МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования администрации МО Горноуральский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №21
Приложение ООП СОО
Приказ №72/13 от «27» 08 .2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Практическое обществознание
для обучающихся 10-го класса
с. Краснополье
2025 г
1. Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса по выбору «Практическое обществознание» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».
(Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034). Реализует образовательный курс в 10-. Занятия
проводятся 1 час в неделю, 10-м классе отводится 34 часа,
Актуальность курса по выбору
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам
овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными
компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по
обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при
операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами
различного вида, проблемно-познавательными заданиями. Данный курс включает в себя
основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории
цивилизаций, правоведения. Ключевой задачей является раскрытие особенностей
развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры,
экономической, политической, социальной и правовой.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в
рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи курса:
- повышение предметной компетентности учеников;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- краткое изложение и повторение курса обществознания;
-ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных
материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с
кратким ответом, с развернутым ответом);
-овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий
повышенной и высокой сложности;
-формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру
проведения экзамена в целом;
-формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по обществознанию
Результаты освоения курса по выбору
Личностные результаты
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций;
-рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей;
-владении различными видами публичных выступлений; умении выполнять
познавательные и практические задания.
Предметные результаты
-знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания;
-относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
-умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
-адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
-преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей;
-умение различать факты, аргументы, оценочные суждения.
-знать и понимать: биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации
личности, место и роль человека в системе общественных отношений, закономерности развития
общества как сложной самоорганизующейся системы, тенденции развития общества в целом как
сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов, основные
социальные институты и процессы, необходимость регулирования общественных отношений,
сущность социальных норм, механизмы правового регулирования, особенности социальногуманитарного познания
-уметь: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления,
процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы,
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и
различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных
социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями, объяснять внутренние и
внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов
(включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры,
подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека),
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук,
осуществлять поиск социальной информации,
представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать
из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических
и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать
неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и
выводы; оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; формулировать
на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по
определённым проблемам; подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Содержание курса внеурочной деятельности
10 класс
Вводное занятие, диагностическое тестирование – 3ч.
Человек и общество. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат
биологической и социокультурной эволюции). Мировоззрение, его виды и формы. Виды знаний.
Понятие истины, её критерии. Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и
необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность. Системное строение
общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества. Понятие культуры. Формы
и разновидности культуры. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные
и социально-гуманитарные науки. Образование, его значение для личности и общества. Религия.
Искусство. Мораль. Понятие общественного прогресса. Многовариантность общественного
развития (типы обществ). Угрозы XXI в. (глобальные проблемы).
Экономика. Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы.
Экономические системы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Постоянные и
переменные затраты. Финансовые институты. Банковская система. Основные источники
финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица. Виды, причины и
последствия инфляции. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в
экономике. Налоги. Государственный бюджет. Мировая экономика. Рациональное экономическое
поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность . Социальные группы.
Молодёжь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения,
этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы (основы)
национальной политики в Российской Федерации. Социальный конфликт. Виды социальных
норм. Социальный контроль. Семья и брак. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная
роль. Социализация индивида
п/п
№
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс
Раздел, тема
Количество часов
Вводное занятие, диагностическое тестирование
3
Человек и общество.
7
Экономика.
14
4Социальные отношения.
10
ИТОГО
34
Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с
помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и
глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации
практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл
афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по
актуальным проблемам.
Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации
из неадаптированных источников.
Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении
различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой
курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного,
текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по
пути достижения целей элективного курса.
Задачи курса:
- повышение предметной компетентности учеников;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- краткое изложение и повторение курса обществознания;
- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных
материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с
кратким ответом, с развернутым ответом);
- овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий
повышенной и высокой сложности;
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру
проведения экзамена в целом;
- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по
обществознанию
Итоговая оценка (зачет) выставляется по результатам промежуточного контроля,
творческой работы (эссе), а также итоговой письменной работы, ориентированной на проверку
способности выполнять задания различных моделей, используемых в ЕГЭ по всем
содержательным линиям курса.
Реализация данной программы осуществляется с опорой на учебно - справочные
пособия, подготовленные авторским коллективом под общей редакцией Л.Боголюбова,
дидактическими материалами для подготовки к ЕГЭ, ресурсами сети Интернет в режиме Online.
Поэтому при изучении курса будут использованы такие педагогические технологии
как:
- технология групповой деятельности,
- технология проблемного обучения,
- дистанционные образовательные технологий (ДОТ).
В рамках изучения курса будут применяться следующие формы организации
образовательного процесса: лекция, семинар, практикум (практическое занятие всего класса),
групповая работа на уроке, индивидуальные формы: работа с литературой или электронными
источниками информации, выполнение индивидуальных заданий
Формы контроля: тематический, поурочный, итоговый.
Формами текущего контроля успеваемости являются:
- письменная проверка - это письменный ответ обучающегося на один или систему
вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, контрольные,
творческие работы; письменные ответы на вопросы теста, эссе.
