Приложение
Утверждена в составе
ООП НОО МБОУ СОШ № 21
Приказ от 28.08.2024 г. №172/14
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
спортивно-оздоровительное направление
«Футбол»
1-4 классы
с. Краснополье
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы по футболу по содержанию является
физкультурно-спортивной, по функциональному предназначению-досуговой,
по форме организации - кружковой, по времени реализации -годичной.
Программа разработана на основе «Комплексной программы
физического воспитания», авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич.
Актуальность программы состоит в том, что дети общаются между
собой, получают положительные эмоции, совершенствуют двигательные
навыки и действия. Получают заряд бодрости и здоровья, отвлекаются от
негативных поступков во внеурочное и вечернее время.
Цель:
Создание условий для воспитания физически здоровой гармонично
развитой личности подростков, через систематические футболом, участие в
спортивных соревнованиях различного уровня
Задачи:
1.Обучить технике и тактике игры в футбол.
2.Развивать морально -волевые качества.
3. Развивать и усовершенствовать физические качества: силу,
выносливость, скоростные качества.
4.Дать полные теоретические сведения о развитии футбола и спорта в
нашей стране и за рубежом.
5. Организовать культурный досуг учащихся.
6. Подготовка инструкторов и судей по футболу.
Задачами обучающихся также являются: физическая подготовка,
совершенствование спортивно-физических показателей, участие в
соревнованиях. Программа предусматривает систематический контроль
успеваемости и дисциплины учащихся в школе, связь с классным
руководителем.
Решению этих задач способствуют:
1. Привлечение максимально возможного числа детей и подростков к
систематическим занятиям футболом.
2. Популяризация и развитие футбола, а также включение его в основной
педагогический процесс физического воспитания учащихся. Несмотря на
спортивную направленность программы её важной частью является
воспитательная работа, проводимая с учащимися.
3.Формирование у воспитанников таких личностных качеств, как
уверенность в себе, чувство собственного достоинства,
дисциплинированность, ответственность, трудолюбие, терпимость,
доброжелательность, стойкость, мужество, общительность происходит не
только в процессе учебно – тренировочных занятий и соревнований, но и при
неформальном общении, в процессе проведения различных культурно –
массовых мероприятий, совместных поездок и экскурсий. Участие в такого
рода мероприятиях помогает подросткам преодолевать различные
внутренние комплексы, развивает навыки межличностного общения,
повышает интеллектуальный уровень и расширяет кругозор, воспитывает
чувства дружбы и товарищество, чувство коллективизма.
Программа
секции
направленности, так как
«Футбол»
физкультурно-спортивной
ведущей педагогической идеей является
вовлечение подростком в систематические занятия
футболом и их
гармоничное физическое развитие.
Новизна программы состоит в том, что программа для спортивных
школ адаптирована для общеобразовательной школы.
Деятельность спортивной секции «Футбол» актуальна для детей и
родителей так как, и те и другие заинтересованы в полноценном физическом
развитии.
Педагогическая целесообразность данной программы в том, что
физическое развитие подростков начинается с начальной подготовки, в
которой
предусмотрены
специальные
упражнения,
затем
нагрузка
увеличивается, совершенствуется технико-тактическая подготовка. Кроме
того, обучающиеся с первого этапа подготовки активно участвуют в
соревнованиях, проводимых по данному виду спорта.
Сроки реализации программы.
Продолжительность образовательного процесса – 1 год. Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Занятия проводятся в смешенной
возрастной группе. Ежегодно план работы повторяется с учётом динамики
развития физической подготовки обучающихся.
Форма и режим занятий.
Нагрузка подбирается индивидуально для каждого обучающегося
исходя из его физической подготовки и морально-волевых качеств. Так же
определяется индивидуально время занятий. Каждое занятие продолжается 2
часа, из них 15 минут – теория. Время отдыха определяется индивидуально и
через 45 минут, для всей группы.
За год обучения общее количество часов составляет – 68 часов.
В теоретической части занятий учащиеся знакомятся с развитием
физкультурного движения и историей возникновения и развития футбола в
России и мире, получают краткие знания по анатомии, физиологии,
врачебному контролю, гигиене, сведения по тактике – технической
подготовке, методике обучения и тренировке.
