АООП НОО по литературному чтению 1-4

ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждена

В составе АООП НОО
Приказ №18/3 от 05.04.2021

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО

учебного
предмета

РАЗВИТИЯ

«Литературное чтение» 14 классы

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных,
метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества» становление гуманистических и
демократических ценностных ориентации.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религии.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуации.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. У выпускника будут
сформированы:
• внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные

моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные
и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на
понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к оценке своей учебной деятельности; основы гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

• развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание

чувств других людей и сопереживание им; установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей
деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; чувство
прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной
культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к ОО, понимания

необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого учебно-познавательного
интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; положительной
адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной
роли «хорошего ученика»;
• установки на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении и поступках; осознанных

устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой
жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках,
направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия;
• установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках, в т.ч. с

использованием возможностей ВФСКГТО. Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её
осуществления.
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, определят наиболее эффективные способы достижения
ее результата
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных
задач.
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и
задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменных формах.

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий
- определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, явлений и процессов
действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающие существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования,
формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных
действий.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с

учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том
числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде
пользоваться реакцией среды решения задачи);
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; •

различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник
получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,

актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые

коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные УУД:
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием

учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том
числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• владеть основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса
единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
признаков и их синтеза;
• владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки Интернета;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных

условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя
недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; •
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач. Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных

коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его
аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе
средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с
его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации

столкновения интересов;
• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; •

задавать вопросы;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность
научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех
участников;
• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных
задач.
Предметные результаты:
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и
передачи нравственных ценностей и традиций;
2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире,
российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле,
нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в
систематическом чтении;
3. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных
текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 4.
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего
речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами
интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий;
5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками
для понимания и получения дополнительной информации 1класс. Литературное чтение
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится: воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научнопознавательные, учебные, справочные); осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах,
толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя; читать по слогам и

целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного; читать
различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению,
обложке; различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок; принимать участие в
коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по их
содержанию; отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе
запомнился тот или иной герой произведения?»; называть действующих лиц прочитанного или
прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с
поступками литературных героев; различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять
их особенности под руководством учителя; анализировать с помощью учителя (о каком предмете идет
речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками; читать и понимать смысл пословиц и
поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и
поговоркой.
Выпускник получит возможность научиться: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы
чтения; читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать
настроение автора; ориентироваться в учебной книге, ее элементах; находить сходные элементы в книге
художественной; просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной
информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в
рабочей тетради; осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского
народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями; распределять загадки на
тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.
Творческая деятельность
Выпускник научится: пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством
учителя; восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.
Выпускник получит возможность научиться: составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и
семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом
пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии
с задачами, поставленными учителем; сочинять свои загадки в соответствии с представленными
тематическими группами, используя средства художественной выразительности.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится: различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие
фольклорные жанры (сказка); отличать прозаический текст от поэтического; находить различия между
научно-познавательным и художественным текстом; называть героев произведения, давать характеристику.
Выпускник получит возможность научиться: отгадывать загадки на основе выявления существенных
признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами,
распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими
группами; находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её
культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.); использовать
знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки,

