МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования администрации МО Горноуральский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №21
Приложение АООП ООО для обучающихся
с интеллектуальными нарушениями
(Вариант 1)
Приказ №72/13 от «27» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 – 9 КЛАССОВ
С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
(ВАРИАНТ 1)
с. Краснополье,
2025
Пояснительная записка
Целью программы является устранение недостатков устной речи, обусловленных
системным недоразвитием речи, и коррекция нарушений письменной речи для
успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Коррекционно-развивающая логопедическая работа должна носить комплексный
характер и предусматривать развитие фонематического слуха, работу над словарем,
грамматическим строем, связной речью, а также специальные мероприятия,
направленные на коррекцию нарушений чтения и письма, препятствующих успешному
усвоению общеобразовательной программы.
Основные задачи программы:
• формирование правильного звукопроизношения;
• коррекция и развития познавательной деятельности обучающегося (обще
интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия,
памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой
моторики;
• формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе
развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового
состава слова;
• уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;
• формирование грамматической стороны речи;
• предупреждение и коррекция дисграфии;
• развитие диалогической и монологической форм речи;
• формирование коммуникативных навыков;
• воспитание мотивации к учению, общению.
Организация обучения. Основной формой организации коррекционной работы
являются индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия. Периодичность и
продолжительность занятий – 1 раз в неделю по 40 минут. Особенности
логопедической работы с обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):
1. В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является
недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы
должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза,
сравнения, абстрагирования, обобщения. Так, при устранении нарушений
звукопроизношения большое место отводится дифференциации фонетически близких
звуков. Произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его
слухового, зрительного, кинестетического образа. Сравнивается звучание, артикуляция
двух звуков, устанавливается их сходство и различие.
2. С учетом характера нарушений речи логопедическая работа проводится над речевой
системой в целом. На каждом логопедическом занятии идет коррекция нарушений не
только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.
3. Особенностями логопедической работы с умственно отсталыми детьми является
максимальное включение анализаторов, использование максимальной и разнообразной
наглядности.
4. Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает
учет особенностей ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития,
уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их
механизмы.
5. Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и
преимущественно тонкой ручной моторики умственно отсталого ребенка. Учитывая
тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики в логопедические
занятия необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по
оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.
6. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей
очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно
отработать этапы закрепления правильных речевых навыков.
7. Характерной для логопедической работы с умственно отсталыми детьми является
частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов
новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной
функции коры, трудностью формирования новых условно- рефлекторных связей, их
хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного укрепления.
8. Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у умственно
отсталых детей исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с
этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях
(диалог с детьми, разговор по телефону, пересказ прочитанного и т.д.)
9. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению
умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности,
переключения ребенка с одной формы работы на другую.
10. Особенностью логопедической работы с умственно отсталыми детьми является
тщательная дозировка заданий и речевого материала. Специфика познавательной
деятельности умственно отсталых детей обусловливает необходимость постоянного
усложнения заданий и речевого материала.
11. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков умственно отсталыми
детьми необходим не очень быстрый темп работы.
12. Следует поддерживать у умственно отсталого ребенка интерес к исправлению
речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.
13. В связи с тем, что нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий
характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки.
Количество часов, отведённых в планировании на изучение темы, примерное и может
варьироваться в зависимости от степени усвоения материала детьми.
Ожидаемые результаты логопедической работы.
Основной показатель качества освоения программы - положительная динамика в
развитии навыков устной и письменной речи.
Обучающийся должен знать:
• гласные и согласные звуки, их признаки;
• гласные ударные и безударные;
• согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;
• предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные;
• изученные части речи и их признаки.