В практической части техническая и тактическая подготовка, учебные
игры 2-х сторонние с соблюдением правил игры в футбол, участие в
соревнованиях, контрольные испытания, инструкторская и судейская
практика.
Результаты обучения по программе
Критериями оценки достижения цели и задач, поставленных в данной
программе, являются выполнение разрядных требований, испытаний по
ОФП, результаты выступлений в соревнованиях.
Ожидаемый результат обучения по данной программе
предполагает:
Успешную сдачу контрольных нормативов по ОФП (Приложение 1)
Индивидуальный рост физподготовки учащихся
Высокий уровень морально-волевых качеств и систему ценностных
ориентаций.
Готовность дальнейшего совершенствования спортивного мастерства в
других учебных заведениях по данному виду спорта.
Обучающиеся знают:
- теорию игры в футбол
- гигиену спортсмена
- историю развития футбола
Обучающиеся умеют:
- владеть основами техники и тактики игры в каждой возрастной группе.
- участвовать в соревнованиях разного уровня.
Учащиеся смогут решать следующие жизненно-практические задачи:
- правильно организовать свой досуг
- вести здоровый образ жизни
Воспитанник способен проявить следующие отношения:
- уважительно вести себя по отношению к преподавателю и др. членам
кружка
- доброжелательно относиться к сопернику
- уметь правильно реагировать на похвалу и критику
Методы отслеживания результативности:
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ
результатов
участия
в
мероприятиях
(соревнованиях )
педагогический
мониторинг
(диагностика
личностного роста по итогам сдачи
Формы подведения итогов
представлены в виде
портфолио
достижений обучающихся
Возраст обучающихся от 11 до 17 лет.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа.
Срок реализации программы 1 год.
Формы занятий
Занятия включают в себя:
1.Организационную часть, которая обеспечивает наличие спорт-инвентаря:
мячей и др.
2. Разминку, при которой происходит подготовка всех функций организма к
предстоящей деятельности.
3. Развитие физических качеств.
4. Отработка техники и тактики конкретного вида деятельности.
5.Подвижные игры, эстафеты.
Содержание программы
Теоретическая подготовка. Физическая культура и спорт в России. Развитие
футбола за рубежом и в России. Сведения о строении и функциях организма
человека. Общефизическая подготовка (ОФП): Бег 30 м, бег 300 м, бег 400 м
6-минутный бег, 12 минутный бег, бег 10х30 м (челночный) Прыжки в длину
с места, тройной прыжок с места.
Специальная физическая подготовка: бег 30 м с ведением; бег 5х3 м с
ведением мяча;
удары по мячу на дальность правой и левой ногой по неподвижному мячу,
катящемуся мячу; вбрасывание мяча на дальность.
Техническая подготовка: удары по воротам на точность по неподвижному
мячу правой и левой ногой с расстояния 15-17 м. Ведения мяча, обводка
стоек, удары по воротам с различных точек и в движении с мячом,
жонглирование мячом (на месте и в движении, ногой и головой). Для
вратарей: доставание подвешенного мяча руками, кулаком; удары по мячу с
рук, с разбега (на дальность), вбрасывание мяча рукой на дальность с места, с
разбега.
Тактическая подготовка. Тактика защиты, тактика нападения, тактика игры
команды в целом, тактика игры вратаря. Групповые действия игроков, схемы
4-2-4, 4-3-3, 3-3-4, 3-4-3. Командные действия. Тактика защиты:
индивидуальные действия. Выбор места игроков на поле (по схемам).
Групповые действия, взаимодействия игроков на поле (нападения и защиты).
Командные действия. Расстановка игроков на поле по схемам: 4-2-4, 4-3-3, 34-3.
Учебные игры 2-х сторонние с соблюдением правил игры в футбол. Участие
в соревнованиях. Контрольные испытания. Инструкторская и судейская
практика.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок,
потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил
здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся
формируются познавательные, личностные, регулятивные,
коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает
достижение следующих результатов образования:
личностные результаты – готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию;
сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные);
предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения
учебных предметов опыт специфической для каждой предметной
области деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применению, а также система основополагающих
элементов научного знания, лежащая в основе современной научной
картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению «Футбол» является
формирование следующих умений:
определять и высказывать простые и общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор
при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению «Футбол» является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя, а далее самостоятельно;
проговаривать последовательность действий;
уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного
задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в
дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать
эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и
задания.
