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего
актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой
и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в

систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов учащиеся усовершенствуют приобретённые на первом
уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том
числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или
тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт
понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов учащиеся приобретут опыт проектной деятельности
как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности,
инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в
ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать
адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях
неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких
вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее
приемлемого решения.
Предметные результаты:
целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и
государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о
преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли
России в мировой истории;

базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития
человеческого общества с древности до наших дней;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и
современности;
способность применять исторические знания для осмысления общественных
событий и явлений прошлого и современности;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую
информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать
свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными
историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию;
уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего
и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своей страны и мира.
История Древнего мира (5 класс)
выпускник научится:
определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных
хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
использовать историческую карту как источник информации о расселении
человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних
цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных
памятниках Древнего мира;

описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в
древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного
устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика»,
«закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп
населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и
рабы); в) религиозных верований людей в древности;
объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства
памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений
искусства;
давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
История Средних веков (6 класс)
выпускник научится:
- локализовать во времени общие рамки и события Средневековья;
- проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических
памятниках Средневековья;
- объяснять причины и следствия ключевых событий всеобщей истории Средних
веков;
- характеризовать особенности, результаты важнейших исторических событий;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних
веков;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям. 5
- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте,
соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века,
периоды;— осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких
источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать,
обобщать; — сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия,
время и место создания.
- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях,
их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в
различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов,
электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов,
памятников.
— различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
— соотносить единичные исторические факты и общие явления;
История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIII –XV
вв.)
Выпускник научится:
локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы
становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и
всеобщей истории;
использовать историческую карту как источник информации о территории, об
экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о
направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических
памятниках Средневековья;
составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых
обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной
культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных
отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей,
господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений
средневекового человека о мире;
объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей
истории Средних веков;
сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать
общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность»,
«централизованное государство» и др.);
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних
веков.
Выпускник получит возможность научиться:
давать сопоставительную характеристику политического устройства государств
Средневековья (Русь, Запад, Восток);
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них
общее и различия;
составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы
описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем
заключаются их художественные достоинства и значение.
Россия в XVI – ХIХ веках на базовом уровне.
Выпускник научится:
локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового
времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории
Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое
время;
использовать историческую карту как источник информации о границах России и
других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического
развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений –
походов, завоеваний, колонизации и др.;
анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей
истории Нового времени;
составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в
России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной
культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей
истории Нового времени;
систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и
дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального
развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая
понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного
движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и
общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и
всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций,
взаимодействий между народами и др.);
сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать
исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового
времени.

Выпускник получит возможность научиться:
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и
политическое развитие России, других государств в Новое время;
использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и
др.);
История Нового временит (7-9 класс). Новейшая история.
выпускники научатся:
локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового
времени как исторической эпохи,
использовать историческую карту как источник информации о границах государств
в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах
важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний,
колонизации и др.;
анализировать информацию различных источников всеобщей истории Нового
времени;
составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в
странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать
о значительных событиях и личностях всеобщей истории Нового времени;
систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и
дополнительной литературе по всеобщей истории Нового времени;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального
развития стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия
«монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения
(«консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных
ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов всеобщей истории
Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между
народами и др.);
сопоставлять стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового
времени.
сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем
заключались общие черты и особенности;
применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении
описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д

Содержание курса: «Всеобщая история» История
Древнего мира
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»).
Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические
науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия
жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования
первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность,
изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли.
Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Городагосударства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.
Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством
(фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор
Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и
пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия
жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение
евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религитозные верования .
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.
Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства.
Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания.
Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание
объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и
подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий
шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и
изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на
Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и
«Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие
земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии.
Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое
устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие
сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле.
Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война.
Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и
образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр.
Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее
распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски.
Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия.
Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем
Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь.
Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория,
управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи
на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии.
Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура.
Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
История средних веков
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских
королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия,
общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов:
этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи.
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя.
Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй,
завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в
странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего
Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление.
Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и

церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов.
Культура Византии.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение
ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное
землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ
жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни.
Крестьянская община.

Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и
гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые городареспублики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие.
Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты.
Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения.
Преследование еретиков.
Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах
Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных
государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в
XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском
полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное
развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия,
восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв.
Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире.
Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты.
Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и
крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре.
Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их
творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов,
управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава:
общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков,
управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные,
борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских
княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока.
Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства
доколумбовой Америки.
Общественный
строй.
Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.
История Нового времени
Новое время: понятие и хронологические рамки.
Европа в конце ХV — начале XVII в.

Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты.
Политические, экономические и культурные последствия географических открытий.
Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI —
начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение
внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале
XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств
в Европе.
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в
Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви
против реформационного движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение
революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между
европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский
мир.
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.
Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и
значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.:
начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение
сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие
естественных наук, французские просветители XVIII в. Война североамериканских
колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцыоснователи».
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы
революции. Политические течения и деятели революции. Программные и
государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании,
возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое
Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового
времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм).
Становление театра. Международные отношения середины XVII—XVIII в. Европейские
конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные
захваты европейских держав.

Страны Востока в XVI—XVIII вв.
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов,
начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае.
Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в
Японии.
Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские
войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в
странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение
социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое
развитие европейских стран в 1815— 1849 гг.: социальные и национальные движения,
реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных
политических течений и партий; возникновение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее
движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи.
Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя
и
внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны.
Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди.
Объединение германских государств, провозглашение Германской империи;
О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.
Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные
отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А.
Линкольн.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы
и США в конце ХIХ в.
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический
капитализм. Технический прогресс в промышленности
и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из
Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра
общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы.
Образование
социалистических
партий;
идеологи
и
руководители
социалистического движения.
Страны Азии в ХIХ в.
Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия:
распад державы Великих Моголов, установление

британского колониального господства, освободительные восстания. Китай:
империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония:
внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.
Война за независимость в Латинской Америке
Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы
выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых
государств.
Народы Африки в Новое время
Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные
отношения. Выступления против колонизаторов.
Развитие культуры в XIX в.
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования.
Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили
художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр.
Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX в.
Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе.
Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые
лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование
военно-политических блоков великих держав.
Историческое и культурное наследие Нового времени.
Новейшая история.
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Мир в 1900—1914 гг.
Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое
развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные
движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные
отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в
колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии
(Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители
освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).
Первая мировая война: причины, участники, основные этапы военных
действий, итоги.

Новейшая история и современность
Мир после Первой мировой войны. Лига наций. Международные
последствия революции в России. Революционный подъем в Европе.
Ведущие страны Запада в 1920-1930 годах: от стабилизации к экономическому
кризису. "Новый курс" в США. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в
странах Европы в 1920-1930 годах. Фашизм. Б.Муссолини. Национал-социализм.
А.Гитлер.
Пацифизм и милитаризм в 1920-1930 годах. Военно-политические кризисы в
Европе и на Дальнем Востоке.
Вторая мировая война: причины, участники, основные этапы военных
действий. Антигитлеровская коалиция. Франклин Делано Рузвельт,
И.В.Сталин, У.Черчилль. "Новый порядок" на оккупированных территориях.
Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Итоги войны.
Создание ООН. Холодная война. Создание военно-политических блоков. Распад
колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке.
Научно-техническая революция. Формирование смешанной экономики.
Социальное государство. "Общество потребления". Кризис индустриального общества в
конце 60-70-х годов. Эволюция политической, идеологии во второй половине XX в.
Становление информационного общества.
Утверждение и падение коммунистических режимов в странах Центральной и
Восточной Европы.
Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX в.
Выбор путей развития государствами Азии и Африки.
Распад "двухполюсного мира". Интеграционные процессы. Глобализация и ее
противоречия. Мир в начале XXI в.
Формирование современной научной картины мира. Религия и церковь в
современном обществе. Культурное наследие XX в.

