Приложение Утверждена в составе ООП НОО МБОУ СОШ № 21 Приказ от 28.08.2024 г. №172/14 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ спортивно-оздоровительное направление «Футбол» 1-4 классы с. Краснополье ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы по футболу по содержанию является физкультурно-спортивной, по функциональному предназначению-досуговой, по форме организации - кружковой, по времени реализации -годичной. Программа разработана на основе «Комплексной программы физического воспитания», авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич. Актуальность программы состоит в том, что дети общаются между собой, получают положительные эмоции, совершенствуют двигательные навыки и действия. Получают заряд бодрости и здоровья, отвлекаются от негативных поступков во внеурочное и вечернее время. Цель: Создание условий для воспитания физически здоровой гармонично развитой личности подростков, через систематические футболом, участие в спортивных соревнованиях различного уровня Задачи: 1.Обучить технике и тактике игры в футбол. 2.Развивать морально -волевые качества. 3. Развивать и усовершенствовать физические качества: силу, выносливость, скоростные качества. 4.Дать полные теоретические сведения о развитии футбола и спорта в нашей стране и за рубежом. 5. Организовать культурный досуг учащихся. 6. Подготовка инструкторов и судей по футболу. Задачами обучающихся также являются: физическая подготовка, совершенствование спортивно-физических показателей, участие в соревнованиях. Программа предусматривает систематический контроль успеваемости и дисциплины учащихся в школе, связь с классным руководителем. Решению этих задач способствуют: 1. Привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям футболом. 2. Популяризация и развитие футбола, а также включение его в основной педагогический процесс физического воспитания учащихся. Несмотря на спортивную направленность программы её важной частью является воспитательная работа, проводимая с учащимися. 3.Формирование у воспитанников таких личностных качеств, как уверенность в себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, ответственность, трудолюбие, терпимость, доброжелательность, стойкость, мужество, общительность происходит не только в процессе учебно – тренировочных занятий и соревнований, но и при неформальном общении, в процессе проведения различных культурно – массовых мероприятий, совместных поездок и экскурсий. Участие в такого рода мероприятиях помогает подросткам преодолевать различные внутренние комплексы, развивает навыки межличностного общения, повышает интеллектуальный уровень и расширяет кругозор, воспитывает чувства дружбы и товарищество, чувство коллективизма. Программа секции направленности, так как «Футбол» физкультурно-спортивной ведущей педагогической идеей является вовлечение подростком в систематические занятия футболом и их гармоничное физическое развитие. Новизна программы состоит в том, что программа для спортивных школ адаптирована для общеобразовательной школы. Деятельность спортивной секции «Футбол» актуальна для детей и родителей так как, и те и другие заинтересованы в полноценном физическом развитии. Педагогическая целесообразность данной программы в том, что физическое развитие подростков начинается с начальной подготовки, в которой предусмотрены специальные упражнения, затем нагрузка увеличивается, совершенствуется технико-тактическая подготовка. Кроме того, обучающиеся с первого этапа подготовки активно участвуют в соревнованиях, проводимых по данному виду спорта. Сроки реализации программы. Продолжительность образовательного процесса – 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Занятия проводятся в смешенной возрастной группе. Ежегодно план работы повторяется с учётом динамики развития физической подготовки обучающихся. Форма и режим занятий. Нагрузка подбирается индивидуально для каждого обучающегося исходя из его физической подготовки и морально-волевых качеств. Так же определяется индивидуально время занятий. Каждое занятие продолжается 2 часа, из них 15 минут – теория. Время отдыха определяется индивидуально и через 45 минут, для всей группы. За год обучения общее количество часов составляет – 68 часов. В теоретической части занятий учащиеся знакомятся с развитием физкультурного движения и историей возникновения и развития футбола в России и мире, получают краткие знания по анатомии, физиологии, врачебному контролю, гигиене, сведения по тактике – технической подготовке, методике обучения и тренировке. В практической части техническая и тактическая подготовка, учебные игры 2-х сторонние с соблюдением правил игры в футбол, участие в соревнованиях, контрольные испытания, инструкторская и судейская практика. Результаты обучения по программе Критериями оценки достижения цели и задач, поставленных в данной программе, являются выполнение разрядных требований, испытаний по ОФП, результаты выступлений в соревнованиях. Ожидаемый результат обучения по данной программе предполагает: Успешную сдачу контрольных нормативов по ОФП (Приложение 1) Индивидуальный рост физподготовки учащихся Высокий уровень морально-волевых качеств и систему ценностных ориентаций. Готовность дальнейшего совершенствования спортивного мастерства в других учебных заведениях по данному виду спорта. Обучающиеся знают: - теорию игры в футбол - гигиену спортсмена - историю развития футбола Обучающиеся умеют: - владеть основами техники и тактики игры в каждой возрастной группе. - участвовать в соревнованиях разного уровня. Учащиеся смогут решать следующие жизненно-практические задачи: - правильно организовать свой досуг - вести здоровый образ жизни Воспитанник способен проявить следующие отношения: - уважительно вести себя по отношению к преподавателю и др. членам кружка - доброжелательно относиться к сопернику - уметь правильно реагировать на похвалу и критику Методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов участия в мероприятиях (соревнованиях ) педагогический мониторинг (диагностика личностного роста по итогам сдачи Формы подведения итогов представлены в виде портфолио достижений обучающихся Возраст обучающихся от 11 до 17 лет. Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа. Срок реализации программы 1 год. Формы занятий Занятия включают в себя: 1.Организационную часть, которая обеспечивает наличие спорт-инвентаря: мячей и др. 2. Разминку, при которой происходит подготовка всех функций организма к предстоящей деятельности. 3. Развитие физических качеств. 4. Отработка техники и тактики конкретного вида деятельности. 5.Подвижные игры, эстафеты. Содержание программы Теоретическая подготовка. Физическая культура и спорт в России. Развитие футбола за рубежом и в России. Сведения о строении и функциях организма человека. Общефизическая подготовка (ОФП): Бег 30 м, бег 300 м, бег 400 м 6-минутный бег, 12 минутный бег, бег 10х30 м (челночный) Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места. Специальная физическая подготовка: бег 30 м с ведением; бег 5х3 м с ведением мяча; удары по мячу на дальность правой и левой ногой по неподвижному мячу, катящемуся мячу; вбрасывание мяча на дальность. Техническая подготовка: удары по воротам на точность по неподвижному мячу правой и левой ногой с расстояния 15-17 м. Ведения мяча, обводка стоек, удары по воротам с различных точек и в движении с мячом, жонглирование мячом (на месте и в движении, ногой и головой). Для вратарей: доставание подвешенного мяча руками, кулаком; удары по мячу с рук, с разбега (на дальность), вбрасывание мяча рукой на дальность с места, с разбега. Тактическая подготовка. Тактика защиты, тактика нападения, тактика игры команды в целом, тактика игры вратаря. Групповые действия игроков, схемы 4-2-4, 4-3-3, 3-3-4, 3-4-3. Командные действия. Тактика защиты: индивидуальные действия. Выбор места игроков на поле (по схемам). Групповые действия, взаимодействия игроков на поле (нападения и защиты). Командные действия. Расстановка игроков на поле по схемам: 4-2-4, 4-3-3, 34-3. Учебные игры 2-х сторонние с соблюдением правил игры в футбол. Участие в соревнованиях. Контрольные испытания. Инструкторская и судейская практика. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования: личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Футбол» является формирование следующих умений: определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Футбол» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно; проговаривать последовательность действий; уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность; средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала; учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды; Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания. Коммуникативные УУД: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью. Результаты изучения содержания курса Дети овладеют техническими приемами и тактическими взаимодействиями, научатся играть в футбол. Узнают об особенностях зарождения, истории футбола; Узнают о физических качествах и правилах их тестирования; Узнают основы личной гигиены, причины травматизма при занятии футболом и правила его предупреждения; Сумеют организовать самостоятельные занятия футболом, а также, с группой товарищей; Сумеют организовывать и проводить соревнования по футболу в классе, во дворе. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Мяч футбольный - 10 шт. 2. Мяч набивной - 4 шт. 3. Скакалка- 10шт. 4. Беговая дорожка - 1 шт. 5. Гимнастический мат - 6 шт. Беседа «меры безопасности», «правила игры». Учебная игра. 2 3 Освоение навыков ведения. Ведение мяча со сменой ног. Учебная игра. Освоение навыков ведения. Ведение мяча со сменой ног. Учебная игра. 4 Ведение мяча по прямой. Учебная игра. 5 Ведение мяча с обводкой стоек. Учебная игра. Кол-во часов 2 2 2 2 6 7 8 9 Ведение мяча с обводкой стоек и соперником. Учебная игра. Передача и остановка мяча. Учебная игра. Передача и остановка мяча. Учебная игра Передача и остановка мяча. Учебная игра 10 Передача и остановка мяча. Учебная игра 11 Передача и остановка мяча. Учебная игра 2 2 2 2 2 2 12 Передача и остановка мяча. Учебная игра 2 13 Передача и остановка мяча. Учебная игра 14 Удары с места по воротам . Учебная игра. 15 16 17 Удары с места по воротам . Учебная игра. Удары с места по воротам . Учебная игра. 2 2 2 2 Удары с места по воротам . Учебная игра. 2 18 Удары по воротам после ведения . Учебная игра. 2 19 Удары по воротам после ведения . Учебная игра. 2 20 21 Удары по воротам после ведения . Учебная игра. Удары по воротам после ведения . Учебная игра. 22 Тактика игры в защите. Учебная игра. 23 Тактика игры в защите. Учебная игра 2 2 2 2 24 Тактика игры в защите. Учебная игра 2 25 Тактика игры в нападении. Учебная игра. 2 26 Тактика игры в нападении. Учебная игра. 2 27 Тактика игры в нападении. Учебная игра. 2 28 Штрафной удар. Учебная игра. 2 29 Штрафной удар. Учебная игра. 2 30 Штрафной удар. Учебная игра. 2 31 Угловой удар. Учебная игра. 2 32 Угловой удар. Учебная игра. 2 33 Розыгрыш аута . Учебная игра. 34 35 Пенальти. Учебная игра. Соревнование. Итоговая игра 6. Сетки футбольные - 2 шт. 7. Тренировочные стойки - 10 шт. 8. Секундомер - 1 шт. 9. Теннисные (малые) мячи - 10 шт. 2 2 2 10. Свисток судейский - 1 шт. Используемая литература Гриндлер К и др. Физическая подготовка футболистов. М. «Физкультура и спорт» 1976 г. Гриндлер К и др. Техническая и тактическая подготовка футболистов. М. «Физкультура и спорт» 1976 г. Заваров А.А. Футбол. Уроки профессионализма для начинающих. «СпбПитер» 2010 г. Кук М. 101 упражнение для юных футболистов (для 12-16лет) М. «АСТ» 2003 г. Кук М. 101 упражнение для юных футболистов (для 7-11лет) М. «АСТ» 2003 г. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания 111 классов. М. «Просвещение» 2008 г. Палфаи Я. Подготовка молодого футболиста. М. 1973 г.