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.
Слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и
следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в
парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и
выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для
жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни,
регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные
мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения,
приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной
деятельности будет сознательное отношение обучающихся к
собственному здоровью.
Результаты изучения содержания курса
Дети овладеют техническими приемами и тактическими
взаимодействиями, научатся играть в футбол.
Узнают об особенностях зарождения, истории футбола;
Узнают о физических качествах и правилах их тестирования;
Узнают основы личной гигиены, причины травматизма при занятии
футболом и правила его предупреждения;
Сумеют организовать самостоятельные занятия футболом, а также, с
группой товарищей;
Сумеют организовывать и проводить соревнования по футболу в классе,
во дворе.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Мяч футбольный - 10 шт.
2. Мяч набивной - 4 шт.
3. Скакалка- 10шт.
4. Беговая дорожка - 1 шт.
5. Гимнастический мат - 6 шт.
Беседа «меры безопасности», «правила игры». Учебная игра.
2
3
Освоение навыков ведения. Ведение мяча со сменой ног. Учебная игра.
Освоение навыков ведения. Ведение мяча со сменой ног. Учебная игра.
4
Ведение мяча по прямой. Учебная игра.
5
Ведение мяча с обводкой стоек. Учебная игра.
Кол-во часов
2
2
2
2
6
7
8
9
Ведение мяча с обводкой стоек и соперником. Учебная игра.
Передача и остановка мяча. Учебная игра.
Передача и остановка мяча. Учебная игра
Передача и остановка мяча. Учебная игра
10
Передача и остановка мяча. Учебная игра
11
Передача и остановка мяча. Учебная игра
2
2
2
2
2
2
12
Передача и остановка мяча. Учебная игра
2
13
Передача и остановка мяча. Учебная игра
14
Удары с места по воротам . Учебная игра.
15
16
17
Удары с места по воротам . Учебная игра.
Удары с места по воротам . Учебная игра.
2
2
2
2
Удары с места по воротам . Учебная игра.
2
18
Удары по воротам после ведения . Учебная игра.
2
19
Удары по воротам после ведения . Учебная игра.
2
20
21
Удары по воротам после ведения . Учебная игра.
Удары по воротам после ведения . Учебная игра.
22
Тактика игры в защите. Учебная игра.
23
Тактика игры в защите. Учебная игра
2
2
2
2
24
Тактика игры в защите. Учебная игра
2
25
Тактика игры в нападении. Учебная игра.
2
26
Тактика игры в нападении. Учебная игра.
2
27
Тактика игры в нападении. Учебная игра.
2
28
Штрафной удар. Учебная игра.
2
29
Штрафной удар. Учебная игра.
2
30
Штрафной удар. Учебная игра.
2
31
Угловой удар. Учебная игра.
2
32
Угловой удар. Учебная игра.
2
33
Розыгрыш аута . Учебная игра.
34
35
Пенальти. Учебная игра.
Соревнование. Итоговая игра
6. Сетки футбольные - 2 шт.
7. Тренировочные стойки - 10 шт.
8. Секундомер - 1 шт.
9. Теннисные (малые) мячи - 10 шт.
2
2
2
10. Свисток судейский - 1 шт.
Используемая литература
Гриндлер К и др. Физическая подготовка футболистов. М. «Физкультура и
спорт» 1976 г.
Гриндлер К и др. Техническая и тактическая подготовка футболистов. М.
«Физкультура и спорт» 1976 г.
Заваров А.А. Футбол. Уроки профессионализма для начинающих. «СпбПитер» 2010 г.
Кук М. 101 упражнение для юных футболистов (для 12-16лет) М. «АСТ»
2003 г.
Кук М. 101 упражнение для юных футболистов (для 7-11лет) М. «АСТ» 2003
г.
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания 111 классов. М. «Просвещение» 2008 г.
Палфаи Я. Подготовка молодого футболиста. М. 1973 г.