Содержание учебного предмета «История России»
6 класс
Введение. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей
страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России.
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование
первых государств. Восточные славяне и их соседи. Русь в IX — первой половине XII в.
Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя
Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при
наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная
организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.
Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного
края в древности. Русь в середине ХII — начале XIII в. Политическая раздробленность в
Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные
и юго-западные русские княжества. Русские земли в середине XIII — XIV в.
Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на
Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный
строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление
Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг
Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине
XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси. Формирование единого Русского
государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.
Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия.
Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная
церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в.
Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и
культура родного края.
7 класс
Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий.
Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. Формирование единых
государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя
политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья,
Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во
второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые».
Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в. Культура и
повседневная жизнь народов России в XVI в. Смутное время. Россия при первых
Романовых. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале
XVII в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое
развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном
устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные
движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой»
российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная
церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и
первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в.
Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов
Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
6

8 класс
Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований
Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало
правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I.
Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная
реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения.
Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ.
Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории
страны. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых
переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг.
Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в
1725—1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных
отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при
Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в.
Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и
национальная политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения
Новороссии и Крыма. Россия при Павле I. Внутренняя политика Павла I. Внешняя
политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Общественная
мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и
техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и
театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни
российских сословий.
9 класс
Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.
Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика
Александра I в 1801— 1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской
армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные
тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика
Александра I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.
Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Россия во второй
четверти XIX в. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике
Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.
Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I.
Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—
1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой
половине XIX в. Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и
предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа
1861 г Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социальноэкономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при
Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика
Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра
II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия в 1880—1890-е гг. Александр III:
особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе.
Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика
Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во
второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Россия в
начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития.
Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало
7

правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика
Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и
политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А.
Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской
культуры.

Тематическое планирование по Всеобщей истории История Древнего
мира (5 класс) с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы – 68 часов
№

Название раздела, тема.

История Древнего мира 1 час

1.

История Древнего мира. Что изучает история.

1

Количество
часов

2.

1

Первобытность 6 часов

2

Первобытность. Расселение древнейшего человека.

1

3

Условия жизни и занятий первобытных людей.

1

4

1

6

Представления об окружающем мире, верования первобытных
людей
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность и
изобретения.
От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли.

7

Возникновение древнейших цивилизаций.

1

5

3.
8

1

Древний мир. 1 час

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира

4.

1

1

Древний Восток. 21 час

9

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения.

1

10

Управление государством.

1

11

Жрецы. Фараон – реформатор Эхнатон.

1

12

Военные походы фараонов. Рабы.

1

13

Религиозные верования египтян, жрецы

1

14

Познания древних егитян

1

15

Письменность. Храмы и пирамиды.

1

16

Повторение.

1

17.

1

18.

Древние цивилазации Месопотамии. Условия жизни и занятия
населения. Города-государства.
Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство.

19

Библейские сказания. Письменность.

1

20

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные
условия и занятия жителей. Развитие ремесел и торговли.
Финикийский алфавит.
Палестина. Израильское царство.

1

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии,
гибель империи.
Персидская держава: военные походы, упраление империей.

1

Древняя индия. Природные условия. Города-государства Индии,
общественное устройство.

1

21
22
23
24

1

1

1

1

28

Религиозные вероввния. Легенды и сказания. Возникновение
буддизма.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственной деятельность
населения. Империя Цинь и Хань.
Конфуцианство. Научные знания и изобретения. Великая
Китайская стена.
Повторение по теме «Древний Восток»

29

Контрольная работа по теме: «Древний Восток»

1

25
26
27

5.
30

1
1

Античный мир. 1 час

Античный мир – понятие. Карта античного мира.

6.

1

1

Древняя Греция. 21час
1

32

Древняя Греция. Население Древней Греции: условия жизни и
занятия. Древнейшие государства на Крите.
Государства ахейской Греции. Троянская война.

33

Иллиада и Одиссея.

1

34

Верования древних греков.

1

35

Сказания о богах и героях

1

36

Греческие города-государства. Развитие земледелия и ремесла.

1

37

1

38

Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы
Клисфена.
Спарта. Политическое устройство. Спартанское воспитание.

39

Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе.

1

40

Спортивные состязания. Олимпийские игры.

1

41

Греко-персидские войны. Причины победы греков.

