РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 21 протокол № 8 от «28» августа 2020 г. ОУ СОШ №21 .Ю.Пономарева от 01.09.2020 г.) ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДСТВЕ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 21 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; инструктивно - методическими документами Министерства образования и науки РФ об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 14 года № 1643); Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 14 года № 1644); Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. приказа Минобрнауки России от от 29 декабря 14 года № 1645), Уставом МБОУ СОШ № 21 (далее- школы) и регламентирует работу классного руководителя. 1.2. Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, направленная на организацию системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создание условий для индивидуального самовыражения и развития личности обучающихся. 1.3. В своей деятельности классный руководитель руководствуется положениями Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, законодательства РФ о правах ребенка и их гарантиях, Закона «Об образовании в Российской Федерации», Семейным кодексом РФ, Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральными государственными образовательными стандартами начального, основного общего и среднего общего образования (далее - ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО), нормами Устава школы, локальных актов и настоящего Положения. 1.4. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности. 1.5. Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом директора школы. Классный руководитель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к педагогическому стажу. 1.6. Непосредственное руководство и координацию работы классных руководителей осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе. 1.7. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности возлагаются на других педагогических сотрудников. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде. 1.8. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией школы, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представителями детей), родительским комитетом класса и общешкольным родительским комитетом, педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогами организаторами, Советом профилактики, социальными партнерами школы по организации внеурочной деятельности обучающихся, представителями правоохранительных органов, органов социальной защиты, защиты прав несовершеннолетних и т.д. 1.9. Срок данного положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового. 2. Цели и задачи деятельности классного руководителя 2.1 Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно - ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений. 2.2.Цель: создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся, их успешной социализации в обществе. 2.3.Задачи: Приоритетными задачами деятельности по классному руководству, соответствующими государственным приоритетам в области воспитания и социализации обучающихся, являются: 1. Создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости; 2. Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать; 3. Формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.; 4. Формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны; 5. Формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счёт активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ. 3. Функции классного руководителя Основными функциями классного руководителя являются: 3.1. Аналитико-прогностическая функция (совместно с медицинской и психолого педагогической службами школы), выражающаяся в: - изучении индивидуальных особенностей, обучающихся; - выявлении специфики и определении динамики развития классного коллектива; - изучении и анализе состояния и условий семейного воспитания каждого ребенка; - изучении и анализе влияния школьной среды и малого социума на обучающихся класса; - прогнозировании уровней воспитанности, личностного развития обучающихся и этапов формирования классного коллектива; - прогнозировании результатов воспитательной деятельности; - построении модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе школы в целом; 3.2. Организационно-координирующая функция, выражающаяся в: - координации учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в целом; - координации формирования классного коллектива, организации и стимулировании разнообразных видов деятельности обучающихся в классном коллективе: оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности обучающихся, организация деятельности органов ученического самоуправления; - организации взаимодействия деятельности с учителями - предметниками, педагогом психологом, педагогом —организатором, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником школы, семьей. Выполнение роли посредника между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся; - содействии в организации внеурочной деятельности обучающихся, в т.ч. в получении дополнительного образования посредствам включения их в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы, НОУ) как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования; - участии в работе педагогических и методических советов, методических, творческих объединений классных руководителей, административных совещаниях, Совета профилактики; - координации выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой внеурочной деятельности, организации участия класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время; - организации работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную деятельность, привлечение родителей к участию в образовательной деятельности; - заботе о физическом и психическом здоровье обучающихся; - выявлении и учете детей социально незащищенных категорий (совместно с социальным педагогом); - обеспечении охраны прав и социальной защиты всех категорий, обучающихся; - систематическом посещении неблагополучных семей в целях изучения, контроля, коррекции ситуации и выработки совместно с родителями обучающихся единой стратегии и тактики воспитательной работы (совместно с социальным педагогом); - систематическом наблюдении за поведением детей «группы риска» и состоящих на различных видах учета; - ведении документации классного руководителя (Приложение 1); 3.3. Коммуникативная функция, выражающаяся в: - развитии и регулировании межличностных отношений между обучающимися, между обучающимися и взрослыми; - оказании помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу; - содействии созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного ребенка; - оказании помощи обучающимся в установлении отношений с окружающими детьми, социумом; - информировании обучающихся о действующих детских и молодежных общественных организациях, и объединениях. 3.4. Контрольная функция, выражающаяся в: - контроле за успеваемостью каждого обучающегося; - контроле за посещаемостью учебных занятий обучающимися; - контроле за самочувствием обучающихся; - контроле за организацией питания обучающихся класса; - контроле соблюдения обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка обучающихся» и «Положения о школьной одежде и внешнем виде обучающихся»; - контроле за состоянием закреплённого кабинета. 4. Функциональные обязанности классного руководителя 4.1. Инвариантная часть деятельности классного руководителя: 4.1.1 В рамках личностно - ориентированной деятельности по воспитанию и социализации обучающихся в классе: - содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путём осуществления контроля посещаемости и успеваемости; - обеспечение включённости всех обучающихся в воспитательные мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации; - содействие успешной социализации обучающихся путём организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ; - осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребёнка в семье; - выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; - выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической помощи; - профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ; - формирование навыков информационной безопасности; - содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов; - поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей; - обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования. 4.1.2. В рамках деятельности по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемой с классом как социальной группой: - изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы; - регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде; - формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны; признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности; - организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в том числе их включённости в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов; - выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозы физическому и психическому здоровью обучающихся; - профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе. 4.1.3. В рамках воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся: - привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребёнка; - регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса; - координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений; - содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путём организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей. 4.1.4. В рамках воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом: - взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию с учётом особенностей условий деятельности общеобразовательной организации; - взаимодействие с администрацией общеобразовательной организации и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом; - взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития; - взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.; - взаимодействие с педагогом-организатором, библиотекарем и педагогом дополнительного образования по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий; - взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией общеобразовательной организации по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся; - взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками общеобразовательной организации (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. 4.1.5. В рамках участия в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами: - участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся; - участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнёрства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных организаций; - участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса. 4.1.6. В рамках ведения и составления педагогическими работниками, осуществляющими классное руководство, следующей документации: - составляет план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации. -заполняет журнал инструктажа обучающихся по технике безопасности. -контролирует заполнение учащимися дневников и проставление в них оценок учителями предметниками. - ведет личные дела учащихся, в том числе размещает информацию об учащихся в информационной системе; - составляет социальный паспорт класса; - готовит характеристики учащихся класса; 4.2. В рамках вариативной части деятельности по классного руководителя (формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации). - организует мероприятия с целью знакомства и изучения обучающимися традиций и национальной культуры; - выявляет причины низкой успеваемости обучающихся и организует их устранение; - содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, секций, объединений, организуемых в образовательной организации; - обеспечивает регулирование и контроль организации индивидуального обучения с обучающимися, которым такая форма предоставлена на основании приказа по образовательной организации; - организует участие учащихся класса в традиционных мероприятиях образовательной организации, с целью всестороннего развития и воспитания обучающихся. 5. Права классного руководителя Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, с учетом локальных нормативных актов общеобразовательной организации имеет следующие права: 5.1. Самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности; 5.2. Вносить на рассмотрение администрации общеобразовательной организации, педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 5.3. Участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов общеобразовательной организации в части организации воспитательной деятельности в общеобразовательной организации и осуществлении контроля ее качества и эффективности; 5.4. Самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях; 5.5. Использовать (по согласованию с администрацией общеобразовательной организации) инфраструктуру общеобразовательной организации при проведении мероприятий с классом; 5.6. Получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства и органов государственно-общественного управления общеобразовательной организации для реализации задач по классному руководству; 5.7. Приглашать в общеобразовательную организацию родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам, связанным с осуществлением классного руководства; 5.8. Давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий; 5.9. Посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса; 5.10. Защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации общеобразовательной организации, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников; 5.11. Повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством. 6. Ответственность классного руководителя 6.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке классны руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время проводимых им социально - педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся (воспитанников) во время проведения подобных мероприятий. 6.2.3а неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений директора школы, обязанностей, установленных настоящим положением, в том числе за не использование предоставленных прав, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. 6.3.3а грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение. 6.4.3а применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника), а также совершение иного аморального проступка классный руководитель может быть освобожден от выполнения обязанностей в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности. 6.5.3а нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса классный руководитель привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством. 6.6.3а причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих функциональных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством. 7. Критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя 7.1. К критериям эффективности процесса деятельности, связанной с классным руководством, относятся: 7.1.1. Комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений обозначенных в нормативных документах; 7.1.2. Адресность как степень учёта в воспитательном процессе возрастных и личностны особенностей детей, характеристик класса; 7.1.3. Инновационность как степень использования новой по содержанию и формам подачи информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них форм и методов взаимодействия, в том числе, интернет-ресурсов, сетевых сообществ, ведения блогов и т.д.; 7.1.4. Системность как степень вовлечённости в решение воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса. 7.2. Эффективным можно считать труд классного руководителя, в результате которого в равной степени достаточно высоки показатели по всем группам критериев. 7.3. Слагаемыми эффективности работы классного руководителя являются положительная динамика в: , - состоянии психологического и физического здоровья обучающихся класса; - степени сформированности у обучающихся понимания значимости здорового образа жизни; - уровне воспитанности учащихся, уровне сформированности классного коллектива; - проценте участия и посещаемости внеурочных мероприятий; - уровне участия в учебно-воспитательных мероприятий школы, РДШ; - степени реализации проектов «Наше классное дело»; - проценте занятости обучающихся в различных формах внеурочной деятельности; - рейтинге активности классного коллектива и отдельных обучающихся в мероприятиях школы, района, округа; - степени участия классного коллектива в работе органов ученического самоуправления. 8. Оплата труда классного руководителя Оплата труда классного руководителя МБОУ СОШ № 21 производится согласно ст.32 п.11 и ст.54 п.4 Закона РФ "Об образовании". Образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников данного образовательного учреждения самостоятельно определяет размеры доплат, надбавок к должностным окладам, премий и других мер материального стимулирования и закрепляет их в Положении об оплате труда работников МБОУ СОШ № 21, в Приказе о доплатах и надбавках педагогическим работникам МБОУ СОШ № 21, в Положении о стимулирующих выплатах работникам МБОУ СОШ № 21. Приложение 1 к Положению о классном руководстве Документация классного руководителя 1. План воспитательной работы класса на учебный год; 2. Социальный паспорт класса; 3. Личные дела обучающихся; 4. Протоколы родительских собраний; 5. Планы-конспекты классных часов и внеклассных мероприятий; 6. Отчеты о работе классного руководителя (по предложенной форме); 7. Анализ работы классного руководителя за учебный год; 8. Журнал регистрации инструктажа обучающихся по мерам безопасности. 9. Программа, проект воспитывающей деятельности класса «Наше классное дело»; Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)