АООП НОО ОРКСЭ

ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждена

В составе АООП
НОО

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО

учебного
предмета
«ОРКСЭ»

РАЗВИТИЯ

1-4 классы

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.

Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2)

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)

использование знаково-символических средств представления информации для

создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Выпускник научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные
учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в
планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый
контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией
среды решения задачи); оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи
и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей; различать способ и результат действия; вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера
сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и
результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и
иностранном языках.
Познавательные УУД
Выпускник научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения

учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том
числе контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию)
выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться
на разнообразие способов решения задач; владеть основами смыслового восприятия
художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из
сообщений разных видов (в первую очередь текстов); осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как
составление целого из частей; проводить сравнение, классификацию по заданным
критериям; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности
для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза; владеть рядом общих приемов решения задач.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть
диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты
ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей
различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные
мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а
что нет; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Основы православной культуры
Выпускник научится: раскрывать содержание основных составляющих православной
христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги
и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники,
нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и
др.); ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной
традиции, истории еѐ формирования в России; на примере православной религиозной
традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни

людей, семей, народов, российского общества, в истории России; излагать свое мнение по
поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; соотносить
нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной
морали; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения
по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться: развивать нравственную рефлексию,
совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное
поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовнонравственных ценностей; устанавливать взаимосвязь между содержанием православной
культуры и поведением людей, общественными явлениями; выстраивать отношения с
представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного
уважения прав и законных интересов сограждан; акцентировать внимание на
религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении
гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы исламской культуры
Выпускник научится: раскрывать содержание основных составляющих исламской
культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места,
сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы
отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
ориентироваться в истории возникновения исламской религиозной традиции, истории еѐ
формирования в России; на примере исламской религиозной традиции понимать значение
традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского
общества, в истории России; излагать свое мнение по поводу значения религии,
религиозной культуры в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы
поведения с нормами исламской религиозной морали; осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и
излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Выпускник получит
возможность научиться: развивать нравственную рефлексию, совершенствовать
морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе
традиционных для российского общества, народов России духовно- нравственных
ценностей; устанавливать взаимосвязь между содержанием исламской культуры и
поведением людей, общественными явлениями; выстраивать отношения с
представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного
уважения прав и законных интересов сограждан; акцентировать внимание на
религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении
гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы буддийской культуры

Выпускник научится: раскрывать содержание основных составляющих буддийской
культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места,
сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы
отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
ориентироваться в истории возникновения буддийской религиозной традиции, истории еѐ
формирования в России; на примере буддийской религиозной традиции понимать
значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов,
российского общества, в истории России; излагать свое мнение по поводу значения
религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; соотносить нравственные
формы поведения с нормами буддийской религиозной морали; осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать
собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться: развивать нравственную рефлексию,
совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное
поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовнонравственных ценностей; устанавливать взаимосвязь между содержанием буддийской
культуры и поведением людей, общественными явлениями; выстраивать отношения с
представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного
уважения прав и законных интересов сограждан; акцентировать внимание на
религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении
гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы иудейской культуры
Выпускник научится: раскрывать содержание основных составляющих иудейской
культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места,
сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы
отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
ориентироваться в истории возникновения иудейской религиозной традиции, истории еѐ
формирования в России; на примере иудейской религиозной традиции понимать значение
традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов,
российского общества, в истории России; излагать свое мнение по поводу значения
религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; соотносить нравственные
формы поведения с нормами иудейской религиозной морали; осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать
собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться: развивать нравственную рефлексию,
совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное
поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовнонравственных ценностей; устанавливать взаимосвязь между содержанием иудейской
культуры и поведением людей, общественными явлениями; выстраивать отношения с
представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного

уважения прав и законных интересов сограждан; акцентировать внимание на
религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении
гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы мировых религиозных культур
Выпускник научится: раскрывать содержание основных составляющих мировых
религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения,
ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей
друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); ориентироваться
в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма,
иудаизма, истории их формирования в России; понимать значение традиционных религий,
религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории
России; излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни
людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной
морали; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения
по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться: развивать нравственную рефлексию,
совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное
поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовнонравственных ценностей; устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной
культуры и поведением людей, общественными явлениями; выстраивать отношения с
представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного
уважения прав и законных интересов сограждан; акцентировать внимание на религиозных
духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных
предметов на последующих уровнях общего образования. Основы светской этики
Выпускник научится: раскрывать содержание основных составляющих российской
светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и
свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе,
историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и
родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.); на
примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов
в жизни людей, общества; излагать свое мнение по поводу значения российской светской
этики в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами
российской светской (гражданской) этики; осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое
мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться: развивать нравственную рефлексию,
совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное

поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской)
этики; устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и
поведением людей, общественными явлениями; выстраивать отношения с
представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного
уважения прав и законных интересов сограждан; акцентировать внимание на
нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов
на последующих уровнях общего образования.
Содержание учебного предмета
Основы религиозных культур и светской этики
Основное содержание предметной области Предметная область «Основы религиозных
культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и
содержательно связанных друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по
выбору родителей (законных представителей) обучающихся: «Основы православной
культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской
культуры»,
«Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы
светской этики».
Основы православной культуры Россия – наша Родина. Введение в православную
духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и
зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в
России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной
культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное
искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Основы исламской культуры Россия – наша Родина. Введение в исламскую духовную
традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель
нравственности в исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и
зло в исламской традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и
исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть.
Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе.
Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение
и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы буддийской культуры Россия – наша Родина. Введение в буддийскую
духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды

и бодхисаттвы. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Человек в
буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские
святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь.
Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение
к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы иудейской культуры Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную
традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты
иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской
традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.
Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарем:
его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности
семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы мировых религиозных культур Россия – наша Родина. Культура и религия.
Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в
религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные
заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы
в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные
ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Основы светской этики Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение
в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы
нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы
нравственности в культуре
Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что
значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы,
принципы 128 морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали.
Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного
самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа России.
Тематическое планирование 4 класс «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ) – (34ч.)
№
п.п.
I
1.

Разделы, темы.
Знакомство с новым предметом. Россия – наша Родина

Россия – наша Родина.

Количество
часов
2ч.
1

2.
II
3.
4.
III
5.
6.
7.
8.
IV
9.
10.
11.
12.
13.
14
V

Духовные ценности человека. Культура и религия.
Знакомство с основами этики

Диалог о философии и этике
Мораль и нравственность.
Этическое учение о добродетелях
Что такое добродетель.
Учение Аристотеля о добродетелях.
Нравственные качества.
Терпение и терпимость.
Этика о нравственном выборе
Суд над Сократом.
Убеждения.
Нравственный выбор.
Совесть и долг.
Ответственность.
Этика о воспитании самого себя.
Этика о добродетели справедливости и справедливом
государстве.
15.
Справедливость.
16.
Государство, основанное на справедливости.
17.
Государство. Светская этика.
VI
Нравственный закон человеческой жизни
18.
Нравственный закон. Десять заповедей.
19.
Заповеди любви.
20.
Любовь – основа жизни.
21.
Прощение.
VII Этика об отношении людей друг к другу
22.
Древнегреческие мыслители о дружбе.
23.
Этика об отношении к другим людям и самому себе.
24.
Мысли и поступки. Слова и речь.
25.
Милосердие.
26.
Золотое правило нравственности.
VIII Как сегодня жить по нравственным законам
27.
Нравственные законы в современном мире.
28.
Альберт Швейцер.
29.
Этическое учение Л.Н.Толстого
30.
Доброте сопутствует терпение.
IX
Защита проектов
31.
Любовь и уважение к Отечеству
32.
Подготовка творческих проектов.
33.
Презентация творческих проектов.
34.
Защита творческих проектов.

1
2ч.
1
1
4ч.
1
1
1
1
6ч.
1
1
1
1
1
1
3ч.
1
1
1
4ч.
1
1
1
1
5ч.
1
1
1
1
1
4ч.
1
1
1
1
4ч.
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».