Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 21
Утвержден в составе АООП ООО
для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями
(Вариант 2)
Директор шк
О. В. (Туликова
Приказ №72/12 от 27.08.2025 -
Учебный план
основного общего образования
для обучающихся с нарушениями интеллекта
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 21 на 2025 - 2026 учебный год,
приведенный в соответствие с ФАООП обучающихся с
интеллектуальными нарушениями, утвержденной Приказом Министерства
просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026
(Вариант 2)
МО Горноуральский, Свердловская область, 2025
Пояснительная записка
Учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной,
тяжелой,
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития
(далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию
требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный
объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных
областей, учебных предметов по годам обучения.
Вариант 2 ФАООП обучающихся с умственной отсталостью
(нарушениями интеллекта) включает:
- Специальная индивидуальная программа развития (СИПР).
- Индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий предметные
области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым
образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося.
Общий объем нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать
объем,
предусмотренный
учебным
планом
АООП
образования
обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития (вариант 2).
Соотношение частей учебного плана - 60% - обязательная часть, 40% формируемая участниками образовательного процесса.
Учебный план МБОУ СОШ №21, реализующей вариант 2 ФАООП
образования обучающихся с ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями 5 - 9 класса, включает две части:
I - обязательная часть, включает шесть образовательных областей,
представленных девятью учебными предметами:
- Речь и альтернативная коммуникация.
- Математические представления.
- Окружающий природный мир.
- Человек.
- Домоводство.
- Окружающий социальный мир.
- Музыка и движение.
- Изобразительная деятельность.
- Адаптивная физкультура.
Коррекционно-развивающие
занятия,
проводимые
учителемлогопедом, учителем или учителем-дефектологом.
II - часть, формируемая участниками образовательного процесса,
включает внеурочные мероприятия и коррекционные курсы, проводимые
различными специалистами:
- «Сенсорное развитие».
- «Предметно-практические действия».
- «Двигательное развитие».
- «Альтернативная коммуникация».
Коррекционные курсы реализуются в форме индивидуальных и
групповых занятий. Выбор дисциплин коррекционно-развивающей
направленности для индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение осуществляется исходя из особенностей
развития обучающихся с умственной отсталостью и на основании
рекомендаций
психолого-медико-педагогической
комиссии
и
индивидуальной программы реабилитации инвалида.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений,
входит и внеурочная деятельность, которая направлена на развитие личности
развитие личности обучающегося средствами физического, нравственного,
эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов
обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с
обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является
неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной
организации.
Время, отведенное на внеурочную деятельность (внеклассную
воспитательную работу), не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объемов финансирования, направляемых на реализацию
ФАООП образования обучающихся с ребенка с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с
тяжелыми и множественными нарушениями.
При организации образования на основе СИПР индивидуальная
недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. Так, с учетом
примерного учебного плана МБОУ СОШ № 21, реализующая вариант 2
АООП образования обучающихся с ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями, составляет ИУП для каждого обучающегося,
в котором определен индивидуальный набор учебных предметов и
коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки. Различия в
индивидуальных
учебных
планах
объясняются
разнообразием
образовательных
потребностей,
индивидуальных
возможностей
и
особенностей развития обучающихся. В индивидуальных учебных планах
детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило,
преобладают занятия коррекционной направленности. У детей с менее
выраженными нарушениями развития больший объем учебной нагрузки
распределится на предметные области.
Для детей, особые образовательные потребности которых не позволяют
осваивать предметы основной части учебного плана АООП, учебная нагрузка
для СИПР формируется следующим образом: увеличивается количество
часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно
развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки,
установленной учебным планом (в соответствии с п. 2.6. приложения
соответствующего ФГОС). Некоторые дети, испытывающие трудности
адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации
ограниченное
время,
объем их нагрузки также
лимитируется
индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий.
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель
проводит
индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с
расписанием уроков.
Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 25
минут, фронтальных, групповых и подгрупповых занятий - не более 40
минут.
В учебном плане устанавливается количество учебных часов по
предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся
считается: один ученик (индивидуальная работа), группа ( 2 - 3
обучающихся), класс (все обучающиеся класса).
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных
возрастных групп связана с необходимостью поэтапного повторения и
закрепления формируемых учебных действий, отражает потребность в них
«среднего» ученика. С учетом расширения знаний и формирующегося опыта
к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического
содержания увеличиваются.
Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме
индивидуальных занятий. Выбор дисциплин коррекционно-развивающей
направленности для индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение осуществляется МБОУ СОШ № 21
самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с
умственной отсталостью и на основании рекомендаций психолого-медико
педагогической комиссии/консилиума и индивидуальной программы
реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия
варьируется с учетом психофизического состояния ребенка до 25 минут.
Срок освоения АООП (вариант 2) обучающимися с умственной
отсталостью составляет 13 лет.
Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя
из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих
кадрах, с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития,
здоровья, возможностей, а также интересов учащихся и их родителей
(законных представителей) на основе выбора профиля труда, в том числе
включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой
деятельности.
