АООП НОО Чистописание. 1 класс

ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждена В составе
АООП НОО

Приказ №18/3 от 05.04.2021

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ учебного

предмета
«Чистописание»
1 класс

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧИСТОПИСАНИЕ»
К КОНЦУ 1 КЛАССА
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных
УУД:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к
школе;
положительного отношения к урокам русского языка;
уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского
народа и языкам, на которых говорят другие народы;
интереса к языковой и речевой деятельности;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных
традициях русского народа;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия,
сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной
деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных
УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу
обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в
справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной
задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий,
составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный
алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих
действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся
получит
возможность
для
формирования
следующих
познавательных УУД:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную
задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника,
в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в
учебнике и учебных пособиях;

понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных
пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок,
таблица, схема), под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём
необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в
словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной
форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме
(рисунку);
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных
признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством
учителя);
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов
языка по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и
слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные
принадлежности и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом
(под руководством учителя).

Обучающийся
получит
возможность
для
формирования
следующих
коммуникативных УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения
или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное
мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в
общении правила вежливости.
Предметные результаты:
К концу изучения предмета «Чистописание» обучающиеся научатся:
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы;
соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;

четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;
выделять предложения, слова из потока речи;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и
рукописным шрифтом.
К концу изучения предмета «Чистописание» обучающиеся получат
возможность научиться:
слышать интонацию конца предложения, определять количество
произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;
при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей
буквы;
выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый звук
(гласный/ согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий,
звонкий/глухой); строить модель слогового и звукового состава слова;
оценивать качество своего письма; сравнивать самостоятельно написанное с
предложенным образцом.
К концу изучения предмета «Чистописание» обучающиеся научатся:
различать слово и предложение;
правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном
порядке;
правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й’];
обнаруживать в словах изученные орфограммы;
правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой
буквой, а конец – точкой;
обозначать пробелами границы слов;
писать большую букву в собственных именах;
соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не
перенося одну букву);
правильно писать ударные слоги жи—ши, ча—ща, чу—шу; - писать слова с
проверяемыми парными согласными на конце слова;
списывать текст и писать текст под диктовку учителя.
К концу изучения предмета «Чистописание» обучающиеся получат
возможность научиться:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в виде предложения
или небольшого текста);
обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки,
пропуски, перестановки и замены букв, нарушения изученных орфографических правил в
специально предложенных и в собственных записях;
под руководством учителя осуществлять проверку написанного;
писать безударные гласные, проверяемые ударением, в двусложных словах.
Содержательная линия «Система языка»

Фонетика, орфоэпия, графика
Выпускник научится: понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их количество; различать гласные и
согласные звуки, правильно их произносить; определять качественную характеристику
гласного звука в слове: ударный или безударный; различать гласный звук [и] и согласный
звук [й]; различать согласные звуки: мягкие и твердые, глухие и звонкие, определять их в
слове и правильно произносить; различать непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц],
непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
обозначать ударение в слове; правильно называть буквы русского алфавита; называть буквы
гласных как показателей твердости-мягкости согласных звуков; определять функцию
мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Выпускник получит возможность научиться: наблюдать над образованием звуков
речи; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь,
ёлка; определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.; обозначать на
письме звук [й’] словах типа майка, быстрый; располагать заданные слова в алфавитном
порядке; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки,
утюг, яма, ель; находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при
орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.); произносить
звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов
определён орфоэпическим словарём в учебнике).
Выпускник получит
возможность научиться: осознавать слов как
единство звучания и значения; осознавать, что значение слова можно уточнить или
определить с помощью толкового словаря; различать предмет
(признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие); на
практическом уровне различать слова — названия предметов, названия признаков
предметов, названия действий предметов; иметь представление о многозначных и
однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению;
подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.
Орфография и пунктуация Выпускник
научится:
а) применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в
предложении; написание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под
ударением; отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос
слов; прописная буква в начале предложения, именах собственных; непроверяемые гласные
и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); знаки
препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
б) безошибочно списывать текст объемом 20— 25 слов с доски и из учебника;
в) писать под диктовку тексты объемом 15—20 слов в соответствии с изученными
правилами.
Выпускник получит возможность научиться: определять случаи расхождения
звукового и буквенного состава слов; писать двусложные слова с безударным гласным
звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела); писать слова с парным

по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа
глаз, дуб и др.); применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под
диктовку и при списывании; пользоваться орфографическим словарём в учебнике как
средством самоконтроля.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧИСТОПИСАНИЕ» В 1 КЛАССЕ
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте,
определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для
эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической
формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в
соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение
нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических
норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе
обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических
требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии
с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и
прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов
(сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных
произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных
твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным
способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости

согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как
последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на
материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при
переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как
средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой
моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на
пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием
письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний,
слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым,
аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не
расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного
списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами,
знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для
анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с
предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография.
Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; - знаки препинания в конце
предложения.

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА «ЧИСТОПИСАНИЕ» В 1 КЛАССЕ
16 часов
№ п/п

Тема урока

1
2

Обучение грамоте. Письмо.
Обведение предметов по контуру.
Письмо короткой и длинной наклонной линии с закруглением
внизу и вверху.

Количество
часов
5
1
1

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Рабочая строка. Выполнение в рабочей строке элементов
основного алгоритма.
Нахождение и обозначение соответствующими значками мест
соединений элементов в буквах и букв в словах.
Письмо основного алгоритма письма.
Фонетика, орфоэпия, графика. Чтение. Письмо.
Письмо изученных букв и соединений.
Сравнение строчной и заглавной букв.
Письмо слогов и слов с изученными буквами.
Письмо узученных букв, слогов. Письмо элементов изученных
букв.
Списывание с печатного и письменного шрифта.
Офография и пунктуация.
Безударные гласные в корне слова.
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
Правописание жи-ши.
Правописание ча-ща.
Правописание чу-щу.
Контрольное списывание.

1
1
1
5
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».