МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования администрации МО Горноуральский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №21
Приложение АООП ООО для
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (Вариант 1)
Приказ №72/13 от «27» 08 2025 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с нарушениями интеллекта (Вариант 1)
(5 класс )
учебного предмета «Природоведение»
с. Краснополье,
2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
составлена
программа
на
основе
по
учебному
Федеральной
предмету
«Природоведение»
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области
«Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Природоведение» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Природоведение».
Цель
обучения - расширить кругозор и подготовить обучающихся к
усвоению систематических биологических и географических знаний.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой
природе;
− демонстрация тесной взаимосвязи между неживой и живой природой;
− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с
основными направлениями природоохранительной работы;
− воспитание социально значимых качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5
классе определяет следующие задачи:
− формирование умения узнавать и называть изученные объекты в
натуральном виде в естественных условиях;
− формирование представлений о взаимосвязях между изученными
объектами, их месте в окружающем мире;
− формирование умений относить изученные объекты к определенным
группам с учетом различных оснований для классификации;
− формирование умения находить сходные по определенным признакам
объекты из тех, которые были изучены на уроках;
− формирование
умения
выделять
существенные
признаки
групп
объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
− умение обсуждать изученное, рассказать о предмете изучения;
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе
состоит из трёх разделов: «Вселенная», «Наш дом – Земля», «Есть на Земле
страна Россия».
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с
Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса
и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца
для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.
В разделе «Наш дом – Земля» обучающиеся знакомятся с оболочками
Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера. Изучают основные свойства
воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые
человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также
знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой
природы в 5 классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии.
Обучающиеся
знакомятся
с
наиболее
значимыми
географическими
объектами, расположенными на территории нашей страны
(например,
Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга,
Енисей). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не
требует от обучающихся географической характеристики этих объектов и их
нахождения на географической карте.
Основными
природоведения
организационными
являются:
формами
фронтальная,
работы
групповая,
на
уроке
коллективная,
индивидуальная работа.
При проведении уроков природоведения предполагается использование
следующих методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель
объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ с
включением в него элементов беседы или объяснения, сопровождающегося
демонстрацией
опытов);
− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее
решения)
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к
решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно
исследуют
при
проведении
лабораторных
и
практических
работ,
предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой природы
при проведении опытов);
− проведение
природоведческих
экскурсий
(вводных,
обобщающих), направленных на усвоение изученного материала;
текущих
и
− проведение словарной работы, направленной на обогащение словаря,
усвоение новых, ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение значений
слов; активизация словаря);
− работа с учебником (первичное, выборочное и объяснительное чтение,
работа со словарем; ответы на вопросы и
выполнение
направленных на формирование умений анализировать
заданий,
прочитанное,
устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, выделять главное);
− выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя
слова для справок;
− заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;
− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).
Содержание разделов
№
Название раздела
п/п
Количество
часов
Контрольные
работы
1.
Введение
2
2.
Вселенная
6
1
3.
Наш дом-Земля:
3.1
Воздух
8
1
3.2
Полезные ископаемые
14
1
3.3
Вода
16
1
3.4
Поверхность суши. Почва
6
1
4.
Есть на земле страна Россия
14
1
Повторение по курсу «Неживая природа»
5.
Итого:
2
1
68
7
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей
стране, ее природным богатствам;
овладение
социально-
бытовыми
навыками,
используемыми
в
повседневной жизни, умения соблюдать правила личной гигиены, режима
дня;
владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке
развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, необходимости охраны живой и
неживой природы;
установка
на
безопасный
здоровый
образ
жизни,
бережному
отношению к природе и другим материальным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности,
водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на
иллюстрациях, фотографиях;
− представления
о назначении изученных объектов,
их роли
в
окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть –
горючее полезное ископаемое);
− называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой
группе (полезные ископаемые);
− соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их
значения в жизни человека;
− соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и
обществе (под контролем взрослого);
− выполнение несложных заданий под контролем учителя;
− адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного
отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
− знание способов получения необходимой информации об изучаемых
объектах по заданию учителя;
− представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте
в окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации (золото – полезное ископаемые,
металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);
− называние сходных по определенным признакам объектов из тех,
которые были изучены на уроках, известны из других источников;
объяснение своего решения;
− выделение существенных признаков групп объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
− участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
− выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и
работы одноклассников,
проявление
к ней ценностного отношения,
понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
− совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в
отношении изученных объектов и явлений;
− выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
− осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными
растениями.
Оценка
предметных
результатов
осуществляется
по
итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий.
предметных
результатов
учитывается
уровень
При оценке
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Устный ответ:
Оценка «5»ставится за:
−
полный ответ, правильно отражающий основной материал курса:
−
правильно
раскрытое
содержание
понятий,
закономерностей,
биологических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
−
правильное
использование
рисунков,
гербариев,
натуральных
объектов и других источников знаний,
−
самостоятельный ответ, с опорой на ранее
приобретенные знания;
−
соблюдение культуры устой и письменной речи, правил оформления
письменных работ;
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
−
знание всего учебного программного материала;
−
умений выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
−
незначительные
(негрубые)
ошибки
и
недочеты
при
воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил
культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ;
Оценка «3» ставится обучающемуся за следующее:
−
знание и усвоение учебного материала на уровне минимальных
требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении,
необходимость незначительной помощи преподавателя;
−
умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах
на видоизмененные вопросы;
−
наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении
изученного
материала, незначительное несоблюдение основных правил
культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка
«2»
-
не
ставится.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
предмета
Кол-во
часов
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Введение - 2 часа
1
Вводный урок
1
Что такое
природоведение?
Знакомство с учебным
предметом «Природоведение».