1

42

Пелопонесская война, возвышение Македонии.

1

43

Рабство. В гаванях афинского порта Пирей.

1

44

Культура Древней Греции. Развитие наук, философии, литературы.

1

45

1

46

Школа и образование. Литература. Театр, быт и досуг древних
греков.
Афинская демократия при Перикле.

47

Период Эллинизма. Македонские завоевания.

1

48

Держава Александра Македонского и ее распад.

1

49

Культура эллинистического мира.

1

50

Эллинистические государства Востока.

1

51

Контрольная работа по теме: «Древняя Греция»

31

1

1

1

7. Древний Рим. 16 час.
1

53

Древний Рим. Население древней Италии. Легенды об основании
Рима.
Завоевания Римом Италии.

54

Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи.

1

52

1

55

Войны с Карфагеном. Ганнибал.

1

56

1

57

Установление господства Рима во всем Восточном
Средиземноморье.
Рабство в Древнем Риме.

58

Реформы Гракхов.

1

59

1

60

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий
Цезарь.
Установление императорской власти. Октавиан Август.

61

Римская империя: территория, управление.

1

62

Возникновение и распространение христианства.

1

63

Культура Древнего Рима. Золотой век поэзии.

1

64

Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг
римлян.
Рим и варвары.

1

Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.
Падение Западной Римской империи.Подготовка к п/работе по
теме «Рим»
Проверочная работа по теме «Древний Рим»

1

65
66

67

1

1

1

8. Повторение. 3 часа
68

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

1

69

Итоговая контрольная работа по теме «История древнего мира»

1

70

Урок обобщения и подведения итогов по истории древнего мира.

1

История Средних веков (6 класс) с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
– 28 часов
№

Название раздела , тема

1

Что изучает история Средних веков?
Раздел
1.
Раннее
Средневековье
1. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ
ЕВРОПЫ (VI-XI вв.)
(5 часов)
Великое переселение народов. Государство франков в
VI – VIII веках.
Христианская церковь в раннее Средневековье
Входная контрольная работа. Возникновение и распад
империи Карла Великого
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX –
XI вв. Норманны: общественный строй, завоевания

2
3
4
5
6

.Англия в раннее средневековье

Тема II. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ
(2 часа)

Количество
часов
1

1
1
1
1
1

7
8

9
10

Византийская империя в IV—XI вв
Культура Византии. Ранние славянские государства
Тема III. АРАБЫ В VI-XI
вв. (2 часа)
Арабы в VI—ХI вв. Возникновение и распространение
ислама
Арабская культура. Контрольное тестирование по теме

1
1

1
1

«Раннее Средневековье»

Раздел 2. Зрелое средневековье Тема IV.
ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ (2 часа)
11
12

13
14
15
16

17

18
19
20
21
22
23

24
25

26
27

Средневековое
европейское общество.
Феодальная иерархия
Феодальное общество: средневековая деревня
Тема V. СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОРОД И ЕГО
ОБИТАТЕЛИ (2 часа)
Феодальное общество: средневековый город
Быт горожан
Тема VI. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (2 часа)
Церковь и духовенство. Отношения светской власти и
церкви. Католическая церковь и ереси
Католическая церковь в ХI – ХIII вв.: крестовые
походы
Тема VII. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ
ГОСУДАРСТВ В
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
(7часов)
Государства Европы в XII—ХV вв. Сословнопредставительная монархия.
Образование
централизованного государства во Франции
Образование централизованного государства в Англии.
Разноуровневый тест по итогам первой четверти
Столетняя война. Жанна д’Арк.
Экономическое и социальное развитие европейских
стран в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера)
Усиление королевской власти во Франции и Англии
Реконкиста и образование централизованных государств
на Пиренейском полуострове

1

Раздробленность Германии и Италии в 12-15 вв.

1

Тема IX. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И
ВИЗАНТИЯ (2 часа)
Гуситское движение в Чехии
Византийская империя и славянские государства в XII—
XV вв. Османская империя
Тема X. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
(1 час)
Культура средневековой Европы в XIV – XV вв.
Тема XI. Страны Востока в Средние века (1 час)
Монгольская держава, Индия в период Средневековья
Культура народов Востока. Итоговое повторение по курсу
Итоговый контроль (1 час)

1

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

1
1

1
1

28

Разноуровневый тест по итогам изучения курса истории
средних веков (контроль и коррекция знаний)

1

«ИсторияРоссии. От Древней Руси к Российскому государству» (6 класс)
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
42 часа
№ Название раздела, тема

Тема I. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В VIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII
В.
29 Вводный урок. Роль и место России в мировой истории.
Источники по истории России.