юмористического произведения в своей творческой деятельности, пересказывать текст подробно на основе
коллективно составленного плана и под руководством учителя.
2 класс. Литературное чтение.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится: понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под
руководством учителя) в читательской практике приемами чтения (комментированное чтение, чтение
диалога, выборочное чтение); читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать
художественный текст; при чтении отражать настроение автора; ориентироваться в учебной книге, ее
элементах; находить сходные элементы в книге художественной; просматривать и выбирать книги для
самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;
фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»; осознавать нравственное содержание
пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с
изучаемыми произведениями; распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные
загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма; соотносить заголовок текста с содержанием,
осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер
литературных героев, приводить примеры их поступков.
Выпускник получит возможность научиться: читать вслух бегло, осознанно, без искажений,
выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова,
соблюдая паузы между предложениями и частями текста; понимать смысл традиций и праздников русского
народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять
высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,
делиться впечатлениями о праздниках с друзьями; употреблять пословицы и поговорки в диалогах и
высказываниях на заданную тему; наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом
испытывает.
Творческая деятельность
Выпускник научится: пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или
опорных слов под руководством учителя; составлять собственные высказывания на основе произведений,
высказывая собственное отношение к прочитанному.
Выпускник получит возможность научиться: сочинять свои произведения малых жанров устного
народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой; творчески
пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится: различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их
культурную ценность для русского народа; находить различия между научно-познавательным и
художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научнопознавательному или художественному; составлять таблицу различий; использовать знания о рифме,
особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях
юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Выпускник получит возможность научиться: понимать особенности стихотворения: расположение строк,
рифму, ритм; определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими
словами; находить в произведении средства художественной выразительности; понимать, позицию какого
героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.
3 класс. Литературное чтение.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое
отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между
предложениями и частями текста; осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное,
изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения; понимать смысл традиций и праздников русского
народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам;
составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных
праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу; употреблять
пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему наблюдать, как поэт воспевает
родную природу, какие чувства при этом испытывает; рассуждать о категориях добро и зло, красиво и
некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях;
предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций; пользоваться элементарными приемами
анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на
художественное произведение по образцу; самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль;
соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя
произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; задавать вопросы по
прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного
произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; делить текст на части;
озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной
и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, ее элементы; делиться своими
впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них; пользоваться
тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Выпускник получит возможность научиться: понимать значимость произведений великих русских
писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра
(сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и
предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения; пользоваться
элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через
произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения,
справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные
выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать
яркий образ; участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных
произведений, доказывая свою точку зрения; формулировать один вопрос проблемного характера к
изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие
собственное мнение о проблеме; делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять

самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей; находить в произведениях
средства художественной выразительности; готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в
книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно
составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения
событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания
(природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Выпускник научится: сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного
творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой; писать небольшие по
объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с
прочитанным текстом — повествованием; пересказывать содержание произведения от автора, от лица
героя; сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности,
осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Выпускник получит возможность научиться: составлять рассказы об особенностях национальных
праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных
рассказов); подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных
писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в
принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские
традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах,
конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в
читательских конференциях; писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится: понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами;
соотносить с пословицами и поговорками; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает
автор, находить доказательства этому в тексте; осмысливать специфику народной и литературной сказки,
рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в
тексте доказательства сходства и различия; находить в произведении средства художественной
выразительности.
Выпускник получит возможность научиться: сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ
различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,
структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение,
метафора); определять позиции героев и позицию автора художественного текста; создавать прозаический
или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной
выразительности.
4 класс. Литературное чтение.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится: понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов

(Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры; читать вслух бегло,
осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте,
выражая свое отношение к содержанию и героям произведения; выбирать при выразительном чтении
интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение
читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.); пользоваться элементарными
приемами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих
мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости,
трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в
поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из
разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему; делить текст
на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для
соединения частей; находить в произведениях средства художественной выразительности; готовить
проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться
алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Выпускник получит возможность научиться: осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного
обучения по другим предметам; приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и
изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы; воспринимать
художественную литературу как вид искусства; осмысливать нравственное преображение героя,
раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку; соотносить
нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими
представлениями и представлениями о добре и зле; на практическом уровне овладеть некоторыми видами
письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на
вопрос, описание — характеристика героя); работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Выпускник научится: пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь
на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и
точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий
элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от
3-го лица; составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе
прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов); подбирать материалы для
проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, ученых по данной теме,
делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты
на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные
праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных
праздниках, посвященных великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях; писать
отзыв на прочитанную книгу.
Выпускник получит возможность научиться: создавать собственные произведения, интерпретируя
возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация,
постановка живых картин и т. д.)

Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится: сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста,
герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Выпускник получит возможность научиться: определять позиции героев и позицию автора
художественного текста; создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского
текста, используя средства художественной выразительности.
2.СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение
различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели
речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и
художественному произведению.
Чтение.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми
словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное
увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему
осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с
интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и
типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру
произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное).
Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения:
факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных,
учебных, научно-популярных - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.
Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы,
главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с
разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,
выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых
знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная,
художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация,
иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели
книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник,
собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, 117

энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским
книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту
словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное
соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие
выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение
общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания
прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм
морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных
народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка:
последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения
лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с
использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и
выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа.
Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою
на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Характеристика героя произведения. Портрет,
характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного
текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста:
определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание,
подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего
текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из
текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный
выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов,
выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов,
выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и
сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске,
характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения;
адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного
текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин,
легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими
приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение
главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова.
Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на
ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного
в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического
общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; 118
выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту).

Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм
речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на
основе фольклорных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма
речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский
текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в
высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научнопопулярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни,
художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение,
повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование
выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического
высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных
линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку
(отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных
средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание,
рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения
классиков отечественной литературы XIX-XX в в., классиков детской литературы, произведения
современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы,
доступные для восприятия младших школьников. Представленность разных видов книг: историческая,
приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские
периодические издания (по выбору). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов,
произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические
произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте, определение
значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов,
эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Ориентировка в литературных понятиях: художественное
произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой
произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Общее представление о
композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ),
описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев). Прозаическая и
стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма). Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие
произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки,
загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые,
волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная
(авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, особенностях построения
и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация
текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям,
инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы

с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей,
последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии),
репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Тематическое планирование 1 класс
( 115 ч. в год.)
Аудирование. Фонетика

16

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

«Азбука»—первая учебная книга.
Речь устная и письменная.
Предложение.
Устная речь. Слово и слог.
Письменная речь. Слово и слог.
Слова и звуки в нашей жизни.
Деление слова на слоги. Слог-слияние.
Гласные и согласные звуки.
Звуки и буквы.
Повторение и обобщение пройденного материала
Гласная буква А.
Гласная буква О.
Гласная буква И.
Гласная буква ы.
Гласная буква У.
Гласные звуки и буквы.
Аудирование. Чтение вслух. Фонетика.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
54

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

Согласная буква Н.
Согласная буква С.
Согласная буква К.
Согласная буква Т.
Согласная буквы. Правописание имен собственных.
Согласная буква Л.
Чтение слов с буквой Л.
Согласная буква Р.
Согласная буква В.
Гласная буква Е.
Чтение слов с буквой Е.
Согласная буква П.
Чтение слов с буквой П.
Согласная буква М. Москва–столица России.
Чтение слов с буквой М.
Согласная буква З.
Чтение слов с буквой З. Звонкие и глухие согласные.
Согласная буква Б.
Чтение слов с буквой Б.
Согласная буква Д.
Чтение слов с буквой Д.
Гласная буква Я.
Чтение слов с буквой Я.
Чтение слов С буквами Е и Я.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50,51
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
66,65.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.

Согласная буква Г.
Чтение слов с буквой Г.

1
1

Согласная буква Ч.
Чтение слов с буквой Ч.
Буква ь.
Разделительный мягкий знак.
Согласная буква Ш.
Чтение слов с изученными буквами.
Согласная буква Ж.
Чтение слов и предложений с буквами Ш, Ж.
Гласная буква Ё.
Чтение слов с изученными буквами.
Согласная буква Й.
Чтение слов с буквой Й.
Согласная буква Х.
Чтение слов и предложений с изученными буквами.
Твердые и мягкие согласные.
Гласная буква Ю.
Чтение слов и предложений с изученными буквами.
Согласная буква Ц.
Гласная буква Э.
Чтение слов с буквой Э.
Согласная буква Щ.
Чтение слов и предложений с изученными буквами.
Согласная буква Ф.
Чтение слов с Ф.
Буква Ъ. Чтение слов с Ъ и Ь.
Слова с разделительным и мягким и твердым знаками.
Чтение в слух. Библиографическая культура.
Как хорошо уметь читать.
Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
Наше Отечество.
Создатели славянской азбуки. Первый букварь.
Создатели славянской азбуки. Первый букварь.
Творчество Л.Н. Толстого.
Работа с разными видами текстов.
Творчество К.Д. Ушинского.
Творчество К.И. Чуковского.
Творчество В.В. Бианки.
Творчество С.Я. Маршака, А.Л. Барто.
Творчество М.М.Пришвина
Творчество С.В.Михалкова
Творчество Б.Заходера
Творчество В. Берестова
Творческая деятельность.
«Живая Азбука»

