РП Основы финансовой грамотности 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования администрации МО Горноуральский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №21

Приложение ООП СОО
Приказ №72/13 от «27» 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся 10 – 11 класса
учебного предмета «Финансовая грамотность»

с. Краснополье,
2025

Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Финансовая грамотность» для
10-11 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(ФГОС СОО).
Рабочая программа по элективному курсу составлена в соответствии с
требованиями:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 года № 273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изменениями и
дополнениями)
2. Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию - протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16 –
з),

https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-

programmasrednego-obshhego-obrazovaniya/
3. Информационно-методическим

письмом

«О

Преподавании

обществознания в общеобразовательных организациях Самарской области в
2021-2022 учебном году» кафедра социально-гуманитарного образования
СИПКРО//Андрамонов Д.К., к.филос.н.,Деткова Я.Н. – сентябрь 2021 г.
4. Письмом Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. №
09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия
и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных

программ,

в

том

числе

в

части

проектной

деятельности». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71670346/
5. Учебным планом ГБОУ СОШ №1 г.о. Чапаевска Самарской области на
2023-2024 учебный год.

Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями,
включенными

в федеральный

перечень

учебников,

рекомендованных

Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях.
Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для
учащихся

10-11

способствующего

классов

для

создания

формированию

развивающего

универсальных

пространства,

учебных

действий

школьников на экономическом содержании образования при введении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (ФГОС СОО).
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями,
включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования. (Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018г №345)
В данный УМК входят:
1. Толкачёва С. В. Общестенные науки. Финансовая грамотность. Цифровой
мир. Методические рекомендации. 10—11 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций: базовый уровень/С.В.Толкачёва, Е. Б. Хоменко,
А.Г.Кузнецова. — М.: Просвещение, 2021. — 144 с.
2. Толкачёва, Светлана Владимировна. Финансовая грамотность. Цифровой
мир: учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва:
Просвещение, 2019. – 174 с.
Программой отводится на изучение элективного курса «Финансовая
грамотность» 10-11 класса 68 часов. В 10 классе — 34 ч (1 ч в неделю, 34
учебные недели). В 11 классе - 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые предметные результаты изучения элективного курса
«Финансовая

грамотность»

класс)

(10-11

Обучающийся научится:
- владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит,
портфель инвестиций, страхование, страховой случай, фондовый рынок,
ценные бумаги, налоги, налоговый вычет, пенсия, пенсионные накопления,
бизнес, стартап, финансовый риск, финансовое мошенничество);
- владеть знаниями (правил поведения) в определённых финансовых
институтах (банк, фондовый рынок, пенсионный фонд, налоговая служба,
страховая компания и др.).
- развивать способности обучающихся, делать необходимые выводы и
давать

обоснованные

оценки

финансовых

ситуаций;

определение

элементарных проблем в области финансов и нахождение путей их решения;
- способствовать развитию кругозора в области экономической жизни
общества

и

формирование

познавательного

интереса

к

изучению

общественных дисциплин
Обучающийся получит возможность научиться:
- вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и
продвигать предлагаемые идеи;
- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных
источников;
- владеть умением выступать в различных финансово-экономических ролях
(покупателя безналичным и наличным способом, заёмщика и кредитора,
вкладчика, участника фондового рынка, налогоплательщика, потребителя
страховых услуг и др.)

Воспитательные задачи учебного предмета:
1. формирование социальных ценностей обучающихся;
2. формирование социальнопрофессиональных ориентаций;
3. формирование основ гражданской идентичности;
4. развитие способностей, удовлетворения познавательных интересов,
самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся
способности;
5. знакомство обучающихся с методами научного познания;
6.

развитие

личности,

ее

духовнонравственного

и

эмоционального

совершенствования;
7. включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды,
формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности,
реализации социальных проектов и программ;
8. формирование у обучающихся опыта самостоятельной образовательной,
общественной, проектноисследовательской и художественной деятельности;
9. овладение обучающимися ключевых компетенций, составляющих основу
дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Исходя из перечня воспитательных задач, данная программа определяет
следующие позиции в процессе социализации обучающихся:
1. семья есть главная опора в жизни человека и источник его счастья;
2. труд - основной способ достижения жизненного благополучия человека,
залог его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;

3. отечество, малая и большая Родина есть место, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую
нужно оберегать;
4. природа - источник жизни на Земле, основа самого ее существования,
нуждающаяся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
5. мир - главный принцип человеческого общежития, условие крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
6. знания как интеллектуальный ресурс, обеспечивающий будущее человека,
как результат кропотливого, но увлекательного учебного труда;
7. культура есть духовное богатство общества и важное условие ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;
8. здоровье как залог долгой и активной жизни человека, хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
9. окружающие люди есть безусловная и абсолютная ценность, как
равноправные социальные партнеры, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
10.

человек

есть

хозяин

своей

судьбы,

самоопределяющаяся

и

самореализующаяся личность, отвечающая за свое собственное будущее.
Перечисленные в данной программе воспитания ценностные аспекты
человеческой жизни чрезвычайно важны «для личностного развития
обучающегося, так как именно ценности во многом определяют его
жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение этих
приоритетов с особенностями обучающихся подросткового возраста: с их
стремлением утвердить себя как личность в системе отношений,

свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для
обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции,
собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее
удачный возраст для развития социально значимых отношений обучающихся.