Продолжительность учебной недели в МБОУ СОШ № 21 в течение
всех лет обучения - 5 дней. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года составляет 34.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30
календарных дней, летом - 98 дней.
Годовой учебный план АООП (вариант 2)
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
5 - 1 2 классы
К о л и ч ество ч а со в в н ед елю
К л а сс ы
П р е д м е тн ы е
о б л а сти
VI
V
V II
V III
IX
X
XI
X II
В с е го
Учебны е
п р е д м е ты
1. Обязательная часть
1.1 Речь и
альтернативная
коммуникация
2.1 М атематические
представления
3.1 Окружаю щ ий
природный мир
3.2 Человек
68
68
68
68
68
68
68
68
544
68
68
68
68
68
68
68
34
510
68
68
68
68
68
68
68
-
476
68
34
34
34
-
-
-
-
170
3.3 Дом оводство
102
170
170
170
170
170
170
204
13 2 6
3.4. Окружаю щ ий
социальный мир
68
68
68
68
68
68
68
136
612
4.1 Музыка и
движение
4.2 Изобразительная
деятельность
5.1 Адаптивная
физкультура
6.1 Профильный труд
68
68
68
68
68
68
68
34
510
102
102
102
-
-
-
“
68
68
68
68
68
68
68
68
544
-
68
68
136
170
170
170
238
1 02С
68
68
68
68
68
68
68
68
544
И то го
748
850
850
850
850
850
850
850
б 69£
М акси м ал ьн о д о п усти м а я н ед ельн ая
748
850
850
850
850
850
850
850
6 69S
1. Язык и
речевая
практика
2. Математика
3.Окружающий
мир
4. Искусство
5. Физическая
культура
6. Технологии
7. Коррекционно-развиваю щ ие занятия
306
н а гр у з к а (п р и 5 -д н . у ч е б н о й н е д е л е )
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
V
VI
V II
V III
IX
X
XI
X II .
1. Сенсорное развитие
102
68
68
68
68
68
68
68
578
2. Предметно
практические действия
3. Двигательное развитие
102
68
68
68
68
68
68
68
578
68
68
68
68
68
68
68
68
544
4. Альтернативная
коммуникация
68
68
68
68
68
68
68
68
544
340
272
272
272
272
272
272
272
2 244
204
272
272
272
272
272
272
272
2 108
1 292
1394
1394
1394
1394
1394
1394
1394
11 05(
К о р р е к ц и о н н ы е к у р сы
И то го к о р р е к ц и о н н ы е
В с е го
к у р сы
Внеурочная
деятельность:
В се го к ф и н а н с и р о в а н и ю
5 дней
Недельный учебный план АООП (вариант 2)
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
5 - 1 2 классы
К о л и ч ество ч асо в в н ед елю
К лассы
П р ед м етн ы е
V
VI
V II
V III
IX
X
XI
X II
В се го
Учебны е
о б л а сти
п р е д м е ты
1. Обязательная часть
1. Язык и
речевая
практика
2. М атематика
1.1 Речь и
альтернативная
коммуникация
2.1 М атематические
представления
2
2
2
2
2
2
2
2
16
2
2
2
2
2
2
2
1
15
3.Окружающий
мир
3.1 Окружаю щ ий
природный мир
3.2 Человек
2
2
2
2
2
2
2
-
14
2
1
1
1
-
-
-
-
5
3.3 Дом оводство
3
5
5
5
5
5
5
6
39
3.4. Окружаю щ ий
социальный мир
2
2
2
3
3
3
3
4
22
4.1 М узыка и
движение
4.2 Изобразительная
деятельность
5.1 Адаптивная
физкультура
6.1 Профильный труд
2
2
2
2
2
2
2
1
15
3
3
3
-
“
”
“
“
9
2
2
2
2
2
2
2
2
16
-
2
2
4
5
5
5
7
30
7. Коррекционно-развиваю щ ие занятия
2
2
2
2
2
2
2
2
16
И то го
22
25
25
25
25
25
25
25
19 7
М акси м альн о д о п усти м ая нед ельн ая
22
25
25
25
25
25
25
25
19 7
4. Искусство
5. Физическая
культура
6. Технологии
н а гр у з к а (п р и 5 -д н . у ч е б н о й н е д е л е )
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
V
VI
V II
V III
IX
X
XI
X II
В се го
1. Сенсорное развитие
3
2
2
2
2
2
2
2
17
2. Предметно-практические действия
3
2
2
2
2
2
2
2
17
3. Двигательное развитие
2
2
2
2
2
2
2
2
16
4. Альтернативная коммуникация
2
2
2
2
2
2
2
2
16
10
8
8
8
8
8
8
8
66
6
8
8
8
8
8
8
8
62
38
41
41
41
41
41
41
41
32 5
К о р р е к ц и о н н ы е к у р сы
И то го к о р р е к ц и о н н ы е к у р сы
Внеурочная деятельность:
В се го к ф и н а н с и р о в а н и ю 5 д н е й