1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1

Прощание с "Азбукой".
Работа с текстом художественного произведения.
87.
Вводный. Понятия «автор», «писатель», «произведение».
88.
В. Данько "Загадочные буквы". Понимание заглавия текста.
89.
И. Токмакова «Аля, Клякса и буква А».
90.
С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет».
91.
М. Бородицкая "Разговор с пчелой". И. Гамазкова «Кто как кричит?»
92.
Культура речевого общения. С. Маршак «Автобус № 26».
93.
Обобщение по теме: "Жили-были буквы".
Литературоведческая пропедевтика. Чтение вслух.
94.
А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…»
95.
А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась...».
96.
Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель».
Библиографическая культура.
97.
Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа.
98.
Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель.
Работа с текстом художественного произведения.
99.
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Г. Кружков «Ррры!»
100. Н. Артюхова «Саша-дразнилка».
101. К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет»,
102. О. Григорьев "Стук".
103. И. Пивоварова «Кулинаки - пулинаки».
104. К. Чуковский «Телефон»
105. М. Пляцковский "Помощник"
106. Творческая деятельность. Обобщение «И в шутку и в серьёз».
Работа с текстом художественного произведения.
107. С. Михалков «Трезор». Р. Сеф "Кто любит собак".
108. В. Осеева «Собака яростно лаяла». Характеристика героя.
109. М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка».
110. В. Берестов «Лягушата».
111. Д. Хармс "Храбрый ёж", Н. Сладков «Лисица и Ёж».
112. С. Михалков "Важный совет".
113. С. Аксаков "Гнездо".
Творческая деятельность.
114,115. Обобщение «О братьях наших меньших».
86.

1
7
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
2
2

Тематическое планирование 2 класс. (119 часов)
№ п\н

1.
2.
3.
4.
5.

Тема урока

БИБЛИОГРАФИЧЕКАЯ КУЛЬТУРА. ЧТЕНИЕ ВСЛУХ.
Введение. Знакомство с учебником.
Самое великое чудо на свете.
Проект №1. О чем может рассказать школьная библиотека.
Старинные и современные книги.
Напутствие читателю Р. Сефа.

Кол-во
часов

5
1
1
1
1
1

6
7
8
9
10
11
12

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА. ЧТЕНИЕ ВСЛУХ.
Люблю природу русскую! Осень.
Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной...".
К.Бальмонт "Поспевает брусника...", А. Плещеев "Осень наступила..."…
А.А. Фет "Ласточки пропали..."
"Осенние листья"- тема для поэтов
В.Д.Берестов"Хитрые грибы";
М.М.Пришвин "Осеннее утро", И.Бунин "Сегодня так светло кругом..."

13

Обобщение "Люблю природу русскую. Осень"
КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ.

1

8
1
1
1
1
1
1
1
1
6

14

А.С. Пушкин – великий русский писатель.

1

15

Вступление к поэме «Руслан и Людмила».

1

16

А.С.Пушкин «Вот север, тучи…», «Зима..»

1

17

А.С.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке

1

18

А.С.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке . Выразительное чтение.

1

19

А.С.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке. Закрепление.

1

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА.

8

20

И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»

1

21

И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»

1

22

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

1

23

Л.Н.Толстой «Филипок»

1

24

Л.Н.Толстой «Филипок». «Правда всего дороже».

1

25

Л.Н.Толстой «Котенок»

1

26

Разноцветные страницы. И. Токмакова «Десять птичек- стайка».

1

27

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №4

1

РАБОТА С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ТЕКСТОВ. ЧТЕНИЕ ВСЛУХ.

12

28

Н.Сладков «Они и мы», А.Шибаев «Кто кем становится?»

1

29

Б. Заходер «Плачет киска..», И.Пивоварова «Жила-была собака»

1

30

В.Д. Берестов "Кошкин щенок"

1

31

М.Пришвин «Ребята и утята»

1

32

М.Пришвин «Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана.

1

33

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1

34

Б.Житков «Храбрый утенок»

1

35

В.Бианки «Музыкант»

1

36

В.Бианки «Сова»

37

В.Бианки «Сова». Выразительное чтение.

1

38

Разноцветные страницы. С. Брезкун, М. Бородицкая «Стихи»

1

39

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №5.

1

КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ.

9

40
41

Вопросы из детских журналов. Подготовка к проекту №2 «Мой любимый детский
журнал»
Д.Хармс «Игра»

1
1

42

Д.Хармс «Вы знаете»

1

43

Д.Хармс, С.Маршак «Веселые стихи»

1

44

Д.Хармс «Что это было?», Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог…»

1

45

Ю.Владимиров «Чудаки», А.Введенский «Ученый Петя»

1

46

Защита проекта «Мой любимый детский журнал»

1

47

А.Введенский «Лошадка»

1

48

Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №6.

1

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА. ЧТЕНИЕ В СЛУХ

9

49

Зимние загадки.

1

50

И.Бунин «Зимним холодом», К.Бальмонт «Снежинка»

1

51

Я.Аким «Утром кот принес на лапках»

1

52

Ф.Тютчев «Чародейкою зимою..», С.Есенин «Поет зима…»

1

53

С.Есенин «Береза»

1

54

Русская народная сказка «Два мороза»

1

55

С.Михалков «Новогодняя быль»

1

56

А.Барто «Дело было в январе», С.Дрожжин

1

57

Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №7
РАБОТА С ТЕКСТОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
К.И.Чуковский «Путаница»
К.И.Чуковский «Радость»
К.И.Чуковский «Федорино горе»
К.И.Чуковский «Федорино горе». Пересказ по плану.
С.Я.Маршак «Кот и лодыри»
С.В.Михалков «Мой секрет»
С.В.Михалков «Сила воли»
С.В.Михалков «Мой щенок»
А.Л.Барто «Веревочка»
А.Л.Барто «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа»

58
59
60
61
62
63
64
65
66
67

1

1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109

Н.Носов «Затейники»
Н.Носов «Живая шляпа»
Н.Носов «Живая шляпа». Подробный пересказ на основе составленного плана.
Н.Носов «На горке».
Н.Носов «На горке». Подробный пересказ на основе картинного плана.
Разноцветные страницы.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №8.
РАБОТА С ТЕКСТОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской.
В.Лунин «Я и Вовка»
Н.Булгаков «Анна, не грусти!»
Ю.Ермолаев «Два пирожных»
В.Осеева «Волшебное слово»
В.Осеева «Хорошее»
В.Осеева «Почему»
В.Осеева «Почему». Составление плана рассказа.
Разноцветные страницы.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №9
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА. ЧТЕНИЕ ВСЛУХ
Весенние загадки
Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»
А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка»
А.Блок «На лугу», С.Маршак «Снег теперь уже не тот»
Женский день. И.Бунин «Матери», А.Плещеев «В бурю»
Е.Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел»
С.Васильев «Белая береза»
Проект №3 Газета «День Победы – 9 мая»
Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу
№10.
КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ.
Веселые стихи Б. Заходера.
Б.Заходер «Что красивей всего?»
Б.Заходер «Песенки Винни- Пуха».
Э.Успенский «Чебурашка»
Э.Успенский «Чебурашка». Закрепление.
Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…»
Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память»
В.Берестов «Знакомый, «Путешественники»
В.Берестов «Кисточка», И. Токмакова «Плим», «В чудной стране».
Г.Остер «Будем знакомы»
Г.Остер «Будем знакомы». Выразительное чтение.
В.Драгунский «Тайное становится явным»
В.Драгунский «Тайное становится явным». Выразительное чтение.
Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №11
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА.
Введение "Литература зарубежных стран".
Американские и английские народные песенки.

1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1

110
111
112
113
114
115
116
117
118
119

Французская и немецкая народные песенки «Сьюзан и мотылек», «Знают мамы,
знают дети».
Шарль Перро «Кот в сапогах»
Шарль Перро «Кот в сапогах». Выразительное чтение.
Шарль Перро «Красная шапочка».
Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине»
Эни Хогарт «Маффин и паук».
Эни Хогарт «Маффин и паук». Соотнесение смысла сказки с русской пословицей.
Эни Хогарт «Маффин и паук». Составление плана сказки для подробного пересказа.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Обобщение по разделу.
Защита проекта №4 «Мой Любимый писатель-сказочник».

Тематическое планирование 3 класс ( 119 ч.)