Содержание элективного курса «Финансовая грамотность» (10-11 класс)
10 класс
Тема 1. Банковская система: услуги и продукты (6ч.)
Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские
карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных
металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать
и какие условия предпочесть.
Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (6ч.)
Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники
рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые
инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции
на валютном рынке: риски и возможности.
Тема 3. Страхование: что и как надо страховать. (4ч).
Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование
как: защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь – высшие блага:
поговорим о личном страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам.
Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору страховщика. О
пенсионной грамотности.
Тема 4. Собственный бизнес. (4ч)

Формы предпринимательства в РФ. Создание собственного бизнеса: что и как
надо сделать. Составление бизнес-плана. Расходы и доходы в собственном
бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какимифинансовыми
рисками может встретиться бизнесмен.
Тема 5. Основы налогообложения. (6ч.)
Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить.
Основы

налогообложения

граждан.

Права

и

обязанности

налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как
вернуть налоги в семейный бюджет.
Тема 6. Личное финансовое планирование. (8ч)
Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как
не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные
ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный
бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита
индивидуальных финансовых проектов. Итоговый контроль по курсу.

Содержание элективного курса «Финансовая грамотность» (10-11 класс)
11 класс
Тема 1. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления»
(8 ч)
Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным
программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в
пенсионном обеспечении, существование риска в разного рода пенсионных
программах; важность пенсионных накоплений в России. Поиск актуальной
информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах;
формула расчета размера пенсии.

Формирование навыков выбора негосударственного пенсионного фонда на
рынке пенсионного обеспечения согласно целевым критериям.
Формирование навыков поиска актуальной и достоверной информации,
решение задач на расчет размера пенсии по формуле.

Тема 2. «Собственный бизнес: как создать и не потерять» (11 ч.)
Бизнес; финансовые риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана;
самообразования для развития бизнеса, стартап, бух.учет, уставной капитал,
доходы, расходы, прибыль, налогообложение, бизнес идеи.
Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг,
менеджмент.
Тема 3. «Риски в мире денег: как защититься от разорения» (6 ч)
Способы

сохранности

денег;

финансовые

риски

в

современной

экономической ситуации; финансовая подушка безопасности на случай
чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; финансовые пирамиды и
как не попасться на «хорошие» предложения.
Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть
осторожным с паролями, пин-кодами и др.); поиск актуальной информации
на сайтах компаний и государственных служб; сопоставление и анализ
полученной информации из различных источников.
Тема 4. «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в
беду» (9 ч)
Основные задачи и принципы страхования; страховые продукты в различных
сферах жизни; преимущества и последствия заключения договоров на
страхование; виды страхования; различие обязательного и добровольного

страхования; поиск и интерпретация актуальной информации в сфере
страхования; чтение договоров страхования.
Тематическое планирование элективного курса «Финансовая
грамотность» (10-11 класс)
Название раздела
Банковская система: услуги и продукты
Фондовый рынок: как его использовать
для роста доходов.
Страхование: что и как надо страховать
Собственный бизнес.
Основы налогообложения.
Личное финансовое планирование.
Итого:

10 класс
6
6

Название раздела
Обеспеченная старость: возможности
пенсионного накопления
Собственный бизнес: как создать и не
потерять
Риски в мире денег: как защититься от
разорения
Страхование: что и как надо
страховать, чтобы не попасть в беду
Итого:
Всего:

11 класс
8

4
4
6
8
34

11
6
9
34 ч
68 ч

Календарно – тематическое планирование по элективному курсу
(«Финансовая грамотность», 10класс, 34 часов)
№
1

2

3

Наименование
Тема урока
раздела
Банковская
Основные понятия
система: услуги кредитования. Виды
кредитов.
и продукты
Основные понятия
кредитования. Виды
кредитов.
Основные понятия

Кол-во
ч

Д\з
Ответить на
вопросы

1
1

Доклад

1

Повторение

кредитования. Виды
кредитов.
4

Условия кредитов.

5
6
7

Фондовый
рынок: как его
использовать
для
роста
доходов.

Расчеты размеров
выплат по различным
видам кредитов.
Расчеты размеров
выплат по различным
видам кредитов.
Виды депозитов.

8

9

10
11

Виды депозитов.

12
13

Условия кредитов.
Что такое кредитная
история заемщика?
Расчеты размеров
выплат по различным
видам кредитов.

Страхование:
что и как надо
страховать

Условия депозитов.
Виды страхования в
России.

1

Ответить на
вопросы
Доклад

1

Повторение

1

Ответить на
вопросы

1

Ответить на
вопросы

1

Повторение

1

Ответить на
вопросы
Доклад

1

1
1
1

Ответить на
вопросы
Ответить на
вопросы

1

Доклад

15

Страхование
имущества.
Личное страхование.

1

Доклад

16

Страховые продукты.

1

Ответить
вопросы
Ответить
вопросы
Доклад
Ответить
вопросы
Доклад
Ответить
вопросы

14

17

Собственный
бизнес.

18
19
20
21

Основы
налогообложен

Валютный курс.
Валютный курс.
Банковские карты.
Банковские карты.
Налоговый кодекс РФ.

1
1
1
1
1

на
на
на
на

ия.
Виды налогов в РФ.
Налоговые льготы в
РФ.
Обязанность и
ответственность
налогоплательщиков.
Налоговый инспектор.
Экскурсия в налоговую
инспекцию.
Роль денег в нашей
жизни.

1
1

Доклад
Доклад

1

Ответить на
вопросы

1
1

Доклад
Ответить на
вопросы
Ответить на
вопросы

28

Семейный бюджет.

1

29
30

Личный бюджет.
Личные финансовые
цели.
Составление личного
финансового плана.
Защита своего личного
финансового плана
Контрольная работа

1
1

Ответить на
вопросы
Доклад
Презентация

1

Презентация

1

Презентация

1

Работа над
ошибками
Работа над
ошибками

22
23
24

25
26
27

Личное
финансовое
планирование.

31
32
33
34

1

1

Тестирование

Календарно – тематическое планирование по элективному курсу
(«Финансовая грамотность», 11 класс, 34 часов)
№
1

2

3

Наименование
раздела
Обеспеченная
старость:
возможности
пенсионного
накопления

Тема урока
Что такое пенсия
кому она положена

Кол-во
ч
и

От чего зависит размер
пенсии и как его
увеличить
Как выбрать программу
пенсионного
накопления

Д\з
Ответить на
вопросы

1
1

Доклад

1

Повторение

4

5

6

7
8

9

10
11
12

13
14

15

Собственный
бизнес:
как
создать и не
потерять

Обучающая
игра
«Выбери
свой
негосударственный
пенсионный фонд»
Поиск
актуальной
информации на сайте
Пенсионного фондаРФ,
а также других ресурсах

1

Ответить
вопросы

1

Доклад

Творческое занятие –
эссе «Пенсионеры —
это самое дорогое, что
есть у государства». (М.
Гуськов)
Решение практических
задач и тестов
Диспут «Только два
стимула
заставляют
работать людей: жажда
заработной платы и
боязнь её потерять». (Г.
Форд)
Как создать стартап

1

Повторение

1

Ответить
вопросы
Ответить
вопросы

1

Повторение

Как
разработать
реальный бизнес-план
Расходы и доходы в
собственном бизнесе
Налогообложение
малого
и
среднего
бизнеса
Кто может помочь в
создании стартапа
С какими финансовыми
рисками
может
встретиться бизнесмен
Игра «Создаём свой
бизнес на территории
Арги-Пагинского
сельского поселения»,
часть
I:
подготовительный этап

1

Ответить
вопросы
Доклад

на

1

Ответить
вопросы

на

1

Ответить
вопросы
Доклад

на

Ответить
вопросы

на

1

1

1

1

на

на
на

16

17

18
19

20

21

22

23

24

25

Риски в мире
денег: как
защититься от
разорения

Игра «Создаём свой
бизнес на территории
Арги-Пагинского
сельского поселения»,
часть II: этап игрового
моделирования
Коммуникативный
семинар «Легко ли
создать свой бизнес
сегодня?»
Игра «Стартап»
Круглый стол «Ключ к
успеху бизнеса — в
инновациях, которые, в
свою
очередь,
рождаются
креативностью».
(Д.
Гуднайт)
Какие
бывают
финансовые риски.

1

Ответить
вопросы

на

1

Доклад

1
1

Повторение
Ответить
на
вопросы

1

Доклад

Что такое финансовое
мошенничество. И как
строятся финансовые
пирамиды.
Как
управлять
инвестиционными
рисками
Коммуникативный
семинар «Как избежать
мошенничества в сфере
финансов?»
Семинар
«Нажить
много
денег
—
храбрость; сохранитьих
— мудрость, а умело
расходовать
их
—
искусство».
(Б.
Авербах)
Решение практических
задач
и
тестов.
Обобщение по теме
«Риски в мире денег:

1

Ответить
вопросы

1

Доклад

1

Доклад

1

Ответить
вопросы

1

Доклад

на

на

26

27
28

29

30

31

32

33
34

Страхование:
что и как надо
страховать,
чтобы не
попасть в беду

как
защититься
от
разорения»
Управление рисками и
страхование

О
правильном
страховании
Идентификация рисков
и выбор страховой
защиты
Как правильно выбрать
страховщика
и
не
переплатить
за
страхование
Как
правильно
заключить
договор
страхования и защитить
свои
права
при
страховом случае
Коммуникативный
семинар
«Критерии
выбора
страховой
компании».
Игра
«Хочу
застраховать жизнь и
здоровье»
Контрольная работа
Тестирование

1

Ответить
вопросы

на

1

Ответить
вопросы
Ответить
вопросы

на

1

на

1

Доклад

1

Презентация

1

Презентация

1

Презентация

1

Работа
над
ошибками
Работа
над
ошибками

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».