Обучающийся научится:
• различать гласные и согласные звуки и буквы; ударные и безударные гласные звуки;
оппозиционные согласные по звонкости-глухости, твердости-мягкости; давать
характеристику гласным и согласным звукам с опорой на образец и опорную схему;
• делить слова на слоги для переноса;
• обозначать мягкость и твердость согласных звуков на письме гласными буквами и
буквой Ь (после предварительной отработки);
• дифференцировать и подбирать слова различных категорий по вопросу и
грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
• составлять и распространять предложения, восстанавливать в них нарушенный
порядок слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; устанавливать связи между
словами с помощью учителя, ставить знаки препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знак);
• делить текст на предложения; выделять из текста предложения на заданную тему;
• участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему. • выделять темы
текста (о чём идет речь), выбирать один заголовок из нескольких, подходящих по
смыслу;
• самостоятельно записывать 3-4 предложения из составленного текста после его
анализа.
№
1
Тематическоепланирование 5 класс
Темакоррекционногозанятия
Письменнаяработа,включающаявсебясписываниеидиктант слогов,
слов, предложений и текстов.
2 Обследованиесостояниялексико-грамматическойстороныречи,
связной речи.
Кол-во часов
1
1
Развитиефонематическогоанализаисинтеза
Гласныезвуки
3 Ударение.Рольударения.Проверяемыебезударныегласныевкорне
слова.
1
4 ГласныепослешипящихиЦ.
1
Согласныезвук
5 Парныезвонкиеиглухиесогласныевслабыхпозициях(наконцеив
середине слова)
1
6 Твёрдыеимягкиесогласные.Обозначениемягкостисогласныхдвумя
способами: гласными второго ряда и мягким знаком.
1
7 Разделительныймягкийзнак.
1
8 Разделительныйтвёрдыйзнак.Дифференциацияразделительного
мягкого и твёрдого знаков.
1
9 Непроизносимыесогласные.
1
10 Двойныесогласные.
1
Морфемикаисловообразование
11 Основасловаиокончание.
1
12 Кореньслова.Однокоренныеслова.
1
13 Приставка.Рольприставкивизменениизначенияслова.Словас
приставками, противоположными и близкими по значению.
1
14 Суффикс.Образованиекачественныхприлагательныхспомощью
различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, -оват-, -еват-).
1
15 Образованиеотносительныхприлагательных(-ов-,-ев-,-н-,-ян-,-ск-,
-енн-).
1
16 Образованиепритяжательныхприлагательных(-инн-, …).
1
Словоизменение
Имясуществительное
17 Изменениесуществительныхпочислам.
1
18 Изменениеприлагательныхпочислам.
1
19 Изменениесуществительныхпопадежам,втомчисле существительных
на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.)
1
20 Изменениесуществительныхпопадежам,втомчисле существительных
на –ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.)
1
Имяприлагательное
21 Род имёнприлагательных.
1
22 Изменениеприлагательныхпочислам.
1
23 Согласованиеприлагательныхссуществительнымивроде.
1
24 Согласованиеприлагательныхссуществительнымивчисле.
1
25 Изменениепопадежамприлагательныхсосновойнашипящие –ц,
- ий, -ья, -ье, -ов, -ин.
1
Глагол
26 Изменениеглаголовпо временам.
1
27 Изменениеглаголовпо числам.
1
28 Изменениеглаголовпородамвпрошедшем времени.
1
29 Согласованиеглаголовссуществительнымивчисле.
1
30 Согласованиеглаголовпрошедшеговременисименем
существительным.
1
Развитиеанализаструктурыпредложения
31 Предложение.Грамматическаяоснова.Второстепенныечлены
предложения. Однородные члены предложения.
1
32 Обращение.
1
33 Прямаяикосвеннаяречь.
1
34 Проверкарезультативностикоррекционнойработы.
1
Работа надошибками.
Всего:
34часа
Тематическоепланирование6класс
№ Темакоррекционногозанятия
Обследованиесостояниялексико-грамматическойстороныречи,
1 связной речи.
2 Письменнаяработа,включающаявсебясписываниеидиктант слогов,
слов, предложений и текстов.
Развитиефонематическогоанализаисинтеза Гласные звуки
3
4
5
6
7
ЧередованиегласныхО-Авкорнях-лож-,-лаг-;-рос-,-раст-, -ращ-.
ЧередованиегласныхО-Авкорнях-кос-,-кас-; -гор-,-гар-.
Правописаниегласныхвприставках –пре-,-при-.