- устная проверка - это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в
форме рассказа, беседы, собеседования, зачет и другое.
Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.
Промежуточная аттестация будет проводится с целью определения качества освоения
учащимися содержания элективного курса (полнота, прочность, осознанность, системность) по
завершении определенного временного промежутка ( год) в виде контрольного тестирования.
2. Планируемые результаты освоения курса
Личностные
1.Осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина
своей страны.
2.Уважение демократических ценностей современного общества, прав, свобод человека,
толерантность
3.Способность к определению своей позиции и ответственному поведению.
Метапредметные
- организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и
познавательного инструментария изучаемых областей знаний;
-планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, текстовую,
аудиовизуальную и прочую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы,
формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
- осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;
Предметные
Обучающийся научится:
- выделять черты социальной сущности человека;
- различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
- выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую
многообразие и противоречивость социального развития;
- раскрывать содержание гражданских правоотношений; применять полученные знания о нормах
гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
- анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов;
- приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
- обобщать и систематизировать
информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии)
демократии;
- иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать причинно- следственные связи между состоянием различных сфер жизни
общества и общественным развитием в целом;
- применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной
деятельности;
- применять знание основных норм права в решении учебных задач и ситуациях повседневной
жизни,
- прогнозировать последствия принимаемых решений.
3. Содержание курса
10 класс (34 часа )
1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и
содержание экзаменационной работы (1 ч).
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации.
Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и
расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование
тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах
ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
Раздел I «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы (8 ч).
Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества.
Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной,
политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность
общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы
глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура
и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство,
его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования.
Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура.
Тенденции духовной жизни.
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и
проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств).
Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития
современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития).
Мораль, ее основные категории.
Тренинг по выполнению заданий
Раздел II. Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях
«Человек. Познание» (8 ч)
Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность
человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека.
Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и
ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии.
Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их
классификация. Социальное и гуманитарное знание.
Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность.
Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ
примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация
личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное
познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).
Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.
Раздел III. «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (8
ч).
Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные
группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная
стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его
формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты.
Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические
общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной
России.
Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных
суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях
с позиции общественных наук.
тренинг по выполнению заданий.
Раздел IV. Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»
(8 ч).
Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука.
Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы.
Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности.
Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители
экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда
и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике.
Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская
система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя
торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика.
Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка,
прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной
содержательной линии.
Итоговое повторение 3ч.
1. Тематическое планирование
2. Тематическое планирование
10 класс
№/п
1.
Тема
Количество часов
1
Введение. Единый государственный экзамен по
обществознанию: структура и содержание
экзаменационной работы
Раздел1 .Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы (8 часов)
2.
Социум как особенная часть мира.
1
3.
Взаимосвязь экономической, социальной, политической
1
и духовной сфер общества.
4.
Многовариантность общественного развития.
1
5.
Культура и духовная жизнь. Тенденции духовной
1
Жизни
6.
Общество как динамическая система (распознавание
1
признаков и проявлений динамизма и системности).
7.
Культура и духовная жизнь (социальные
1
функции, тенденции развития).
8.
1
Тренинг по выполнению заданий части
содержательной линии «Общество. Культура
и духовная жизнь».
9.
1
Тренинг по выполнению заданий
содержательной линии «Общество.
Культура и духовная жизнь».
Раздел 2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях
«Человек. Познание» (8 часов)
10.
Человек как результат биологической и
1
социокультурной эволюции.
11.
Цель и смысл жизни человека.
1
1
12.
Познание мира.
13.
14.
15.
16.
1
Человек как индивид, индивидуальность, личность.
Социализация личности
1
Научное познание
1
Тренинг по выполнению заданий по
1
содержательной линии «Человек. Человек и природа.
Познание».
1
17.
Тренинг по выполнению заданий части
по
содержательной линии «Человек. Человек и природа.
Познание».
Раздел 3«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы ( 8 часов)
18.
1
Социальное
взаимодействие
и
общественные
отношения.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Социальный статус.
Социальные нормы.
Семья и брак как социальные институты.
Этнические общности.
Характеристика понятия «социальный конфликт».
Модели заданий части 1 по содержательной линии
и тренинг по выполнению заданий темы «Социология».
1
1
1
1
1
1
25.
1
Модели заданий части) по содержательной линии и
тренинг по выполнению заданий темы «Социология».
Раздел 4. Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» ( 8 часов)
26.
Экономика
и
экономическая
наука.
1
Предпринимательство.
27.
Экономическое содержание собственности.
1
28.
Рыночный механизм.
1
29.
Роль государства в экономике.
1
30.
Банковская система.
1
31.
Экономика потребителя. Семейная экономика.
1
32.
Рынок труда.
1
33.
1
Модели заданий части и тренинг по выполнению
заданий
содержательной линии
«Экономика».
34
3.Итоговое повторение .
1