АООП НОО литературное чтение на родном языке.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждена

В составе АООП НОО
Приказ №18/3 от 05.04.2021

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ

учебного предмета

«Литературное чтение на родном языке» 14 классы

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
определенных личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и
национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального
российского общества» становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
единичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуации.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентации на

содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего
ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения

новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей,
родителей и других людей;
• способность к оценке своей учебной деятельности; основы гражданской
идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена
семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости
за свою
Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на
здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения; чувство прекрасного и эстетические чувства на
основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к ОО,

понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого
учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• установки на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении и
поступках; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств
других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на
помощь другим и обеспечение их благополучия;
• установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и
поступках, в т.ч. с использованием возможностей ВФСКГТО. Метапредметные
результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

- формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определят наиболее
эффективные способы достижения ее результата
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации, соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета.
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных
формах.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
- определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества.
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, явлений и
процессов действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающие
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования, формирование начального уровня культуры пользования словарями в
системе универсальных учебных действий. Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в

сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; •

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в
интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в
цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на
русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность
научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном

материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; •
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия. Познавательные УУД:
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с

использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• владеть основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,

выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь
текстов);
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; • осуществлять
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
признаков и их синтеза;
• владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки

Интернета;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов
ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
• произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения

различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не

совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; •

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; •
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и
позиций всех участников;
• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; •
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Предметные результаты:
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений,
понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным
предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать

содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации
1класс. Литературное чтение на родном языке.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится: воспринимать на слух различные виды текстов (художественные,
научно-познавательные, учебные, справочные); осознавать цели изучения темы,
представленной на шмуцтитулах,
толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя; читать
по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать
смысл прочитанного; читать различные книги, осуществлять выбор книги для
самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке; различать понятия добро и
зло на основе прочитанных рассказов и сказок; принимать участие в коллективных
беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по их
содержанию; отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое
название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»; называть
действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать
содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных
героев; различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их
особенности под руководством учителя; анализировать с помощью учителя (о каком
предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками; читать и
понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость,
соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.
Выпускник получит возможность научиться: читать, соблюдая орфоэпические и
интонационные нормы чтения; читать целыми словами с постепенным увеличением
скорости чтения; при чтении отражать настроение автора; ориентироваться в учебной
книге, ее элементах; находить сходные элементы в книге художественной; просматривать
и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная
литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради;
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского
народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями; распределять
загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе

предложенного в учебнике алгоритма; пересказывать текст подробно на основе
коллективно составленного плана и под руководством учителя.
Творческая деятельность
Выпускник научится: пересказывать текст подробно на основе картинного плана под
руководством учителя; восстанавливать деформированный текст на основе картинного
плана под руководством учителя; составлять высказывание на тему прочитанного или
прослушанного произведения.
Выпускник получит возможность научиться: составлять небольшие высказывания о
ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл
своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях;
употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными
учителем; сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими
группами, используя средства художественной выразительности.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится: различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка)
и большие фольклорные жанры (сказка); отличать прозаический текст от поэтического;
находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; называть
героев произведения, давать характеристику.
Выпускник получит возможность научиться: отгадывать загадки на основе выявления
существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить
их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять
свои загадки в соответствии с тематическими группами; находить в текстах народных и
литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические
события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.); использовать знания о
рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки,
юмористического произведения в своей творческой деятельности, пересказывать текст
подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.
2 класс. Литературное чтение на родном языке.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится: понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах,
пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приемами чтения
(комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение); читать целыми словами
со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении
отражать настроение автора; ориентироваться в учебной книге, ее элементах; находить
сходные элементы в книге художественной; просматривать и выбирать книги для

самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по
совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»; осознавать
нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа,
соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями; распределять загадки
по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в
учебнике алгоритма; соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь
содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер
литературных героев, приводить примеры их поступков.
Выпускник получит возможность научиться: читать вслух бегло, осознанно, без
искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при
чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями
текста; понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции
семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о
самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,
делиться впечатлениями о праздниках с друзьями; употреблять пословицы и поговорки в
диалогах и высказываниях на заданную тему; наблюдать, как поэт воспевает родную
природу, какие чувства при этом испытывает.
Творческая деятельность
Выпускник научится: пересказывать текст подробно на основе коллективно
составленного плана или опорных слов под руководством учителя; составлять
собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение
к прочитанному.
Выпускник получит возможность научиться: сочинять свои произведения малых
жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и
индивидуальной задумкой; творчески пересказывать содержание произведения от автора,
от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится: различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные
сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа; находить различия
между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста,
указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному;
составлять таблицу различий; использовать знания о рифме, особенностях жанров
(стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях
юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться: понимать особенности стихотворения:
расположение строк, рифму, ритм; определять героев басни, характеризовать их,
понимать мораль и разъяснять ее своими словами; находить в произведении средства