Формирование
представлений о предметах и
явлениях, которые изучаются
на уроках природоведения
2
Предметы и явления
неживой и живой
природы
1
Узнают природные явления на
иллюстрациях и фотографиях,
относят объекты к живой или
неживой природе; называют
природные предметы и явления
Знакомство с предметами и
явлениями живой и неживой
природы.
Узнают объекты неживой
природы на иллюстрациях и
фотографиях, относят объекты
к живой или неживой природе;
Формирование умения
называют изученные объекты
дифференцировать предметы и живой и неживой природы
явления живой и неживой
природы
Дописывают слова,
обозначающие явления
природы, в тетради
Выделяют существенные
признаков объектов природы,
относят предметы к природе,
называют природные явления
Выделяют существенные
признаки объектов живой и
неживой природы, относят
объекты к живой или неживой
природе, устанавливают
взаимосвязи между живой и
неживой природой.
Выполняют задание в рабочей
тетради: заполняют таблицу
«Предметы и явления живой и
неживой природы»
Вселенная - 6 часов
3
Небесные тела:
1
Знакомство с небесными
Называют изученные небесные
Называют
планеты, звезды
телами: звёзды, Солнце,
планеты.
тела. Относят небесные тела к
разным группам на основании
признаков с помощью учителя
изученные небесные тела
(звезды, Солнце, планеты) и их
признаки. Относят небесные
тела к разным группам на
основании признаков
4
Солнечная система.
Солнце
1
Формирование представления
о Солнце как центре
Солнечной системы, о
значении Солнца для жизни на
Земле. Формирование умения
давать краткую
характеристику планетам
Солнечной системы
Называют изученные небесные
тела – Солнце, планеты,
планета Земля, Солнечная
система – и их основные
признаки. Рассматривают на
рисунке строение Солнечной
системы. Выписывают названия
планет
Называют изученные небесные
тела – звезды, Солнце,
Солнечная система, планета
Земля, 2–3 другие планеты
Солнечной системы – и их
признаки; называют объекты,
которые входят в состав
Солнечной системы.
Сравнивают небесные тела,
делают вывод, чем звезды
отличаются от планет,
записывают в таблицу
5
Исследование
космоса. Спутники.
Космические
корабли
1
Ознакомление обучающихся с
исследованиями космоса и их
значением для человечества
Узнают искусственные
спутники и космические
корабли на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты
Узнают и называют
искусственные спутники и
космические корабли,
называют их назначение.
Показывают на картинках и
называют какие приборы люди
используют для исследования
космоса
6
Полеты в космос
1
Ознакомление обучающихся с
исследованиями космоса,
формирование представления
о полетах человека в космос и
первых космонавтах
Называют первого космонавта
Ю. А. Гагарина, первую
женщину-космонавта В.В.
Терешкову, подписывают
фамилии на рисунках в рабочих
Называют фамилии первых
космонавтов
(Ю. А. Гагарин,
В. В. Терешкова), имеют
представления о современных
7
8
Смена дня и ночи
Смена времен года.
Сезонные изменения
в природе
1
1
Формирование представлений
о суточном вращении Земли и
смене дня и ночи.
Формирование представлений
о годовом движении Земли
вокруг Солнца, смене времен
года
тетрадях
полетах в космос и их
значении, подписывают
фамилии на рисунках в
рабочих тетрадях; подбирают
проверочные слова к новым
терминам
Называют части суток.
Перечисляют причины смены
дня и ночи (с опорой на
учебник); выбирают и
подчеркивают правильный
ответ в рабочей тетради;
подписывают на рисунках
время суток
Называют части суток, их
признаки и причины смены
дня и ночи.
Определяют времена года на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные времена
года и их основные признаки.
Называют признаки времен
года, осуществляют
классификацию времен года на
основании основных
признаков.
Подписывают на рисунках
названия месяцев
Подчеркивают название частей
суток, подбирают
обобщающее слово в рабочих
тетрадях
Называют причины смены
времен года.
В рабочих тетрадях
показывают стрелками в какие
время года происходят
природные явления
Наш дом - Земля - 44 часа
9
Планета Земля.
Оболочки Земли
1
Закрепление знаний о
Солнечной системе.
Формирование представления
Называют планету Земля и ее Узнают, чем Земля отличается
основные оболочки – вода, от других планет Солнечной
системы. Называют спутники
10.
Воздух. Воздух и его
охрана. Значение
воздуха для жизни
на Земле
1
о Земле как планете, отличие
Земли от других планет
Солнечной системы
суша, воздух.
Земли. Описывают форму
Земли и называют основные
Вставляют в текст в рабочей оболочки Земли (твердая,
тетради пропущенные слова, воздушная, водная).
используя слова для справок
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Чем образованы
оболочки Земли?»
Формирование представлений
о воздухе. Уточнение и
обобщение знаний о значении
воздуха для человека,
животных и растений
Рассказывают
о
значении
воздуха
для
растений,
животных и человека, о
мероприятиях, проводимых с
целью охраны чистоты воздуха
Формирование представления
о мероприятиях, проводимых с
целью охраны чистоты
воздуха
11
Свойства воздуха
1
Формирование в процессе
демонстрации опытов
представления о свойствах
воздуха (прозрачность,
бесцветность, упругость,
теплопроводность) и об
использовании этих свойств в
быту
Называют газы, которые
входят в состав воздуха и
рассказывают о его значении,
о
мероприятиях, проводимых с
целью охраны чистоты
воздуха.
Проводят опыты «Как
почувствовать и увидеть
воздух?»
Называют свойств воздуха
совместно с учителем после
демонстрации опытов.
Записывают свойства воздуха в
рабочую тетрадь, используя
слова для справок
Узнают и называют свойства
воздуха после демонстрации
опытов; описывают опыты,
демонстрирующие свойства
воздуха; знают свойства
воздуха и использование их в
быту.
Рассматривают рисунок в
рабочей тетради и составляют
рассказ, используя опорные
слова
12.
Давление и
движение воздуха
1
Формирование представления
о свойствах (упругость,
сжатие) и движении воздуха
Составляют
рассказ
по Описывают свойства воздуха
картинкам об использовании (упругость, сжатие, теплый
свойств воздуха в быту
воздух поднимается, холодный
опускается);
(накачивание шин, матрасов,
игрушек).
называют свойства воздуха с
опорой на иллюстрации или
Выполняют задание в рабочей демонстрируемый опыт;
тетради: «Составить и записать умеют использовать свойства
предложения из перепутанных воздуха в быту.
слов»
Проводят опыт и отвечают на
вопрос: как определить
движение воздуха?
13
Температура
воздуха. Термометр
1
Формирование представления
о термометре и его устройстве,
формирование умения
измерять температуру воздуха,
читать показания термометра
Узнают термометр на
иллюстрациях и фотографиях,
читают записанную
температуру воздуха;
понимают положительные (со
знаком плюс) и отрицательные
(со знаком минус) показания
температуры.
Рассматривают рисунки в
рабочей тетради, подписывают,
какую температуру показывают
термометры
14.
Движение воздуха в
природе. Ветер
1
Формирование представлений
о движении воздуха – ветре,
силе ветра и использовании
Узнают ветра разной силы на
иллюстрациях и фотографиях;
Узнают термометр в
естественных условиях, имеют
представление о назначении
термометра; умеют читать
показание термометра;
умеют использовать показание
термометра в повседневной
жизни (одежда – температура
воздуха).
Записывают в тетрадь с
помощью цифр и знаков
показания термометра
Рассказывают о движении
воздуха разной силы
ветра человеком
называют ветра (ураган); имеют
представления об
использовании силы ветра
человеком.
В рабочей тетради отвечают на
вопрос: что может ветер?
Вставляют недостающие слова
(ветер, ураган, шторм),
называют причины появления
ветер.
Выписывают из словаря в
учебнике определения слов
«ветер», «ураган»
15
Состав воздуха.
Кислород, его
значение и
применение
1
Формирование представлений
о составе воздуха, о значении
кислорода и его свойствах:
значение кислорода, свойства
кислорода
Называют свойства кислорода, Называют газы, входящие в
относят кислород к газам, состав воздуха; знают свойства
входящим в состав воздуха;
кислорода и наличие
представлений об
знают значение кислорода для использовании свойств
человека, животных и растений. кислорода в быту, хозяйстве и
промышленности.
Заполняют
схему
«Состав
воздуха», используя помощь Заполняют схему «Состав
учителя
воздуха»
16
Состав воздуха.
Углекислый газ и
азот
1
Формирование представлений
о составе воздуха, о значении
углекислого газа и азота и их
свойствах
Называют газы, входящие в
состав воздуха (углекислый газ,
азот), относят углекислый газа
и азот к газам, входящим в
состав воздуха.
Называют газы, входящие в
состав воздуха, знают свойства
углекислого газа, роль
углекислого газа в жизни
растений и имеют
представления об
Рассматривают
диаграмму использовании свойств
«Состав
воздуха»
и углекислого газа в быту,
подписывают названия газов, хозяйстве и промышленности.
используя предложенный текст
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Свойства газов»
17
Значение и охрана
воздуха
1
Формирование представлений
о значении воздуха, его роли в
жизни растений, животных и
человека. Знакомство с
мерами, принимаемыми для
охраны воздуха
Имеют
представления
о
значении чистого воздуха и
мерах, принимаемых для его
защиты.
Рассказывают о роли воздуха
для жизни на Земле;
устанавливают (с помощью
учителя) зависимость между
чистотой воздуха и жизнью
Составляют
рассказ
по растений, животных и
рисункам
«Как
человек человека; соблюдают в быту
использует воздух»
меры по охране воздуха,
правила здорового образа
жизни.
Выполняют задание в рабочей
тетради: дописывают слова в
прочитанном тексте «Что мы
узнали о воздухе?»
18.
19
Значение воздуха
для жизни на Земле
и его охрана
Полезные
ископаемые. Виды,
значение, способы
добычи
1
1
Обобщение и систематизация
понятия о воздухе, его составе,
свойствах и значении для
человека, растений и
животных
Имеют
представления
о Рассказывают о составе
значении чистого воздуха для воздуха, свойствах воздуха,
жизни на Земле и мерах, роли воздуха для жизни на
принимаемых для его защиты
Земле; устанавливают
Формирование представления
о полезных ископаемых, их
видах и значении
Имеют
представление
о Называют полезные
назначении
полезных ископаемые; выделяют
ископаемых.
признаки полезных
ископаемых; относят полезные
Заполняют схему «Полезные ископаемые к разным группам
(с помощью учителя)
зависимость между чистотой
воздуха и жизнью растений,
животных и человека; знают и
соблюдают в быту меры по
охране воздуха, правила
здорового образа жизни
ископаемые» в рабочей тетради
(твердые, жидкие,
газообразные; горючие,
негорючие).
Заполняют схему «Полезные
ископаемые»
в
рабочей
тетради. Приводят примеры
20
Гранит, известняк
1
Формирование представления
о полезных ископаемых,
используемых в строительстве
– граните, известняке
Узнают полезные ископаемые
на рисунках, фотографиях, в
коллекциях
(мел,
мрамор,
гранит); называют изученные
полезные ископаемые; относят
полезные ископаемые к группе,
используемых в строительстве;
имеют
представление
о
назначении данной группы
полезных ископаемы.
Выполняют задание в рабочей
тетради: соединяют стрелкой
название
полезного
ископаемого
с
его
характеристикой
21
Песок, глина
1
Формирование представления
о полезных ископаемых,
используемых в строительстве
– песке, глине
Узнают и называют
представителей полезных
ископаемых, используемых в
строительстве; выделяют
признаки полезных
ископаемых, используемых в
строительстве; называют
полезные ископаемые,
известные из других
источников, объясняют свое
решение.
Показывают в коллекции
полезные ископаемые: гранит,
известняк; зачитывают их
описание на карточках
Узнают полезные ископаемые Узнают и называют
на рисунках, фотографиях, в представителей полезных
коллекциях (песок, глина);
ископаемых, используемых в
строительстве; выделяют
называют изученные полезные признаки полезных
ископаемые;
относяполезные ископаемых, используемых в
ископаемых
к
группе, строительстве; называют
используемых в строительстве; полезные ископаемые,
имеют
представление
о известные из других
назначении данной группы
полезных ископаемых.
источников;
Рассматривают
рисунки
и объясняют свое решение.
рассказывают, что производят
из песка и глины; дописывают Заполняют таблицу.
Сравнивают между собой
предложения
песок и глину
22
Горючие полезные
ископаемые. Торф
1
Формирование представления
о горючих полезных
ископаемых. Формирование
представления о торфе
Узнают полезные ископаемые
на рисунках, фотографиях, в
коллекциях (торф); называют
изученные
полезные
ископаемые, относят торф к
группе полезных ископаемых;
имеют
представление
о
назначении торфа.
Узнают и называют
представителей горючих
полезных ископаемых;
выделяют признаки горючих
полезных ископаемых и торфа,
относят торф к различным
группам с учетом разных
классификаций
Составляют рассказ по плакату (полезные ископаемые,
«Что получают из торфа»
горючие полезные
ископаемые, полезные
ископаемые, используемые в
качестве удобрений).
В рабочей тетради заполняют
схему «Горючие полезные
ископаемые»
23
Каменный уголь.
1
Формирование представления
о горючих полезных
ископаемых. Формирование
представления о каменном
угле
Узнают полезные ископаемые
на рисунках, фотографиях, в
коллекциях (каменный уголь);
называют изученные полезные
ископаемые; относят каменный
угль
к группе
полезных
ископаемых.
Узнают
и
называют горючие полезные
Узнают и называют горючие
полезные
ископаемые
–
каменный уголь; выделяют
признаки каменного угля;
относят каменный угль к
группе полезных ископаемых
и
горючих
полезных
ископаемые – каменный угль;
ископаемых.
выделяют признаки каменного
угля; относят каменный угль к
группе полезных ископаемых и
горючих полезных ископаемых.
Рассматривают
образец
каменного угля. Записывают в
рабочую тетрадь свойства
каменного угля. Заполняют
таблицу «Свойства каменного
Используя текст учебника, угля»
записывают свойства каменного
угля в рабочую тетрадь
24
Добыча и
использование
каменного угля
1
Формирование представление
о каменном угле, способах
добычи и значении каменного
угля
Относят каменный уголь к
группе полезных ископаемых;
имеют
представление
о
значении каменного угля.
Относят каменный уголь к
различным группам; с учетом
разных классификаций
(полезные ископаемые,
горючие полезные
Подписывают на рисунках ископаемые), знают способы
способы добычи каменного добычи каменного угля.
угля
Вставляют
в
текст
пропущенные слова «Добыча
каменного угля»
25
Нефть: внешний вид
и свойства
1
Формирование представления о
горючих полезных ископаемых.
Формирование представления о
нефти
Называют
изученные
полезные
ископаемые
(нефть); относят нефть к
группе
полезных
ископаемых.
Узнают и называют горючие
полезные ископаемые;
выделяют признаки нефти;
относят нефть к группе
полезных ископаемых и
горючих полезных
Описывают свойства нефти: ископаемых.
заполняют пропуски в тексте,
используя слова для справок Рассматривают пробирку с
нефтью и описывают ее
свойства, используя слова
для справок. Сравнивают
каменный уголь и нефть,
называют черты различия и
сходства
26
Добыча и
использование
нефти
1
Формирование представления о
нефти, способах добычи и
значении нефти
Относят нефть к группе
полезных ископаемых; имеют
представление о значении
нефти.
27
Природный газ.
Свойства, добыча,
использование.
Правила обращения
с газом в быту
1
Формирование представления о
горючих полезных ископаемых.
Формирование представление о
природном газе, способах добычи
и значении природного газа.
Формирование умения соблюдать
Называют
изученные
полезные
ископаемые
(природный газ; относят газ к
группе
полезных
ископаемых;
имеют
представление о значении
Относят нефть к различным
группам с учетом разных
классификаций (полезные
ископаемые, горючие
полезные ископаемые);
Подчеркивают правильный рассказывают о способах
ответ: в каком состоянии добычи нефти.
находится нефть
Выписывают из словаря в
учебнике определения новых
слов
Узнают и называют горючее
полезное ископаемое –
природный газ; выделяют
признаки природного газа;
относят природный газ к
различным группам с учетом
правила безопасного пользование
газом в быту
28
29
Черные металлы.
Сталь. Чугун
Цветные металлы
1
1
природного газа; называют (с разных классификаций
помощью учителя) правила (полезные ископаемые,
пользования газом в быту.
горючие полезные
ископаемые); знают способы
Подчеркивают на карточке добычи газа.
названия горючих полезных
ископаемых
Вставляют пропущенные
слова «Запомни правила
обращения с газом»
Знакомство с черными металлами.
Называют черные металлы
(сталь, чугун), имеют
Формирование представления о
представление об
стали, чугуне, способах получения использовании черных
и использовании в
металлов.
промышленности и в быту
Рассматривают рисунки,
подчеркивают названия
предметов, изготовленных из
металлов, используя помощь
учителя
Узнают и называют черные
металлы – чугун и сталь;
Знакомство с цветными
металлами. Формирование
представления об алюминии и
меди, способах получения и
использовании в промышленности
и в быту
Узнают и называют цветные
металлы – алюминий, медь;
Называют цветные металлы;
имеют представление об
использовании цветных
металлов.
знают способы получения
черных металлов; выделяют
признаки черных металлов,
свойства стали и чугуна.
Используя рисунки,
записывают в рабочую
тетрадь названия предметов,
сделанных из металлов
знают способы получения
цветных металлов; выделяют
признаки цветных металлов;
Заполняют таблицу в рабочей производят классификацию
тетради, используя слова для цветных металлов (относят
справок: приводят примеры
алюминий, медь к металлам и
цветных металлов, разделив
цветным металлам).
их на группы
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: приводят примеры
цветных металлов, разделив
их на группы
30
Благородные
(драгоценные)
металлы
1
Формирование представления о
благородных (драгоценных)
металлах. Формирование
представления о золоте, серебре,
платине, использовании в
промышленности и в быту
Называют благородные
(драгоценные) металлы;
имеют представление об
использовании благородных
(драгоценных) металлов.
Вставляют пропущенные
буквы в слова с названиями
благородных металлов,
составляют предложения с
этими словами
Узнают и называют
благородные (драгоценные)
металлы – золото, серебро,
платину; выделяют признаки
цветных металлов;
производят классификацию
драгоценных металлов
(относят золото, серебро,
платину к металлам и
драгоценным металлам).
Выполняют задание в
рабочей тетради: соединяют
стрелками правильные
ответы, где применяют
драгоценные металлы
31
32
Охрана полезных
ископаемых
Полезные
ископаемые
1
1
Формирование представления о
значении полезных ископаемых,
знакомство с мерами,
принимаемыми для охраны
полезных ископаемых
Называют полезные
ископаемые; знают о
необходимости охраны
полезных ископаемых.
Обобщение и систематизация
знаний обучающихся о свойствах
Имеют
представления
полезных ископаемых,
Узнают и называют полезные
ископаемые; знают способы
охраны полезных
ископаемых.
Составляют рассказ по плану Вставляют в текст карточки
и с опорой на предложения,
пропущенные слова,
предложенные учителем об
используя слова для справок
охране полезных ископаемых
о Узнают и называют полезные
их ископаемые. Проводят
классификацию полезных
полезных ископаемых.
значении для людей.
ископаемых.
Составляют устный рассказ
ободном
из
полезных
ископаемых по плану и
опорным предложениям
Относят полезные
ископаемые к различным
группам, объясняют свой
выбор;
знают свойства полезных
ископаемых, знают меры по
их охране.
Составляют устный рассказ
об одном из полезных
ископаемых
по
плану,
используя статью учебника
33
34
Вода в природе.
Роль воды в питании
живых организмов
Свойства воды
1
1
Формирование представлений о
воде в природе и о значении воды
для растений и животных
Формирование представлений о
свойствах воды.
Рассказывают о воде в
природе; о значении воды для
растений, животных,
человека.
Узнают на рисунках и
фотографиях и называют
воду в разных формах
существования в природе.
Выполняют задание:
рассматривают рисунки и
подписывают, кому для
жизни нужна вода
Подписывают рисунки,
используя слова для справок:
где встречается вода в
природе; вставляют
пропущенные слова в текст
карточки
Называют свойства воды
(совместно с учителем) после
демонстрации опытов.
Узнают и называют свойства
воды после демонстрации
опытов; описывают опыты,
демонстрирующие свойства
воды; записывают выводы по
проведенным опытам. знают
свойства воды и
Заполняют схему
«Основные свойства воды»,
используя слова для справок;
35
Растворимые и
нерастворимые
вещества. Питьевая
вода
1
Формирование представлений о
свойствах воды, растворимых и
нерастворимых веществах
подписывают рисунки,
записывают выводы в
тетрадь по проведенным
опытам
использование этих свойств в
быту.
Рассказывают о свойствах
питьевой воды и растворах,
называют растворы.
Называют растворимые и
нерастворимые вещества;
узнают растворы в
естественных условиях и на
иллюстрациях и называют
их;
Описывают опыты,
подписывают рисунки с
растворимыми и
нерастворимыми в воде
веществами
Заполняют схему «Основные
свойства воды»
имеют представления о
назначении растворов;
выделяют существенные
признаки питьевой воды,
используют полученные
знания при выполнении
практических работ
(создание растворов –
сладкий водный раствор,
соленый водный раствор).
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Растворимые и
нерастворимые в воде
вещества»
36
Прозрачная и мутная
вода. Очистка
мутной воды
1
Формирование представлений о
свойствах воды, чистой воде и
очистке воды
Узнают чистую и мутную
воду в натуральном виде и на
рисунках. Называют
признаки мутной и чистой
Выделяют признаки чистой и
мутной воды; относят воду к
разным группам; используют
полученные знания при
выполнении практических
воды.
Выполняют задание:
выбирают правильный ответ
на вопрос и подчеркивают
его
37
Три состояния воды.
Температура и ее
измерение
1
Формирование представлений о
различных агрегатных состояниях
воды:твердое, газообразное,
жидкое. Переход воды из одного
состояния в другое
Узнают воду в твердом,
жидком и газообразном
состоянии в натуральном
виде и на рисунках.
Заполняют схему, используя
текст учебника «Состояние
воды в природе».
Проводят опыты под
руководством учителя по
изучению свойств трех
состояний воды, измеряют ее
температуру с помощью
термометра
38
Расширение при
нагревании и сжатие
при охлаждении,
расширение при
1
Формирование представлений об
изменении состояния воды под
воздействием температуры
Узнают и называют
состояния воды при
нагревании и охлаждении.
Подписывают рисунки,
работ (очистка воды
отстаиванием,
фильтрованием).
Записывают предложения в
правильном порядке по
проведению опыта по
очистке мутной воды
Выделяют признаки воды в
разных агрегатных
состояниях; устанавливают
зависимости между
температурой и состоянием
воды;
умеют использовать
полученные знания при
выполнении практических
работ совместно с учителем
(измерение температуры
воды).