Количество
часов

1

1. Народы и государства на территории нашей страны в
древности 5 часов
30 Первые поселения древних людей на территории современной
России.
31 Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы,

1

32 Образование первых государств

1

33 Восточные славяне и их соседи
34 Повторительно-обобщающий урок по теме I

1
1

енники

Тема II. Русь в IX — первой половине XII в. 8 часов
35 Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского
государства. Начало династии Рюриковичей.
36 Правление князя Владимира. Крещение Руси
37 Русское государство при Ярославе Мудром
38 Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах
39 Контрольная работа
40 Общественный строй и церковная организация на Руси
41 Культурное пространство Европы и культура Древней Руси
42 Повседневная жизнь населения
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в. 6 часов
Политическая раздробленность на Руси
Владимиро-Суздальское княжество
Новгородская республика
Южные и юго-западные русские княжества
Повторительно-обобщающий урок по теме III « Русь в середине
ХII — начале XIII в.»
Проверочная работа по теме: «Русь в середине XII – XIII вв.
Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в. 10 часов
Монгольская империя и изменение политической карты мира
Батыево нашествие на Русь
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и
культура.
Литовское государство и Русь
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская
битва
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

— XIV в.
57 Общее и особенное в развитии культуры разных княжеств

1

58 Контрольная работа по теме: «Русские земли в середине XIII —

1

59
60
61
62
63
64
65

XIV в.»
Тема V. Формирование единого Русского государства
9 часов
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в
Московское княжество в первой половине XV в.
Распад Золотой Орды и его последствия
Московское государство и его соседи во второй половине XV в
Русская православная церковь в XV — начале XVI в.
Человек в Российском государстве второй половины XV в.
Формирование культурного пространства единого Российского
государства

66 Архитектура. Изобразительное искусство.
67 Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и
раннемосковский периоды
Региональный компонент. 1 час
68 Наш регион в древности и средневековье. (Повторение)
Повторение 2 часа
69 Разноуровневое Итоговое тестирование «История Руси с древнейших
времен до конца XVIв.
70 Повторение по курсу «История России. От Древней Руси к
Российскому государству».

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

История России XVI-XVII в» (7 класс) – 40 часов
№ Название раздела, тема
Количество
часов
1 Мир и Россия в начале эпохи Великих
1
географических открытий. Работа с контурной
картой
1. Россия в XVI в 18 часов
2 Территория, население и хозяйство России в начале
1
XVI в.
3 Формирование единых государств в Европе и
1
России. Терминологический диктант
4 Российское государство в первой трети XVI в.
1
Составление плана текста.
5 Внешняя политика Российского государства в первой
1
трети XVI в. Работа с контурной картой
6 Урок-практикум «Начало правления Ивана IV».
1
Составление исторического портрета
7 Государства Поволжья, Северного Причерноморья,
1
Сибири в середине XVI в. Работа с контурной картой.
Проектная деятельность
8 Лабораторная работа по теме «Внешняя политика
1
России во второй половине XVI в
9 Урок-практикум«Внешняя политика России во
1

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

второй половине XVI в.: отношения с Западной
Европой, Ливонская война». Приведение примеров.
Хронологический диктант.
Российское общество XVI в.: «служилые» и
«тяглые». Терминологический диктант
Народы России во второй половине XVI в. Анализ
текста. Проектная деятельность.
Урок-практикум «Опричнина». Установление
причинно-следственных связей
Проверочная работа правление Ивана IV
Россия в конце XVI в. Сравнение развития России и
стран Европы.
Церковь и государство в XVI в
Культура народов России в XVI в. Описание
исторического памятника
Повседневная жизнь народов России в XVI в.
Источниковедческий анализ
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в
XVI в.»
Урок контроля и коррекции знаний по теме
«Россия в XVI в.». Контрольная работа
2. Смутное время. Россия при первых Романовых
17 часов
Внешнеполитические связи России с Европой и
Азией в конце XVI—начале XVII в. Работа с
контурной картой.
Смута в Российском Государстве: причины, начало.
Установление причинно- следственных связей.
Смута в Российском Государстве: борьба с
интервентами
Окончание Смутного времени. Дать оценку
событию.
Экономическое развитие России в XVII в.
Составление исторического рассказа
Россия при первых Романовых: перемены в
государственном устройстве. Составление
исторического портрета.
Изменения в социальной структуре российского
общества. Терминологический диктант.
Народные движения в XVII в. Проверочная работа.
Россия в системе Международных отношений:
отношения со странами Европы. Историческое
сравнение.
Россия в системе Международ-ых отношений:
отношения со странами исламского мира и с
Китаем. Работа с контурной картой.
«Под рукой» российского государя: вхождение
Украины в состав России. Объяснение причинноследственных связей.
Русская православная церковь в XVII в. Реформа
патриарха Никона и раскол. Исторический диктант.
Народы России в 17 в.. Проектная деятельносить

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

33 Русские путешественники и первопроходцы XVII в.
Работа с контурной картой.
34 Культура народов России в XVII в.
35 Народы России в XVII в. Cословный быт и картина
мира русского человека в XVII в. Проектная
деятельность.
36 Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья,
Сибири и Северного Кавказа в XVII в. Работа с
контурной картой.
3.Региональный компонент. 1 час
37 Урал в XVIIв
4.Повторение 3 часа
38 Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в
в XVI в.- XVII
39 Итоговая контрольная работа Россия в XVI в.- XVII в
40 Итоговое повторение и коррекции знаний по теме
«Россия обобщение по курсу «Россия в XVI в.- XVII
в

№

41
42
43
44

45
46
47
48
49
50

51
52
53

1
1
1
1

1
1
1
1

История Нового времени (7 класс) –30 часов
Название раздела, тема
Количество
часов
Раздел 1 :Европа и мир в эпоху Великих
географических открытий. 4 часа.
Вводный урок. В историю нового времени
1
1
Морской путь в Индию
1
Первые колониальные империи
Рождение капитализма в Европе. Проверочная
1
работа по 1 разделу
Раздел II: Европейские государства в XVI- XVII
1
веках: реформация и абсолютизм. 6 час
1
Реформация и крестьянская война в Германии.
1
Реформация и контрреформация в Европе
1
Французский абсолютизм
Англия в эпоху Тюдоров.
1
1
Испания, Нидерланды
Международные отношения в XVI-XVII веках.
1
Контрольное тестирование по 2 разделу
Раздел 3 Английская революция XVII века. 3
часа
1
На пути к революции.
Гражданская война и ее итоги. Терминологический
1
диктант.
Англия во второй половине 18 века.
1
Раздел 4: Культура стран Европы в XVI-XVII вв.
5 часов

Культура эпохи Возрождения
Литература и искусство
Образ мира: наука и философия XVI-XVII веках.
Как жили европейцы и во что верили
Повторительно- обобщающий урок. Тест.
Раздел 5: Европа в XVIII веке. Идеи и политика. 2 часа
59 Просвещение.
60 Политическая карта Европы в XVIII веке..
Раздел 6: На заре индустриальной цивилизации. 2
часа
61 Материальный и духовный мир человека в XVIII веке.
62 Англия в XVIII веке. Промышленный переворот
Глава 7: Рождение Американского государства.
3 часа
63 Северная Америка в XVII веке.
64 Начало конфликта между Англией и ее
североамериканскими колониями
65 Война за независимость.
Глава 8: Страны Востока в XVI-XVIII веках 5
часа
66 Мусульманский мир
67 Индия.
68 Страны Дальнего востока.
69 Повторительно – обобщающий урок «Новая история.
Конец XV-XVIII в.в» Контрольное тестирование по
главе 8
70 Повторение
54
55
56
57
58

1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1

История России XVIIIв» (8 класс) – 42часа
№ Название раздела, тема
Количество
часов
1 Введение. У истоков Российской модернизации
1
Т1Россия в эпоху преобразований Петра I 14ч.
2 Россия и Европа вконце XVII в
1
3 Предпосылки Петровских реформ
1
4 Начало правления Петра I
1
5 Великая Северная война 1700—1721. Полтавская
1
виктория
6 Великая Северная война 1700—1721 гг
1
7 Реформы управления Петра I
1
8 Экономическая политика Петра I
1
9 Российское общество в Петровскую эпоху
1