художественной выразительности; понимать, позицию какого героя произведения
поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.
3 класс. Литературное чтение на родном языке.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно,
передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова,
соблюдая паузы между предложениями и частями текста; осознанно выбирать виды
чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели
чтения; понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции
семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять
высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных
праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и
их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты
разрешения конфликтных ситуаций; пользоваться элементарными приемами анализа
текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к
чтению) на художественное произведение по образцу; самостоятельно читать
произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с
пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения
поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; задавать вопросы по
прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из
прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного
мнения; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на
составленный под руководством учителя план; находить книги для самостоятельного
чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе
книг и поиске информации опираться на аппарат книги, ее элементы; делиться своими
впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Выпускник получит возможность научиться: понимать значимость произведений
великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета,
Некрасова и др.) для русской культуры; выбирать при выразительном чтении интонацию,
темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается,
стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в
предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям
произведения; пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его
изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их
нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости,

трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные
выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово
способно создавать яркий образ; участвовать в дискуссиях на нравственные темы;
подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить
эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное
мнение о проблеме; делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять
самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей; находить в
произведениях средства художественной выразительности; готовить проекты о книгах и
библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться
алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке; пересказывать содержание
произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный
план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения
событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий
элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Выпускник научится: сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного
народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной
задумкой; писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в
жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;
пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя; сказывать русские
народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать
русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Выпускник получит возможность научиться: составлять рассказы об особенностях
национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора,
летописей, былин, житийных рассказов); подбирать материалы для проекта, записывать
пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме,
делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы
жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники»,
«Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в
литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых
великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях; писать отзыв на
прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится: понимать особенности стихотворения: расположение строк,
рифму, ритм; определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и
разъяснять ее своими словами; соотносить с пословицами и поговорками; понимать,
позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому

в тексте; осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни,
лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в
тексте доказательства сходства и различия; находить в произведении средства
художественной выразительности.
Выпускник получит возможность научиться: сравнивать, сопоставлять, делать
элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий
(фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств
художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); определять
позиции героев и позицию автора художественного текста; создавать прозаический или
поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства
художественной выразительности.
4 класс. Литературное чтение на родном языке.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится: понимать значимость произведений великих русских писателей и
поэтов
(Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в
предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям
произведения; выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое
ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с
чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.); пользоваться элементарными
приемами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через
произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра,
мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения
литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно
подобранное автором слово способно создавать яркий образ; участвовать в дискуссиях
на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту;
находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие
собственный взгляд на проблему; делить текст на части, подбирать заглавия к ним,
составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности; готовить проекты
о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться
алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Выпускник получит возможность научиться: осознавать значимость чтения для
дальнейшего успешного обучения по другим предметам; приобрести потребность в
систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-

познавательной, учебной и художественной литературы; воспринимать художественную
литературу как вид искусства; осмысливать нравственное преображение героя,
раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;
соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со
своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле; на
практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование —
создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание —
характеристика героя); работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Выпускник научится: пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и
кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе
логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план,
озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы,
внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе
прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли
известных писателей, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся,
осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника
(«Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные
праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов,
литературных праздниках, посвященных великим русским поэтам; участвовать в
читательских конференциях; писать отзыв на прочитанную книгу.
Выпускник получит возможность научиться: создавать собственные произведения,
интерпретируя возможными способами произведения авторские
(создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.)
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится: сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ
различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и
авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной
выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Выпускник получит возможность научиться: определять позиции героев и позицию
автора художественного текста; создавать прозаический или поэтический текст по
аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной
выразительности.
2. СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОГО
Виды

ПРЕДМЕТА

речевой

и

читательской деятельности
Аудирование (слушание) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание
собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания
звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного
произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого
высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научнопознавательному и художественному произведению.
Чтение.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на
нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с
интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее,
ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте
необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта,
описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественных, учебных, научно-популярных - и их сравнение. Определение целей
создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение
умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее
названию и оформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли,
структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с
разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на
вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу
беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных
материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник
необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее
представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги:

содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды
информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги,
ее справочно- иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение,
книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания
(справочники, словари, 117 энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного
списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный
каталог.
Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной
литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения,
его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей
художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью
учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих
нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания
прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки
зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви
к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем,
идей, героев в фольклоре разных народов.
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств
языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для
данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям,
пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка
персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление
авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через
поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста:
определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов,
озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение
главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста,
составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде
самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный
пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов,
выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия
(выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе
текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности
ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия
произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей
учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных,
наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам
или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов
текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста.
Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова.
Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста
с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий
пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи.
Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и
самостоятельно задавать вопросы по тексту; 118 выслушивать, не перебивая, собеседника
и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению
(учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм
речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями
национального этикета на основе фольклорных произведений. Работа со словом
(распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное
пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания.
Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст,
по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли
текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом
специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача
впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного
искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное
построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных
средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического
высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения,
отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие
содержания заголовку
(отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи
выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини- сочинениях
(повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения Произведения устного народного творчества разных народов
России. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX в в., классиков
детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом
многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для

восприятия младших школьников. Представленность разных видов книг: историческая,
приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая
литература; детские периодические издания (по выбору). Основные темы детского
чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших
меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте,
определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств
выразительности:
синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Ориентировка в
литературных понятиях:
художественное
произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема;
герой
произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Общее
представление о
композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование
(рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя,
диалог героев). Прозаическая и
стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного
произведения (ритм,
рифма). Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое
разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни,
потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение
основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные
особенности сказок: лексика, построение (композиция).
Литературная
(авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре,
особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы
деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных
связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий);
изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе
художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по
серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Тематическое планирование 1 класс (17 ч.)

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема урока
Работа с разными видами текстов. Чтение в слух.
Е. Чарушин «Теремок».
Русская народная сказка: «Руковичка».
Литературоведческая пропедевтика.
Загадки, песенки.
Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».
А.С. Пушкин. Стихи.
Русская народная сказка «Петух и собака».
Обобщение по теме: «Сказки, загадки, небылицы».
Литературоведческая пропедевтика. Чтение вслух.
Стихи-загадки писателей И.Токмаковой, Л.Ульяницкой, Л.
Яхнина, Е. Трутневой.
Библиографическая культура.
Произведения из старинных книг.
Культура речевого общения. Круг детского чтения.
Ю. Ермолаева «Лучший друг».
Е. Благинина «Подарок».
В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны».
Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек»,
И.Пивоварова «Вежливый ослик».
С. Маршак «Хороший день».
В. Орлов «Если дружбой дорожить…»
М. Пляцковский «Серый дог Буль», Ю. Энтин «Про
дружбу»,
Обобщение по теме: «Я и мои друзья».

Количество
часов
2
1
1
5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование 2 класс (17 ч.)
№ п\п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Тема урока
РАБОТА С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ТЕКСТОВ. ЧТЕНИЕ
ВСЛУХ.
Устное народное творчество.
Русские народные песни.
Русские народные потешки и прибаутки.
Скороговорки, считалки, небылицы.
Загадки, пословицы, поговорки.
Народные сказки. Ю. Мориц " Сказка по лесу идёт...".
Русская народная сказка "Петушок и бобовое зернышко".
Русская народная сказка "У страха глаза велики".
Русская народная сказка "Лиса и тетерев".
Русская народная сказка "Лиса и Журавль".
Русская народная сказка "Каша из топора".
Русская народная сказка "Гуси-лебеди".

Кол-во часов
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13
14
15
16.
17

А. Шибаев «Вспомни сказку».
Обобщение "Устное народное творчество".
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №2.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Урок-викторина «книжкиные друзья».
КВН "Цветик-семицветик".

1
1
1
2
1
1

Тематическое планирование 3 класс (17 ч.)

№ п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока
Кол-во часов
14
Устное народное творчество
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
1
содержания раздела.
Русские народные песни. Обращение к силам природы.
1
Лирические народные песни. Шуточные народные песни.
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
1
Произведения прикладного искусства: гжельская и
1
хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец
1
Иванушка». Особенности волшебной сказки.
Русская народная сказка « Сестрица Алёнушка и братец
1
Иванушка». Деление текста на части.
Русская народная сказка « Иван – Царевич и Серый Волк».
1
Особенности волшебной сказки.
Русская народная сказка « Иван – Царевич и Серый Волк».
1
Составление плана сказки.
Русская народная сказка «Сивка – Бурка». Характеристика
1
героев сказки.
Русская народная сказка « Сивка – Бурка». Составление
1
плана сказки.
Иллюстрация к сказке В. Васнецова и И. Билибина.
1
Сравнение художественного текста и произведения
1
живописи.
Проект: « Сочиняем волшебную сказку», «Дополняем
1
литературную сказку своими историями».
Оценка достижений по теме «Устное народное творчество»
1
3
Литературные сказки
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка.
1
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца….».
1
Характеристика героев сказок.
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца….».
1
Нравственный смысл сказки. Сравнение литературной и
народной сказок.

Тематическое планирование 4 класс (17 ч.)
№ п\п
1
2

3
4
5
6
7
8
9
10

11
12

13
14
15
16
17

Тема урока
Кол-во часов
Библиографическая культура.
Герой былины - защитник Русского государства
1
"Житие Сергия Радонежского" - памятник древнерусской
литературы
1
Работа с разными видами текстов
П.П.Ершов "Конек-горбунок"
1
П.П.Ершов "Конек-горбунок". Сравнение литературной и
народной сказки.
1
П.П.Ершов "Конек-горбунок". Характеристика героев
1
Работа с текстом художественного произведения
П.П.Бажов "Серебряное копытце". Мотивы народных
сказок
1
П.П.Бажов "Серебряное копытце". Герои произведения
1
В.Ю. Драгунский "Главные реки"
1
В.Ю. Драгунский "Что любит Мишка"
1
Литературоведческая пропедевтика
М.И.Цветаева "Бежит тропинка с бугорка..", "Наши
царства"
1
Работа с разными видами текстов
Д.Н.Мамин - Сибиряк "Приёмыш"
1
Д.Н.Мамин - Сибиряк "Приёмыш". Отношение человека к
природе.
1
Литературоведческая пропедевтика
И.С.Никитин "Русь". Образ Родины.
1
Работа с текстом художественного произведения.
С.Д.Дрожжин "Родине"
1
А.В.Жигулин "О, Родина! В неярком блеске..."
Обобщение по разделу «Родина»
1
"Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!"
1
Говорение. Защита проекта "Они защищали Родину"
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».