Звонкиеиглухиесогласные
Правописаниесогласныхвприставках.
Твёрдыеимягкиесогласные
Употреблениемягкогознакадляобозначенияграмматических форм.
Кол-во часов
1
1
3
2
2
2
2
10
Развитиеслоговогоанализаи синтеза
Правописаниесложныхслов.
Словообразование
Сложныеслова.Сложносокращённые слова.
Словоизменение
Имясуществительное
Несклоняемыеименасуществительные.
11
Имяприлагательное
Степенисравненияимениприлагательных.
2
12
Имячислительное
Согласованиепорядковыхчислительныхссуществительными.
2
13
Местоимение
Согласованиеместоименийссуществительными.
2
8
9
14
15
16
17
Глагол
Изменениеглаголаполицамичислам.Спряжениеглаголов. Окончания
глаголов
Развитиеанализаструктурыпредложения
Работасосплошнымтекстом.Членение сплошноготекста на
предложения.
Составлениетекстаизпредложений,данныхвразбивку. Составление
текста из деформированных предложений.
Проверкарезультативностикоррекционнойработы.Работанад
ошибками.
Всего:
Тематическоепланирование 7класс
2
2
3
2
2
2
2
34 часа
№
3
4
Темакоррекционногозанятия
Обследованиесостояниялексико-грамматическойстороныречи, связной
речи..
Письменнаяработа,включающаявсебясписываниеидиктант
слогов,слов,предложенийи текстов
Развитиефонематическогоанализаисинтеза
Гласные звуки
Чередованиегласныхвкорнях–бир-, -бер-.
Гласныевсуффиксахдействительныхпричастийнастоящего времени.
5
6
Гласныевсуффиксахстрадательныхпричастийнастоящеговремени.
Правописаниегласныхвполныхикраткихстрадательных причастиях.
1
1
7
Наречие.Конечныегласныенаречий.
Согласныезвуки
ПравописаниесогласнойбуквыНвсуффиксахпричастий.
Однаидве буквыНвнаречияхна–о, -е.
Развитиеанализаструктурыпредложений
Причастиекакособая формаглагола.
Причастныйоборот.
Анализпредложенийспричастным оборотом.
Деепричастиекакособаяформаглагола.
Деепричастныйоборот.
Анализпредложенийсдеепричастнымоборотом.
Наречиекакчасть речи.
Анализпредложенийснаречиями.
Анализпредложенийснепроизносимымипредлогами(без,до,для, из, к,
над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через).
Анализпредложенийсосложнымипредлогами(из-за,из-под,по-за, понад).
Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо,
вроде,вследствие,сверх,насчёт,впродолжение,втечение,ввиде).
Конструированиепредложенийсословами,даннымивначальной форме,
включая предлоги.
Конструированиепредложенийсословами,даннымивначальной форме,
включая предлоги.
Распространениепредложений.
Построениесложносочинённыхпредложенийссоюзами(и,а,но).
Построениесложноподчинённыхпредложенийссоюзами(чтобы, потому
что, и т. д.). Их перестроение.
Развитиеанализаструктурытекста
Текст.Дифференциацияпонятий«текст»,«предложение».
Составлениетекстаиздеформированныхпредложений.
Тематекстаиегоосновнаямысль.Заглавие текста.
План.Пересказтекстапосоставленному плану.
Подробноеизложениеповествовательныхтекстов.
Подробноеизложениестворческимидополнениями.
Сжатоеизложение.Выборочноеизложение.
Проверкарезультативностикоррекционнойработы.
Работа надошибками.
Всего:
1
1
2
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34часа
Тематическоепланирование8класс
№ Темакоррекционногозанятия
Письменнаяработа,включающаявсебясписываниеидиктант слогов,
1 слов, предложений и текстов.
2 Обследованиесостояниялексико-грамматическойстороныречи, связной
речи.
Работанадпредложением
3 Уточнениепредставленийо предложении.
4 Типыпредложенийпоцели высказывания.
5 Главныеивторостепенныечленыпредложений.
6 Нахождениеслов,связанныхсподлежащим.