Проводят опыты по
изучению свойств твердой,
жидкой и газообразной воды;
измеряют температуру воды
термометром; записывают
выводы в рабочую тетрадь
Узнают и называют
состояния воды в
естественных условиях и на
картинах; выделяют
существенные признаки воды
замерзании
39
40
41
Свойства воды.
Лабораторная работа
Работа воды в
природе
Значение воды в
природе.
Использование воды
в быту,
промышленности и
сельском хозяйстве
1
1
1
подчеркивают правильный
ответ на вопрос: что
происходит с водой при
нагревании, охлаждении,
замерзании
при замерзании и нагревании;
умеют использовать
полученные знания в быту.
Формирование умения применять
знания о свойствах воды на
практике, выполнять
практические действия под
контролем учителя
Выполняют лабораторные
работы совместно с
учителем;
Выполняют лабораторные
работы под контролем
учителя;
называют свойства воды
после проведения опыта
прогнозируют результаты
опытов, описывают
результаты опытов; делают
выводы о свойствах воды
Формирование представлений о
работе воды в природе и
изменениях, которые происходят
под влиянием воды
Узнают и называют
последствия работы воды –
оврагов, пещер, наводнений;
Устанавливают
взаимозависимости между
явлениями природы (работа
воды и форма поверхности);
называют по рисункам и
подписывают овраги,
пещеры, ущелья
Формирование представлений о
значении воды для человека,
знакомство с мерами,
принимаемыми для охраны воды
Знают значения воды для
жизни человека; называют
(совместно с учителем)
правила охраны воды в быту
(выключать воду, плотно
закрывать кран).
подписывают слова на
рисунках
Записывают выводы в рамку
в рабочую тетрадь: что
происходит с водой при
нагревании, охлаждении и
замерзании
Рассказывают о мерах,
принимаемых для охраны
воды; применяют знания об
охране воды на практике.
Вставляют пропущенные
слова в текст карточки.
42
Вода в природе
1
Изучение значения воды в
природе. Формирование
представлений о круговороте
воды в природе
Составляют рассказ по
картинкам «Как используют
воду в сельском хозяйстве»
Приводят свои примеры,
используя слова- помощники.
Пересказывают написанный
текст
Называют разные состояния
воды; узнают их на
иллюстрациях: дождь, пар,
облака, тучи.
Составляют рассказ по
картинкам о состоянии воды
на разных этапах ее
круговорота; устанавливают
причинно-следственные
зависимости.
Рассматривают схему
круговорота, вставляют в
текст пропущенные слова
43
Воды суши: ручьи,
реки
1
Формирование представлений о
водах суши: ручьях и реках.
Правила поведения у водоёмов
Составляют рассказ о реках
и ручьях. Называю отличия
ручья от реки с помощью
учителя. Называют правила
поведения у водоемов.
Подчеркивают правильный
ответ в тексте; почему нельзя
пить воду из водоемов
44
Озера, болота,
1
Формирование представлений о
Узнают озера, болота, пруды
По схеме называют
изменения в природе во
время круговорота;
вставляют в текст
пропущенные слова
Рассказывают об
образовании рек и ручьёв.
Составляют рассказ о реках
и ручьях. Называю отличия
ручья от реки.Называют
правила поведения у
водоемов.
Выполняют задание в
рабочей тетради:
подчеркивают правильный
ответ в тексте «Воды суши»
Рассказывают о внешнем
пруды
водах суши: озера, болота, пруды
на иллюстрациях и
фотографиях;
называют изученные
объекты;
рассказывают об
использовании изученных
водоемов.
Рассматривают рисунок,
соединяют стрелками
изображения животных,
обитающих на болоте, с
водоемом. Записывают в
тетрадь названия рыб,
которые водятся в водоемах
45
Моря и океаны
1
Формирование представлений о
морях и океанах и их
использовании
виде озер, болот, прудов,
водохранилищ и образовании
изученных водоемов, о
значении изученных
водоемов; умеют
устанавливать простейшие
причинно-следственные
зависимости.
Рассматривают рисунок,
соединяют стрелками
изображения животных,
обитающих на болоте, с
водоемом; обосновывают
свой вывод. Сравнивают
водоемы, называют
отличительные их признаки.
На основании сравнения
заполняют таблицу
Узнают моря и океаны на Рассказывают о внешнем
иллюстрациях
и виде морей и океанов, их
фотографиях;
основных признаках, о
значении изученных
называют
изученные водоемов.
объекты;
Заполняют таблицу в рабочей
рассказывают
об тетради «Использование
использовании
изученных воды человеком»; составляют
водоемов.
рассказ по схеме «Значение
моря для человека»
Рассматривают рисунки в
рабочей
тетради,
подписывают названия морей
и океанов
46
47
48
Охрана воды
Равнины, холмы,
овраги
Горы
1
1
1
Формирование представлений об
охране воды и мерах,
принимаемых по охране водоемов
Формирование представлений о
формах поверхности Земли,
внешнем виде равнин, холмов,
оврагов и их использовании
человеком
Формирование представлений о
формах поверхности Земли. Горы:
внешний вид, природа, жизнь и
занятия людей в горах
Рассказывают об
использовании воды;
составляют предложения,
используя опорные слова;
раскрашивают опорные
сигналы для плаката по
охране воды
Составляют рассказ о мерах,
принимаемых для охраны
водоемов; применяют знания
об охране воды на практике.
Узнают и называют формы
поверхности
(равнины,
холмы,
овраги)
на
иллюстрациях
и
фотографиях.
Выделяют существенные
признаки изученных форм
поверхности суши; называют
холмы и овраги, известные из
личного опыта.
Заполняют схему в рабочей
тетради
«Поверхности
суши», используя помощь
учителя
Заполняют схему в рабочей
тетради «Поверхности
суши», соединяют стрелками
слова и предложения с
описанием оврага
Составляют памятку
«Правила поведения у
водоемов»; рисуют в тетради
опорные сигналы для плаката
по охране водоемов
Узнают и называют горы на Выделяют существенные
иллюстрациях
и признаки гор. Рассказывают
фотографиях.
о занятиях людей в горах.
Устанавливают простейшие
Называют занятия людей,
зависимости между формой
живущих в горах.
поверхности суши и
занятиями населения.
Подписывают и
Называют горы, известные из
раскрашивают рисунки, как
личного опыта.
49
Почва – верхний
слой земли. Состав
почвы
1
Формирование представлений о
почве, ее образовании. Знакомство
с составом почвы: перегной,
песок, глина, вода, воздух,
минеральные соли.
Закрепление знания о роли почвы
в жизни растений
50
Разнообразие почв
1
люди используют горы
Сравнивают горы и холмы,
называю отличительные
признаки; заполняют схему
их строения
Рассказывают о назначении
почвы. Называют состав
почвы, опираясь на схемы и
иллюстрации. Рассказывают
о роли почвы в жизни
растений.
Узнают и называют почвы в
натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах. Называют
вещества, входящие в состав
почвы и их значение.
Отгадывают
загадки
о
животных, которые обитают Заполняют схему в рабочей
в почве; подписывают их на тетради «Состав почвы»
рисунках
Формирование представлений о
видах почвы: черноземные,
глинистые, песчаные.
Называют виды почв (не
менее 2). Называют свойства
одного вида почв.
Знакомство с особенностями
почв.
Узнают по описанию и
подписывают на рисунках
виды почв
Называют виды почв и их
основные признаки;
выделяют существенные
признаки разных видов почв;
устанавливают связи между
разными видами почв и
растительностью; умеют
применять эти знания на
практике.
Выполняют задание:
соединяют стрелкой название
почвы с ее характеристикой
51
Основное свойство
почвы – плодородие.
1
Формирование представлений о
плодородии почвы, способах
Рассказывают об основном Называют способы обработки
свойстве почвы, о значении почвы в зависимости от
обработки
почвы
для сезона; имеют представления
Обработка почвы
52
Охрана почвы
1
обработки почвы и ее значении
получения урожая.
Закрепление представлений о
значении почвы.
Рассказывают
о
необходимости охраны почв
и некоторых мерах, которые
принимаются для защиты
почвы.
Охрана почв, меры, принимаемые
для охраны почв
о взаимосвязи обработки
почвы с ее плодородием;
Подчеркивают
в
тексте умеют применять знания о
рабочей тетради название сезонной обработке почвы на
основных частей почвы, практике.
которые необходимы для
жизни растений
Делают вывод: почему
черноземная почва самая
плодородная
Называют вредные
воздействия на почву:
костры, пожары, вырубка
лесов, бытовой мусор,
химикаты, вода, ветер;
называют меры,
Рассматривают рисунки в принимаемые для охраны
рабочей тетради. Обводят те, почв.
на которых показано, как
человек заботиться о почве
Обводят рисунки, на которых
показано, как человек
заботиться о почве,
обосновываютсвой выбор
Есть на Земле страна Россия- 14 часов
53
Место России на
земном шаре.
Знакомство с картой
1
Формирование представлений о
России, размере территории,
климате, рельефе
Называют название своей Называют особенности
страны. Рассказывают, какие климата и рельефа России;
формы поверхности есть в
узнают на карте России реки
России.
и сушу (по цвету);
Рисуют
Государственный устанавливают причиннофлаг России в тетради. следственные зависимости
54
Моря и океаны,
омывающие берега
России
1
Знакомство с морями и океанами,
омывающими берега России
Подчеркивают
в
стихотворении
название
государства,
в
котором
живут, записывают его в
клеточки
между территорией,
солнечной освещенностью и
климатом.
Рассказывают,
что
территорию России омывают
теплые и холодные моря;
называют основные признаки
этих морей (лед, снег,
холодно,
тепло,
солнце,
пляж).
Называют моря, омывающие
берега России: Черное море,
Азовское море, Балтийское
море; называют их основные
признаки.
Узнают на иллюстрациях
различные
формы
поверхности
–
горы,
равнины; рассказывают, что
на территории России
находятся горы и равнины.
Называют горы и равнины
России: ВосточноЕвропейская равнина,
Западно-Сибирская равнина,
Кавказские горы, Уральские
горы. Рассказывают об их
основных признаках.
Подчеркивают
слова,
которые обозначают формы
земной
поверхности
на
карточке
Вставляют в текст карточки
названия равнин и гор
России, используя слова для
справок
Записывают в тетради свой
адрес
Выполняют задание в
рабочей тетради: соединяют
Вставляют
в
текст стрелками название моря с
пропущенные
слова
с его характеристикой
названием океанов
55
56
Горы и равнины на
территории нашей
страны
Реки и озера России
1
1
Формирование представления о
формах поверхности России:
равнины, горы
Знакомство с реками и озёрами
России. Знакомство с
Узнают
на
иллюстрациях Называют реки и озера
России: 3–4 названия,
крупнейшими реками России
реки;
называют их основные
признаки.
рассказывают,
что
на
территории России находятся Заполняют таблицу в рабочей
реки и озера; называют 1–2 тетради «Реки и озера
реки России.
России»
Подбирают
обобщающие
слова
к
перечисленным
названиям рек и озер
57
Москва – столица
России
1
Формирование представления о
столице России – Москве:
достопримечательности,
стадионы, транспорт
Называют
достопримечательности
Москвы
с
опорой
иллюстрации.
Называют
достопримечательности
на Москвы. Называют основные
виды транспорта Москвы.
Называют столицу России. Находят на картинках и
Подписывают на рисунках подписывают
герб России и герб Москвы
достопримечательности
Москвы
58
Санкт-Петербург
1
Формирование представления о
городе Санкт-Петербург:
достопримечательности, реки,
разводные мосты
Узнают
и
называют
достопримечательности
Санкт-Петербурга: разводные
мосты, Дворцовая площадь –
на
иллюстрациях
и
фотографиях
Узнают и называют СанктПетербург на картинках и
иллюстрациях, рассказывают
об его основных
достопримечательностях
59
Ярославль.
Владимир. Ростов.
Города «Золотого
кольца»
1
Знакомство с городами «Золотого
кольца»: Ярославль, Владимир,
Ростов: достопримечательности,
народные промыслы
Называют города Золотого
кольца:
Ярославль,
Владимир,
Ростов.
Рассказывают
о
достопримечательностях
городов «Золотого кольца» с
Называют города «Золотого
кольца»: Ярославль,
Владимир, Ростов. Называют
основные
достопримечательности:
набережная в Ярославле,
помощью учителя.
театр; собор и Золотые
ворота во Владимире;
Выполняют
задание: Ростовский кремль.
соединяют
линиями,
с
именем каких великих людей Вписывают в таблицу
связаны названия городов
названия некоторых
достопримечательностей
городов Золотого кольца
60
Нижний Новгород,
Казань, Волгоград
1
Формирование представления о
городах Нижний Новгород,
Казань, Волгоград:
достопримечательности,
промышленность
Называют города Нижний Узнают и называют города
Новгород, Казань, Волгоград Нижний Новгород, Казань,
Волгоград; называют
Рассказывают о
основные
достопримечательностях с
достопримечательности
помощью учителя, опираясь
городов (Нижегородский
на иллюстрации.
кремль, Казанский кремль,
мечеть, Мамаев курган);
Находят на карте названия
городов и выписывают их в
называют города, известные
тетрадь
из других источников.
Заполняют таблицу: по
описанию определяют
название городов
61
Новосибирск,
Владивосток
1
Формирование представления о
городах Новосибирск,
Владивосток:
достопримечательности,
промышленность, порт
Называют
города
Новосибирск, Владивосток.
Рассказывают
о
достопримечательностях
городов; показывают их на
карте
Узнают и называют города
Новосибирск, Владивосток;
называют основные
достопримечательности
городов; называют города,
известные из других
источников.
Составляют рассказ о городе
Владивостоке, используя
слова для справок
62
Население и народы
России
1
Формирование представления о
населении России и России как
многонациональном государстве
Называют
представителей
России.
отдельных Называют представителей
народов народов России.
Рассказывают о традициях,
обычаях населения России;
Называют места, где
занятиях городского и
проживает население России. сельского населения.
Узнают на иллюстрациях и
называют городское и
Заполняют схему «Население
сельское население.
нашей страны»; определяют,
какие рисунки подходят к
Заполняют схему «Население стихотворениям
нашей страны», используя
помощь учителя
63
Ваш город.
Важнейшие
географические
объекты региона
1
Формирование представления о
своей местности на основе
уточнения и обобщения
имеющихся знаний: поверхность,
водоёмы, растительный и
животный мир
Называют основные
географические объекты и
особенности своей
местности: поверхность,
водоёмы с опорой на
учебник. Называют
представителей
растительного и животного
мира своего региона
Показывают на карте
основные географические
объекты и особенности
своей местности:
поверхность, водоёмы.
Рассказывают о
представителях
растительного и животного
мира своего региона
64
Ваш город.
Важнейшие
географические
объекты региона
1
Формирование представления о
своей местности на основе
уточнения и обобщения
имеющихся знаний:
промышленность и сельское
хозяйство,
Показывают на
иллюстрациях
достопримечательности
своего города с помощью
учителя. Называют
промышленные предприятия
Рассказывают о
достопримечательностях
своего города. Называют
промышленные предприятия
и направления сельского
хозяйства своего региона,
Рассказывают о населении
65
Экскурсия
1
достопримечательности.
своего региона
своей местности, их
традициях и обычаях
Расширение и закрепление знаний
о родном городе; о
Называют и посещают
достопримечательные места
города;
Рассказывают в ходе
экскурсии о
достопримечательностях
города совместно с учителем;
важнейших географических
объектах региона
66
Экскурсия
1
Расширение и закрепление знаний
о родном городе; о
важнейших географических
объектах региона
Называют важнейшие
географические объекты
региона
Называют и посещают
достопримечательные места
города;
Называют важнейшие
географические объекты
региона
Рассказывают и изучают
важнейшие географические
объекты региона
Рассказывают в ходе
экскурсии о
достопримечательностях
города совместно с учителем;
Рассказывают и изучают
важнейшие географические
объекты региона
Повторение – 2 часа
67
Обобщающий урок
по разделу «Есть на
Земле страна
Россия»
1
Закрепление знаний о России:
формах рельефа, водоемах,
городах, населении
Называют отдельные города
России, отдельных
представителей народов
России
Называют особенности
климата и рельефа России,
называют моря, омывающие
берега России: Черное море,
Азовское море, Балтийское
море; называют отдельные
реки, озера, горы, равнины
России; называют отдельные
города России и их
достопримечательности
68
Неживая природа.
Обобщающий урок
1
Обобщение и закрепление
представлений о предметах и
явлениях неживой природы
Узнают и называют
изученные предметы
неживой природы на
иллюстрациях, фотографиях;
относят к определенным
группам (вода, воздух,
полезные ископаемые,
почва); называют предметы,
относящиеся к почве,
полезным ископаемым,
свойствам воды или воздуха;
называют элементарные
правила безопасного
поведения в природе;
рассказывают о значении
неживой природы в жизни
человека
Узнают и называют
изученные предметы
неживой природы на
картинах, схемах и в
натуральном виде; относят
предметы неживой природы
к разным группам (вода,
воздух, полезные
ископаемые, почва);
выделяют существенные
признаки каждой группы;
рассказывают о взаимосвязях
между неживой и живой
природой; соблюдают
правила безопасного
поведения в природе