Положение о классном руководстве

РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического
совета МБОУ СОШ № 21
протокол № 8 от
«28» августа 2020 г.

ОУ СОШ №21
.Ю.Пономарева
от 01.09.2020 г.)

ПОЛОЖЕНИЕ
О КЛАССНОМ РУКОВОДСТВЕ
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 21
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; инструктивно - методическими
документами Министерства образования и науки РФ об организации воспитательной работы в
общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя; Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №
373 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 14 года № 1643); Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598; Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред.
приказа Минобрнауки России от 29 декабря 14 года № 1644); Федеральным государственным
образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. приказа
Минобрнауки России от от 29 декабря 14 года № 1645), Уставом МБОУ СОШ № 21 (далее- школы)
и регламентирует работу классного руководителя.
1.2. Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, направленная на
организацию системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности
классного коллектива, создание условий для индивидуального самовыражения и развития
личности обучающихся.
1.3.
В своей деятельности классный руководитель руководствуется положениями
Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, законодательства РФ о правах ребенка и их
гарантиях, Закона «Об образовании в Российской Федерации», Семейным кодексом РФ, Законом РФ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
Федеральными государственными образовательными стандартами начального, основного общего
и среднего общего образования (далее - ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО), нормами Устава
школы, локальных актов и настоящего Положения.
1.4. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии,
гуманизма,
приоритета общечеловеческих ценностей,
жизни
и здоровья детей,
гражданственности, свободного развития личности.
1.5. Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом
директора школы. Классный руководитель должен иметь высшее или среднее профессиональное
образование без предъявления требований к педагогическому стажу.
1.6. Непосредственное руководство и координацию работы классных руководителей
осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.
1.7. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его
обязанности возлагаются на других педагогических сотрудников. Временное исполнение
обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с
соблюдением требований законодательства о труде.

1.8. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с
администрацией школы, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями
(законными представителями детей), родительским комитетом класса и общешкольным
родительским комитетом, педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогами организаторами,
Советом профилактики, социальными партнерами школы по организации внеурочной деятельности
обучающихся, представителями правоохранительных органов, органов социальной защиты,
защиты прав несовершеннолетних и т.д.
1.9. Срок данного положения не ограничен. Данное положение действует до принятия
нового.
2. Цели и задачи деятельности классного руководителя
2.1 Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый
процесс, строящийся на основе анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных
тенденций общественной жизни, личностно - ориентированного подхода к обучающимся с учетом
актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в коллективе
класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
2.2.Цель: создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся, их
успешной социализации в обществе.
2.3.Задачи:
Приоритетными задачами деятельности по классному руководству, соответствующими
государственным приоритетам в области воспитания и социализации обучающихся, являются:
1. Создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации
межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого
общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности,
коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли,
насилия, проявления жестокости;
2. Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития,
основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и
практической готовности им следовать;
3. Формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к
негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к
кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ,
способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии;
обесцениванию жизни человека и др.;
4. Формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности
за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе
России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, событий и
итогов второй мировой войны;
5. Формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях
современного общества за счёт активной жизненной и социальной позиции, использования
возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений, творческих и научных
сообществ.
3. Функции классного руководителя
Основными функциями классного руководителя являются:
3.1. Аналитико-прогностическая функция (совместно с медицинской и психолого­
педагогической службами школы), выражающаяся в:
- изучении индивидуальных особенностей, обучающихся;
- выявлении специфики и определении динамики развития классного коллектива;
- изучении и анализе состояния и условий семейного воспитания каждого ребенка;
- изучении и анализе влияния школьной среды и малого социума на обучающихся класса;

- прогнозировании уровней воспитанности, личностного развития обучающихся и этапов
формирования классного коллектива;
- прогнозировании результатов воспитательной деятельности;
- построении модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе
школы в целом;
3.2. Организационно-координирующая функция, выражающаяся в:
- координации учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в целом;
- координации формирования классного коллектива, организации и стимулировании
разнообразных видов деятельности обучающихся в классном коллективе: оказание помощи и
организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности обучающихся,
организация деятельности органов ученического самоуправления;
- организации взаимодействия деятельности с учителями - предметниками, педагогом психологом, педагогом —организатором, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским
работником школы, семьей. Выполнение роли посредника между личностью ребенка и всеми
социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся;
- содействии в организации внеурочной деятельности обучающихся, в т.ч. в получении
дополнительного образования посредствам включения их в различные творческие объединения по
интересам (кружки, секции, клубы, НОУ) как в школе, так и в учреждениях дополнительного
образования;
- участии в работе педагогических и методических советов, методических, творческих
объединений классных руководителей, административных совещаниях, Совета профилактики;
- координации выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой
внеурочной деятельности, организации участия класса в общешкольных мероприятиях во
внеучебное и каникулярное время;
- организации работы по повышению педагогической и психологической культуры
родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную деятельность,
привлечение родителей к участию в образовательной деятельности;
- заботе о физическом и психическом здоровье обучающихся;
- выявлении и учете детей социально незащищенных категорий (совместно с социальным
педагогом);
- обеспечении охраны прав и социальной защиты всех категорий, обучающихся;
- систематическом посещении неблагополучных семей в целях изучения, контроля,
коррекции ситуации и выработки совместно с родителями обучающихся единой стратегии и
тактики воспитательной работы (совместно с социальным педагогом);
- систематическом наблюдении за поведением детей «группы риска» и состоящих на
различных видах учета;
- ведении документации классного руководителя (Приложение 1);
3.3. Коммуникативная функция, выражающаяся в:
- развитии и регулировании межличностных отношений между обучающимися, между
обучающимися и взрослыми;
- оказании помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу;
- содействии созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого
отдельного ребенка;
- оказании помощи обучающимся в установлении отношений с окружающими детьми,
социумом;
- информировании обучающихся о действующих детских и молодежных общественных
организациях, и объединениях.
3.4. Контрольная функция, выражающаяся в:
- контроле за успеваемостью каждого обучающегося;
- контроле за посещаемостью учебных занятий обучающимися;
- контроле за самочувствием обучающихся;
- контроле за организацией питания обучающихся класса;