10 Церковная реформа. Положение традиционных
1
конфессий
11 Социальные и национальные движения. Оппозиция
1
рефор Р/К. Российская политика на Урале в начале
XVIII века
12 Перемены в культуре России в годы Петровских
1
реформ
13 Повседневная жизнь и быт при Петре I
1
Значение
петровских
преобразований
в
истории
14
1
страны
15 Повторительно-обобщающий урок по теме.
1
Контрольная работа
Т2 Россия при наследниках Петра: эпоха
16
1
дворцовых переворотов 6 ч
17 Эпоха дворцовых переворотов(1725–1762)
1
18 Внутренняя политика России в 1725—1762 гг
1
19 Экономика России в 1725 – 1762 гг
1
20 Внешняя политика России в 1725—1762 гг.
1
Повторительно-обобщающий
урок
по
теме
«Эпоха
21
1
дворцовых переворотов». Тест.
Тема III. Российская империя при Екатерине 8ч
22 Российская империя при Екатерине2
1
23 «Золотой век» Внутренняя политика Екатерины 2
24 Экономическое развитие России при Екатерине II
1
25 Социальная структура российского общества второй
1
половины XVIIIв.
26 Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва
1
27 Внешняя политика Екатерины II
1
28 Начало освоения Новороссии и Крыма
1
29 Повторительно-обобщающий урок по теме
1
«Российская империя при Екатерине II».
Контрольная работа
Тема IV. Россия при Павле I 4ч.
30 Внутренняя политика Павла I
1
31 Крестьянский вопрос при Павле I
1
32 Внешняя политика Павла I
1
33 Обобщающий урок Россия при Павле I
1
Тема V. Культурное пространство Российской империи в XVIII в.
6 ч.
34 Общественная мысль, публицистика, литература
1
35 Образование в России в XVIII в
1
36 Российская наука и техника в XVIII в
1
Русская
архитектура
XVIII
в.
Живопись
и
скульптура
37
1
Музыкальное и театральное искусство
38 Народы России вXVIII в
1
39 Перемены в повседневной жизни Российских
1
сословий
Повторение 3ч

40 Повторительно-обобщающий урок Россия в 18 в.
41 Итоговая контрольная работа Россия 18в.
42 Итоговое повторение

1
1
1

Всеобщая история. История Нового времени
8 класс (28ч)
№
п/п.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27
28

Название раздела. Тема урока
1.Мир к началу XVIII века.
Введение Мир на рубеже XVII-XVIII вв.
«Европейское чудо».
Эпоха Просвещения.
Развитие науки в 18в.
В поисках модернизации.
Европа меняющаяся. Стартовая диагностика.
Мир художественной культуры Просвещения.
Музыкальные перекрёстки Европы
Международные отношения в XVIII веке.
2.Европа в век Просвещения.
Англия на пути к индустриальной эре.
Аграрная революция в Англии
Франция при Старом порядке.
Германские земли в XVIII веке.
Два аграрных мира
Австрийская монархия Габсбургов в XVIII веке
Английские колонии в Северной Америке.
Война за независимость. Создание Соединённых Штатов
Америки.
Франция в XVIII веке.
Причины и начало Великой французской революции.
Французская революция в XVIII веке.
Европы в годы французской революции.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Эпоха
Просвещения. Время преобразований».
3.Традиционные общества Востока. Начало европейской
колонизации.
Османская империя. Персия.
Индия.
Китай.
Япония.
Колониальная политика европейских держав в XVIII веке.
Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового

Кол-во часов
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1

времени XVIII века» Контрольная работа №1.

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

История России ХIХв» (9 класс) – 42 часа
Название раздела, тема
Количество
часов
1
Вводный урок
1
Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.
Александр I: начало правления. Реформы М. М.
1
Сперанского.
1
Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг.
Отечественная война 1812 г.
1
Заграничные походы русской армии. Внешняя
1
политика Александра I в 1813— 1825 гг
Либеральные и охранительные тенденции во
1
внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.
1
Национальная политика Александра I.
Социально-экономическое развитие страны в первой
1
четверти XIX в
Общественное движение при Александре I.
1
Выступление декабристов
1
Контрольная работа по правлению Александра1
Глава 2. Россия во второй половине XIX
Реформаторские и консервативные тенденции во
1
внутренней политике Николая I.
Социально-экономическое развитие страны во
1
второй четверти XIX в.
1
Общественное движение при Николае I.
Национальная и религиозная политика Николая I.
1
Этнокультурный облик страны
Внешняя политика Николая I. Кавказская война
1
1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг.
1
Крымская война 1853—1856 гг
Культурное пространство империи в пер- вой
1
половине XIX в.
1
Контрольная работа
Глава 3. Россия в эпоху Великих реформ
Европейская индустриализация и предпосылки
1
реформ в России.
Александр II: начало правления. Крестьянская
1
реформа 1861 г.
Реформы 1860— 1870-х гг.: социальная и правовая
1
модернизация
Социально-экономическое развитие страны в
1
пореформенный период.
Общественное движение при Александре II и
1
политика правительства.
Национальная и религиозная политика Александра
1
II. Национальный вопрос в Европе и в России.

26 Внешняя политика Александра III.
27 Культурное пространство империи во второй
половине XIX в.
Повседневная
жизнь разных слоёв населения в XIX
28
в.
29 Контрольная работа
Глава 5. Россия в начале XX века
30 Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и
противоречия развития.
31 Социально-экономическое развитие страны на
рубеже XIX—XX вв.
32 Николай II: начало правления. Политическое
развитие страны в 1894—1904 гг.
33 Внешняя политика Николая II. Русско-японская
война 1904—1905 гг.
34 Русско-японская война 1904—1905 гг.
35 Первая российская революция и политические
реформы 1905—1907 гг.
36 Социально-экономические реформы П. А.
Столыпина.
37 Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.
38 Серебряный век русской культуры.
39 Литература Живопись. Скульптура
40 Повторительно-обобщающий урок
41 Итоговая контрольная работа за курс История России
19в.
42 Повторение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Всеобщая история. История Нового времени 1801-1914
9 класс (28ч)
№
п/п.
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Название раздела. Тема урока

Кол-во часов

Введение (1 час)
Раздел 1. Революции и реакция в европейском и мировом развитии
(5 часов)
Империя Наполеона I.
Народы против Французской империи
Поход в Россию и крушение Французской империи.
Священный союз и революционное движение в Европе в 1820-1830-х
Освободительное движение в Латинской Америке в первой половине
XIX века
Раздел 2. Становление национальных государств в Европе (3 часа
Революции 1848-1849гг в Европе
Начало объединения Италии и Германии
Внутренняя политика Наполеона III, франко-германская война и

1
1
1
1
1
1
1
1
1

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Парижская коммуна
Раздел 3. Европа на пути промышленного развития. Социальные
и идейно-политические итоги (4 часа)
Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения
в первой половине XIX века
Индустриальные страны во второй половине XIX - начале XXв
Консервативные, либеральные и социалистические идеи в XIX веке.
Повторение.
Раздел 4. Ведущие страны мира в середине XIX - начале XXв (5
часов)
Великобритания и её доминионы
США во второй половине XIX – начале ХХ в.
Страны Западной и Центральной Европы
Государства Южной и Юго-Восточной Европы

1
1
1
1
1
1
1
1

Япония на пути модернизации.
Раздел 5. Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в
конце XIX – начале ХХв (6 часов)
Индия под властью англичан
«Опиумные войны» и закабаление Китая индустриальными
державами.
Османская империя и Персия в XIX – начале ХХ в.
Завершение колониального раздела мира.

1

Колониализм: последствия для метрополий и колоний.
Латинская Америка во второй половинеXIX – начале ХХ в.
Раздел 6. Обострение противоречий на международной арене в
конце XIX – начале ХХ в. (1 час)
Военно-политические союзы и международные конфликты на
рубеже XIX-XX вв.
Раздел 7. Наука, культура и искусство в XIX- начале XX в (2 часа)
Технический прогресс и развитие научной картины мира
Культурное наследие XIX- начала XX в.
Обобщение по курсу «История Нового времени. XIХ – начало ХХ
века»

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».