АООП НОО Развитие речи. 2-4

ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждена

В составе АООП НОО

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ

учебного предмета

«Русский язык»
2 – 4 классы

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных
личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной
принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества»
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
единичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуации.
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности; основы гражданской
идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи,
представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину,
народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на здоровый образ
жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать
в
своей
деятельности
нормам
природоохранного,
нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе
знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к ОО;
понимания
необходимости
учения,
выраженного
в
преобладании
учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого
учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватногопонимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности
реализации социальной роли «хорошего ученика»;
установки на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении и
поступках; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определят наиболее эффективные
способы достижения ее результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации, соблюдать нормы информационной избирательности,
этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, явлений и
процессов действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающие
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования, формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в
интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и
результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
владеть основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда
или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
и Интернета;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов
ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и
позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.

Предметные результаты:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка
межнационального общения;
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и
письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач.
2 класс Развитие речи (освоение данного раздела
распределяется по всем разделам курса).
Выпускник научится: участвовать в устном общении на уроке (слушать
собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого
поведения); строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на
заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения); (самостоятельно) читать
тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с
учебнопознавательной задачей (под руководством учителя); пользоваться словарями
учебника для решения языковых и речевых задач; анализировать текст с нарушенным
порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте; понимать тему
и главную мысль текста (при ее словесном выражении ), подбирать заглавие к тексту,
распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей
текста; читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно
их записывать; составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и
вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу
и по его концу.
Выпускник получит возможность научиться: анализировать свою и чужую речь
при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при
устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности
содержания; соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся
в словарях учебника; озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение; замечать в
художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность; составлять
небольшие повествовательный и описательны тексты на близкую жизненному опыту детей
тему (после предварительной подготовки); находить средства связи между предложениями
(порядок слов, местоимения, синонимы ); составлять небольшие высказывания по
результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему; составлять
текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);письменно

излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по
вопросам; проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные
орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Орфография и пунктуация Выпускник
научится:
а) применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в
предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении
под ударением и без ударения); отсутствие мягкого знака после шипящих в
буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в
именах собственных; проверяемые безударны гласные в корне слова; парные звонкие и
глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные в корне слова
(перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных; разделительный
мягкий знак (ь);знаки препинания конца предложения (. ? !); раздельное написание
предлогов с именами существительными; раздельное написание частицы не с глаголами;
б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку
и при списывании;
в) безошибочно списывать текст объемом 40—50 слов с доски и из учебника;
г) писать под диктовку тексты объемом 30—40 слов в соответствии с изученными
правилами.
Выпускник получит возможность научиться: осознавать значение понятий
«орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»; определять
разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами; разграничивать
орфограммы на изученные правила письма и неизученные; обнаруживать орфограммы по
освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах; применять разные
способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов,
использование орфографического словаря; пользоваться орфографическим словарём
учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми
орфограммами.

3 класс
Развитие речи (освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса)
Выпускник научится: участвовать в устном общении на уроке (слушать
собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого
поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учетом ситуации общения;
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать
адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией
общения; применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе
при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с
людьми , плохо владеющими русским языком; анализировать свою и чужую речь при
слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при
устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности
содержания; строить предложения для решения определенной речевой задачи, для

завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения
к чему-либо; понимать содержание читаемого текста, замечать в нем незнакомые слова,
находить в нем новую для себя информацию для решения познавательной или
коммуникативной задачи; понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту
заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их
последовательность, озаглавливать части текста; восстанавливать последовательность
частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение; замечать в
художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность; знакомиться с
жанрами объявления, письма; строить монологическое высказывание на определённую
тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Выпускник получит возможность научиться:
Определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять
собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного
изложения учеником; письменно (после коллективной подготовки) подробно или
выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе
зрительного восприятия; на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку,
репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на
тему выбранной учениками пословицы или поговорки; использовать в монологическом
высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование; пользоваться
специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании
собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности,
точности, богатства речи; проверять правильность своей письменной речи, исправлять
допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также: непроизносимые
согласные; разделительный твёрдый знак (ъ); непроверяемые гласные и согласные в корне
слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника); гласные и
согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах; мягкий знак после шипящих
на конце имён существительных (речь, брошь, мышь); безударные родовые окончания имён
прилагательных; раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в
указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова,
подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря; е) безошибочно
списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными
правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять

орфографические и пунктуационные ошибки. Выпускник
получит возможность научиться:
а) применять правила правописания: соединительные о и е в сложных словах
(самолёт, вездеход); е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек
замочка); запятая при обращении; запятая между частями в сложном предложении;
безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или
словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической
ошибки
).
4 класс
Развитие речи (освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса).
Выпускник научится: осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где
происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в
соответствии с конкретной ситуацией общения; владеть формой диалогической речи;
умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и
др.); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе
при обращении с помощью средств ИКТ; оценивать правильность (уместность) выбора
языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и
незнакомыми, с людьми разного возраста; владеть монологической формой речи; под
руководством учителя строить монологическое высказывание на определенную тему с
использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение); работать с
текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по
его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений
и частей текста), составлять план к заданным текстам; пользоваться самостоятельно
памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником; письменно (после
коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание
повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия,
сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать
требование каллиграфии при письме; сочинять письма, поздравительные открытки,
объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения; составлять
тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по
наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным
теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке,
творческому воображению и др.); письменно сочинять небольшие речевые произведения
освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление); проверять
правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и
пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы
содержания, заменять слова на более точные и выразительные; пользоваться специальной,
справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных
речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Выпускник получит возможность научиться: подробно и выборочно письменно
передавать содержание текста; различать стилистические варианты языка при сравнении

стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового,
разговорного и научного или делового); создавать собственные тексты и корректировать
заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности
письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы; анализировать
последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и
соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной
задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением,
задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов); оформлять
результаты исследовательской работы; редактировать собственные тексты, совершенствуя
правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых
средств.
Орфография и пунктуация Выпускник
научится:
а) применять ранее изученные правила правописания: раздельное написание слов;
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; сочетания чк, чн, чт, нч,
щн и др.; перенос слов; прописная буква в начале предложения, именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в
корне слова; непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корне
слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника); гласные и
согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах; разделительные мягкий и
твердый знаки (ь, ъ); мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (речь,
брошь, мышь); соединительные о и е в сложных словах (самолет, вездеход); е и и в
суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек — замочка); безударные
падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия,
-ов, -ин); безударные падежные окончания имен прилагательных; раздельное написание
предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа
(читаешь, пишешь); мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться; безударные личные
окончания глаголов; раздельное написание предлогов с другими словами; знаки
препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; знаки
препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в
указанных учителем словах (в объеме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарем учебника как средством самоконтроля
при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объемом 80 — 90 слов;
з) писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными
правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:

а) применять правила правописания: соединительные о и е в сложных словах
(самолёт, вездеход); е и и в суффиксах -ек, -ик; запятая при обращении; запятая между
частями в сложном предложении;
б) объяснять правописание безударных падежных окончаний
имён
существительных (кроме существительных на -мя,-ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы
слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание
фонетических
особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или
пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск
орфограммы или пунктограммы.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Систематический курс Орфография
и пунктуация.
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора
написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического
словаря. Применение правил правописания:
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь,
мышь); - безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных
на - мя,
-ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа
(пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;

раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные
знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения,
его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать ,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским
языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на
определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование,
рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование
порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов
по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом
точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в
текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания
определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения;
сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

№ п/п
1
2
3
4
5
6

2 класс (17 часов)
Тема урока
Наша речь.
Какая бывает речь.
Что можно узнать о человеке по его речи.
Как отличить диалог от монолога.
Проверка знаний по теме «Наша речь». Контрольное
списывание.
Текст.
Тема и главная мысль текста.
Работа с деформированным текстом.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

№ п/п

Обучающее изложение «Коля заболел»
Изложение повествовательного текста «Грачиное гнездо»
Изложение повествовательного текста по вопросам
Обучающее сочинение "Зимние забавы".
Обучающее изложение «Оляпка»
Обучающее изложение «Мурзик»
Текст-повествование
Текст-описание
Текст-рассуждение?
Сочинение по картине.
Повторение изученного по теме «Текст».
3 класс (17 часов)
Тема урока

1

Развитие речи. Обучающее изложение. В. Киреева «Утёнок»

2
3

Развитие речи. Обучающее изложение. Н. Сладков «Ёлка»
Развитие речи. Обучающее изложение. Н.Богословский
«Заячья храбрость».
Развитие речи. Сочинение по картине А.А. Рылова «В
голубом просторе»
Развитие речи. Обучающее изложение. М. Пришвин «Старая
сыроежка».
Развитие речи. Обучающее изложение. М. Пришвин
«Черника»
Развитие речи. Сочинение по картине В.М. Васнецова
«Снегурочка»
Развитие речи. Обучающее изложение. В. Солоухин
«Перочинный ножик»
Развитие речи. Обучающее изложение. Л. Толстой «Лев и
мышь».
Развитие речи. Отзыв по картине М.А. Врубеля
«ЦаревнаЛебедь»
Развитие речи. Отзыв по картине В.А.Серова «Девочка с
персиками»
Развитие речи. Проект «Имена прилагательные в загадках»
Развитие речи. Обучающее изложение. В. Степанов «Берёза»

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Развитие речи. Обучающее изложение. «Мал, да удал» В.
Бочарников.
Развитие речи. Обучающее изложение. Г.Скребицкий
«Синичка»
Проект «Мой великий русский язык»
Развитие речи. Сочинение на тему «Почему я жду летних
каникул»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4 класс (17 часов)
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Темы уроков
Развитие речи.
Наша речь и наш язык.
Язык и речь. Формулы вежливости.
Текст. План текста.
Обучающее изложение «Первая вахта»
Анализ изложения. Типы текстов.
Обучающее изложение «Спасение птенца»
Анализ изложения.
Обучающее изложение «Опасная змея»
Анализ изложений. Правописание падежных окончаний имен
существительных в единственном и множественном числе.
Сочинение по картине В.А. Серова " Мика Морозов".
Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
Изложение повествовательного текста по вопросам
Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха
Изложение повествовательного текста по цитатному плану.
Анализ изложения
Развитие речи. Сочинение по картине
И.Э.Грабаря
«Февральская лазурь».
Развитие речи. Изложение повествовательного текста с
элементами сочинения.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».