- контроле соблюдения обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка
обучающихся» и «Положения о школьной одежде и внешнем виде обучающихся»;
- контроле за состоянием закреплённого кабинета.
4. Функциональные обязанности классного руководителя
4.1. Инвариантная часть деятельности классного руководителя:
4.1.1 В рамках личностно - ориентированной деятельности по воспитанию и социализации
обучающихся в классе:
- содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого
обучающегося, в том числе путём осуществления контроля посещаемости и успеваемости;
- обеспечение включённости всех обучающихся в воспитательные мероприятия по
приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
- содействие успешной социализации обучающихся путём организации мероприятий и
видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно
значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтёрского движения,
детских общественных движений, творческих и научных сообществ;
- осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе
изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и
семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребёнка в семье;
- выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации,
оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в
том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
- выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической
помощи;
- профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления
вредных для здоровья веществ;
- формирование навыков информационной безопасности;
- содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами
мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
- поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их
способностей;
- обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе
гарантий доступности ресурсов системы образования.
4.1.2.
В рамках деятельности по воспитанию и социализации обучающихся,
осуществляемой с классом как социальной группой:
- изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
- регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование
благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической,
поликультурной среде;
- формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к
национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной
гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны; признанию
ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и
иной деятельности;
- организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия
обучающихся, в том числе их включённости в волонтерскую деятельность и в реализацию
социальных и образовательных проектов;
- выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозы
физическому и психическому здоровью обучающихся;
- профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех
форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.

4.1.3. В рамках воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся:
- привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах
обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее
благоприятных условий для развития личности каждого ребёнка;
- регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях
осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и
организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса;
- координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;
- содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных
представителей) путём организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по
вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.
4.1.4. В рамках воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим
коллективом:
- взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых
педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию с учётом
особенностей условий деятельности общеобразовательной организации;
- взаимодействие с администрацией общеобразовательной организации и учителями
учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности
обучающихся и класса в целом;
- взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами
дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их
адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных
траекторий личностного развития;
- взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного
образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности:
интеллектуально-познавательную,
творческую,
трудовую,
общественно
полезную,
художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;
- взаимодействие с педагогом-организатором, библиотекарем и педагогом дополнительного
образования по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности,
организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий;
- взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией общеобразовательной
организации по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся;
- взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками общеобразовательной
организации (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью
организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4.1.5. В рамках участия в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с
социальными партнерами:
- участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению
обучающихся;
- участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и
социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнёрства с привлечением
организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных
организаций;
- участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в
трудной
жизненной
ситуации,
с привлечением работников
социальных служб,
правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования
детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.
4.1.6. В рамках ведения и составления педагогическими работниками, осуществляющими
классное руководство, следующей документации:

- составляет план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством,
требования к оформлению которого установлены локальным нормативным актом
общеобразовательной организации.
-заполняет журнал инструктажа обучающихся по технике безопасности.
-контролирует заполнение учащимися дневников и проставление в них оценок учителями предметниками.
- ведет личные дела учащихся, в том числе размещает информацию об учащихся в
информационной системе;
- составляет социальный паспорт класса;
- готовит характеристики учащихся класса;
4.2.
В рамках вариативной части деятельности по классного руководителя
(формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации).
- организует мероприятия с целью знакомства и изучения обучающимися традиций и
национальной культуры;
- выявляет причины низкой успеваемости обучающихся и организует их устранение;
- содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему
кружков, секций, объединений, организуемых в образовательной организации;
- обеспечивает регулирование и контроль организации индивидуального обучения с
обучающимися, которым такая форма предоставлена на основании приказа по образовательной
организации;
- организует участие учащихся класса в традиционных мероприятиях образовательной
организации, с целью всестороннего развития и воспитания обучающихся.
5. Права классного руководителя
Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, с учетом локальных
нормативных актов общеобразовательной организации имеет следующие права:
5.1. Самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и
педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и
разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом
контекстных условий деятельности;
5.2. Вносить на рассмотрение администрации общеобразовательной организации,
педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения,
касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной
деятельности как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся;
5.3.
Участвовать
в
разработке
проектов
локальных
нормативных
актов
общеобразовательной организации в части организации воспитательной деятельности в
общеобразовательной организации и осуществлении контроля ее качества и эффективности;
5.4. Самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в
воспитательных мероприятиях;
5.5. Использовать (по согласованию с администрацией общеобразовательной организации)
инфраструктуру общеобразовательной организации при проведении мероприятий с классом;
5.6. Получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от
руководства и органов государственно-общественного управления общеобразовательной
организации для реализации задач по классному руководству;
5.7. Приглашать в общеобразовательную организацию родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам, связанным с осуществлением
классного руководства;
5.8. Давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и
проведении воспитательных мероприятий;

5.9. Посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по
согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с
коллективом обучающихся класса;
5.10. Защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае
несогласия с оценками деятельности со стороны администрации общеобразовательной
организации, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других
педагогических работников;
5.11. Повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и
методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.
6. Ответственность классного руководителя
6.1.
В установленном законодательством Российской Федерации порядке классны
руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время
проводимых им социально - педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод
обучающихся (воспитанников) во время проведения подобных мероприятий.
6.2.3а неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и
Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных
распоряжений директора школы, обязанностей, установленных настоящим положением, в том
числе за не использование предоставленных прав, классный руководитель несет дисциплинарную
ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
6.3.3а грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания
может быть применено увольнение.
6.4.3а применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим
и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника), а также совершение
иного аморального проступка классный руководитель может быть освобожден от выполнения
обязанностей в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ "Об образовании".
Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
6.5.3а нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических
правил организации учебно-воспитательного процесса классный руководитель привлекается к
административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным
законодательством.
6.6.3а причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с
исполнением (неисполнением) своих функциональных обязанностей классный руководитель несет
материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или)
гражданским законодательством.

7. Критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя
7.1. К критериям эффективности процесса деятельности, связанной с классным
руководством, относятся:
7.1.1.
Комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений
обозначенных в нормативных документах;
7.1.2.
Адресность как степень учёта в воспитательном процессе возрастных и личностны
особенностей детей, характеристик класса;
7.1.3. Инновационность как степень использования новой по содержанию и формам подачи
информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них форм и
методов взаимодействия, в том числе, интернет-ресурсов, сетевых сообществ, ведения блогов и
т.д.;
7.1.4. Системность как степень вовлечённости в решение воспитательных задач разных
субъектов воспитательного процесса.
7.2. Эффективным можно считать труд классного руководителя, в результате которого в
равной степени достаточно высоки показатели по всем группам критериев.
7.3. Слагаемыми эффективности работы классного руководителя являются положительная
динамика в:
,

- состоянии психологического и физического здоровья обучающихся класса;
- степени сформированности у обучающихся понимания значимости здорового образа
жизни;
- уровне воспитанности учащихся, уровне сформированности классного коллектива;
- проценте участия и посещаемости внеурочных мероприятий;
- уровне участия в учебно-воспитательных мероприятий школы, РДШ;
- степени реализации проектов «Наше классное дело»;
- проценте занятости обучающихся в различных формах внеурочной деятельности;
- рейтинге активности классного коллектива и отдельных обучающихся в мероприятиях
школы, района, округа;
- степени участия классного коллектива в работе органов ученического самоуправления.
8. Оплата труда классного руководителя
Оплата труда классного руководителя МБОУ СОШ № 21 производится согласно ст.32
п.11 и ст.54 п.4 Закона РФ "Об образовании". Образовательное учреждение в пределах
имеющихся у него средств на оплату труда работников данного образовательного учреждения
самостоятельно определяет размеры доплат, надбавок к должностным окладам, премий и
других мер материального стимулирования и закрепляет их в Положении об оплате труда
работников МБОУ СОШ № 21, в Приказе о доплатах и надбавках педагогическим работникам
МБОУ СОШ № 21, в Положении о стимулирующих выплатах работникам МБОУ СОШ № 21.

Приложение 1
к Положению о классном руководстве

Документация классного руководителя
1. План воспитательной работы класса на учебный год;
2. Социальный паспорт класса;
3. Личные дела обучающихся;
4. Протоколы родительских собраний;
5. Планы-конспекты классных часов и внеклассных мероприятий;
6. Отчеты о работе классного руководителя (по предложенной форме);
7. Анализ работы классного руководителя за учебный год;
8. Журнал регистрации инструктажа обучающихся по мерам безопасности.
9. Программа, проект воспитывающей деятельности класса «Наше классное дело»;

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».