№ п\п

1
2

3
4
5
6
7
8
9
10

Тема урока

Кол-во часов

2
Самое великое чудо на свете
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных
обозначений. Содержание учебника. Словарь
Рукописные книги Древней Руси.
Первопечатник Иван Фёдоров.
11
Поэтическая тетрадь 1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела.
Проект «Как научится читать стихи» на основе научно – популярной статьи Я.
Смоленского.
Русские поэты 19 – 20 веков. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». Звукозапись, её
художественно выразительное значение.
Ф. И. Тютчев «Листья». Олицетворение – средство художественной
выразительности. Сочинение – миниатюра «О чем расскажут осенние листья»
А. А. Фет «Мама! Глянь–ка из окошка…». Картины природы. Эпитеты – слова,
рисующие картины природы.
А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…». Выразительное чтение
стихотворения.
И. С. Никитин «Полно, степь моя…». Олицетворение как приём создания картины
природы.
И. С. Никитин «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины
природы. Подготовка сценария утренника «Первый снег».

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

11

И. З. Суриков. «Детство». Выразительное чтение стихотворения.

1

12

И. З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в
лирическом стихотворении.

1

13

Оценка достижений по теме «Поэтическая тетрадь 1»
Великие русские писатели

1
26

14

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела.

1

15

А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С.
Пушкина».
Лирические стихотворения А. С. Пушкина. Настроение стихотворения. Прием
контраста как средство создания картин.
А. С. Пушкин. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение.
Звукопись, ее выразительное значение
«Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста.

1

Сказка о царе Салтане…». Сравнение народной и литературной сказок.
Особенности волшебной сказки.
«Сказка о царе Салтане…». Герои литературной сказки. Нравственный смысл
сказки А. С. Пушкина.
«Сказка о царе Салтане…». Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с
художественным текстом, их сравнение.
И. А. Крылов. Подготовка сообщения на основе статьи учебника, книг о Крылове.
Скульптурный портрет И. Крылову.
И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна». Мораль басен.
Нравственный урок читателю. Герои басни
И. А. Крылов «Ворона и Лисица». Характеристика героев на основе их поступков.
Инсценирование басни.
М. Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе
статьи. «Горные вершины» Настроение стихотворения.
Лирические стихотворения. М. Ю. Лермонтов «Утёс», «На севере диком». Подбор
музыкального сопровождения к лирическому стихотворению.
М. Ю. Лермонтов «Осень». Сравнение лирического текста и произведения
живописи.
Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминания писателя. Подготовка сообщения о жизни
и творчестве писателя.
Л.Н. Толстой «Акула». Тема и главная мысль рассказа. Составление плана

1

1

31

Л.Н. Толстой «Акула». Тема и главная мысль рассказа. Составление различных
вариантов плана.
Л.Н. Толстой «Прыжок». Тема и главная мысль рассказа. Составление плана

32

Л.Н. Толстой «Прыжок». Тема и главная мысль рассказа. Составление плана

1

33

Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Тема и главная мысль рассказа.

1

34

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве».

1

35

Л. Н. Толстой «Куда девается вода из моря?» Составление плана

1

36

Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои)

1

37

Рассказ – описание. Особенности прозаического и лирического текстов.

1

38

Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст –
рассуждение. Сравнение текста – рассуждения и текста – описания.
Оценка достижений по теме «Великие русские писатели»

1

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

39

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

Поэтическая тетрадь 2

6

40

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

41

Н. А. Некрасов «Славная осень!». Стихотворение о природе. Настроение
стихотворения. Средства выразительности.
Повествовательное произведение в стихах. Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и
зайцы». Авторское отношение к герою. Выразительное чтение.
Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Средства художественной
выразительности.
К.Д. Бальмонт «Золотая осень». Картины природы. Выразительное чтение

1

42
43
44

45

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

стихотворения.
И. А. Бунин «Детство», «Полевые цветы». Создание словесных картин. Оценка
достижений.
Литературные сказки
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница». Характеристика героев сказки.
В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница». Нравственный смысл сказки.
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок.
Сравнение героев сказки.
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Составление плана сказки. Подробный и
выборочный пересказ сказки.
Оценка достижений по теме «Литературные сказки»
Были-небылицы
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения – основной приём описания
подводного царства.
М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения
сказки
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения.
К. Г. Паустовский
«Растрёпанный воробей». Герои произведения.
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Характеристика героев.
А. И. Куприн «Слон». Основные события произведения.
А. И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана.
А. И. Куприн «Слон». Пересказ.
Оценка достижений по теме «Были-небылицы»
Поэтическая тетрадь 1
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Стихи о животных. Саша Чёрный «Воробей», «Слон». Авторское отношение к
изображаемому. Средства художественной выразительности
А. Блок «Ветхая избушка». Картины зимних забав. Средства художественной
выразительности для создания образа.
А. Блок «Сын», «Ворона». Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту
же тему.
С. Есенин «Черёмуха». Выразительное чтение. Средства художественной
выразительности для создания картин цветущей черемухи.
Оценка достижений по теме «Поэтическая тетрадь 1»
Люби живое
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1
1
1

1
6
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
16
1

69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106

М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст.
М. Пришвин «Моя Родина». Основная мысль текста. Сочинение на основе
художественного текста.
И. С. Соколов – Микитов «Листопадничек». Почему произведение так называется?
Определение жанра произведения.
И. С. Соколов – Микитов «Листопадничек». Листопадничек – главный герой
произведения. Рассказ о герое.
И. С. Соколов – Микитов «Листопадничек». Творческий пересказ: дополнение
содержания текста.
В. И. Белов «Малька провинилась». Главные герои рассказа.
В. И. Белов «Ещё про Мальку». Заголовок текста.
В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав.
В. В. Бианки «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения
Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения
Б . С. Житков«Про обезьянку». Пересказ.

1
1

Б . С. Житков«Про обезьянку». Краткий пересказ.
В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения.
В.Ю. Драгунский «Он живой и светиться». Нравственный смысл рассказа
Оценка достижений по теме «Люби живое»
Поэтическая тетрадь 2
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
С. Я. Маршак «Гроза днём». Заголовок стихотворения.
С. Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…». Выразительное чтение.
А.Л. Барто «Разлука». Выразительное чтение.
А. Л. Барто «В театре». Выразительное чтение.
С. В. Михалков «Если». Выразительное чтение.
Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». Выразительное чтение стихотворений.
Проект: «Праздник поэзии». Оценка достижений
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенности заголовка
произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения.
А. П. Платонов. «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев.
А. П. Платонов. «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев.
А. П. Платонов «Ещё мама». Чтение по ролям.
М. М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Главная мысль
произведения.
М. М. Зощенко «Великие путешественники». Восстановление порядка событий.
Особенности юмористического рассказа.
Н. Н. Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа.
Н.Н. Носов «Телефон». Анализ заголовка.
Н. Н. Носов «Друг детства». Анализ заголовка.
Сборник юмористических рассказов Н. Носова.
Оценка достижений по теме «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»
По страницам детских журналов
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые журналы. По страницам
журналов для детей.
Ю. Ермолов «Проговорился». Вопросы и ответы по содержанию.

1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1

107
108
119
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119

Ю. Ермолов «Воспитатели». Пересказ.
Г. Остер «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов.
Г. Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Легенды своей семьи.
Р. Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение.
Оценка достижений «По страницам детских журналов»
Зарубежная литература
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Пересказ.
Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе.
Мифологические герои и их подвиги.
Г. – Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки.
Г. – Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке.
Г. – Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Подготовка сообщения о великом сказочнике.
Оценка достижений по теме «Зарубежная литература»
Тематическое планирование 4 класс (85ч.)

№ п/п

Тема урока.

I.
1
2
3
4
5
6
II.
7
8
9

Библиографическая культура.
Древнерусские летописи.
Особый язык летописей. "И вспомнил Олег коня своего"
Работа с разными видами текстов. Летопись
Былины как жанр русского фольклора. "Ильины три поездочки"
Текст былины в пересказе И.Карнауховой
Творческая деятельность. Говорение. "Былины, летописи, жития".
Работа с разными видами текстов
А.С.Пушкин "Няне"
А.С.Пушкин "Туча", "Унылая пора"
А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Характеристика
героев.
А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" Деление сказки на
части
М.Ю.Лермонтов "Дары Терека"
М.Ю.Лермонтов "Ашик - Кериб". Сравнение русской и турецкой сказок
М.Ю.Лермонтов "Ашик - Кериб". Характеристика героев
Жизнь и творчество Л. Н. Толстого
Л.Н.Толстой "Детство"
Л.Н.Толстой . Басня "Как мужик убрал камень"
А.П.Чехов "Мальчики"
А.П.Чехов "Мальчики". Главные герои рассказа
Рассказы для детей
Культура письменной речи. "Чудесный мир классики"
Литературоведческая пропедевтика
Ф. И. Тютчев. "Ещё земли печален вид...", "Как неожиданно и ярко..."
А.А.Фет "Весенний дождь", "Бабочки"
Е.А.Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист..."
А.Н.Плещеев "Дети и птичка"
И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..."

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
III.
21
22
23
24
25

1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1

Кол-во
часов
6
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1

26
27
28
29
30
IV
31
32
33
34
35
36
37
38
V
39
40
41
42
43
VI
44
45
46
47
48
49
VII
50
51
52
VIII
53
54
55
56
57
58
59
60
IX
61
62
63
64
65
66
X

Н.А.Некрасов "Школьник"
Н.А.Некрасов о своём детстве. "В зимние сумерки нянины сказки..."
И.А.Бунин. "Листопад"
Культура речевого общения. Родные поэты
Творческая деятельность. "Поэтическая тетрадь"
Работа с текстом художественного произведения
Жизнь и творчество В.Ф. Одоевского
В.Ф.Одоевский. "Городок в табакерке". План сказки
В.Ф.Одоевский. "Городок в табакерке". Подробный пересказ
В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе". Текст-описание в содержании
В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе". Герои литературного текста.
С.Т.Аксаков. "Аленький цветочек". Герои произведения
С.Т.Аксаков. "Аленький цветочек". Деление текста на части
Культура письменной речи. "Литературные сказки"
Работа с текстом художественного произведения
Е. Д.Шварц "Сказка о потерянном времени"
Е.Д. Шварц "Сказка о потерянном времени" Цитатный план.
В.В.Голявкин "Никакой горчицы я не ел". Смысл заголовка.
В.В.Голявкин "Никакой горчицы я не ел". Инсценировка.
Творческая деятельность."Делу -время, потехе -час"
Работа с текстом художественного произведения
Б.С.Житков. "Как я ловил человечков"
Б.С.Житков "Как я ловил человечков". Герои произведения
К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками". Музыкальное сопровождение.
Культура письменной речи.
М.М.Зощенко "Ёлка"
Культура речевого общения."Страна детства"
Литературоведческая пропедевтика
В.Я.Брюсов "Опять сон", "Детская"
С.А.Есенин "Бабушкины сказки"
Культура речевого общения."Поэтическая тетрадь". Конкурс чтецов.
Работа с разными видами текстов
А.И.Куприн "Барбос и Жулька"
А.И.Куприн "Барбос и Жулька". Поступки героев.
М.М.Пришвин "Выскочка"
М.М.Пришвин "Выскочка". Характеристика героя
Е.И.Чарушин "Кабан"
В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип". Герои рассказа.
В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип". Составление плана.
Культура письменной речи."Природа и мы"
Литературоведческая пропедевтика
Б.Л.Пастернак "Золотая осень"
С.А.Клычков "Весна в лесу"
Д.Б.Кедрин "Бабье лето"
Н.М.Рубцов "Сентябрь"
С.А.Есенин "Лебедушка"
Творческая деятельность. "Поэтическая тетрадь"
Работа с текстом художественного произведения

1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
5

67
68
69
70
71
XI
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85

Е.С.Велтистов "Приключения Электроника"
Е.С.Велтистов "Приключения Электроника" Герои рассказа
Кир Булычев"Путешествие Алисы"
Кир Булычев"Путешествие Алисы" Сравнение героев.
Творческая деятельность. Путешествие по "Стране Фантазии".
Работа с текстом художественного произведения
.Жизнь и творчество Дж. Свифта.
Дж.Свифт "Путешествие Гулливера".Развитие сюжета
Дж.Свифт "Путешествие Гулливера".Герои произведения
Г. Х.Андерсен "Русалочка"Авторская сказка.
Г. Х.Андерсен "Русалочка".Деление текста на части.
Г. Х.Андерсен "Русалочка".Рассказ о Русалочке.
Г. Х. Андерсен "Русалочка".Характеристика героев.
М. Твен "Приключение Тома Сойера".
М.Твен "Приключения Тома Сойера". Герои и их поступки
С. Лагерлёф "Святая ночь"
С. Лагерлёф "Святая ночь" Составление плана пересказа.
С. Лагерлёф "В Назарете. Святое семейство", "В Назарете. Иисус и Иуда"
Путешествие по дорогам любимых книг
Культура речевого общения. Обобщение "Зарубежная литература"

1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».