7 Нахождениеслов,связанныхсо сказуемым.
8 Конструированиепростыхпредложений(нераспространённых,
распространённых, с однородными членами).
9 Конструированиепредложенийсоднороднымичленами.
10 Конструированиепредложенийсобращениямиивводнымисловами.
11 Способыпередачичужойречи.
12 Прямаяикосвеннаяречь.
13 Связьсловвпредложении,выраженнаясогласованиемвчисле.
14 Связьсловвпредложении,выраженнаясогласованиемвроде.
15 Связьсловвпредложении,выраженнаясогласованиемвпадеже.
16 Связьсловвпредложении,выраженнаясогласованиемвлице.
17 Связьсловвпредложении,выраженнаяуправлением.
Конструирование предложений.
18 Связьсловвпредложении,выраженнаяпримыканием. Конструирование
предложений.
Работанадтекстом
19 Пересказпосериисюжетных картинок.
20 Пересказпосюжетнойкартинке.
21 Чтотакое план.
22 Видыпланов.
23 Пересказ поплану.
24 Изложениетекстаповопросамиопорнымсловам.
25 Изложениетекстапоколлективносоставленному плану.
26 Изложениетекстапосамостоятельносоставленномуплану.
27 Типытекстов:повествование,описание,рассуждение.
28 Текст–повествование.Составлениерассказа.
29 Текст–описание.Составление рассказа.
30 Текст–рассуждение(объяснение).Составлениерассказа.
31 Текст–рассуждение(доказательство). Составлениерассказа.
32 Замена втекстелицарассказчика.
33 Проверкарезультативностикоррекционнойработы.
34 Работа надошибками.
Всего:
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34часа
Тематическоепланирование 9 класс
№ Темакоррекционногозанятия
Кол-во часов
1
Письменнаяработа,включающаявсебясписываниеидиктант слогов,
слов, предложений и текстов.
1
2
Обследованиесостояниялексико-грамматическойстороныречи,
связной речи.
1
Работанадпредложением
3
Уточнениепредставленийо предложении.
1
4
Типыпредложений поцели высказывания.
1
5
Главныеивторостепенныечленыпредложений.
1
6
Нахождениеслов,связанныхсподлежащим.
1
7
Нахождениеслов,связанныхсо сказуемым.
1
8
Конструированиепростыхпредложений(нераспространённых,
распространённых, с однородными членами).
1
9
Конструированиесложныхпредложенийссочинительными союзами.
1
10 Конструированиесложныхпредложенийсподчинительными союзами.
1
11 Конструированиебессоюзныхсложныхпредложений.
1
12 Связьсловвпредложении,выраженная согласованиемвчисле.
1
13 Связьсловвпредложении,выраженнаясогласованиемвроде.
1
14 Связьсловвпредложении,выраженнаясогласованиемвпадеже.
1
15 Связьсловвпредложении,выраженнаясогласованиемвлице.
1
16 Связьсловвпредложении,выраженнаяуправлением. Конструирование
предложений.
1
17 Связьсловвпредложении,выраженнаяпримыканием.
Конструирование предложений.
1
Работанадтекстом
18
Повторениеизученного.Тематекста,основнаямысль,опорные слова.
1
19 Типытекстов.
1
20 Структуратекста.Понятиеомикротеме.
1
21 План.Виды плана.
1
22 Составлениеплановразныхвидов.
1
23 Составление плана поданному тексту.
1
24 Изложениесязыковымразборомтекстапоколлективно составленному
плану.
1
25 Редактированиеизложения.
1
26 Типытекста.Сравнительное описание.
1
27 Сочинение–сравнительное описание.
1
28 Редактированиесочинений.Речевыеошибки.
1
29 Типытекста. Повествование.
1
30 Типытекста. Рассуждение.
1
31 Сочинение–повествованиесэлементамирассужденияпоциклу
сюжетных рисунков.
1
32 Редактированиесочинения.
1
33 Проверкарезультативностикоррекционнойработы.
1
34 Работа надошибками.
1
Всего:
34 часа
Список литературы
1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.:
Сфера
2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы
логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение
3. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с
использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти.