ПРИЛОЖЕНИЕ Утверждена В составе АООП НОО Приказ №18/3 от 05.04.2021 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ учебного предмета «Чистописание» 1 класс 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧИСТОПИСАНИЕ» К КОНЦУ 1 КЛАССА Личностные результаты Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; положительного отношения к урокам русского языка; уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; интереса к языковой и речевой деятельности; представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.); первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности. Метапредметные результаты Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника); осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику); работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя; понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию; преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя). Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД: слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); принимать участие в диалоге; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; принимать участие в работе парами и группами; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение; оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. Предметные результаты: К концу изучения предмета «Чистописание» обучающиеся научатся: вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; различать гласные и согласные звуки и буквы; соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке; четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова; выделять предложения, слова из потока речи; правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом. К концу изучения предмета «Чистописание» обучающиеся получат возможность научиться: слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество; при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы; выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый звук (гласный/ согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, звонкий/глухой); строить модель слогового и звукового состава слова; оценивать качество своего письма; сравнивать самостоятельно написанное с предложенным образцом. К концу изучения предмета «Чистописание» обучающиеся научатся: различать слово и предложение; правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке; правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й’]; обнаруживать в словах изученные орфограммы; правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец – точкой; обозначать пробелами границы слов; писать большую букву в собственных именах; соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву); правильно писать ударные слоги жи—ши, ча—ща, чу—шу; - писать слова с проверяемыми парными согласными на конце слова; списывать текст и писать текст под диктовку учителя. К концу изучения предмета «Чистописание» обучающиеся получат возможность научиться: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в виде предложения или небольшого текста); обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки, пропуски, перестановки и замены букв, нарушения изученных орфографических правил в специально предложенных и в собственных записях; под руководством учителя осуществлять проверку написанного; писать безударные гласные, проверяемые ударением, в двусложных словах. Содержательная линия «Система языка» Фонетика, орфоэпия, графика Выпускник научится: понимать различие между звуками и буквами; устанавливать последовательность звуков в слове и их количество; различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить; определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный; различать гласный звук [и] и согласный звук [й]; различать согласные звуки: мягкие и твердые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить; различать непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить; различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; обозначать ударение в слове; правильно называть буквы русского алфавита; называть буквы гласных как показателей твердости-мягкости согласных звуков; определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука. Выпускник получит возможность научиться: наблюдать над образованием звуков речи; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка; определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.; обозначать на письме звук [й’] словах типа майка, быстрый; располагать заданные слова в алфавитном порядке; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель; находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.); произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике). Выпускник получит возможность научиться: осознавать слов как единство звучания и значения; осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря; различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие); на практическом уровне различать слова — названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов; иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению; подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач. Орфография и пунктуация Выпускник научится: а) применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; б) безошибочно списывать текст объемом 20— 25 слов с доски и из учебника; в) писать под диктовку тексты объемом 15—20 слов в соответствии с изученными правилами. Выпускник получит возможность научиться: определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов; писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела); писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.); применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании; пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧИСТОПИСАНИЕ» В 1 КЛАССЕ Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; - знаки препинания в конце предложения. 3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧИСТОПИСАНИЕ» В 1 КЛАССЕ 16 часов № п/п Тема урока 1 2 Обучение грамоте. Письмо. Обведение предметов по контуру. Письмо короткой и длинной наклонной линии с закруглением внизу и вверху. Количество часов 5 1 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Рабочая строка. Выполнение в рабочей строке элементов основного алгоритма. Нахождение и обозначение соответствующими значками мест соединений элементов в буквах и букв в словах. Письмо основного алгоритма письма. Фонетика, орфоэпия, графика. Чтение. Письмо. Письмо изученных букв и соединений. Сравнение строчной и заглавной букв. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Письмо узученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. Списывание с печатного и письменного шрифта. Офография и пунктуация. Безударные гласные в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание жи-ши. Правописание ча-ща. Правописание чу-щу. Контрольное списывание. 1 1 1 5 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1